Королевские воздушные силы великобритании. Авиация англии во второй мировой
Это реферат статьи Jon Lake «A moving target», размещенной в октябрьском номере журнала «Combat Aircraft», где автор рассуждает на предмет будущего британской истребительной и ударной авиации. Ряд положений статьи представляют собой несомненный интерес.
Так, автор отмечает, что в 2010 году тогдашний вице-маршал авиации Грег Бегвелл (Greg Bagwell) отмечал, что командование Королевских ВВС рассчитывает иметь в боевом составе пять эскадрилий истребителей Eurofighter Typhoon и одну эскадрилью истребителей F-35В. То есть к 2020 году в составе ВВС будет шесть эскадрилий боевых самолетов. По его словам, в их составе в 2020 году будет числиться 107 истребителей Eurofighter Typhoon серий Tranche 2 и Tranche 3, а также примерно 40 F-35В в единственной эскадрилье увеличенного штата. Автор отмечает, что в тот момент под командованием Бегвелла имелось 12 эскадрилий (три на Typhoon, семь на Tornado и две на Harrier). Впрочем, в том же 2010 году две эскадрильи Tornado и все эскадрильи с Harrier были сокращены. Для сравнения, в 1989 году в Великобритании было 30 истребительных эскадрилий.
На сегодняшний день в составе RAF имеется восемь эскадрилий боевых реактивных самолетов: пять эскадрилий на истребителях Typhoon (105 машин серий Tranche 1 и 2), и три эскадрильи на истребителях-бомбардировщиках Tornado GR4 (общей численностью 87 самолетов), — то есть всего 192 боевых самолета.
В соответствии с сегодняшними планами к 2019 году будут сокращены три эскадрильи с Tornado (87 самолетов), тогда же из эксплуатации будут выведены все оставшиеся 53 истребителя Typhoon Tranche 1. Потеря 140 машин будет частично компенсирована закупкой истребителей Typhoon Tranche 3, c доведением числа истребителей Tranche2/3 до 107, а также небольшого количества F-35В (максимум 20 машин к 2019 году, но вероятнее всего ближе к 14 самолетам). Четыре F-35B были уже заказаны, еще 14 «одобрены» к закупке.
То есть, в лучшем случае, в составе RAF будет не более 127 боевых самолетов, но более вероятно не более 121 – наименьшее число самолетов первой линии с момента создания RAF 1 апреля 1918 года. Этим числом самолетов можно будет укомплектовать не более шести эскадрилий (пять на Typhoon, одну на F-35В). Хотя Великобритания вынашивает планы закупить 138 F-35, мало кто верит в это, даже в долгосрочной перспективе. Хотя военные номера на F-35 были выданы уже несколько лет назад, как представляется, их всего 66, а на сегодняшний день большинство аналитиков и экспертов склоняются к тому, что будет закуплено не более 48 F-35. То есть общее число боевых самолетов в RAF составит 155. При этом F-35B вряд ли станет полностью боеготовым ранее 2023 года, когда Великобритания рассчитывает объявить его полностью готовым к операциям с наземных аэродромов и морских платформ [авианосцев типа CVF].
«Combat Aircraft» провел неформальный опрос среди действующего и бывшего персонала Королевских ВВС, который показал, что пять эскадрилий это самый минимум, оптимальным было бы иметь восемь эскадрилий.
Автор полагает, что могут иметь место дискуссии относительно необходимости выведения из эксплуатации истребителей Typhoon Tranche 1, которые к тому моменту выработают только треть назначенного ресурса. Их сохранение позволит иметь шесть, или даже семь эскадрилий.
После того как Королевские ВВС (Royal Air Force - сокращенно RAF) выиграли к началу 1942 года “Битву за Англию”, стало ясно, что при отсутствии соприкосновения с противником на суше единственным для Великобритании средством подавления промышленного потенциала и боевого духа населения Германии осталась бомбардировочная авиация. К этому моменту на ее вооружении состояли преимущественно двухмоторные машины - “Уитли”, “Хэмдэн” и “Веллингтон”. Никаких иллюзий в отношении боевых возможностей этих по большей части устаревших машин командование уже не имело: нанести сколь-нибудь ощутимый урон противнику могли лишь четырехмоторные самолеты, способные транспортировать на большую дальность солидную бомбовую нагрузку и иметь мощное оборонительное вооружение. К счастью для англичан, они озаботились созданием тяжелых бомбардировщиков задолго до войны, в результате в течение 1940-1941 гг. на вооружение поступили три типа самолетов, составивших основу мощи Бомбардировочной авиации на протяжении последних трех лет войны. Новые машины были ответом авиапромышленности на тактико-технические требования, предъявленные в 1936г.
К началу 1944 года “Халифаксы” вместе с “Ланкастерами” составляли подавляющее большинство в Бомбардировочной авиации. Рассказ о “Ланкастере”, ставшем венцом британских тяжелых бомбардировщиков, необходимо начать с другой машины - двухмоторного “Манчестера”.
"Манчестер", детище фирмы “А.В.Роз” и главного конструктора Роя Чедвика, занимает уникальное место среди машин второй мировой войны. Ни один другой двухмоторный самолет не мог соперничать с ним по весу боевой нагрузки (4700 кг бомб): он, безусловно, принадлежал к тяжелым бомбардировщикам. Для того чтобы поднять такой вес, на “Манчестере” использовались двигатели Роллс-Ройс “Валчэр” (1760 л.с.), которые, к сожалению, так и не удалось довести. Именно двигатели оказались ахиллесовой пятой удачного в остальном самолета - их надежность была низкой, а в случае отказа одного из них “Манчестер” имел немного шансов дотянуть до своей базы.
И вот, на основе этого “самого большого разочарования Королевских ВВС” (по выражению одного из высших офицеров), тот же конструктор сумел создать новую машину, “Ланкастер”, заслужившую прямо противоположную репутацию и горячую любовь экипажей.
Когда (еще осенью 1940 года) бесперспективность “Манчестера” стала очевидной, Чедвик предложил, сохранив прежний фюзеляж, увеличить размах крыла и оснастить машину четырьмя надежными двигателями Роллс-Ройс “Мерлин”. Вскоре прототип новой модификации был готов, и 9 января 1941 года пилот-испытатель X. Браун поднял в воздух опытный экземпляр Avro 68.
“Ланкастеры” модификаций Mk.I и Mk.III признаны экспертами в качестве лучших ночных тяжелых бомбардировщиков Второй мировой войны.
Организационная структура ВВС Великобритании
В середине 30-х годов в ходе подготовки военных действий против Германии в Великобритании занялись укреплением системы ПВО, и начало расти производство самолетов. За пять предвоенных лет численность крылатых машин в метрополии возросла к сентябрю 1939 г. с 564 до 1476 самолетов, а численность британских заморских ВВС - с 168 до 435 самолетов.
Организационно британская военная авиация была поделена на две основные службы - Королевские ВВС (Royal Air Forse - RAF) и морские ВВС (Fleet Air Arm - FAA). RAF включали в себя авиацию в метрополии и заморских колониях, в то время как FAA принадлежали самолеты и обслуживающий персонал, базирующиеся в основном на военных кораблях. Естественно, что основная тяжесть военных действий во время Второй мировой войны легла на RAF как на наиболее многочисленную и важную часть британской авиации. В основе структуры RAF лежал принцип разделения и целевого назначения различных родов авиации. Вначале были созданы три главных командования RAF: Бомбардировочное (Bomber Command), Истребительное (Fighter Command) и Прибрежное (Coastal Command). Затем появились Тренировочное командование, Командование технических служб и Командование аэростатов заграждения.
Основной тактической единицей английских ВВС служила эскадрилья, насчитывавшая в предвоенное время 12 одномоторных самолетов или 10 двухмоторных самолетов. К началу «битвы за Британию» все эскадрильи Истребительного командования RAF в метрополии входили в состав трех авиагрупп: 11 -я авиагруппа прикрывала Лондон и юго-восточную Англию, 12-я авиагруппа защищала восточную и центральную части Англии, а 13-я авиагруппа отвечала за Северную Англию и Шотландию. Немного позднее, в июле 1940 года, была создана 10-я авиагруппа, прикрывавшая Юго-Западную Англию. Основной задачей каждой авиагруппы была оборона своей территориальной зоны.
Когда британские истребители в 1941 г. приступили к налетам на побережье Европейского континента, появилась необходимость в более крупных тактических истребительных формированиях. Таким образом, были созданы авиакрылья (Wing), состоявшие преимущественно из трех эскадрилий, базирующихся на одном аэродроме.
Применяемые сокращения
- AF - Air Force - Воздушая армия в ВВС армии США;
- AASF - Advanced Air Striking Force - авиационные ударные силы передового базирования;
- AM -Air Ministry - Министерство Авиации;
- A and AEE - Aircraft and Armament Experimental Establishment - Исследовательский центр самолетов и вооружения;
- B and GS - Bombing and Gunnery School - школа бомбометания и воздушной стрельбы;
- CFS - Central Flying School - Центральная летная авиашкола;
- E and RFTS - Elementary and Reserve Flying Training School - авиашкола первоначальной подготовки и переподготовки резерва;
- FAA - Fleet Air Arms - авиация ВМС;
- FG - Fighter Group - истребительная группа;
- FS - Fighter Squadron - истребительная эскадрилья;
- FW - Fighter Wing - истребительное авиакрыло;
- FC RAF - Fighter Command RAF - Истребительное командование RAF;
- FTS - Flying Training School - авиашкола основной летной подготовки;
- JSSF - Japanese Single Seat Fighter - японский одноместный истpебитель;
- IAF - Indian Air Force - ВВС Индии;
- MU - Maintenance Unit - подразделение технического обслуживания;
- RAE - Royal Aircraft Establishment - Королевский авиационный институт;
- RAAF - Royal Australien Air Force - Королевские ВВС Aвстралии;
- RAF - Royal Air Force - Королевские ВВС Великобритании;
- RAuxAF - Royal Auxiliary Air Force - Королевские Вспомогательные ВВС;
- RCAF - Royal Canadian Air Force - Королевские ВВС Канады;
- RFTS - Reserve Flying Training School - резервная школа летной подготовки;
- RN - Royal Navy - Королевские ВМС Великобритании;
- RHAF - Royal Hellenic Air Force - Королевские ВВС Греции;
- RSAF - Royal Siamese Air Force - Королевские ВВС Сиама;
- Sqn- Squadron - эскадрилья;
- StFl - Station Flight - станционное звено;
- SBAC - Society of British Aircraft Constructors - Общество британских авиа-конструкторов.
- TDU - Torpedo Development Unit - опытовая авиачасть по применению торпед.
- OTU - Operational Training Unit - учебно-боевая авиачасть;
- SAAF - South African Air Force - ВВС Южной Aфрики.
- UAS - University Air Squadron - университетский дивизион.
- USAAF - United States Army Air Force - ВВС армии СШA.
Читайте также
Своим происхождением SAS обязана англо-бурской войне. Во время нее буры применяли небольшие, мобильные конные группы, молниеносно передвигавшиеся в тылу врага, расстраивая оборону британских войск и нарушая нормальное функционирование армии эта же война, кстати, положила начало разработке и внедрению защитной формы цвета хаки. Немцы подхватили эту идею, создав в конце Первой мировой войны небольшие группы ударных частей, способных действовать самостоятельно за линией фронта
Кокарда Норфолк Йоманрийского противотанкового полка Королевских ВС Британии Кокарда Норфолк Йоманрийского противотанкового полка Королевских ВС Британии Кокарда знак на фуражку Службы Почетной Артиллерии при Гвардейском Гренадерском полке Кокарда знак на фуражку Службы Почетной Артиллерии при Гвардейском Гренадерском полке т.м. зажим Кокарда знак на фуражку 1-го батальона Хемпширского Королевкого Гарнизонного Артиллерийского Добровольческого
Кокарда знак пехотного полка о.Барбадос Кокарда знак пехотного полка острова Барбадос т.м. петли Кокарда знак армейского кадетского корпуса Бермудских островов Кокарда знак армейского кадетского корпуса Бермудских островов т.м. составная, петли Кокарда знак полка стрелков Бермудских островов Кокарда знак полка стрелков Бермудских островов т.м. петли Параметры Кокарда знак стрелков о-ва
Знак на берет рядового состава ВМС Знак на берет рядового состава ВМС т.м. составная. Петли Royal Marines Commando Officer badge 2 piece Officer beret badge bronze subdued Royal Marines Commando Enlisted badge Enlisted beret badge bronze subdued Эмблема на фуражку petty officer старшина на период Георга VI до 1952г. . Эмблема на фуражку warrant officer мичмана на период Георга VI до 1952г. . Кокарда
Кокарда Стоматологического корпуса. Королевской армия Великобритании Параметры Ширина 35мм. Высота 47мм. Кокарда знак на фуражку Королевского Армейского Медицинского Корпуса Кокарда знак на фуражку Королевского Армейского Медицинского Корпуса т.м. Георг VI. Цельноштампованная, белый металл. Зажим. Кокарда знак на фуражку Королевского Армейского Медицинского Корпуса Кокарда знак на фуражку Королевского
Кокарда знак на берет унтерофицеров Королевских Военно-воздушных сил Кокарда знак на берет унтерофицеров Королевских Военно-воздушных сил л.м. петли составная,корона Елизаветы II Параметры Кокарда знак на берет офицеров Королевских Военно-воздушных сил Кокарда знак на берет офицеров Королевских Военно-воздушных сил Корона Елизаветы II т.м. .Посеребренный ободок на корону накладной. Параметры
Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров т.м. Виктории Цельноштампованная. Петли. Королева Виктория правила с 1837 по 1901 гг. Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских Инженеров т.м. Эдуарда VII Цельноштампованная. Петли.Посеребренная. Король Эдуард VII правил с 1901 по 1910 гг. Кокарда знак на фуражку Корпуса Королевских
Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики т.м. Цельноштампованнаяя. Зажим Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики Кокарда знак на берет Королевского Корпуса Логистики л.м. Составная. Зажим
Кокарда купил по случаю сказали английская Кокарда Королевских ВМФ Великобритании Кокарда знак батальона Дрейк дивизиона Морской пехоты Кокарда знак батальона Дрейк дивизиона Морской пехоты т.м. петли, корона Георга VI Кокарда знак батальона HOWE дивизиона Морской пехоты Великобритании Кокарда знак батальона HOWE дивизиона Морской пехоты т.м. петли Кокарда знак на фуражку военного
Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Гвинед Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Гвинед,Уэльс т.м. петли, составная Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Мэрионис Кокарда знак на фуражку пожарной бригады района Мэрионис общины Гвинед,Уэльс. т.м. петли, составная, эмаль Кокарда знак на фуражку пожарной бригады г. Дарлингтон Кокарда знак на фуражку пожарной бригады г. Дарлингтон графства
Кокарда знак на фуражку Королевского Шотландского Драгунского Гвардейского полка Кокарда знак на фуражку Королевского Шотландского Драгунского Гвардейского полка т.м. Зажим. Составная Кокарда знак на фуражку Короля Великобритании Королевский Гусарский полк Кокарда знак на фуражку Короля Великобритании Королевский Гусарский полк л.м. 1 тип и 2 тип т.м. Зажим.Покрашена черной краской. Образован в 1992 г. из Королевского Гусарского полка и
Кокарда знак на фуражку Королевского Беркширского пехотного полка Кокарда знак на фуражку Королевского Беркширского пехотного полка т.м. зажим Кокарда знак на фуражку Герцога Эдинбургского пехотного полка Кокарда знак на фуражку Герцога Эдинбургского пехотного полка. 1- тип л.м. зажим, цельноштампованная. Фирма изготовитель J.R.GAUNT B.HAM .2-тип т.м. зажим,составная. Фирма изготовитель AMMO UK. Кокарда знак на фуражку
Металлические шлемы, широко использовавшиеся в армиях мира задолго до нашей эры, к XVIII веку утратили своё защитное значение из-за массового распространения огнестрельного оружия. К периоду Наполеоновских войн в европейских армиях как защитное снаряжение они использовались преимущественно в тяжёлой кавалерии. На протяжении XIX века головные уборы военнослужащих защищали своих владельцев в лучшем случае от холода, жары или осадков. Возвращением в строй стальные шлемы, или
Вспомогательные войска Младший капрал 1943 Младший капрал Королевская военная полиция октябрь 1943 г., Неаполь Этот военный полицейский из состава 46-й Северный Мидлэнд и Западный Райдинг пехотной дивизии, участвовавшей в Итальянской кампании. На голове у него стальная каска с нарисованной полосой и буквами МР Military Policeman . Он одет в шинель специального образца, предназначенную для мотоциклистов,
В английской историографии на тему Гражданской войны 1642-1645 гг. написано немало книг. И многие исследования не потеряли своей актуальности до сих пор, хотя были написаны еще в прошлом веке Отдельный вопрос - вооружение войск Парламента и войск сторонников короля. Но какое военное снаряжение использовалось в армии новой модели, и какими доспехами пользовались кавалеры И как и те, и другие к этому пришли Оказывается, даже в конце XVI века, а именно в 1591 году, в Англии все еще
Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец. Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии. Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры. К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя
Изменения, которые принес с собой XIV век, касались не только доспехов и вооружения, но и организации армии. Если в 1300 году королевское войско состояло в основном из вассалов, призванных на основе феодального права, то к 1400 году основной контингент армии составляли наемники, служившие по контракту за наличные деньги. Феодальный призыв, введенный еще норманнами, к XIV веку потерял свое значение для королевской власти, но продолжал действовать на уровне баронов. Изначально система действовала
Современные камуфляжи США и Канады История массового внедрения камуфляжей в ВС США началась, в отличие от СССР, не в годы ВМВ, а в период войны во Вьетнаме. До Вьетнамской войны камуфляж использовался только Корпусом морской пехоты США который считается отдельным родом войск, и то не в массовом порядке. Это был камуфляж разработки времен ВМВ, текстурой сходный с современным австралийским камуфляжем см. ниже. Основная же часть ВС США в Корейской и
PLCE Personal Load Carrying Equipment разгрузочная поясная система принятая на сегодняшний день в британской армии. Не смотря на широкое распространение разгрузочных жилетов и лифчиков, которые более удобны для механизированных компаний и городского боя, вместительность PLCE делает ее незаменимой для традиционных пехотных операций, так как она может вместить все необходимое солдату для действий в течении 48 часов. Personal Load Carrying Equipment Персональная разгрузочная система для переноски
ВНИМАНИЕ Представлены измерения одежды, но не тела. Ширина в подмышках НЕ имеет отношения к обхвату груди. Это разные величины. 1 - Длина рукава от середины шеи сзади где воротник пришит к спинке до края манжета. 2 - Длина рукава от линии пришива рукава до края манжета. Не измеряется на плечах типа Реглан. 3 - Ширина в подмышках. Измерение между точками места крепления рукава к боковому шву. 4 - Высота спины от низа до шва, где воротник пришит к спинке.
Расцветка для различных типов местности англ. Multi-Terrain Pattern сокращённо МТП, англ. MTP камуфляжная расцветка, наносимая на современноеснаряжение армии Соединённого Королевства. Британский военнослужащий в форме одежды, расцветки МТП, Афганистан История В ходе реализации одной из частей программы Министерства обороны по исследованиям и развитию в области персонального снаряжения и унифицированной формы униформа в качестве вероятных
Военная форма далеко не всегда напрямую связана с армией, ведь кроме всего прочего, это крайне практичный вид одежды, который не подведет ни при каких условиях. Особенно, когда речь идет о военной форме одежды, разработанной в развитых странах. Наибольшей популярностью по праву пользуются камуфляжи армий стран НАТО. И если раньше безоговорочным лидером была форма из США, то сейчас есть целый ряд других вариантов, не менее привлекательных по своим характеристикам, но более доступных
Королевский военно-морской флот Великобритании Матрос 1941 Матрос ВМС 1941 Моряк, изображенный на иллюстрации, относится к нижним чинам линейного корабля Уорспайт и входит в расчет зенитного орудия. Он одет в типичное обмундирование артиллеристов британского ВМФ штормовой бушлат, поверх которого надет спасательный жилет, и брюки типа шаровар, заправленные в резиновые
Армии доминионов Рядовой абиссинской повстанческой армии Рядовой Абиссинская повстанческая армия 1941 Действия британских войск в Восточной Африке в первые годы войны были очень успешными, что оказывало чрезвычайно благотворное влияние на боевой дух солдат и настроение гражданского населения, когда на других театрах военных действий войска союзников отступали под натиском армий стран оси. В Восточной Африке две группировки
Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…
К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.
Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов - до 250.
Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.
К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.
Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…
Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.
Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.
Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».
Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).
В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.
Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».
Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».
Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.
Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.
Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).
А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего - потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.
Великобритания, являясь активной участницей агрессивного блока НАТО, постоянно наращивает мощь своих военно-воздушных сил, которые, по мнению иностранных специалистов, занимают одно из ведущих мест среди ВВС капиталистических государств Западной Европы. Военное руководство страны отводит им важную роль в своих далеко идущих замыслах и предусматривает активные меры, направленные на дальнейшее наращивание их боевой мощи путем оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, совершенствования организационной структуры, повышения качества боевой подготовки и улучшения тылового обеспечения.
Согласно натовским планам, о чем неоднократно писала западная пресса, силы и средства ВВС Великобритании предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Их основная задача - оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС как своей страны, так и союзников по блоку на различных ТВД, и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике. Силы и средства ПВО ответственны за осуществление противовоздушной обороны территории Великобритании. По мнению экспертов НАТО, при обострении обстановки и в военное время она станет транзитным пунктом переброски войск из США и Канады в Европу, а в будущей войне явится также базой снабжения и обеспечения боевых действий войск на европейских ТВД.
Усилия Великобритании в рамках блока,НАТО сосредоточены в трех основных регионах: в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш, где сконцентрирована крупная группировка боеготовых сил, а также в Центральной Европе - там содержится основная часть ударных сил блока.
Согласно сообщениям зарубежной печати, некоторые дислоцирующиеся в метро-соединения и части ВВС Великобритании входят в стратегический резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, а другие выделены для усиления английских войск, находящихся в ФРГ, а также войск союзников на Северо-Европейском ТВД. Оставшиеся силы и средства предназначены для действий в районах Восточной Атлантики и в зоне пролива Ла-Манш.
За последние годы в ВВС Великобритании и в вооруженных силах в целом были проведены реорганизационные мероприятия. К наиболее крупным из них западная пресса относит упразднение департаментов видов вооруженных сил, в том числе ВВС, и создание единого органа управления, в который вошли представители всех видов вооруженных сил. По взглядам английских военных экспертов, это дало возможность сократить количество управлений центрального подчинения и численность личного состава, повысить оперативность в руководстве и планировании. Кроме того, в ВВС была расформирована 38-я авиационная группа. Ее силы и средства организационно вошли в состав 1-й авиационной группы. Проведены были и другие мероприятия по совершенствованию структуры военно-воздушных сил.
Организация и боевой состав . В военно-воздушных силах имеются два боевых командования - ВВС в Великобритании (часто называется командованием английских ВВС в метрополии) и английских ВВС в ФРГ , а также командование тыла. Все они непосредственно подчинены начальнику штаба ВВС (командующему). На последнего возложена ответственность за строительство этого вида вооруженных сил, составление планов использования авиации во время войны, организацию и проведение боевой подготовки частей, их материально-техническое обеспечение, а также за обучение и тренировку летного и технического состава.
Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и BMС. Командование включено в структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (1, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделения, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.
1-я авиационная группа
(штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
- Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l». Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
- Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l»; 55 аэ самолетов-заправщиков «Виктор-К.2» и 232-я учебно-боевая эскадрилья («Виктор-К.2»).
- Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами «Ягуар-GR.l»).
- Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей «XappHep-GR.3».
- Брайз-Нортон: 10 аэ стратегических транспортных самолетов VC-10, 101 аэ самолетов-заправщиков VC-10K.2 и 3, 216 аэ самолетов-заправщиков «Тристар-K.l» и 241-я учебно-боевая эскадрилья (VC-10).
- Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами «Геркулес-С. 1 и 3»).
- Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов «Торнадо» (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов - 23 машины).
- Лоссимут: 226-я учебно-боевая эскадрилья тактических истребителей «Ягуар».
- Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты «Андовер-C.l», HS-125 и вертолеты «Газель»).
- Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты «Андовер-Е.З», которые используются для калибровки радиотехнических средств), «королевское звено» (самолеты «Андовер-СС.2» и вертолеты «Уэссекс-НС.4»; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других высокопоставленных государственных деятелей и иностранных гостей).
- Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов «Хок» 1-го учебного центра боевого применения.
- Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов «Хок» 2-го учебного центра боевого применения.
- Альдегров: 72 аэ транспортных вертолетов «Уэссекс-НС.2».
11-я истребительная авиационная группа
(штаб в Станмор):
- Авиастанция Бинбрук: 5 и 11 аэ, а также учебно-боевое подразделение истребителей-перехватчиков «Лайтнинг-Р.6».
- Льючарс: 43 и 111 аэ истребителей «Фантом-FG.l и -FGR.2», 228 учебно-боевая эскадрилья самолетов Фaнтом-FGR.2» и 27-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уоттисем: 56 и 74 аэ истребителей Фaнтом-FGR.2».
- Конингсби: 29 аэ истребителей Фантом-FGR.2» и 229-я учебно-боевая эскадрилья самолетов «Торнадо-Р.2».
- Лоссимут: 8 аэ самолетов ДРЛО «Шэклтон-АЕW2», 48-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уайтон: 25-я эскадрилья ЗУР «Бладхаунд-2» (ее отряды базируются в Баркстоун-Хит, Уайтон и Уоттисем).
- Уэст-Рейнем: 85-я эскадрилья «Бладхаунд-2» (ее отряды, кроме Уэст-Рейнем, находятся в Норт-Коутс и Боудси).
18-я авиагруппа береговой авиации
(штаб в Нортвуд):
- Авиастанция Лоссимут: 12, 208 аэ и 237-я учебно-боевая эскадрилья легких бомбардировщиков «Буканир-5.2».
- Кинлосс: 120, 201 и 206 аэ базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Сент-Моган: 42 аэ и 236-я учебно-боевая эскадрилья базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Финнингли: 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи (оснащены специально оборудованными вертолетами «Уэссекс-НС.2» и «Си Kинг-HAR.3»). Их звенья несут дежурство на девяти аэродромах (Чайвинор, Льючарс, Валлей, Леконфилд, Манстон, Боулмер, Броуди, Колтисхолл и Лоссимут).
- Уайтон: 51 аэ РЭБ, оснащенная самолетами радиотехнической разведки «Нимрод-R.l», 100-я буксировочная эскадрилья, 360 аэ РЭБ, 231-я учебно-боевая эскадрилья (все они вооружены самолетами «Канберра» различных модификаций).
Части подразделения на других территориях:
- На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23-я тактическая истребительная авиационная эскадрилья (Фантом-FGR.2), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов «Геркулес-C.IK» и 1564-е звено вертолетов «Си Kинг-HAR.3», 1310-e звено вертолетов «Чинук-НС. 1» (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
- В Гонконге (аэродром Сек Конг): 28 аэ вертолетов «Уэссекс-НС.2».
- На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов «Уэссекс-Н11.2С».
- В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей «Xappиep-GR.3» и 1563-е звено вертолетов «Пума-НС.1».
Командование английских ВВС в ФРГ
(штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий, одна - самолетов связи, две - транспортных вертолетов и четыре - ЗУР «Рапира», а именно:- 3 и 4 аэ тактических истребителей «XappHep-GR.3» (авиабаза Гютерсло);
- 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и «Ягуар-GR.l» (Брюгген);
- 15, 16, 20-я эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l», 2 аэ самолетов «Ягуар-GR.l» в разведывательном варианте (Лаарбрух);
- 19 и 92 аэ истребителей ПВО (Фантом-FGR.2» (Вильденрат);
- 60 аэ самолетов связи «Пемброук» (Вильденрат);
- 18 и 230 аэ вертолетов «Чинук-НС. 1» и «Пума-НС. 1» (Гютерсло);
- 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР «Рапира» (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (МТО) частей и подразделений ВВС страны, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны.
Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения, объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах - примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.
Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО.
Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.
Учебные заведения и центры. Подготовка летного и технического состава для ВВС Великобритании осуществляется в шести летных школах (1, 2, 4, 6, 7-я и центральная) и трех технических (1, 2 и 4-я), в авиационном и штабном колледжах, двух учебных центрах боевого применения (1-й и 2-й), учебном центре «полка наземной обороны», центральной школе управления воздушным движением, а также в 16 университетских эскадрильях и кадетском корпусе.
Летная школа № 1 (Линтон) осуществляет начальную летную подготовку лиц, вступивших в ВВС без предварительного обучения в университетских эскадрильях. На ее вооружении состоят самолеты «Джет Провост-Т.З и -Т.5». Курс обучения в ней длится 36 недель. Средний налет на каждого курсанта 60 ч.
Летная школа № 2 (Шоубери) готовит летный состав для вертолетных частей и подразделений. Она оснащена вертолетами «Газель-НТ.З» и «Уэссекс-НС.2». Срок обучения 20 недель, налет 90 ч. После ее окончания слушатели направляются в 240-ю учебно-боевую эскадрилью (вертолеты «Чинук-НС.1» и «Пума-НС.1», авиастанция Одигэм) или в учебное подразделение службы поиска и спасения.
Летная школа № 4 (Валлей) имеет в своем распоряжении три эскадрильи самолетов «Хок-T.l». На них летный состав обучается полетам на больших скоростях и малых высотах в ходе прохождения курса основной подготовки.
Летная школа № 6 (Финнингли) оснащена самолетами «Домини-T.l», «Джет Провост-Т.5» и «Джетстрим-T.l». Кроме летчиков, в ней обучаются штурманы, бортмеханики и другие члены экипажей многоместных самолетов.
Летная школа № 7 (Черч-Фентоц) готовит дополнительный контингент летчиков по программам начального обучения. В ней имеются две эскадрильи самолетов «Джет Провост-Т.З и -Т.5».
Центральная летная школа (Крануэлл) осуществляет подготовку инструкторов. Ее подразделения оснащены учебными самолетами «Буллдог-T.l», «Джет Провост-Т.З и -Т.5» (Скэмптон), «Хок-T.l» (Валлей) и вертолетами «Газель-НТ.З» (Шоубери). В ее состав входит также демонстрационная эскадрилья высшего пилотажа «Ред эрроу», оснащенная самолетами «Хок-T.l» (Скэмптон).
Технические школы № 1 (Халтон), № 2 (Косфорд) и № 4 (Сент-Атан) готовят младший технический персонал (техники, механики, слесари и т. д.) по различным авиационным специальностям. К ним относятся и имеющаяся в составе командования так называемая радио-школа, в которой личный состав учится обслуживать и ремонтировать авиационную (наземную и бортовую) радиоэлектронную аппаратуру.
Авиационный колледж (Крануэлл, самолеты «Джет Провост-Т.5») занимается начальной летной подготовкой слушателей, которые ранее приобрели навыки полетов в кадетском корпусе и университетских эскадрильях. Курс обучения длится 28 недель, средний налет на курсанта 75 ч. После этого летчики направляются в учебные заведения (центры) ВВС для прохождения курсов основной и повышенной подготовки.
Штабной колледж является основным высшим военно-учебным заведением по подготовке командных кадров ВВС (до уровня командира эскадрильи и ему равных). Учебные центры боевого применения (1-й в Броуди, 2-й в Чайвинор) предназначены для обучения летных экипажей практическому бомбометанию, воздушным стрельбам и другим видам боевого применения самолетов и вертолетов на заключительном этапе их подготовки перед направлением в строевые части. Центры вооружены учебно-боевыми самолетами «Хок» различных модификаций. В случае необходимости, то есть в угрожаемый период или в ходе боевых действий, на базе этих центров планируется развернуть четыре боевые эскадрильи, а именно: из самолетного парка, инструкторов и наиболее подготовленных слушателей 1-го учебного центра - 79-ю и 243-ю, а 2-го учебного центра - 63-ю и 151-ю. Эти четыре так называемые «теневые эскадрильи» предназначены для решения следующих основных боевых задач: оборона объектов от налетов воздушного противника на малых высотах, ведение воздушной разведки и борьба с надводными целями в прилегающих к Британским о-вам морских акваториях.
Учебный центр «полка наземной обороны» занимается подготовкой личного состава для подразделений обороны аэродромов, расчетов зенитных ракетных комплексов «Рапира» и военной полиции, обеспечивающей наведение порядка на авиационных базах и других объектах ВВС.
Центральная школа управления воздушным движением (Шоубери) готовит авиационных диспетчеров и других специалистов службы УВД. В ней они изучают теоретически и получают определенные практические навыки по организации, способам и методике управления воздушным движением в районе аэродромов, на трассах и в определенных воздушных районах. Для отработки таких задач, кроме комплекса необходимого наземного оборудования, в школе имеются самолеты «Джет Провост-4». Кроме того, для предварительной подготовки кандидатов в ВВС используются 16 учебных эскадрилий, созданных при основных высших учебных заведениях страны, - так называемые университетские эскадрильи. Все они оснащены учебно-тренировочными самолетами «Буллдог-T.l» и дислоцируются на авиабазах, аэродромах, аэропортах и посадочных площадках, расположенных в непосредственной близости от высших учебных заведений, в частности Лыочарс, Косфорд, Филтон, Тивершам, Тернхауз, Ньютон, Абботиш, Вудвейл, Абингдон, Лиминг, Финнингли и т. д. Для привлечения молодежи в ВВС широко используется упомянутый выше авиационный кадетский корпус . Он представляет собой разветвленную по всей стране организацию ВВС (штаб ее находится в Ньютон), в которой насчитывается 13 отдельных авиационных подразделений (звеньев и отрядов), оснащенных самолетами «Чипмунк-Т.10» и «Буллдог-T.l», до 30 планерных школ и других организаций.
Всего , как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардиро-вочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР «Бладхаунд-2» и 72 ПУ ЗУР «Рапира»).
Рассматривая самолетный парк английских ВВС, западная пресса отмечает, что добрую его половину составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и истребителей ПВО «Торнадо-F.2А», более 120 многоцелевых тактических истребителей «Фантом», почти 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», 53 тактических истребителя «Харриер» с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС страны превышает 93 тыс. человек.
Развитие ВВС . Как отмечает зарубежная печать, военное руководство Великобритании осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее наращивание боевой мощи и повышение боеготовности военно-воздушных сил. Основное внимание уделяется совершенствованию самолетного парка и принятию на вооружение более эффективных систем оружия. С этой целью вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» продолжают поступать новые боевые самолеты «Торнадо-GR.l» (всего для ВВС заказано 220 таких машин), которые предназначены главным образом для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, а также для решения задач по изоляции районов боевых действий. Оборудование и вооружение истребителей-бомбардировщиков «Торнадо-GR.l» позволяют им действовать на малых и предельно малых высотах в условиях ограниченной видимости. Самолеты оснащены станциями постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам системы ПВО противника. Они могут нести как управляемое, так и неуправляемое оружие класса «воздух - земля», в том числе УР «Мейверик», бомбовые кассеты BL.755 и т. д. Для защиты от истребителей противника на самолет подвешиваются две УР AIM-9L «Сайдвиндер» и могут быть использованы бортовые 27-мм пушки «Маузер».
Самолеты «Торнадо-GR.l» предусматривается использовать также для нанесения ударов по надводным кораблям. Для этого их намечается оснастить противокорабельными ракетами «Си Игл».
Для ПВО к концу 80-х годов планируется построить 165 истребителей-перехватчиков «Торнадо» и заменить ими истребители «Фантом» и «Лайтнинг». Кроме того, часть упомянутых выше самолетов «Торнадо-GR.l» предполагается оснастить разведывательным оборудованием, чтобы их можно было использовать также в ударном варианте, и перевооружить ими две эскадрильи (сейчас в них самолеты-разведчики «Ягуар-CR.l).
В то же время большую часть снимаемых с вооружения самолетов «Ягуар» и «Буканир» командование ВВС Великобритании намечает сохранить в строю до середины 90-х годов. С этой целью планируется модернизировать около 100 самолетов «Ягуар» и 50 «Буканир». Последние будут переоборудоваться в носители противокорабельных ракет «Си Игл».
Полковник В. Артемьев