Конспект занятия звуки д дь. Конспект НОД " Звуки Д, Дь, буква Д" план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В – Б
Дроворубы рубили дубы.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананызабавной обезьяне.
У Бори винт, у Вити бинт.
В-Ф
Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.
Б - П
У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.
Бык тупогуб, тупогубенькийбык, у быка бела губа тупа.
По бревну бобры бредут.
Рыбы в проруби пруд пруди.
Боронила борона по боронованному полю.
На пеньке опять пять опят, у пенька опять пять ребят. Опять пять опят у пяти ребят.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Т – Ть
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.
Тать у татя украл утят.
Тать Тит татю Титу тятя.
От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.
Небогатый Филат, чем богат, тем и рад.
Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.
Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шёл через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, утопил пять лопат.
Д – Дь
Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Дарья дарит Дине дыни.
Д –Т
Дед Додон дудит в дуду.
Дума думу думает.
Дятел и дуб продалбливает.
Потеряна дитя Тетерина.
В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу». Прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.
Летели лебеди с лебедятами.
К – Т
Токарь в коротайке окоротал таратайку.
Турка курит трубку. Курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку!
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У Кондрата куртка коротковата.
Во поле затопали кони.
Никто Тане не ткёт ткани.
Кто ткёт ткани на платок Тане?
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Ткём ткани на платок Тане, и на платье Тане ткём ткани.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
П – К
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?
Никак колпак не переколпаковать, не перевыколпаковать.
Под потолком-полком полколпака гороху.
Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про крупу да про подкрупки.
Наш Полкан попал в капкан.
Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
Купила бы я, накупила, да купило притупило.
Пришел Прокоп - кипит укроп,
ушел Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.
Полкан толкал палку лапкой.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Г – К
Клади в угол уголь.
У ёлки иголки колки.
Ловки голавликлали головы на головни.
Пекарь Пётр пёк пироги.
Галка кротка, да палка коротка.
Курьера курьер обгоняет вкарьер,
На горе, на горке горько ревёт Егорка.
На иве - галка, на берегу - галька.
Шакал шагал, шакал скакал.
Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу:
"Грабь граблями гравий, краб".
К- Г- X
Хиханьки да хаханьки - доходы махоньки.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
У сыра дуба, у суха сука - белошерста сука.
Елена Наследова
Конспект НОД звуки [Д] - [Д’]. Буква «Д»
ЗВУКИ [Д] - [Д’] . БУКВА Д
Цели :
Коррекционно-образовательные :
Уточнить произношение звуков [Д] - [Дь] ;
Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Обучать звуковому анализу слов ;
Коррекционно-развивающие :
Развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
Развитие мелкой моторики рук, дикции.
Коррекционно-воспитательные :
Аккуратность.
Оборудование : предметные картинки, индивидуальные схемы, тетради, ручки,
Х о д з а н я т и я
I. Орг. Момент
Пальчиковая гимнастика :
«Наши пальцы»
Пальцы встали дружно в ряд : Десять крепеньких ребят. Эти два - всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы - два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти-безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5. Постучать язычком за верхними зубами д-д-д-д Упражнения : «Лошадки» , «Моляр» , «Качели» .
2. Знакомство со звуками [Д] - [Дь]
На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый.
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит
Послушайте, как звучит дятел : д-д-д-д - дь-дь-дь-дь
Какой фишкой мы обозначим каждый звук ?
Дети : Звук [Д]-согласный , твердый, звонкий, обозначаем синий фишкой;
Звук [Дь]-согласный , мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой
3. Фонематическое восприятие
Повторите : Дятел дерево долбил,
всех он стуком разбудил.
Дед Данила делил дыню :
дольку – Диме, дольку – Дине.
4. Дифференциация звуков [Д] , [Дь]
Игра «Сигнальщики» .
Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д] , [дь].
Синюю фишку поднимаем, когда слышим [д], а зеленую когда слышим звук [дь]
Слова :
дуб долбит
дерево сидит
дятел доктор
дупло разбудил
Выделение звуков [д] , [дь] из состава слова.
Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, На полянку тихо сели и решили поиграть : Слова со звуками [д] , [дь] назвать.
Синий дракон называл слова со звуком [д] .
Зеленый дракон называл слова со звуком [дь] .
Помогите драконам подобрать слова к схемам.
5. Звуковой анализ
Дятел отстучал нам стих, но в конце его притих.
Ну-ка, дятлу помогите – в стихе слово доскажите.
Вот папа гриб, а сын – грибок.
Вот папа – дуб, а сын - (дубок) .
Составьте схему слова «дубок»
III. Ф и з м и н у т к а
Только в лес мы зашли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки за голову кладем и вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста – выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и в гнездо его кладём
IV Закрепление
1. Знакомство с буквами Д .
На что похожа буква «Д» ?
Из каких элементов составлена буква «Д» ?
Сколько элементов?
Прочитайте букву . Посмотрите, как можно изобразить букву «Д» с помощью пальцев рук. Постройте и вы также.
Печатание буквы «Д» , «д» в тетради.
Скороговорки : «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба» . «Дарья дарит Дине дыни» . «До города дорога в гору, от города с горы» .
Оценивается деятельность детей.
Список используемой литературы :
1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. -М.: «Мозаика –Синтез» , 2006.-96с.
2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий) .- М.: «Гном» 2001г., 79с
Тема: Звуки [д] и [д"]. Буква Дд.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"]. Формирование умений различать звуки [д] и [д"]. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.
Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).
Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют мышцы рук.)
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».
3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"].
Логопед показывает картинку большого дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д] легко произнесем.
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
Логопед показывает картинку маленького дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д"] легко произнесем.
(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д"] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.
- Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д"].)
Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д"]. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.
Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.
5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.
6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)
Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)
Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)
С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)
В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)
7. Игра «Доскажи словечко».
Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).
Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].
Мою подругу зовут …(Даша).
Машина едет по …(дороге).
Из трубы идет…(дым).
У белки теплое … (дупло).
Папа построил …(дом).
Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.
8. Игра с мячом «Все на букву Д».
Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
9. Работа с буквой Д.
Логопед. На что похожа буква Д?
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.
Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д"] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).
Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
11. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.
Дифференциация звуков Д – ДЬ
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.
1. Повтори слоги.
Да-дя | Ды-ди | Ду-дю | До-дё |
Дя-да | Ди-ды | Дю-ду | Дё-до |
Дя-да-дя | Ди-ды-ди | Дю-ду-дю | Дё-до-дё |
Да-дя-да | Ды-ди-ды | Ды-ди-ды | До-дё-до |
2. Повтори слова.
3. Повтори предложения.
Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.
2. Учить вслушиваться в шепот.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.
5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.
6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.
7. Учить анализировать слова: дом, Дима.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).
Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).
Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.
Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез. (Дым)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:
Губки свободны;
Зубки сближены, но не сомкнуты;
Язычок стучит кончиком за верхними зубками;
Горлышко «работает».
Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4 . Фонетическое упражнение.
Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:
а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:
да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;
ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
Задание 8 . Работа с картинками:
из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];
четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],
выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;
четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.
Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).
Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),
дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).
Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?
Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...
Задание 12 . Выучить чисто говорки:
Да-да-да — у меня вода.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ду-ду-ду — за водой пойду.
Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].
Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...
Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:
дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.
Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.
Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.
Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;
ДИ: -во, -ма, -на...
Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...
Назвать первый звук в именах детей:
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].
Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).
Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.
Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Кто приходит,
Кто уходит, —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
К вечеру умирает,
Поутру оживает. (День)
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Задание 22 . Знакомство с буквой Д.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Д?
Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):
На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».
Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».
Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем
Игры с буквой.
Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.
Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.