Конспекты по грамматическому строю речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития речи
Подготовила учитель - логопед
Смирнова Елена Александровна
МБДОУ "Детский сад № 145" город Дзержинск
Цель: Систематизировать знания о транспорте.
Образовательные задачи :
- Закрепить знания детей о транспорте;
- Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;
- Упражнять в подборе прилагательных к существительным;
- Учить образовывать приставочные глаголы;
- Учить составлять из слов предложения;
- Обогащать и активизировать словарь по теме;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать общую и мелкую моторику рук.
- Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
- Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
- Способствовать развитию ориентировки в пространстве.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к развивающим играм.
- Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.
- Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.
Материалы:
- Игрушки: 2 мотоцикла, 2 машины, 2 самолёта, 2 вертолёта, 2 катера, 2 поезда.
- Мольберт.
- Рисунок с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.
- Маленькая плоскостная машина.
- Лото «Транспорт» с карточками на липучках.
Пропедевтическая работа, связь с другими видами деятельности:
- Беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами.
- Знакомство со стихами о транспорте.
- Отгадывание и заучивание загадок о транспорте.
- Беседы о правилах поведения на дорогах города.
- Аппликация и рисование по теме транспорт.
- Экскурсия к перекрёстку.
- Рассматривание иллюстраций с транспортом.
Ход занятия
Организационный момент:
Сядет на место тот, кто стоит перед Катей, за Данилой, справа от Валеры, слева от Андрея и т.д.
Дети по очереди садятся на свои места.
Основная часть:
Ребята, вы любите путешествовать?
Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Если дети затрудняются вспомнить какой-либо вид транспорта, задаются наводящие вопросы.
На чем мы будем путешествовать по реке, морю?
Как нам добраться до страны, которая находится очень далеко?
Правильно, на всём этом транспорте можно путешествовать, ездить отдыхать, быстро передвигаться из одного места в другое.
А, вы знаете, что все виды транспорта делятся на четыре группы:
- Наземный,
- Подземный,
- Водный,
- Воздушный.
Одновременно с называнием, выставляются карточки из серии «Лото - транспорт».
Ребята, как вы думаете, почему они именно так называются?
Рассуждения детей.
Правильно. Наземный транспорт, тот, что ездит по земле; подземный - под землёй; водный - ходит по воде; воздушный - по воздуху.
А теперь давайте поиграем в «Лото».
Игра «Лото - транспорт»
По очереди подходите, берите карточки и ставьте их на соответствующее поле.
Дети по очереди подходят к столу у доски, берут любую карточку и располагают её на соответствующем поле.
Объясняют свой выбор.
Молодцы. Все карточки расставлены правильно. А теперь я буду убирать по одной карточке, а вы называйте, чего не стало.
Игра «Назови, чего не стало»
Мы с вами хорошо играли, а теперь пора отдохнуть. Я вам предлагаю отправиться в путешествие на автобусе.
Физкультминутка «Автобус»
Мы в автобус дружно сели, Садятся на корточки
И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.
Наш шофер педаль нажал - Правой ногой нажимают.
И автобус побежал. Разбегаются по группе.
Стихотворение читается ещё раз.
При повторном чтении дети бегут к стульчикам.
Ребята пока мы с вами отдыхали, на наших столах появились игрушки различного транспорта. (На стол каждого ребёнка во время физкультурной минутки ставится игрушка любого вида транспорта)
Назовите ваш транспорт и расскажите, какой он?
Игра: «Назови какой, какая?»
Дети отвечают, используя как можно больше прилагательных.
Молодцы! Теперь я всё знаю о вашем транспорте. А сейчас мне бы хотелось проверить вашу внимательность. Давайте поиграем в игру «Четвертый - лишний».
Автобус, трамвай, самолет, автомобиль.
Катер, лодка, мотоцикл, пароход.
Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.
Вы правильно отвечали, и я вам покажу сейчас свой сюрприз.
На мольберт выставляется карта с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.
У меня есть маленькая машинка, которая любит ездить по этому городу.
Хотите вместе с ней прокатиться?
Помогайте мне, я буду показывать, а вы рассказывайте.
- Машина из гаража... (выезжает)
- Вокруг гаража... (объезжает)
- Машина с моста... (съезжает)
- Машина перекрёсток... (переезжает)
- Машина от стоянки... (отъезжает)
- Машина в гараж... (въезжает)
А теперь пора поиграть нашим пальчикам.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Различный транспорт перевозит Дети поочерёдно соединять все пальчики с большим пальцем.
Людей и грузы каждый час
По городам и в деревнях,
И под землёй, и на морях,
В пустыне, даже в небесах.
- Ребята, я приготовила для вас различные предложения, но слова в них перепутались. Поможете мне разобраться?
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ПО ТЕМЕ “ИГРУШКИ”
Составил:
воспитатель I квалификационной категории
Скоробогатова Марина Анатольевна
Задачи. Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сде¬лана?)»; в формировании сложноподчиненного предложения с проти¬вительным союзом «а»; в согласовании существительного с прилагательным (“Расскажи об игрушке”), существительного с личным местоимением (“Мой, моя, мое”); упражнять детей в употреблении пространственных предлогов, в употреблении существительных в родительном падеже. Развивать внимание, речевую активность. Воспитание бережного отношения к окружающим людям, игрушкам.
Материал. Игрушки из разных материалов; картинки с изображением играющих детей (к игре “Что нарисовано на картинке?”); набор картинок в коробке или конверте с изображением игрушек (к игре “Мой, моя, мое”); игрушка медведя, стул, ведерко, коробка с мелкими игрушками (для истории об игрушках), небольшая ширма (к игре “Чего не стало?”); картинки с изображением сломанных игрушек (к игре “Чего не хватает?”).
Ход занятия.
Дети стоят на ковре.
- Здравствуйте, дети. Как вы думаете, что такое “здравствуйте”? (Индивидуальные ответы детей). Это слово обозначает пожелание здоровья другому человеку. Давайте пожелаем здоровья друг другу. (Дети по кругу здороваются с соседом, называя его по имени. Хором здороваются с гостями).
Каждое утро вы приходите в детский сад. Нравится ли вам наш садик? Нравится ли вам наша группа? Что особенно нравится вам в нашей группе? (Индивидуальные ответы детей). Действительно, у нас много разных интересных игр и игрушек.
Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки.
- Посмотрите, какие игрушки сегодня у нас в гостях. Все они разные, непохожие друг на друга. Они разного размера, разного цвета, сделаны из разных материалов. С ними можно играть в разные игры. Давайте рассмотрим их повнимательней.
Игра “Из чего сделано?”
Индивидуальные ответы детей.
- Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная).
Черепаха из стекла - … (стеклянная)
Мяч из резины - … (резиновый)
Барабан из железа - … (железный)
Лошадка из глины - … (глиняная)
Ведро из пластмассы - … (пластмассовое)
Мишка из плюша - … (плюшевый)
Самолет из бумаги - … (бумажный)
Кукла из пластилина - … (пластилиновая)
Кольцо из проволоки - … (проволочное)
Давайте сравним эти игрушки.
(Индивидуальные ответы детей)
Мяч резиновый, а матрешка деревянная.
Ведро пластмассовое, а самолет бумажный. И т.д.
“Расскажи об игрушке”
(Все дети.)
- Давайте подробней рассмотрим некоторые из этих игрушек.
Это мяч. Скажите, какой он? (круглый, красный, резиновый, упругий…). Как с ним можно играть? (Отбивать, подбрасывать, ловить, катать, пинать…)
Это ведро. Какое оно? (Розовое, пластмассовое, большое, легкое, красивое…). Как с ним можно играть? (Набирать в него песок и строить дома, или набирать воду и поливать цветы, или что-нибудь переносить…).
Это самолет. Какой он? (Легкий, бумажный, легко рвется, может помяться…). Как с ней можно играть? (запускать в воздух, устраивать соревнования, чей самолет дальше улетит.)
Игрушки разные и играть в них можно по-разному.
“Что нарисовано на картинке?”
- У каждого из вас есть картинка. Расскажите, кто на ней нарисован и что он делает.
(Девочка прыгает через скакалку. Мальчик играет с юлой. Девочка строит пирамидку…)
Физминутка.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже... А потом...
Марш на месте не спеша.
Дети. Ох, зарядка хороша.
Дети переходят на ковер.
Игра “Мой, моя, мое”
- Девочка Таня из соседней группы решила подарить вам свои игрушки (на карточках). Чьи это игрушки? (Танины). Таня подарила мне барабан. Это теперь мой барабан. Настя, что тебе подарила Таня? (Индивидуальные ответы детей)
А теперь я расскажу вам одну историю. Знаете ли вы, что когда вечером все дети уходят из детского сада домой, игрушки оживают и начинают играть. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай из игрушечной посуды, угощаются игрушечными пряниками и печеньем и делятся последними новостями: кто с ними играл, какие интересные игры придумывали с ними ребятишки,
И вот однажды игрушки решили поиграть в прятки. Водящим выбрали Мишку. Он отвернулся к стене и честно стал считать до 10. Хитрые игрушки решили спрятаться все в одну коробку, которая стояла… (около стула).
Закончив считать, Мишка отправился искать. Сначала он заглянул … (за коробку), затем …(под стул), затем забрался… (на стул), на котором стояло ведро. Он заглянул …(в ведро), не удержался и свалился в него, такой неуклюжий! Он вылез … (из ведра), спрыгнул …(со стула на пол), оглянулся по сторонам, обошел… (вокруг стула), залез … (на коробку), уселся на ней и задумался: “Где же они спрятались?” В это время в коробке кто-то из игрушек тоненько чихнул. От неожиданности Мишка свалился … (с коробки), но тут же заглянул в нее. Так и нашел своих друзей!
Игра “Чего не стало?”
- Я предлагаю вам поиграть в игру с разными игрушками, которые спрятались в коробке. Вот они (достать 5-6игрушек). Они хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите на них внимательно, запомните их (5-8 сек). (закрыть игрушки маленькой ширмой, одну убрать обратно в коробку, остальные переставить. Убрать ширму.) Скажите, чего не стало? (3-4 раза).
Но иногда игрушки жалуются друг другу: кому что сломали, порвали, испортили…
Игра “Чего не хватает?”
У каждого ребенка карточка с изображением сломанной игрушки.
- А теперь внимательно рассмотрите ваши картинки. На них изображены игрушки, которые сломали малыши. Скажите, чего-то не хватает каждой из этих игрушек (Индивидуальные ответы детей).
- Мы с вами знаем, что с игрушками надо обращаться бережно, не ломать их. Вы знаете стихотворение “Берегите игрушки”. Давайте вспомним его.
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные
Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.
Закреплять обобщающие понятия.
Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.
Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.
Коррекционно-развивающие
Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.
Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные
Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Воспитывать интерес к занятию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.
Тема: «Фрукты»
Разработчик Корепова Ольга Александровна,
Воспитатель ГБОУ №297
Пушкинского района
Г. Санкт-Петербурга
Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные
Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.
Закреплять обобщающие понятия.
Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.
Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.
Коррекционно-развивающие
Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.
Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные
Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,
Конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.
Основная часть:
Д/ и «Посмотри и назови»
Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).
Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.
Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).
А где растут фрукты? (На деревьях)
Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)
- Где растут фруктовые деревья? (В саду)
Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)
Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.
Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»
Раздаются картинки.
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).
Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная
(груша).
- Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный
(апельсин).
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный
(лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный
(банан).
Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.
Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.
Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.
Д/ и «Приготовим сок»
Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.
А если сок приготовить груши? (Грушевый).
Сок из персика? (Персиковый)
Сок из апельсина? (Апельсиновый)
Сок из лимона? (Лимонный)
Сок из банана? (Банановый)
Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.
Физминутка
Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.
Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!
А теперь получаем ещё один конверт четвертый.
Д/и «Один - много»
(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)
Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)
груша– груши – не стало груши, груш
персик - персики – не стало персика, персиков
апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов
лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов
банан – бананы – не стало банана, бананов.
Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.
Д/и «Сосчитай-ка»
(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)
Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
А теперь вы!
Одна груша, две груши, … , пять груш
Один персик, два персика, … , пять персиков
Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов
Один лимон, два лимона, … , пять лимонов
Один банан, два банана, … , пять бананов.
Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.
Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.
Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).
Рефлексия:
Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?
Литература
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
- Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
- Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
- Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
- Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
- Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
- Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.
Кучина Галия Завдатовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБОУ "Ясногорская СОШ"
Населённый пункт:
Поселок Ясногорский Кемеровский район
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе
Дата публикации:
05.07.2017
Раздел:
дошкольное образование
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в
подготовительной группе
Воспитатель Кучина Г.З.
Тема: Учим Чиполино грамоте.
Программное содержание: включить детей в работу занятия, способствовать
созданию положительного настроя, раскрепощение детей, проявлению своего
«Я», способствовать формированию грамматического строя речи, связному и
чистому высказыванию, развитию воображения и творческой фантазии,
развивать словотворчество, закрепить умения:
1. Употреблять в речи предлоги: на, под, с, за, у и т. д.
2. Употребление уменьшительно-ласкательной формы.
3. Согласовывать количественные числительные 1, 2, 4 в именительном и
винительном падежах существительных.
4. Совершенствовать навыки словообразования.
Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в
предложение.
5. Использовать слова-антонимы. Учить подбирать к предмету
как можно большее количество определений. Включать слова-признаки.
Расширить и активизировать словарь детей.
Оборудование:
Игрушка Чиполино,
Два сундука с предметами: яблоко, апельсин, 8 конвертов с разрезанными
картинками животных, 2 листа с силуэтами животных, по 2 платочка на
Ход занятия:
1. - Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове,
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
Щеки, нос и две ноздри.
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой.
Чем мы видим?
Чем мы слышим?
Чем мы топаем?
Чем мы хлопаем?
Что мы надуваем?
Что мы хмурим?
Что у нас по одному?
Сколько у двух человек?
Что по два у человека?
Сколько у двух?
2. Пальчиковая гимнастика.
Возьмите по два платочка в руки.
Что вы взяли?
По сколько платочков у вас в руках? Сколько у двух? У всех?
Почему мы называем это платочком? А большой – платок?
3. Дидактическое упражнение «Большой и маленький».
Задание: образуйте новое слово, чтобы в нем появился звук – ч – .
Кольцо –
Карман –
А теперь соберите платочки в кулачки.
Что вы сделали с платочками? Какими они стали?
(мятые, скомканные, неопрятные, некрасивые, сморщенные, неприятные,
Чем можно разгладить?
4. – К нам в гости пришел Чиполино. Он принес нам конверты и
спрятал их в группе. Хотите узнать, что он принес? Найдите конверты в
группе и расскажите мне, где вы их нашли. (на столе, под столом, за
ширмой, на стуле и т. д.)
Чиполино не смог их собрать, давайте ему поможем. Кого же
пригласил к нам в гости Чиполино? (животных диких и домашних)
Расскажите о своем животном.
Где он живет?
Чем питается?
Чем защищается?
Какую пользу приносит?
Кто его детеныши?
(рассказы детей)
5. – А теперь поиграем за столами. Мне нужно две команды.
Дикие Домашние
Чиполино принес письмо из страны Выдумляндия с портретами
невиданных зверей.
(на картинке скомбинированы части тела различных животных:
слоновий хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная
грива, заячьи уши и т. д.)
Чьи части тела вы узнали?
6. Игра «Доскажи словечко»
Ворона каркает, а сорока…………
Сова летает, а кролик…………….
Рыба плавает, а змея………………
Петух кукарекает, а курица……………
У коровы теленок, а у лошади……..
Белка живет в дупле, а медведь………….
У бегемота рог, а у слона………………….
Собака лает, а свинья………………..
7. Игра «Назови одним словом»
Назови одним словом.
Стол из дерева –
Кувшин из глины –
Плащ из кожи –
Суп из курицы –
Ваза из хрусталя –
Дом из соломы –
8. «Скажи наоборот»
Далеко –
Высоко –
Глубоко –
Улетать –
Грустно –
Упасть –
9. «Конкурс эрудитов»
1. Кого больше зайцев или заячьих хвостов?
2. Чего больше петушиных гребешков или петухов?
3. Чьих лап больше – куриных или кошачьих?
4. Слоновьих ушей или слонов?
10. «Угадай, что у нас»
Чиполино принес 2 волшебных сундучка.
Сундучок, сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок.
(как можно попросить сундучок, чтобы узнать что в нем – открыть,
отворить, распахнуть)
Дети получают сундучок, узнают, что в нем и загадывают другой
(рассказ – описание)
Чиполино.
У меня тоже есть сюрприз, угадайте, 1 звук – л
Последний – к, всего 3 звука (лук)
НОД в подготовительной к школе группе по речевому развитию
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»
Тема: «Здравствуй, Красавица Весна!»
Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, закреплять умение образно рассказывать о природе весной.
Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной.
Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
Совершенствовать речевой слух, внимание.
Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги.
Воспитательные:
Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме, тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.
1. Организационный момент.
Этюд «Доброе утро»
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.
Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе»
- Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.
2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо»
- Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
- Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- Вот и к нам пришла весна.
Светлее небо, тает снег
Мы расскажем с вами о весне,
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
- После какого времени года и перед каким наступает весна?
3. Весенняя сказка.
Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.
Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)
Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала: «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»
- Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).
- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? Почему вы так думаете?
- Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?
4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»
- Солнце самый главный помощник весны. Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.
- Какое солнышко?
- Что оно делает?
5. Дидактическая игра «Сравни и назови».
Солнце желтое, как
Солнце круглое, как
Солнце ласковое, как
Солнце веселое, как
Солнце теплое, как
Солнце яркое, как
- Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит» тихо, громко, радостно.
- Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.
А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто знает?
- Как в народе называют этот месяц? Почему?
6. Дидактическая игра «Будь осторожен»
- Прислушайтесь, что это за звук?
Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной)
7. Рассказы о весне.
Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:
белые - мнемотаблицы – рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,
голубые (для детей со средним уровнем) – составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне,
синие (для детей с высоким уровнем - читающих) – составление пословиц о весне из отдельных слов.
Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.
Послушайте еще одну загадку:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И подснежник вдруг проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
- Как называют этот месяц в народе?
8. Физминутка «Цветы»
Как только растает снег, распускаются цветы.
Выходите на полянку.
Выпрямите спинки,
Протяните мне ладошки.
Будем цветы называть
И ладошками играть.
Кого ладошкой коснусь,
Тот называет цветок.
- Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
- Ты какой цветок?
- Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.
Сначала опустили головки,
Потом листочки.
А потом согнулся весь стебелек
До самой земли.
Вдруг закапал дождь,
И цветочки начали оживать.
Подул ветерок,
Зашумели стебельки.
Затих ветерок.
- Раз, два, три! Стали вы опять детьми.
- Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»
А ручеек наш шумит и бежит дальше, а вы послушайте еще одну загадку:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Птицы стаями летят,
Гром грохочет, угадай,
Какой это месяц? Как его называют в народе?
9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
- Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?
- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
- Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.
- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
- Наступила весна, потому что
проснулся медведь.
10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Много красивых слов сказано о весне, художниками написано много картин.
Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано
Где картина, где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?
Посмотрим на нее внимательно.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
- Эту картину природы и запечатлел художник.
11. Беседа по картине «Грачи прилетели»
- Как художник показал приближение весны?
- Всмотритесь в небо. Какое оно?
- Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
- Каким вы видите снег?
- Расскажите о березках.
- Что вы видите вдали?
- Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?
Закройте глаза и представьте себе, что вы там.
12. Изготовление бумажного кораблика - оригами
- Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.
13. Рефлексия
- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?
Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.