Конспект занятия кто где зимует. Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе «Кто как зимует
Программное содержание:
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.
Ход занятия:
Читаю стихотворение:
Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа? Посмотрите в окно.Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.) Посмотрите на уголок природы. Что вы там видите? (Комнатные растения) Летом вы купаетесь в реке, озере, некоторые в море. Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода- всё это природа.
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Давайте вспомним признаки живой природы.(Всё что рождается, дышит, растёт, питается) А объекты неживой природы (Камень, солнце, небо, радуга, дождь и т. д.) На столах у вас лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).
– Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна?) Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)
– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)
Первая остановка – лес
Появляется Каркуша.
К.:- Кар, кар! Здравствуйте дети.
Д.:-Здравствуй, Каркуша!
К.:- Я прилетела к вам по просьбе Старичка Лесовичка. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно лежит вот в этом конверте.
В.:-Прочитаем письмо? (ответ детей)
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней.А ещё вы умеете отвечать на вопросы. Посылаю к вам Каркушу с вопросам и.Попробуйте на них ответить. До скорой встречи. Старичок Лесовичок»
1. Какие животные живут в лесу? (волк, лиса, медведь, белка….)
2. Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними? (домашние)
4. Чем питаются животные? (Растениями и другими животными)
5. Как называются животные, которые едят только растениями? (Травоядные)
6. Как называются животные, которые едят только мясо? (Хищники)
7. Почему в нашем лесу не могут жить животные тёплых стран слон, жираф, лев? (Холодно, нет привычной пищи)
8. Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев? (Зайцы погубят деревья и кустарники)
К.:- Молодцы! А мне ребята пора. Я обязательно передам Старичку Лесовичку, что вы ответили на все вопросы. До свидания. До новых встреч.
Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.
А сейчас я приглашаю вас поиграть. В очень интересную и увлекательную игру « Нарисуй животное». Вы задумываете животное которое будите рисовать. Я дам листок и фломастеры.
И вы, нарисовав определённую часть тела задуманного животного передаёте листок следующему. (Проводится игра)
В гости к нам сегодня придёт наш добрый знакомый Водяной. А вот и он.
В.:-Здравствуйте! Я очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться!И я хочу послушать,что вы знаете о воде.Я приготовил для вас вопросы.
Попробуем ответить на вопросы нашего друга?
1. Кто живет в воде? (рыбы)
2. Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась,окунь,лещ,сом, судак)
3. Какие рыбы и животные живут в море? (Дельфин,акула,кит)
4. Какое животное самое большое в море? (Кит)
5. Какое озеро в нашем селе вы знаете? (о. Гусиное)
6. А какие реки? (Сура, Кша)
В.:- Молодцы!
Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.
В.:-А сейчас я хотел бы поиграть с вами в мою любимую игру « Рыбалка». Поймав рыбу вы называете какую рыбку вы знаете.
В.:- Молодцы,весело с вами но мне нужно идти в своё озеро. Меня там ждут мои друзья. До скорой встречи!
Ну а сейчас, мы все закроем глаза и мысленно «поднимемся высоко в небо». Перед нами плывут белые пушистые облака. Светит ясное солнышко. Все перенеслись в небо? А теперь откройте глаза
Подумайте и скажите:
1. Есть ли жизнь в воздухе? (Да)
2. Кто живет в воздухе? (птицы)
3. Чем отличаются птицы от животных? (в отличие от животных у птиц перья)
4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
5. Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие). (Перелётные)
6. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица). (зимующие)
7. Почему птицы улетают? (Им холодно и нет зимой корма)
8. Чем питаются птицы? (Насекомыми)
Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать? (Сделать кормушки для птиц. И подкармливать их зимой)
Дидактическая игра «Рисуем птиц»: Поиск карточек-моделей с изображением частей тела конкретной птицы.К туловищу птицы прикладываются кар-
тинки с изображением части тела конкретной птицы.Дети должны по характерным признакам частей тела угадать,что за птица перед ними.Например
приложить хвост,крыло и клюв ласточки и т. д. Можно схитрить и запутать детей.Приложить клюв попугая и хвост ласточки.Внимательные дети сразу догадаются,а остальные пусь включат воображение и смекалку.
Утёнок Кроха задумал изобразить своих друзей птиц.Начал с попугая. Изобразил туловище, голову и забеспокоился: Вдруг неправильно? Обижу друга. Ребята помогите Крохе доделать портрет. Дети работают совместно. Следующая птица(ворона, утка, ласточка)
Молодцы вы помогли Крохе! Вы, все справились с заданием.
Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Проходите и садитесь на свои места. Вы сегодня очень постарались и узнали много полезного о природе. Что же вы узнали о природе? Какая бывает природа? И так природа наш общий дом. Мы не единственные жители нашей планеты. Рядом с нами обитают животные, рыбы, птицы -и всё это живая природа!
Наше занятие окончено
Полушкина Елена Викторовна
В старшей группе
Цель : уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных зимой: чем питаются, как защищаются и как готовились к зиме. Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать связно и последовательно.
Продолжить работу над обучением детей составлению загадок.
Воспитывать уверенность, раскованность.
Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.
Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.
«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.
Материал : иллюстрации с изображением диких животных. Дидактическая игра «2 белочки». Картинки с изображением: желуди, шишки, грибы, ягоды, бананы, мяч, хоккейная клюшка, яблоко, гнездо, кофта, кукла, шапка. Маски для 2-белочек, фишки.
Ход занятия
Скажите мне пожалуйста, лес-это чей дом? (ответы детей).
Да, и мы сегодня поговорим о жизни диких зверей зимой в лесу. Может вы мне их назовете?
Поговорим о лисе, хорошо. Когда лиса начинает готовиться к зиме, и что она для этого делает? (ответы детей)
Как она меняет шерсть? Кто расскажет?
Хорошо. Вот мы поговорим о том, как лиса готовиться к зиме. А теперь расскажите мне, как же лиса выживает зимой?
Она ловит зайцев, мышей (мышкует). Сколько надо ей поймать мышей, что-бы наесться? (15-20).
Расскажите, как это она делает? (ответы детей).
А где же зимой лиса спит? (ответы детей).
А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса зимует одна, а вот волки. Что вы можете рассказать о них (ответы детей).
Чем они питаются?
Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).
Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).
Где же волки ночуют? (ответы детей).
Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).
Я хочу вам сказать, что если летом вы встретите волка в лесу, то не бойтесь, волк вас не тронет. А вот медведя бегите как можно быстрее.
Как вы думаете почему? (ответы детей).
А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Ну вот, в лес мы сходили. А это кто?
Белка красивое, нежное животное и начинает готовиться к зиме уже летом.
Расскажите, как белочка готовиться к зиме (ответы детей).
Осенью белка меняет свою шерсть. Меняется ли цвет? (ответы детей).
У белки, как у всех животных, есть враги. Как же она защищается от них? (ответы детей)
Молодцы, очень интересный получился рассказ.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки» . (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Отдохнули. Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.
1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее …
3. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжной вой,
Спит в избушке снеговой.
4. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара.
(Айрат Х.)
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
Может мы с вами придумаем загадки. Попробуем.
Сегодня мы с вами беседовали о жизни диких животных, о том как нелегко им выживать зимой, как необходимы они друг для друга.
А теперь посчитаем сколько фишек вы заработали на занятии и узнаем: кто же был самым активным.
Ирина Новикова
Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе «Кто как зимует»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Детский сад комбинированного вида № 17»
Утверждаю
Заведующий
Н. А. Щипачева
Конспект занятия
по развитию экологических представлений в старшей группе
по теме : «Кто как зимует »
Воспитатель
Новикова И. В.
Дата проведения
г. Изобильный 2015 г.
Тема : «Кто как зимует »
Задачи :
Уточнять знания о том, как готовятся дикие животные к зиме и как они зимуют .
Продолжать учить и отгадывать и загадывать загадки, подбирать имя существительное к имени прилагательному.
Закреплять прием аппликаций – выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект пушистой шерстки.
-Развивать зрительную память , мелкую моторику рук, творческие способности.
Воспитывать любовь к животным.
Материал и оборудование.
Ватман с изображением леса поздней осенью.
Картинки с изображением диких животных. Парные картинки (дикие животные и их жилища) . Трафареты с изображением лисы, зайца, медведя, ежа, белки.
Мелкие обрезки шерстяных цветных нитей, листы бумаги, фломастеры, клей ПВА, клеевые кисти, маленькие бусины, салфетки. Шапочки – маски зайца и медведя.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в лес. Чтобы туда попасть, нужно вспомнить чистоговорки о лесных жителях.
У ежа- ежата, у лисы –лисята.
Медвежонок бежит и от холода дрожит.
Игра «Кто это?»
Я буду бросать мяч и описывать животных, а вы угадаете, кто это.
Бурый, косолапый, неуклюжий (медведь)
Злой, зубастый, страшный (Волк)
Хитрая, ловкая, рыжая (Лиса)
Маленький, длинноухий, трусливый (Заяц)
Серый колючий, добрый (Еж)
Рыжая, шустрая, запасливая. (Белка)
Воспитатель.
Вы правильно назвали всех зверей.
Загадки о животных.
(Ребенок берет картинку, поворачивает ее с изображением к себе и загадывает загадку.)
1. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (медведь)
2. Кто зимой холодной
В логове живет голодный. (волк)
3. В сосне дупло, в дупле тепло.
Кто в дупле живет в тепле?
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой (белка)
4. Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям.
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой. (заяц)
Драматизация «Заяц и медведь»
Ау, медведь! Ты что ночью делаешь?
И днем ем!
А вечером?
И вечером ем!
А когда ты не ешь?
Когда сыт бываю!
А когда сыт бываешь?
А никогда!
Воспитатель.
Дети, вы знаете, почему осенью медведь ест особенно много?
Дети. Он осенью накапливает жир, который расходует зимой, когда спит в берлоге. Ведь зимой в лесу для медведя нет еды.
Воспитатель. Обращает внимание на изображение леса поздней осенью.
Тихо и пустынно в осеннем лесу. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Медведь в берлогу залезает. Лиса охотится за зайцами и полевыми мышами. Ежик спрятался в кучу листьев под березой. Плохо одному зайцу. Пушистая белка спряталась в теплом дупле.
Игра «Где чей домик» .
(Дети подбирают картинки животного и его жилища)
Разминка
Вышли звери на зарядку,
Рассчитались по порядку :
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот идет мохнатый мишка,
Громко топает топтыжка.
Скачет зайка на лужайке.
Мы попрыгаем как зайка.
Вот и кончилась зарядка.
Если очень захотите.
Завтра снова приходите.
Воспитатель.
Я узнала, что есть необычный лес, где звери не знают, как подготовиться к холодам. Они не надели зимние шубки.
Как звери должны приготовиться к зиме? (Ответы детей)
Что произойдет с животными, если они не поменяют шубку?
Давайте поможем животным. (Дети садятся за столы.)
Трафареты каких животных вы видите?
Шубка какого цвета у лисы, зайца, волка, медведя, белки, ежа?
На подносах- материал для изготовления шубок.
Последовательность работы.
1 Обводим трафареты.
2. Наносим клей на получившееся изображение
3. Равномерно накладываем обрезки нити на поверхность.
Воспитатель.
Чтобы изображение получилось выразительным нарисуем глаза фломастером или приклеим бусинки. (Дети выполняют аппликации) .
Воспитатель.
Теперь все звери готовы к встрече зимы. Осталось расселить их по жилищам.
(Дети приклеивают на лист изображение зверей около изображения их жилищ и рассказывают, кто где живет зимой.)
Итог занятия :
Воспитатель.
Вы показали свои знания, хорошо потрудились и помогли лесным обитателям приготовиться к зиме. Если на занятии вам было интересно, выберите себе карточку с изображением животного.
ольга коковина
Экологическая беседа «Как зимуют звери». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
1. Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.
2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.
4. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы.
Материал: картины: «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Лиса. Зима», лист ватмана со следами различных зверей.
Ход беседы: Почемучка приглашает детей отправиться погулять в зимний лес. Ребята одевают теплые шубы, шапки и отправляются в путешествие.
Воспитатель: Зимний лес тих и спокоен. Но вот тянется длинная цепочка маленьких следов на снегу (лист ватмана с нарисованными следами) .
Дети вместе с Почемучкой определяют, кому принадлежат следы: у зайца – два широких кружочка и два маленьких один над другим, белки, волка, лисы.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни животных в течении лета и осени, которые помогают животным пережить зиму? (накопление жировых отложений, смена кожных покровов – линька (у белки серебристо-серая шубка, у зайца – белая).
Воспитатель:- Зачем звери меняют свои шубки? (новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов) .
Почемучка предлагает детям отгадать загадку
Кто в берлогу спать ложится
Волк, медведь или лисица?
Воспитатель: - а как вы догадались?
Дети рассматривают картину «Медвежья берлога»
Воспитатель: - Как называется жилище медведя?
Как медведь зимует? - Питается ли зимой медведь?
Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения?
Когда у медведицы появляются медвежата? (поздней зимой)
Когда просыпаются медведи? (весной) .
Почемучка загадывает следующую загадку:
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)
Воспитатель: Какие слова помогли вам найти отгадку?
Дети рассказывают о еже по вопросам
Как называется жилище ежа? (нора)
Чем утепляет еж свою нору?
Где чаще всего еж устраивает свою нору? (под елью)
Делает ли еж запасы на зиму? (нет)
Что делает еж зимой? (крепко спит до весны)
Как еж спасается от врагов? (с помощью колючек)
Почемучка: Молодцы! А теперь следующая загадка
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Воспитатель: как вы догадались?
Выставляется картина «Белки спасаются от куницы»
Вопросы: - как выглядит белка (пушистый хвост, острые когти, серебристый мех, острые зубки)
Как называется жилище белки? (дупло)
Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников, может поймать мышь-полевку)
Где белка устраивает свое гнездо? (чаще в хвойных деревьях, делает 2-3 гнезда)
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)
Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)
Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)
Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле)
Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)
Почемучка: следующая загадка?
Живет в лесу, путает следы
Боится волка и лисы (заяц) .
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться?
Выставляется картина «Зайцы в зимнем лесу»
Вопросы: - Почему заяц меняет окраску на зиму? (более теплая, маскировочная окраска)
З айцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)
Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев)
Что ему в этом помогает? (острые зубы)
Зачем заяц скачет за лосями? (подбирает молодые побеги осин)
Как он спасается от врагов? (бегством, может затаиваться, петлять)
Что ему в этом помогает? (длинные задние ноги) скорость 80км/ч
Почему говорят «заяц не трус, себя бережет? » (им присущи выдержка и осторожность, находчивость, стремительность)
Почемучка: Здорово! Обо всех животных вы знаете!
Но следующие загадки посложнее
Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы, или волки? (волки)
Как вы догадались? Картина «Волчья стая зимой»
Вопросы: - Как выглядит волк? (крупный, большая голова, хвост большой, пушистый, хорошее зрение, чуткие уши)
Почему волка называют хищником? (он охотится на других животных)
Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)
Почему волка называют «санитар леса»? (забивают прежде всего слабых и больных животных)
На кого охотятся волки зимой? (оленей, лосей, кабанов, зайцев)
Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)
Что означает выражение «волка ноги кормят» (не ждет добычу в засаде, а бегает за ней)
Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)
Почемучка: Послушайте загадку еще про одного зверя,
Всех зверей она хитрей.
Шубка рыжая на ней. (лиса)
По каким признакам вы догадались?
Картина «Лисы зимой»
Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие) .
Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)
Как называется жилище лисы? (нора)
Чей дом может занять лиса? (барсука)
Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)
Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)
Кто быстрее бегает, волк или лиса? Почему? (волк, у него ноги длинные)
Почемучка: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, как звери подготовились к зиме.
Предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)
Медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску)
Лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму)
Почемучка благодарит ребят и прощается с ними.
Цель: Воспитывать любовь к животным,стремление помочь им в трудных условиях.
Развивать: знание о следах диких животных
Развивать любознательность
Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.
Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.
Материал: иллюстрации с изображением диких животных.следы животных Дидактическая игра «2 белочки». Маски для 2-белочек, фишки.мультимедийный проектор.
Обучающие: формировать представления о жизни животных в лесу.
«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.
Образовательные области : познание, коммуникация.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.
А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)
— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)
— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца
Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)
— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.
Дети прыгают с продвижением вперед
Пальчиковая гимнастика
Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного,среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лису.
— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?
Воспитатель показывает картинку с изображением белки.
— а кто из вас знает, как белочка зимует? (ответы детей.)
— белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу,помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?(ответ детей)
— А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
— Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса,так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
— Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
— А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).
— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).
— Где же волки ночуют? (ответы детей).
— Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).
— А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.
— Кто это? (ответ детей.)
— Правильно,это лось. А как зимуют лоси? (ответ детей.)
— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы.
— Кто это? (ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
— А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)
— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)
— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.
Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.
Загадки
1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
(Алмаз)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее …
(Ильяс)
3. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжной вой,
Спит в избушке снеговой.
(Дина).
4. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара.
(Айрат к.)
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
(айзиля).
Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?
— Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним,следы каких животных и птиц видели.
— Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.
воспитатель МБДОУ «Большеатнинский детский сад»
Атнинский район, Россия