Котельников, глеб евгеньевич. Котельников, глеб евгеньевич Кто такой котельников
ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОТЕЛЬНИКОВ родился в Петербурге 30 января 1872 г. В роду Котельниковых склонность к творческой работе - науке, изобретательству, искусству - ярко проявлялась в нескольких поколениях. Его отец Евгений Григорьевич Котельников был профессором высшей математики и механики в Земледельческом институте. Мать — дочь крепостного художника — была одаренной женщиной. Она хорошо рисовала и пела. Глеб Евгеньевич несомненно тоже был одаренным человеком. Он пел, играл на скрипке, выступал как дирижер, увлекался фехтованием. С весны 1910 актёр (псевдоним Глебов-Котельников) в Петербурге (с конца 1910 в труппе Народного дома на Петербургской стороне). Ко всему прочему у него были "золотые руки" слесаря, портного и токаря. Трудовая биография у Котельникова сложилась довольно пестрая. И все-таки в череде лет, смен занятий он нашел ключевое дело своей жизни — парашют.
Большую роль в его воспитании играла мать, добрая и самоотверженная. Старший брат Глеба Борис Евгеньевич Котельников вспоминал: «Мама ходить в гости не любила, изредка лишь бывала в театре, а большую же часть времени посвящала нам, детям, играя разные пьесы и напевая иногда целыми вечерами. Еще в Вильно Екатерина Ивановна устроила домашний детский театр со сценой и занавесом. Ставили водевили и небольшие пьески, декламировали. Позже, в Петербурге, был устроен домашний кукольный театр».
Когда будущему изобретателю пошел тринадцатый год, отец его, Евгений Григорьевич, увлекся фотографией. Глеб тоже мечтал научиться фотографировать, но дорогой аппарат отец ему не давал. Тогда Глеб решил сам сделать фотокамеру. У старьевщика купил подержанный объектив, остальное - корпус аппарата, мехи - сделал собственными руками. Сам изготовил и фотопластинки по применявшемуся тогда «мокрому» методу. Готовый негатив показал отцу. Тот похвалил сына, пообещал купить настоящий фотоаппарат и на другой же день выполнил обещание.
Летом 1889 г. Глеб Котельников оказался очевидцем необыкновенного зрелища. В начале июня во многих петербургских газетах появились объявления, извещавшие, что в саду «Аркадия» состоится полет на воздушном шаре и прыжок с парашютом американского воздухоплавателя Шарля Леру. Он видел приготовления к полету, сам полет, а затем и прыжок человека с огромной высоты. Парашют плавно опустил Леру в Большую Невку.
В 1889 скоропостижно скончался отец. При жизни отца Глеб мечтал о поступлении в Технологический институт или консерваторию. Теперь эти мечты пришлось оставить. Реальной была лишь военная карьера. Глеб уехал в Киев и поступил в военное училище.
В 1894 г., окончив училище, Котельников был произведен в офицеры-артиллеристы. Началась военная служба в вылазочной батарее крепости Ивангород.
В крепости Котельников впервые увидел наблюдательный аэростат и смог хорошо познакомиться с его устройством.
Дослужившись до чина поручика, Г.Е.Котельников принял твердое решение уйти с военной службы. В 1897 г. он подал в отставку.
Что делать дальше, чему посвятить себя? Это был трудный вопрос для молодого человека. Он решил пойти по стопам своих родных - отца, дядей, старшего брата - в акциз. При этом Глеб Евгеньевич прекрасно сознавал, что вряд ли и там «найдет себя», что акцизная служба не удовлетворит его творческую натуру. Но другого выхода он пока не видел. Так в его жизни начался новый этап, без преувеличения, самый пустой и тяжелый.
В феврале 1899 г. Глеб Евгеньевич женился на Юлии Васильевне Волковой, дочери полтавского художника В.А.Волкова. Они знали друг друга с детства. Выбор оказался счастливым. Они прожили вместе в редком согласии сорок пять лет.
Трудно было подобрать службу, более чуждую ему, чем акциз. Единственной отрадой для Г.Е.Котельникова был местный любительский театр, в котором Глеб Евгеньевич был не только актером, но фактически и художественным руководителем.
Продолжал он и конструировать. Увидев, как нелегок труд рабочих на винокуренных заводах, Глеб Евгеньевич разработал конструкцию разливочной машины. Снабдил парусом свой велосипед и с успехом пользовался им для дальних поездок.
Но настал день, когда Г.Е.Котельников пришел к выводу: надо круто менять жизнь, оставить акциз и так уже 10 лет прожиты почти впустую. Надо ехать в Петербург. Только там можно приобщиться к настоящему театру. Юлия Васильевна понимала мужа. Талантливая художница, она связывала с переездом в столицу большие надежды: овладеть мастерством художественной миниатюры, которая ее особенно привлекала» (к этому времени у них было трое детей).
В сентябре на окраине Петербурга, на Комендантском поле, проходил Всероссийский праздник воздухоплавания, первые авиационные состязания русских летчиков. Посмотреть полеты собирались тысячи зрителей.
Праздник уже подходил к концу, когда произошла ужасная трагедия. Аэроплан капитана Мациевича разрушился в воздухе, на высоте четырехсот метров. Пилот выпал из машины и разбился.
Г.Е.Котельников в день гибели капитана Мациевича находился среди публики на одной из трибун Комендантского аэродрома. Он видел стремительное падение и страшную смерть авиатора. «Гибель молодого летчика в тот памятный день, - вспоминал впоследствии Глеб Евгеньевич, - настолько меня потрясла, что я решил, во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». У него, человека, казалось бы, далекого от авиации, трагический случай вызвал сильнейшее стремление найти средство, которое бы предотвратило подобные трагедии, бессмысленную гибель летчика. «Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую, - писал Г.Е.Котельников, - и более года работал над изобретением нового парашюта».
Дома, на улице, в театре Котельников не переставал размышлять над тем, как же устроить авиационный парашют. Однажды, увидев, как одна дама вытаскивает из сумочки тугой шелковый комочек, который развернувшись, превратился в большую косынку, Котельников догадался, каким должен быть его парашют. Заслуга русского изобретателя также и в том, что он первый разделил стропы на два плеча. Теперь парашютист мог, держась за стропы, маневрировать, занимая наиболее удобное для приземления положение. Купол укладывался в заплечный ранец, и прыгающий с помощью несложного устройства мог вытянуть его в воздухе на расстоянии от падающего или горящего самолета. До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. Он пришел к твердому убеждению, что парашют должен в полете всегда находиться на летчике. Тогда в минуту опасности авиатор сможет покинуть машину с любой ее стороны, падающую, горящую. Парашют должен быть всегда готовым к безотказному действию. И вот что он придумал.
"Парашют надо уложить внутри металлического ранца, на полке с пружинами, — рассуждал Котельников. — Ранец должен закрываться крышкой с защелкой. Стоит тогда потянуть за шнур, соединенный с защелкой, как крышка откинется, и пружины вытолкнут купол и стропы наружу. Под напором воздуха парашют раскроется".
В рассуждениях все получалось хорошо. Но как в действительности будет работать парашют? Котельников сделал небольшую модель. Несколько раз сбросил ее с воздушного змея и остался доволен. Ни одной осечки!Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
Он не сомневался, что и настоящий парашют также будет действовать надежно, что в авиации его встретят с большим интересом. Да и как же иначе? Ведь речь шла о спасении жизни авиаторов. Но...
Заседание, на котором рассматривался парашют, Котельникову запомнилось на всю жизнь. Председательствовал генерал-майор Кованько, начальник Офицерской воздухоплавательной школы. Глеб Евгеньевич рассказал о своем изобретении, объяснил его устройство.
— Все это прекрасно, — неожиданно перебил его генерал, — но вот тут какая штука. Не кажется ли вам, что от удара при раскрытии парашюта у спасающегося оторвутся ноги?
Котельников стал объяснять ошибочность такого взгляда, но убедить комиссию ему не удалось. Докладчика поблагодарили за сообщение, а проект парашюта отклонили.
Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, который недвусмысленно заявил: «Парашют в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».
"Первое время я старался даже не вспоминать о парашюте", — рассказывал Глеб Евгеньевич. Для изготовления настоящего ранца парашюта требовались немалые средства. Их у Котельникова не было.
В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В.А.Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что «4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... Готов испытать изобретение в Красном Селе...».
В декабре 1911 года «Вестник финансов, промышленности и торговли» сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Котельникова на свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия, однако по неизвестным причинам патента изобретатель не получил.
И вдруг выход нашелся. В начале января 1912 года изобретатель получил письмо, в котором одна петербургская фирма, торговавшая авиационным снаряжением, приглашала его "пожаловать для переговоров". Котельников с надеждой отправился на Миллионную улицу, где размещалась контора фирмы.
Он не верил своим ушам. Спонсором Котельникова стал владелец столичной гостиницы «Англетер» купец Ломач. Фирма бралась изготовить ранец-парашют. Действительно, уже на следующий день были закуплены все необходимые материалы, и работа над изготовлением парашюта закипела. В это же время глава фирмы Вильгельм Ломач добивался разрешения на испытания. К лету 1912 года такое разрешение было получено.
Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох.
Вечером 6 июня 1912 года из лагеря Воздухоплавательного парка в деревне Салюзи, под Гатчиной, поднялся змейковый аэростат. К борту его корзины был прикреплен четырехпудовый манекен в авиаторской форме.
На высоте 200 метров манекен полетел вниз. Через пару секунд над ним раскрылся белый купол.
Все поздравляли Котельникова. Но радоваться, как оказалось, было рано. Даже после того, как манекен не раз успешно опустился с аэроплана, ничего не изменилось. Авиаторы все так же летали без парашютов, падали, получали увечья, гибли. За 1911 год в авиации всех стран погибло 82 человека. За 1912 — 128 человек.
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. Как раз в то время французский полковник А. Лаланс установил премию в 10 тысяч франков за наилучший парашют для авиаторов. Ломач предложил Котельникову поехать в Париж. Но Глеб Евгеньевич был занят в театре и поехать не смог. Ломач поехал один.
Демонстрация парашюта происходила в окрестностях Парижа. Манекен был сброшен с воздушного шара. А спустя неделю — с высокого моста через реку Сену. А 5 января 1913 года жители французского города Руана стали свидетелями неожиданного зрелища. С огромного пятидесятиметрового моста, переброшенного через Сену, прыгнул человек. Сначала он камнем полетел вниз, затем над ним раскрылся огромный шелковый купол, бережно опустивший его на воду. Парашют сработал блестяще. Отважного испытателя, студента Петербургской консерватории Оссовского нашел Ломач. Хотя оба раза испытания прошли удачно, но приза русский изобретатель не получил. Его выдали французу за менее совершенный парашют. Но русское изобретение все же получило признание за рубежом. Парашют Котельникова был запатентован во Франции, считавшейся родиной воздухоплавания.
Вскоре разгорелась Первая мировая война, и тогда об изобретении Котельникова, наконец, вспомнили. Было решено снабдить ранцевыми парашютами экипажи самолетов-гигантов "Илья Муромец". Парашюты изготовили, но они так и остались лежать на складе. Позже их передали в воздухоплавательные части, и там они спасли не одного воздухоплавателя во время боев.
В начале войны поручик запаса Г. Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре летчик Г. В. Алехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Вскоре Котельникова вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.
Потом — революция, Гражданская война. Вести из за границы доходили с трудом. Лишь в 20-е годы Котельников узнал, что в США в 1918 году был создан авиационный парашют — тоже ранцевый. Правда, ранец у него был не металлический, а матерчатый. Деловитые американцы наладили его массовое производство.
С 1924 года все американские военные летчики в обязательном порядке начали летать с парашютами. Наша же страна по-прежнему отставала. Чтобы снабдить парашютами хотя бы летчиков-истребителей, больше других рисковавших жизнью, пришлось за золото купить около двух тысяч американских парашютов.
Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. Громов. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам спасшимся при помощи парашютов этой фирмы вручался отличительный знак - маленькая золотая гусеница тутового шелкопряда.
Вначале конструктор назвал свое изобретение "спасательный прибор"; позже, когда были изготовлены 70 штук парашютов, на обложке инструкции, вложенной в каждый ранец, было написано: "Инструкция к обращению с автоматическим ранцем-парашютом системы Котельникова", — и значительно позже Г.Е.Котельников назвал свой парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая). В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создал новые модели.
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г.Е.Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
Во время Великой Отечественной войны Котельников жил в Ленинграде, где он пережил блокаду. Затем он переехал в Москву, где и умер 22 ноября 1944 года.
Именем Котельникова в 1973 названа аллея на территории бывшего Комендантского аэродрома. С 1949 деревня Салузи близ Гатчины, где в лагере Офицерской воздухоплавательной школы в 1912 изобретатель испытал созданный им парашют, названо Котельниково (в 1972 при въезде в неё открыт памятный знак).
Родился в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец , расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо .
На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича , что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.
Парашюты в авиации - вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие! - резолюция главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича на ходатайстве о введении парашютов Котельникова как обязательного снаряжения летчиков .
Зимой 1912-1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену . Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.
Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, 1 августа 1949 года была переименована в Котельниково . Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта.
Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище . Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов.
Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде
1912-1941 - 14-я линия , 31, кв. 20.
Сочинения
- Котельников Г.Е. История одного изобретения: русский парашют. - М.-Л.: Детиздат., 1938. - С. 88, илл.
- Котельников Г.Е. История одного изобретения: русский парашют. - М.-Л.: Детиздат, 2-е изд., испр. и доп., 1939. - С. 107, илл.
- Котельников Г.Е. . - М.-Л.: Детгиз, 1943. - С. 125, илл.
Напишите отзыв о статье "Котельников, Глеб Евгеньевич"
Примечания
Литература
- Глебов А., Залуцкий Г. Создатель авиационного парашюта. - М ., 1951.
- Залуцкий Г. В. Изобретатель авиационного парашюта Г. Е. Котельников. - М .: 2-е изд., 1953.
- Горленко Г. Тормозной посадочный парашют // "Вестник воздушного флота". - 1955. - № 11 .
- Черненко Г. Т. Второе призвание. - Ленинград: Лениздат, 1982. - 160 с. - 50 000 экз.
Ссылки
- на YouTube
Отрывок, характеризующий Котельников, Глеб Евгеньевич
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..
Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
Краткая научная биография академика В. А. Котельникова
Крупнейший ученый и инженер в области радиотехники, радиофизики и информатики Владимир Александрович Котельников родился 10 сентября 1908 г.
С именем В.А.Котельникова связано важнейшее сегодня направление в этих науках - цифровая обработка сигналов. "Теорема Котельникова" входит в азбуку любого инженера, работающего в области цифровых систем связи, радиолокации, телевидения и т.д. Теория потенциальной помехоустойчивости, созданная Котельниковым, определяет качество любых каналов связи - от традиционных радиорелейных линий и станций до самых современных волоконно-оптических и спутниковых линий связи, сотовых радиотелефонов и скрытной связи на шумоподобных сигналах. Прочно связано с именем В.А.Котельникова новое направление в освоении космоса - планетная радиолокация. Благодаря ей удалось существенно уточнить астрономическую единицу и размеры нашей Солнечной системы, и тем самым обеспечить возможности точного вывода космических аппаратов на орбиты планет и их мягкой посадки, получения радиолокационных изображений ландшафтов планет, даже таких закрытых облаками, как Венера. Без преувеличения можно сказать, что деятельность В.А.Котельникова составляет эпоху в отечественной и мировой радиотехнике и информатике.
Академик В.А.Котельников родился в Казани, в семье университетского профессора - известного математика - Александра Владимировича Котельникова. В 1926 году Владимир Александрович поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана, на последних курсах перешел в отпочковавшийся от МВТУ Московский энергетический институт, который и окончил в 1930 году, получив звание инженера-электрика. Однако научная деятельность В.А.Котельникова началась раньше - в 1930 году в Научно-исследовательском институте связи Красной армии, куда он был зачислен в качестве инженера. Далее, в течение 10 лет, с 1931 г. по 1941 г. В.А.Котельников занимался педагогической деятельностью на кафедре радиотехники Московского энергетического института и одновременно с этим вел научную работу в Центральном научно-исследовательском институте связи народного комиссариата связи СССР. Это был чрезвычайно плодотворный период в научной деятельности Владимира Александровича. Так, в 1932 г. в своей работе "О пропускной способности "эфира" и проволоки в электросвязи" он формулирует знаменитую теорему отсчетов, которая носит его имя. Эта теорема показывает, как непрерывную функцию с ограниченным спектром можно представить в виде суммы дискретных отсчетов. Теорема Котельникова по существу является одной из основополагающих в теории цифровых систем, и ее значение выходит далеко за рамки теории связи, составляя один из краеугольных камней науки информатики.
В этот период Владимир Александрович разрабатывает методы борьбы с помехами в системах радиосвязи и вносит существенные усовершенствования в методы приема слабых сигналов. Результаты этих исследований и развитые им новые идеи в области приема радиосигналов были обобщены им в докторской диссертации, которую Владимир Александрович защитил в 1946 году. В этой диссертации были развиты классические представления и основополагающие идеи по теории помехоустойчивости. В частности введено понятие потенциальной помехоустойчивости и показаны методы ее реализации в ряде конкретных случаев. Теория потенциальной помехоустойчивости определяет предельные возможности приема сигналов при наличии шумов, она раскрывает природу физических ограничений на чувствительность приемных устройств - и в этом, прежде всего, ее фундаментальное значение. Теория потенциальной помехоустойчивости средств связи, созданная Владимиром Александровичем Котельниковым, принесла ему мировое признание и сегодня является одним из основополагающих трудов при разработке новых помехоустойчивых средств радиосвязи, систем радиолокации, телеуправления и других радиоустройств.
Эти и другие работы Владимира Александровича позволяют считать его одним из основоположников теории информации.
Одновременно с научной работой В.А.Котельников воплощает свои идеи в практические разработки. Так, в довоенные годы под его руководством и с его непосредственным участием была создана уникальная аппаратура многоканальной однополосной радиосвязи на линии Москва - Хабаровск. Создание этой линии представляло собой в то время крупнейшее достижение советской и мировой радиотехники.
В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Владимир Александрович Котельников плодотворно работал над созданием новой специальной аппаратуры связи, в частности разрабатывал системы скрытной радиосвязи с использованием шифровальной техники. За разработки в этой области он дважды - в 1943 г. и в 1946 г. - был удостоен Сталинской (ныне государственной) премии первой степени.
С 1947 г. по 1953 г. Владимир Александрович Котельников отдал много сил для организации и развития Особого конструкторского бюро МЭИ, являясь его первым директором и главным конструктором. Под его руководством коллектив ОКБ МЭИ внес большой вклад в становление практической радиотехники. Сегодня ОКБ МЭИ - одно из ведущих предприятий страны в области космической техники.
В 1953 году в возрасте 45 лет В.А.Котельников был избран сразу академиком АН СССР, минуя член-коррскую стадию, и назначен сначала заместителем директора, а с 1954 года - директором вновь созданного 18 сентября 1953 г. Института радиотехники и электроники АН СССР. Вместе с академиком А.И.Бергом Владимир Александрович привлек в ИРЭ ведущих ученых в области радиотехники и электроники - Б.А.Введенского, Н.Д.Девяткова, Ю.Б.Кобзарева, В.В.Мигулина, А.Н.Щукина, Д.В.Зернова, С.Г.Калашникова, А.А.Пистолькорса, В.И.Сифорова с их коллективами и многих других. Так был создан первый костяк института, который со временем превратился в один из ведущих институтов Академии наук и деятельность которого охватывает не только основные направления радиотехники и электроники, но и многие проблемы общей и прикладной физики.
Здесь, в ИРЭ, наряду с большой научно-организационной работой, В.А.Котельников лично осуществляет научное руководство и принимает непосредственное участие в работах по созданию планетного радиолокатора и радиолокационному исследованию планет. По существу, им и под его руководством было создано новое направление в исследованиях космоса - планетная радиолокация. Эти исследования привели к уточнению масштаба Солнечной системы более чем в 100 раз, что имеет исключительно важное значение для управления полетами дальних космических кораблей. За эту работу в 1964 году В.А.Котельникову совместно с группой руководимых им сотрудников была присуждена Ленинская премия.
Эти работы под руководством В.А.Котельникова активно продолжались и далее. По многим вопросам они позволили обойти американцев в исследовании планет Солнечной системы автоматическими станциями. Так, выдающийся результат мирового значения был получен в 1984 году, когда с помощью аппаратов "Венера-15" и "Венера-16" была впервые получена радиолокационная карта, так сказать, "северного" полушария Венеры на площади 115 млн. кв. км. с пространственным разрешением порядка 1 км. Пользуясь этими данными американская станция "Магеллан" позднее продолжила радиолокационное картирование Венеры.
К настоящему времени относительная точность измерения расстояний, достижимая в радиолокационной астрономии, очень высока, порядка 10-8. Такая точность измерений позволила существенно усовершенствовать теорию движения планет Солнечной системы. В частности, оказалось необходимым уже использовать уравнения общей теории относительности Эйнштейна. Измерения, осуществленные с помощью планетного радиолокатора, позволили еще раз убедиться в существовании эффектов, предсказываемых общей теорией относительности.
В.А.Котельникову принадлежит большая заслуга в постановке и развитии поисковых и фундаментальных исследований в таких областях, как помехоустойчивость радиосистем и статистическая радиофизика, освоение миллиметрового, субмиллиметрового и оптического диапазонов радиоволн, квантовая радиофизика и микроэлектроника, ИК и СВЧ техника, физика полупроводников и ферритов, акусто- и магнитоэлектроника, дистанционные радиофизические методы изучения природной среды, стекловолоконная оптическая связь, автоматизация научных исследований и др. Благодаря большой организаторской работе В.А.Котельникова эти направления получили развитие не только в руководимом им Институте радиотехники и электроники АН СССР и других академических институтах, но и в научно-исследовательских и конструкторских организациях Министерства радиопромышленности, Министерства промышленности средств связи и Министерства связи СССР. Результаты научных исследований по этим направлениям успешно используются в народном хозяйстве.
Наряду с большой научно-исследовательской работой В.А.Котельников выполняет ответственную работу по руководству Академией наук СССР.
Будучи с 1969 года в течение почти 20 лет вице-президентом и 1-м вице-президентом АН СССР В.А.Котельников успешно занимался координацией научных исследований в масштабе всей страны в области связи, радиотехники, радиоастрономии, исследования космического пространства. Он длительное время возглавлял научные советы Академии наук "Интеркосмос", по радиоастрономии, по автоматизации научных исследований и ряд других, был главным редактором журнала "Радиотехника и электроника", "Вестник Академии наук СССР", принимал активное участие в деятельности Комитета по Ленинским и Государственным премиям.
В.А.Котельников внес большой вклад в подготовку научных и инженерных кадров в нашей стране. Долгие годы он работал профессором, возглавлял кафедры в Московском энергетическом институте, а затем в Московском физико-техническом институте. Многие выдающиеся радиотехники и радиофизики страны считают себя учениками Владимира Александровича.
Академик В.А.Котельников - крупный общественный деятель. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР, был в течение шести лет Председателем Верховного Совета РСФСР.
Страна высоко оценила заслуги В.А.Котельникова. Он - лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР. Он дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, награжден шестью орденами Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, другими орденами и медалями, в частности орденом "За заслуги перед Москвой". Свидетельством международного признания научных заслуг В.А.Котельникова является избрание его членом академий наук многих стран, почетным членом Американского института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике, присуждение ему высших международных наград - премии Эдуарда Рейна в 1999 г. и Золотой медали Александра Белла в 1999 г. Астероид № 2726 решением Международного астрономического союза носит имя "Kotelnikov".
В.А.Котельников обладал выдающимися личными качествами. Прежде всего, это необычайная серьезность в подходе к решению любого вопроса, будь то государственная проблема или личная проблема сотрудника. Далее, неизменная доброжелательность, обязательность в выполнении обещанного, стремление всегда решить вопрос не откладывая на завтра - вот те замечательные качества, которые характеризовали Владимира Александровича как руководителя и как человека.
В сочетании с его огромным кругозором как физика, радиофизика, радиоинженера, специалиста в области информатики и богатейшим жизненным опытом эти качества делали общение с Владимиром Александровичем чрезвычайно информативным, полезным и приятным.
Владимир Александрович практически до конца своих дней продолжал активно работать в меру своих сил и возможностей. Он публиковал научные труды, принимал участие в заседаниях Президиума РАН, как почетный директор Института радиотехники и электроники РАН вел заседания Ученого совета ИРЭ РАН и т.п.
Научный руководитель ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН академик Ю.В. Гуляев
Надгробный памятник (вид 1) | ||
Надгробный памятник (вид 2) | ||
Бюст в Казани |
Котельников Владимир Александрович – директор Института радиотехники и электроники Академии наук СССР, академик Академии наук СССР, город Москва.
Родился 24 августа (6 сентября) 1908 года в Казани Казанской губернии, ныне Республики Татарстан. Русский. Его дед и отец были профессорами Казанского университета. К шести годам, до начала Первой мировой войны (1914), он уже хорошо читал, писал, освоил начальные курсы арифметики, алгебры и геометрии. Затем наступили суровые годы Первой мировой войны, революций и Гражданской войны. Судьба складывалась так, что семья, переезжая из города в город, попадала в самую гущу страшных событий того времени. Дальнейшее образование он продолжал самостоятельно по имевшимся в их доме книгам. В школе он учился только последние три класса, и закончил её в 1925 году.
Оставаясь верным своему детскому и юношескому увлечению радиотехникой, В.А.Котельников хотел поступить на электротехнический факультет Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана (МВТУ), но туда принимали только «лиц рабоче-крестьянского происхождения» после рабфака, а в его документах значилось «из дворян». Пришлось год проучиться в техникуме связи, однако в 1926 году в МВТУ объявили «свободный приём», и он с лёгкостью туда поступил. Одновременно с учёбой в МВТУ он слушал интересующие его курсы на физико-математическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ). В 1930 году окончил Московский энергетический институт (МЭИ), который в как раз в год окончания выделился из МВТУ и в него вошёл электротехнический факультет, на котором учился В.А.Котельников.
После окончания института работал в Научно-исследовательском институте (НИИ) связи Красной Армии (октябрь-декабрь 1930). В 1931 году был зачислен в аспирантуру МЭИ (1931-1933) и одновременно работал лаборантом, затем – ассистентом, доцентом (1931-1938), заведующим кафедрой «Основы радиотехники» МЭИ (1938-1941). Потом работал инженером, главным инженером института по радио, начальником лаборатории (1933-1941) в Центральном институте связи Народного комиссариата почт и телеграфов (НИИС НКПиТ), впоследствии переименованного в ЦНИИС НКС. В 1941-1943 годах начальник лаборатории Государственного союзного промышленно-экспериментального института № 56 (город Уфа), в 1943-1944 годах начальник Отдела правительственной связи Народного комиссариата внутренних дел СССР.
В 1944-1980 годах профессор, заведующий кафедрой «Основы радиотехники» и декан радиотехнического факультета МЭИ. В 1953-1954 годах заместитель директора, в 1954-1987 годах директор, в 1987-2005 годах почётный директор Института радиотехники и электроники (ИРЭ) АН СССР (РАН).
Творческий путь В.А.Котельникова охватил 78 лет. Начался он в 19 лет созданием первого в нашей стране прибора «Тройной характерограф». Эта работа была выполнена после первого курса МВТУ во время летних каникул в Нижегородской радиолаборатории (1927). В 1928 году была опубликована работа «Тройной характерограф». В 24 года он первым математически точно сформулировал и доказал в аспекте коммуникационных технологий ставшую впоследствии классической «Теорему отсчётов» («Теорема Котельникова»), которая положила начало теории информации, цифровым системам передачи сообщений, управления, кодирования и обработки информации (1932).
В 27 лет под его руководством и при его участии была создана первая в нашей стране многоканальная буквопечатающая установка для работы по радио, которая значительно превосходила по своим параметрам зарубежные аналоги и впоследствии широко использовалась в нашей стране (1935). В 30 лет ему была присуждена учёная степень кандидата технических наук без защиты диссертации (1938, Ленинградский электротехнический институт).
В 31 год была создана уникальная многоканальная телефонно-телеграфная аппаратура радиосвязи, впервые использующая одну боковую полосу частот, которая была установлена на линии Москва – Хабаровск (1939). Эта магистраль явилась крупнейшим достижением отечественной и мировой радиотехники того времени. В 32 года им впервые сформулирована и доказана основополагающая в развитии криптографии теорема, чётко определившая критерии, математически недешифруемой системы (1941). В эти же годы был создан новый класс недешифрируемых на то время отечественных систем кодирования речи для закрытой радиосвязи (1941-1943). Системы успешно использовались в действующей армии, а также во время принятия капитуляции Германии для связи советской делегации с Москвой (1943-1945). Впоследствии усовершенствованные системы такого типа успешно использовались для правительственной связи вплоть до 1970-х годов.
В 36 лет он воссоздал и возглавил кафедру «Теоретические основы радиотехники» на радиотехническом факультете МЭИ, которой руководит в течение 36 лет (1944-1980). В 1944-1947 годах под его руководством была разработана телеметрическая аппаратура для самолётов. В 38 лет была создана «Теория потенциальной помехоустойчивости» (докторская диссертация), одна из основных ветвей теории информации, в которой были заложены основы нового научного направления – статистической радиофизики. Эта работа, значительно опередившая своё время, впоследствии стала одним из краеугольных камней современной теории связи (1946).
В 39 лет создал и возглавил «Сектор специальных работ для выполнения научных исследований в интересах реактивного вооружения» («Спецсектор», впоследствии переименованный в ОКБ МЭИ) – одну из ведущих организаций-разработчиков радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космических программ (1947). В рамках этих программ были созданы уникальные радиоэлектронные системы для ракет и космических аппаратов гражданского и военного назначения. Многие идеи В.А.Котельникова и в настоящее время используются при создании систем управления и контроля космических аппаратов. Как главный конструктор «Спецсектора» в 1947-1953 годах он входил в межведомственный Совет главных конструкторов, который возглавлял С.П.Королёв. Тогда же он был избран деканом радиотехнического факультета МЭИ (1947-1953).
В 45 лет был избран действительным членом (академиком) АН СССР, минуя ступень члена-корреспондента (1953), а также был назначен заместителем директора только что учреждённого Института радиотехники и электроники АН СССР. В 46 лет он стал директором созданного им ИРЭ АН СССР, который в очень короткий срок вошёл в число лидирующих научных учреждений в области радиоэлектроники, как в нашей стране, так и за рубежом. Возглавлял институт он в течение 33 лет (1954-1987), оставаясь затем почётным директором и продолжая возглавлять учёный совет института ещё в течение 18 лет (до конца своей жизни). Под руководством В.А.Котельникова получили развитие многие новые направления фундаментальных научных исследований, и был осуществлён ряд выдающихся научно-технических проектов. С именем В.А.Котельникова связано новое направление в исследовании космоса – планетная радиолокация.
В 52 года им была открыта новая страница в радиоастрономии – по его инициативе, под его руководством и непосредственном участии впервые были проведены уникальные эксперименты по радиолокации Венеры (1961-1964), Меркурия (1962), Марса (1963) и Юпитера (1963). В результате этих исследований с высокой точностью было определено значение астрономической единицы, создана и экспериментально подтверждена новая теория движения внутренних планет Солнечной системы. Выдающимся мировым достижением стали радиолокационные съёмки Венеры, осуществлённые в 1983-1984 годах с помощью бортовой комплексной радиолокационной системы АМС «Венера-15» и «Венера-16», благодаря которым удалось получить изображение северной части планеты площадью 115 миллионов квадратных километров. В результате анализа этих уникальных данных был создан и впоследствии опубликован первый в истории науки «Атлас поверхности Венеры» (1989).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1969 года за большие заслуги в развитии советской науки Котельникову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 88 и 89 лет им были опубликованы свои последние статьи, замыкающие круг его работ в области радиофизики (1996-1997). Завершился творческий путь В.А.Котельникова на 97-м году жизни, почти законченной, но не опубликованной работой «Модельная квантовая механика» (работа была опубликована в 2008 году).
В.А.Котельников был талантливым педагогом. В МЭИ он первый ввёл преподавание курсов теоретической физики и основал новую специальность «Радиофизика». В 1949 году им была разработана «Программа по теоретическим основам радиотехники» для специальности «Радиотехника», по которой на протяжении многих последующих лет и проходило обучение студентов этой специальности во всех вузах нашей страны. Он был блестящим лектором (1931-1941, 1944-1955). Его курс лекций «Основы радиотехники» был издан в виде двухтомного учебника с тем же названием (1950, 1954) и пользовался огромной популярностью. Он организовал, и длительное время возглавлял кафедру «Электромагнитные волны» в Московском физико-техническом институте (1968-1999).
Наряду с решением научных проблем и педагогической деятельностью он занимался большой научно-организационной деятельностью. В 1970-1988 годах был вице-президентом АН СССР. Он проводил большую работу по организации и выполнению поисковых и фундаментальных исследований в Академии наук, координировал научно-исследовательские работы многочисленных организаций страны, специализирующихся в области современной радиотехники и электроники. Реализуя весь свой огромный научный потенциал и жизненный опыт, обладая чудовищной работоспособностью и высокой ответственностью за порученное дело, он добивался максимальной эффективности результатов. В последнее время был советником Президиума РАН.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1978 года за большие заслуги в развитии советской науки и в связи с семидесятилетием со дня рождения награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
В.А.Котельников возглавлял ряд научных советов, в том числе Научные советы АН СССР по комплексной проблеме «Радиоастрономия» (1961-1989) и «Радиофизические методы исследований морей и океанов» (1978-2005). В 1980-2005 годах он был заместителем председателя Научного совета по космосу и возглавлял Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства «Интеркосмос» (впоследствии Секция Совета РАН по космосу «Международное сотрудничество»). Был членом президиума Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям. Возглавлял МНТК «Световод-1», Научный совет по автоматизации научных исследований. Активно работал председателем Научного совета по проблемам научно-технического прогресса и социально-экономического прогнозирования Академии наук и Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Председателем Комиссии по перспективам развития науки в РСФСР и заместителем председателя Совета по координации научной деятельности Академий союзных республик, председателем секции радиоэлектроники по делам Ленинских и Государственных премий СССР в области науки и техники при Совете Министров СССР. В.А.Котельников был бессменным научным руководителем многих научно-исследовательских работ по радиолокационным исследованиям планет Солнечной системы и космического пространства. Он был основателем и главным редактором журнала «Радиотехника и электроника» (1956-1980), главным редактором «Вестник Академии наук СССР» (1974-1988), а также членом редколлегии журнала «Радиотехника».
На всех этих постах он работал с полной отдачей, добиваясь концентрации усилий академических учреждений на главных направлениях научно-технического прогресса. Академик В.А.Котельников пользовался заслуженным авторитетом не только у нас в стране, но и за рубежом. Он являлся членом многих научных организаций, в том числе: 16 российских, международных и зарубежных академий, вице-президентом Международной академии астронавтики (1983-1995), членом (1964-1987) и почётным членом (с 1987) международного Института инженеров по электронике и электротехнике, членом Международного научного радиосоюза (1957-2005). Он был избран депутатом Верховного Совета РСФСР (1971-1980), Председателем Верховного Совета РСФСР (1973-1980), депутатом Верховного Совета СССР (1979-1989).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 11 февраля 2005 года, на 97-м году жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Награждён 6 орденами Ленина (20.04.1956; 21.12.1957; 27.04.1967; 13.03.1969; 17.09.1975; 05.09.1978), орденами Октябрьской Революции (05.09.1983), 2 орденами Трудового Красного Знамени (17.06.1961; 05.09.1988), орденом «Знак Почёта» (16.10.1951), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-й (21.09.2003) и 2-й (6.07.1998) степеней, медалями, знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (26.08.2003).
Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии (1943, 1946), премии Совета Министров СССР. Награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова АН СССР (1981), золотой медалью имени А.С.Попова АН СССР (1974), золотой медалью имени М.В.Келдыша АН СССР (1987), золотой медалью имени А.Г.Белла (2000).
Именем В.А.Котельникова названа одна из малых планет № 2726 (в Международном каталоге циркуляр № 9214). Его имя носит военно-морское судно и Институт радиотехники и электроники РАН.