Кто изобрел ранцевый парашют. Кто изобрел парашют
В начале 20-го века Глеб Евгеньевич Котельников сконструировал КРУГЛЫЙ РАНЦЕВЫЙ ПАРАШЮТ с 82-мя стропами. Некоторые люди не понимают и спрашивают тех, кто прыгает с парашютом – зачем вы прыгаете с парашютом? Дело в том что, — это всё равно, что спрашивать у людей любящих море – зачем они идут в море на яхте или спрашивать у людей, идущих в горы – зачем они идут в горы? Кстати существует утверждение, многократно подтверждённое практикой, если человек, хотя бы раз побывал в высоких горах, он не сможет о них забыть НИКОГДА и захочет вернуться в горы ещё и ещё раз! Тоже самое, происходит и с ПАРАШЮТОМ! Тем более, что парашют прошёл уже не одну модернизацию и сейчас наиболее интересным вариантом является так называемый «ПАРАШЮТ-КРЫЛО», который даёт полное ощущение полёта на ПЛАНЕРЕ! Если человек совершил несколько прыжков с парашютом, и ему ПОНРАВИЛОСЬ ЛЕТЕТЬ в НЕБЕ, он НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ОТ ЭТОГО ОТКАЗАТЬСЯ!!!
Дополнительным стимулом для прыжков с парашютом является желание многих людей сделать то, что не могут сделать другие, а так же испытать, так сказать себя на прочность, а смогу ли это сделать Я! Конечно на первых 2-х, 3-х прыжках с парашютом предстоит серьёзное преодоление чувства страха, но потом страх становится УМЕРЕННЫМ. Кстати сказать, страх и не должен исчезнуть, совсем, потому, что тогда человек перестанет заботиться о БЕЗОПАСНОСТИ прыжков с парашютом (смотри статью «Безопасность при прыжке с парашютом»)!
Изначально Глеб Евгеньевич Котельников изобретал ПАРАШЮТ как средство СПАСЕНИЯ ЛЁТЧИКА из подбитого или терпящего бедствие самолёта. Но сейчас парашют имеет много предназначений, одни из которых, парашютный спорт и хобби.
Современные спортсмены-парашютисты прыгают только на ПАРАШЮТЕ-КРЫЛЕ – это ПЛАНИРУЮЩИЙ парашют. До раскрытия парашюта спортсмен летит со скоростью, от 65-ти до 95-ти м/сек. и при этом он должен контролировать положение своего тела в пространстве. Затем после раскрытия парашюта, чтобы попасть в нужное место, спортсмену необходимо ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ и СКОРОСТЬ ВЕТРА, учесть возможные ВОСХОДЯЩИЕ ПОТОКИ воздуха. Прыжок с парашютом может быть даже средством для ПОХУДЕНИЯ! За 1 прыжок можно потерять от 1,5 до 2-х кг веса тела. На сегодняшний день парашюты стали ОЧЕНЬ НАДЁЖНЫМИ и гарантируют безопасный полёт даже новичкам. А новичков становится всё больше и больше! Среди парашютистов даже появилась такая шутка: « В воздухе болтаются толпы бездельников. Что ж ты наделал Глеб Евгеньевич Котельников!?»
Осенью 1910-го года на аэродроме близ Санкт-Петербурга проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. На празднике в небо поднимались несколько самолётов один за другим. Но бОльшее внимание привлёк полёт аэроплана, капитана Льва Макаровича Мациевича. В газетах тогда писали: «Храбрый капитан садится на свой самолёт «Фарман», так же как мы с Вами на извозчика. А после получасового полёта лицо его не меняется. Как будто он выходит из пролётки после обычной прогулки». В то время авиация переживала СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ПОДЪЁМ!!! На тот момент в авиации НЕ существовало индивидуального средства спасения лётчика, такого как парашют Глеба Евгеньевича Котельникова потому, что стоимость самолёта считалась гораздо дороже жизни лётчика. Стоимость и качество подготовки лётчика практически не учитывались, и предпочтение отдавалось СПАСЕНИЮ САМОЛЁТА???
Когда просматривалось спокойствие пилота – это вселяло доверие публики, и из желающих прокатиться на самолёте, к Мациевичу выстраивались целые очереди. Среди таких желающих полетать оказался даже глава правительства России Пётр Аркадьевич Столыпин. Сослуживцы пытались отговорить Столыпина от полёта потому, что у него случались приступы стенокардии, но Столыпин рискнул и пролетел над аэродромом 2 круга без происшествий. На следующий день вечером уже после окончания полётов, Лев Мациевич взлетел, чтобы установить рекорд высоты полёта. Но в небе самолёт вдруг «складывается» и выпавший из самолёта лётчик падает на землю. Всё это видел друг Мациевича, Глеб Евгеньевич Котельников. После гибели, Мациевичу были оказаны почести как национальному герою. Столыпин прислал венок с надписью «Жертве долга и отваги». Царь Николай 2-й назначил пенсии, вдове Мациевича 1 800 рублей в год и дочери 600 рублей в год! На двоих 200 рублей в год! Здесь подскажем, что тогда одна корова стоила около 9-ти рублей!
Специальная комиссия, расследовавшая происшествие установила причину катастрофы. Ей оказалась лопнувшая одна из диагональных проволочных растяжек, которая попала в винт и разрушила лопасть винта. Однако в народе ходила версия о НЕ случайности данного происшествия. Дело в том, что Лев Мациевич состоял в партии эсеров, которая намеревалась совершить покушение на Столыпина. Покушение задумывалось как авиационное происшествие. В то время на самолётах не было не только парашютов но даже и привязных ремней. Пассажир сидел на обычном Венском стуле. Планировалось, что Мациевич совершит как бы неожиданный резкий манёвр и пассажир как будто случайно, не усидит на своём месте и упадёт с самолёта. Но Мациевич НЕ выполнил замысел покушения эсеров. Возможно, за это подстроили авиакатастрофу уже самому Мациевичу. Для чего ночью кто-то незаметно повредил самолёт Мациевича. ЧТО, произошло на самом деле, навсегда осталось тайной? Когда Глеб Евгеньевич Котельников собственными глазами увидел авиакатастрофу своего друга Мациевича, он работал АКТЁРОМ театра. Однако эта катастрофа его настолько сильно ПОТРЯСЛА, что Котельников задумал сконструировать ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ в воздухе.
Глеб Евгеньевич Котельников родился 30-го января 1872-го года. Отец, профессор математики и механики Санкт-Петербургского Земледельческого Института. Будучи сыном такого отца, Глеб Евгеньевич с детства начал интересоваться техникой. Одновременно с этим он неплохо играл на скрипке и даже собирался поступать в консерваторию. Но в этот момент умирает отец, и учиться стало не на что. Выходом стала карьера военного. Глеб Евгеньевич Котельников оканчивает Киевское военное училище. После училища по распределению он попадает в артиллерию офицером-наблюдателем. На этой должности Котельников узнаёт, как устроен аэростат и СРЕДСТВО ЭВАКУАЦИИ с него! Через 3 года подал в отставку. Затем работал на должностях разных чиновников. При этом ему не давала покоя давняя мечта работать актёром в театре, и он становится театральным актёром.
На празднике воздухоплавания Глеб Евгеньевич Котельников присутствовал в качестве обычного зрителя, а вернулся с него инженером изобретателем. Вечером того же дня он играл роль в спектакле. Во время исполнения своей роли он произнёс несколько слов неправильно. После спектакля одна из актрис спросила у Котельникова: « Что с Вами Глеб Евгеньевич? Я Вас таким впервые вижу». И он рассказал о той катастрофе, которая произошла на лётном поле. С этого момента Глеб Евгеньевич Котельников где бы он не находился, думает об АВИАЦИОННОМ ПАРАШЮТЕ. Главный принцип конструирования парашюта состоит в том, что ПАРАШЮТ должен находиться НА САМОМ ЛЁТЧИКЕ, а не где-то рядом, как на аэростате. Вся конструкция должна быть простой, лёгкой и компактной. Как-то раз, Котельников увидел в гримёрной комнате театра, как одна из актрис достала из дамской сумочки маленький шёлковый комочек. Когда она его развернула, то это оказался довольно больших размеров платок на голову. Глеб Евгеньевич Котельников обладал определёнными математическими познаниями и тут же сообразил, что примерно 50 квадратных метров шёлковой ткани будет достаточно, чтобы безопасно приземлить человека весом 80 кг.
Стоит сказать, что изначальная идея создания самого парашюта возникла, очень задолго до появления самолётов. Ещё Леонардо да Винчи нарисовал некоторое устройство пирамидальной формы. Он утверждал, что человек может спуститься с любой высоты при помощи палатки из накрахмаленной ткани со стороной 12 локтей, без опасения разбиться. Самое интересное, что расчёты характеристик купола Леонардо да Винчи сохранились до наших дней в парашюте Глеба Евгеньевича Котельникова с небольшими поправками! Слово парашют появилось намного позже после Леонардо да Винчи и образовалось из 2-х слов – «пара» и «шют», которые означают «против падения».
Ещё в 18-м веке парашюты начали применять для аварийного покидания АЭРОСТАТОВ. Только его место закрепилось ПОД аэростатом, и подвешивался он не в ранце, а в ВЫТЯНУТОМ состоянии. Впервые прыжок на парашюте с аэростата совершил французский аэронавт Жан Пьер Бланшер в 1785-м году. Подвесить парашют под самолётом, невозможно. К тому же тогда вес парашютов был слишком большим. Поэтому ДО конструкции Глеба Евгеньевича Котельникова парашют применяли только для показательных трюков при прыжках, например с аэростатов или прыжках с аэростатов, терпящих бедствие. Заслуга Глеба Евгеньевича Котельникова состоит в том, что он придумал конструкцию парашюта, которая достаточно КОМПАКТНО разместилась в специальном РАНЦЕ НА САМОМ ПАРАШЮТИСТЕ. Парашют конструкции Котельникова раскрывался не за счёт ВЫТЯЖНОГО парашюта, как в современных конструкциях, а за счёт ВЫТАЛКИВАЮЩЕЙ ПРУЖИНЫ, которая ВЫТАЛКИВАЛА парашют из ранца. Причём ранец Котельникова был металлическим.
Впервые конструкцию парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова испытали на МАНЕКЕНЕ, которого называли «Иван Иваныч». Первое испытание прошло 9-го ноября 1911-го года. Устройство срабатывало ЧЁТКО! Манекен приземлялся БЕЗ малейших ПОВРЕЖДЕНИЙ! Сейчас об этом устройстве сказали бы, что оно обеспечивало 100% выживаемость парашютиста! После УСПЕШНЫХ испытаний, Глеб Евгеньевич Котельников написал докладную записку Военному министру России, Владимиру Александровичу Сухомлинову. В ней было написано следующее: « Ваше превосходительство! Длинный и скорбный список славных жертв авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого, полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов, в случае аварии с аэропланами в воздухе!» В конце своего письма Котельников написал просьбу выделить материальные средства для изготовления парашюта и проведения лётных испытаний.
Военный министр поручил специальной комиссии оценить устройство Эта комиссия состояла из представителей первой Офицерской Воздухоплавательной школы. Начальник этой школы, который являлся начальником и приёмной комиссии, отрицательно отозвался об этом парашюте. Он говорил: « Вы представляете! Вот, когда лётчик раскроет парашют, при этом раскрытии от сильной перегрузки у парашютиста могут оторваться ноги». Ответ Военного министра, Глебу Евгеньевичу Котельникову был таким: « Милостивый государь Глеб Евгеньевич! По приказанию начальника школы сообщаю, что его превосходительство приобрести ваш парашют лично не может и считает его недостаточно пригодным для аэропланов. Едва ли и для воздушных змеев он может быть применим».
Глеб Евгеньевич Котельников предложил нашей армии конструкцию своего парашюта ещё в 1911-м году, то есть за 3 года ДО Первой Мировой войны. За 3 года ДО войны, можно было бы, очень много сделать. Если в конструкции Котельникова и имелись какие-либо детали несовершенства, то за 3 года эту конструкцию можно было бы ДОВЕСТИ до СОВЕРШЕНСТВА! Ещё одна причина, по которой Котельникову отказали, состояла в следующем. Военные начальники считали, что когда лётчиков снарядят индивидуальными парашютами, то они при любой даже небольшой неисправности самолёта не будут бороться за спасение самолёта, а будут просто необдуманно покидать самолёт. Глеб Евгеньевич Котельников очень глубоко переживал из-за отказа применения его парашюта! Но тут спасение пришло с неожиданной стороны! Владелец Санкт-Петербургской гостиницы «Англетер», купец Вильгельм Ломач предложил изготовить ранцевый парашют Глеба Евгеньевича Котельникова на свои личные деньги, причём за короткий срок. Он же, как-то смог убедить и военных чиновников.
В 1912 году во Франции объявили конкурс на лучший парашют. В качестве приза назначили 10 000 франков, тогда. В Париж приехали изобретатели парашютов со всего мира. Представление и применение конструкций проводилось на Эйфелевой башне. Самым громким оказался случай с австрийским портным Францем Райхельдом. Он оделся в сшитый собственноручно плащ-парашют и сказал, что он будет быстро падать первые 20-30 метров, затем плащ наполнится воздухом, и он плавно приземлится. Но плащ-парашют НЕ наполнился воздухом и Райхельд, камнем пролетев все 60 метров, разбился. Далее на протяжении почти всего 20-го века продолжались попытки соединить костюм с парашютом. Это удалось сделать только в 1990-х годах. Он получил название «W ing suit » (Вингсьют ), что в переводе с английского означает «костюм-крыло». Однако применить вингсьют можно ТОЛЬКО ВМЕСТЕ с всё тем же ПАРАШЮТОМ Глеба Евгеньевича Котельникова.
На конкурс парашютов в Париж, Глеб Евгеньевич Котельников НЕ попал. Ему не позволили это сделать гастроли театра, в котором он работал. Парашют Котельникова повёз на конкурс Вильгельм Ломач, один. Но Ломач на конкурс опоздал и попал туда, когда приз уже был присуждён менее совершенной французской конструкции. Из-за своей корыстной цели купец Ломач продал французам ОБА экземпляра парашюта Котельникова. Позже французы получили на этот тип парашюта ПАТЕНТ и присвоили ему название «РК-1» — Русский Котельникова N-1. Существует ещё одна расшифровка аббревиатуры «РК» — это «Ранец Котельникова». Особых споров по обеим расшифровкам нет потому, что в обоих вариантах присутствует ИМЯ СОЗДАТЕЛЯ.
Впервые испытания парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова с ЧЕЛОВЕКОМ, были проведены в 1912-м году. Этим человеком стал русский офицер, совершивший этот прыжок во Франции. Он прыгал с моста с высоты 60 метров. А до того парашют Котельникова испытывали с аэростата под Санкт-Петербургом. Начиная с 1912-го года, парашют Котельникова работает БЕЗУКОРИЗНЕННО непосредственно с ЧЕЛОВЕКОМ! До конструкции парашюта Котельникова, стропы сходились в одной точке на поясе за спиной парашютиста. При такой конструкции парашютист не имеет возможности управлять парашютом во время приземления. Он просто ждёт, куда его вынесет ветром.
Глеб Евгеньевич Котельников впервые РАЗДЕЛИЛ СТРОПЫ на 4 пучка, и парашютист получил возможность управлять круглым парашютом, в определённой степени, при приземлении (смотри статью «Управление парашютом»)!!!
Однако на Родине изобретение Глеба Евгеньевича Котельникова никого НЕ заинтересовало??? Военное руководство нашей страны по-прежнему не понимало необходимость производства парашютов и даже считало, что он сыграет отрицательную роль в развитии авиации??? Сами лётчики тоже относились к парашюту с недопониманием. Изобретатель Котельников мог, так и остаться в России неизвестным. Данное положение дел изменила Первая Мировая война. В это время в русской армии появился по тем временам самолёт-гигант «Илья Муромец» и один из лётчиков отстаивает необходимость оснащения лётного состава парашютами РК-1. После этого Глеба Евгеньевича Котельникова берут на работу в Главное Военное Инженерное Управление, в котором он занимается парашютами. Для экипажей самолётов-гигантов «Илья Муромец» изготовили 70 комплектов парашютов.
После этого ПАРАШЮТ стал ШТАТНЫМ средством спасения пилотов но, несмотря на это пилоты не спешили его применять – гибли, но с собой его не брали. Дело в том, что в тот момент среди пилотов действительно не было доверия к парашюту. Лётчики не понимали, как он сработает в воздухе, что такое свободное падение, как держать себя во время свободного падения. Хотя понимали, что какие-то правила во всём этом должны быть. Лётчиков пугало и отталкивало то, что ты должен доверить свою жизнь этому непонятному РЮКЗАКУ за СПИНОЙ, в который уложена какая-то ТРЯПКА на ВЕРЁВКАХ! Всё это создавало определённый психологический барьер перед применением парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова. Первым в СССР этот психологический барьер преодолел выдающийся лётчик М.М.Громов, совершив прыжок с парашютом в 1927-м году (смотри статью «Михаил Михайлович Громов»). У Громова был огромный авторитет среди лётчиков и многие старались ему подражать. Поэтому за Громовым некоторые повторили прыжок с парашютом и вскоре страх перед парашютом прошёл!
В самом начале парашюты использовались только как индивидуальное средство СПАСЕНИЯ ПИЛОТА, но потом появилась идея применить парашют Глеба Евгеньевича Котельникова в качестве средства для высадки МАССОВОГО ДЕСАНТА. Первое ГРУППОВОЕ ДЕСАНТИРОВАНИЕ состоялось 12-го августа в 1930-м году под Воронежем. Правда, впоследствии по какой-то причине или по ошибке дата ПЕРВОГО в МИРЕ ДЕСАНТИРОВАНИЯ была записана на число, 2-е августа! Это десантирование проводил М.М.Громов. Он взлетал в этот день дважды. Десантирование прошло удачно, поэтому этот день назван Днём ВДВ. Только, М.М.Громова знают многие даже те, кто не связан с авиацией, а Глеба Евгеньевича Котельникова, создавшего парашют, не знают многие даже парашютисты.
Через несколько лет, в СССР десанты стали доходить численностью до 1 500 человек, а удивлять они стали только иностранных военных, например Чехословакии, Франции, Италии! Во время Великой Отечественной войны массовые десанты неоднократно решали исход военного сражения. Также, после войны в локальных военных конфликтах именно Воздушно Десантные Войска играли ГЛАВНУЮ роль. В современных военных операциях победу обеспечивают небольшие, мобильные, вооружённые современным оружием, хорошо обученные группы. Всё это существует благодаря изобретению Глеба Евгеньевича Котельникова.
В 1930-е годы началось стремительное развитие парашютизма в авиационных странах мира!!! Началось совершенствование спасательных, десантных и грузовых парашютов. Создаётся техника УПРАВЛЕНИЯ парашютом для более точного приземления (смотри статью «Управление парашютом»). В 1930-х годах, в СССР во время ВСЕХ авиационных праздников проходили массовые высадки парашютистов!!! Молодёжь повально увлекалась авиацией!!! По всей стране открываются лётные, парашютные кружки и аэроклубы!!! В то время многие молодые люди носили на лацкане пиджака или на груди другой одежды ЗНАЧОК с обозначением количества парашютных прыжков. Это было предметом ГОРДОСТИ и принадлежности к передовому отряду советского народа! Парашютисты стали осваивать новые высоты прыжков, как предельно малые, так и максимально возможные. Тогда минимальная высота прыжка с парашютом Глеба Евгеньевича Котельникова была 80 метров, а наибольшая 12 км! Началось освоение ЗАТЯЖНЫХ прыжков – это когда парашютист сначала летит, НЕ РАСКРЫВАЯ парашют, а затем раскрывает его перед самой землёй! Рекордсмены Мира 1930-х годов пролетали без раскрытия в свободном падении более 10-ти км!!! Парашютные рекорды стали устанавливаться с калейдоскопической быстротой! Были освоены прыжки не только летом, но и зимой, ночью, на лес и воду, на очень маленькие площадки, высотные с кислородным оборудованием, с оружием, массовые десанты до нескольких тысяч человек.
До середины 1940-х годов скорости самолётов были относительно не высокими, и пилот мог выпрыгнуть с , просто перевалившись через борт самолёта. Но с середины 1940-х годов появилась реактивная авиация с гораздо, большими скоростями и при открывании стекла кабины, пилота просто прижимало к сидению с большой силой, и он не мог выпрыгнуть с парашютом. Надо было придумать, как, вытащить пилота из терпящей бедствие машины. Для этого была изобретена КАТАПУЛЬТА. На сегодняшний день катапультные кресла настолько совершенны, что являются можно сказать самостоятельным летательным аппаратом. Они сложные и дорогие в производстве. Но основным элементом катапультируемого кресла, по прежнему, является парашют Глеба Евгеньевича Котельникова.
После Великой Отечественной войны парашют начали использовать ещё и для выброски пожарных, врачей, подрывников, спасателей, доставки различных грузов. Ещё одно место, где является НЕЗАМЕНИМЫМ средством — это Северный Полюс. Дело в том, что ледовое покрытие Северного Полюса – оно НЕ неподвижное. Соответственно в нём, так или иначе, появляются трещины и необходимо менять примерно раз в год местоположение полярной станции. А так как посадка самолёта на Северном Полюсе возможна не везде, да и посадка самолёта на дрейфующий лёд сильно ограничена по ВЕСУ самолёта, то грузы и людей на полярную станцию приходится доставлять только с помощью парашютов. Впервые прыжок с парашютом Глеба Евгеньевича Котельникова на Северный Полюс, был совершён в 1939-м году.
В 1930-х годах люди ещё не умели управлять движением тела в свободном падении , поэтому в то время парашютисты в затяжных прыжках проявляли настоящее мужество потому, что им приходилось и беспорядочно барахтаться в небе и бороться со штопором. Вследствие этого парашютист испытывал, и повышенные перегрузки и происходило затруднение контроля высоты и времени при прыжке. В результате был изобретён маленький СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ парашют, который выполняет сразу 2-е функции и стабилизация положения тела парашютиста в воздухе и вытаскивание основного купола парашюта.
Во второй половине 20-го века определились основные направления развития парашютизма. Началось активное совершенствование конструкции парашютов и применения, связанного с новыми элементами конструкции, новых методов управления парашютом, а так же поиск новых областей применения, парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова. Мастера парашютных прыжков отрабатывали приёмы управления парашютом, и в полёте, и при посадке, для того, чтобы сделать парашют Глеба Евгеньевича Котельникова пригодным для применения уже НЕПРОФЕССИОНАЛОВ, например десантников и просто новичков любителей.
В начале 1970-х годов парашют перестаёт быть просто средством спасения в воздухе и становится одним из видов СПОРТА, одним из средств РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Произошло это в том числе благодаря новым технологиям, прежде всего новым материалам, которые позволили поместить оба парашюта, и основной и запасной в ОДНОМ РАНЦЕ за спиной парашютиста. Так как до того запасной парашют размещался на животе парашютиста и его вес был достаточно большой, он создавал существенный эффект парусности и не позволял производить в воздухе какие-либо акробатические действия. Причём благодаря этим новым технологиям и материалам, размер и вес ранца с 2-мя парашютами оказался меньше, чем размер и вес ранца Глеба Евгеньевича Котельникова с 1-м парашютом!!!
В свою очередь парашютный спорт начал разделяться на РАЗНЫЕ ВИДЫ парашютного спорта. Один вид – на точность приземления. Второй вид — задержка раскрытия парашюта с выполнением акробатических элементов в воздухе, таких как, вращение в горизонтальной плоскости, так называемой СПИРАЛИ и вращение в вертикальной плоскости, так называемого САЛЬТО. Эти 2 вида парашютного спорта более 20-ти лет были ОСНОВОЙ международных и национальных соревнований. Позже сочетание этих 2-х видов парашютного спорта получило название «Классический парашютизм». На сегодняшний день основным достижением в этом виде спорта является звание «Чемпиона Мира по парашютному спорту». Парашютный спорт не стоит на месте и продолжает развиваться и на сегодняшний день только ОФИЦИАЛЬНО существует не менее 12 видов парашютного спорта. Это уже, в отличие от парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, который просто спускается вниз, ПЛАНИРУЮЩИЕ парашюты! Парашютисты выполняют совершенно разные действия с парашютами, на разном снаряжении. Единственным общим, объединяющим все виды парашютного спорта, является НЕБО и сам ПАРАШЮТ, который изобрёл Глеб Евгеньевич Котельников!
Одним из видов парашютного спорта является так называемая ГРУППОВАЯ АКРОБАТИКА – это когда несколько парашютистов в затяжном прыжке за определённое время создают как можно больше фигур. КУПОЛЬНОЙ АКРОБАТИКОЙ является построение фигур из раскрытых парашютов. Ещё существуют очень красивые ФРИФЛАЙ и СКАЙСЁРФИНГ. Фрифлай – это когда спортсмен в свободном падении совершает вращения во все стороны, а скайсёрфинг – это когда спортсмен совершает те же вращения с прикреплённым к ногам скайбордом! Следующим видом парашютного спорта являются БОЛЬШИЕ ФОРМАЦИИ – это когда парашютисты в свободном падении выстраивают фигуры из очень большого количества парашютистов. На сегодня рекорд России фигура, состоящая из 201-го парашютиста, а рекорд Мира около 400 парашютистов в одной формации!!!
Самым сложным видом является бесконтактная ФОРМАЦИЯ В ВИНГСЬЮТАХ – это когда спортсмены в специальных костюмах планируют на скорости около 75-ти м/с, СОСТАВЛЯЯ определённую ФИГУРУ. ВИНГСЬЮТ применяется так же в соревнованиях на ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА. Самым экстремальным видом является БЭЙСДЖАМПИНГ – прыжки с малой высоты с каких-либо возвышенностей. Современный ранец для бэйсджампинга по принципу конструкции близок к ранцу Глеба Евгеньевича Котельникова. Это достаточно просторный ранец за спиной парашютиста. В нём размещается ОДИН парашют, ЗАПАСНОГО НЕТ. Это позволяет разместить парашют в ранце, достаточно свободным, не сжимая его в маленький комочек, соответственно сделать раскрытие парашюта более НАДЁЖНЫМ и предсказуемым. Можно сказать, что современный БЭЙСОВЫЙ ранец стал модификацией, парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, спустя больше 100 лет!
На момент начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич Котельников находился в Ленинграде. К тому времени ему было уже 69 лет и зрение стало слабее, но, несмотря на возраст и зрение, он принимал участие в тушении зажигательных бомб во время бомбёжек. После того как немецко-фашистским захватчикам НЕ удалось Ленинград СЖЕЧЬ, они взяли город в БЛОКАДУ. Здоровье Глеба Евгеньевича Котельникова могло не выдержать блокаду и его в тяжёлом состоянии, на самолёте эвакуировали в Москву. Котельникова лечили в кремлёвской больнице. Он вылечился и закончил писать свою книгу «История парашюта и развитие парашютизма». В январе 1944-го года, Глеб Евгеньевич Котельников был награждён боевым Орденом! На волне оказанного внимания он начал писать ещё одну книгу о парашютизме, но здоровье было подорвано блокадой и его опять положили в кремлёвскую больницу. Там он 22-го ноября 1944-го года скончался во сне. Прощание с Глебом Евгеньевичем Котельниковым проходило в одном из ЦЕХОВ ЗАВОДА по производству ПАРАШЮТОВ.
Скорее всего, в обозримом будущем с концепцией парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова не произойдёт ничего кардинального. Конечно, возможно дальнейшее совершенствование материалов, из которых изготавливаются парашюты и достижение ещё большей компактности парашюта. Может быть, появится что-то новое в СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ парашютов. Но сам принцип действия парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, вряд ли изменится в обозримом будущем и сохранится ещё очень долго! В Москве, на Новодевичьем кладбище есть могила, над которой в отличие от других, на ветках деревьев привязано много ШЁЛКОВЫХ лоскутков. Их привязывают лётчики, десантники, спортсмены, те, кто знает и помнит Глеба Евгеньевича Котельникова, который и после ухода из этого мира продолжает СПАСАТЬ ЖИЗНИ!!!
Считается, что придумал парашют Леонардо да Винчи еще 530 лет назад, в 1483 году. Зачем он это сделал, никто не знает. Не знал этого, видимо, и сам Леонардо. Ведь в те далекие-далекие времена парашютом невозможно было воспользоваться, ибо летать тогда было еще не на чем - ни воздушных шаров, ни авиации. И десантуры тогда тоже еще не было. Прыгать Леонардо мог только с разных зданий, например с Пизанской башни. Но зачем с нее прыгать? Для чего? То есть изобретение появилось раньше потребности в нем. Поэтому из-за ненужности про парашют забыли аж на 300 лет.
Парашют - штука нужная
Вспомнили про устройство «против падения» (а именно так переводится слово «парашют») только в XVIII веке, когда появились первые воздушные шары, которые часто падали вместе со своими пассажирами. Парашюты тогда делали из льна, и были они хоть и крепкими, но тяжелыми. Их привязывали снизу или сбоку воздушного шара. Позже ткань стали прорезинивать, и парашют стал еще тяжелее. К тому же сложенный парашют занимал много места. Поэтому, когда стали летать первые аэропланы, парашюты либо не использовались, либо укладывались вдоль фюзеляжа. Короче, раньше эта штука была очень неудобной в эксплуатации.
И вот в 1911 году обыкновенный русский актер петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (1872–1944) придумал конструкцию парашюта, которая стала популярной во всем мире. Более того, конструкция эта с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.
Котельников значительно уменьшил вес парашюта. Он заменил тяжелый лен на крепкий, но легкий шелк. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом своего спасительного друга. Люди перестали бесцельно и безвольно болтаться в воздухе под действием ветра. Стало возможным даже проводить соревнования на точность приземления.
И наконец, самое главное изобретение Котельникова - он уложил парашют в небольшой заплечный металлический ранец, крепившийся к телу парашютиста. На дне ранца была специальная полка, а под ней - сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным.
Ранец Котельникова
Первую модель парашюта Котельников назвал РК-1, что означало «Ранец Котельникова». Через несколько лет он усовершенствовал РК-1, и появились РК-2 и РК-3. Металлический ранец был заменен на брезентовый в виде конверта, а также имелись «соты», предохраняющие стропы от спутывания. Современные парашюты имеют практически ту же конструкцию.
Чтобы быть уверенным в надежности устройства, Глеб Евгеньевич лично проводил многочисленные испытания на уменьшенных моделях. Спасательный ранец работал безотказно!
Парашют в авиации - вещь вредная
Котельников, конечно, хотел побыстрее зарегистрировать и запустить в производство это важное для авиации изобретение, которое могло спасти жизни многих летчиков. Но тут он столкнулся с безжалостной российской бюрократической системой.
Вначале Глеб Евгеньевич направился в Главное военно-инженерное управление. Но начальник управления прямо заявил:
«Парашют в авиации - вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».
Тогда Котельников обратился в военное министерство. Изобретатель просил субсидии для изготовления опытного парашюта и проведения более серьезных испытаний. Но и тут ему было отказано, так как один авторитетный член комиссии считал, что «у авиатора от удара при раскрытии парашюта оторвутся ноги».
В 1912 году Котельников с помощью петербургского предпринимателя В. А. Ломача смог построить два опытных образца своего ранцевого парашюта. Были успешно проведены полномасштабные испытания в воздухе: разные авиаторы сбрасывали на разных высотах манекен Ивана Ивановича с парашютом. Изобретение Котельникова отлично работало - ни разу не отказало, и Иван Иванович не получил никаких повреждений.
В том же году в Париже на международном конкурсе парашютистов Ломач показал в действии изобретение Котельникова. Французы были в восторге и выкупили у него оба образца, а затем наладили свое производство.
Нет пророка в своём отечестве…
А в России про парашюты Котельникова вспомнили только через два года, когда началась Первая мировая война. Была сделана опытная партия для самолетов Сикорского, но потом все равно чиновники решили закупать парашюты за границей. Хотя зарубежные аналоги были точно такие же, как у Котельникова, ибо сделаны были по его образцам.
Уже в советские времена Глеб Евгеньевич разработал первый в мире грузовой парашют РК-4. Его купол имел диаметр 12 метров, поэтому на нем можно было спускать до 300 килограммов груза.
Общая оценка материала: 4.9
АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):
Отец видеозаписи Александр Понятов и AMPEX Синтезатор Термена - терменвокс Электродвигатель для пылесоса изобретен в 1891 году История изобретения граммофона
Г. Е. Котельников
С миниатюры на слоновой кости, находящейся в Гос. Третьяковской галерее.
Работа худ. Ю. В. Котельниковой.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор этой книги - русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников - впервые сконструировал ранцевый парашют свободного и автоматического действия. Но Котельников не был ни инженером, ни специалистом-авиаконструктором. Это был конструктор-самоучка, однако он создал такой парашют, которого не смогли создать даже лучшие специалисты за границей.
Его жизнь, его работы интересны не только парашютистам Советского Союза, но и советским детям, которые любят авиацию и следят за ее успехами.
Глеб Евгеньевич Котельников родился в 1872 году в семье профессора механики и высшей математики Петербургского Лесного института - Евгения Григорьевича Котельникова. Родители Котельникова любили музыку, театр, выступали иногда в любительских спектаклях. Все это воспринял молодой Котельников. Еще с детства он полюбил сцену и стал стремиться к ней.
Но, кроме театра, молодой Котельников увлекался техникой, мастерил разные игрушки, модели. Отец поощрял эти наклонности сына и старался развить их.
Один раз сын попросил отца купить ему фотоаппарат.
Купи, купи… - ответил отец. - Купить, братец мой, все можно, если деньги есть. А вот ты сам попробуй сделать. Выйдет что-нибудь - куплю настоящий.
Сын знал, что просить отца теперь бесполезно. Отец не менял своих решений. Вместо того чтобы покупать себе завтраки в гимназии, Котельников стал копить деньги. Когда накопилось пять рублей, купил старый объектив. Долго работал Котельников, но аппарат все же сделал. Первый снимок сын торжественно преподнес отцу. Проверив этот фотоаппарат, профессор похвалил работу и выполнил свое обещание - купил настоящий.
Но вот в 1889 году семью постигло несчастье: умер профессор Котельников. Глеб Евгеньевич только что окончил гимназию. Жить на пенсию было трудно.
Котельников поступил в военную школу. Но ему не нравилась муштровка, казарменная дисциплина. Окончив школу артиллеристом, Котельников прослужил три года обязательной службы. Он тяготился службой в армии, видя бесправие солдат, грубость офицеров. Как только кончился срок службы, Котельников ушел в запас.
В 1898 году Глеб Евгеньевич уехал в провинцию, где служил акцизным чиновником. В провинции он помогал организовывать народные дома, драматические кружки. А иногда сам играл как актер-любитель. Он увлекся работой в театре, и когда возвратился в Петербург, то поступил в труппу Народного дома.
Так в 1910 году, на тридцать девятом году своей жизни, Глеб Евгеньевич стал актером Глебовым-Котельниковым.
В это время первые русские летчики показывали зрителям свои первые полеты. Люди тогда только что научились подниматься в воздух на аэропланах - машинах тяжелее воздуха. Русских аэропланов еще не было, и русские летчики летали на иностранных самолетах.
Актер Глебов-Котельников, с детства любивший технику, не мог равнодушно отнестись к этим событиям, волновавшим весь Петербург. Он ездил на Комендантский аэродром и там вместе с остальными зрителями следил за невиданными машинами, прислушивался к непривычному звуку от винта самолета.
Котельников не остался равнодушным свидетелем и тогда, когда он увидел гибель летчика Мациевича, который разбился насмерть, упав с аэроплана. Это была первая жертва русской авиации. Но она не прошла бесследно. Русский актер Котельников решил построить аппарат, на котором летчики могли бы опуститься на землю, если в воздухе произойдет авария аэроплана.
За границей тоже работали над созданием авиационного парашюта. И хоть это были специалисты-конструкторы, у которых были лучшие условия работы, однако их парашюты оказались слишком сложными, тяжелыми, громоздкими. Такие парашюты не годились для авиации.
Котельников построил модель своего парашюта и испытал ее. Это был легкий парашют, уложенный в ранец. Он всегда находился с летчиком. Парашют действовал безотказно.
27 октября 1911 года Котельников запатентовал свое изобретение «РК-1» (русский, котельниковский первый) и обратился в военное министерство.
В министерстве Котельникова приняли, выслушали, одобрили конструкцию, но отклонили «за ненадобностью».
Это была первая неудача. Об этой неудаче русского изобретателя узнал иностранец Ломач, в конторе которого продавали оборудование для авиации. Ломач пригласил Котельникова в свою контору и предложил помочь построить парашют.
Ломач построил два экземпляра парашюта «РК-1». Их испытания дали хорошие результаты. И все-таки в России парашютом не интересовались.
Но после испытания «РК-1» в России, за границей уже знали об изобретении Котельникова. А когда Ломач приехал во Францию, все с интересом смотрели на прыжки студента Оссовского с моста высотою в 53 метра в Руане.
И вот с 1913 года за границей стали появляться ранцевые парашюты, похожие на котельниковские.
Только в самом начале мировой войны военное министерство вспомнило о Котельникове и его парашютах. Теперь его вызвали и решили сделать для фронта несколько десятков парашютов.
Но ввести парашют во всей авиации, не удалось. Начальник российских воздушных сил полагал, что «парашют в авиации - вещь вредная».
После революции, в годы гражданской войны, парашютами Котельникова пользовались воздухоплавательные части нашей Красной армии.
В 1921 году по ходатайству Главного управления воздушного флота советское правительство премировало Глеба Евгеньевича.
Котельников снова начал работать, совершенствовать свой парашют. В 1923 году он выпустил новый, полужесткий ранцевый парашют «РК-2». Котельников первый разработал парашют-почтальон, который мог опускать на землю грузы. Он разработал коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов.
Котельников изобрел корзиновый парашют, где поворотом штурвального колеса отделяется корзина от аэростата.
Наконец, в 1924 году Котельников создал парашют «РК-3». Годом позже, в 1925 году, появился заграничный парашют «Ирвин», сходный по конструкции с котельниковским, но более тщательно разработанный. Ему было оказано предпочтение. Котельниковские парашюты, в то время еще не испытанные, были сделаны кустарно. Мы купили у Ирвина право на производство его парашютов. Но мы знаем имя того русского конструктора, который впервые разработал все принципы авиационного парашюта, которым мы пользуемся теперь.
Изобретатель-самоучка Котельников создавал свой парашют в царской России. В той технически отсталой стране он, конечно, не мог встретить ни внимания, ни поддержки, как не встретили этого Ладыгин, Яблочков, Попов, Мичурин, Циолковский и другие.
В своей книге Глеб Евгеньевич рассказывает советским детям, как люди научились строить парашюты и опускаться с ними на землю. Рассказывает он и о том, как он создавал свой парашют в те времена, когда царские чиновники считали парашют ненужным и даже вредным.
В нашей стране тысячи людей сейчас занимаются парашютным спортом, учатся владеть парашютом, прыгать с ним. Они знают, что парашют необходим и в обороне нашей родины и в их повседневной работе. А на смену нашим парашютистам, авиаконструкторам, летчикам подрастает новое поколение, которое должно знать и уважать работы этого конструктора-самоучки, чей парашют явился основой для лучших современных парашютов.
Не оставил заметного следа, хотя к "возвышенному", безусловно, тяготел. 100 лет назад он изобрел парашют. Будучи натурой творческой и тонкой, Котельников стал свидетелем авиакатастрофы, и это настолько сильно потрясло его, что он решил спустить человечество с небес на землю.
"В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников?" Эта присказка парашютистов, пожалуй, лучше и короче всего описывает вековую эволюцию парашюта от экзотического средства выживания до спорта и хобби.
100 лет назад не то, что парашюты, самолеты-то были диковиной - летали в основном на аэростатах. На испытания первых самолетов собирались толпы зрителей. Среди них оказался и Глеб Котельников. До сих пор сохранилась даже фотография, запечатлевшая трагический момент: аппарат перевернулся в воздухе, и летчик выпал из него. "Котельников был очевидцем этой катастрофы, - рассказывает историк авиации Георгий Черненко, - и она произвела на него такое впечатление, что он решил придумать какое-то средство спасения авиаторов".
Котельников не был конструктором - он был актером. Но за новое дело принялся с жаром. Спасательные купола уже использовались воздухоплавателями, предстояло сделать из них средство экстренного реагирования, которое всегда было бы под рукой. Котельников решил эту задачу с помощью пружин, находившихся на дне металлического ящика, который крепился за плечами парашютиста. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу.
РК-2 - чуть модернизированный автором вариант первого парашюта. Желающих испытывать сомнительные приспособления инженера-самоучки нашлось немного, а вернее - всего один. Звали добровольца Иваном Ивановичем, и был он манекеном, сделанным собственноручно конструктором. Впрочем, в то время никто даже и не догадывался, что парашютом можно управлять. "Крепление парашютиста происходило в одной точке. Он, как щенок, в таком положении повисает", - объясняет директор музея ВДВ Степан Татения. "А Котельников разделил эти стропы на 2 половины и прикрепил их к плечам. И до сих пор эта идея используется", - добавляет историк авиации Георгий Черненко.
Парашютом Котельникова можно было маневрировать, а значит, успешно использовать для высадки десанта. Это решило его судьбу. 20-30-е годы - время первого расцвета парашютного спорта. Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе парашютные школы были уже по всей стране.
Котельников пытался усовершенствовать свой парашют, но без профессиональных знаний было сложно: к тому времени доработкой его изобретения уже занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Власти, правда, наградили его значком "Конструктор", а чуть позже - Орденом Красного Звезды, но, по большому счету, бывший актер, чьим изобретением до сих пор пользуется весь мир, оказался не у дел.
Парашютная система быстро стала очень сложным устройством. "Парашют состоит ведь не из одной, не из десяти, а из тысячи деталей. Каждый узел собирается из определенных частей. Поэтому на каждую ленточку, каждую деталь есть свое лекало", - говорит ведущий конструктор парашютного завода Владимир Маляев.
Разнообразие и доступность породили такое направление, как парашютный спорт. Энтузиасты совершают в воздухе самые немыслимые пируэты, занимаются воздушной акробатикой и собирают в свободном полете фигуры - так называемые формации до 400 человек.
Последнее слово в развитии парашютного спорта - прыжки без парашюта в перепончатом костюме, который позволяет испытать ощущение свободного полета, просто планируя, скользя по воздуху. Совсем, правда, избавиться от купола пока не удается - он нужен при приземлении. Но, по словам спортсменов, недалек тот день, когда человек сможет шагнуть за борт самолета без привычного ранца за спиной.
А здесь в журнале посмотрите с 6:55
минуты про изобретение ранцевого парашюта Котельниковым
Киножурнал «Хочу всё знать» - №49
100 лет назад петербургский актер Глеб Котельников запатентовал первый в мире ранцевый парашют. На это изобретение его вдохновила… жена Юлия Васильевна
Праздник воздухоплавания
Начало ХХ века было временем мощного развития авиации. В 1910 году был преодолён рубеж скорости в 100 километров в час. Мировой рекорд высоты достиг 2780 метров, а продолжительность непрерывного полёта превысила 8 часов. Но эти достижения стоили человеческих жизней. Первой жертвой моторной авиации стал американский лейтенант Томас Селфридж, который разбился в сентябре 1908 года. А в 1911-м в мире погибли уже 82 пилота. Авиационных парашютов в то время еще не было…
Летом 1910 года Императорский всероссийский аэроклуб решил устроить воздушные состязания, в которых приняли участие знаменитые русские авиаторы. Местом проведения этого первого в России "аэрошоу" было выбрано Комендантское Поле - обширная территория в северной части Петербурга. Часть его отвели под аэродром, рядом быстро выросли ангары, трибуны для зрителей, служебные постройки.
Состязания получили замечательное название - "Всероссийский праздник воздухоплавания". Он открылся 21 сентября и длился более двух недель. Среди участников были такие знаменитости, как Михаил Ефимов и Сергей Уточкин. Почти каждый день демонстрировались фигуры высшего пилотажа тех лет.
"Впервые мы увидели, чего достигла русская АВИАТИКА, впервые мы убедились, что среди русских офицеров есть летуны, не уступающие в смелости и уменье французам", - писала газета "Новое время".
Праздник воздухоплавания подходил к концу, когда на Комендантском поле произошла трагедия. Капитан Лев Мациевич поднялся в воздух на своём "Фармане". С момента взлёта прошло всего минут пять, аэроплан находился на высоте 400 метров. Но вдруг зрители замерли - машина будто раскололась пополам. Чёрная фигурка пилота отделилась от нее и стремительно понеслась вниз…
"Нет слов, чтобы выразить тот ужас, который охватил всех нас, - писал репортер. - В каком-то оцепенении мы стояли и внимательно рассматривали, как человеческое тело, крутясь в воздухе, падало на землю. Потом все бросились бежать к месту катастрофы и вон с поля. Бежали потому, что дальше стоять было невозможно - сердце бы не выдержало и разорвалось".
Эту картину наблюдал и Глеб Котельников, который пришел на аэродром вместе с женой. Глеб был выпускником Киевского военного училища, но выбрал профессию актера, служил в театре "Народный дом". Когда возвращались домой, потрясенная жена спросила: "Неужели нельзя придумать такой парашют, который падал бы вместе с летчиком и раскрывался по его желанию?" Слова запали в душу Котельникова - он засел за книги о воздухоплавании.
Против падения
Впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи, датируемой 1495 годом, есть рисунок с подписью: "Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и высотой в 12 локтей, то он может бросаться с любой высоты без опасности для себя". Если учесть, что средневековая мера длины - локоть - равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметров, то такое приспособление действительно обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты. Ведь диаметр современных парашютов тоже не превышает 6-7 метров.
Идея парашюта появилась неслучайно. Однажды французский король Людовик ХII предпринял поход для завоевания Миланского герцогства. Одержав победы в ряде сражений, он осадил Милан. В городе начался голод, но сдаваться миланцы не думали: они знали, что рядом с ними Леонардо да Винчи, а он не только прекрасный художник, но и великий ученый - что-нибудь да придумает. И он придумал. Вскоре миланский герцог получил от Леонардо письмо:
"Я умею отливать пушки, очень легкие и легко переносимые. Я умею делать многоствольные орудия, которые будут сметать все на своем пути. Кроме того, я прилагаю чертежи летательного аппарата, который назвал "геликоптером", и искусственного крыла, на основе которого можно изготовить другой летательный аппарат, под названием "птицелет".
Герцог тут же велел позвать Леонардо. Начать решили не с пушек, а с "птицелета". В самый разгар работы возникли сомнения. Французские мушкеты стреляют на двести пятьдесят метров, значит, сбить "птицелет", летящий на высоте в сто метров, им ничего не стоит. Леонардо на три дня заперся в своей мастерской. А на четвертый принес герцогу чертеж и описание парашюта. Но изготовить его не успел: в тот же день французы предприняли решительный штурм - и Милан пал.
На многие годы об этой разработке было забыто. Лишь в 1617 году венецианский инженер-механик Веранцио отыскал чертежи Леонардо да Винчи, изготовил полотняный шатер и совершил первый в мире прыжок с крыши высокой башни. Но это был единичный случай. Лишь после того, как в небо стали подниматься воздушные шары, а воздухоплаватели в результате катастроф стали гибнуть, вспомнили и о Леонардо да Винчи, и о его последователе Веранцио. В 1783 году французский физик Ленорман создал аппарат для спасения воздухоплавателей, для которого и придумал название - "парашют", что в переводе с греческого означает "против падения". Он даже его испытал, совершив удачный спуск с башни обсерватории.
К 1910 году уже были опубликованы труды таких известных конструкторов парашютов, как Бонне, Орс, Роббер, а также русских изобретателей Поморцева и Янге. Котельников проштудировал все эти работы. Главный вывод, который он сделал, был таким: их парашюты слишком громоздки, ненадежны и, что совсем плохо, размещаются отдельно от летчика в специальном контейнере, спасти же летчика может лишь такой парашют, который он может надеть на себя.
Шелковая шаль. Момент истины
Надо сказать, что Котельников не был инженером, но унаследовал от родителей несколько талантов. Его отец был профессором механики и высшей математики Лесного института, а мать занималась живописью, играла на рояле, участвовала в любительских спектаклях. С детских лет он пристрастился к слесарному и столярному ремеслам. Делал замысловатые игрушки, сооружал модели различных машин. Одновременно он пел в хоре филармонии, играл на скрипке, сочинял музыку.
Отец Глеба рано скончался, и ему пришлось поступить в Киевское артиллерийское училище. В армии он прослужил недолго и уволился в запас. В 1910 году Котельников приехал в Петербург, чтобы стать профессиональным артистом. Его зачислили в труппу Народного дома. Но главным делом его жизни стала работа над ранцевым парашютом. «Я превратил свою комнату в мастерскую и более года работал над своим изобретением», - вспоминал Глеб.
Идея была хороша, но как ее претворить в жизнь? Проблема заключалась в том, что купол парашюта в то время делали из плотной и тяжелой прорезиненной ткани, которую уложить в ранец просто невозможно. Помог Котельникову случай. Однажды в театре он увидел, как некая дама, достав из сумочки шелковую шаль, неловко взмахнула ею, и шаль надулась пузырем.
Это же то, что надо - мгновенно решил Котельников. Он понял, что шелк - лучший материал для купола парашюта. Дальнейшее было делом техники. 9 ноября 1911 года Глеб Котельников запатентовал свое изобретение и получил свидетельство на "спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом". Он назвал его "РК-1", то есть "Русский, Котельников - первый".
Идеальный парашют
Заслуга русского изобретателя также была в том, что он первый разделил стропы на два плеча. Теперь парашютист не висел, как кукла, подвешенный в одной точке, а мог, держась за стропы, маневрировать, занимая наиболее удобное для приземления положение. Купол укладывался в заплечный ранец, и парашютист с помощью несложного устройства мог вытянуть его в воздухе на любом расстоянии от падающего или горящего самолета. Принципиальная схема РК-1 легла в основу всех современных авиационных парашютов.
Казалось бы, надо немедленно приступать к массовому производству парашютов Котельникова, но военное министерство имело свою точку зрения и к производству парашют не приняло, как было написано в документе, "за ненадобностью".
Но Котельников не сдавался. Познакомившись с коммерсантом Ломачем, который торговал авиационным снаряжением, Глеб Евгеньевич предложил ему наладить производство парашютов. Подумав, тот согласился, но настоял на проведении всесторонних испытаний.
Сначала 80-килограммовый манекен сбрасывали с аэростата - приземлился без повреждений, потом с самолета - то же самое. После одного из удачных спусков манекена будущий знаменитый русский летчик, тогда еще курсант Гатчинской школы, Петр Нестеров сказал Котельникову: "Ваше изобретение изумительно! Разрешите, я немедленно повторю прыжок". Но о предстоящем эксперименте узнало начальство школы, и вместо испытаний парашюта Нестеров оказался… на гауптвахте.
Кто получит главный приз?
Осенью 1912-го во Франции решили провести конкурс на лучшую парашютную конструкцию. Котельников собирался поехать, но у него не нашлось замены в театре. Тогда его спонсор Ломач, захватив с собой два парашюта, уговорил поехать с собой в Париж смелого парня, студента консерватории Осовского. Он-то и стал первым в мире человеком, совершившим прыжки с ранцевым парашютом. Это была сенсация, которой от русских не ждали. Всемирно известные конструкторы парашютов жили тогда во Франции. Поэтому главный приз получил француз Фредерик Бонне за менее совершенную конструкцию. Его парашют укладывался на фюзеляже самолёта позади пилотской кабины. С ним и в дальнейшем выполнялись прыжки, но применения в авиации он так и не получил. Между тем, выкупив у Ломача оба парашюта, французы не стали возиться с патентными правами, а тут же наладили их производство, выдав за свою разработку.
Простота, надежность и талант
В 1913 году 24-летний авиаконструктор Игорь Сикорский испытал свой тяжелый четырехмоторный самолет, который позже получил имя "Илья Муромец". Через год из таких машин была создана российская "Эскадра воздушных кораблей". Это было первое в мировой истории соединение стратегических бомбардировщиков. Тут-то и вспомнили о ранцевом парашюте Котельникова. Было решено снабдить им экипажи самолетов-гигантов…
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта - РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В 1924 году он изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограммов. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения советскому правительству. Но новая власть по непонятным причинам предпочла закупать американские "Ирвины" и французские "Жюкмессы".
Великая Отечественная война застала Котельникова в Ленинграде. Пережив блокаду, он уехал в Москву. Умер в 1944 году. На Новодевичьем кладбище на его могиле установлен памятник работы скульптора Григория Постникова. На мраморной доске надпись: "Основоположник авиационного парашютизма Котельников Глеб Евгеньевич". Жизнь расставила все по местам.
В наши дни парашют стал неотъемлемой частью техники: с ним спускаются с небес воины-десантники, мощные купола бережно доставляют в назначенную точку орудия и танки... Специальные парашюты гасят скорость космических кораблей при посадке на землю. В российском Научно-исследовательском институте парашютостроения создано почти пять тысяч различных модификаций. Принципы изобретения Котельникова актуальны и сегодня. Это - простота и надежность. Глеб Котельников верил в великую силу искусства и был хорошим актером. Но свою самую главную роль он сыграл в истории мировой авиации.
В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что "4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз - ни одной осечки.
Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... Готов испытать изобретение в Красном Селе..."
В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и торговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи.
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК_4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
В ознаменование первого испытания натурного образца ранцевого парашюта деревня Сализи Гатчинского района получила название Котельниково. А недалеко от полигона сооружен скромный памятник с изображением парашюта.Биография:
Глеб Евге́ньевич Коте́льников
(18 января 1930 января 872 г. Санкт-Петербург-22 ноября 1944 г. Москва
) — изобретатель авиационного ранцевого парашюта .
Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.
Окончил Киевское военное училище (1894) , и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников)
своздание парашюта
В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта.
До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. В декабре 1911 годда Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия в России, однако по неизвестным причинам патент не получил. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции, 20 марта 1912 года получив патент за № 438 612.
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл в июне 1912 года.
Сначала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.
6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи .
На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Алексея Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.
Как прозрения Леонардо да Винчи воплотились в бессмертной конструкции русского актера-изобретателя Глеба Котельникова
Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту - почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.
Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка - то есть такой, какими пользуются и по сей день, - изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.
Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения.
От Возрождения до Первой мировой
«Парашют» - калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения - знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. - РП.) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у - около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 - 5,8 м!
Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.
Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха - и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.
Не было бы счастья…
Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.
Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени - капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе - это была первая авиакатастрофа в Российской империи.
Полет Льва Мациевича. Источник: сайт
С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, - писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. - Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.
Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.
«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, - вспоминал потом Котельников. - Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».
Из шлема - в ранец
«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, - писал в своих воспоминаниях Котельников. - Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».
Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный - поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой - парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: "Вот!" Он нашел то, что искал!»
Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем - голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом - из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.
Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.
К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 - то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.
«Парашюты в авиации - вообще вещь вредная…»
Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации - вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» - такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.
С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам - чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!
Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.
В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать