Кто такой виктор шендерович. Биография
Виктор Шендерович в любимой кофейне Нью-Йорка. Фото: Павел Терехов
Шендерович приехал в Америку с «Блокадой мозга». В новой книге сатирик, по собственному признанию, впервые выступает “хроникером конца” и описывает катастрофу путинского режима. ForumDaily встретился с автором в Нью-Йорке, откуда он отправился в тур по шестнадцати городам Америки. Известный публицист и просто любимый в народе “кукольщик” рассказал о том, кто теперь «новые русские”, как окончилась “колбасная эмиграция”, зачем Путин блефует, и почему в Нью-Йорке нельзя быть чужим.
Как часто бываете в Штатах?
Так сложилась жизнь, что когда-то я был глухо не выездной, сегодня в каком-то смысле не въездной. Поэтому привычным уже образом я езжу в Париж или Нью-Йорк, Мюнхен или Ванкувер, но афишный концерт в Петербурге, Москве или Екатеринбурге для меня сегодня недосягаем. В этом есть какой-то забавный парадокс.
Вы обращаетесь к русскоязычной публике, или к “нерусским” американцам тоже?
Ну, конечно же, к русским. Была пара забавных случаев, когда, к примеру, газета Los-Angeles Times брала у меня интервью, и журналист, узнав, что у меня будут концерты, дал рекламу. Не было указано, что вечер будет на русском. И туда пришла пожилая американская пара. Для них это это был сильный антропологический опыт — они посреди Лон-Анжелеса оказались среди огромного количества русских. С большим интересом и уважением просидели два часа. Но такая история больше походит на анекдот, чем на норму.
Ваше отношение к эмиграции: трусость — мол, хорошо критиковать родину и учить жить соотечественников издалека — или вынужденный шаг? Думали ли сами уехать?
Сказать, что ко мне не приходят эти мысли, нельзя. Потому что я регулярно получаю угрозы.
Меня и государство, и его опричники выдавливают из моей страны.
Конечно, это продолжается уже много лет. Но мой жанр – сатира – острогражданский.Сатирик, живущий за рубежом — это немножечко не точно. Смещается хрусталик, угол зрения, от которого зависит пейзаж. И когда ты живешь внутри, то ты лучше чувствуешь температуру, нерв этого дня, даже предрассудки этого дня. Что касается моих близких: дочь моя – полонистка, специалист по Польше, пишет диссертацию и живет между Варшавой и Москвой, я живу в Москве, мой отец, моя жена и много моих друзей живут тоже в Москве. Я сейчас живу такой странной жизнью, я могу спокойно, по крайней мере, пока, поехать, попутешествовать и увидеть что-то.
Но я хочу оставить за собой право вернуться домой. Я не хочу, чтобы какие-то политические бактерии, которые меня облепили со всех сторон, указывали, где мне жить, решали, могу я утром выйти в родной парк «Сокольники» или не могу.
Кто такие «русские» в Америке? Как изменился портрет эмигранта? Кто сейчас бежит?
Должен сказать, что русская эмиграция сейчас — в значительной степени более русская, чем была раньше. Это заметный сдвиг с еврейской темы.
Сегодняшние мои зрители – это совершенно не обязательно еврейская эмиграция.
В значительной степени — люди, уехавшие в последнее время, в путинское пятнадцатилетие. Это – политическая и космополитическая эмиграция. Это не «колбасная» эмиграция, это не «еврейская» эмиграция, это люди, уехавшие от политического строя, от Путина.
Я привык к тому, что брайтонская публика очень специфическая: пожилая, еврейская. Часто местечковая. Но в последний раз, когда я там был, меня поразили молодые лица в зале.
«Русские» в Америке разделяют общее мировозрение, политические взгляды?
Очень сильная трещина пролегла, особенно в последний год, между русскими в эмиграции. В последний мой приезд в Америку выяснилось, что никакого единства нет. Но в паре городов, в Сиэтле, например, в Ванкувере, где очень сильная украинская диаспора, меня специально попросили не очень концентрироваться на этой теме, потому что даже семьи распадаются.
И меня поразило количество про-путински настроенных эмигрантов. Они смотрят русское телевидение, они смотрят на мир и на события глазами кремлевской пропаганды. И это работает, и это совершенно поразительно.
Я неоднократно советовал этим людям как-то участвовать в строительстве русского мира.
А то довольно странно жить в Сиетле, на шее у американского государства, и поддерживать Путина.
Почему люди, которые вырвались из СССР, позже из России, сидят в путинском информационном болоте? И уверенно повторяют о фашистах и убитых евреях на улицах Киева? В то время как за прошлый год из Украины, охваченной войной, выехали почти 5 тысяч евреев, а из мирной Франции — около 6 тысяч.
А пропаганда вообще всегда эффективна. Пропаганде может противостоять только сильный интеллект, способность и привычка анализировать, проверять источники, не верить на слово, все подвергать сомнению, как велел Декарт. Но эти люди всегда и везде в меньшинстве, и не только в России. Козьма Прутков говорил:
Люди подобны колбасам, чем их начинить, то в себе и носят.
Вот люди носят то, чем их начиняют. И они совершенно искренне убеждены, что у них есть убеждения. На самом деле, они говорят просто готовыми фразами из путинского телевизора. Но есть и другие — которые уже тоже в Америке, Австралии, Европе и Израиле, к сожалению для России, к счастью для себя и своих детей. И вот эта «запасная Россия» могла бы составлять надежду России. Молодые, образованные, вписанные в мир, без признаков ксенофобии, без комплекса неполноценности и без агрессии – новые русские в первоначальном значении этого слова.
Сколько денег пожирает кремлевская машина пропаганды: все эти Russia Today, боты, «молодые единоросы», церковь и прочее?
Безусловно, речь идет о десятках миллионов долларов. Несколько лет назад, когда все только начиналось, бюджет Russia Today был 30 миллионов. Есть еще и закрытое финансирование, полуфашистские полунелегальные образования, которые тоже кормятся из Кремля. Это компьютерный центр под Петербургом, куда в буквальном смысле люди ходят на работу, чтобы гадить в интернете.
Кажется, что армии российских ботов с недавних пор было дано указание разжигать антисемитизм. На ведущих новостных сайтах идут типовые посты о том, что «войну в Украине спровоцировали жиды». Почему?
Совершенно ясно, что антисемитизм существует везде. Дальше следует вопрос: до какой степени это государственный антисемитизм? В Украине есть огромное количество и антисемитов, людей с крайне националистическими взглядами. Но выборы в Украине — свободные, честные, равные — показали, что эти люди маргиналы в украинском обществе. Но для пропаганды, в том числе для международной, это очень мощный козырь.
Ясно, что антисемитская карта лежит рядом с олигархической, и этим пользовался еще Гитлер. Люди, которые играют на этом, используют две темы: националистическая, в скобках расовая, и классовая: отнять и поделить. И если олигарх, а еще к тому же еврей, то это совершенно идеальный вариант для расчесывания до крови.
Что ждет Россию, а с ней и Таможенный Союз, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизстан? Есть ли шанс, что Путин уйдет, произойдет ли это мирно?
Если война на Украине будет остановлена, Россия будет отброшена. Это означает полное политическое поражение Владимира Путина. Он шел ва-банк и проиграл. Это обозначает, что на выходе мы имеем Россию с обрушенной экономикой, с обрушенными рейтингами, с обрушенной валютой, выброшенную из всех мировых «семерок» и «восьмерок»; Россию в статусе страны-изгоя, возле границ которой стоят войска НАТО; страну, которая проиграла даже ближайшее свое зарубежье, которая умудрилась сделать врагом даже Украину; страну, от которой дистанцировались уже даже Казахстан и Беларусь.
Единственный шанс поддерживать неврастеническое возбуждение в народе, отвлекать людей от обменников, от драматического состояния экономики и страны – это война.
Конечно, это никакое не завоевание, никакой не поход на Киев, это блеф. Поддержание этого ада, постоянный нож в горло Украины, постоянный шантаж ядерным оружием, это то немногое, что сегодня составляет инструментарий Владимира Путина. И он будет этим инструментарием пользоваться, не сомневайтесь. Окончательно отступить Путину — значит, признать свое полное поражение. Как мы знаем по опыту, между собственным политическим поражением и кровью мирных жителей Путин выбирает кровь мирных жителей. Он очень заточен на агрессивные варианты обострения. Это его единственный шанс — к сожалению, я не большой оптимист в этом вопросе.
Шендерович о любимых местах в Нью-Йорке — Stаrbucks и Централ-Парке
Когда я жил в Нью-Йорке, я спускался в Stаrbucks недалеко от Централ-парка на завтрак. И вот это ощущение: ты приезжий, но ты не чужой. В этом Stаrbucks все равны. Начинают день с этой чашки кофе, с этим немыслимым отвратительным маффином. Рабочий, который пойдет потом на соседнюю стройку, и человек, который, потом сядет на А-трейн и поедет на Уолл-Стрит. Ничего страшного, если ты говоришь с акцентом по-английски — тут все говорят плохо и с акцентом.
В Нью-Йорке совершенно особенная атмосфера, в нем нельзя быть чужим. Ты — свой потому, что все приезжие, такие же, как ты. Тут ты дома. Тут собралось человечество.
В следующем, 2018 году, 15 августа свой юбилей, 60-летие, будет праздновать известный российский писатель-сатирик, либеральный деятель, телеведущий и журналист Шендерович Виктор Анатольевич.
Детство, юность
Родился он в Москве, на Чистых Прудах. Его родители - Шендерович Анатолий Семенович и Дозорцева Инесса Евсеевна - рано заметили в Викторе творческое начало. Пожалуй, еще в школьные годы. Позже сатирик немного ностальгически напишет: «Человек с детства имеет право слегка пошуметь на перемене».
По всей видимости, бойкий и творческий нрав достался ему по наследству. Его дед Семен Маркович был ярым и убежденным сподвижником Льва Троцкого, за что дважды был репрессирован. Отец будущего сатирика в свое время сам был склонен к литературному творчеству. Его фельетоны не однажды печатались в юмористических журналах и литературной газете. Мама Вити работала музыкальным педагогом, играла на скрипке. Благодаря ей ребенок получил музыкальное образование. Проходя школьный курс, десять лет Виктор Шендерович параллельно учился в музыкальной школе играть на фортепиано.
Будущий сатирик, несмотря на хорошие оценки, зубрить учебники не любил. Позже он иронично напишет, что коллективизм невзлюбил еще с детского сада, а обучение в школе закончил «без сожаления».
Юноше больше по душе была актерская игра, чем игра на музыкальных инструментах. Это он понял, посещая театральную студию Олега Табакова при Бауманском дворце пионеров. В ту пору у него и родилась заветная мечта стать актером, режиссером.
Сценическое искусство детям преподавал достаточно крепкий коллектив молодых педагогов (там работали Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Иосиф Райхельгауз, Валерий Фокин). Однако талант актера в Викторе, несмотря на его личные старания, пока проявлялся не в полной мере. Очевидно, сказался все еще небольшой жизненный опыт.
Актерское образование
Будущий сатирик получил высшее образование в столичном институте культуры, а диплом ему вручили в год Московской олимпиады. Во взрослую жизнь он вошел со специальностью режиссера театральных коллективов.
Кстати, после обучения в вузе Виктор Шендерович достойно отслужил полтора года срочной службы в Забайкальском военном округе, уйдя на дембель в звании младшего сержанта. О своей службе сатирик с юмором и весьма лаконично высказал личное впечатление лингвистического толка: «Обучился матам».
Затем Виктор руководил театральным кружком Дворца пионеров на Ленинских горах. И вот уже на этой стадии, как замечают его биографы, начинает мощно проявляться его творческий потенциал. Молодой человек пишет сценарий пьесы, завоевавшей первое место на всесоюзном смотре детских коллективов. Это было признанием! Следующий его сценарий послужил основой для празднования 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции в московском зале «Россия». Шендеровича заметили специалисты.
На театральных подмостках
В 1988 году Виктор Шендерович, заслуживший репутацию молодого дарования, окончил Щукинское театральное училище как педагог сценического движения. Затем он восемь лет вдохновенно преподавал, согласно специальности, в Щукинском училище и в ГИТИСе. Наивысшим своим театральным достижением он считает поставленную пластику в спектакле режиссера Валерия Фокина «Нумер в гостинице города НН», награжденный уважаемым в мире творчества театральным призом «Золотая маска».
Начало литературной деятельности
Анализируя дальнейшее творчество писателя и либерала, уместным будет суждение о том, что в нем с недюжинной силой проявились гены отца, сатирика, писавшего фельетоны, и деда-троцкитста, обладавшего темпераментом и харизмой.
Будущий писатель с детства читал много. Последующая театральная учеба и работа настолько увеличили его литературный кругозор, что привели к потребности творить самому. Примерно десять лет Виктор Шендерович настойчиво писал в стол, обивая пороги издательств журналов, а те его упорно игнорировали. Так закалился его характер, а писательство стало жизненной необходимостью. Не об этом ли впоследствии он пошутит: «Окурок есть сигарета с большим опытом жизни».
Полоса безызвестности писателя-сатирика неизбежно и счастливо закончилась с появлением на телевидении монолога «В Гадюкино опять идут дожди» от Шендеровича в исполнении Геннадия Хазанова.
В 1991 году был напечатан его первый сборник «Цветы для профессора Плейшнера». Вслед за ним были написаны еще два сборника: «Деревня Гадюкино» и «Семечки».
К счастью, его литературный талант, благодаря классическому театральному образованию, был глубже чисто сатирического. Писатель мог быть лиричным и проницательным, особенно относительно людей, которых глубоко уважал. Именно такого рода сценарии создает Шендерович к полюбившимся публике телепрограммам о Геннадии Хазанове и Зиновии Гердте.
Однако с особым вдохновением Шендерович все же сотрудничал с артистом, сделавшим ему имя, Хазановым Г.В., для него он пишет миниатюры «Весна», «Лужа», «Диснейленд», «Самоопределение».
Программа «Куклы»
1992 год стал знаменательным для него. В этом году его приняли в Союз Писателей, а также началось его сотрудничество с ОРТ. С легкой руки Григория Горина пришел в программу Виктор Шендерович «Куклы» от телекомпании НТВ. Продюссировал ее Василий Григорьев (купивший у французской стороны право на аналогичную съемку в России), а сюжеты соответствовали злободневным вопросам российской политики.
Благодаря стараниям Шендеровича для съемок сериала был создан замечательный творческий коллектив. Программа пользовалась неизменным успехом у зрителей с 1994 по 2002 год. Каждая ее серия представляла собой мини-пьесу, которую ставил Виктор Шендерович. Биография писателя свидетельствует, что период работы над «Куклами» совпал с его наивысшей популярностью в России. Его яркий талант бил ключом. Параллельно упомянутой суперпрограмме Виктор был ведущим и в других телешоу: «Бесплатный сыр», «Итого», «Помехи в эфире».
К сожалению, острые политические оценки и характеристики, данные выпусками «Кукол» президенту России Путину, вызвали ответную реакцию - закрытие суперпрограммы. Либеральное демократическое мировоззрение Шендеровича вошло в неминуемый конфликт с официальной проимперской политикой.
Оппозиционная деятельность
Поначалу, после опалы, предпринял попытку возврата к театральной деятельности писатель Виктор Шендерович. Он создал пьесу «Два ангела, четыре человека», которую принял в свою программу театр «Табакерка» Олега Табакова. Однако обида на недемократический шаг власти взяла верх в нем. Последующая деятельность писателя приобрела ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к действующему президенту России Владимиру Путину.
Власть признала, что у нее появился непростой критик. Прекрасное аналитическое мышление и великолепная подача текста делали свое дело. Выступления Виктора Шендеровича, а позже и его программы, стали рейтинговыми на «Радио Москвы» (передача «Плавленный сырок»), «Радио Свобода» (передача «Все свободны»).
С 2005 года Виктор Шендерович еще более плотно вошел в политику. Он выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу РФ. Однако набранных голосов (19%) не хватило, и депутатом таки не стал Виктор Шендерович. Книги его, впрочем, после этого эпизода пополнились еще одной: «Недоумец, или Как я победил Марка Твена». Это была констатация жизненного опыта.
Заметим, что общая библиография писателя насчитывает 27 книг. Большинство из сочинений автора есть основой для сценариев телепрограмм. Они известны и уважаемы сатириками. Неизменно пользуются популярностью и разбираются читателями на цитаты его следуюшие более поздние книги: «Схевенинген», «Хромой стих», «Операция "Остров"», «Случай с йеху», «Блокада мозга», «Рептилион», «Проклятие Пелопа», «Соло на флейте».
Виктор Шендерович как автор силен тем, что никогда не заигрывает со своим читателем, а приглашает его осознать парадоксальность окружающего и самому отличить светлое и темное. К тому же писатель всегда общается со своими почитателями языком иронии: «Народу не дано создать «Божественную комедию». Зато ему вполне по силам изгнать из страны ее автора и впоследствии столетиями гордиться им».
Текущая деятельность
К нынешнему времени он уже более десяти лет последовательно продолжает оппозиционную по отношению к президенту деятельность:
- участвует в антипутинской организации «Комитет 2008»;
- подписал манифест «Путин должен уйти»;
- создал на общественном телевидениии политические программы «Изюм из булки» и «Короче»;
- сотрудничает с общественно-политическим журналом The New Times.
Суждения Шендеровича привлекают зрителя. Они просты и логичны, остроумны, основаны на здравом смысле. Возможно, поэтому официальная пропаганда не спешит вступать с ним в открытые дебаты. Ведь переиграть Шендеровича практически невозможно. Вместо этого за ним пристально наблюдают и при случае обнародуют компромат.
Личная жизнь
Виктор Шендерович 32 года живет в браке с журналисткой Людмилой Чубаровой. Супруги воспитывают дочь Валентину.
Заключение
Известной публичной персоной в России и за ее пределами является Виктор Шендерович. Он как сатирик смел, креативен и оригинален. Кроме того, его отличает талант молниеносно выделить в сложном общественном явлении его главную, родовую черту и с потрясающим юмором донести ее слушателям или читателям. Подобная динамичность дорогого стоит, ведь, согласно шутке Шендоровича об Эрмитаже, «на созерцание уйдет восемь лет, если каждому экспонату уделить всего одну минуту». Возможно, поэтому его не любят, но все же уважают даже оппоненты.
Недавно написал пару фельетонов о «последнем прибежище негодяев. Пнрвый, про негодяев Израиля - http://krukover0000.blogspot.co.il/2016/03/blog-post_22.html , второй - России - http://krukover0000.blogspot.co.il/2016/03/blog-post_21.html
Рассказывая о спивающемся актере Ефремове, которого в свое время его великий отец за пьянку выгнал из театра МХАТа; о его новых подельниках - злобных и бесталанных Орлуше и Д.Быкове; о бедной старушке Лии Ахеджаковой, которой судьба не дала ни детей, ни настоящих друзьей; о бывшей завлитке еврейского музыкального театра, зарабатывавшей переводом «бессмертных» коммунистических стихов с монгольского языка Улицкой, которую американские деньги сделали модной писательницей, я как-то совсем забы о «ясном солнышке» российской (и не только…) либерастической интеллигенции Шендеровиче…
Родился будущий «светоч России» 1958 году в Москве в семье Анатолия Семёновича Шендеровича (р. 1930) и Инессы Евсеевны Дозорцевой (1929-2011). Его дед, старший лейтенант Евсей Самуилович Дозорцев, был командир роты 477 стрелкового полка 161-ой стрелковой дивизии, погиб на фронте 7 октября 1941 года под Ленинградом. Но внук не шел во время парада в составе Бессмертного полка, внук создавал себя имидж перед представителями Западной прессы.
В 1980 г. окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр самодеятельных театральных коллективов»; в 1988 стажировался в Высшем театральном училище им. Щукина по специальности «педагог по сценическому движению».
В 1980 - 1982 годах комсомолец Шендерович Виктор проходил военную службу в мотострелковой дивизии в Чите, где по воспоминаниям сослуживцев не стеснялся постукивать особистам, за что не раз получал «темную».
С 1982 года работал руководителем драматического кружка в Дворце пионеров на Ленинских горах, преподавателем сценического движения в ГИТИСе, был аспирантом Щукинского театрального училища по специальности "сценическое движение".
В 1985 году он женился на Людмиле Чубаровой, журналистке, долгое время работавшей в скандальной газете «Спид-инфо». Интересно, что после ряда сексуальных скандалов Людмила так и не бросила выгодного мужа, но дочь на всякий случай записала на свою фамилию. В 2014 году Валентина Чубарова переехала на постоянное проживание в Польшу и пока не бедствует.
В 1987 году написал очень патриотичный сценарий к праздничному концерту в честь 70-летия Октябрьской революции, который состоялся в концертном зале "Россия".
В 2005-м году Виктор Шендерович предпринял попытку пробиться в Государственную Думу РФ - участвовал в выборах в качестве независимого кандидата, но в итоге набрал лишь 19 процентов голосов в Университетском округе Москвы.
Весной 2010 года Шендерович попал в сексуальный скандал. На youtube появился откровенный ролик, в котором Шендерович занимается сексом с проституткой Катей, которая уже засветилась в интимных связях с другими известными российскими оппозиционерами – Эдуардом Лимоновым, Ильей Яшиным и Михаилом Фишманом.
Супруга Шендеровича Людмила оценила видеозапись как "чудовищную грязь", которую она не смогла долго смотреть. На вопрос журналиста о её дальнейших действиях она сообщила, что "скорее всего, подаст на развод" после того, как "все успокоится и утихнет", но категорически запретила публиковать эти слова.
Шендерович в ответ предпочел опубликовать признательный пост в своем блоге.
Однако высказывание Шендеровича: "Я поимел Катю – без особого впрочем удовольствия, потому что сотрудница в процессе была скучна, как все ваше унылое гестапо", - даже сторонники сатирика оценили как немужское поведение и попытку вяло оправдаться. Чуть позже Шендерович и вовсе объявил о своем уходе из блогосферы, а говоря о причинах, упомянул "ушаты дерьма, лившегося из комментов".
Некоммерческая организация «Фонд поддержки культурных и общественных инициатив, относящихся к отражению атмосферы времени и уклада жизни «Хроники» была учреждена в 2011 году Виктором Шендеровичем, его супругой Людмилой Чубаровой и Александром Свиридовым. Проект получил внушительное финансирование из-за рубежа ($150 тыс. от американского Фонда МакАртуров) http://www.rospres.com/hearsay/16810/ и с тех пор шендерович периодически получает поощрения от Западных и украинских служб.
Чтоб им гордились спонсоры, подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»
Кстати, 10 февраля 2014 года Виктор Шендерович опубликовал в своем блоге заметку "Путин и девочка на коньках", в которой проводил параллели между Олимпиадой в Берлине 1936 года, проходившей в предвоенной фашистской Германии, и Сочинской Олимпиадой 2014 года.
В частности, в заметке Шендерович сравнил победу юной фигуристки Юлии Липницкой с победой атлета Ханса Вёльке, представлявшего нацистскую Германию.
За одно это порядочные люди должны перестать с выродком общаться!
Во время прочтения лекции "Путин: симптом или проклятие" российский писатель и публицист назвал президента России неудачником. Это, конечно, очень забавно, когда вошь, ползая по телу великого государства и получая гонорары как в этом государстве, так и от его врагов, пищит ругательства в адрес руководителя великого государства.
А уж заработкам Шендеровича на «политической честности» позавидуют профессора и врачи, его налоговые декларации показывают, что Россия - высокодемократичная страна, где оппозиционные журналисты не сидят в тюрьмах, а зарабатывают большие деньги на критике президента и правительства.
Только Жена - Чубарова Людмила Александровна, 1964 г. р., на конец 2003 г. Владеет двумя квартирами (одна 111 м2), а также в 2001-2002 владела квартирой в 145 м2, которую продала; также владеет двумя иномарками (Тойота и Форд), купленными новыми. Сам Шендерович прописан в третьей квартирой. Сколько нынче стоит квартира в Москве знает каждый!
Это, не считая недивжимости на Украине, Кипре, Польше и счетов в Западных банках.
Как ни печально, предательство нынче хорошо оплачивается, а выродки имеют право демократично жиреть и гадить. Такое время…
Теперь стало понятно, что в СССР жили и мучились люди с тяжелым, беспросветным детством. Каждый их день был серым и грязным: голодали, попрошайничали, тырили мелочь по карманам. Может быть, с детства их заставляли заниматься проституцией, прививая рыночные навыки. Не удивительно, что подобные особи ненавидят СССР какой то особой звериной, лютой ненавистью. Они и детей своих зачали на кухнях под аккомпанемент антисоветского брюзжания и "голоса Америки". Вот эти детишки выросли, приобрели одинаково характерную внешность и теперь кучкуются вокруг "Дождя" и "ЕЖ", продолжая дело воров нашего социализма. Их главная цель - обрызгивать всех своими умственными миазмами, как флюс, прорвавшийся словесным гноем.
Шендерович - типичный представитель изначально проигравших и оттого безмерно злобных либеральных маргиналов. Сегодня он разразился на "ЕЖ" очередным словесным недоразумением (http://www.ej.ru/?a=note&id=24426) , объясняя свою озабоченность " мощной пиаровской составляющей Олимпиад". Но не так уж просты эти богоизбранные воры социализма. Шендеровича заклинило именно на сочинской олимпиаде, потому что его пронизывающий либеральный взгляд разглядел, что "пиарные составляющие" нынешней и гитлеровской олимпиад аналогичны. А это значит, что путинский и гитлеровский режимы одинаковы по своей сущности и содержанию. Короче говоря, Шендерович нашел еще одну причину для "конструктивной и предметной критики ненавистного путинского режима".
Кухонное зачатие не остается без последствий, но все же Шендеровичу надо знать разницу между немецким фашизмом и гитлеровским нацизмом. Можно сколько угодно говорить, что его высказывания являются антифашистскими, но это ничего не меняет. Характер подобных аналогий - нацистский. Тот самый, что составлял суть гитлеровской олимпийской пропаганды. И это будет, действительно, не фашизм, а либеральный нацизм - нечто несравнимо более мерзкое и людоедское.
Иная аналогия настолько бредова, что кроме отвращения и презрения ничего не вызывает. Шендерович - типичен в этом смысле. Он обвиняет в непорядочности всех, даже Еврейский конгресс. Якобы, его не читали, ему приписывают то, что он не писал и т.д. Оправдывается и отбрыкивается как может, т.е. неуклюже и неумно. Типа, он не говорил, что все, кому понравилась фигуристка, являются нацистами. Действительно, он сказал не это, а то, что сочинскую Олимпиаду организовал режим аналогичный гитлеровскому нацизму. Значит, все российские спортсмены укрепляют этот режим своим участием в Олимпиаде. Значит, и юная фигуристка, по сути, показала своей мастерство и талант в качестве адепта гитлеровского нацизма. То есть, по задумке Шендеровича, юная фигуристка - типичная нацистка.
При таком "мышлении" глупо возмущаться объективной критикой со стороны нормальных людей. Шендерович это понимает и поэтому давит на разговоры "про жизнь", типа: а кто у нас становится миллиардерами.., а выборы и правосудие превратились в фарс.., а либералов у нас травят..., а пресса наша монополизирована..., а штурмовики проламывают нам головы..., а Путин уже сидит дольше Гитлера и т.д. и т.п. Да, Шендерович не приравнивает "путинский режим" к гитлеровскому. Он использует демагогию гитлеровского нацизма, чтобы доказать, что "путинский режим" намного хуже гитлеровского. Антисоветские диссиденты, используя аналогичную демагогию, точно также бурчали на кухнях в советское время. Теперь, когда свобода демократии и европейские ценности воцарились, Шендерович может открыто позиционировать себя как либерал. Но на самом деле он не просто либерал, он - нацистский либерал.
Российский писатель Виктор Шендерович родился 15 августа 1958 года в Москве. Его отец, Анатолий, был советским инженером, прославившимся написанием фельетонов, которые часто публиковались в популярном журнале «Крокодил». Примечательно, что Анатолий Семенович печатался под псевдонимом Шендеров. Мать будущего сатирика, Инесса Дозорцева, практически всю свою жизнь проработала преподавателем музыки в техникуме. У Шендеровича также есть старший брат Сергей.
Все фото 6
Родители Виктора Шендеровича имеют еврейские корни. Его дед, Семен Шендерович, во времена СССР был известен как ярый оппозиционер, подвергавшийся сталинским репрессиям в 1929 и 1948 годах. Другой дед Шендеровича, Евсей Дозорцев, известен как сотрудник НКВД и герой ВОВ. Евсей Самуилович Дозорцев погиб в октябре 1941 года в бою под Ленинградом.
Ранние годы
Шендерович в детстве слыл правильным ребенком. Он не дергал одноклассниц за косички, не бил из рогатки окна и никогда не принимал участия в хулиганских разборках. При этом будущий писатель успешно занимался музыкой. Еще школьником Шендерович поступил в одну из театральных школ Москвы, руководителем которой был Олег Табаков. Педагогами в этой театральной школе были такие известные деятели искусств, как Валерий Фокин и Константин Райкин. Нужно заметить, что вместе с Виктором Шендеровичем в этой школе учились будущие звезды советского и российского кино – Лариса Кузнецова и Василий Мищенко.
Поиск себя
В 1980 году Виктор Анатольевич окончил МГИК по специальности режиссер. Сразу же после окончания института будущий писатель прослужил полтора года в Советской армии в Забайкалье. Как признавался сам Шендерович, именно армия его не только закалила, но и сделала сатириком. После службы в армии Шендерович возглавил театральный кружок при Московском дворце пионеров. Именно у него учились совсем юные Виктория Толстоганова и Ольга Кабо. Параллельно с работой в кружке Виктор Шендерович учил будущих актеров сценическому движению в Щукинском училище и ГИТИСе. Начиная с 1990 года Шендерович только лишь писал, но его работы не пользовались успехом. Редакции отказывались печатать произведения сатирика. Но все-таки в 1991 году произошел прорыв молодого писателя, который наконец-то опубликовал первый сборник рассказов. Это было начало звездного пути Шендеровича. С тех пор юмористические эссе сатирика не только регулярно публиковались, но и были отмечены множеством премий в области литературы.
Успех на телевидении
Благодаря своей популярности Виктор получил работу на телевидении. В 1992 году он стал сценаристом цикла документальных фильмов на ОРТ. А уже через два года Шендерович стал автором чрезвычайно популярного сатирического проекта «Куклы» на НТВ. Впоследствии этот проект получил премию «ТЭФИ-1996».
Позже известный сатирик работал на телевидении в качестве ведущего. Шендерович стал лицом таких передач, как «Итого», «Помехи в эфире» и «Бесплатный сыр». Большая часть этих телевизионных проектов носила исключительно юмористический характер.
Шендерович и политика
В начале 2000-х у Шендеровича начинает проявляться ярко выраженный оппозиционный крен. Причиной тому стал негласный конфликт с новым президентом России Владимиром Путиным, который не оценил юмор сатирика в проекте «Куклы». В этом юмористическом шоу Путин был представлен в качестве страшного и гнусного карлика. Впоследствии эта сатирическая программа на время выпала из эфира и потеряла свою былую популярность. А сам Виктор все чаще стал появляться на радио. В 2005 году известный писатель решил баллотироваться в Госдуму. Однако политический опыт Шендеровича оказался неудачным. Сатирик проиграл выборы режиссеру Станиславу Говорухину. Но политику он не оставил и сейчас ведет свою колонку в журнале New Times, который славится своей политической направленностью. Также сатирик продолжает публично критиковать Владимира Путина, призывая его к отставке.
Личная жизнь Виктора Шендеровича
В 1985 году Виктор женился на журналистке Людмиле Чубаровой, которая длительное время успешно работала в газете «СПИД-инфо». Через год у супружеской пары родилась дочь Валентина. Долгое время личная жизнь Шендеровича не изобиловала интригами и скандалами, но в 2010 году сатирик был замешен в неприятном секс-скандале. В интернет попала видеозапись, на которой запечатлена интимная близость сатирика с девушкой легкого поведения Екатериной Герасимовой. Появление этого ролика в интернете прежде всего связывают с политической деятельностью Шендеровича, который выступает в оппозиции к действующей власти. Супруга Людмила Чубарова видела этот ролик, но решила сгоряча не рвать брачные узы. В итоге пара продолжает совместную семейную жизнь в столице России.