Конспект занятия по познанию. план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Конспект урока по познанию мира в 1 классе.
Тема: «Наблюдение за окружающим миром».
Цель урока: уметь наблюдать за окружающим миром.
Задачи:
1.Развивать эмоционально – чувственное восприятие окружающего мира;
2.Развивать навыки саморегулирования;
3.Воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе; начать обучение детей работать в паре.
Оборудование: раздаточный материал, наглядное пособие, интерактивная доска, видеоролик «Окружающий мир», листики для рефлексии, смайлики для оценивания, загадки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Эмоционально психологический настрой. Тренинг «Моё настроение».
Актуализация.
«Мозговая атака» (вопрос-ответ)
Какое время года на улице?
Назовите приметы осени.
Как человек изучает природу? (наблюдает)
Какая бывает природа? (живая и мёртвая)
Что относится к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Как люди связаны между людьми?
2.Загадки о предметах окружающего мира
Листья осенью летят,
Наступает... (листопад)
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется... (трава)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
Красные, черные глазки видны,
Значит, уже подоспели они.
Спрятались в травке, притихли и ждут,
Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)
Ватные хлопья по небу плывут,
Это вот башня, а то вон верблюд.
Прыгнуть бы в вату, она высока.
Над нами по небу плывут... (облака)
С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день... (дожди)
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это... (птицы)
Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (Солнце)
Беседа подведение к теме. Ребята, о чём мы сегодня будем говорить?
Объявление темы, цели и задач урока учителем.
Сегодня мы будем говорить об окружающем мире.
3.Работа в парах.
Сегодня мы будем работать в парах.
Создание кластера в виде солнышка
Нарисуйте, что относится к окружающему миру?
Защита проекта в паре.
Взаиамооценивание. Дети оценивают проекты других групп.
4. Объяснение темы урока
Чтобы узнать окружающий мир, нужно наблюдать за ним, слушать рассказы взрослых, читать книги о природе. Наблюдая за природой, ты узнаешь, какие изменения в ней происходят, как растут растения, как живут люди и животные.
Человек всегда наблюдал за природой и учился у неё. Наблюдая за растениями, люди стали правильно ухаживать за ними и выращивать большие урожаи. Когда люди хорошо изучили животных, научились получать от них много молока, мяса, шерсти.
На природе мы отдыхаем, лечимся, укрепляем здоровье. Наблюдая и изучая природу, человек научился использовать и беречь её.
Береги и ты богатство и красоту природы.
5.Физминутка. ИКТ «Смотри и повтори»
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде "раз"
А над нами весело шелестит листва,
Отпускаем руки мы по команде "два"
6.Просмотр презентации. «Береги природу»
Обсуждение.
Как ты познаёшь окружающий мир?
7. Работа по картине.
1.Составить рассказ и озаглавить по картине (для всего класса)
2.Рассказ стихотворений о осени (кто знает)
Дождь по улице идет..."
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
"Наступила осень..."
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Только ветер
Ветку тронет -
Жёлтый лист
Она уронит.
С ветки,
Как парашютист,
Полетит
На землю
Лист.
Если в лужу
Упадёт,
Как кораблик,
Поплывёт.
Дождь по улице идет..."
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
8.Итог урока.
9. Рефлексия. «Дерево настроения»
Что узнали нового на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось на уроке?
Для чего нужно наблюдать за природой?
Учитель вывешивает на доску нарисованное дерево, половина дерево живая, а половина дерево не живая. Дети берут листочки, если урок понравился ребёнок прикрепляет листик на сторону живого дерева, а если не понравился на сторону не живого дерева.
Майра Мусагулова
Конспект урока по познанию мира «Растение - живой организм»
Тема : Растение - живой организм .
Задачи : 1. Расширить знания учащихся об изменениях в жизни растений , знать, что растение - живой организм . Развивать культуру устной мыслительной речи, логичность высказывания, умение группировать необходимый материал, развивать умение слушать и слышать.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологическое воспитание.
Тип урока : комбинированный
Методы : словесный, частично-поисковый, метод развивающего обучения, метод ассоциации.
Формы : коллективная, индивидуальная.
Оборудование : листья, картинки, учебники.
Ход урока:
Орг. Момент.
Собирает нас звонок
На замечательный урок
Подравнялись, тихо встали
Глазки на меня подняли
Сообщение цели урока .
Сегодня, ребята мы с вами на уроке закрепим пройденный материал и познакомимся с новой темой , то есть будем говорить об одном живом организме .
3. Проверка дом. зад.
Сейчас, вот такое задание : на разноцветных листьях написаны вопросы, вам нужно прочитать вопрос и ответить на него, и после перевернуть лист прочитать слог, который записан на нем. Зеленые листья отдельно, красные и желтые отдельно собрать и составить слова (кустарники, травы, деревья) .
Вопросы :
Что такое горизонт?
Назови основные стороны горизонта.
Что такое компас?
Что необходимо для жизни человека?
Перечисли свойства воздуха
Перечисли свойства воды
Что такое почва?
Назови главное свойства почвы?
Назови три состояния воды.
Как назвать одним словом кустарники, травы, деревья?
- Растения .
Сегодня, мы начинаем новый раздел, в котором будем говорить о жизни растений .
4. Работа по теме.
Ребята, какие ассоциации можно подобрать к слову растение ?
- составление ассоциации : деревья, цветы, травы, воздух, вода, жизнь,
1. Беседа о растениях .
Где можно встретить растения ?
Для чего нужны растения ?
Какая польза от растений животным ? Птицам? Человеку?
Какие части растения вы знаете ?
На какие группы делятся растения ?
Чем отличаются деревья от кустарников?
Чем травы отличаются от деревьев, от кустарников?
Самые мелкие растения – грибы и мхи .
2. Игра «Дерево, кусты и цветы» .
Если слышите цветок - то хлопаете, если куст- топаете, если дерево – качаем руками.
Ландыш, сосна, ель, роза, дуб, ромашка, малина, сирень, тополь, одуванчик, смородина.
Как появляются растения ? Чтобы появилось растение , что вначале надо сделать?
Как нужно относиться к растениям ?
3. Игра «Подумай и догадайся» .
Из букв составь слова и узнаешь, что необходимо для жизни растений .
растений ?
Можно сказать, что растения - живой организм ? Докажите?
4. Составление кластера «Жизнь растений » .
5. Работа по учебнику
Чтение загадки с. 56
Какие растения растут рядом с твоим домом ? Назови их плоды.
6. Игра «Чей плод?»
11. Итог урока
Что нового узнали на уроке ?
Какие условия необходимы для жизни растений ?
Могут ли обойтись животные , птицы, человек без растений ?
Как нужно относиться к растениям ?
С. 54-57 чит., выполнить 4 задание.
Публикации по теме:
Технологическая карта № 11 организованной учебной деятельности Дата проведения: 13.02.2015г. Провела: Проскурякова Галина Михайловна Возрастная.
Цель: способствовать развитию познавательных и конструктивных способностей детей. Задачи: расширять представления детей о космических полетах;.
Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом русского народа – игрушкой матрёшкой и особенностями её творчества, развивать познавательный.
Цель: развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе непосредственно образовательной деятельности. Образовательные.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание на тему из личного опыта – «Наш живой уголок» Цели: 1.
Тема урока: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Главная дидактическая цель урока: при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»,.
Конспект урока по познанию мира для 1 классаТема: Времена года
Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.
Задачи:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
Средства: гость- Лесовичок, картинка к загадке, иллюстрации: деревья для леса, хозяева каждого времени года, осадки; П.И.Чайковский мелодии «Времена года».
Ход урока:
1.Орг.момент.
Проверка готовности- на парте у вас должны лежать учебник, тетрадь и ручка или карандаш.
Настрой на урок. Звучит музыка « Звуки леса и пение птиц». На фоне музыки.
Закройте глазки, я приглашаю вас в удивительный мир природы. Прислушайтесь к лесным звукам, пению птиц. Представьте как вы вдыхаете свежий лесной воздух, почувствуйте листву под ногами, потрогайте ее руками. Открыли все глазки.
2. Наблюдение за погодой.
-Скажите, а какое сейчас время года?
-А какой месяц осени закончился?
-А как называется 2 месяц осени?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
Откройте свои тетради на стр. 12. Найдите сегодняшний день недели, будем отмечать погоду на сегодня.
-Давайте попробуем охарактеризовать сегодняшний день:
- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?
-Каким знаком отметим?
-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?
-А были ли сегодня осадки?
-Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?
-Сегодня днем обещают температуру 20 градусов. А это тепло или холодно?
3.Актуализация знаний.
На прошлом уроке вы проходили тему «стороны света».
-Скажите мне, а что такое горизонт?
-Назовите основные стороны горизонта?
-Как человек может определить стороны горизонта?
-А зачем человеку нужно знать стороны горизонта?
4. Подведение к теме урока.
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали о чем будете сегодня говорить. Смотрите и слушайте внимательно.
Загадка про времена года:
В саду царском стоит дерево райское
На одном боку цветы расцветают,
На другом боку-плоды созревают,
На третьем-листы опадают,
А на четвертом-снег да вьюга гуляет!
5. Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторимвсе, что знаем.
6. Усвоение новых знаний.
В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием лесовичок предлагает нам размяться.
Физминутка.
Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим,
Поднимаем выше ноги
И не нужно нам дороги.
Птицы учатся летать,плавно крыльями махать,
Полетели, полетели,
Опустились, посидели!
Можем отправляться в путь…
Вот мы заходим в лес…и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…
-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)
-Назовите осенние месяца?
-Какие осадки бывают осенью?
-Что происходит с растениями?
-Как осень влияет на деревья и кустарники?
-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные чем занимаются?
Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…
Звучит мелодия Чайковского «Зима». На фоне музыки говорю…
Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом,кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.
-Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите зимние месяца?
-Какие изменения происходят в неживой природе?
-Что происходит с растениями, деревьями?
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные?
Продолжаем наше путешествие… Звучит мелодия Чайковского «Весна». На фоне музыки говорю…
Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.
Голубые синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки. Первая трава.
И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)
-Что вы представили, слушая эту мелодию?
-Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?
-Как она изменяется?
-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.
-Какие осадки выпадают весной?
-А температура как меняется?
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.
Ну что ж, а нам пора дальше…
Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.
-В какое время года мы попали? (Лето)
-Докажите, назовите признаки лета в неживой природе:
-Какие выпадают осадки?
- Какие природные явления можем наблюдать летом?
- А ветер какой?
-Как изменяется температура воздуха летом?
-Назовите летние месяца?
-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.
-Деревья. Растения. Что с ними происходит?
-Чем занимаются люди?
Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.
Физминутка:
Дети по лесу гуляли,
За временами года наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Вот и подошло наше путешествие к концу!
-В каких временах года мы побывали?
-Какой главный признак в каждом времени года?(температура). Показать термометр
-А еще какой?(осадки)- показываю снежинку и дождь.
7. Работа по учебнику.
С.20-21. Читаю текст. Посмотрите на картинки и обратите внимание на температуру воздуха и осадки в разных временах года. Сравнение времен года.
8. Закрепление.
Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.
« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А у скворца, представляете, вылупились птенцы. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.
Игра «Угадай»
О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.
Тает снег, становится теп¬лее, на деревьях появляются первые листоч¬ки, птицы возвращают¬ся с юга, дни становятся длиннее.
Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а но¬чи длиннее, земля по-крывается снегом, дере¬вья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.
Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы
улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.
Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, заго¬рать. В лесу много грибов, ягод, цветов.
Игра «Бывает- не бывает»
9. Рефлексия.
-что нового вы узнали на уроке?
-О чем сегодня говорили?
-Что вам особенно запомнилось?
10. Домашнее задание
С.16 № 1и 2
Программное содержание: ; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта; совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на плоскости; учить согласовывать свои действия в коллективной игровой ситуации; развивать логическое мышления, фантазию, стимулировать воображение и творческое восприятие происходящего, стремление переносить добрые чувства на другие объекты; воспитывать желание прийти на помощь, эмпатию.
Материал и оборудование: фигурки животных, кувшин, макет дерева, песок, пробирки, рюкзак, природный и строительный материал, лист бумаги, вырезанные из цветной бумаги листья деревьев, костюмы спасателей (жилеты, кепки), (шведская стенка, обручи, мешок), гимнастические палки.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, у меня для вас есть новость. На одной из сказочных планет случилась беда. Там побывал злой волшебник. Он заколдовал и зверей, и птиц, и деревья, и цветы. Им нужна наша помощь. Что будем делать? (Ответы детей.)
В. Ребята, а как называют тех людей, которые помогают в таких случаях? (Ответы детей.)
В. Правильно, спасатели. Вот и мы сегодня будем такой командой спасателей. (Надевают костюмы спасателей: жилеты и кепки.) А на чём мы отправимся? (На ракете, космическом корабле.)
Дети строят космический корабль из гимнастических палок и строительного материала.
В. Нам надо приготовиться к полёту. Что мы возьмём с собой в полёт? (Предположения детей.)
В. Но прежде чем мы отправимся на эту планету, давайте освободим себя от грусти, обиды, боли. Ведь это всё будет мешать нам в пути.
Присядьте и представьте себя расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить плохие поступки, чтобы наполнить его водой.
Дети садятся на пятки, медленно наклоняются в правую, затем в левую сторону.
В. А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этой планете свет и тепло, может быть, она оживёт. Согласны? (Ответы детей.)
В. Сейчас каждый из вас отдаст частичку своего тепла и света. И всё это мы соберём вот в эту шкатулочку. И что мы сделаем дальше? Конечно, возьмём с собой. (Кладёт в рюкзак.) Ну что ж, вы к полёту готовы? Вы - команда, а у команды должен быть командир. Давайте выберем командира спасательного отряда. (Выбирают.)
В. А меня возьмёте в полёт? (Ответы детей.) Тогда я буду вашим инструктором. Буду помогать вам в путешествии. Чтобы попасть на эту планету, у нас есть карта нашего полёта. Посмотрите внимательно и определите путь движения.
Командир даёт команду на посадку в космический корабль. Корабль продвигается в космическом пространстве согласно маршруту и прибывает к другой планете (в музыкальный зал). Дети высаживаются из корабля.
В. Вот мы и прибыли на заколдованную планету. Но прежде чем выйти из космического корабля, давайте подумаем, какой может увидеть быть эта планета.
Игра на воображение «Какой увидели планету».
Дети фантазируют и рассказывают, какой они представляют заколдованную планету.
В. Ребята, сейчас мы покинем наш космический корабль и высадимся на заколдованной планете. Помните, что мы - команда. И что бы ни случилось, всегда придём друг другу на помощь. (Покидают космический корабль.)
В. А что это такое? (Достаёт свёрток.) Откроем его? (Да.)
В. Ребята, как вы думаете, кто мог это написать? (Ответы детей.)
Ну что ж, надо приступать к решительным действиям. Сначала мы будем спасать животных.
Дидактическая игра «Путаница».
Воспитатель объясняет, что злой волшебник сделал так, что животные, родиной которых является Север, оказались в саванне, животные Севера попали в жаркие страны, а животные наших лесов оказались и в холодных, и в жарких странах. Надо помочь им вернуться обратно. Дети расселяют животных (фигурки) по своим природным зонам.
В. Молодцы! Животных вы спасли. Продолжаем наш путь в глубь планеты. Одна маленькая обезьянка уснула, так и не найдя своих друзей. Но так как мы уже помогли животным расселиться по своим природным зонам, давайте не будем будить её, а тихонько перешагнём через неё. А когда обезьянка проснётся, она легко найдёт своих друзей.
Физкультурное упражнение «Перешагнём через спящее животное».
В. Ребята, что мы видим? (Подходят к голому дереву. Ответы детей.)
Правильно. Погибающее дерево. Надо ему помочь. Посмотрите, здесь лежат листочки, а на каждом листике вопрос. Если наши ответы будут правильными, то дерево оживёт.
Дидактическая игра «Оживим дерево».
Воспитатель читает вопросы и загадки, дети отвечают и развешивают листочки на дерево.
Вопросы:
Какие предметы помогают человеку в путешествии? (Карта, компас.)
Весь мир кормлю, а сама не ем. (Земля.)
Что мы видим, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит… (солнце).
Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружит много пар,
И кричат они «кар-кар».
Известные персоны
Кто они? (Вороны).
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Очень говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Кто живёт в морских водах? (Рыбы, крабы, осьминоги.)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик.)
В. Видите, какое красочное дерево у нас получилось. Оно ожило, а вместе с ним ожили и все другие деревья на этой планете.
Физкультурное упражнение «С кочки на кочку».
На полу разложены деревянные кольца-«кочки». Дети перепрыгивают из кольца в кольцо.
В. Вот и добрались. Посмотрите, ребята, что это такое? (Обращает внимание на лист бумаги, на котором схематически изображён рисунок.) Рисунок весь чёрного цвета, вызывает чувство грусти. Это злой волшебник захотел сделать всё вокруг чёрным и мрачным: и деревья, и птиц, и солнышко, и небо, и землю… А давайте вы станете весёлыми художниками и всё оживите: превратите грустные, мрачные краски в яркие и весёлые.
Дидактическая игра «Весёлые художники».
Выкладывание на листе рисунка, изображённого схематически, из цветной бумаги, природного и бросового материала, счётных палочек.
В. Всё отлично у вас получилось, молодцы! А сейчас перед нами встала трудная задача. Нам предстоит преодолеть горную вершину, пройти через туннель, что потребует смелости, ловкости. И только тогда мы сможем добраться до самого важного места на этой планете. Но помните: мы - команда, и поэтому все трудности нам по плечу.
«Полоса препятствий».
Поднятие и спуск по шведской стенке, проползание через длинный мешок без дна.
В. Ну вот, ребята, мы с вами и подобрались до самого опасного места. Здесь, вот в этом вулкане, и затаил злой волшебник всё зло, которое распространяет на планете. Нам надо его уничтожить. Видите, в вулкане есть отверстие, а вот и вода. Мы сейчас с помощью чистой и прозрачной воды потушим этот источник зла.
Эксперимент «Затуши вулкан» (с использование воды, соды, лимонной кислоты).
«Вулкан» - пробирки, в которых находится пищевая сода, лимонная кислота и краситель красного цвета. Пробирки засыпаны землёй таким образом, чтобы были видны только отверстия в них. При попадании воды в пробирки, образуется шумовая масса, которая имитирует извержение вулкана.
В. А сейчас, дети, пришло время достать нашу шкатулочку и отдать жителям этой планеты всё тепло и свет, исходящий от наших сердец. (Открывает шкатулку. Звучит запись голосов птиц.)
В. Слышите, ребята, как запели птицы? Всё ожило! Ну, вот мы с вами и помогли жителям этой волшебной планеты. Теперь пора отправляться в обратный путь.
Л. Войтович
Тема: Чем питаются животные?
- формировать понятие растениеядные животные, хищные животные, всеядные животные; развивать умение различать животных по способу питания; формировать умение анализировать объекты природы, устанавливать взаимосвязи между ними; воспитывать бережливое отношение к животным на основе осмысления взаимосвязей между ними.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1. Организационный момент.
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь,
И друг другу улыбнитесь (садимся за парты)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой, на урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать, на уроке помогать.
2. Проверка домашнего задания.
Игра «Да-нетка» (по пройденному материалу)
3. Постановка темы и цели урока
Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:
У - (узнавать новое, удивляться)
Р – (развивать внимание, наблюдательность, рассуждать)
О – (обсуждать проблему урока)
К – (корректировать) – излагать правильно мысли, выделять главное
Прочитайте первые буквы каждой строки.
Какое слово получилось? (Урок)
А отправимся мы в маленькое путешествие. Куда? Узнаете, отгадав загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?(зоопарк)
А что такое зоопарк?
Зоопарк - это учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации общественности, сохранения популяции, репродукции и научного изучения.
Итак, мы идем в зоопарк…
В нашем классе будет праздник
Мы идем кормить зверей
В зоопарке – всем известно,
Очень-очень интересно.
Что же там интересного?
А кто был в зоопарке?
Что там интересного?
Для чего зоопарк?
Расскажите о зоопарке с позиции «Хорошо-плохо»
Самый первый зоопарк в мире был основан в 1150 году до н. э. одним из китайских императоров. В нем содержалось много видов оленей, птиц и рыб. Хотя он чем-то походил на современные зоопарки, было одно существенное отличие: он был закрыт для публики и содержался для развлечения императора и его двора. Первый в мире настоящий общественный зоопарк был открыт в Париже более 300 лет назад.
(Показ слайдов про зоопарк с комментариями учителя)
Если начнут драться лев и белый медведь, то победит белый медведь.
- Верблюд может обходиться без воды две недели.
- Плюющаяся индийская кобра способна плюнуть ядом точно в глаз жертвы на расстояние 2,4 метра.
- Тарантул может жить без пищи два года.
- Акулы не болеют.
- Дельфины спят с одним открытым глазом.
- Новорождённый слонёнок весит около 100 килограммов.
Слон единственное млекопитающее, которое не может прыгать.
Крокодилы любят глотать камни – от этого у них и пищеварение лучше, и нырять они могут глубже.
- Крупнейшие хищники в мире – белые медведи.
- Таракан может жить без головы, пока не умрёт от голода.
- У коровы четыре желудка.
Змеи могут спать 3 года подряд, ничего не принимая в пищу.
Бегемоты рождаются под водой.
Зебра - белая с черными полосами, а не наоборот.
Нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза, чтобы бьющаяся добыча их не поранила
Кожа белого медведя-черная.
Ни одно травоядное животное не имеет когтей.
У бегемотов розовое молоко.
4. Усвоение новых знаний
1. Создание проблемной ситуации
А вот представьте, что мы оказались в одном зоопарке. Но в зоопарке заболел зоолог-человек, который знал чем питаются животные. Пока его не было, слону и дали мясо, крокодилу и волку – листья и ветки, льву - траву, бегемоту – рыбу. Животные грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют.
Что случилось?
Почему так вышло?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Как правильно накормить животных?
Давайте исправим ошибки.
У вас на столах карточки. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?
(работа в группах)
Правила работы в группе
1.Работать должны все
2.Один говорит, остальные слушают
3.Ответственный (капитан) распределяет работу в группе
4.Если не понял, переспроси.
5.Своё несогласие высказывай вежливо
2. Отчет групп
Чем вы накормили животных? Почему?
На какие группы можно разделить этих животных по способу питания?
Ребята, вы молодцы!!! А почему же сотрудник зоопарка не смог различить растительноядных и хищников. Давайте исследуем. Может быть у них есть отличия. (слайд)
(У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.
У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение)
Ребята, нравится вам с животными дружить? Я вам предлагаю сделать звериную зарядку!!!
Физминутка
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться,(потянуться)
Ну и хвостиком вильнуть.(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть.(легкий прыжок вверх)Ну,
а мишка косолапый,(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы,(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе(переступание ноги на ногу)
Долго топчется на месте.(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – Начинает все сначала!
3. Проблемная ситуация
В зоопарк привезли новое животное. Узнайте его.
Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка - мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
- Дятел!
- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
- Ага! Ты птица осоед!
- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Гусениц и личинок любят дрозды.
- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
- Тогда ты, наверное, лесная мышь.
- И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
- То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
- Покажись! - крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
- Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.
- Рано! - ответил я.
- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
- Может, ты цапля?
- Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Похоже, что ты куница.
- Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
- Скорей всего, ты - свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на ёлку!
- Сдаёшься? - спросил голосок.
Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку!
- Запомни! - сказала она. - Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
Н. Сладков.
Что ест белка? К какой группе животных мы ее отнесем?
Перечислите все группы животных по способу питания.
Перечислите всеядных животных.
Просмотр слайдов.
4. Работа в группах. Разместить животных по типу питания
Детям раздаются листы и картинки. Приклеить по способу питания.
1 группа - травоядные
2 группа - хищники
5. Проблемная ситуация
Мы ничего с вами не сказали об одном очень известном животном. К какой группе по способу питания мы их отнесем?
Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
(Медведь)
Как вы думаете?
Сегодня мы узнаем, кто прав. А помогут нам в этом ребята. Они подготовили рассказы о медведе.
Но сначала давайте вспомним, какие медведи обитают на нашей земле?
Белые и бурые (показ иллюстраций на слайде)
Есть бурые и белые медведи.
Белые полярные медведи живут на Севере, они большие, у них «железные» мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, теплой шерстью. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют. У них отличный слух и зрение. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.
Белый медведь занесен в Красную книгу, так как из-за охоты их осталось мало на Земле.
Бурых медведей много разновидностей, и живут они в различных местах на Земле: в Европе, Азии и Северной Америке. Любят жить в лесу, недалеко от рек.
Медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками. Они готовы терпеть укусы различных пчёл, лишь бы добраться до мёда.
Медведи бывают разных цветов: чёрные и жёлтые, бежевые и ярко-рыжие.
Так, кто же прав из ребят?
Вспомните, чем питается бурый медведь?
Рыбой, мясом, медом, ягодами, корнями…
Можно ли его отнести к хищникам?
Быстрее всего нет, т. к. он питается всем.
Детям раздаются карточки с животными. По команде выходят:
Только хищники
Только травоядные
Только всеядные
Рефлексия
Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
Что нового вы узнали на уроке?
Закончите предложение.
На доске написаны начало предложений:
Растительноядными животными называют тех, которые… Хищными животными называют тех, которые… Всеядными животными называют тех, которые…
Хорошо читающие ученики читают начало предложения, а дети заканчивают.
Если вы хорошо усвоили материал, то угадаете «лишнее животное» по способу питания на слайде):
1. Жук, корова, жираф
2. Волк, лиса, заяц
3. Баран, пингвин, свинья
4. Суслик, сайгак, сова
5. Улитка, зебра, сурок
6. Олень, кит, ворона
Домашнее задание.