Кто учит нас «играть по правилам»? Немецкий социолог К.Манхейм утверждает:быть молодым означает стоять на краю общества,быть во многих отношениях аутсайдером!расскройте это положение I. Социологическая функция молодежи в обществе
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
Молодежь в современном обществе (к § 13 «Молодежь в современном обществе»)
Что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь - это оживляющий посредник.
Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым. Все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалась ошибочной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.
С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка. Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. ...
С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. У молодежи еще нет закрепленных законом интересов ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo . На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке - они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайдера - гораздо более важный фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества, таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий - поэты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать движение.
Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М., 1994. - С. 445-446.
Вопросы и задания. 1) Какие черты, по мнению автора, являются характерными для молодежи? 2) Какой фактор автор считает решающим в определении возраста половой зрелости? Приведите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения. 3) С позицией каких других групп и индивидов совпадает социальная позиция молодежи? Чем автор объясняет причины этого совпадения? 4) Автор утверждает, что «молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». Чем автор объясняет потенциальную готовность молодежи к любому начинанию? 5) Как вы считаете, можно ли отнести характеристики молодежи, названные автором, к объективным признакам? Аргументируйте свою точку зрения. 6) По мнению большинства современных социологов, возраст молодости начинается примерно в 16 лет и заканчивается в 30 лет. Чем они объясняют наступление возраста зрелости? Совпадает ли позиция автора с позицией ученых-социологов?
Сопоставьте высказывания двух ученых.
1. Теперешняя западная молодежь не отличается ни агрессией «шестидесятников», ни их претензиями на роль культурного лидера. Похоже, что эстафета западных «мальчиков» 60-х гг. (XX в. - Прим. ред.) перешла к нашим «детям перестройки». Во всяком случае, налицо определенная конфронтация поколений, одним из самых выразительных символов которой стала, как в прошлом на Западе, музыкальная рок-культура. В то время как на Западе рок утратил свою бунтарскую роль и вошел в музыкальный обиход, заняв свое место в ряду других музыкальных стилей, у нас он несет идеологическую нагрузку эпатирующего социокультурного протеста. Неясно только, обладает ли наше молодое поколение такими же культурно-творческими потенциями, как молодые радикалы 60-х гг. (XX в. - Прим. ред.), и если предположить, что обладает, позволят ли обстоятельства проявиться им в полной мере.
2. По поводу молодых неформалов могу сказать следующее. У протеста цель - убрать, уничтожить и т. д. А когда протестуют неформалы, то они абсолютно не следуют цели отменить то, против чего они якобы протестуют. Они преследуют только одну цель: спровоцировать людей, чтобы они приняли участие в этом цирке, что мы и делаем и включаемся в их сценарий, изображая там роль врага, которая необходима по их сценарию. Так что протест несерьезный не только в плане своих последствий, но и по своим изначальным целям. Его цель - развлечь себя, позлить окружающих и, безусловно, принять участие в этой структуре. Общество должно быть уже не просто глупым, а шизофреническим, чтобы воспринимать такой протест как нечто, с чем оно, общество, должно бороться.
Вопросы и задания. 1) Чем различается позиция этих ученых в оценке положения молодежи в современном мире? 2) Есть ли что-то общее в их оценке положения молодежи в современном мире? 3) С чьей позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения. 4) Есть ли что-либо верное в оценке молодежи автором, с которым вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.
4.1. Лев Николаевич Толстой в биографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» рассказывает: «...Моя дружба с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию... Но до сих пор... жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком... Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни...»
1) Что социологи считают началом молодости? Как вы считаете, можно ли сказать, что началом молодости для героя повести Л. Н. Толстого стал новый взгляд на жизнь? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на известные вам сведения из курса обществознания и свой жизненный опыт.
2) Какиепредставленныевышеидеи,высказанные Карлом Манхеймом, нашли подтверждение в приведенном отрывке из биографической повести Л. Н. Толстого?
4.2. Конфликт между поколением отцов и поколением детей стар как мир. Раскройте его причины, используя текстКарлаМанхейма.Опираясь на свой жизненный опыт, покажите пути преодоления данного конфликта.
4.3. Карл Манхейм утверждает, что правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать молодежное движение. Приведите примеры из истории и жизнисовременногообщества,когдаправящиекруги влияли на развитие молодежного движения. Всегда ли данное влияние оказывало положительное воздействие на отдельную личность и общество в целом?
Споры о молодежи существовали во все века, существуют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные. С какой из представленных точек зрения вы согласны?
Молодежь не может быть консервативной, она всегда прогрессивна?
Асоциальное поведение молодых людей - это протест против отживших общественных норм?
Основная причина конфликта между отцами и детьми в том, что поколение детей более образованно по сравнению с поколением отцов?
Единой молодежной субкультуры не существует?
Проект предложений к Закону о молодежи.
7.1. Проблемы современной молодежи России.
7.2. Молодежные движения в современной России.
8.1.Ты хочешь от отца наследства? Это - знанье. Другое ты в полдня прокутишь достоянье.
(С. Ширази)
8.2.Кто в детстве не получит воспитанья, Не будет счастья в жизни знать потом. (С. Ширази)
Социологи провели исследование того, что хотят взрослые от детей. Данные этого опроса приведены в таблице.
1) Проанализируйте: каковы приоритеты большинства взрослого населения страны.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
2) Что вас удивило? Почему?
3) Каковы приоритеты молодых людей вашего окруже ния: в чем они совпадают с приоритетами взрослых людей, в чем расходятся?
5) Используя курс обществознания и свой жизненный опыт, объясните:
а) в чем причина различий требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе; б) в чем причина совпадения требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе.
Проблема молодежи в современном обществе имеет два аспекта, которые можно сформулировать следующим образом: что может дать нам молодежь и что может ждать от нас молодежь.
Здесь я попытаюсь дать ответ только на первый вопрос: в чем значение молодежи в обществе, какой вклад может она внести в жизнь общества. Сама формулировка вопросов показывает, что социологический подход к проблеме молодежи является новым в двух отношениях. Во-первых, социология больше не рассматривает образование и обучение как чисто надвременные или вневременные методы, а придает большое значение конкретному характеру общества, в котором воспитывается молодежь и в жизнь которого она должна
будет внести свой вклад. Конечно, в психологии и социологии образования есть общие элементы, однако картина будет достаточно полной лишь тогда, когда общий подход будет сочетаться с анализом исторической обстановки и конкретных условий, в которых придется действовать молодежи.
Во-вторых, новизна подхода заключается в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. Это значит, что ответ на вопрос, чему и как надо учить молодежь, в большой степени зависит от характера того вклада, который ожидает от молодежи общество. В рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества. Современные методы образования, впервые в последние десятилетия признавшие права молодежи и ее истинные потребности, достаточно разумны, но все же ограничены и односторонни, так как преувеличивают значение потребностей молодежи, не уделяя должного внимания нуждам общества. Современное образование с его экспериментальными школами часто уподоблялось состоятельным родителям, которые, стремясь сделать жизнь своих детей легкой и обеспечить их всем необходимым, балуют их, снижая тем самым возможность приспособления к неблагоприятной ситуации. «Век ребенка» провозгласил, что каждый период жизни самостоятелен и имеет свои права, и тем самым оставил без внимания очень важные факторы, обеспечивающие взаимодействие между возрастными группами и обществом.
В то время как старая авторитарная система образования была слепа к психологическим и жизненным потребностям ребенка, либерализм со своим laissez-faire разрушил здоровое равновесие между индивидом и обществом, сосредоточив свое внимание лишь на индивиде и игнорируя конкретное окружение общества в целом, в которое этот индивид должен внести свой вклад.
I. Социологическая функция молодежи в обществе
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, как, например, в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы или движения, которые влияют на ход событий. Перед первой мировой
войной в Германии возникло стихийное молодежное движение, которое не поддерживалось и не поощрялось официальными группами и институтами, управляющими страной. В Англии тогда не было подобной организации молодежи, в то время как во Франции она была, но в меньшем масштабе 8 . В России, нацистской Германии, фашистской Италии и Японии сегодня существуют созданные государством монополистические организации молодежи, носящие милитаристские черты 9 . Ни в Англии, ни в каких других демократических странах нет ничего подобного. Проблема состоит в том, что, хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь -это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Наилучшее подтверждение этого тезиса мы имеем в сегодняшней ситуации военного времени, когда выживание каждой страны определяется мобилизацией ее скрытых ресурсов. Победа зависит от использования каждого безработного, от применения женского труда в промышленности и получения прибыли от капитала. Однако победа связывается также с использованием психологических резервов, существующих в каждом человеке и в каждой нации; с мобилизацией смелости, готовностью к самопожертвованию, выносливостью и инициативой. В этом смысле можно провести аналогию между социальным и человеческим организмами. Физиология свидетельствует о том, что любой орган человеческого тела обычно работает на одну восьмую своей мощности, а семь восьмых составляют его резерв. В так называемых нормальных условиях этот резерв является скрытым, в случае же внезапного кризиса или при необходимости перестройки основных позиций выживание организма зависит от способности быстрой и правильной мобилизации этих скрытых ресурсов.
Нетрудно угадать, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся
к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития. В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ или революций. И в том, и в другом случае это должна делать молодежь. Пожилое и среднее поколение может только предсказать характер грядущих изменений, творческое воображение этих поколений можно использовать для формирования новой политики, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которые старшее поколение признает лишь теоретически. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Мобилизация этого жизненного ресурса во многом напоминает процессы, происходящие в человеческом организме. Согласно современной биологии, самый важный физиологический процесс состоит в преобразовании действия в функцию. Так, ребенок делает огромное количество беспорядочных движений, которые представляют собой не что иное, как проявление энергии. В процессе роста, накопления опыта, тренировки и обучения эти бессистемные движения путем интеграции и координации преобразуются в функциональную деятельность. То же самое происходит и в обществе. В нем много скрытых неиспользуемых видов деятельности. Чувства, эмоции и мысли получают социальное значение лишь тогда, когда они интегрированы. Приведу пример. Общеизвестно, что самое большое порабощение, которое когда-либо знала история, испытывали вовсе не рабы, крепостные или наемные рабочие, а женщины в патриархальном обществе. Однако страдания и возмущение этих женщин не имели смысла на протяжении многих тысяч лет, пока они были страданиями миллионов отдельно взятых женщин. Их негодование сразу приобрело социальный смысл, когда они объединились в движение суфражисток, и это привело к изменению наших взглядов на место и функции женщины в современном обществе. Точно так же недовольство угнетенных классов (таких, как крепостные, рабы и наемные рабочие) не имело социального значения, пока оно было недовольством отдельных людей. И лишь когда оно было интегрировано в движение, которое попыталось сформулировать основу для конструктивной критики, можно было констатировать, что бессистемные чувства и действия были преобразованы в социальные функции.
Этот пример убедительно показывает, что скрытые резервы могут быть мобилизованы и творчески интегрированы в жизнь общества с помощью особых форм. Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто-напросто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь - это оживляющий посредник.
Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалось ошибочной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на. те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать сначала.
С нашей точки зрения, одним из таких элементов помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка. Современная психология и социология молодежи 10 учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. В конце концов этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Доказано, что примитивные общества не знали интеллектуальных конфликтов молодежи, поскольку там не было существенных расхождений между нормами поведения в семье и в обществе в целом. Более конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство - естественный результат ее неопытности. Для нашего анализа важно не столько конфликтное самосознание молодежи, сколько тот факт, что молодежь смотрит на конфликты современного общества как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе.
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. До наступления половой зрелости ребенок живет в семье и его взгляды формируются в соответствии с эмоциональной и интеллектуальной -традицией семьи. В период юношества он вступает в первые контакты с соседским окружением, обществом и
некоторыми сферами общественной жизни. Подросток находится, таким образом, не только биологически на стадии брожения, созревания, но и социологически попадает в новый мир, обычаи, привычки и система ценностей которого отличаются от того, что он знал раньше. То, что для него вызывающе ново, воспринимается взрослыми как нечто привычное и само собой разумеющееся. Такое проникновение в общество извне заставляет молодежь симпатизировать динамичным социальным движениям, которые выражают недовольство существующим положением вещей по совершенно иным причинам. У молодежи еще нет закрепленных законом интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo. На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке - они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайдера - гораздо более важный фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества 11 , таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий - поэты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать в движение.
Подытожим результаты нашего исследования: молодежь - важная часть скрытых резервов, присутствующих в каждом обществе. Социальная структура определяет, будут ли эти резервы и какие из них мобилизованы и интегрированы в функцию. Подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. И наконец, статичные или медленно изменяющиеся традиционные общества обходятся без мобилизации и интеграции этих ресурсов, даже скорее подавляют их, в то время как динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовать их.
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
К школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.
Проверьте себя
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-
Туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?
2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро
левого конфликта.
3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли се
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен
ностям и нормам? Укажите их.
4. В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При
ведите примеры.
5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?
6. Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация.
¦¦ЁТермины: авторитет, престиж, манипуляция.
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста
туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусноролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным? Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого конфликта. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их. В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод? Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций вам представляется более убедительной и почему? Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?
Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902-1979).