Коричневая леди портрет висевший в доме. Для всех и обо всем
Рейнхэм Холл - родовое имение маркизов Таунсхендов, в течение последних 250 лет посещаемое призраком Коричневой леди, которая однажды была снята на фотопленку. В результате появилась самая впечатляющая из имеющихся фотографий духов.
Много-много лет назад
Рейнхэм Холл расположен в нескольких милях к юго-западу от Фэйкнхэма в Норфолке, Англия. Считается, что Коричневая леди (Браун леди) - призрак леди Дороти Таунсхенд, жены второго маркиза Таунсхенда, дочери Роберта Уолпола, члена парламента от Хаугхтона, и сестры сэра Роберта Уолпола, первого премьер-министра Англии.
В возрасте 26 лет Дороти вышла замуж за героя своей детской любви лорда Чарлза Таунсхенда, который годом ранее, в 1711 году, пережил смерть своей первой жены. Но до этого Дороти была любовницей некоего лорда Вартона, и когда после свадьбы Таунсенд узнал об этом, он запер жену в ее комнатах, а вскоре объявил о смерти своей второй жены...
Она встречалась многим
Века донесли до нас бесчисленные истории о встречах с Коричневой леди. Одна из самых знаменитых произошла в начале XIX века, когда Георг IV, бывший тогда регентом, нанес визит в Холл и ночевал в Государственной опочивальне. Проснувшись в середине ночи, он увидел стоящую рядом с кроватью женщину в коричневом платье, с всклокоченными волосами и смертельно бледным лицом. Он так испугался, что громогласно поклялся не остаться "ни часа в этом проклятом доме".
На Рождество 1835 года Коричневую леди видел полковник Лофтус, один из многих людей, гостивших в Холле. Лофтус видел призрак две ночи подряд. В первый раз привидение стояло около комнаты леди Таунсхенд. Преследуемое Лофтусом, оно сбежало вниз в коридор и исчезло. Следующей ночью он встретил Коричневую леди на лестнице; она несла лампу. По его описанию, это была величавая леди, одетая в роскошную парчу, с плотно облегающим чепцом на волосах, и при этом с пустыми темными глазницами. Лофтус сделал зарисовку, которую на следующее утро показал гостям за завтраком.
Вскоре после этого в Холл был приглашен романист капитан Фредерик Марриэт. Он считал, что призрак был попросту кем-то из контрабандистов и браконьеров, которыми тогда изобиловала эта местность. Но однажды ночью он и два племянника лорда Чарлза Таунсхенда лицом к лицу столкнулись с Коричневой леди в коридоре. Она несла зажженную лампу и, как сказал Марриэт, "дьявольски" ухмыльнулась ему. При нем был пистолет, он поднял его и выстрелил в упор. Призрак исчез. Впоследствии Марриэт клялся, что пуля прошла прямо насквозь. Пулю нашли в двери, находившейся прямо за тем местом, где стоял призрак.
После этого эпизода о Коричневой леди не было слышно до 1920 года, когда с ней столкнулись маркиз Таунсхенд, бывший тогда ребенком, и один из его друзей.
Фотография
В 1936 году леди Таунсхенд пригласила фотографа, Индру Шайра, чтобы сфотографировать внутреннее убранство Рейнхэм Холла. Шайра и его помощник г-н Прованд делали фотографии при вспышке магния... Они снимали лестницу, когда Шайра увидел расплывчатый силуэт на ступенях. Он напоминал фигуру женщины, одетой в белое. Призрак начал спускаться по ступеням. Шайра взволнованно приказал Прованду снимать.
Прованд не видел привидения, но повернул камеру в направлении, указанном Шайрой. Прованд не поверил, что Шайра видел призрака, и побился об заклад в пять фунтов, что фотография не выявит никакого белого силуэта. Однако он проиграл - Коричневая леди появилась на фотографии в виде силуэта, облачение которого напоминало свадебное платье и вуаль. Эта фотография, опубликованная в журнале "Country life" 1 декабря 1936 года, произвела сенсацию. Ее исследовали эксперты, однако они так и не смогли найти никаких признаков подделки.
Изображение призрака "Коричневой леди", пожалуй, является самой известной и почитаемой фотографией призрака из когда-либо снятых.
Говорят, что Коричневая леди появляется также в Хаугтон Холле, в доме брата леди Дороти, построенном на месте старого родового гнезда, где Уолполы жили примерно 600 лет. Рассказывают, что самые счастливые годы своей жизни леди Таунсхенд провела в Хаугтоне.
Как говорят, призрак Коричневой леди (Brown Lady) в течение последних 250 лет посещает Рейнхэм-Холл – родовое имение маркизов Таунсендов, расположенное в нескольких милях к юго-западу от Фэйкнхэма в Норфолке, Англия. Своё прозвание привидение получило из-за коричневого парчового платья, в котором, как утверждают очевидцы, оно обычно появляется. Однажды Коричневая леди была снята на фотоплёнку, в результате чего появилась самая впечатляющая из имеющихся фотографий духов.
Имение Рейнхэм-Холл
Согласно легенде, Коричневая леди из Рейнхэм-Холла – это призрак леди Дороти Уолпол (1686-1726), сестры сэра Роберта Уолпола, первого премьер-министра Великобритании. Она была второй женой маркиза Чарльза Таунсенда, известного своим буйным нравом. История гласит, что когда Таунсенд обнаружил, что его жена прелюбодействовала с лордом Уортоном, он наказал её, заперев в её комнатах в фамильном доме Рейнхэм-Холле. Дороти оставалась там, лишённая даже возможности увидеться с детьми, до самой своей смерти от оспы в 1726 году.
Как считается, первое появление привидения состоялось во время Рождества 1835 года, когда лорд Чарльз Таунсенд пригласил на празднество в Рейнхэм-Холл множество гостей. Один из них, полковник Лофтус рассказал, что вместе с другим гостем по фамилии Хокинс, видел Коричневую леди, когда они направлялись в свои спальни. Их тогда сразу удивило её старомодное коричневое платье. На следующий вечер Лофтус утверждал, что видел Коричневую леди снова: на сей раз его внимание привлекли пустые глазницы призрака, темнеющие на сияющем лице. Из-за рассказов Лофтуса часть прислуги навсегда покинула Рейнхэм-Холл.
Приключения Марриета
В следующий раз Коричневую леди видел в 1836 году капитан Фредерик Марриет, друг писателя Чарльза Диккенса, автор ряда известных морских романов. Говорят, что Марриет сам попросился переночевать в комнате с привидениями: он хотел доказать свою теорию о том, что слухи о призраках распускают местные контрабандисты, чтобы отпугивать нежеланных свидетелей. В 1917 году Флоренс Марриет рассказала об опыте своего отца:«Он поселился в комнате, в которой висел портрет леди Дороти Уолпол, и в которой её наиболее часто видели, и спал каждую ночь с заряженным револьвером под подушкой. В течение первых двух суток он ничего не заметил, а после третьей ночи уже должен был уезжать. Однако, на третью ночь, как раз когда он собирался раздеться и лечь в постель, в его дверь постучались два молодых человека (племянники баронета) и попросили его зайти в их комнату (которая находилась на другом конце коридора) и оценить новый пистолет, только что прибывший из Лондона.
Мой отец был только в рубашке и брюках, но поскольку час был поздний, и все уже ушли отдыхать, он решил пойти к молодым людям, как есть. Выходя из комнаты, он прихватил свой револьвер и сказал, смеясь: «На случай, если вы столкнётесь с Коричневой леди». После изучения нового пистолета, молодые люди в том же шутливом духе объявили, что они сопроводят моего отца обратно в его комнату. «На случай, если Вы столкнётесь с Коричневой леди», - повторили они, тоже смеясь. Поэтому джентльмены снова отправились втроём в путь по коридору.
Коридор был длинный и тёмный, потому что прислуга уже потушила все светильники, но когда они дошли до его середины, то заметили тусклое мерцание лампы, приближающееся к ним с другого конца. «Наверно, одна из леди решила проверить детские», - прошептал юный Таунсенд моему отцу. Двери спален в этом коридоре были расположены друг напротив друга, и в каждой комнате были двойные двери с тамбуром между ними, как это принято во многих старинных домах. Мой отец, как я упомянула выше, был только в рубашке и брюках, и из-за своей природной скромности почувствовал себя неловко. Так что он скользнул в одну из дверей (его друзья последовали его примеру), решив переждать в укрытии, пока леди не пройдёт мимо.
Я помню, как он описывал, как в щёлочку наблюдал за её приближением всё ближе и ближе, пока она не оказалась достаточно близко, чтобы он смог различить цвета и стиль её костюма, и тогда он узнал фигуру, бывшую точной копией портрета «Коричневой леди». Он положил палец на спусковой крючок револьвера, собираясь потребовать у странной фигуры остановиться и дать объяснения своего присутствия здесь, когда она остановилась по собственной воле перед дверью, за которой он стоял, подняла зажжённую лампу так, что она осветила черты призрачного лица и усмехнулась ему самым ехидным и дьявольским образом. Эта издёвка разъярила моего отца, который мог быть кем угодно, но только не овцой, поэтому он выскочил в коридор одним прыжком и выстрелил прямо в лицо призрака. Фигура мгновенно исчезла – фигура, которую в течение нескольких минут наблюдали трое очевидцев, – а пуля прошла сквозь внешнюю дверь комнаты на противоположной стороне коридора, и застряла в филёнке внутренней. Больше мой отец никогда не пытался вставать на пути Коричневой леди из Рейнхэм-Холла.
В 1926 году леди Таунсенд рассказывала, что её сын со своим другом видели на лестнице призрачную фигуру, точно такую же, как на портрете леди Дороти Уолпол.
История фотографии
19 сентября 1936 года лондонский фотограф капитан Хьюберт Прованд (Hubert C. Provand) и его помощник Индре Шайра (Indre Shira) делали фотографии поместья Рейнхэм-Холл для статьи в журнале «Country life» («Сельская жизнь»). Они уже сфотографировали главную лестницу Рейнхэм-Холла и настраивали аппаратуру, чтобы сделать второй снимок, когда Шайра увидел «туманную форму, постепенно принимающую очертания женщины», которая двигалась по направлению к ним вниз по лестнице. По подсказке Шайры Прованд быстро снял крышечку с объектива, пока Шайра запускал фотовспышку. Так и появился на свет знаменитый образ Коричневой леди.Впрочем, некоторые скептики утверждают, что Шайра подделал изображение, нанеся на объектив какое-то жировое вещество в форме женской фигуры, или же спускался сам по лестнице во время длинной выдержки фотоаппарата. Также есть версии, что в камеру как-то попал свет, или, что это изображение получилось из-за случайного двойного экспонирования. Исследователи Джон Фэрли и Саймон Уэлфэр писали: «Над каждой ступенькой лестницы видна очень бледная линия, которая доказывает, что одно изображение наложилось на другое: так блик в верхней части перил справа появляется дважды».
Другие внимательные критики отмечают, что образ Коричневой леди на фотографии весьма напоминает стандартную статуэтку Девы Марии в длинном одеянии, какую можно найти в любой католической церкви. Отчётливо видны покрытая голова, руки, сложенные будто в молитве, и даже квадратный или прямоугольный постамент, на котором она стоит. Это наводит на мысль, что фотография призрака, - на самом деле, простое наложение статуи Мадонны на пустую лестницу.
Как бы то ни было, известный исследователь паранормальных явлений изучал негатив фотографии и заявил, что не нашёл абсолютно никаких следов подделки.
Говорят, что Коричневая леди появляется также в Хоутон-Холле, в доме брата леди Дороти, построенном на месте старого родового гнезда, где Уолполы жили примерно 600 лет. Ведь самые счастливые и беззаботные годы своей жизни леди Уолпол провела именно вне стен жестокого поместья Рейнхэм-Холл.
Рейнхэм Холл - родовое имение маркизов Таунсхендов, в течение последних 250 лет посещаемое призраком Коричневой леди, которая однажды была снята на фотопленку. В результате появилась самая впечатляющая из имеющихся фотографий духов.
Рейнхэм Холл расположен в нескольких милях к юго-западу от Фэйкнхэма в Норфолке, Англия. Считается, что Коричневая леди (Браун леди) - призрак леди Дороти Таунсхенд, жены второго маркиза Таунсхенда, дочери Роберта Уолпола, члена парламента от Хаугхтона, и сестры сэра Роберта Уолпола, первого премьер-министра Англии.
В возрасте 26 лет Дороти вышла замуж за героя своей детской любви лорда Чарлза Таунсхенда, который годом ранее, в 1711 году, пережил смерть своей первой жены. Но до этого Дороти была любовницей некоего лорда Вартона, и когда после свадьбы Таунсенд узнал об этом, он запер жену в ее комнатах, а вскоре объявил о смерти своей второй жены...
Века донесли до нас бесчисленные истории о встречах с Коричневой леди. Одна из самых знаменитых произошла в начале XIX века, когда Георг IV, бывший тогда регентом, нанес визит в Холл и ночевал в Государственной опочивальне. Проснувшись в середине ночи, он увидел стоящую рядом с кроватью женщину в коричневом платье, с всклокоченными волосами и смертельно бледным лицом. Он так испугался, что громогласно поклялся не остаться "ни часа в этом проклятом доме".
На Рождество 1835 года Коричневую леди видел полковник Лофтус, один из многих людей, гостивших в Холле. Лофтус видел призрак две ночи подряд. В первый раз привидение стояло около комнаты леди Таунсхенд. Преследуемое Лофтусом, оно сбежало вниз в коридор и исчезло. Следующей ночью он встретил Коричневую леди на лестнице; она несла лампу. По его описанию, это была величавая леди, одетая в роскошную парчу, с плотно облегающим чепцом на волосах, и при этом с пустыми темными глазницами. Лофтус сделал зарисовку, которую на следующее утро показал гостям за завтраком.
Вскоре после этого в Холл был приглашен романист капитан Фредерик Марриэт. Он считал, что призрак был попросту кем-то из контрабандистов и браконьеров, которыми тогда изобиловала эта местность. Но однажды ночью он и два племянника лорда Чарлза Таунсхенда лицом к лицу столкнулись с Коричневой леди в коридоре. Она несла зажженную лампу и, как сказал Марриэт, "дьявольски" ухмыльнулась ему. При нем был пистолет, он поднял его и выстрелил в упор. Призрак исчез. Впоследствии Марриэт клялся, что пуля прошла прямо насквозь. Пулю нашли в двери, находившейся прямо за тем местом, где стоял призрак.
После этого эпизода о Коричневой леди не было слышно до 1920 года, когда с ней столкнулись маркиз Таунсхенд, бывший тогда ребенком, и один из его друзей.
В 1936 году леди Таунсхенд пригласила фотографа, Индру Шайра, чтобы сфотографировать внутреннее убранство Рейнхэм Холла. Шайра и его помощник г-н Прованд делали фотографии при вспышке магния... Они снимали лестницу, когда Шайра увидел расплывчатый силуэт на ступенях. Он напоминал фигуру женщины, одетой в белое. Призрак начал спускаться по ступеням. Шайра взволнованно приказал Прованду снимать. Прованд не видел привидения, но повернул камеру в направлении, указанном Шайрой. Прованд не поверил, что Шайра видел призрака, и побился об заклад в пять фунтов, что фотография не выявит никакого белого силуэта. Однако он проиграл - Коричневая леди появилась на фотографии в виде силуэта, облачение которого напоминало свадебное платье и вуаль. Эта фотография, опубликованная в журнале "Country life" 1 декабря 1936 года, произвела сенсацию. Ее исследовали эксперты, однако они так и не смогли найти никаких признаков подделки.
Говорят, что Коричневая леди появляется также в Хаугтон Холле, в доме брата леди Дороти, построенном на месте старого родового гнезда, где Уолполы жили примерно 600 лет. Рассказывают, что самые счастливые годы своей жизни леди Таунсхенд провела в Хаугтоне.
Эта история о простом американском журналисте, Джозефе Паркере, исследующем городские легенды и рассказывающий о них в своей колонке. Джозеф не просто пишет о том, что ему рассказали, сначала он проверяет все на собственной шкуре, в очередной раз, убеждаясь в существовании сверхъестественного.
Все возможные легенды, Паркер узнает у бывшего преподавателя истории в инсти-туте, Кевина Росса.
Привет, старина! – поприветствовал его Джозеф, появившись на пороге дома Кеви-на.
- Здравствуй, сынок, рад тебя видеть! – улыбнулся он. – Опять пришел слушать бай-ки старика?
Отличная шутка, - засмеялся парень. – После этих «баек» я с переломом двух ребер в больнице лежал, забыл?
А тебя никто не просил проверять их. Другой, на твоем месте назвал бы это все «бредом сумасшедшего историка»!
Но ведь мы оба знаем, что это не так, это реальность, в которой мы живем! – под-метил Джозеф.
В этот ты, к сожалению прав, - вздохнул мужчина.
Ну так что, я могу рассчитывать на какую-нибудь легенду? – ехидно улыбнулся Джозеф.
Конечно, моя память хранит множество историй, которые могут заинтересовать молодого журналиста, Джона Паркера! – засмеялся старик.
Сейчас я расскажу о Рейнхэм Холле. Это старинное феодальное поместье в Анг-лии, в течение последних 250 лет посещаемое призраком «Коричневой леди». Которая од-нажды, якобы, была снята на фотопленку. В результате, появилась самая впечатляющая из имеющихся фотографий духов.
Рейнхэм Холл, родовое поместье маркизов Таунсхендов, расположен в нескольких милях к юго-западу от Фэйкнэма в Норфолке.
Неясно, чьим призраком является коричневая леди; считается, что она – призрак ле-ди Дороти Таунсхенд, жены второго и самого знаменитого маркиза Таунсхенда, дочери Роберта Уолтона, члена парламента от Хаунгтона, первого премьер-министра Англии.
В возрасте 26 лет Дороти вышла замуж за героя своей любви лорда Чарльза Таунсхенда, который годом раньше в 1711 году, пережил смерть своей первой жены. Согласно легенде, Дороти была любовницей лорда Вартона, и когда после свадьбы Таунсхенд узнал об этом, он запер жену в её комнате. Обстоятельства её смерти не известны. Предания го-ворят разное: то ли она умерла от разбитого сердца, то ли расшиблась, упав с лестницы или окна, то ли её погубила оспа.
Портрет, считающийся изображением леди Дороти, висел в доме до момента его продажи в 1904 году. Женщина одета на нем в коричневую парчу с желтой отделкой с круглым слоем жестким воротником вокруг шеи. Её большие глаза сияют. Ходили слухи, что портрет выглядел нормально только в дневном свете, а при свечах лицо становилось злым и похожим на безглазый череп.
Говорят, что «коричневая леди» появляется так же в Хаугхтон Холле, в доме брата леди Дороти, построенном на месте старого родового гнезда, где Уолтоны жили примерно 600 лет. Рассказывают, что несколько счастливых лет своей жизни леди Таунсхенд провела в Хаунгтоне. Согласно легенде, её призрак явился принцу-регенту, когда тот спал в Государственной опочивальне. После этого он перебрался в другие. Хотя более скромные покои.
Оу, неплохо, - проговорил Джозеф, внимательно дослушав рассказа Кевина. – Я попробую быть вторым, кто снимет этого призрака, который ничего не делает, просто иногда бродит по домам, где жила эта леди Дороти.…
Я смотрю, ты не очень-то впечатлен историей, - спросил Кевин, делая глоток гра-натового сока.
Нет, почему, очень интересна. «Коричневая леди» и её странный портрет, который уже никто не видел лет сто! – сказал Джон, надев на себя маску «счастливого человека».
Не притворяйся, это у тебя плохо получается, - улыбнулся старик. Джозеф опустив голову, улыбнулся в ответ. – А что касается Рейнхэм Холла, то после его продажи в 1904 году, это здание – гостиница. Сейчас она не пользуется большой популярностью, всё из-за «шалостей» призрака. Она является ночью постояльцам, шелестит бумагами, открывает окна, стучит. А самое интересное то, что в комнате Дороти, где она скончалась, где сейчас находится кабинет администрации, происходят странные вещи. Слышится плач, стуки в дверь, иногда довольно громкие. На утро там все перевернуто вех дном.
Это уже несколько интересно! А что же все-таки с этим портретом, он вообще су-ществует?
- Говорят, что под гостиницей, от Рейнхэм Холла остались подземные ходы, пеще-ры, где, возможно, и храниться портрет леди Дороти. Но вход в пещеры не обнаружен и на картах подземные ходы тоже не обозначены.
Отлично! Что ж, я пойду, нужно еще билеты купить, в Англию, - сказал Джозеф и протянул руку, что бы попрощаться с Кевином.
Ты все-таки летишь туда?
Рассказав мне эту историю, неужели ты думал, что я останусь здесь?
Нет, ты и в прошлый раз отправился в Неваду, хотя было довольно опасно!
Виноват в этом ты, знал, кому рассказывал! – засмеялся Джон, выходя их дома Росса.
Он сел в свой черный Ford Mustang 67-ого и, поехал в сторону аэропорта. Эта байка так заинтересовала журналиста, что он решил немедленно отправиться в путь. Все необ-ходимые вещи были с ним: машина, фотоаппарат, диктофон, блокнот и карандаш. Поэто-му, заезжать домой не было никакого смысла.
Уже приехав в Англию, подъезжая к Рейнхэм Холлу (гостинице оставили название поместья), Джон был поражен. Пусть даже в отеле было не много посетителей, но она ве-ликолепна, поражала своим превосходством над остальными зданиями в округе. В длин-ных узких окнах, сверкали стекла. С широкой веранды спускалась довольно таки большая лестница. Это здание, словно живое, будто наблюдает, за каждым твоим шагом.
Внутри все еще лучше, чем снаружи. Войдя туда, казалось, попадаешь в прошлое.
- Могу я вам чем-нибудь помочь, мистер? – неожиданно спросила девушка Джозефа, приветливо улыбаясь.
Как здесь все чудно сделано. Необычно, - говорил Джозеф, продолжая осматриваться. Его внимание привлекла фреска на потолке. – А что это?
Оу, я не знаю. Здесь ничего не менялось, все в первоначальном виде.
Замечательно. Что ж, Джулия, - почитал он имя девушки на табличке, - будьте любезны одноместный номер, пожалуйста.
Да, конечно. Ваш номер 203, - девушка протянула Джону ключи.
Поднимаясь по широкой мраморной лестнице, Джозеф взглянул вниз, отсюда, ста-ринная мебель из темного дерева выглядела еще более впечатляюще. Но ему всё ещё не давала покоя странная фреска. Поднимаясь, он пытался разглядеть, что на ней изображе-но, но бесполезно. Было решено заняться ею чуть позже. Сейчас Джон нуждался в отдыхе, он сильно устал с дороги.
Номер 203 на втором этаже, примерно в центре коридора, справа.
Пошарив немного по стенке, Джон нашел выключатель, в комнате вспыхнул яркий свет. Номер оказался довольно просторный, повсюду старинная мебель, большая кровать. Ванная, выполнена в том же стиле, что и комната, впрочем, как и всё здание. Всё стояло на больших толстых львиных лапах.
Куртка и сумка, с кое какими вещами, сразу полетели в кресло. Джон, увидев по-душку и мягкую постель, сразу же погрузился в сон.
На следующий день, утром, Джон спустился в холл в целях найти кафетерий, что бы позавтракать. Но там его ждало кое-что интересное. Напуганный мужчина с чемоданами в руках, хотел уйти из гостиницы. Его пытались остановить молодой человек, похоже, ме-неджер, и та девушка, Джулия, что вчера вручила Джону ключи от его номера.
Послушайте, я с детства не верил в призраков, - говорил мужчина. – Но сегодня ночью я видел её, понимаете, видел собственными глазами. Та самая «коричневая леди», она было в моем номере!
Какая еще «коричневая леди»? – удивлялся менеджер.
Не претворяйтесь! Вы прекрасно знаете, о чем я. И я не собираюсь здесь задержи-ваться ни на минуту! – Мужчина вышел.
Джон побежал за ним, встретились они на крыльце.
Простите, сэр, - окликнул его Джозеф. – Можно с вами поговорить?
О чем вы хотите со мной говорить.
О «коричневой леди».
Теперь вы будете обвинять меня в сумасшествии и утверждать, что призраков не существует?
Нет, я как раз таки один из немногих, кто может понять вас.
То есть?
Я знаю, привидения существуют. Мне довелось встретиться с некоторыми из них. Давайте присядем? – Джон указал на скамейку. Мужчина немного с опаской посмотрел на него, но всё же сел рядом. – Я Джон Паркер. Расскажите, что вы видели?
Я спал, вдруг увидел перед собой чей-то образ. Думал, мерещиться, схватил с пол-ки очки. Тогда я её разглядел. Коричневое платье, на голове, что-то вроде платка, но очень длинного. Лицо бледное. Я бы принял её за живого человека, если бы не пугающий вид и неожиданное исчезновение. Знаете, - усмехнулся мужчина, - я никогда не верил, что по-добное вообще возможно. Поэтому и приехал в Рейнхэм, что бы это доказать. Но всё ока-залось наоборот, дух заставил меня поверить в его существование….
Скажите, а вы не знаете, что ха фреска, на потолке, в холе?
Какая фреска? Ах, та…не знаю. Вам лучше спросить об этом у работников гостиницы или у хозяев. А лучше, у старух, они расскажут вам несколько занимательных историй по этому поводу, - рассмеялся мужчина. Затем встал и пожал Джону руку. – Приятно было познакомиться, я пойду. И вам тоже советую уезжать.
После того, как новый знакомый Джона уехал, он еще какое-то время сидел на ска-мье, пока не докурил сигарету. После, он отправился на поиски библиотеки. Ему показа-лось, что беседа с любезными старушками, принесет больше плодов, чем короткий разговор, со служащими отеля.
Поиски городской библиотеки немного затянулись. Он заблудился, зашел не в тот переулок. Который, к тому же, был очень скудно освещен, казалось, что уже ночь, ну или поздний вечер.
Простите, как пойти в центральную библиотеку? – спросил Джон у группы моло-дых людей. В ответ раздался смешок, из тени вышел один парень.
Ты что, посмеяться над нами решил, янки? – прошипел он.
Нет, что вы! Я просто спрашиваю, мне, правда, нужно в библиотеку, - поспешил оправдаться Джозеф. Но когда оглянулся, заметил, что вокруг него появились еще люди, одетые примерно так же, как и тот юноша, с которым он сейчас вел «беседу». – Послу-шайте, я совсем не желаю вам зла, я простой журналист…
Ах, ты жуналюга чертов! – перебил его парень, сплюнув на асфальт.
Потом мощный толчок сзади, который повалил Джона на землю, и ещё несколько ударов, в районе лица и почек. После недолгого избиения американского журналиста, банда услышала звук полицейской сирены. Поторопившись, они обыскали Джона, забра-ли у него все деньги и убежали. Через некоторое время, к пострадавшему подошел поли-цейский, который помог ему подняться.
Как вы, мистер? – спросил он.
Нормально, бывало и хуже, - улыбнулся Джон.
Я могу вам чем-нибудь помочь?
Отвезите меня, пожалуйста, в библиотеку?
По дороге, уже в машине, напарник того полицейского, что помог Джону, спросил:
Вы что же, этих головорезов просили провести вас в библиотеку?
Вроде того…
Да, это вы удачно! – засмеялся он.
А зачем вам туда? – поинтересовался другой.
Я журналист…
Оба полицейских засмеялись.
В этом районе не любят журналистов, тем более, американских.
Да, это я уже понял, - улыбнулся Джозеф, вытирая кровь с разбитой гуты. – Я пишу о Рейнхэм Холле, вы что-нибудь знаете о нем?
- «Коричневая леди»?
О, помню, моя бабушка говорила, что мы потомки Таунсхендов, - рассмеялся по-лицейский за рулем.
Она что-либо рассказывала о них, о поместье? – сразу же оживился Джозеф.
Ну, кроме того, что они наши предки, бабушка говорила о какой-то фреске. Её, ка-жется, заказал, Таунсхенд, Чарльз, который. Это портрет его второй супруги, Дороти. Но после того как узнал о её изменах, попытался уничтожить фреску. Потом, спустя годы, после продажи поместья, её восстанавливали. Но ничего не получилось, повреждения бы-ли слишком серьёзные.
О, Боже! Да вы просто находка! Сейчас вы рассказали мне то, что меня так интере-совало, - радовался Джон, продолжая конспектировать слова полицейского. – А это, что и есть тот самый загадочный портрет леди Дороти, что по ночам, при свечах, приобретает ужасающий вид?
Не знаю. Во всяком случае, проверить, так это или нет, не возможно, фреска не восстановлена, - ответил он. – А вот, кстати, и наша центральная библиотека.
Спасибо, я вам очень признателен.
Будьте осторожны в следующий раз! – крикнул полицейский Джону, когда тот уже стоял на крыльце.
В библиотеке, немного пройдя между огромных стеллажей, Джон увидел двух ста-рушек-сплетниц. Он им так понравился, что они без промедленья позвали молодого чело-века присоединиться к чаепитию. И с радостью ответили на все его вопросы.
София и Оливия, так звали этих женщин, рассказали Джону о подземельях. Вход нужно искать за милю от Рейнхэм Холла. А портрет Дороти, возможно еще остался в Го-родском Художественном Музее. Но это не совсем точная информация, так как несколько раз случалось, что холст исчезал. Скептики искали похитителей портрета, а многие были просто уверены в том, что призрак хочет вернуть его в свой дом.
За этой беседой, Джон просидел до вечера. Из-за того, что денег на такси у него не было, София любезно согласилось подвезти его до гостиницы.
Утром, Джон, прежде чем отправиться в музей, решил сначала позавтракать. В кафе-терии под названием «Райский уголок Мэри», неподалеку от отеля, он позвонил Кевину и рассказал то, что недавно довелось узнать самому.
Поищи, может в твоих книгах есть еще что-нибудь о Рейнхэме, о Таунсхендах. Потому как, в Интернете все то же самое, что и говорят местные жители, - попросил Джон.
Отлично, как только узнаю что-нибудь полезное для тебя, позвоню, Кевин первым закончил разговор.
Когда официантка принесла Джону его заказ, блинчики с черничным джемом, он своей улыбкой, доброй и радостной, заставил девушку слегка засмущаться. Джон действительно был очень рад, что принесли еду, ведь вчера, нормально поесть, ему так и не удалось. А чаепитие сто старушками, только ещё больше возбудило аппетит.
Закончив трапезу, Джон подошел к стойке, где стояла та милая официантка, расплатился за завтрак, дав не малые чаевые, и продолжая всё также улыбаться, спросил:
- А не скажете, как пройти к музею?
Купи путеводитель, - раздался мужской голос сзади, - или найми такси!
Джон обернулся, увидев молодого парня, почти мальчик, невысокого роста, улыбнулся уголком рта.
Оу, простите, - выбежала девушка из-за стойки. – Это мой младший брат. Но я думаю, вам, правда, лучше нанять такси. Вы всё равно ничего не поймете из того, что я скажу.
Что ж, все равно спасибо, за совет, - Джозеф подмигнул девушке и вышел из кафетерия. Официантка даже немного покраснела.
Эй, ты что!? – воскликнул мальчишка, улыбаясь. – Он тебе понравился, я прав?
Ну да, немного, - смущенно ответила девушка, убирая посуду со столика.
Из разговора с директором музея, мистером Харвелом, стало известно, что холст снова исчез.
Прошлый раз, когда подобное случилось, он был обнаружен в поместье Таунсхен-дов, Рейнхэм Холле, - говорил он.
Вы думаете, призрак? – усмехнулся Джон.
Знаете, молодой человек, ранее, я бы рассмеялся над тем, что вы только что сказа-ли, - вздохнул мистер Харвел. – Но сейчас, я уже ни в чем не могу быть уверен. Всякий раз, когда портрет исчезает, он появляется в поместье. И камеры слежения не фиксируют ничего, кроме свечения холста.
Простите, а можно взглянуть?
Конечно, пройдемте за мной, - мистер Харвел встал из-за стола, застёгивая пугови-цы на пиджаке.
Просматривая эти видео записи, Джозеф был поражён, даже немного напуган. Сна-чала, картина светилась, зачем, последовала яркая вспышка и, пустая стена.
Сэр, можно попросить вас сделать для меня копию?
Нет, - на отрез отказался мистер Харвел. – не хочу, что бы это появилось на телеэкранах и делало нашему музею дурную репутацию. Я и так совершаю ошибку, показывая вам это.
Но я работаю в газете…
Нет, и ещё раз нет. Это принадлежит музею, и мы не имеем права давать это кому-либо, кроме полиции.
На следующий день, по возвращению в отель, Джон был приятно удивлен, видит в холле Кевина.
Эй, старина, какими судьбами? – смеялся Джон, хлопая его по плечу.
Я подумал, что ты без меня не справишься, - сказал мужчина. – И к тому же скучно.
Захотелось приключений?
Отвечу твоей любимой фразой: «Вроде того»!
У себя в номере, Джозеф показал Кевину те видео материалы, сделанные камерами слежения в музее.
Погоди-ка, тебе что, сделали копии? – удивился он.
Нет, отказались. Я их украл, - признался Джозеф, на что Росс усмехнулся.
После, они вдвоем отправились исследовать территорию и искать вход в пещеры. Как говорили София и Оливия, в миле от поместья. Около двух с половиной часов было потрачено на бесплодный поиск, как вдруг Кевин увидел глубокую нору в метре от них.
- А что если там медведь? – засомневался Джозеф
Брось, какие тут могут быть медведи, - засмеялся Росс.- Лезь, проверить все равно стоит.
Почему я?
Потому что ты не веришь и ещё, и ты моложе.
Через какое-то время из норы, луной донесся голос Джозефа:
Кевин! Похоже, ты прав, здесь что-то есть!
В норе находилась каменная стена, открывающаяся сильным ударом в левом верх-нем углу. Но не журналист, не историк, не знаю, куда точно нужно стучать. Поэтому на открытие двери было убито еще пол часа.
И вот, наконец, они попали в подземелье. Там было довольно сыро и холодно. По стенам, по углам, повсюду – паутина. И там, среди пауков, каких-то балок, прислонённая к стене, лежал искомый портрет леди Дороти. При свете фонарика, картина выглядела именно так, как гласит легенда – ужасающе.
Может вернуть её в музей, нам за это дадут неплохое вознаграждение, - усмехнулся Джозеф, держа портрет в руках.
Но вдруг раздался пронзительный визг и, что-то будто прошло через Джона, что по-валило его на землю.
Она не желает отдавать потрет, - догадался Кевин. Джозеф взглянул на старшего товарища недоумевающим взглядом и крикнул, что было сил:
Эй! Я забираю картину, слышишь!?
Тело Джона получило еще пару-тройку ударов от невидимки такой силы, что из уголка рта потекла кровь.
Джозеф, немедленно прекрати, это не шутки! – повысил голос Росс. Но юноша его не послушал и продолжал кричать, хотя уже не так громко:
Да, я унесу этот чертов портрет. Дороти, ты меня не остановишь!
Вдруг, земля начала дрожать и кирпичная стена обрушилась на Джона. Кевин стал отбрасывать камни назад, что бы спасти друга, но сыпались всё новые.
Стой, хватит! – кричал мужчина. – Прости глупца!- но это не помогало, камни про-должали засыпать тело Джона. Тогда, Кевин вспомнил заклинание, из курса демонологии, блокирующее силы, любой нечисти. - Afara forta fantoma! – Кевин был немного удивлен, что обвал прекратился, так как это всего лишь теория, он никогда раньше не испытывал это в реальности, с реальным призраком, или прочей шушерой.
Когда Кевин достал из под обвала Джона, тот был ещё в сознании. Он успел пере-вернуться на живот и спрятать голову.
Нужно убираться от сюда. Идти сможешь? – торопился Кевин. Джон моча кивнул и медленно пополз к выходу, похоже, у него была сломана нога.
Выбравшись на поверхность, тяжело дыша, Джон лег на спину. Голова кружилась, слышалась сильная боль в спине в правой ноге. Кевин выбежал из пещеры с картиной в руках,
изображение женщины, на котором, выглядело уже вполне нормально.
Что ты делаешь? – приподнял олову с земли Джон, видя, как он достает из кармана спички.
Спасаю тебя, - последовал ответ.
Как только огонь коснулся холста, из пещеры донесся тот же визг, который они слы-шали внутри. Потом, яркая вспышка из норы, которая, в ночное время суток, могла бы ос-ветить достаточно большое пространство.
Всё? – прошептал Джозеф.
Похоже, - так же, шепотом, ответил Кевин.Что ж! Теперь нудно требовать оплату за избавление гостиницы от призрака. Я ещё за то, что я в этой схватке, чуть не лишился жизни!
Я не нужно было говорить глупости, – сказал Кевин, продолжая искать телефон в кармане брюк, что бы вызвать скорую для Джона.
Когда Джозефа увезли и, около норы уже никого не было, остатки от недавно го-ревшего холста исчезли и портрет, будто с ним ничего и не случалось, появились на своем месте, на стене музея. Мимо проходил мистер Харвел, держа руки за спиной. И всего на секунду остановившись перед картиной, улыбнулся. …
Старинное феодальное поместье в Англии, в течение последних 250 лет посещаемое призраком "коричневой леди", которая однажды якобы была снята на фотопленку.В результате появилась самая впечатляющая из имеющихся фотографий духов.
Века донесли до нас бесчисленные истории о встречах с "коричневой леди". Одна из самых знаменитых произошла в начале XIX века, когда Георг IV, бывший тогда регентом, нанес визит в Холл и ночевал в Государственной опочивальне. Проснувшись в середине ночи, он увидел стоящую рядом с кроватью женщину в коричневых одеждах, с всклокоченными волосами и со смертельно бледным лицом. Он так испугался, что громогласно поклялся не остаться "ни часа в этом проклятом доме".
На Рождество в 1835 года "коричневую леди" видел полковник Лофтус, один из многих людей, гостивших в Холле. Лофтус видел призрак две ночи подряд. В первый раз привидение стояло около комнаты леди Таунсхенд. Преследуемое Лофтусом, оно сбежало вниз в коридор и исчезло. Следующей ночью он встретил "коричневую леди" на лестнице; она несла лампу. По его описанию, это была величавая леди, одетая в роскошную парчу, с плотно облегающим чепцом на волосах, и при этом с пустыми темными глазницами. Лофтус сделал зарисовку, которую на следующее утро показал гостям за завтраком.
Вскоре после этого в Холл был приглашен романист капитан Фредерик Марриэт. Он придерживался непопулярной теории, по которой призрак был каким-то образом связан с контрабандистами и браконьерами, которыми тогда изобиловала эта местность. Однажды ночью он и два племянника лорда Чарлза Таунсхенда лицом к лицу столкнулись с "коричневой леди" в коридоре. Она несла зажженную лампу и, как сказал Марриэт, "дьявольски" ухмыльнулась ему. При нем был пистолет, он поднял его и выстрелил в упор. Призрак исчез. Впоследствии Марриэт клялся, что пуля прошла прямо насквозь. Пулю нашли в двери, находившейся прямо за тем местом, где стоял призрак.
В 1936 году леди Таунсхенд пригласила фотографа, Индру Шайра, чтобы сфотографировать внутреннее убранство Рейнхэм Холла. Шайра и его помощник г-н Прованд делали фотографии при вспышке магния; они снимали лестницу, когда Шайра увидел расплывчатый силуэт на ступенях. Он напоминал фигуру женщины, одетой в белое. Призрак начал спускаться по ступеням. Шайра взволнованно приказал Прованду снимать. Прованд не мог видеть привидения, но повернул камеру в направлении, указанном Шайрой. Прованд не поверил, что Шайра видел призрака, и побился об заклад в пять фунтов, что фотография не выявит белый силуэт. Однако он проиграл - "коричневая леди" появилась на фотографии в виде силуэта, облачение которого напоминало свадебное платье и вуаль. Эта фотография, опубликованная в журнале "Сельская жизнь" 1 декабря 1936 года, произвела сенсацию. Ее исследовали эксперты, однако они так и не смогли найти никаких признаков мошенничества.
Старинное феодальное поместье в Англии, в течение последних 250 лет посещаемое призраком "коричневой леди", которая однажды якобы была снята на фотопленку.В результате появилась самая впечатляющая из имеющихся фотографий духов.
Рейнхэм Холл, родовое имение маркизов Таунсхендов, расположен в нескольких милях к юго-западу от Фэйкнхэма в Норфолке. Таунсхенды стали маркизами в 1786 году, и поколения маркизов гостеприимно принимали в Рейнхэм Холле королевскую семью.
Неясно, чьим призраком является коричневая леди; считается, что она - призрак леди Дороти Таунсхенд, жены второго и самого знаменитого маркиза Таунсхенда, дочери Роберта Уолпола, члена парламента от Хаугхтона, и сестры сэра Роберта Уолпола, первого премьер-министра Англии.
В возрасте 26 лет Дороти вышла замуж за героя своей детской любви лорда Чарлза Таунсхенда, который годом ранее, в 1711 году, пережил смерть своей первой жены. Согласно легенде, Дороти была любовницей лорда Вартона, и когда после свадьбы Таунсенд узнал об этом, он запер жену в ее комнатах. Обстоятельства ее смерти неизвестны. Предания говорят разное: то ли она умерла из-за разбитого сердца, то ли расшиблась, упав с лестницы, то ли ее погубила оспа.
Портрет, считающийся изображением леди Дороти, висел в доме до момента его продажи в 1904 году. Женщина на нем одета в коричневую парчу с желтой отделкой с круглым слоеным жестким воротником вокруг шеи. Ее большие глаза сияют. Ходили слухи, что портрет выглядел нормально только в дневном свете, а при свечах лицо становилось злым и похожим на безглазый череп.
Века донесли до нас бесчисленные истории о встречах с "коричневой леди". Одна из самых знаменитых произошла в начале XIX века, когда Георг IV, бывший тогда регентом, нанес визит в Холл и ночевал в Государственной опочивальне. Проснувшись в середине ночи, он увидел стоящую рядом с кроватью женщину в коричневых одеждах, с всклокоченными волосами и со смертельно бледным лицом. Он так испугался, что громогласно поклялся не остаться "ни часа в этом проклятом доме".
На Рождество в 1835 года "коричневую леди" видел полковник Лофтус, один из многих людей, гостивших в Холле. Лофтус видел призрак две ночи подряд. В первый раз привидение стояло около комнаты леди Таунсхенд. Преследуемое Лофтусом, оно сбежало вниз в коридор и исчезло. Следующей ночью он встретил "коричневую леди" на лестнице; она несла лампу. По его описанию, это была величавая леди, одетая в роскошную парчу, с плотно облегающим чепцом на волосах, и при этом с пустыми темными глазницами. Лофтус сделал зарисовку, которую на следующее утро показал гостям за завтраком.
Вскоре после этого в Холл был приглашен романист капитан Фредерик Марриэт. Он придерживался непопулярной теории, по которой призрак был каким-то образом связан с контрабандистами и браконьерами, которыми тогда изобиловала эта местность. Однажды ночью он и два племянника лорда Чарлза Таунсхенда лицом к лицу столкнулись с "коричневой леди" в коридоре. Она несла зажженную лампу и, как сказал Марриэт, "дьявольски" ухмыльнулась ему. При нем был пистолет, он поднял его и выстрелил в упор. Призрак исчез. Впоследствии Марриэт клялся, что пуля прошла прямо насквозь. Пулю нашли в двери, находившейся прямо за тем местом, где стоял призрак.
После этого эпизода о "коричневой леди" не было слышно до 1920 года, когда с ней столкнулись маркиз Таунсхенд, бывший тогда ребенком, и один из его друзей.
В 1936 году леди Таунсхенд пригласила фотографа, Индру Шайра, чтобы сфотографировать внутреннее убранство Рейнхэм Холла. Шайра и его помощник г-н Прованд делали фотографии при вспышке магния; они снимали лестницу, когда Шайра увидел расплывчатый силуэт на ступенях. Он напоминал фигуру женщины, одетой в белое. Призрак начал спускаться по ступеням. Шайра взволнованно приказал Прованду снимать. Прованд не мог видеть привидения, но повернул камеру в направлении, указанном Шайрой. Прованд не поверил, что Шайра видел призрака, и побился об заклад в пять фунтов, что фотография не выявит белый силуэт. Однако он проиграл - "коричневая леди" появилась на фотографии в виде силуэта, облачение которого напоминало свадебное платье и вуаль. Эта фотография, опубликованная в журнале "Сельская жизнь" 1 декабря 1936 года, произвела сенсацию. Ее исследовали эксперты, однако они так и не смогли найти никаких признаков мошенничества.
Говорят, что "коричневая леди" появляется также в Хаугхтон Холле, в доме брата леди Дороти, построенном на месте старого родового гнезда, где Уолполы жили примерно 600 лет. Рассказывают, что несколько самых счастливых лет своей жизни леди Таунсхенд провела в Хаугхтоне. Согласно легенде, ее призрак явился принцу-регенту, когда тот спал в Государственной опочивальне. После этого он перебрался в другие, хотя и более скромные покои.