Краткое изложение проказы старухи зимы. К
Тема: К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.
Цели:
- 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
- 2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
- 3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: таблички с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами, разноцветные слоги, пословицы, картинки о зиме, компьютер, мультимедийная презентация.
Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.
Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.
Межпредметные связи: математика, письмо, развитие речи.
Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
2. Разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
- - Вдох - носом, выдох - через рот.
- - Вдох, задержка дыхания, выдох.
- - Вдох, выдох, задержка дыхания.
2) Разминка для глаз.
- А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
- - сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
- - вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
- Б) Работа по таблице. (слайд №2)
- - Назовите цвет кружков по цепочке.
- Назовите цвета кружков через один
3. Проверка домашнего задания.
По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 3)
Проверка домашнего задания - чтение стих-я А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть, слабочитающие ученики - хорошее чтение стих-я.
4. Новая тема.
1. Введение в тему.
А) Беседа.
- - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- - Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №4, проверка правильности выполнения задания)
- -Какой сейчас месяц? Какая погода?
Б) Работа с доской.
- - Давайте вспомним признаки зимы. (слайд№5)
Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.
В) Работа по карточкам.
Зима.
Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.
Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.
Зима.
Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.
Физминутка.
Игра "Золотые ворота"
Учитель с одним из учеников держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, относящееся к зиме.
2) Сообщение темы урока.
- - А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
- - В классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, - 2ряд - красного, из них составьте слова.
Составленные слова вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.
Загадка.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром.
(зима)
На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд № 7)
- - Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
- - А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?
На доске - портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы жизни. (слайд №8)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - знаменитый русский педагог . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.
3) Словарная работа.
Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.
- ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
- ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
- ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
- ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
- САЛАЗКИ - САНКИ
- ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №9)
4) Чтение текста учителем. (стр. 130-132)
Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.
5) Беседа по прочитанному.
- - Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- - Как зима решила расправиться с птицами?
- - Что сделали птицы?
- - Как звери спасаются зимой от мороза?
- - Что сделала зима с реками и озерами?
- - Как спрятались рыбы?
- - Как приготовились люди к зиме?
- - Почему не боятся зимы дети?
- - Почему зиме стало обидно?
Физминутка для глаз. (слайд 10)
5. Закрепление. Работа над текстом.
1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине слова.
2) Найдите в тексте и прочитайте:
- - как спасались от зимы птицы
- - что сделали звери, чтобы защититься от холода
- - как спрятались рыбы
- - как подготовились к зиме люди
- - о зимних забавах детей
3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)
- ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
- МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
- ЗИМА - НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.
4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.
Релаксация.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расправляется.
Дышится легко…ровно…глубоко. (пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть.
6. Итог урока
- - Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- - Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- - Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме.
СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.
» » Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.
А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.
По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Вы прочитали рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы сиарухи-зимы».
СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«Проказы старохи зимы»
2 младшая группа
Составил инструктор по ФИЗО
ДОСУГ «Проказы зимы»
(2младшая группа)
Цель: развитие познавательной и двигательной активности детей.
Образовательные задачи: учить детей сочетать движения и речь, находить пару, расширять и углублять знания детей об окружающем мире зимой.
Развивающие задачи: Развивать фантазию, творческие способности воспитанников.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к подвижным играм зимой, создать радостное, эмоциональное настроение у детей
Оборудование: по количеству детей маски или шапочки рыб, зимующих птиц, зайцев, костюм зимы, снежки, парные бумажные рукавички (10 пар).
Действующие лица:
-Ведущий:
-Зима :
Ход досуга
(в зал входит почтальон и передает письмо ведущему)
Ведущий: (Открывает конверт читает) Ребята к нам сюда спешит зима, она очень сердитая,хочет всякое дыхание со свету сжить, все живое заморозить.
Давайте с вами в птичек превратимся, может она птичек не будет морозить. (Дети надевают маски летают по залу, появляется зима)
ЗИМА: Заморожу, заморожу, всех заморожу, в первую очередь птиц заморожу. Надоели своим криком и писком. А вот и птицы -заморожу.
ВЕДУЩИЙ: Попробуй нас догони Зимушка-зима. Многие птицы в теплые края улетели. Какие остались в гнездышках сидят.
ИГРА «Птички в гнездышках»
(дети летают подражая птицам, на слова «Зима идет» бегут в гнездышки, зима их ловит)
ВЕДУЩИЙ: Не удается зиме птиц заморозить, смотрите как она еще пуще злиться
ЗИМА: Не могу птиц догнать,пойду зверей морозить.
ВЕДУЩИЙ: Ребята а давайте в зайчиков превратимся. Раз-два,три закружись в зайчика ты превратись.(дети –в масках зайчиков)
ИГРА «Зайка беленький сидит»
(когда дети прыгают, зима на них дует)
ЗИМА: (грозя пальце) Ну погодите я пойду и заморожу рыб.
ВЕДУЩИЙ: Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла, за камушки спряталась.
ИГРА «Прятки»
(Дети –рыбки плавают под музыку, когда музыка остановится прячутся за камушки -стульчики, зима ищет)
ЗИМА: Ну постойте, погодите. Раз я не могу заморозить птиц, зверей и рыб, пойду людей морозить
ВЕДУЩИЙ: Ребята, чтобы люди не замерзли зимой, что они для этого делают.(Ответы детей).Мы тоже с вами наденем рукавички, чтобы зима нас не заморозила
ИГРА»Найди пару»
(детям раздают по одной рукавичке, дети ищут пару.)
ВЕДУЩИЙ: Вот мы рукавички надеваем (имитируют) и в снежки мы поиграем.
ИГРА «Снежки» (дети бросают снежки в друг, друга и в зимушку.)
ЗИМА: (убегая) Ой, горе, горе ни кто меня не боится даже дети, какое горе,(плача удаляется)
ВЕДУЩИЙ: Хорошо ребята мы с вами повеселились, даже зимы не испугались. Вот какие смелые ребята у нас в детском саду.
Рассказ Константина Ушинского Проказы старухи зимы - это рассказ о зиме для школьников. Рассказ о зимних холодах, о том, что природа спит. Холодная зима добралась до всего живого до птиц, зверей и рыб и всех распугала, но ребятишки не боятся зимы и катаются на коньках и санках.
ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ
Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать; накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери; у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт; медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
«Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей», — и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы протянулись; от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, — даже побелеет; а мальчик схватит снега, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, — заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!