Куда перешел володин алексей сергеевич. Смотреть что такое "Алексей Володин" в других словарях
Алексей Володин
Алексей Володин | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
Алексей Сергеевич Володин |
Дата рождения | |
Страна |
Россия |
Профессии | |
Инструменты | |
www.alexeivolodin.com |
Алексе́й Серге́евич Воло́дин (17 июня , Ленинград) - российский пианист .
Алексей Володин родился в 1977 году в Ленинграде. Учился у Ирины Чаклиной, Татьяны Зеликман и Элисо Вирсаладзе , по классу которой окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру. В 2001 он продолжил образование в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Международная карьера музыканта начала стремительно развиваться после победы на Международном конкурсе пианистов им. Гезы Анды в Цюрихе (Швейцария) в 2003 году.
Алексей Володин – один из самых ярких представителей русской фортепианной школы. Виртуоз и мыслитель, Алексей Володин обладает собственным исполнительским стилем, в котором нет места расчету на внешний эффект. Его игра отличается четкостью, выдержанностью манеры исполнения произведений различных стилей и эпох. Пианист регулярно выступает на самых известных концертных площадках мира, в числе которых: Концертгебау (Амстердам), Тонхалле (Цюрих), Линкольн-центр (Нью-Йорк), Театр Елисейских полей (Париж), барселонский Дворец музыки, Берлинская филармония, Альте-опер (Франкфурт), Геркулес-зал и культурный центр Гаштайг (Мюнхен), Концертхаус (Вена), Ла Скала и Зал Верди (Милан), Сиднейская опера (Австралия), Сантори-холл (Токио) и другие.
Алексей Володин сотрудничает со многими прославленными оркестрами, среди которых: Нью-Йоркский филармонический оркестр , Лондонский симфонический оркестр , Лейпцигский оркестр Гевандхауз , Филармонический оркестр Ла Скала, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Оркестр Романской Швейцарии, цюрихский оркестр Тонхалле и Национальный оркестр Франции. Он выступал под управлением таких выдающихся дирижеров, как Валерий Гергиев , Владимир Федосеев , Василий Синайский , Михаил Плетнев , Лорин Маазель , Риккардо Шайи , Дэвид Цинман, Герд Альбрехт, Карло Рицци, Семен Бычков и Марек Яновский.
Пианист был участником самых престижных фестивалей мира, в числе которых Фестиваль Радио Франции и фестиваль в Ла Рок Д" Антерон (Франция), фестивали в Вербье и Люцерне (Швейцария), Фортепианный фестиваль в Руре (Германия), фестиваль «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург) и Московский Пасхальный фестиваль.
Записи артиста выпущены фирмами Live Classics (Германия), ABC Classics(Австралия) и Challenge Records (Нидерланды).
Алексей Володин является эксклюзивным артистом фирмы Steinway&Sons .
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Музыканты по алфавиту
- Родившиеся 17 июня
- Родившиеся в 1977 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Пианисты по алфавиту
- Пианисты России
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Цытович, Алексей Владимирович
- Волченков, Алексей Алексеевич
Смотреть что такое "Алексей Володин" в других словарях:
Володин - Список известных носителей женщин см. Володина. Володин русская фамилия. Володин, Александр Владимирович (1897―1966) ― советский кларнетист, профессор Московской консерватории Володин, Александр Иванович (1933―2004) ― российский историк… … Википедия
Людоговский, Алексей Петрович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Людоговский. Алексей Петрович Людоговский Дата рождения: 1840 год(1840) Дата смерти: 1882 год(1882) … Википедия
Русский хип-хоп - Русский рэп R B Направление: хип хоп, популярная музыка, R B Истоки: хип хоп Место и время возникновения: Россия, 1985 е Родственные … Википедия
Aleksey Volodin
Alexei Volodin - Alexei Wolodin (russisch Алексей Володин, wiss. Transliteration Aleksej Volodin, häufig auch in der Schreibweise Alexei Volodin; * 17. Juli 1977 in Leningrad) ist ein russischer Pianist. Im Alter von zehn Jahren wurde Alexei Wolodin in die… … Deutsch Wikipedia
Дело Pussy Riot - … Википедия
Alexei Wolodin - (russisch Алексей Володин, wiss. Transliteration Aleksej Volodin, häufig auch in der Schreibweise Alexei Volodin; * 17. Juli 1977 in Leningrad) ist ein russischer Pianist. Im Alter von zehn Jahren wurde Alexei Wolodin in die Gnessin Spezial… … Deutsch Wikipedia
Конкурс пианистов имени Гезы Анды - (фр. Concours Géza Anda) международный конкурс академических пианистов, проходящий каждые три года начиная с 1979 г. в швейцарском городе Цюрих. Носит имя пианиста Гезы Анды, жившего в Цюрихе более 30 лет. Победитель конкурса получает… … Википедия
Конкурс имени Гезы Анды - Конкурс пианистов имени Гезы Анды (фр. Concours Géza Anda) международный конкурс академических пианистов, проходящий каждые три года начиная с 1979 г. в швейцарском городе Цюрих. Носит имя пианиста Гезы Анды, жившего в Цюрихе более 30 лет.… … Википедия
Кадин, Марк Львович - Марк Кадин Полное имя Марк Львович Кадин Дата рождения 28 апреля 1965(1965 04 28) (47 лет) Место рождения Краматорск, Донецкая обл … Википедия
Начал заниматься музыкой с девяти лет в вечерней музыкальной школе. Переехав в Москву в 1987 году, поступил в ДМШ № 21 (класс И. А. Чаклиной), а затем в Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Т. А. Зеликман).
В 1999 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу Элисо Вирсаладзе , а в 2001 году под её же руководством - аспирантуру, после чего был принят в Международную фортепианную академию, основанной фондом Theo Lieven (Комо, Италия), где стажировался в 2001-2002 г.
Ещё в годы учебы Алексей Володин стал лауреатом нескольких международных конкурсов: Paloma O’Shea, Santander (Испания, 1998); Sydney International piano Competition (Австралия, 2000) - и победителем конкурсов Ennio Porrino, Cagliari (Италия, 2001), но особую известность он приобрёл после победы на Международном конкурсе Geza Anda , Цюрих (Швейцария, 2003), которая принесла музыканту ряд ангажементов в пианистических сериях и выступлений с известными оркестрами - с цюрихским оркестром Tonhalle, Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Венским камерным оркестром, филармоническим оркестром Северо-германского радио (NDR), Национальным оркестром Капитолия Тулузы и другими.
Концерты Алексея Володина проходят с успехом на крупнейших сценах мира: Концертгебау (Амстердам) , Тонхалле (Цюрих), Линкольн-центр (Нью-Йорк) , Театр Елисейских полей (Париж) , Барселонский Дворец музыки, Берлинская филармония , Альте-опер (Франкфурт), Вигмор Холл (Лондон), Геркулес-зал и культурный центр Гаштайг (Мюнхен), Концертхаус (Вена), Ла Скала и Зал Верди (Милан), Сиднейская опера , Сантори-холл (Токио), Муниципальный театр Сантьяго, Большой зал Московской консерватории и др.
Музыкант выступает со многими известными оркестрами, среди которых Нью-Йоркский филармонический оркестр , Лондонский симфонический оркестр , Лейпцигский оркестр Гевандхауз , Филармонический оркестр Ла Скала, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), Симфонический оркестр России , Оркестр Мариинского театра , Российский национальный оркестр , Оркестр Романской Швейцарии , Цюрихский оркестр Тонхалле и Национальный оркестр Франции ; с пианистом сотрудничают такие дирижёры, как Вероника Дударова , Валерий Гергиев , Владимир Федосеев , Василий Синайский , Михаил Плетнев , Лорин Маазель , Риккардо Шайи , Дэвид Цинман, Герд Альбрехт, Карло Рицци, Семен Бычков и Марек Яновский.
Алексей Володин принимает участие в таких международных фестивалях и пианистических сериях, как Фестиваль Радио Франции, Фестиваль в Ла Рок Д" Антерон (Франция), Фестивали в Вербье и Люцерне (Швейцария), Фортепианный фестиваль в Руре (Германия), фестиваль «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), Пасхальный фестиваль, World pianist series (Великобритания), Meesterpianisten (Нидерланды).
Алексей Володин продолжает активно расширять репертуар, значительное место в котором уже занимают произведения
Главой Департамента автомобильной промышленности в Минпромторге РФ стал Алексей Володин, человек из автопрома. На эту должность он перешел с поста вице-президента по продажам «Группы ГАЗ», которую занимал с марта 2016 года. Ранее работал в группе компаний «Соллерс», а также в подразделениях General Motors в России и Германии.
Чем будет заниматься Департамент автопрома и когда в итоге заработает новая методика оценки локализации? Первое интервью на новой должности Алексей Володин дал аналитическому агентству «АВТОСТАТ».
Алексей Сергеевич, на каком этапе находится процесс формирования Департамента, чем именно он будет заниматься, какие вопросы курировать (автопроизводство, автокомпоненты, продажи/дилерские сети, меры господдержки и др.)?
Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения образован в сентябре 2016 года. Ранее автомобильная промышленность относилась к сфере ответственности Департамента транспортного машиностроения Минпромторга России.
Однако, в связи с тем, что отрасль и находится в процессе формирования, она требует к себе повышенного внимания со стороны государства. По этой причине автомобильная промышленность была выделена в отдельный Департамент, к сфере ответственности которого относятся две отрасли. Департамент курирует все вопросы, которые вы перечислили.
- Каковы первоочередные цели, которые стоят лично перед Вами на новом посту?
Моя главная задача - сформировать устойчивую, конкурентоспособную автомобильную промышленность. Способную конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках, что обеспечит стабильную, интересную, хорошо оплачиваемую работу сотрудникам отрасли, а также укрепит имидж и влияние России.
Автомобильная промышленность имеет очень высокий, так называемый, «мультипликативный эффект»: на 1 сотрудника автомобильного завода приходится минимум 6 сотрудников в смежных отраслях (поставщики комплектующих 1-2-3 уровней, логистические операторы, сотрудники дилерских сетей и т.д.). В некоторых европейских странах этот эффект доходит до 9, поскольку у них выше уровень локализации.
Представляете, какой перед нами еще потенциал развития, какие горизонты открывает автопром перед страной?
Правда ли, что стратегия была направлена на доработку и какие конкретно вопросы, по Вашей оценке, требуют дополнительной проработки?
Правда. В доработке нуждаются некоторые целевые параметры Стратегии. Однако, суть Стратегии уже определена: мы точно знаем, в каких направлениях идти. Это повышение уровня локализации компонентной базы, активное развитие на экспортных рынках и «опережающее» технологическое развитие (например, электротранспорт, беспилотное движение и пр.).
Когда будут приняты новые правила промсборки («промсборка-3») и какие новые требованиям к производителям (уровень локализации, объемы экспорта и т.д.) здесь предусмотрены?
Институт «промсборки» свою важную и очень полезную роль (привлечение иностранных инвесторов и становление российских новых автомобильных кластеров) выполнил. Мы приобрели большой опыт в современном автомобилестроении и понимаем, что нужно двигаться дальше.
Вы абсолютно правы: нам нужны именно такие КПЭ (ключевые показатели эффективности - прим. ред.), как уровень локализации и экспорт. Они и лягут в основу нового режима, как бы он ни назывался.
В первую очередь, нужно точнее определить фактический уровень локализации производимых в России автомобилей. У меня есть вопросы к существующей методике, разработанной в свое время Минэкономразвития РФ. Я уже дал поручение НАМИ проверить ее состоятельность и актуальность.
Я хочу изменить методику расчета , в принципе: уйти от таможенной стоимости к фактической оценке реально локализованных в России материалов, по нескольким компонентным группам. Например: какой бампер считать локализованным в России: тот, который отлит и окрашен в России? Или который отлит из российского пластика и окрашен российской краской? И так далее.
- Как это возможно сделать?
Поскольку компонентов много, их нужно сгруппировать по нескольким ключевым направлениям и определить для каждого требования по глубине локализации. Именно такая задача поставлена перед НАМИ - подготовить предложения по методике оценки фактического уровня локализации произведенных в России автомобилей.
Мы должны предложить инвесторам понятные, прозрачные и долгосрочные меры государственной поддержки, чтобы они смогли качественно посчитать свои бизнес-планы и защитить их в своих штаб-квартирах или перед собственниками бизнесов.
- Все это перспектива какого времени?
Если методика будет одобрена и решение по переходу на такой режим оценки будет принято, то у нас срок оценить всех - до конца действия актуальных соглашений о Промсборке (т.е. 1 - 2 года).
- Все ли автопроизводители готовы поддержать такую инициативу?
Нужно понимать, что это предложение затрагивает интересы некоторых иностранных производителей, которым не выгодно переносить производство компонентов в Россию из своих стран.
Я допускаю определенный уровень сопротивления и набор серьезных противников такого решения.
- Не рассматривается ли в качестве меры господдержки использование « материнского капитала» для приобретения автомобиля? Обсуждается ли такая возможность?
Рассматривалось, но пока не принято по причине сложных механизмов контроля за эффективностью данной меры. Но мы работаем над этим вопросом.
Алексе́й Сергеевич Володин (17 июля 1977, Ленинград) - российский пианист, эксклюзивный артист фирмы «Steinway&Sons».
Начал заниматься музыкой с девяти лет в вечерней музыкальной школе. Переехав в Москву в 1987 году, поступил в ДМШ № 21 (класс И. А. Чаклиной), а затем в Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Т. А. Зеликман).
В 1999 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу Элисо Вирсаладзе, а в 2001 году под её же руководством - аспирантуру, после чего был принят в Международную фортепианную академию, основанной фондом Theo Lieven (Комо, Италия), где стажировался в 2001-2002 г.
Ещё в годы учебы Алексей Володин стал лауреатом нескольких международных конкурсов: Paloma O’Shea, Santander (Испания, 1998); Sydney International piano Competition (Австралия, 2000) - и победителем конкурсов Ennio Porrino, Cagliari (Италия, 2001), но особую известность он приобрёл после победы на Международном конкурсе Geza Anda, Цюрих (Швейцария, 2003), которая принесла музыканту ряд ангажементов в пианистических сериях и выступлений с известными оркестрами - с цюрихским оркестром Tonhalle, Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Венским камерным оркестром, филармоническим оркестром Северо-германского радио (NDR), Национальным оркестром Капитолия Тулузы и другими.
Концерты Алексея Володина проходят с успехом на крупнейших сценах мира: Концертгебау (Амстердам), Тонхалле (Цюрих), Линкольн-центр (Нью-Йорк), Театр Елисейских полей (Париж), Барселонский Дворец музыки, Берлинская филармония, Альте-опер (Франкфурт), Вигмор Холл (Лондон), Геркулес-зал и культурный центр Гаштайг (Мюнхен), Концертхаус (Вена), Ла Скала и Зал Верди (Милан), Сиднейская опера, Сантори-холл (Токио), Муниципальный театр Сантьяго, Большой зал Московской консерватории и др.
Музыкант выступает со многими известными оркестрами, среди которых Нью-Йоркский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Лейпцигский оркестр Гевандхауз, Филармонический оркестр Ла Скала, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), Оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Оркестр Романской Швейцарии, Цюрихский оркестр Тонхалле и Национальный оркестр Франции; с пианистом сотрудничают такие дирижеры, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Василий Синайский, Михаил Плетнев, Лорин Маазель, Риккардо Шайи, Дэвид Цинман, Герд Альбрехт, Карло Рицци, Семен Бычков и Марек Яновский.
Алексей Володин принимает участие в таких международных фестивалях и пианистических сериях, как Фестиваль Радио Франции, Фестиваль в Ла Рок Д" Антерон (Франция), Фестивали в Вербье и Люцерне (Швейцария), Фортепианный фестиваль в Руре (Германия), фестиваль «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), Пасхальный фестиваль, World pianist series (Великобритания), Meesterpianisten (Нидерланды).
Алексей Володин продолжает активно расширять репертуар, значительное место в котором уже занимают произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шумана, Шопена, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Капустина, а также более 40 фортепианных концертов. Дискография пианиста включает записи Шопена, Скрябина, Равеля, Шумана, Бетховена, Чайковского, Рахманинова под лейблами Live Classics (Германия), ABC Classics (Австралия) и Challenge Records (Нидерланды).
В 2012 году пианист стал членом жюри Международного конкурса Geza Anda (Цюрих, Швейцария).
В настоящее время Алексей Володин проживает в Испании; генеральный менеджмент артиста осуществляет крупнейшее европейское агентство Harrison&Parrot (Великобритания).