Кудрин обнародовал программу развития россии на семь лет вперед. Россия в открытой международной торговле
(утверждена Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 3 августа 2018 г. № 39К (1260)
Основы деятельности
Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) как высший независимый орган внешнего государственного аудита (контроля) содействует развитию системы государственного управления для реализации национальных целей и задач стратегического развития.
Счетная палата образована в соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации. Состав и порядок работы Счетной палаты определяются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ "О парламентском контроле" устанавливает порядок взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты при осуществлении парламентского контроля. Бюджетные полномочия Счетной палаты закреплены также Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов аудита (1977 год) и в Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита (2007 год). Как член Международной организации высших органов аудита ИНТОСАИ Счетная палата в своей деятельности опирается на лучшую международную практику и как председатель ИНТОСАИ в 2019-2021 годах и вице-председатель в 2022-2024 годах играет ведущую роль в установлении лучших практик и разработке стандартов на мировом уровне.
Счетная палата согласно Конституции Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата участвует в осуществлении функции парламентского контроля, поддерживая таким образом прозрачность использования бюджетных средств.
Счетная палата стимулирует развитие внутреннего аудита госорганов, общественный контроль над распоряжением государственными ресурсами, через открытость развивает "чувство налогоплательщика", качественно обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства и способствует повышению ориентации деятельности органов власти на общественные интересы.
Для реализации своих функций Счетная палата тесно взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, со структурами гражданского общества и общественного контроля, а также с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работа Счетной палаты направлена на консолидацию общих сил и ресурсов в целях эффективной реализации приоритетов развития страны.
Стратегия развития Счетной палаты в 2018-2024 годах основывается на традициях и накопленном опыте, которые лежат в основе ее ежедневной деятельности, и определяет приоритетные направления развития для реализации новых задач.
Миссия Счетной палаты
Содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека
Видение
Борец за справедливость
Деятельность Счетной палаты ориентирована на то, чтобы государственные ресурсы направлялись на цели развития общества. Счетная палата устраняет возможности злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования ресурсов, чем способствует установлению справедливости.
Гарант прозрачности
Счетная палата обеспечивает информационную открытость своей деятельности, предоставляет объективную информацию о реальной ситуации в стране, содействует прозрачности системы государственного управления, подотчетности органов власти перед обществом и их ответственности за результат.
Стратегический партнер
Счетная палата помогает органам власти, государственным и общественным организациям формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей устойчивого развития.
Центр компетенций
Счетная палата как центр компетенций для органов власти выступает проводником системного развития передовых стандартов, методов и технологий государственного управления, аудита и контроля.
Ответственный работодатель
Человеческий капитал - основа профессионализма Счетной палаты. Счетная палата уделяет приоритетное внимание развитию компетенций сотрудников и созданию условий труда, которые позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого.
Цель и задачи
Стратегическая цель
Стратегической целью Счетной палаты является расширение возможностей достижения национальных целей за счет совершенствования системы государственного аудита в Российской Федерации.
Достижение цели будет измеряться набором индикаторов, отражающих:
1) долю стратегического аудита в портфеле деятельности Счетной палаты;
2) востребованность выданных Счетной палатой рекомендаций по развитию системы государственного управления, аудита (контроля);
3) оценку деятельности Счетной палаты со стороны общества и бизнеса.
Задачи
Для достижения поставленной цели Счетная палата сосредоточивается на выполнении следующих основных задач:
1) содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны;
2) содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту;
3) укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач;
4) развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям.
Приоритетные направления развития для решения задач
Задача 1. Содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны
1. Методологическое развитие стратегического аудита с опорой на аналитическую функцию.
2. Развитие собственных аналитических компетенций и инструментария, основанных на современных подходах к моделированию социально-экономического развития, прикладных методах оценки проектов и программ, предиктивных методах аудита и больших данных.
3. Осуществление независимого мониторинга показателей национальных целей.
4. Организация на базе Счетной палаты пространства экспертного взаимодействия с национальными и международными научно-исследовательскими институтами, аналитическими агентствами, общественными организациями.
Задача 2. Содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту
1. Использование риск-ориентированного подхода в планировании деятельности Счетной палаты с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления и выявления "сквозных" тем для мониторинга системных вызовов для государственного управления.
2. Внедрение на систематической основе подходов комплексного аудита при проведении экспертно-аналитических мероприятий в целях представления целостной картины функционирования органов исполнительной власти, снижения проблем координации и межведомственного взаимодействия.
3. Разработка и внедрение оценки эффективности системы стратегического управления на основе строго доказательного подхода и современного аналитического аппарата. Дополнение методологических подходов системной оценкой эффективности и долгосрочных результатов, а также влияния деятельности объекта аудита на конечный результат. Разработка и внедрение стандартов оценки программ и проектов, а также стандартов организации аналитической деятельности.
4. Развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказание им консультативной и методической помощи в проведении стратегического аудита.
Задача 3. Укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач
1. Разработка стандарта открытых данных для органов государственной власти и организаций, компании с государственным участием, включающего в себя обеспечение открытого доступа к методикам сбора и анализа данных.
2. Организация непрерывного мониторинга открытости, достоверности, полноты и качества данных в государственных информационных системах в целях оценки финансовых, коррупционных и других рисков.
3. Повышение публичности деятельности Счетной палаты, предоставление в открытых источниках информации о результатах работы Счетной палаты на доступном для всех целевых аудиторий языке.
4. Развитие инструментов открытого доступа к данным Счетной палаты, в том числе с использованием открытого кода и организацией регулярной обратной связи с пользователями данных.
5. Содействие развитию мониторинга и оценке персональных показателей эффективности руководства органов власти, государственных компаний и государственных корпораций, прежде всего в части достижения национальных целей и стратегических задач страны.
6. Развитие парламентских и гражданских инструментов публичности, подотчетности и экспертизы. Развитие механизмов общественного контроля.
Задача 4. Развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям
1. Совершенствование системы ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
2. Совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции.
3. Содействие созданию единой системы обеспечения прозрачности государственной антикоррупционной политики, в том числе раскрытию информации о лицах, уличенных в злоупотреблениях.
4. Поддержка культуры нулевой терпимости к коррупции через следование принципам независимости, честности и ответственности в своей деятельности.
Общесистемные направления развития Счетной палаты
1. Развитие методологии государственного аудита.
1.1. Применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. Развитие аналитических разработок и прикладных методов для обеспечения функции государственного аудита.
2. Развитие внутренней системы управления, кадрового обеспечения и организационной культуры Счетной палаты.
2.1. Внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) Счетной палаты как элемента системы управления и системы мотивации сотрудников.
2.2. Внедрение методологии процессного управления, практики постоянных улучшений, регулярного мониторинга эффективности процессов, отражение в системе процессов и организационном обеспечении деятельности Счетной палаты задач ее стратегического развития.
2.3. Создание внутренней системы управления знаниями для выявления и распространения лучших практик аудита.
2.4. Разработка моделей и профилей компетенций сотрудников Счетной палаты на основании ее стратегических приоритетов.
2.5. Внедрение практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников в соответствии с принятыми моделями и профилями компетенций.
2.6. Внедрение системы аттестации, основанной на модели компетенций, с использованием объективных данных об эффективности работы.
3. Внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита.
3.1. Цифровая трансформация процессов операционной деятельности Счетной палаты:
создание цифровой инфраструктуры для поддержки аудита и аналитической деятельности;
развитие дистанционных методов аудита;
совершенствование процедур и механизмов обратной связи от населения и потребителей информации на базе цифровой инфраструктуры.
3.2. Содействие цифровой трансформации системы государственного управления:
аудит эффективности и стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных;
Механизмы реализации Стратегии
Проектное управление
Выполнение задач Стратегии будет производиться в формате проектного управления. На основании представленных направлений развития Счетной палаты будет сформирована программа проектов Стратегии, что обеспечит эффективную синхронизацию проектов между собой в части их технологической взаимоувязанности, ресурсного обеспечения и сроков реализации.
Централизованная координация
Координация программы проектов Стратегии будет производиться централизованно, что обеспечит комплексный контроль выполнения проектов и согласованность решений в рамках реализации программы.
Вовлечение сотрудников
Важным принципом реализации Стратегии будет активное вовлечение сотрудников в реализацию задач Стратегии в целях последовательного внедрения проектов и практик Стратегии в ежедневную работу и организации постоянной обратной связи.
Председатель А. Л. Кудрин
Счетная палата Российской Федерации
Центр стратегических разработок (ЦСР) запустил сайт о стратегии развития страны на ближайшие шесть лет. На первом этапе Центр публикует семь стратегических приоритетов, которые позволят России добиться устойчивого экономического роста и качественного повышения уровня жизни.
Работа над предложениями началась в апреле 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина. Над планом действий трудились члены Экономического совета при президенте России, специалисты МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, РАН и других ведущих научных центров, всего более 1700 экспертов. Кроме того, мы вовлекали и самих граждан, интересовались их «болевыми точками», ездили по регионам. В ходе исследований и с помощью научных моделей эксперты рассчитали, каких результатов можно достичь по каждому из семи приоритетов.
Первый приоритет. Важен каждый
В тексте Стратегии подчеркивается, что здоровье и образование граждан, снижение бедности - главные условия развития страны. Самым первым и ключевым направлением назван приоритет «Важен каждый». Приводим его полное содержание:
Жизнь и благополучие каждого россиянина – главное богатство страны. Отсюда важнейшая задача - обеспечить достойное качество жизни и возможность самореализации для каждого гражданина. Необходимо действовать по трем направлениям: снизить смертность и увеличить продолжительность здоровой и активной жизни; поддержать право каждого человека на успех за счет обеспечения равных возможностей для актуального образования в любом возрасте; снизить бедность.
Ключевые результаты:
- Ожидаемая продолжительность полноценной жизни россиян вырастет на пять лет;
- Средний размер пенсии по старости к 2024 году будет в два раза выше прожиточного минимума, пенсии вырастут не меньше, чем на треть в реальном выражении;
- Уровень бедности в России снизится до 10% и сравняется с наиболее развитыми странами Европы. Уровень бедности среди семей с детьми сократится в 2 раза;
- Все желающие получат возможность для повышения профессиональных компетенций и квалификации.
Второй приоритет. Страна возможностей
Мы убеждены, что россияне полны предпринимательской энергии, и нужно лишь создать пространство для реализации, чтобы она воплотилась в новые начинания. У каждого гражданина должна быть возможность проявлять общественную, гражданскую и предпринимательскую инициативу, которая будет не наказываться, а поощряться. К 2024 году в России на новом уровне будет гарантирована свобода предпринимательства, обеспечена реальная конкуренция в экономике. Живая инициатива станет двигателем экономического развития страны.
Ключевые результаты:
- Число россиян, планирующих открыть свое дело, увеличится вдвое;
- Бизнес избавится от избыточных проверок со стороны государства за счет двукратного снижения числа контрольных функций;
- К 2030 году доля малого и среднего бизнеса вырастет вдвое и будет создавать 40% ВВП страны;
- Государственный сектор в экономике сократится до 25%.
Третий приоритет. Технологическая революция
У России не будет шанса войти в число глобальных лидеров, если ее экономика не получит новый двигатель - передовые технологии. Когда российская экономика ответит на вызовы технологической революции, будут созданы новые и интересные рабочие места, а предприятия будут производить востребованные и успешные продукты, которыми будет гордиться вся страна. Это шанс для России стать лидером новейших отраслей экономики и начать формировать новые направления научного и технологического развития.
К 2024 году новейшие технологии позволят решить две задачи: усовершенствовать имеющиеся производства и создать новые рынки и отрасли, где Россия будет конкурентоспособной. Российские компании полноценно включатся в мировые рынки технологий. Качество продукции государственных корпораций вырастет за счет роста конкуренции, а им самим придется стать прозрачнее и эффективнее.
Ключевые результаты:
- Российские ученые станут участниками 40% передовых глобальных
исследований, связанных с новой промышленной революцией; - Производительность труда вырастет на треть;
- Частные российские компании станут активными экспортерами - выручка
75 крупнейших из них составит 250 млрд рублей.
Четвертый приоритет. Ключевые позиции в мировой экономике
Жить за счет продажи сырья – ненадежно, ведь страна попадает в зависимость от колебаний цен. Когда Россия удвоит экспорт высокотехнологичной продукции, вырастет устойчивость экономики страны к санкциям и грядущим мировым кризисам. Продукция отечественных предприятий за счет конкуренции с импортными товарами станет более качественной и доступной для россиян.
К 2024 году Россия займет место на новых перспективных рынках, увеличит доходы бюджета за счет внешней торговли. Новые торговые соглашения с зарубежными странами откроют новые возможности для российских компаний-экспортеров. Продукция российских компаний будет конкурировать на внешних рынках, что приведет к увеличению ее качества для всех граждан страны.
Ключевые результаты к 2024 году:
- Несырьевой экспорт вырастет вдвое: с $107 млрд до $200 млрд;
- Удвоится доля России в мировом экспорте высокотехнологичных товаров;
- Экспорт услуг вырастет с $50,5 в 2016 г. до $70 млрд;
- Экспорт продовольствия вырастет более чем на 60%.
Пятый приоритет. Государство для граждан
Государство должно существовать для своих граждан и быть, в первую очередь, партнером и помощником, которому можно доверять в любой жизненной ситуации. На этот принцип должна опираться система госуправления, главной целью которой будет удовлетворение потребностей жителей страны.
К 2024 году в России появится информационная платформа, благодаря которой большинство государственных процедур будут доступны в электронной форме без обращения в ведомства и предоставления документов. Удобные и доступные госуслуги повысят уровень доверия жителей страны к органам власти. Для этого необходима выстроенная система обратной связи и четкие прозрачные стандарты работы госслужащих.
Ключевые результаты:
- 40 наиболее востребованных госуслуг для граждан и 30 услуг для бизнеса будут мгновенно предоставляться в цифровой среде;
- удовлетворенность граждан работой госслужащих вырастет до 80%;
- на 50% снизится ущерб жизни и здоровью людей от рисковых производств, при том, что издержки на контроль снизятся.
Шестой приоритет. Развитие городов и регионов
Благополучие и качество жизни сильно зависит от того, как обустроено пространство вокруг. Ощущение комфорта на своей малой родине дает возможность строить жизненную траекторию и усиливает уверенность в завтрашнем дне. Социальное и экономическое развитие регионов и городов зависит от уровня их самостоятельности и ответственности перед жителями.
К 2024 году будут пересмотрены способы управления городами и внедрены новые технологии в сфере городского хозяйства. Современная среда для жизни сделает города привлекательными для самых талантливых и предприимчивых, будет толкать вперед городскую экономику. Но и перемещаться между населенными пунктами должно быть быстро и удобно, только так россияне смогут чувствовать, что их дом – это вся страна.
Ключевые показатели:
- Время в пути из пригорода до центра крупного города сократится до одного часа;
- В полтора раза сократится число погибших в ДТП;
- Обеспеченность жильем вырастет с 25 до 30 кв м на человека.
Седьмой приоритет. Защита и справедливость
Экономические успехи невозможны и не нужны, если граждане не чувствуют себя защищенными от внешних и внутренних угроз. Нужно вернуть доверие к правоохранительной системе и завершить создание профессиональной и боеспособной армии. В какой бы ситуации не оказался гражданин, он всегда имеет право на справедливый и по-настоящему независимый суд. А если он ошибется и преступит закон, то и на второй шанс.
Ключевые показатели:
- Вырастет доверие к полиции, выраженное через количество обращений потерпевших;
- Вооруженные силы будут на 100% формироваться на контрактной основе;
- После отбывания наказания заключенные чаще будут возвращаться к полноценной жизни в обществе, будет происходить их ресоциализация, и, как следствие, повысится уровень безопасности в обществе.
Страна должна знать своих стратегов эпохи развитого путинизма. Имеем в ввиду кудринский Центр стратегических разработок и представленную им недавно «Стратегию развития страны 2018–2024», претендующую на экспертную формулировку задач нового президентского срока Путина.
Впрочем, предлагаем читателям самим составить мнение о интеллектуальной мощи этого документа, попытаться найти там пути реализации подлинных национальных интересов нашего Отечества.
ВВЕДЕНИЕ
За прошлые столетия мы одержали множество побед, но главные были добыты мощью нашего интеллекта и уникальностью творческого потенциала. Ум и талант - главные двигатели развития страны и благосостояния ее народа.
Последние годы мы живем хуже, чем могли бы, отстаем по качеству жизни. Наша экономика растет медленнее, чем могла бы. Потенциал страны и ее жителей раскрывается не в полной мере. Мы можем лучше.
Для этого стране нужны четкие цели и стратегия развития. Если составить план действий и неукоснительно придерживаться его, то мы способны многое наверстать, достичь серьезного повышения качества жизни, которое будет обеспечено ростом обновленной экономики. Поэтому в следующие шесть лет мы предлагаем определить для себя семь главных приоритетов и начать действовать.
Почему мы отстаем? Мы недостаточно вкладываемся в главное богатство страны - людей. Здоровье и образование граждан, снижение бедности - главные условия развития. Творческая инициатива людей, которые видят и используют новые возможности, - основа будущего роста. Качественные образование и медицина, неограниченные возможности для предпринимательства и личной инициативы должны стать базовыми реализованными правами каждого гражданина страны. Отсюда первые два приоритета предлагаемой стратегии - «Важен каждый» и «Страна возможностей».
Какая экономика нам нужна? К 2024 году мы должны стать привлекательной страной для каждого человека, готового и желающего трудиться. Раскрыв новые возможности граждан страны, поддержав их инициативы во всех сферах, в том числе в бизнесе и комфортной и общественной деятельности, мы сможем перейти к новому качеству российской экономики. Она станет современной и технологичной, сможет на равных конкурировать с самыми развитыми странами мира. На это обращены следующие два приоритета нашей стратегии - «Технологическая революция» и «Ключевые позиции в мировой экономики».
Как добиться успеха? Необходимо переосмыслить роль и механизмы государственного управления. Государство эффективно настолько, насколько оно полезно и удобно своим граждан, дружелюбно по отношению к ним. Оно должно не управлять всем напрямую, а только обеспечивать честные для всех правила игры. Не диктовать, а страховать от ошибок и злоупотреблений. Не выжимать ресурсы из одних сфер и регионов в другие, а разумно и аккуратно перераспределять средства, исходя из общих задач. Не карать исходя из буквы многочисленных связывающих граждан по рукам и ногам инструкций, а справедливо судить по существу. Поэтому целых три приоритета нашей стратегии посвящены задаче превращения государственной машины из архаичной в передовую: «Государство для граждан», «Развитие городов и регионов», «Защита и справедливость».
За последние десятилетия были разработаны стратегии, которые не привели к желаемым результатам. Поэтому понятно и недоверие, с которым к таким планам относятся. «Мы все это уже видели», «нас опять хотят обмануть», «жизнь из-за ваших стратегий не меняется к лучшему» - так говорят люди, когда слышат про какой-то очередной грандиозный план.
Основы деятельности
Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) как высший независимый орган внешнего государственного аудита (контроля) содействует развитию системы государственного управления для реализации национальных целей и задач стратегического развития.
Счетная палата образована в соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации. Состав и порядок работы Счетной палаты определяются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» устанавливает порядок взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты при осуществлении парламентского контроля. Бюджетные полномочия Счетной палаты закреплены также Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов аудита (1977 год) и в Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита (2007 год). Как член Международной организации высших органов аудита ИНТОСАИ Счетная палата в своей деятельности опирается на лучшую международную практику и как председатель ИНТОСАИ в 2019 - 2021 годах и вице-председатель в 2022 - 2024 годах играет ведущую роль в установлении лучших практик и разработке стандартов на мировом уровне.
Счетная палата согласно Конституции Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата участвует в осуществлении функции парламентского контроля, поддерживая таким образом прозрачность использования бюджетных средств. Счетная палата стимулирует развитие внутреннего аудита госорганов, общественный контроль над распоряжением государственными ресурсами, через открытость развивает «чувство налогоплательщика», качественно обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства и способствует повышению ориентации деятельности органов власти на общественные интересы.
Для реализации своих функций Счетная палата тесно взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, со структурами гражданского общества и общественного контроля, а также с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работа Счетной палаты направлена на консолидацию общих сил и ресурсов в целях эффективной реализации приоритетов развития страны.
Стратегия развития Счетной палаты в 2018 - 2024 годах основывается на традициях и накопленном опыте, которые лежат в основе ее ежедневной деятельности, и определяет приоритетные направления развития для реализации новых задач.
Миссия Счетной палаты
Содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека
Видение
Борец за справедливость
Деятельность Счетной палаты ориентирована на то, чтобы государственные ресурсы направлялись на цели развития общества. Счетная палата устраняет возможности злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования ресурсов, чем способствует установлению справедливости.
Гарант прозрачности
Счетная палата обеспечивает информационную открытость своей деятельности, предоставляет объективную информацию о реальной ситуации в стране, содействует прозрачности системы государственного управления, подотчетности органов власти перед обществом и их ответственности за результат.
Стратегический партнер
Счетная палата помогает органам власти, государственным и общественным организациям формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей устойчивого развития.
Центр компетенций
Счетная палата как центр компетенций для органов власти выступает проводником системного развития передовых стандартов, методов и технологий государственного управления, аудита и контроля.
Ответственный работодатель
Человеческий капитал – основа профессионализма Счетной палаты. Счетная палата уделяет приоритетное внимание развитию компетенций сотрудников и созданию условий труда, которые позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого.
Цель и задачи
Стратегическая цель
Стратегической целью Счетной палаты является расширение возможностей достижения национальных целей за счет совершенствования системы государственного аудита в Российской Федерации.
Достижение цели будет измеряться набором индикаторов, отражающих:
1) долю стратегического аудита в портфеле деятельности Счетной палаты;
2) востребованность выданных Счетной палатой рекомендаций по развитию системы государственного управления, аудита (контроля);
3) оценку деятельности Счетной палаты со стороны общества и бизнеса.
Задачи
Для достижения поставленной цели Счетная палата сосредоточивается на выполнении следующих основных задач:
1) содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны;
2) содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту;
3) укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач;
4) развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям.
Приоритетные направления развития для решения задач
Задача 1. Содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны
1. Методологическое развитие стратегического аудита с опорой на аналитическую функцию.
2. Развитие собственных аналитических компетенций и инструментария, основанных на современных подходах к моделированию социально-экономического развития, прикладных методах оценки проектов и программ, предиктивных методах аудита и больших данных.
3. Осуществление независимого мониторинга показателей национальных целей.
4. Организация на базе Счетной палаты пространства экспертного взаимодействия с национальными и международными научно-исследовательскими институтами, аналитическими агентствами, общественными организациями.
Задача 2. Содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту
1. Использование риск-ориентированного подхода в планировании деятельности Счетной палаты с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления и выявления «сквозных» тем для мониторинга системных вызовов для государственного управления.
2. Внедрение на систематической основе подходов комплексного аудита при проведении экспертно-аналитических мероприятий в целях представления целостной картины функционирования органов исполнительной власти, снижения проблем координации и межведомственного взаимодействия.
3. Разработка и внедрение оценки эффективности системы стратегического управления на основе строго доказательного подхода и современного аналитического аппарата. Дополнение методологических подходов системной оценкой эффективности и долгосрочных результатов, а также влияния деятельности объекта аудита на конечный результат. Разработка и внедрение стандартов оценки программ и проектов, а также стандартов организации аналитической деятельности.
4. Развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказание им консультативной и методической помощи в проведении стратегического аудита.
Задача 3. Укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач
1. Разработка стандарта открытых данных для органов государственной власти и организаций, компании с государственным участием, включающего в себя обеспечение открытого доступа к методикам сбора и анализа данных.
2. Организация непрерывного мониторинга открытости, достоверности, полноты и качества данных в государственных информационных системах в целях оценки финансовых, коррупционных и других рисков.
3. Повышение публичности деятельности Счетной палаты, предоставление в открытых источниках информации о результатах работы Счетной палаты на доступном для всех целевых аудиторий языке.
4. Развитие инструментов открытого доступа к данным Счетной палаты, в том числе с использованием открытого кода и организацией регулярной обратной связи с пользователями данных.
5. Содействие развитию мониторинга и оценке персональных показателей эффективности руководства органов власти, государственных компаний и государственных корпораций, прежде всего в части достижения национальных целей и стратегических задач страны.
6. Развитие парламентских и гражданских инструментов публичности, подотчетности и экспертизы. Развитие механизмов общественного контроля.
Задача 4. Развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям
1. Совершенствование системы ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
2. Совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции.
3. Содействие созданию единой системы обеспечения прозрачности государственной антикоррупционной политики, в том числе раскрытию информации о лицах, уличенных в злоупотреблениях.
4. Поддержка культуры нулевой терпимости к коррупции через следование принципам независимости, честности и ответственности в своей деятельности.
Общесистемные направления развития Счетной палаты
1. Развитие методологии государственного аудита.
1.1. Применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. Развитие аналитических разработок и прикладных методов для обеспечения функции государственного аудита.
2. Развитие внутренней системы управления, кадрового обеспечения и организационной культуры Счетной палаты.
2.1. Внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) Счетной палаты как элемента системы управления и системы мотивации сотрудников.
2.2. Внедрение методологии процессного управления, практики постоянных улучшений, регулярного мониторинга эффективности процессов, отражение в системе процессов и организационном обеспечении деятельности Счетной палаты задач ее стратегического развития.
2.3. Создание внутренней системы управления знаниями для выявления и распространения лучших практик аудита.
2.4. Разработка моделей и профилей компетенций сотрудников Счетной палаты на основании ее стратегических приоритетов.
2.5. Внедрение практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников в соответствии с принятыми моделями и профилями компетенций.
2.6. Внедрение системы аттестации, основанной на модели компетенций, с использованием объективных данных об эффективности работы.
3. Внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита.
3.1. Цифровая трансформация процессов операционной деятельности Счетной палаты:
создание цифровой инфраструктуры для поддержки аудита и аналитической деятельности;
развитие дистанционных методов аудита;
совершенствование процедур и механизмов обратной связи от населения и потребителей информации на базе цифровой инфраструктуры.
3.2. Содействие цифровой трансформации системы государственного управления:
аудит эффективности и стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных;
Механизмы реализации Стратегии
Проектное управление
Выполнение задач Стратегии будет производиться в формате проектного управления. На основании представленных направлений развития Счетной палаты будет сформирована программа проектов Стратегии, что обеспечит эффективную синхронизацию проектов между собой в части их технологической взаимоувязанности, ресурсного обеспечения и сроков реализации.
Централизованная координация
Координация программы проектов Стратегии будет производиться централизованно, что обеспечит комплексный контроль выполнения проектов и согласованность решений в рамках реализации программы.
Вовлечение сотрудников
Важным принципом реализации Стратегии будет активное вовлечение сотрудников в реализацию задач Стратегии в целях последовательного внедрения проектов и практик Стратегии в ежедневную работу и организации постоянной обратной связи.
Председатель А.Л.Кудрин
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю:
1. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
2. Правительству Российской Федерации:
а) утвердить до 1 октября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определенных пунктом 1 настоящего Указа;
б) в соответствии с национальными целями, определенными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям:
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
3. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
б) решение следующих задач:
внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;
создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;
формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.
4. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере здравоохранения исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;
увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США в год);
б) решение следующих задач:
завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;
завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров;
создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
формирование системы защиты прав пациентов;
совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.
5. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
б) решение следующих задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
6. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;
увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
б) решение следующих задач:
совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.
7. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;
кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое;
сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
б) решение следующих задач:
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;
сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн. гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
8. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;
снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;
снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;
снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности);
б) решение следующих задач:
доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;
внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);
создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.
9. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости обеспечить в 2024 году:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год;
привлечение к участию в реализации указанной национальной программы не менее 10 субъектов Российской Федерации ежегодно;
вовлечение в реализацию указанной национальной программы не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики;
б) решение следующих задач:
стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций;
сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, а также замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;
формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях;
формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.
10. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере науки исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;
обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;
опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны;
б) решение следующих задач:
создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса "мегасайенс";
обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;
создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;
формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.
11. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" обеспечить в 2024 году:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;
создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
б) решение следующих задач:
создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
12. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость:
а) укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
б) создания (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
в) обеспечения детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
г) продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра;
д) создания (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развития муниципальных библиотек;
е) создания виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации;
ж) создания условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек;
з) подготовки кадров для организаций культуры;
и) модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путем их реконструкции и капитального ремонта;
к) поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
13. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы обеспечить в 2024 году:
а) достижение следующего целевого показателя: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек;
б) решение следующих задач:
улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;
создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;
модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов;
создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
14. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны;
достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд. долларов США в год и продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд. долларов США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США в год;
формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами - членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза;
б) решение следующих задач:
ориентация промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;
сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организация (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна";
завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки;
устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, а также строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации за рубежом;
завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве, при одновременном активном использовании механизмов совместной проектной деятельности.
15. Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году:
а) развития транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" для перевозки грузов, в том числе за счет:
строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай";
увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;
развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн. тонн;
сокращения времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней, и увеличения объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;
формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров;
увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн. тонн;
увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;
б) повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе за счет:
поэтапного развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами - центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;
реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов;
создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами;
увеличения пропускной способности внутренних водных путей;
в) гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счет:
электрификации транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг", включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали, во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры;
развития централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития;
устойчивого энергоснабжения потребителей на территориях субъектов Российской Федерации, прежде всего Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
развития распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удаленных и изолированных энергорайонах;
внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.
16. Правительству Российской Федерации:
а) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов (программ), названных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Указа;
б) обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию национальных проектов (программ), названных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Указа.
17. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Обзор документа
Определены национальные цели развития России на период до 2024 г.
Должен быть обеспечен устойчивый естественный рост численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни должна повыситься до 78 лет (к 2030 г. - до 80 лет). Реальные доходы граждан должны расти, как и уровень пенсионного обеспечения, который будет превышать уровень инфляции. Уровень бедности в России снизится в 2 раза. Улучшение жилищных условий запланировано для не менее чем 5 млн семей ежегодно. Ставки по ипотечным кредитам должны снизиться до уровня менее 8%.
Необходимо достичь 100% доступности уже к 2021 г. дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Должен быть ликвидирован кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Предполагается, что Россия войдет в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Количество организаций, осуществляющих технологические инновации, должно увеличиться до 50% от их общего числа. Необходимо ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Предполагается, что Россия войдет в число 5 ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
Внутренние затраты на развитие цифровой экономики увеличатся не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г.
Россия должна войти в число 5 крупнейших экономик мира. При этом темпы экономического роста должны превышать мировые, а инфляция должна сохраниться на уровне не более 4%.
В базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, необходимо создать высокопроизводительный экспортно-ориентированный сектор.
Определены ключевые направления, по которым должны быть разработаны национальные проекты (программы). Их общее число - 12: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автодороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малый и средний бизнес и поддержка ИП; международная кооперация и экспорт.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.