Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе. Конспект занятия по экспериментированию на тему "воздух" в старшей группе Воздух нельзя увидеть услышать или почувствовать рукой
Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3: «Что в пакете?»
Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?
Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)
Опыт 4. «Воздух – упругий»
Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).
Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.
Опыт 5. «Воздух находится везде».
Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.
Вывод: В почве есть воздух.
Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.
Вывод: В камне есть воздух.
Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках
Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.
Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.
Опыт 7 «Мы дышим воздухом».
Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?
Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.
Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.
Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.
Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.
Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.
Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.
Подведение итогов
Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?
Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!
Римма Наширванова
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
Программные задачи :
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха , расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений;
Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом ; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
Организовать познание детей пол теме «Воздух » через самостоятельный поиск;
Ознакомить с экологическими проблемами воздуха ;
Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха .
Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;.
Предполагаемые итоги реализации занятия :
Умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент ;
Расширение знаний детей о воздухе и его признаках ;
Развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
Сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;
Научить делать выводы, из полученных результатов.
Предшествующая работа :
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Словарная работа : Обогащать и активировать словарь детей : лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Методы и приёмы : сюрпризный момент и игровой, словесные указания, художественное слово, отгадывание загадок вопросы к детям, индивидуальное и хоровое проговаривание, поощрение.
Оборудование и материалы : полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля.
Для воспитателя : «Коробка-сюрприз»
Дети входят в зал, становятся полукругом
1. Организационный момент
Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте
2. Ход занятия
Воспитатель : - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. (Дети на столе видят красивую коробку. Воспитатель обращает внимание на нее.)
Воспитатель :- Ребята, вы любите получать подарки? Карлсон передал вам подарок. Он считает, что в коробке находится самая дорогая и ценная вещь для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке не открывая ее ? (Дети пробуют наощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
Воспитатель : Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Воспитатель : Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Ответы детей)
Воспитатель : Ребята, Карлсон прислал нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.
I.Опыт : “Что внутри”.
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей) .
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей) .
Его раздуло.
Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей) .
Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)
В мешке был воздух .
Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый . Но его можно обнаружить.
Вывод : воздух невидимый
II. Опыт : “Определи движение воздуха” .
А как нам убедиться в существовании воздуха ? Ведь увидеть мы его не можем.
- Воздух окружает нас повсюду : на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть , но его можно почувствовать, если …
-Педагог : Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Движение воздуха .
Чтобы почувствовать воздух , надо заставить его двигаться.
А как называется движущийся воздух ?
(ветер)
А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух . Теплый воздух легче холодного . Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует .
Вывод : Он прозрачный, невидимый можно почувствовать при его движении
III. Опыт : “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.
-Педагог : Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик (ответы детей) .
Вывод : в стаканчике есть воздух , он не пускает туда воду. Воздух невидимый , прозрачный, бесцветный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки) .
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте) .
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся) .
Воспитатель : А теперь мы с вами попробуем «поймать» воздух
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как нам поймать воздух и где его хранить ? (ответы) .
Вывод : многие игрушки : мячи, шары и другие, с которыми мы обычно играем, наполнены воздухом . (слайд : спасательные круги, мячи, воздушные шары )
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, есть воздух внутри человека ? Давайте проверим.
iv. Опыт : “Пускание пузырьков из воды”.
Воспитатель : А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть ? (ответы детей) .
Воспитатель : Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте) . Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы) .
Воспитатель : Потому что воздух легче воды .
Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
Зачем же нужен воздух ?
Прежде всего, воздух необходим для дыхания.
Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе ? (ответы детей)
Воспитатель : Потому что растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха .
Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
Ребята давайте подышим носом Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах ? (ответы детей) .
(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха ).
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать ?
Источники загрязнения воздуха :
1) машины,
2) заводы и фабрики,
3) пыль, дым.
Полезно ли дышать человеку, таким воздухом ? (ответы детей) .
Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете ? (ответы детей)
Воспитатель : посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,
Нужен ли всем воздух ? (ответы детей) .
Вывод : воздух нужен всем : человеку, животным и растениям.
(воспитатель показывает воздушный шарик )
Воспитатель : Почему он называются воздушными ? (ответы детей)
V. Опыт “Надуй шарик”.
Воспитатель : Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха , и поэтому такие шары могут улететь вверх. Есть шары, на которых можно путешествовать
Воспитатель : Ребята, а как же люди научились использовать воздух ?
Мы узнаем, поиграв в игру
(В сундучке лежат иллюстрации и игрушки - предметы : мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др.)
Игра «Чудесный сундучок»
Воспитатель : Правила игры : я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.
1) Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился (парашют)
2) Маленький, удаленький
Громко кричит. (свисток)
3) Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать -
Станет кверху летать. (мяч)
4) На что взглянет этот глаз -
Всё картинке передаст. (фотоаппарат)
5) Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем, (велосипед)
6) Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)
7) Плывет белый гусь- Брюхо деревянное
Крыло полотняное. (парусник)
8) Без разгона в высь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш военный. (вертолет)
9) Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)
10) Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)
11) Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (ветряная мельница)
12) Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
13) Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди. (Фен)
(Подводятся итоги игры)
Воспитатель : Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы ведь так и не узнали, что лежит в этой коробке. Открывают , находят воздух . Ребята, так почему Карлсон думает, что воздух – это самое дорогое и ценное для человека? (Ответы детей) .
Класс: 2
Цели:
- познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья, моря.
ХОД УРОКА
– Каждый из нас получает в дар от природы
удивительную вещь – организм, который хорошо
умеет приспосабливаться к окружающей среде.
Люди, порой, не ценят то, что дается даром.
Например, здоровье. Сама мать природа
позаботилась о нас, создав бесплатных докторов,
помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из
таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что
это за доктор? (Доктор Воздух)
Чистый воздух – одно из главных богатств
природы. Может ли человек прожить без него?
(Человек не может прожить без воздуха и трех
минут.)
Проверим домашнее задание в тетрадях.
Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой
природы.)
Тест № 39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)
Продолжите мое высказывания:
- «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
- Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)
– Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный,
прозрачный, занимает все пространство, упруг
и сжимаем)
– Что входит в состав воздуха? (Азот,
углекислый газ, кислород, пары воды)
Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:
– Какой самый важный газ воздуха человек
использует для дыхания? (Кислород)
– Человек вдыхает… (кислород)
, а выдыхает … (углекислый
газ)
– Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух,
с большим количеством кислорода, что необходимо
делать?
– Вспомним стихотворение, которое мы выучили на
прошлом уроке.
Чтоб здоровье было в норме
Надо воздух освежать.
И проветривать почаще,
Пыль почаще протирать.
На доске схемы: проветривание, влажная уборка
– Какие советы давал нам доктор Воздух для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)
– Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.
- Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
- Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
- Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать? (Выйти из комнаты)
– Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.
Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению
из труб заводов и фабрик в воздух попадают
вредные вещества и он загрязняется /
прикрепляется схема/
Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали
специальные установки, которые улавливают
вредные вещества
Воздух отравляется выхлопными газами
автомобилей /схема/
В машинах вместо бензина нужно использовать газ
или электричество. Лучше для здоровья – ездить
на велосипеде /схема/
Вредный дым попадает в воздух при сжигании
мусора /схема/
Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на
специальных заводах /схема/
– Ребята, а эта схема что обозначает?
(Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)
– Спасибо экологам за информацию.
– Как называется наше предприятие в деревне
Губино, где изготавливают воздухоочистительные
установки? (Эковент)
– Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
– Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.
Человек без воды может прожить не больше 5 дней.
Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше
на половину состоит из воды. Если человек весит 70
килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4
ведра.
Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки
должен выпивать около трех литров воды.
Животные и растения так же не могут жить без воды.
А для некоторых из них вода является домом.
Например: для рыб, дельфинов.
Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
На доске карточка со словами
– Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане?
(Вода)
– Воду можно перелить в банку и обратно. (Учитель
демонстрирует.)
– Почему? (Она текуча. Вода – жидкость.)
– Всегда ли она жидкая?
– Вода может находиться в трех состояниях и
первое из них – жидкое.
– Если нальем воду в блюдце и поставим в
морозилку. Что произойдет? (Замерзнет,
превратится в лед)
Лед – это вода в твердом
состоянии.
– Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел
дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и
лужи высохли. Куда делась вода? (Испарилась)
Мы говорим, испарилась, то есть превратилась в
пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их
и не видно. Это газообразное состояние воды.
В процессе объяснения учитель на доске выстраивает схему:
– Повторим три состояния воды (Твердое,
жидкое, газообразное)
– Вода в природе – это море, река… Продолжите (океан,
лужа, ручей, родник, дождь)
Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)
Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град.)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
Белая простыня
По небу плыла. (Облако)
Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)
– Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
Большая часть на нашей планете – соленая вода,
и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому
с водой нужно обращаться бережно, не тратить
напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
– Можно пить воду сразу из под крана? (Нет, она
не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду
или отстоявшуюся и кипяченую)
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам.
– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский
« Мой до Дыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу,
смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не
захочет дружить с грязнулей. Грязные уши –
человек плохо слышит. Грязная кожа – организм
плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты)
– Правильно, чистота – залог здоровья.
– Повторяйте за учителем все хором
стихотворение, которое возможно слышали от мамы
в детстве:
Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
– Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)
- Раз в неделю мойся основательно.
- Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
- Каждый день мой ноги, руки перед сном.
- Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся.
– Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
– Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)
здоровье |
– А еще вода – это помощник.
помощник |
– Об этом расскажет нам Ульяна.
Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.
– Откройте учебник на странице 42, на последней
картинке изображена гидроэлектростанция.
Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа
на странице 43. Прочитайте первое задание под
схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа
своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду.
Это наносит вред растениям, животным, человеку.
Нельзя это делать.)
– Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не
попадали в воду необходимо строить очистные
сооружения.
– Как еще человек загрязняет воду? (Бросает
мусор, моет машины)
– Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать,
чтобы вода была чистая, например, на нашей
Размывке? (Не бросать мусор, собрать мусор на
берегу)
Надеюсь, вы так и будете поступать.
– А вы знаете, что с повышением температуры в
воде резко уменьшается содержание кислорода, а
без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот
почему так важно следить за тем, чтобы в реки не
попадала теплая вода с фабрик, заводов,
теплоэлектростанций.
– Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны
досказать последнее словечко.
Ученица читает стихотворение.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели;
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)
– Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель
раскрывает фотографии, на которых запечатлены
ручей, озеро, водопад, море…)
– Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и
заводи. Они ласкают взор,
умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно
часами любоваться многоцветием, изменчивостью
воды. Воды не только видимы, но и слышимы. Они
создают музыку планеты.
(Звучит шум ручья, моря)
Вода – это красота.
красота |
– Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)
Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.
– Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)
Выставление оценок.
Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45, тесты № 41,42; по желанию составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям)
ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
ЗАДАЧИ:
· Показать способы обнаружения воздуха.
· Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
· Развивать интерес к познавательной деятельности.
· Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
· Расширять и активизировать словарь детей;
· Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
· Прививать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
Целлофановые мешочки.
Стаканы большие и маленькие.
Стаканы с водой и трубочки.
Воздушные шары.
Сказочный персонаж кукла – Незнайка
Орг.момент
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.
I.Опыт: “Что внутри”.
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
Его раздуло.
Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).
Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).
Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)
В мешке был воздух.
Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.
Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …
Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Движение воздуха.
Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.
А как называется движущийся воздух?
А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
Вывод: воздух невидимый.
Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.
Незнайка
Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.
(демонстрация игрушки с пищалкой)
Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.
Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).
Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.
Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Незнайка: им так нравится.
Педагог: Потому что воздух легче воды.
Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
Зачем же нужен воздух?
Прежде всего, воздух необходим для дыхания.
Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.
Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
Ребята давайте подышим носом Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.
(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Источники загрязнения воздуха:
1) машины,
2) заводы и фабрики,
3) пыль, дым.
Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).
Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?
Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,
посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,
Нужен ли всем воздух?
Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.
Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).
Незнайка предлагает детям шары.
Почему они называются воздушными? (ответы детей)
VII. Опыт “Надуй шарик”.
Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.
Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
на тему:
"Воздух – невидимка"
учитель начальных классов:
Степанова Дарья Николаевна
ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
ЗАДАЧИ:
- Показать способы обнаружения воздуха.
- Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
- Развивать интерес к познавательной деятельности.
- Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
- Прививать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
Целлофановые мешочки.
Стаканы большие и маленькие.
Стаканы с водой и трубочки.
Воздушные шары.
Сказочный персонаж кукла – Незнайка
Орг.момент
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.
I.Опыт: “Что внутри”.
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
Его раздуло.
Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).
Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.
Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).
Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)
В мешке был воздух.
Незнайка: Воздух? Я его не вижу.
Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
II. Опыт: “Определи движение воздуха”.
А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.
Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …
Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Движение воздуха.
Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.
А как называется движущийся воздух?
(ветер)
А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
Вывод: воздух невидимый.
Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.
Незнайка : Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.
Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.
(демонстрация игрушки с пищалкой)
Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.
III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.
Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).
Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.
Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.
Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Незнайка: им так нравится.
Педагог: Потому что воздух легче воды.
Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
Зачем же нужен воздух?
Прежде всего, воздух необходим для дыхания.
Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.
Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.
Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
Ребята давайте подышим носом Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.
(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Источники загрязнения воздуха:
1) машины,
2) заводы и фабрики,
3) пыль, дым.
Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).
Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?
Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,
посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,
Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.
Нужен ли всем воздух?
Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.
Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).
Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.
Незнайка предлагает детям шары.
Почему они называются воздушными? (ответы детей)
VII. Опыт “Надуй шарик”.
Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.
Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.