Кружок «Волшебный мир звуков и слов. Шепчущие в ночи
Международная школа практической педагогики для Вас. Образовательный проект для современных педагогов и родителей. Педагогические технологии, которые РАБОТАЮТ. Консультирование семей с детьми от 5 до 18 лет. Консультирование студентов. Консультирование педагогов по вопросам профессионального роста. Повышение квалификации.
*********************************************
Клуб «Логопедия» Открытого образовательного проекта Международная тьюторская школа
Электронное пособие «В мире звуков»
для учителей-логопедов, воспитателей, родителей по постановке и автоматизации свистящих звуков
Пособие рекомендовано к использованию в практической деятельности учителями-логопедами, воспитателями ДОУ всех видов,студентами дефектологических факультетов вузов и колледжей, родителями, занимающимися речевым развитием детей в условиях семьи.
Автор и составитель: Барно Тохировна Никитина , учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей-логопедов, дважды финалист городского конкурса методических разработок, награждена благодарственным письмом администрации города (г. Кемерово)
Электронное пособие «В мире звуков» имеет:
- экспертное заключение учителя-дефектолога отдела ПМП экспертизы, мониторинга и проектирования МБОУ «ЦДиК» Мченской Т.Н. от 15.01.2013г. СКАЧАТЬ ;
- рецензию кандидата педагогических наук, старшего сотрудника Кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования, эксперта МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» Чередилиной М.Ю. от 21.01.2013 г
Рецензия на электронное пособие «В мире звуков», составленное учителем-логопедом Никитиной Барно Тохировной.
Экспертиза данного электронного пособия осуществляется с позиции оценки его качества как нормативного документа, определяющего образовательную деятельность учреждения. Основными методами данной экспертизы являются изучение представленных материалов и беседы с составителем электронного пособия. Актуальность электронного пособия определяется тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушение речи. Составитель профессионально откликается на социальный заказ, т.к. в городах растет сеть дошкольных учреждений, групп, логопунктов для детей с нарушениями речи. В электронном пособии представлен обобщенный опыт работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Автором собран теоретический и практический материал по коррекции звукопроизношения, что позволяет широкий спектр применения данного пособия. В пособии представлены электронные ресурсы с различной текстовой и визуальной информацией. На слайде по определённому звуку выделены этапы, а в этапах предложены различные приемы, что позволяет пользователю легко и быстро найти необходимый материал для коррекции звука. Следует согласиться с Никитиной Б.Т., подчеркивающей в пояснительной записке к электронному пособию, что особое значение приобретают компетентность специалистов и методический поиск новых способов организации коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями речи, поиск эффективных методов и приемов в обучении правильному звукопроизношению детей. Структура электронного пособия адекватна принятым в современной дефектологии теоретико-методологическим подходам к её построению. Составитель полно раскрывает значимость и практическую направленность своей работы. Цели, задачи раскрыты в пособии и способы их достижения согласованы, составителем составлен перспективный план коррекции звукопроизношения. Содержание электронного пособия основано как на общедидактических, так и на логопедических принципах коррекции и компенсации речевого дефекта, что создаёт предпосылки для обеспечения всестороннего развития ребёнка с нарушением речи, для успешной подготовки его к обучению в школе и адаптации в социуме. Ценность данного пособия состоит в том, что оно носит коррекционно-развивающий характер, так на основе подобранных Никитиной Б.Т. специальных приёмов и методов осуществляется как коррекция произношения, так и развитие всей личности ребёнка с нарушением речи. Отличительной особенностью электронного пособия «В мире звуков» является то, что в нём широко используются дидактические игры с усложнением заданий, с учётом индивидуальных особенностей детей, способствующие коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов, познавательного интереса у детей, имеющих нарушение речи. Содержание и структура электронного пособия в целом отвечают требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Язык и стиль изложения Никитиной Б.Т. четок, ясен, последователен, логичен. Список используемой литературы полный, включает теоретические и практические аспекты. Электронное пособие «В мире звуков», составленное учителем-логопедом Никитиной БарноТохировной, могут быть рекомендованы для внедрения в практическую деятельность специалистам сопровождения детей с нарушениями речи в условиях специализированных дошкольных учреждений, групп, групп временного пребывания, другим педагогическим работникам системы дошкольного образования, а также родителям.
Мария Юрьевна Чередилина , к.п.н., федеральный эксперт ФГАУ «ФИРО», член расширенного правления, федеральный эксперт МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», координатор разработки профессионального стандарта тьюторского сопровождения, руководитель Открытого образовательного проекта для педагогов и родителей «Международная школа практической педагоги ки»
Электронное пособие способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей.
В электронном пособии представлен обобщенный опыт учителя-логопеда в работе с детьми по коррекции свистящих звуков. Автором собран теоретический и практический материал по коррекции звукопроизношения. В пособии представлены электронные ресурсы с различной текстовой и визуальной информацией. На слайде по определённому звуку обозначены этапы работы, необходимые для коррекции звука.
Каждый этап работы в электронном пособии содержит:
- лексический материал,
- предметные картинки,
- компьютерные игры,
- задания с преобладанием исправляемого звука.
В пособии используются приёмы работы, которые позволяют значительно повысить эффективность целенаправленного системного логопедического воздействия по исправлению дефектов произношения звуков:
- компьютерные игры с анимацией;
- речевой материал с чистоговорками, скороговорками, поговорками, пословицами, потешками, загадками, физминутками, пальчиковыми играми с насыщением в текстах автоматизированного звука;
- мнемотехнические приемы (с помощью нарисованных предметов, действий предметов закрепляется в памяти стихотворение)
- моделирование рассказа; цепное рассказывание;
- элементы драматизации;
- использование ипликатора Кузнецова;
- автоматизация звуков посредством упражнений, формирующих грамматический строй речи;
- упражнения для предупреждения и коррекции письменной речи.
Электронное пособие «В мире звуков» может использоваться как в электронном, так и в печатном вариантах.
Где и как можно использовать Электронное пособие «В мире звуков»:
- для подготовки к занятию;
- для составления индивидуального плана работы с ребёнком;
- на занятии для использования мультимедийной презентации;
- для взаимодействия с воспитателями;
- для взаимодействия с родителями;
- для добавления в пособие своей необходимой информацией (расширение «педагогической копилки»).
Посмотрите на нашем видео пример как работает Электронное пособие «В мире звуков»:
Приобретая Электронное пособие «В мире звуков» Вы получаете:
- Диск (высылается почтой)
- Буклет (высылается почтой)
- Инструкцию для пользователя (записано на диске)
- Рецензию (записано на диске)
- Видео-запись по практическому применению пособия (записано на диске)
Стоимость всего 599 рублей с пересылкой по России, отправка проводится из г.Кемерово в течение 5 рабочих дней с момента подтверждения оплаты.
Важно:
- Пособие высылается только по факту оплаты.
- Оплата проводится по квитанции (СКАЧАТЬ КВИТАНЦИЮ ). При оплате в банках онлайн выбирайте платеж на организацию (юридическое лицо).
- До оплаты Заказчик в письменном виде сообщает перечень и количество заказанных пособий и сумму заказа на адрес электронной почты [email protected] (Мария Юрьевна Чередилина) и дожидается подтверждения заказа.
- После подтверждения заказа и его суммы Заказчик производит оплату заказа, присылает копию платежного документа и почтовый адрес для отправки пособий (в т.ч. индекс и ФИО получателя полностью) на адрес электронной почты [email protected] (Мария Юрьевна Чередилина). В случае необходимости товарного чека, сообщите об этом дополнительно. Сохраняйте платежные документы до завершения обслуживания.
- С юридическими лицами возможно заключение договора на приобретение пособий. Стоимость договорного обслуживания 500 рублей единоразово дополнительно к стоимости заказанных пособий. По вопросам договорного обслуживания обращайтесь также на адрес электронной почты [email protected] (Мария Юрьевна Чередилина).
- Пособия находятся в г.Кемерово. Если Вы планируете самовывоз, свяжитесь с нами [email protected] для согласования организационных моментов. Стоимость доставки по г.Кемерово согласовывается отдельно.
Мария и ее дочь Ирина живут в Краснодаре. Мария – инвалид с детства. Когда ей было 5 лет, в детском лагере девочка заболела воспалением легких, которое перешло в пневмонию. Болезнь дала осложнения на уши и стал падать слух.
«Когда я была маленькая, мама еще слышала хорошо. Она понимала, что обращаются к ней, поворачивалась, как-то реагировала. Последние лет 15 слух падает, мама слышит все хуже и хуже. Результат последней медкомиссии показал, что правое ухо не слышит совсем, левое – лишь на 25 процентов,» – рассказывает дочь Ирина.
Дочь по образованию эколог, работала в госучреждении, которое обанкротилось. Зарплату не платили год. Может быть, что-то компенсируют, она очень на это надеется. Сейчас работает на полставки в частной компании, подрабатывает, где возможно. Мария работает оператором ПК в статистическом бюро.
Ирина с большой теплотой и любовью рассказывает о Марии: «Мама – очень рассудительный, спокойный и добрый человек. Она всегда больше отдает, чем берет, всегда думает в первую очередь о других, а потом о себе. Раньше с нами были бабушка с дедушкой. Теперь, когда дедушки нет, и бабушка осталась одна, болеет, мама часто бывает у нее, помогает, чем может.
Мама из военного городка под Новосибирском, в Краснодар переехала после учебы, поэтому друзья детства, институтские друзья разбросаны по стране. Тут, конечно, есть подруги, общается также с коллегами по работе. Но в последнее время все реже. Не все знают о ее проблеме. Рассказывать людям о потере слуха она не хочет, а общаться как раньше уже нет возможности. Мама стесняется выглядеть неловко в общении. Иногда плачет, очень расстраивается, что теряет слух. Но старается не показывать это.
Очень любит нашего кота, они с ним большие друзья. Любит рисовать картины по цветам, любит гулять по городу. Но в последнее время это тоже бывает реже, из-за слуха».
Мария – инвалид II группы. Около 6 лет назад она с дочерью своими силами приобрели слуховой аппарат, но к настоящему времени он исчерпал себя, необходим новый. В прошлом году ей оформили карту ИПР (индивидуальная программа реабилитации), в фонде социального страхования предложили слуховой аппарат. Он хороший, мощный, но, к сожалению, с помощью него Мария не может разобрать ни одного слова: все свистит, фонит, вместо слов – какофония звуков. Даже когда рядом сидит врач, но совсем не понятно, что она говорит.
Дочь рассказала, что они подавали документы в бюро медико-социальной экспертизы, с просьбой подобрать другой слуховой аппарат, но получили ответ, что с 1 января 2016 года произошли изменения в перечне слуховых аппаратов и их выбор существенно снизился. Поэтому предлагают простой, заушный. А по заключению сурдолога в связи со сложной потерей слуха Марии необходим цифровой высокотехнологичный многоканальный программируемый аппарат, который будет подобран и настроен индивидуально.
Прогнозы врачей обнадеживают: есть большой шанс, что с помощью слухового аппарата можно сохранить Марии возможность слышать, и, как следствие, нормально жить и общаться с людьми. Но чем больше она находится без аппарата, тем быстрее падает слух.
Собрать деньги на покупку слухового аппарата на небольшую зарплату и пенсию мама и дочь, к сожалению, не могут и очень надеются на помощь.
Творческий псевдоним Maria Minerva на слуху не только в Европе, но и за океаном. За семь лет с выхода дебютного альбома "Cabaret Cixous" Мария Юур сменила туманный lo-fi на заигрывающий диско-поп, Лондон на Лос-Анджелес, стала защитником окружающей среды, борцом за права человека и продюсером. В родную Эстонию Юур прилетела накануне главного фестиваля Прибалтики – Tallinn Music Week. Звуки встретились с Марией в перерыве между ее выступлениями и семейными встречами.
Звуки
:
Ты очень изменилась музыкально. Это следствие внешних, или внутренних факторов?
Мария
:
Думаю, что сначала изменилась я, а музыка стала следствием этого. В самом начале я была очень искренней и наивной. Не совсем понимала, как работает музыкальный бизнес – я никогда в нем не вращалась и была в андеграунде. Это, скорее, нельзя было назвать бизнесом в принципе, потому что не приносило никаких денег. У меня не было никаких ожиданий, и все казалось таким новым. Потом ко мне пришел успех – это был некоммерческий успех и прорыв лично для меня. Правда, на первых концертах я чувствовала себя немного нервно. Перемещения в пространстве, путешествия, безусловно, изменили меня. Но, конечно, я стала более цинична в этом мире, где существуют правила "15 минут славы". Сегодня сложно стать долговечным, но, думаю, я научилась чувствовать дух времени.
Звуки
: Когда слушаешь твои записи, в особенности ранние альбомы, есть ощущение отчужденности и задумчивой ностальгии.
Мария
:
Отчасти место записи влияет на конечный результат. Все свои альбомы я записывала далеко за пределами родной страны. "Cabaret Cixous" был записан в спальне съемной квартиры в Лондоне. "Will Happiness Find Me?" я записала в Лиссабоне. Histrionic – это альбом моего нью-йоркского периода. Мой будущий альбом – первая студийная запись, которую мы запишем в Голливуде. Это так далеко от дома, от того, с чего я начинала, что кажется совершенно нереальным. Но вообще моя музыка очень отличается от меня. На самом деле, я очень социальный человек – веду радиошоу, продолжаю активную общественную деятельность. Мне не хочется казаться загадочной и непостижимой. В моем случае искусство существует отдельно от меня, это не детальное отражение того, кем я являюсь. Но когда я создаю музыку, я словно перемещаюсь в параллельное пространство.
Звуки
:
Ты была заявлена на фестивале Tallinn Music Week как продюсер, писатель и защитник окружающей среды. Означает ли это, что музыка сместилась для тебя на второй план?
Мария
:
Отчасти это так. Музыка для меня – это способ уйти от мира, а активистская деятельность поддерживает мою связь с ним. Жизненные обстоятельства тоже сыграли свою роль. Когда я приехала в США, мне нужно было зарабатывать на жизнь, и я устроилась в EPA (Environmental Protection Agency – Агентство по охране окружающей среды). Это был непростой момент трансформации, ведь до этого музыка была моим единственным занятием. Однако новая сфера деятельности открыла для меня новые стороны жизни.
Звуки
:
На конференции Creative Impact, организованной в рамках Tallinn Music Week, ты стала одним из спикеров в дискуссии о гендерном и расовом равноправии. Во многих странах Европы, в том числе Скандинавии, существуют программы для женщин-музыкантов, которые дают им возможность создавать вместе музыку, избегая мужского давления. Актуальна ли проблема неравенства для музыкальной сцены в США?
Мария
:
В сфере инди-музыки, частью которой я являюсь, всегда были женщины. У каждого есть свое мнение на этот счет. Конечно, бывают снобы-звукорежиссеры, которые проявляют особое отношение, но... Я всегда говорила о феминизме. Не все мои знакомые музыканты считают, что это правильно, так как, затрагивая тему неравенства полов, ты принимаешь позицию, в которой тебя и твою музыку начинают оценивать через призму твоей половой сущности. На восприятие некоторых людей накладывает отпечаток не только пол, но и национальность. Тем не менее, все голоса должны быть услышаны. Это не должно зависеть от статуса человека.
Звуки
: Ты наверняка читала эссе Элен Сиксу (Hélène Cixous, теоретик феминистского литературоведения прим. ред.) "Хохот медузы". В нем говорится о том, что "женщина должна писать о себе … от своего тела".
Мария
:
Я читала ее работы во время учебы в Англии, но Сиксу была не единственной, кто повлиял на меня. Мой первый альбом Cabaret Cixous – это оммаж Элен, группе Cabaret Voltaire
, а также одноименному кафе, где зародилось авангардистское движение "дада". Сейчас я пытаюсь абстрагироваться от всего, что вдохновляло меня в студенческие годы. Всегда нужно двигаться дальше. Но тогда я была под большим впечатлением от феминистской теории.
Звуки
:
Насколько ты женственна в музыке? Есть ощущение, что альбом Histrionic – твой личный манифест женственности.
Мария
:
На 100%. Название альбома "Histrionic" – это отсылка к психическому заболеванию, как правило, у женщин, которые любым способом пытаются добиться внимания. В какой-то степени, это составляющая женской сущности, и я решила вынести ее на поверхность. Каждый сам решает, как ему звучать. Мне всегда была интересна гендерная лингвистика и женский язык в частности. Кроме этого, я одержима поп-музыкой, которая обычно считается жанром для девочек. Мне нравится идея создавать музыку для женщин.
Звуки
:
В одном из интервью ты сказала, что сублимируешь сексуальную энергию в своей музыке. Это актуально для многих, но далеко не все могут в этом признаться…
Мария
:
Нет ничего странного в том, что ты выражаешь свое либидо через музыку. Мне время от времени говорят о гиперсексуальности в моих песнях, но в этом нет ничего такого. Каждый свободен в выражении своего мнения, также как и в выборе средства для выражения своих переживаний. Когда тебе 20 и чуть больше, ты чувствуешь себя одержимой мальчиками, но, взрослея, становишься более сосредоточенной на себе. Либидо женщины достигает максимума в 30-40 лет, и это время, когда ты ищешь удовольствия для себя и меньше пытаешься угодить другому. Так что, эта тема по прежнему присутствует в моем творчестве, но в другом ракурсе.
Имя Марии Трапп ничего не скажет даже тем кинозрителям, которые видели и помнят замечательный американский фильм "Звуки музыки". Конечно, лента и бродвейский мюзикл, по которому она была поставлена, запоминаются не своим сюжетом, а чудными мелодиями. Но без Марии Трапп ничего бы этого не было. И главное, прежде всего этот фильм сформировал в США и Латинской Америке такой образ Австрии, который жив до сих пор.
Мария Августа Кучера (Maria Augusta Kutschera) родилась 26 января 1905 года в Вене. Ее родители были незнатного происхождения. Мать умерла от родильной горячки, отец скончался через три года. Сирота воспитывалась сначала у бабушки, потом — в доме опекуна. Повзрослевшую девушку пристроили на работу воспитательницей при монастырской школе аббатства Ноннберг (Nonnberg) в Зальцбурге. Она уже готовилась стать послушницей, но в 1925 году аббатиса направила юную девицу домашней учительницей для выздоравливающей Марии, дочери знаменитого австрийского капитана третьего ранга Георга Людвига фон Траппа (Georg Ludwig von Trapp).
26 ноября 1927 года Мария стала второй женой вдовца фон Траппа. Спустя два года Мария родила дочь Розмари, в 1931 году Эленору. Дети от первого брака обращались к ней Mutter - "мама", чтобы отличать ее от родной матушки, которую величали на французский манер Mamá (с ударением на втором слоге). В сердцах могли назвать ее и мачехой.
В 1935 году семейство Траппов оказалось на грани краха: лопнул банк и все их состояние пропало к чертовой матери. Они могли бы пойти по миру, но Мария Августа основывала с пятью дочерьми и двумя сыновьями своего мужа от первого брака семейный хор. Музыкальным руководителем стал ровесник Марии Августы священник Франц Вазнер (Franz Wasner), и уже в 1937 году семейный хор стал победителем Зальцбургского фестиваля.
Потом они выступали перед канцлером Шушнигом (Schuschnigg), Папой и Муссолини. На старости лет прелат о многом рассказывал журналистам, но так и не проболтался о своих галантных шашнях с Марией фон Трапп. Поступил как мужчина и не нанес удар по имиджу золушки из голливудской сказочки "Звуки музыки". Впрочем, в той сказке для него тоже не нашлось места. Сценаристы его вычеркнули.
Монархически настроенный офицер Георг Людвиг Трапп был недоволен присоединением Австрии к Третьему рейху в результате аншлюса в 1938 году, а тут как раз подоспело приглашение на гастроли из-за океана. Глава семьи решил эмигрировать в США. Вся семья переехала в штат Вермонт, где выстроила дом. Свою ферму Траппы назвали Cor Unum . Там в 1939 году Мария родила мужу сына Йоханнеса. Впоследствии репортеры словно ополоумели и все пытались выяснить, был ли отцом ребенка капитан фон Трапп или все-таки преподобный Вазнер.
Семейный хор Траппов назывался теперь Trapp Family Singers и продолжил свои гастроли по городам и весям Соединенных Штатов. После окончания Второй мировой войны благотворительная организация под названием Trapp Family Austrian Relief Inc. , организованная по инициативе Марии Трапп, собирала одежду и продукты питания для родной Австрии.
Георг Людвиг фон Трапп скончался в 1947 году и для хора наступили тяжелые времена. Первой покинула семейный хор Йоханна, чуть позже Вернер. Очень рано умерла Мартина. Родная дочь Эленора вышла замуж и семейные заботы не давали ей возможности гастролировать по стране. Розмари всегда трясло перед выступлениями на сцене.
Тем не менее, Мария сумела организовать несколько гастрольных турне по Южной Америке и Австралии, а в 1950 году Мария Августа Трапп со своим хором выступила на фестивале в Зальцбурге. Самым "урожайным" для семейного подряда стал 1956 год. Хор дал 2 тысячи концертов по всему миру. После распада музыкального коллектива Мария и Франц решили посвятить себя благотворительности. За время своей концертной деятельности они обзавелись нужными контактами. Свет Евангелия в Папуа-Новую Гвинею понесли и некоторые другие члены большой семьи.
Мария Августа Трапп написала свои мемуары в 1952 году. В оригинале они назывались "От монастыря до мирового успеха" (Vom Kloster zum Welterfolg). В Америке книгу выпустили в 1956 году под заголовком The Story of the Trapp Family Singers , а спустя два года с очень большим успехом она вышла на экраны. В 1959 году историю жизни Марии Трапп переработали для бродвейского мюзикла "Звуки музыки" (The Sound of Music), и он с большим успехом шел на протяжении многих лет.