Конспект урока по познанию мира «Растение — живой организм. Конспект занятия по познанию
Конспект занятия по познанию (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
«У меня живет котенок»
Задачи :
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познанию (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
«У меня живет котенок»
Задачи :
1. Формировать положительно – эмоциональное отношение и умение правильно обращаться с животным.
2. Продолжать знакомить детей с домашним животным – котенок, с отличительными особенностями внешнего вида, чем питается, что опасно для котенка.
3. Учить детей работать с демонстрационными картинками.
4. Развивать желание наблюдать за котенком.
5. Учить делится полученными впечатлениями.
Материалы :
Игрушка «Кошка».
Демонстрационные картинки «Продукты питания».
Демонстрационные картинки «Дикие животные».
Видео: « Котёнок умывается», «Котёнок кушает».
Ход занятия.
Дети рассаживаются полукругом на стулья. Воспитатель обращает внимание детей на корзинку, в которой лежат спутанные клубочки.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. Это не вы? Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, кто это такой.
Мохнатенький, усатенький,
Молоко пьёт, песенки поёт.
Дети: Котик.
Воспитатель: Правильно, котик. Давайте позовем его к нам. Скажем вместе «кис-кис-кис».
Не идёт? Давайте поищем (звучит музыка).
(Нашли котёнка).
Воспитатель:
Что за прелесть мой Мурлыка,
Мой любимый серый кот!
Как он весело играет,
Как он песенки поёт!
Шерсть его мягка,как бархат,
Глазки – точно угольки,
И как все его движенья
Грациозны и легки!
И за то люблю Мурлыку
Больше всех игрушек я,
Всюду с ним мы неразлучны,
Как товарищи-друзья! (Л. Чарская)
Беседа «Что есть у кошки».
Воспитатель берет игрушку- кота в руки (рассматривает вместе с детьми) .
Воспитатель : Посмотрите какой он красивый. Его зовут Мурлыка. Что есть у котика?
Дети: Голова, ушки, носик, глазки, усики.
Воспитатель. Что у котёнка есть на мордочке?
Дети: Глазки, усы, нос и рот.
Воспитатель: Для чего ему глазки? Какие они у него? (глаза у котёнка большие, круглые, видят даже ночью).
Воспитатель: Какие у него усы?
Дети: длинные и тонкие, они помогают ему ориентироваться в пространстве.
Воспитатель: Для чего нужен ему нос? (Дышать).
Воспитатель: А что он делает ртом? (Ест).
Воспитатель: А что есть у него на голове?
Дети. Ушки.
Воспитатель: Какие ушки? (Маленькие, он хорошо слышит).
Воспитатель: А сколько лапок у котёнка?.
Дети. Много.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает лапки.
Воспитатель. Лапы сильные, благодаря им он умеет быстро бегать и далеко прыгать. На лапках у него есть подушечки, помогающие ему ходить бесшумно, не топая. Мягкие лапки, в лапках коготки-царапки. Для чего нужны котику когти?
Дети: Защищаться от врагов, лазать по деревьям, ловить мышей.
Воспитатель: А какой хвост?
Дети: Длинный, пушистый.
Воспитатель. Хвост у него мягкий и гибкий, с помощью хвоста он умеет выражать свои чувства: когда ему страшно, он поджимает хвост, когда сердится - дергает им из стороны в сторону, а когда ласкается с любимым хозяином - поднимает хвост кверху.
Воспитатель: Котик покрыт шерстью, как будто он в шубке. Скажите, какая шубка у нашего котика?
Дети: Пушистая, гладкая, мягкая, теплая.
Воспитатель читает стихотворение Р. Селенина «Наш котенок»:
У котенка шерстка гладкая,
И она наверно, сладкая,
Потому что наша Мурлыка
Часто-часто шерстку лижет.
Просмотр видео « Котёнок умывается».
Воспитатель. Ребята, почему кошка лижет шерстку?
Воспитатель. Коты большие чистюли, любят, чтобы шерсть была чистой и блестела. Потому часто умываются, но не водой, кошки не любят воду. Они вылизывают шерсть своим языком. Шерсть у кошек может быть короткой и длинной, черной, белой, рыжей, коричневой, серой и даже голубой.
Смотрите, как я его глажу: начинаю с головы и глажу к хвостику. Животным нравится, когда их гладят по шёрстке, а не против шёрстки.
Воспитатель: Ребята, а где кошка живет? (Дома).
Воспитатель: Правильно. Кошка – домашнее животное. Она живет в доме, любит тепло и уют, за ней надо ухаживать: поить и кормить.
Дидактическая игра «Накорми кошку».
Воспитатель. А знаете ли вы, чем питается кошка? (Ответы детей) Кошки любят мясо и рыбу, молоко, но едят и овощи тоже. Едят даже траву , она так и называется «кошачья трава» и помогает кошкам полечить животик. увидев мышь, воробья или жука, кошки осторожно приближаются, пригнувшись к земле и прыгают, чтобы их поймать.
Ребята, выберете из этих продуктов те, которые с удовольствием съест кошка.
Детям предлагаются выставленные картинки из серии «Продукты питания», из которых дети выбирают мясные. молочные продукты и рыбу. Воспитатель просит назвать продукт, выбранный для кошки.
Просмотр видео «Котик кушает».
Пальчиковая гимнастика «Котенок-шалун»
Котенок мамочку зовет:
Мяу-мяу, мяу-мяу.
(Ритмичное соединение одноименных пальцев обеих рук)
Он не напился молока:
Мало-мало, мало-мало.
(Покачивание указательными пальцами из стороны в сторону)
Покормит мама молочком:
Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
(Ритмичное поглаживание ладонью одной руки тыльную сторону другой)
Свернется маленьким клубком:
Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(Ритмичное потирание кулачком о кулачок)
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук)
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(Ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга)
Дидактическое упражнение «Родственники кошки».
Воспитатель. Ох,рад наш котик, что мы о нем столько много знаем,да вот беда,вы-то уйдёте домой,а котик здесь останется, вот он попросил найти ему друзей.
Его братья и сестры живут по всему миру. Догадайтесь, кто из этих животных его родственники? Почему вы так решили?
Детям предлагаются демонстрационные картинки «Дикие животные», где среди тигра, рыси есть представители других семейств, не кошачьи, к примеру: волк, заяц и др. Когда дети отберут кошачьих, воспитатель должен поинтересоваться, почему дети выбрали именно этих животных и подвести к выводу о сходстве внешнего вида и повадок.
Игра – импровизация. Детская песенка «Как котята тихо- тихо мы с тобой идём».
Обыгрывание игрушки.
Принесли котёнка в дом,
Угостили молочком.
(Ребятки, угостите котёнка.
Держат ладони "мисочкой".)
Он лакал из блюдца быстро своим красным язычком.
(Покажите, как котёнок лакает молочко.
Движения языком.)
Котик лапкой умывался:
Вымыл носик - так старался.
("Моют" ладонью нос.)
Когти поточил об стул,
(Движение "цап-царап".)
Потянулся... и уснул.
(Потягиваются и "засыпают".)
Итоги занятия:
1. Вам понравилось наше знакомство с кошкой Мурлыкой?
2. А что ещё вам понравилось?
3. Ребята, можно ли с живым котёнком играть как с игрушкой?
По окончанию игры Мурлыка благодарит, угощает детей гостинцами и прощается с ними.
Дети по очереди гладят котенка и говорят ему добрые слова.
Дата: _3.10.2014г
Класс: 1 «Б»
Учитель: Алимова Бибигуль Аскеркызы
Предмет: познание мира.
Тема урока: Наблюдение за окружающим миром
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
ознакомление учащихся с красотой и разнообразием окружающего мира;
Задачи:
уметь наблюдать за предметами и явлениями неживой и живой природы;
пополнять словарный запас учащихся;
учить анализировать, создавать благоприятные условия для развития творческого мышления.
р азвивать желание познавать окружающий мир.
МО:
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
ТСО: альбом, карандаши, папка для сбора природного материала.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
Закройте глаза, протяните ладошки и почувствуйте тепло друг друга. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас. Давайте пожелаем друг другу на урок хорошие слова. (ученик, пожелавший кому – либо, садится с ним в паре)
2. Беседа (подведение к теме) Модуль: новые подходы в преподавании и обучении.
А)- Что такое природа?
Что относится к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Чем отличается день от ночи?
А что можно ночью на небе увидеть? (звёзды)
Откуда вы знаете, что ночью можно увидеть звёзды? (наблюдали из окна)
Ребята, какова тема нашего урока? (наблюдение за окружающим миром)
А цель урока? (уметь наблюдать за окружающим миром, уметь работать в паре)
Б) Составление кластера на тему «Окружающий мир» (парная работа) Модуль: критическое мышление
В) Защита проекта в паре. Модуль: управление и лидерство в обучении
3. Работа по теме урока
Просмотр видеофильма «Окружающий мир» Модуль: ИКТ
Обсуждение
Что нового узнали?
Как ты наблюдаешь за окружающим миром? Модуль: возрастные особенности
4. Физминутка с музыкальным сопровождением (ИКТ)
5.Закреплание темы урока
Разноуровневые задания Модуль: талантливые и одарённые дети
Дети работают в группах
Задание: разложить все предметы по корзинкам. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в белую – предметы неживой природы
.
Самостоятельная работа.
6.Итог урока. Рефлексия ( если понравился урок –зелёные листочки, нет – красные)
Можете ли вы быть хорошими друзьями природы?
Что вы для этого должны делать?
7. Дом. Задание : наблюдать за окружающим миром
8. Оценивание (смайлики)
Тема: Окружающий мир
Дата: ___________ № урока _____ Предмет: познание мира.
Тема урока: окружающий мир Тип урока Урок усвоения новых знаний.
ТЦУ:
· Познакомить учащихся с предметами и явлениями окружающего мира;
· Сформировать представление о предметах природы, и предметах не относящихся к природе;
· Развивать желание познавать окружающий мир.
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебники, дневник наблюдения, тетради, карандаши, рисунки природы, животного мира.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
Закройте глаза, протяните ладошки под солнечный свет и почувствуйте ласку солнышка. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас.
2. Объявление темы, цели и задач урока.
Работа с иллюстрациями стр.4-5
- Посмотрите на картины и скажите, видели ли вы такие картины в своей жизни? Расскажите об этом.
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя
Природой можно назвать всё то, что окружает нас на всей земле. Это небо, солнце, звёзды, луна, воздух, и горы, и равнины, и лес, и реки, и моря, и озёра, и животные и растения.
Вся природа делится на две большие части: живая и неживая
Мозговой штурм: кого можно назвать живым существом и почему?
Ответы учащихся.
Мозговой штурм: почему воду, воздух, камни, песок нельзя назвать живыми?
Ответы учащихся.
4. Физминутка
МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
1 уровень. Задание: распределить живые и неживые предметы
2 уровень. Задание: соотнести рисунки
Учащиеся делятся на 3 группы.
1 группа наблюдает за деревьями.
2 группа наблюдает за кустарниками.
3 группа наблюдает за травами
* Какие деревья вы видите? Рассмотрите ствол. Назовите цвет. Сравните толщину стволов деревьев. Какая расцветка у листьев? Какой они формы?
* Рассмотрите кустарники. Чем они отличаются от деревьев? Какие особенности вы заметили в их внешнем виде?
* Найдите среди растений травы. Сравните их с деревьями и кустарниками. Чем они отличаются?
Рассказывают о том, что увидели.
Самостоятельная работа.
Нарисовать в альбоме то, что больше всего запомнилось, осталось в памяти.
5. Закрепление нового материала
Кем мы были в физминутке?
Они относятся к живой или неживой природе? Почему вы так думаете?
Игра «Живое и неживое»
Дети работают в группах
(учащимся предлагаются одинаковые наборы картинок предметов живой и неживой природы и две корзинки зелёного и белого цвета)
Задание: разложить все предметы по корзинкам. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в белую – предметы неживой природы.
6. Проверка и исправление ошибок.
7. Итог урока.
Рефлексия. Кому понравился наш урок раскрасьте на листочке солнышко, а кому не понравился, раскрасьте камень.
Конспект по познанию мира 2 класс. Подготовила учитель средней школы № 7 им. Ю.А. Гагарина. г. Степногорска Акмолинской обл.
Вотчал Светлана Николаевна.
Тема: Вода вокруг нас. Свойства воды.
Цель : Обратить внимание учащихся на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде», рассказать о свойствах воды.
Развивать кругозор.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: стакан, чашка, блюдце, ложка, вода, полоски цветной бумаги.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Психологический настрой.
Прозвенел и стих звонок,
Начинается урок.
Кто-то придумал
Просто и мудро
Каждый день говорить всем доброе утро!
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
3. Сообщение новой темы.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
1. Что вы знаете про воду?
2. Какая она?
3.Кому нужна вода?
4. Зачем вода растениям? Как они ее получают?
5. Нужна ли вода животным?
6. Где в природе встречается вода?
О воде
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Вода существует повсюду – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и над землей, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.
Вода самое распространенное вещество в мире? Она занимает три четверти поверхности нашей планеты, да и сами мы – водные существа, так как примерно на70% состоим из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества по всему организму.
Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания. Без воды погибнут и растения.
Вода – это сама жизнь. И если мы хотим быть здоровыми, нам следует заботиться о воде.
Что же такое вода?
Вода – это жидкость. Она находится в ручьях, прудах, колодцах, родниках, реках, озерах, морях, океанах.
Что такое лед и снег?
Лед и снег – это вода в твердом состоянии.
Что такое водяной пар?
Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
Как же вода переходит из одного состояния в другое? Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает.
Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется.
Вывод: вода может находиться в трех состояниях:
1). Твердое (лед, снег).
2). Газообразное (пар)
3). Жидкое (вода)
3.Физминутка
Сейчас мы немного отдохнём
Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд
снежинка
4. Свойства воды.
Вода имеет свойства. Их можно установить с помощью опытов.
Опыт 1.
Приготовьте стакан, чашку, блюдце. Налить воду в стакан, в чашку, в блюдце. Что вы видите? В чашке вода принимает форму чашки, в блюдце форму блюдца, в стакане – стакана.
Вывод: Вода не имеет своей формы. Она принимает форму той посуды, в которую она налита.
Опыт 2.
Опустите в стакан с водой какой- нибудь предмет. В воде он хорошо виден.
Вывод: Вода прозрачна .
Опыт 3.
Приготовьте полоски цветной бумаги: красной, зеленой, синей, белой, желтой. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду белой, синей? Нет нельзя.
Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветная
Опыт 4.
Понюхайте воду. Чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, если она чистая.
Вывод: У воды нет запаха.
Опыт 5.
Каков вкус сахара, соли, лимона? Давайте вспомним, какая на вкус вода? Можно назвать ее соленой, кислой, сладкой?
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Свойства воды
Прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, растворимость, охлаждение, текучесть, изменение структуры воды, изменение объема воды при нагревании и охлаждении.
5.Из книги рекордов Гиннеса
А знаете ли вы, что…
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
Самое глубокое озеро – Байкал. Его глубина 1 км940 м
6. Пословицы и поговорки о воде
Апрельские ручьи землю будят.
Вода камень точит.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
В тихом омуте черти водятся.
Замолчал, как воды в рот набрал
Друзья - не разлей вода
Как с гуся вода
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Много с тех пор воды утекло
На обиженных воду возят
Не зная броду, не лезь в воду
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Под лежачий камень вода не течет
Сколь воду ни варить, все вода будет
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Как рыба в воде!
В решете воду не носят
7. Итог урока
Что такое вода?
Где встречается вода в природе?
Назовите состояния воды?
8. Домашнее задание
Посчитай, сколько раз в день ты пользуешься водой? Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?
Разработка конспекта урока познания мира на тему: Состав воздуха. Воздушная оболочка
Описание: Предлагаю вашему вниманию разработку урока познания мира, который предназначен для учащихся 4 класса.Цель: сформировать понятия о составе воздуха, о воздушной оболочке.
Задачи:
1.Формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека.
2.Развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира, учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, физминутка, учебник, раздаточный материал (темы в зашифровках, оценочный лист, карточки)
Ход урока:
I.Организационный момент1. Приветствие
-Hello, children! Здравствуйте,дети!
2. Психологический настрой
- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
- Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям.
II. Основная часть:
1. Подведение к теме
-Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. А о чём пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд)
Загадка:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем
(воздух)
- Как звучит слово «воздух» на казахском и английском языках? (Ауа - air)
- О чем мы будем говорить?
2. Актуализация знаний
- Но, прежде чем начать, мы вспомним, что вы знаете о воздухе.
- Какими свойствами обладает воздух? (прозрачный, бесцветный, без запаха)
- Какое значение имеет воздух для всего живого?
- Жарайсыңдар! Молодцы! Я вижу, что вы усвоили прошлую тему и мы можем приступить к изучению новой.
3. Введение в тему
- На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с приемами критического мышления такие как кластер, синквейн, «Мозговой штурм». Сегодня познакомимся с новой темой с помощью стратегии «Перепутанные логические цепочки». Суть этой стратегии: у каждой группы будет свое задание по теме урока. Как вы поняли вы сегодня будете в роли учителей, работая в группах (их у нас 3), моим помощником будет Венера. По моей команде эксперты подойдут к столу, выберут карточку, в которой зашифрована ваше задание (одна группа-ребус, вторая-загадка, третья - перепутанные логические цепочки «Собери слово»). На разгадывание я вам дам 1,5 минуты. А в это время, Венера разбросает по всему классу материал. Это могут быть загадки, стихотворение, картинки и т.д., каждой группе необходимо собрать свой материал. Его вы усваиваете, готовите вопросы по своей теме для ваших слушателей, и затем представляете всей группой.
- Предлагаю вам вспомнить работу в группе (ответы детей).
- Все эти правила мы будем соблюдать при работе.
- И так, эксперты, возьмите зашифрованную тему. Напоминаю, работаем 1,5 минуты.
1 группа. Состав воздуха (Слайд)
Отгадывание темы при помощи ребуса
2 группа. Воздушная оболочка Земли (Слайд)
Отгадывание темы при помощи загадки
Все, чем мы живем и дышим,
То, что гор высоких выше.
На планете самой первой
Появилась... Атмосфера
3 группа. Воздушный слой
Отгадывание темы: соотнести цифры под буквами по порядку возрастания.
Ш Й О В Ы З Д Н У О Л С Й
23 58 7 4 53 11 19 33 21 13 10 8 17
Представление темы групп
Какие темы мы с вами будем изучать?
- Каждая группа получила свою тему, пройдитесь по классу, найдите материалы по ней.
- Приступайте к работе. Время - 5 минут.
- Говоря о воздухе, мы должны знать из чего он состоит и почему он так необходим. Познакомит нас с этим 1 группа. Каждой группе регламент на выступление – 3 минуты.
4.Изучение нового материала (Групповая работа)
Материал для изучения
1 группа - Состав воздуха
Воздух – это смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.(Слайд)
Без еды животные и человек могут обходиться в течение нескольких недель, без воды - несколько дней. Но без кислорода они умирают через несколько минут.
Кислород - это химический элемент, причем один из самых распространенных на земле.
Человек вдыхает кислород через легкие. Кислород нам нужен для получения энергии, благодаря которой организм может функционировать. Потери кислорода восполняются благодаря растениям.
Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.(Слайд)
Вопросы задают дети
Учитель (обобщение - слайд после ответов)
- Так что же такое воздух? (Это смесь газов)
- Ребята, обратите внимание на схему. Какого газа больше всего в воздухе? (Азота)
Какого меньше? (Углекислого газа) (Слайд)
Опыт
- Я предлагаю вам посмотреть опыт, после которого вы ещё больше узнаете о воздухе.
Горящую свечу накрывают стеклянной банкой. Свеча некоторое время горит, а потом гаснет.
- Почему погасла свеча? (Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился)
Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.
- Как можно помочь человеку, если у него загорелась одежда? (Укрыть плотной тканью, чтобы не поступал кислород) - слайд
Вывод. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.
- Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение)
- А когда еще выделяется углекислый газ? (Углекислый газ выделяется при дыхании)
2 группа - Воздушная оболочка
Материал для изучения
- Как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса? (Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере)
(Слайд)
- С атмосферой нас познакомит 2 группа.
Атмосфера - это воздушная оболочка, окружающая Земной шар. Газы, входящие в состав воздуха, создают атмосферное давление. С увеличением высоты содержание газов в воздухе уменьшается. Он становится разреженным. Соответственно этому уменьшается и давление.
Воздушная оболочка состоит из нескольких слоев. 1 слой - тропосфера- 8-17 км, где сосредоточено до 80% основных газов. У поверхности земли имеются водяные пары, из них образуются облака, из этого слоя выпадают осадки (картинки).
(Слайд)
Рассыпался горох на сто дорог,
Никто его не подберет (град)
Спрятал речку он, лужок,
Мне не виден и лесок.
Кто посмел играть со мной
Все окутал пеленой? (Туман)
Ты в летний полдень в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
И иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то (Облака)
Песня С.Козлов «Облака» - поют все
Вопросы задают дети
Учитель:
(Слайд-общий вывод)
- Во втором слое содержание газов уменьшается. Из-за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются.
Затем начинается безвоздушное пространство. Каждый слой тщательно исследован с помощью воздушных шаров, самолётов, искусственных спутников Земли, космических кораблей.
- Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? (Дети высказывают предположения из своего жизненного опыта и полученных ранее знаний).- Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства.
- Зачем нам и всем живым организмам нужна атмосфера?
Выводы учащихся:
1. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства.
2. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет.
4. Физкультминутка на внимание
3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем. Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.
5.Изучение нового материала (Групповая работа)
Учитель:
- На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров в час. Не позволяет этим метеоритам попасть на Землю воздушный слой. О нём нам расскажет 3 группа.
3 группа - Воздушный слой
Материал для изучения
Воздушный слой - защитник Земли. Он предохраняет её от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днём поверхность её раскаля¬ется до +120°С, ночью остывает до -160°С. В таком температур¬ном интервале не сможет существовать ни одно земное существо.
Воздушный слой не пропускает различные вред¬ные лучи на Землю. Он предохраняет Землю и от метеоритов, боль¬шинство которых сгорает в воздухе, не долетев до её поверхности. Это явление называется звездопадом. Вы, наверное, наблюдали, как падают звёзды. Это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое. Но иногда метеориты всё-таки долетают до Земли.
Озоновый слой – воздушный слой в верхних слоях атмосферы.
Воздух должен чистым быть,
Без него нам всем не жить,
Озоновый слой охранять –
Всегда это правило нужно соблюдать.
Сохраняя наш воздух чистым,
Будет каждый здоровым и быстрым.
Без озона погибнет земля,
Так храните его же, друзья!
(Слайд)
Учитель: (обобщающий вывод - проблемная ситуация) - слайды
- Почему метеориты не достигают Земли, спросите вы. Проведем для этого небольшое исследование.
- Потрите рука об руку. Что вы чувствуете?
- Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит с камнями во время полета в атмосфере.
- Они так сольно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторые наиболее крупные из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Если бы не было, воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем.
- Голубизна неба или его облачность зависят также от воздушного слоя. Если небо всегда будет голубым и безоблачным, весёлое настроение продлится недолго. Вода с поверхности Земли полностью испарится. Не задерживаясь в нижнем слое, она поднимается выше, так и не превратившись в осадки. Значит, растения останутся без влаги, то есть без питания. Что произойдёт тогда? (Ответы детей)
- Озоновый слой защищает от вредных лучей, но и сам нуждается в защите.
- Как вы думаете от чего это происходит? (Загрязнение окружающей среды: вещества попадают в воздух и поднимаются вверх образуя озоновые дыры, которые грозят проникновению на Землю опасных ультрафиолетовых лучей). В нашем городе есть промышленные предприятия. Назовите, какие вы знаете. (Ответы детей) (Слайд)
- Все они в процессе работы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Вот представьте, какие потери кислорода возникают. Все живое давно бы погибло.
- Что помогает возвращать в воздух кислород? (ответы детей) Чем больше зелени, тем чище воздух (Слайды леса, деревьев)
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Наша задача, глядя на эту красоту, как поступать?
6. Итоговое закрепление
стр.62-найдите абзац о составе воздуха. Читайте внимательно. Отложили информацию в сторону.
Задание: вычеркнуть лишнее.
Работа в парах
(Слайд)
Ответ: медь, водород
7. Обобщение
- Я предлагаю вам выяснить, что загрязняет воздух и показать это стрелочками (Слайд) -коллективное
Ответ: выхлопные газы, сажа, дым, копоть, пыль
Без воды нет жизни. Всё живое не может жить и без воздуха. От состояния воздушной оболочки и происходящих в ней изменений зависят настроение, здоровье людей и их деятельность.
III. Заключительная часть:
1. Рефлексия
Воздух – это смесь …
Самый распространенный газ на Земле из всех остальных – это …
… - воздушная оболочка, окружающая Земной шар.
1 слой атмосферы - …
… защищает Землю от вредных лучей.
Кислород поддерживает …
2. Домашнее задание
С.62-64 читать. Рисунок «Чем человек загрязняет воздух».
3. Взаимооценивание по критериальным листам:
- Поднимите руки кому поставили 4,5? Есть ли 3?
- Все большие молодцы, усвоили материал, работали активно. Похлопайте друг другу.