Конспект занятия зимовье зверей в подготовительной группе. Конспект занятия в старшей группе на тему: Зимовье зверей
Тема: «Зимовье зверей».
Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы с вами были в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?
Зимний лес. Волшебница-зима постаралась украсить его на славу.
Четыре художника (отрывок)
Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу подними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
(Г. Скребицкий)
Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.
Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.
Воспитатель выкладывает на ковролине следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т.д., предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.
Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам.
- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».
Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев... За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его... Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону... Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел.
Дети играют в подвижную игру «Найди зайца». Они делятся по парам: один ребенок - заяц, другой - охотник. «Заяц» прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник» пытается повторить траекторию.
А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.
Воспитатель предлагает детям приложить на ковролине зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика - около сугроба, белочку - на ствол сосны и т.д.
Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
Беличья память
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.
Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)
Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.
Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.
Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустарников и деревьев.
А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)
Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие — воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказывал:
У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь - показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?
Воспитатель предлагает детям иллюстрацию.
Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты и др.)
Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам - желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и доживут до весны «братья наши меньшие».
Людмила Васильченко
Проект «Зимовье зверей» в старшей разновозрастной группе
Проект «Зимовье зверей »
Старшая разновозрастная группа
Воспитатель : Васильченко Л. В.
1. Актуальность темы.
2 Проблема.
3. Цель и задачи проекта .
4. Цель, поставленная перед детьми.
5. Этапы работы.
7. Заключение.
8. Список литературы
9. Приложение
Тема проекта : «Зимовье зверей »
Тип проекта : информационно – творческий
Участники проекта : Дети старшей и подготовительной группы .
Воспитатели
Родители воспитанников.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки : с 8.01.2017 по 12.01.2017г
Актуальность темы :
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
После проведения беседы с детьми были сделаны следующие выводы :
1. Дети затрудняются в определении, какие из животных готовятся к зиме, а какие нет.
2. Возникают трудности при классификации диких и домашних животных.
3. Дети затрудняются в определении понятия «звери » .
Также был сделан вывод о необходимости работы над связной речью детей с помощью составления загадок.
Цель проекта . развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой ) ».
Задачи :
Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу .
Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами.
Учить детей делать небольшие сообщения по теме. Развивать познавательный интерес.
Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Предполагаемый результат :
1) У дошкольников будут сформированы знания о диких животных лесов России; умения узнавать по зверей описанию , составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему; расширятся знания о среде обитания, о приносимой пользе диких животных; об участии людей в жизни диких животных.
2) Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
3) Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
Этапы проекта :
1этап : Подготовительный.
Беседа с детьми : «Какие животные готовятся к зиме»
Рассматривание альбома «Дикие животные» , «Домашние животные» .
Составление плана проекта
2этап : Основной.
1. Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная область «Познавательное развитие» .
Беседы : «С чем нельзя ходить в лес» , «Что мы знаем о животных» , «Что такое красная книга» , «Как и чем питаются животные» , «Как живут звери зимой в лесу ?» .
Решение проблемной ситуации
«Что было бы, если лесные жители оказались в городе?» , «Если бы не было диких животных» .
Образовательная область «Коммуникация» :
Развитие речи :
Составление рассказов : «Мне нравится дикое животное» , инсценировка «Как звери готовятся к зиме »
Составление рассказов по иллюстрациям.
Разгадывание загадок.
Чтение художественной литературы :
А. Прокопьев «Белка» ; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши» , С. Козлов; Мишка-башка», М. Пришвин; «Приключение Мишки – Ушастика» , И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу » ; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно» ; «Хитрая лиса» , (корякская, пер. Г. Меновщиков) ; «Купание медвежат» , В. Бианки; «Лиса Патрекеевна» , р. н. с., обр. К. Ушинский; «В лесу» , И. Чапек; «Волчишко» , Е. Чарушин;«Н. Сладко «Как медведь сам себя напугал» ; «Бурый медведь» , Л. Толстой; «У страха глаза велики» , р. н.
Образовательная область «Художественное творчество» :
Рисование :
Рисование «Белка» , «Медведь» ;
Лепка «Ёжик» ;
Аппликация «Бурый мишка» ;
Музыкальная деятельность
Музыкальная игра «Животные»
Игровая деятельность
дидактические игры : «Кто лишний?» , «Кто спрятался?» , «Животные в лесу» , Кто кем был?», «Отгадай–ка» , «Чей силуэт?»
настольные игры : «Домино» , «Разрезные картинки» , «Зоологическое лото» , «Найди пару»
сюжетно-ролевые игры : «Сказочные герои на лесной поляне» , «Лесные жители» , «Зоопарк» .
театрализованные игры : «Зимовье зверей » , «Три медведя»
подвижные игры : «У медведя во бору» , «Охотник и зайцы» , «Бездомный заяц» , «Медведь и пчелы» , «Волк во рву»
Работа с родителями
Помощь родителей в подборке стихов, загадок, книг о лесных животных
Помощь в изготовлении атрибуты к подвижным играм
Разучивание стихотворений с детьми, участвующих в постановке сказки
3 этап : Заключительный :
Подведение итогов по реализации проекта .
Обобщение опыта работы по проекту
Презентация проекта
Таким образом, в результате проведенной работы дети получили много новой информации о животных, которые зимуют в наших лесах. Узнали о жизниживотных, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать животных. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о диких животных.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Заключение
По окончании проекта уровень знаний детей о диких животных повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса.
Используемая литература
Литература.
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д,: Феникс, 2010.-251с.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003» , 2008.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики. Дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. 6 КАРО. 2007.
5. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово, М. А. Васильевой. -3-е издание, испр. И доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Приложение
Физкультминутка «Звериная зарядка » .
Раз - присядка, Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) .
Считалка.
Вышли зайцы погулять,
Раз, Два, три, четыре, пять,
Белых зайцев – ровно пять.
Посмотрите, на опушке
Вновь торчат зайчаток ушки!
Раз, Два, три, четыре. Пять,
Пальчиковая игра «Встреча в лесу»
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
Сюжетно – ролевая Игра «Зоопарк»
Цель. Закрепление и обогащение знаний о диких животных, об их внешнем виде и повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
Игровой материал. Картинки (рисунки детей) с изображением животных, конструктор для изготовления клеток.
Подготовка к игре. Беседа о зоопарке. Чтение стихотворений С. Я. марша «Детки в клетки» , просмотр мультфильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов к игре.
Игровые роли. Кассир, контролер, экскурсовод, посетители, ветеринар и др.
Ход игры. Дети распределяют роли. Из стульчиков строят автобус и едут в зоопарк. По дороге взрослый может рассказывать, что они проезжают . Услышав остановку «Зоопарк» , ребята выходят из автобуса, покупают билеты в зоопарк, предъявив их контролеру, проходят на территорию. Экскурсовод подводит их каждой клетке, и спрашивает» вы знаете, кто это?», дети рассказывают, что им известно об обитателях, задают вопросы и переходят к следующей клетке.
К посетителям подходит ветврач и говорит, что за животными пора ухаживать. Дети рассказывают, кого, чем кормят.
По окончании экскурсии детям предлагается сфотографироваться.
Впоследствии можно объединить игру в «Зоопарк» с другими играми.
Опыт «Как звери готовят шубку к зиме» (на прогулке.)
Цель. Выявить зависимость изменений в животных от изменений в неживой природе.
Материал. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из теплой и тонкой ткани и меховые, кора деревьев.
Дети наблюдают за одеждой прохожих и определяют, что она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это «заяц» , и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички) . Воспитатель предлагает детям сравнивать ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, пушистые, с длинным мехом) .
Воспитатель : что делать зверям , которым нужны зимой теплые шубки ?
Дети : отрастить новую, пушистую.
Рассматривают старый и новый мех . Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой .
Воспитатель : откуда зимой у зверей появляются новые шубки и куда исчезают весной?
Взрослый подводит детей к пониманию того. Как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старым мехом по коре дерева, на ней остаются полоски) .
Цель: Воспитывать любовь к животным,стремление помочь им в трудных условиях.
Развивать: знание о следах диких животных
Развивать любознательность
Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.
Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.
Материал: иллюстрации с изображением диких животных.следы животных Дидактическая игра «2 белочки». Маски для 2-белочек, фишки.мультимедийный проектор.
Обучающие: формировать представления о жизни животных в лесу.
«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.
Образовательные области : познание, коммуникация.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.
А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)
— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)
— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца
Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)
— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.
Дети прыгают с продвижением вперед
Пальчиковая гимнастика
Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного,среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лису.
— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?
Воспитатель показывает картинку с изображением белки.
— а кто из вас знает, как белочка зимует? (ответы детей.)
— белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу,помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?(ответ детей)
— А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
— Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса,так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
— Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
— А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).
— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).
— Где же волки ночуют? (ответы детей).
— Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).
— А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.
— Кто это? (ответ детей.)
— Правильно,это лось. А как зимуют лоси? (ответ детей.)
— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы.
— Кто это? (ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
— А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)
— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)
— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.
Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.
Загадки
1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
(Алмаз)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее …
(Ильяс)
3. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжной вой,
Спит в избушке снеговой.
(Дина).
4. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара.
(Айрат к.)
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
(айзиля).
Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?
— Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним,следы каких животных и птиц видели.
— Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.
воспитатель МБДОУ «Большеатнинский детский сад»
Атнинский район, Россия
Цель:
Приобщение детей к миру художественной литературы.
Задачи:
Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Передавать интонацией голоса персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
Создание интереса
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.
Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).
Выявление уровня восприятия
Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение
детский сад с. Коршик
Тьютор: Панагушина Е.
Конспект занятия
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному,
сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку
чувство товарищества.
Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
Учить определять жанр произведения.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются авторские.
А есть сказки, которые сочинил народ…
Может кто-то из вас мне скажет как называются такие сказки. (Ответы детей) .
Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете? (Ответы детей).
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию.
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
Какие животные изображены на обложке?
Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.
Выразительное чтение сказки воспитателем.
Действительно ли вы услышали сказку?
Как догадались? (звери разговаривают).
Как бы вы назвали эту сказку?
Сказка называется «Зимовье зверей».
Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось?
Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера).
Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье?
Как они его строили?
Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды?
Что зверям помогло спастись?
Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
Рефлексия
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Чему учит эта сказка?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с другими русскими народными сказками?
Позднее мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.