Константин беляев - биография, фотографии. Беляев константин николаевич Константин беляев о себе биография личная жизнь
Беляев Константин Николаевич (р. 23.11.1934 г.) - исполнитель, поэт и композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое поселение под Одессой в 1920-х годах). Мать - Надежда Александровна работала в совхозе, отец - Николай Захарович, погиб на фронте, есть младший брат Владимир, проживающий в Одессе.
В 1946 году Константина отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации ("миллион шестьсот сорок тысяч"), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956 г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным (учебный год уже начался), Беляев завербовался через МПС и поехал работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там преподавал в течение года английский язык в старших классах. После этого вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960 года и по распределению попал в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять песни.
В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков, Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал до ареста в 1983 году. В 1966-67 году Константин Николаевич познакомился с Юрой Мироновым и Давидом Шендеровичем, который организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе Аркадия Северного. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей Манхегов, который там работал. В эти же годы Беляев увлекся коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря Эренбурга, которые поет и по сей день. Основные записи концертов происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса Ерусланова), иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у Беляева дома. В Петербурге Беляев записался во время приезда на 20-ю годовщину со дня смерти Аркадия Северного, в апреле 2001 года у Сергея Ивановича Маклакова.
Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов "Кругом одни евреи". В 1970-х годах жил на улице Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В 1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел), срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой, следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы ("Матросская тишина", Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться. В 1996 году впервые записался на профессиональной студии "Рок-Академия", после чего в 1997 вышел первый официальный сольный диск "Озорной привет из застойных лет". За период с 1966 года по настоящее время выпустил эксклюзивом более ста альбомов и концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы, цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.
Умер Константин Николаевич Беляев 20 февраля 2009 года.
Видео Константина Беляева
Ненормативная лексика.
Беляев Константин Николаевич (р. 23.11.1934 г.) - исполнитель, поэт и композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое поселение под Одессой в 1920-х годах). Мать - Надежда Александровна работала в совхозе, отец - Николай Захарович, погиб на фронте, есть младший брат Владимир, проживающий в Одессе. В 1946 году Константина отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации ("миллион шестьсот сорок тысяч"), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956 г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным (учебный год уже начался), Беляев завербовался через МПС и поехал работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там преподавал в течение года английский язык в старших классах. После этого вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960 года и по распределению попал в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять песни.
В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков, Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал до ареста в 1983 году. В 1966-67 году Константин Николаевич познакомился с Юрой Мироновым и Давидом Шендеровичем, который организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе Аркадия Северного. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей Манхегов, который там работал. В эти же годы Беляев увлекся коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря Эренбурга, которые поет и по сей день. Основные записи концертов происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса Ерусланова), иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у Беляева дома. В Петербурге Беляев записался во время приезда на 20-ю годовщину со дня смерти Аркадия Северного, в апреле 2001 года у Сергея Ивановича Маклакова.
Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов "Кругом одни евреи". В 1970-х годах жил на улице Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В 1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел), срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой, следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы ("Матросская тишина", Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться. В 1996 году впервые записался на профессиональной студии "Рок-Академия", после чего в 1997 вышел первый официальный сольный диск "Озорной привет из застойных лет". За период с 1966 года по настоящее время выпустил эксклюзивом более ста альбомов и концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы, цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.
Женат третьим браком, проживал в Москве.
Беляев Константин Николаевич (23.11.1934 - 20.02.2009 гг) - исполнитель, поэт и композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое поселение под Одессой в 1920-х годах). Мать - Надежда Александровна работала в совхозе, отец - Николай Захарович, погиб на фронте, есть младший брат Владимир, проживающий в Одессе. В 1946 году Константина отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации («миллион шестьсот сорок тысяч»), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956 г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным (учебный год уже начался), Беляев завербовался через МПС и поехал работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там преподавал в течение года английский язык в старших классах. После этого вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960 года и по распределению попал в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять песни.
В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков, Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал до ареста в 1983 году. В 1966-67 году Константин Николаевич познакомился с Юрой Мироновым и Давидом Шендеровичем, который организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе Аркадия Северного. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей Манхегов, который там работал. В эти же годы Беляев увлекся коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря Эренбурга, которые поет и по сей день. Основные записи концертов происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса Ерусланова), иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у Беляева дома. В Петербурге Беляев записался во время приезда на 20-ю годовщину со дня смерти Аркадия Северного, в апреле 2001 года у Сергея Ивановича Маклакова.
Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов «Кругом одни евреи». В 1970-х годах жил на улице Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В 1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел), срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой, следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы («Матросская тишина», Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться. В 1996 году впервые записался на профессиональной студии «Рок-Академия», после чего в 1997 вышел первый официальный сольный диск «Озорной привет из застойных лет». За период с 1966 года по настоящее время выпустил эксклюзивом более ста альбомов и концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы, цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.
Константин Беляев - Легенды Русского Шансона
У Константина Николаевича Беляева, знаменитого автора и
исполнителя городского романса, хулиганских, озорных, блатных и многих
других песен, записано более 100 дисков. Его по праву можно назвать
живой историей, ведь творчество Константина Николаевича знакомо
практически каждому любителю шансона, особенно поколению 1970-х, с
детства. Его песни исполняло немало известных бардов, в том числе Игорь
Эренбург и Аркадий Северный, который, кстати, посвятил Беляеву куплет
одной из своих песен. А озорные «Куплеты про евреев» и «Таганку» слушали
и распевали советские подростки под гитару в каждом дворе.
Беляев Константин Николаевич (р. 23.11.1934 г.) - исполнитель, поэт и
композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое
поселение под Одессой в 1920-х годах). Мать - Надежда Александровна
работала в совхозе, отец - Николай Захарович, погиб на фронте, есть
младший брат Владимир, проживающий в Одессе. В 1946 году Константина
отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов
на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на
Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев
переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там
проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации («миллион
шестьсот сорок тысяч»), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956
г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным
(учебный год уже начался), Беляев завербовался через МПС и поехал
работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там
преподавал в течение года английский язык в старших классах.
В Киеве у Фреда Ревельсона. 17 августа 2000 года
Фото - Александр Мордюк
После этого
вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института
иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960
года и по распределению попал в международный отдел аэропорта
Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии
аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять
песни.
В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в
пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около
трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев
преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков,
Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал
до ареста в 1983 году. В 1966-67 году Константин Николаевич
познакомился с Юрой Мироновым и Давидом Шендеровичем, который
организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе
Аркадия Северного. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились
во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился
напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей
Манхегов, который там работал.
В эти же годы Беляев увлекся
коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось
более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с
поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей
Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми
начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря
Эренбурга, которые поет и по сей день. Основные записи концертов
происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса
Ерусланова), иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у
Беляева дома. В Петербурге Беляев записался во время приезда на 20-ю
годовщину со дня смерти Аркадия Северного, в апреле 2001 года у Сергея
Ивановича Маклакова.
Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов «Кругом
одни евреи». В 1970-х годах жил на улице Горького, два года снимал
квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В
1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел),
срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой,
следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы
(«Матросская тишина», Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и
Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем
в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для
детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно
активно начал записываться.
В 1996 году впервые записался на
профессиональной студии «Рок-Академия», после чего в 1997 вышел первый
официальный сольный диск «Озорной привет из застойных лет». За период с
1966 года по настоящее время выпустил эксклюзивом более ста альбомов и
концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых
катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы,
цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.
Голодное детство
- Константин Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своем детстве.
Во многих интервью я говорю, что родился в Одессе. На самом
деле это не так. Просто я считаю себя одесситом, поскольку в основном
мое становление шло в Одессе. А родился я в Вологодской области, в
Чёбсаре, куда были сосланы мои родители в 1920-х годах. Отец работал в
совхозе конюхом, мама - полевой рабочей. Воспоминаний о детстве много.
Был тогда у меня закадычный друг Гена, и каждую зиму мы с ним любили
кататься на коньках по пруду. Правда, у каждого было только по одному
коньку. Докатались до того, что, в конце концов, во втором классе нас
оставили на второй год. Во время войны мать работала на лесоповале, отец
погиб на фронте, и мы с братом были предоставлены сами себе. Времена
были очень голодные, и летом мне приходилось пасти коз в лесу. А весной
мы шли в поле, собирали гнилую картошку, и мама делала нам из нее
лепешки.
10 класс (1952 год).
Брат Володя, мама Надежда Александровна, Константин.
Те же, но раньше. 1949 год
В 1944 году мы переехали к бабушке под Одессу. А потом меня
отдали в интернат. Впервые я столкнулся с такой строгой дисциплиной:
домой отпускали только по воскресеньям, если за всю неделю не получил ни
одной тройки, ходили только строем и, конечно же, постоянно голодали.
Там я уже начал петь, у меня даже была своя мандолина.
Жизнь в Казахстане
- А после интерната?
В 1953 году я поехал в Москву и сразу поступил в Военный
институт иностранных языков. Знания, полученные мной в те годы, очень
пригодились в будущем. После хрущевского сокращения Вооруженных сил я, с
неоконченным высшим, завербовался учителем английского языка в
Казахстан. Так получилось, что мои ученики были всего на два года младше
меня. С казахами я намучился, конечно. Они и по-русски-то говорить
толком не могли. Кроме того, когда входишь в казахский класс - ощущаешь
необыкновенную вонь немытых годами тел. Этот жуткий запах навсегда
остался в моей памяти.
Станция Отар, 1956 год
- Долго преподавали?
Год. У меня в Казахстане была даже любимая девушка-медсестра.
Она была очень красивая, и местные ребята хотели меня за нее побить. Но я
их убедил, решил вопрос дипломатическим путем. Да многие в меня девушки
влюблялись. А потом я вернулся в Москву и поступил в Институт
иностранных языков имени Мориса Тореза.
Первая песня
- Какие у вас воспоминания о тех годах?
Жил в общежитии, участвовал, конечно, в самодеятельности. Помню
такой эпизод. Готовлю я на кухне макароны по-флотски, а меня ребята к
телефону срочно вызывают. Я бегом туда, а на проходной мне отвечают, что
никаких звонков нет. Возвращаюсь на кухню, а «добрые» студенты доедают
мои макароны. Именно в те годы я начал записывать свои песни на
магнитофонные ленты. Мы пели и много песен советских композиторов.
- Когда была написана ваша первая песня?
В 1960 году меня распределили в международный аэропорт в
Шереметьево. Там я взялся за гитару, начал сочинять. Первая моя песня
«Не могу я без тебя, не могу», конечно же, она посвящалась девушке.
Многоженец
- Сразу видно, что вы пользовались большим успехом у женщин. А сколько раз вы были женаты?
Сейчас я живу с третьей супругой.
- Что случилось с предыдущими?
Первая мне просто надоела через три года: вечная
неустроенность, съемные квартиры, она сама (смеется). А вторая, Людмила,
была жутко ревнивая: порвала все фотки моих бывших подружек, устраивала
кучу истерик. Кстати, потом ее за паршивый нрав и убили. А убил муж
родной сестры. Она добивалась развода, а когда мужчина это узнал, пришел
к Людмиле, убил и засунул ее голову в унитаз. За что был признан
психически ненормальным и направлен на принудительное лечение.
Не зная нот
- А серьезно музыкой когда вы стали заниматься?
Серьезно я никогда не занимался. Я до сих пор не знаю нот, хотя
элементарно сыграю вам любую мелодию. После 1960-х годов я начал
записываться на студии в Доме науки и техники на Волхонке. В 1970-х
годах пелось все: и свое и чужое. Как-то этому не придавали значения,
понятие об авторских правах в принципе отсутствовало. Так все и пошло.
- А как песни-то сочинялись?
Ну, например, в 1970 году я отдыхал в Одессе, как раз там была
холера. Мне пришлось проходить обсервацию, и родилась вот такая песенка:
На Дерибасовской случилася холера,
Ее схватила одна б… ть от кавалера.
Пусть Бога нет, но Бог накажет эту бабу,
Что в подворотне где-то выдала арабу.
- А знаменитым когда себя почувствовали?
Я часто ездил к своим племянникам. Ну вот как-то в поездке иду
на толчок и вдруг слышу магнитофонную запись с моим голосом. Я подхожу к
пацану, хозяину магнитофона, и говорю ему: «Слушай, а чего это ты
крутишь мои песни?» Он отвечает: «Как это твои?» Я представился и даже
показал ему паспорт. Мы познакомились и очень подружились.
- А с Аркадием Северным вы не сотрудничали?
Нет, я был с ним знаком. Он был в Москве всего лишь два раза.
- Но песни-то ваши он пел?
Да, конечно. Много пел моего, в том числе и куплеты про евреев.
Как-то по радио услышал в исполнении Аркадия темы, похожие ну до
нюансика на мои.
- Так это же плагиат?
Ну естественно, все содрал, от и до.
- А Северный каким был человеком?
Внешне тощеньким, невысоким, но самое главное, он поражал своим
голосом. Казалось, что поет могучий детина. Когда мы с ним с ним
столкнулись на концерте в Москве в 1980 году (в апреле 1980-го он умер),
я ему сказал: «Я Костя Беляев. Ты ж сам про меня даже песни сочинил,
точно не помню слов, но что-то там: А на Крещатике поет Беляев Костя, он
под гитарку что-то там наигрывает. Но Костю так заносит, что уши
вянут». Мы тогда с ним посмеялись по этому поводу.
1988 год
Арест
- Константин Николаевич, у вас тогда была огромная коллекция дисков?
Да, я ведь работал не только преподавателем, но и давал частные
уроки, поэтому мог себе позволить покупать записи известных
исполнителей. У меня была коллекция около 850 дисков.
- А что с вами произошло в 1983 году?
Можно сказать, мне пришлось расплатиться за свои песни и за
свою деятельность. Помню, как в квартиру позвонили, на пороге стоит
капитан ОБХСС: «Какая у вас коллекция! И аппаратура шикарная!
Одевайтесь-ка и поехали с нами». Меня отвезли на допрос. Впаяли 162-ю
статью (незаконный промысел) и осудили на 4 года. Срок отбывал в колонии
ленного режима в Устюжне под Вологдой. Пока длилось следствие, я сменил
четыре тюрьмы («Матросская тишина», Бутырка, Краснопресненская
пересыльная и Вологодская тюрьма).
Кроме того, что осудили на полную
катушку, еще и конфисковали все имущество! В этих тюрьмах я и потерял
свое здоровье, очень похудел, нажил инвалидность. На зоне я работал
стропальщиком на заводе ЖБИ и, конечно же, не переставал заниматься
самодеятельностью, играл на гитаре и пел. Через два года меня перевели
на «химию» в Вологду. Режим там был, конечно, не такой строгий, как на
зоне. И можно было гулять по улицам, там, кстати, я и я комился со своей
нынешней супругой.
Фото - Александр Морозов
- Вы освободились в 1987-м?
Да, вернулся в Москву, перебивался, как мог, потом работал
ночным сторожем, воспитателем в интернате. Но воля к жизни кипела
всегда, поэтому я занялся бизнесом, пять лет продавал
аудиовидеоаппаратуру, все шло достаточно успешно.