Конспект занятия в старшей группе лес деревья. Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру Тема: «Путешествие в лес»
Задачи
:Воспитательные. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Развивающие. Систематизировать знания детей об отличительных признаках осени. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями. Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторки. Развитие внимания, восприятия, воображения.
Обучающие. Овладение действием замещения реальных объектов и явлений. Дать представления о новой технике работы с пластилином, вызвать желание лепить. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями тремя пальцами рук. Прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью, знакомить с деревьями, учить узнавать дерево по семенам (плодам) и по коре. Учить работать коллективно.
Материал: пластилин, доски, салфетки, мнемотаблицы, схема роста дерева
«Из семени - дерево», коллекция семян и плодов, коллекция коры разных деревьев, картинки с изображением осенних мотивов, картинки с изображением деревьев.
Ход НОД
Воспитатель в образе Осени вместе с детьми входит в игровую комнату и обращает внимание детей на гостей: «Ребята, у нас сегодня очень много гостей. Как вежливые дети встречают гостей?» (Дети здороваются).
Ребята, посмотрите, какое у меня удивительное платье. Как вы думаете, В кого я нарядилась? (Ответы детей).
-Вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:
- Солнце (прячется за тучи, слабо греет).
- Небе (становится хмурым, пасмурным, серым). О птицах (улетают в теплые края).
- Деревьях (роняют листья, начинается листопад. На березе листья желтеют, а на рябине - краснеют).
- Ветре (дует холодный, сильный ветер).
- Дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают). О траве (становится желтой и сухой).
- Животных (готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы). О людях (стали одеваться теплее).
А кто вспомнит стихотворения об осени по мнемотаблице, которые мы с вами учили в прошлом году?
«Осень» М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года осенью зовется.
И. Михайлова
Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой - Как хорош ты, лист цветной! А ветер щеки толстые Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые Подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой… Облетел весь лист цветной.
Молодцы! Вчера на прогулке мы собрали семена, давайте узнаем, помните ли вы, с какого дерева какие плоды. Выберите себе какой-либо плод и отнесите его к картинке с изображением дерева.
(Плоды или семена каштана, дуба, липы, клена, яблони, рябины лежат в корзинке, картинки с изображением деревьев лежат на столе).
Кирилл, как называется твой плод? Почему ты положил его к этому дереву? (Полные ответы детей). Спросить нескольких детей.
Я для вас приготовила еще сюрприз. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке (Кора деревьев). Вы догадались что это? (Ответы детей). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
Кто-нибудь из вас знает, как из плода или семени вырастает дерево? Есть желающие рассказать? (Выставляется схема развития дубочка).
Мини-этюд под музыку « Из семени в дерево»
Давайте мы с вами представим, что вы - маленькое сморщенное семечко. Осенью семя упало на землю. Зимой снежок накрыл его, укутал. Весной дождик поливал, солнышко согревало, и семя начало оживать. Пустило корешки, потом появился росток, и дерево начало расти. Росло-росло и выросло в красивое дерево с листочками. Пройдет много лет и дерево даст плоды, которые опять упадут на землю и все начнется сначала.
Звонит телефон. Воспитатель просит у детей прощения и отвечает на звонок :
Да, конечно приходите, мы Вас ждем. (В группу входит художник).
Ребята, я нарисовал осенний пейзаж способом пластилинографии. Вот какая красота у меня получилась: ковер из осенних листьев и перистые облака на голубом небосводе. Но как - будто тут чего-то не хватает. Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Ответы детей).
Какой у березки ствол? (Шершавый, белый с черными пятнышками). Как мы катаем «колбаски»? Как можно скрутить «колбаски» в «спиральку»? Как будем катать шарики для листиков? Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки?
Я хочу вас попросить помочь мне слепить березку. Поможете? (Да).
Сейчас мы займем свои рабочие места и сделаем заготовки ствола, веточек и листиков осенней березки. Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении.
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили (Встряхиваем кистями перед собой) Наши пальцы утомились.
Пусть немного отдохнут
Дружно руки разведем (Отвести руки назад - вперед отклоняясь на спинку стула).
И опять лепить начнем
Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»
Вот сколько всего у нас получилось! Ребята, а теперь мы соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания коры и листьев на основу.
Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось! Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям.
- А Осень угощает вас вкусными сочными плодами - яблоками, только после работы с пластилином мы что-то забыли сделать (нужно вымыть руки). (Дети уходят мыть руки).
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Наши друзья - деревья»
" Наши друзья - деревья "
Программное содержание :
Образовательные задачи :
Углублять экологические знания детей на основе представлений детей о деревьях и хозяйственном значении древесины;
Систематизировать знания об особенностях строения дерева ;
Совершенствовать умение решать познавательные задачи ;
Устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды;
Показать значение деревьев в жизни человека : строительство, изготовление бытовых предметов, украшений;
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках рисования.
Развивающие задачи :
Активизировать в разгадывании загадок;
- Развивать у детей память , внимание;
Способствовать развитию фантазии и творчества в рисовании нетрадиционной техникой;
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой;
-Развивать воображение , логическое и пространственное мышление;
-Развивать чувство композиции , колорита.
Воспитательные задачи :
Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
Продолжить воспитывать интерес к творчеству.
Словарная работа : древесина, лыко, матрёшка, деревянная ложка .
Методы и приёмы : введение образного сказочного героя, как сюрпризный момент; путешествие, как форма организации детей, игровая мотивация, создание ситуации успеха; нетрадиционная техника рисовани.
Оборудование : ноутбук, DVD диск с записью шума леса и голосами птиц; корзина, спички, карандаш, доска разделочная, ложка деревянная , матрёшка-игрушка, письмо от Старичка-Лесовичка ; альбомные листы, гуашь, емкость с водой, губки.
Размещение оборудования и посадка детей : дети располагаются на стульях. Для выполнения заданий использовать все пространство группового помещения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к нашим лесным друзьям - деревьям . А путешествие у нас будет необычным, т. к. мы с вами отправимся в волшебный лес. Ну, что готовы к путешествию? Закрыли глаза (звучит фонограмма шума леса, пения птиц)
2. Актуализация знаний, умений и навыков
Воспитатель : Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи :
Ты же видишь – мы свои.
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.
Весной - веселит,
Летом - холодит,
Осенью - питает,
Зимой - согревает.
Дети : Дерево .
(воспитатель показывает корзину)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, это лесной сюрприз. Что это?
Ответы детей : Корзина.
Воспитатель : Верно, а вы знаете, из чего сплетена эта корзина?
Дети : Сплетена из веток или лыка, то есть древесных материалов. Воспитатель : Ой, посмотрите, а в корзине письмо и какие-то предметы.
(Воспитатель достаёт письмо от старичка-Лесовичка )
Воспитатель : Ребята это письмо от лесовика. А вы знаете кто такой Лесовик?
Ответы детей : Это сказочный персонаж, старичок -Лесовичок охраняет лес.
Воспитатель : Верно, ребята, лесовик – это сказочный персонаж, который охраняет лес.
Вот послушайте, что он пишет :(читает письмо)
"Дорогие мои маленькие друзья , здравствуйте! Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебному лесу, во время которого вас ожидают сюрпризы. Вы сможете узнать что-то новое и интересное. Отгадайте загадки, а в корзине найдите отгадки.
Желаю вам удачи!
Ваш друг - старичок-Лесовичок . "
Загадка 1 : Это тесный-тесный дом :
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр.
Дети : Спички! (выбирают коробок со спичками)
Воспитатель :
В руки спички не бери,
Сам огонь не разводи
Может пожар случиться-
Для детей опасны спички.
Воспитатель : Ребята, из чего сделаны спички?
Дети : из древесины.
Воспитатель :
Вот, ребята, для вас вторая загадка :
Умный Ивашка,
Деренянная рубашка ,
Где носом ведёт
Там заметку кладёт.
Дети : Это карандаш.
(если дети затрудняются, воспитатель берёт и показывает карандаш)
Воспитатель : Вот он, Маленький Ивашка –
Деревянная рубашка ,
Где пройдёт – коснётся
Там след остаётся.
Воспитатель : Молодцы, ребята
Ребята – дошколята .
Но вот снова загадка, отгадайте-ка ребятки :
Рядом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всегда одна игрушка.
Дети : Матрёшка!
Воспитатель : Правильно.
А вот ещё загадка :
Трудная, работа.
Сама не ем, а людей кормлю.
Дети : Ложка.
Воспитатель : (показывает разделочную доску и спрашивает)
Ребята что это? И для чего она нужна?
Дети : Доска разделочная. На ней можно резать всё что угодно
Воспитатель : следующая загадка :
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети : Книга.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что бумага тоже сделана из дерева путём сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Чтобы мы делали, если бы не было бумаги?
Дети : Мы бы были безграмотными, не могли бы читать, писать.
Игра : "Покажи ствол, ветви, корни, листья"(физминутка)
Воспитатель называет части дерева , а дети выполняют движения.
"Ствол" -опускают руки вниз,
"Листья" -шевелят пальцами.
"корни" - топают ногами.
"Ветви" -поднимают руки вверх.
Воспитатель : Ребята, а что ещё делают из дерева ?
Ответы детей : Из деревьев заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон, вырезают ложки, ковши, игрушки.
лыжи, сани, музыкальные инструменты …
Воспитатель : А как надо относиться к деревьям ? Как беречь, охранять?
Ответы детей : деревья надо беречь , охранять. Не ломать.
Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад. Закройте глаза, мы окажемся в детском саду. А все, что вы увидели в волшебном лесу, запомните и расскажите своим младшим братьям и сестрам и будем вместе беречь лес.
3. Практическая часть
Воспитатель : Ребята, а давайте Лесовичку нарисуем в подарок картину.
(дети с помощью воспитателя под спокойную музыку рисуют восковой свечой силуэт дерева . У каждого ребёнка альбомный лист, гуашь, кисть, губка.)
Воспитатель : Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Дети, а понравилось ли вам? Что особенно понравилось? О чём вы расскажите дома своим мамам, папам (ответы детей)
Теперь вы знаете, что деревья нужно беречь , потому что они наши друзья .
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
Конспект НОД
в старшей группе «Солнышко»
тема: «Свойства металла и дерева»
Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»
Титова О.А.
г.Новокуйбышевск
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Свойства металла и дерева»
: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1) Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)
2) Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)
3) Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)
4) Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
5) Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)
6) Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала («Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)
Практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции
Наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов
Словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.
Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)
2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
|
Двигательная | Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка. |
Игровая | Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
| Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Коммуникативная | Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкальная | Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение. |
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
|
Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Не похож на человечка, «Весь я сделан из железа, Проблемная ситуация: А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш? А если не смотреть, то как можно узнать? Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? А по запаху можно различить? Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее. Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные) Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь. Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы: Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете? Какой вывод можно сделать? Как проверить, что дерево мягче металла? Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый. Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл. Вопрос: Как вы думаете, почему? Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть. Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему? Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему? Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево. Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать? | Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке Дети называют отличия металла от дерева Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем. Делают выводы Дети играют в подвижную игру Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы Рассказываю правила работы с горячей водой. Проводят опыт с ложками Делают выводы | Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева Расширены представления о свойствах металла и дерева Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы Закреплены правила работы с горячей водой |
|
Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки» | Слушают песню | Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов |
|
Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого. Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал. Физминутка «Девочки и мальчики». Работа детей. Составление альбома приключений друзей. | Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома. Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами. Дети рисуют | Сформировано умение включаться в разговор. Сформировано умение рисовать по замыслу. Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы |
|
На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик. Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются. Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде. | Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит. Рассматривают магнит. Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок. Делают выводы | Сформировано умение рассуждать, делать выводы Расширены представления о свойствах магнита. Сформировано умение делать выводы. |
|
Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь». Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного. Почему друзьям не удалось перебраться через речку? А как бы поступили вы? | Дети слушают сказку Отвечают на вопросы | Сформирован эмоциональный отклик на произведение |
|
Подведение итогов. Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом? Воспитатель благодарит детей за хорошую работу | Дети делятся своими знаниями. | Сформировано умение рассказать об увиденном. Сформирован положительный эмоциональный настрой. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
Конспект НОД
в старшей группе «Солнышко»
тема: «Свойства металла и дерева»
Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»
Титова О.А.
г.Новокуйбышевск
2014г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Свойства металла и дерева»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)
- Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
- Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)
- Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала («Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)
Практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции
Наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов
Словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.
Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)
2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой одного из изученных авторов) |
Двигательная | Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка. |
Игровая | Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Коммуникативная | Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкальная | Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале |
Восприятие (художественной литературы и фольклора ) | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение. |
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
|
Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «
Не похож на человечка,
«
Весь я сделан из железа, Проблемная ситуация: А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш? А если не смотреть, то как можно узнать? Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? А по запаху можно различить? Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее. Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные) Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь. Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы: Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете? Какой вывод можно сделать? Как проверить, что дерево мягче металла? Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый. Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл. Вопрос: Как вы думаете, почему? Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть. Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему? Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему? Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево. Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать? | Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке Дети называют отличия металла от дерева Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем. Делают выводы Дети играют в подвижную игру Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы Рассказываю правила работы с горячей водой. Проводят опыт с ложками Делают выводы | Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева Расширены представления о свойствах металла и дерева Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы Закреплены правила работы с горячей водой |
|
Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки» | Слушают песню | Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов |
|
Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого. Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал. Физминутка «Девочки и мальчики». Работа детей. Составление альбома приключений друзей. | Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома. Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами. Дети рисуют | Сформировано умение включаться в разговор. Сформировано умение рисовать по замыслу. Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы |
|
На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик. Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются. Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде. | Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит. Рассматривают магнит. Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок. Делают выводы | Сформировано умение рассуждать, делать выводы Расширены представления о свойствах магнита. Сформировано умение делать выводы. |
|
Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь». Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного. Почему друзьям не удалось перебраться через речку? А как бы поступили вы? | Дети слушают сказку Отвечают на вопросы | Сформирован эмоциональный отклик на произведение |
|
Подведение итогов. Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом? Воспитатель благодарит детей за хорошую работу | Дети делятся своими знаниями. | Сформировано умение рассказать об увиденном. Сформирован положительный эмоциональный настрой. |
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе
Тема НОД: «Деревья в лесу»
Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с новыми видами рисования
- развить интерес к творческой деятельности
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: Альбом, акварельные краски, трубочки для коктейля, стаканчики для трубочек, бумажные салфетки.
Ход НОД:
Прослушивание песни из к/ф "Незнайка с нашего двора"
Воспитатель:
- Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники
А с тем, кто верит в них!
Воспитатель: - Ребята, вы послушали замечательную песню о волшебниках. А вы верите в волшебство?
(ответы детей)
В оспитатель: - Сегодня мы с вами тоже будем волшебниками, а поможет нам в этом обыкновенная палочка для коктейля. Я вам предлагаю с помощью волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок. Но сначала я хочу предложить вам отправиться путешествовать в лес, в котором растут очень красивые деревья.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
Воспитатель: - Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
Воспитатель: - А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
Отгадывание загадок.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Дети: Елка
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Дети: Береза.
Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит.
Дети: Осина.
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это…
Дети: Клен.
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это…
Дети: Дуб.
Игра «Чего не хватает»
Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.
Упражнение «Покажи и назови части дерева» .
Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
(Дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)
Воспитатель: - Сегодня мы будем с вами рисовать деревья не совсем обычным способом. Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-трубочки. Сначала мы возьмем краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки. Берем салфетку, сминаем ее и, обмакнув в краску, рисуем крону дерева.
Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?
Дети: - Нужно постараться и выполнить рисунок аккуратно.
Самостоятельная деятельность детей.
В оспитатель объясняет, показывает, проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: - Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!
Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия - Выставка получившихся работ.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Лес. Такие разные деревья».
Задачи:
Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».
Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки (ель, сосна, кедр, лиственница, береза, рябина, клен, дуб; картинки - листочки и плоды этих деревьев; две корзинки; магнитафон, мяч, игрушка лесовичок.
Предварительная работа : Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П/игра: «Раз, два, три - к названному дереву беги». Просмотр презентации «Деревья вокруг нас».
Ход НОД:
Организационный момент: Дети стоят в кругу.
Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие:
«Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
а нагрянет холод злой - снимет шубу с плеч долой?» (лес)
Отправимся в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! А какие в лесу могут чудеса? (ответы детей)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?
(Дети высказывают варианты, как добраться до леса. В итоге с помощью воспитателя решают, что проще превратиться в кого-нибудь или что-нибудь.)
В облака мы превратимся,
К лесу ближнему помчимся.
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты.
Путешествие в лес. (Звучит тихо музыка - звуки леса)
Мы идем в гости к лесовичку. Он нам расскажет много интересного.
Ходит по лесу лесовичок,
Он в лесу молчать привык.
Здесь ему совсем как дома,
Все давным-давно знакомо.
Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.
Не шуми в лесу.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не разоряй гнезда птиц.
Не уноси домой детенышей животных.
Не разоряй муравейники.
Не рви в лесу и на лугу цветы.
Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.
Не разводи костры под деревьями
Игра «Добавь словечко».
Встал стеною до небес
Перед нами чудо...(лес)
Воспитатель: Что такое лес?
Дети: Лес- это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.
Воспитатель : Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого. (Дети сели за столы)
Воспитатель : - А теперь отгадайте загадку:
Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер? (Сосна.)
У сосны не листочки, а самые длинные иголки. Иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно-желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая.
Воспитатель: А как называется место, где растут сосны? (Сосновый бор.)
А почему полезно гулять в сосновом бору? (ответы детей)
Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.
Ребенок загадывает загадку:
Зимой и летом одним цветом? (Ель.)
Воспитатель : У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно-серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках.
А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)
А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно, ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.
И ель и сосна - это хвойные, вечно зеленые деревья.
(Предлагаю поиграть - разложить по корзинкам шишки ели сосны.)
Загадка:
Есть у родственницы елки не колючие иголки,
Но в отличие от елки - опадают все иголки. (Лиственница.)
А чем отличается елка от лиственницы? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно, иголки у елки круглый год, а у лиственницы поздней осенью желтеют и опадают.
Загадка:
Мои мягки иголки - длиннее чем у елки. (Кедр.)
- Лес, в котором растут одни кедры называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому очень высокое.
А чем отличается кедровая сосна от обычной? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу.)
Воспитатель : Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.
Физкультминутка: «Деревья».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание - руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание - руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)
Ветер стих. Взошла луна,
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Загадка:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой косынке, в белом сарафане. (Береза.)
Воспитатель: У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Плоды у березы сережки. Береза- одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе, как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли стихи.
Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)
Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок.)
Воспитатель : Это явление называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, высоких и взрослых.
Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (Залепить смолой или пластилином.)
Загадка:
Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы? (Рябина.)
Воспитатель: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко-красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки.
У рябины, ярко-красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко.
Загадка:
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен.)
Воспитатель : Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто-красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками.
Загадка:
Стоит над кручей богатырь могучий:
Плечи раздвинул, руки раскинул. (Дуб.)
Воспитатель: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто-красный цвет. Плоды у дуба желуди, внутри желудя находится семечко.
Как называется лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)
Как называется лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена?
Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.
Игра: «С какой ветки эта детка?»
(Предлагаю детям найти плоды каждого дерева и поместить рядом с нужным деревом, использую картинки.)
Воспитатель : Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)
Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?
Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель : А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)
Какие листья были летом?
Что с ними будет, когда зима придет?
Вот вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.
Игра: «Чей это листочек?» (с мячом)
(Это листочек клена, он кленовый. Это листочек дуба, он дубовый. И т. д.)
Воспитатель : Пришло время возвращаться в группу
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
В облака мы превратимся,
В детский сад скорей помчимся.
(Покружились, покружились в облака все превратились.)
Итог занятия: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу)
О каких деревьях мы говорили? (хвойных, лиственных)
Чем отличаются эти деревья друг от друга? (формой листа, веток, размером, цветом коры, плодами)
У каких деревьев иголочки не желтеют?
Как называются плоды этих деревьев?
Побеги какого лиственного дерева содержат витамин «С»?
Угощаю детей витаминами.