Конспект урока по познанию мира "природные сообщества казахстана". Игра на воображение «Какой увидели планету»
Конспект урока по познанию мира для 4 класса на тему "Вращение земли вокруг солнца"
Описание работы: данный конспект урока предназначен для учащихся 4 классов. Материал построен на основе мультфильма «Фиксики» серия под названием «Глобус», это способствует сделать его интересным и доступным детям. Фиксики – это любимые герои многих детей, а узнавать новое с ними намного интереснее. Кроме этого материал дополняется научным видео о Вращении Земли вокруг Солнца и смене времен года.Ход урока
Цель: повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;- расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- воспитание любознательности у учащихся.
Оборудование: учебник, глобус, компьютер, интерактивная доска, мультфильм Фиксики, видеоролик о вращении Земли вокруг Солнца, шарик
Ход урока
1. Организационный момент
а) подготовка класса к уроку;
б) эмоциональный настрой детей;
- Ребята, сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?
- Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную Землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого,
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения!
в) сообщение темы и цели урока;
- Сегодня мы поговорим о вращении земли вокруг солнца и узнаем, почему происходит смена времен года. А помогут нам разобраться с этой темой наши любимые друзья, они снова пришли сегодня к нам на урок. Сейчас я опишу вам их, а вы попробуйте угадать:
Они маленького роста, нам их даже через очки разглядеть не просто, они чинят из нутрии утюги, моторы, телефоны, мп3, прочие приборы, без них часы не ходят, без них не светит свет, они передают вам свой пламенный привет.
- Вы догадались кто это? Ну, тогда вперед к знаниям!
2. Повторение изученного материала
На основе мультфильма Фиксики, учащиеся вспоминают пройденный материал. Включается мультфильм и просматриваются его фрагменты. После каждой остановки учитель задает вопросы учащимся.
1 остановка (1:31)
- С чем играли Дим Димыч и Нолик?
- Что такое глобус?
Какую форму имеет Земля?
- Почему глобус называют «мячом в сетку»?
- Как на глобусе называется линия, разделяющее северное и южное полушарие?
- Определите по глобусу, чего на Земле больше суши или воды? Как вы определили?
А теперь давайте проверим правильность наших ответов (просмотр мультфильма)
2 остановка (1:54)
- Почему мы не падаем с земли, если она круглая?
Давайте проверим ответ (просмотр мультика)
3 остановка (3:08)
- Давным давно на свете жил один мудрец и он как и Нолик считал, что «Солнце рано утром поднимается над Землёй. Постепенно двигается по небосводу и к вечеру уходит за горизонт. Каждый день Солнце неустанно обходит Землю с востока на запад, чтобы своими лучами согревать людей и освещать путь караванам. Земля, на которой мы стоим – это центр Вселенной, а Солнце вращается вокруг неё».
- Исправьте ошибки ученого.
- Докажите, что Солнце освещает Землю. Земля медленно вращается вокруг своей оси, поворачиваясь то одной стороной, то другой. На Земле день меняется с ночью.
Давайте убедимся в этом с помощью модели Земли – глобуса (опыт)
- За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси, день меняется с ночью?
Давайте проверим (просмотр продолжения мультфильма)
3. Физкультминутка
- Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.
- Земля вращается вокруг Солнца (И)
- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)
- В високосном году 365 дней (Л)
- В Солнечной ситеме 9 планет (И)
- На Венере есть жизнь (Л)
- Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)
4. Объяснение нового материала
4 остановка (4:05)
- А сейчас мы с вами узнаем, как происходит смена времен года, а расскажет нам об этом учитель фиксиков.
5 остановка (4: 34)
Отгадайте загадку:
- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
- Как же «переодевается» Земля?
- За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
- Как же это происходит?
(Просмотр видеоролика)
Когда Земля расположена так (показывает), то Северное полушарие лучше прогревается Солнцем. В это время здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима.
Через три месяца Земля будет расположена к Солнцу так (показывает). Солнечные лучи будут прогревать Северное и Южное полушария равномерно, На одном полушарии в это время осень, а на другом весна.
Ещё через три месяца Земля передвинется и окажется по другую сторону от Солнца. Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там наступит зима. А в Южном полушарии – лето.
Ещё через три месяца солнечные лучи станут падать на Северное и Южное полушария равномерно. На одном полушарии наступит весна, а на другом – осень.
Через три месяца всё повторится. И так круглый год.»
- Кроме того учеными выявлены високосный год и полярные дни и ночи?
- Что это такое? Найдите ответ на этот вопрос в своих учебниках на с 75
- Ребята, а вы хотите досмотреть историю фиксиков?
5. Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Кто сегодня помог нам получить новые знания?
- Кому понравился урок, покажите условный знак фиксиков.
- Итак, учёные постоянно исследуют планеты Солнечной системы. Они хотят знать, есть ли жизнь на других планетах. Учёные пришли к выводу, что только на Земле существуют наилучшие условия для развития жизни. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что получает от него достаточно света и тепла для жизни живых организмов, вокруг Земли имеется атмосфера с достаточным содержанием кислорода, вода в жидком состоянии. Земля существует и будет существовать миллиарды лет. Наша задача беречь Землю, изучать её, использовать
её богатства.
- Ребята, как вы думаете, а вы сможете удержать Землю в руках?
- Сейчас я предоставлю вам такую возможность, каждый из вас подержит Землю в руках и пообещает беречь ее богатства. Я обещаю вам, что на протяжении всей своей жизни будут учить детей беречь нашу планету (учащиеся передают друг другу шарик и дают обещания)
Спасибо за работу на уроке! Самые активные получают пятерки!
Учитель Петрик Е. П. Казахстан г. Семей КГУ СОШ № 12
Цель урока: знакомство с видами транспорта.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с видами транспортных средств,
способствовать формированию у учащихся целостного представления о современных транспортных средствах,
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового,
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению информации;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников,
помочь учащимся осознать значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства бережного отношения к техническим средствам,
способствовать сплочению классного коллектива,
содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
помочь учащимся осознать необходимость соблюдения ПДД.
Оборудование:
компьютер и проектор,
презентация,
индивидуальный листок для работы «Транспорт»,
карточки за ответы «Машинки».
^ Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
^ Основание для применения компьютерных технологий: использование демонстрационного материала в виде просмотра слайдов, фрагментов мультипликационных фильмов, прослушивание песни с клипами способствует продуктивной и рациональной организации урочной деятельности. Так как у учащихся начальных классов преобладает наглядно – образное мышление, демонстрационный материал актуален.
^ План урока .
Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок познания мира – учебно – познавательное занятие. У каждого из вас, ребята, незаполненный рабочий лист. По мере работы на уроке вы будете его заполнять. Ещё на столе лежат карточки «Машинки». Если ученик отвечает на вопрос, он берёт себе одну карточку.
^ Повторение изученных тем по разделу «Человек и общество» (слайд 2):
III. Сообщение темы и цели урока.
Сейчас мы узнаем, какая тема будет на нашем сегодняшнем занятии.
Большое путешествие (слайд 3) (появление иллюстраций по ).
^
Чтение стихотворения Олеси Емельяновой (фрагмент).
Мы шагали по дорожке,
А сидят - троллейбус ждут.
Он - железная машина,
У него на лапах шины -
С каждой стороны по две -
И рога на голове.
Но не чтоб с другим бодаться,
А за провода держаться -
По рогам тем ток бежит,
И внутри мотор жужжит.
Много на своих колесах
Пассажиров перевез он.
Если нам с ним по пути,
Тоже может подвезти.
Это что за наслажденье -
Сесть на мягкое сиденье.
Сели. Едем. Вдруг беда:
Оборвались провода.
Но недолго мы в печали
На обочине скучали.
Нам открыл автобус дверь,
В нем и едем мы теперь.
Он - троллейбус, но безрогий.
Чтобы бегать по дороге,
Заезжает в магазин,
Покупает там бензин.
А потом он по минутам
Едет точно по маршруту
Мимо парков и домов,
Мимо труб и их дымов.
Едет даже мимо склада,
Только нам туда не надо.
Это целая наука -
Протянуть машине руку,
Чтобы поняла она,
Что она тебе нужна.
И тогда машина эта
Отвезет хоть на край света.
Говорят, туда на ней
Ехать много-много дней.
Только нам в пути далеком
Пригодится бочка с соком,
Десять ящиков конфет
И с вареньями буфет.
Знать, к машине нужен кузов
Для больших тяжелых грузов,
Ведь не взять с собой щенка
С будкой без грузовика.
Для вещей в нем места хватит.
А друзья? Нельзя не взять их.
Скучно будет. Без друзей,
Не пойти с ними в музей.
Чтобы странствовать серьезно,
Нужно нам, пока не поздно,
И, пока билеты есть,
В пассажирский поезд сесть.
Впечатлений дарит много
Нам железная дорога,
И, покуда не темно,
Будем мы смотреть в окно.
Перегон за перегоном
Тянет паровоз вагоны.
Если вдруг начнем зевать,
Вот подушка, вот кровать.
Шпалы паровоз считает,
Жаль, по небу не летает.
Если на пути гора,
Значит, выходить пора.
На заоблачной дороге
Не помогут даже ноги.
Да, попали в переплет.
Срочно нужен вертолет!
Он своим винтом стрекочет
И летает, где захочет.
Громко мы кричим: "Ура!" -
Позади уже гора.
А за нею нам на горе
Разлилось большое море.
Нет, не кончится поход!
Сядем мы на пароход!
Пароход не замечает,
Что его волна качает.
Всем оставшимся в порту
Громко он гудит: "Ту-ту!"
Поселили нас на юте,
Каждого в своей каюте.
Корабельный повар кок
Торт нам праздничный испек.
Вместе чаек мы считали,
А потом они пропали -
Далеко мы от земли
В море синее ушли.
А в конце, как и в начале,
Тоже чайки нас встречали.
И совсем в другом порту
Пароход гудел: "Ту-ту!"
Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели,
Сели мы на самолет
И отправились в полет.
Хоть не машем мы руками,
А летим над облаками.
С высоты смотреть в окно
Лучше, чем ходить в кино.
Там, внизу, поля с ладошку,
Города как понарошку.
Так и хочется их - Хвать! -
Взять себе и поиграть.
^ IV. Новый материал.
Учитель: наверное, вы уже догадались, какая тема у нашего урока? Транспорт.
Учитель: сейчас мы совершим путешествие в далёкое прошлое на машине времени и узнаем историю возникновения транспортных средств (слайд 4, .
Древние люди не имели транспортных средств и передвигались пешком (слайд 5).
Затем человек начал приручать диких животных. Какое животное человек стал использовать как транспортное средство? Лошадь (слайд 6). Давайте посмотрим, как это было (слайд 7, фрагмент мультфильма). Люди освоили верховую езду, но перевозить грузы ещё не могли. Тогда человек изобрёл колесо и сделал телегу (слайд 8).
Много веков конный транспортбыл основным (слайд 9).
Но сколько хлопот с лошадьми! Корми, пои, ухаживай. А сила от них не такая уж и большая. И только в XVIII веке изобрели паровую машину и установили её на повозку (слайд 10). Вам она покажется смешной. Телега и телега. Тяжёлая, на больших колёсах. Впереди котёл, вроде огромной медной кастрюли. Двигалась медленно, со скоростью пешехода.
Захотел человек сконструировать самодвижущуюся повозку. Но она появилась тогда, когда был изобретён бензиновый мотор (слайд 11).
А потом автомобили начали быстро менять свой вид. Стали строить легковые машины (слайд 12). Так появился наземный транспорт.
Но ведь большая часть нашей планеты состоит из воды: океанов, морей, озёр и рек. Людям, наравне с наземными, нужны были и средства передвижения по воде (слайд 13).
Древний человек заметил: реку на бревнепереплыть можно (слайд 14). Подгребай ладонями, да смотри не перевернись.
Потом люди догадались соединить несколько брёвен вместе. Получился плот (слайд 15). Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась лодка (слайд 16). А потом заметили: двигать лодку удобно широким веслом.
Люди много наблюдали за природой и заметили: лодка и без вёсел может плавать, был бы ветер (слайд 17). Поставили на лодку парус, и получился парусник.С развитием техники водный транспорт тоже получил развитие: пароход (слайд 18), теплоход (слайд 19), ледокол, подводная лодка (слайд 20).
История воздушного транспорта насчитывает тысячи технических средств от воздушного шара и дирижабля до сверхскоростных самолётов и космических кораблей (слайд 21).
Давайте прочитаем в учебнике, что нам расскажут о транспорте его авторы (слайд 22). Чтение статьи учебника. Что вы узнали из статьи учебника?
Физ. минутка для глаз «Автомобили» (слайд 23).
А теперь систематизируем наши знания.
Виды транспорта бывают (ответы учащихся)…
I. Наземный (слайд 24):
II. Воздушный (слайд 25):
метрополитен .
Транспорт бывает пассажирский (слайд 28) (какие транспортный средства относятся к этому виду?) и грузовой (слайд 29) (примеры детей).
А ещё есть специальный автотранспорт (слайд 30). Это пожарные машины , машины полиции, скорой помощи, службы спасения. К спец. автотранспорту относятся также машины благоустройства города.
Посмотрите на свою памятку и подумайте, каким видом транспорта мы пользуемся чаще всего? Автомобилями. А вам интересно узнать, как устроен автомобиль? Давайте посмотрим (слайд 31, фрагмент фильма).
Когда мы идём в школу, в магазин или к друзьям, являемся ли мы участниками дорожного движения? Что должен знать каждый участник движения? Правила дорожного движения.
^ Развитие речи и воспитание культуры поведения на дорогах, ПДД.
Человек, находящийся вне транспортного средства, участник движения ().
Техническое средство, регулирующее дорожное движение на перекрёстке ( светофор).
У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами ( велосипед).
Полоса земли, чаще покрытая асфальтом для движения транспортных средств ( дорога).
Часть дороги для передвижения пешеходов ( тротуар).
Человек, управляющий каким-либо транспортным средством ( водитель).
Аппарат для передачи информации на расстоянии (можно вызвать помощь и т. д.). Сотовый … ( телефон).
Дорожный знак, который устанавливают возле детских учреждений «Осторожно…» ( дети).
Состояние, когда опасность не угрожает. Оно может быть обеспечено при условии соблюдения правил всеми участниками дорожного движения ( безопасность).
Зачитывание стихотворений (слайды 33, 34):
^ На дороге целый день
Сильное движение,
Не остановить поток
Даже на мгновение.
Чтобы не случилось
Опасных столкновений,
Существуют Правила
Дорожного движения.
Как вы думаете, ребята, а трудно ли быть водителем? Почему? А как нужно вести себя водителю за рулём? Можно ли допускать грубость по отношению к другим участникам движения? Есть такие понятия «водительская этика», «водительская взаимопомощь». Что они означают? Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и постараемся ответить, кто из участников движения вёл себя некорректно, а кто поступал правильно (слайд 35, фрагмент мультфильма). Обсуждение.
А теперь проверим, как вы знаете современные транспортные средства. Во всем мире 36 стран выпускают легковые машины. Делает их 131 фирма (слайд 36). У каждой фирмы есть свой отличительный знак – эмблема. Попробуйте угадать по эмблеме марку автомобиля и страну – изготовителя этой машины (слайды 37-39).
^ VI. Итог урока. Рефлексия.
О чём мы говорили на сегодняшнем уроке? Посмотрите в свои рабочие листочки. Что нового вы узнали? Понравился ли вам наш урок?
Заучивание (слайд 40):
^ Чтоб по улицам шагать,
Надо очень много знать.
И, конечно, без сомнения
Помнить правила движения!
Оценка работы на уроке. По мере того, как вы, ребята, отвечали на вопросы, вы брали карточки «Машинки». Покажите ваши машинки, поднимите руки. Все, кто получил машинки, заработали за свои ответы хорошие оценки.
^ Домашнее задание: читать статью учебника. Написать эссе «Транспорт в моей жизни».
И наш урок мы закончим весёлой песней про автомобили (слайд 41).
Конспект урока по познанию мира
Тема: Природные сообщества Казахстана
Цели:
Познакомить с природными сообществами характерными для территории Казахстана, формировать представление о каждом сообществе, его особенностях и способах существований живых организмов в данном сообществе;
Развивать умение анализировать и систематизировать материал, обобщать и делать выводы, развивать мышление и воображение учащихся;
Прививать бережное отношение к природе.
Ход урока
Сегодня у нас не обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. Для этого нам понадобится карта природных зон Казахстана и ваши знания о природных сообществах.
Давайте вспомним, какие природные сообщества есть на территории Казахстана (рассматривают карту, определяют каждое сообщество: лес, степь, пустыня, водоем) СЛАЙД 2
Игра «Рассели жителей»
А сейчас я предлагая вам поиграть. Вам нужно будет расселить растения и животных по сообществам, в которых они обитают.
(Учитель показывает растения и животных, а ученики определяют к какому сообществу они относятся. Все растения и животные крепятся на карту)
Посмотрите, какой разнообразный растительный и животный мир нашей страны. Как вы думаете, почему? (Потому что климат на всей территории Казахстана разный)
Беседа о сообществе «лес» СЛАЙД 3
СЛАЙД 5
Что называем мы лесом? (место, где растет много разных деревьев. Лес – это деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы)
Посмотрите на карту и скажите, где на территории Казахстана раскинулись леса?
Какими бывают леса (хвойные и лиственные)
Какие растения преобладают в лесах? (влаголюбивые, тенелюбивые)
Какие приспособления характерны животным обитающим в лесу? (окраска к цвету коры или листьев, легко передвигаются по веткам деревьев)
Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса живут совместно в одних и тех же условиях)
Какой вред наносит человек лесу и его жителям? (Сокращение лесов, браконьерство, загрязнение леса)
Заполнение схемы детьми.
(дети делятся на две группы и заполняют предложенные схемы, затем демонстрируют друг другу) СЛАЙД 6
(Значение леса? (источник древесины, грибов, лекарственных растений, ягод, дом для животных и птиц, очищает воздух, место отдыха для человека)
Охрана леса (Контроль вырубки лесов. Посадки новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.) Приложение 1
Просматривают фильм о лесе - СЛАЙД 7
А сейчас лотерея. Каждой группе нужно решить задачу и для вас откроется путь. СЛАЙД 8
(Лотерея проводится в группах, каждая группа выбирает задачу, решает ее сообща, и затем представляет ответы всем ученикам. Слушающие ученики оценивают правильность и полноту ответа)Приложение 2
Беседа о сообществе «степь» - СЛАЙД 9
А сейчас мы с вами оказались в степи.
Посмотрите на карту и скажите, где находятся степи?
СЛАЙД 11
Что мы называем степью? (Это открытое, безлесное, пространство, покрытое травами)
Какими бывают степи? (луговые, сухие, пахотные)
Какие растения преобладают в степи? Встречаются ли деревья? (низкорослые травы, Деревья в степи не растут)
Какое значение имеет степь в жизни человека? (Сухие степи используются в качестве пастбища; пахотные – для выращивания зерновых культур)
Можно ли назвать степь природным сообществом? Почему? (да можно, потому что все обитатели степи живут совместно в одних и тех же условиях)
Заполнение таблицы СЛАЙД 12
(Ученики чертят в тетради таблицу. В ходе обсуждения, таблица заполняется учениками)
Просматривают фильм о степи – СЛАЙД 13
Беседа о сообществе «пустыня» - СЛАЙД 14
Посмотрите на карту и скажите где расположены пустыни на территории нашей страны?
СЛАЙД 16
Что мы называем пустыней? (Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная)
Какими бывают пустыни? (песчаными, солончаковыми, глинистыми и каменистыми)
Что называется солончаком? (почвы, содержащие в большом количестве соль)
Назовите время года, когда пустыня не кажется безжизненной? Почему? (весна, в это время она усыпана разнообразной растительностью)
Как долго пустыня сохраняет такой облик? (примерно месяц)
Какие приспособления помогают растениям выживать в пустыне? (за короткий срок успевают прорасти, зацвести и дать большое количество семян, имеют очень длинные корни, листочки маленькие или совсем превращаются в колючки)
Как животные приспосабливаются к жизни в пустыне? (Способны быстро передвигаться, Окрас животных под цвет песка, Животные некрупные, Долгое время находятся без воды и пищи, Многие днем спят, а активны ночью, Некоторые на лето залегают в спячку.)
Отгадайте загадки - СЛАЙД 17.
Просматривают фильм о пустыне - СЛАЙД 18.
Выполнив следующее задание, мы сможем вернуться домой. А для этого нам нужно исправить ошибки. СЛАЙД 19
Как связаны между собой растения и животные? (растения и животные связаны в цепи питания)
Индивидуальная работа
Составьте цепи питания соответствующие схемам:
Растение (дерево) – животное (растительноядное) – животное (хищник) - осина – заяц – волк
Растение (трава) – животное (растительноядное) – животное (хищник) - Ромашка → бабочка→стрекоза
Растение (зерновое) – животное (растительноядное) – животное (хищник) – животное (хищник) - рожь – полевая мышь – змея – ястреб
Итог урока.
Мы вернулись в класс, и теперь подведем итоги нашего путешествия.
Понравилось ли вам наше путешествие?
В каких сообществах мы с вами побывали?
Что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия.
Приложение 1
Приложение 2
Задача 1
“Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню”. Объясните смысл данной поговорки.
Задача 2
Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса. Какими могут быть последствия?
Задача 3
В лиственном лесу вскоре после таяния снега зацветают многие растения, а в еловом лесу не наблюдается такого массового цветения. Объясните почему?
Тема: «Вода»
Цель:
Задачи:1.Образовательная:
2.Развивающая:
3.Воспитательная:
Оборудование: учебник, иллюстрации вода, облака, осадки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Анализ погоды.
1.Какое сегодня число?
2.Какой месяц?
3.Какой он по порядку?
4.Какой год?
5.Какоя температура воздуха?
6.Были ли осадки, какие?
7.Какое направление ветра?
Прочитайте всю запись.
«Ромашка». Вопросы.
1.Что называется погодой?
5.Что такое прогноз погоды?
3.Исток это…
4.Русло это ….
5.Притоки это …
6. Устье это …
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу
Неподвижной быть могу
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная,
Вы узнали без труда
Называюсь я ……(вода)
Мы будем беседо-вать об основных свойствах воды, её местонахождении, зна-чении для природы и человека, а значит, и для нас.
Вспомните, дети, в каком состоянии встречается вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном)
(Лед на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана.)
Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? В различные осадки.
Назовите их.
(Снег, дождь, град, иней, изморозь, роса.)
6.Объяснение новой темы.
Спроси на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? - спросил росу.
Поверь - и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш,
И я пришла из океана!
а поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
и в росинке
(Роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дож-динка.)
Откуда они появились? (из океана.)
Что такое океан?(Это крупный естественный водоём.)
Какие водоёмы вы ещё знаете? (Родник, ручей, река, море, озеро, пруд.)
Ребята, назовите такой водоём, который со всех сто-рон окружен сушей. (Это озеро.)
Какое самое глубокое озеро на Земле? (Озеро Байкал.)
Где оно находится? Покажите на глобусе. (В России.Ученик показыеает.)
Сообщение - Озеро Байкал голубая чаша Сибири. По Байка-лу ходят белые корабли с грузом и пассажирами. В его водах обитают известные всему миру ценные рыбы: омуль, сиг, осетр. А ещё здесь живут нерпы (тюлени), но ученые до сих пор не знают, как они там появились. (Е. Барас.)
Воду можно назвать самым ценным минералом на-шей планеты. Русский народ говорил в старину: "Мать -водица - всему царица!". Что обозначает это выражение?
(Обсуждение значения воды для природы и человека.)
Работа со схемой.
Всякая река имеет исток Истоком реки
Причудливо извиваясь, несет свои воды река, принимая притоки, и от этого она становится полноводнее и шире. Если плыть по течению, то справа будет правый берег, а слева - левый.
На судоходных реках устанавливаются бакены, окрашенные в красный или белый цвет. Красные бакены показывают мели и подводные препятствия у правого берега, а белые - у левого.
устьем .
Нетрудно заметить, что всякая река течет в понижении, которое тянется от истока реки до ее устья, - это речная долина
Во время разлива, чаще всего весной, когда тает снег, река выходит из берегов и затопляет пониженную часть речной долины - пойму .
Всякая река имеет притоки . Они обычно короче главной реки. Притоки, которые впадают в главную реку справа по течению, называются правыми притоками, слева - левыми. Так, у величайшей реки Европы - Волги - правый приток Ока, левый - Кама. Река со всеми своими притоками (включая и реки, впадающие в притоки) называется речной системой.
Подземные воды.
Основной источник подземных вод - это осадки, то есть дождь и снег. Дождевая или талая вода сначала проходит через верхние слои почвы. Часть воды используют растения для своего роста, а другая часть проникает в нижние слои почвы. Она легко проходит через водопроницаемые слои гальки и песка. Накапливается вода над водоупорными слоями, которые воду не пропускают (глина, гранит). Уровень подземных вод бывает разным.
Физкультминутка.
Тихо плещется вода. Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)
7. Работа с учебником.
1) Чтение текста с пометками.
Составление кластера:
8.Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке? Что было интересно?
Домашнее задание: знать и уметь рассказать о воде. Для этого необходимо прочитать текст на странице, и ответить на вопросы.
Габченко Лидия Васильевна, 18.02.2017
624 75
Содержимое разработки
План урока
По Познанию мира
Тема: «Вода»
Дата
Тема: «Вода»
Цель: «Расширить знания детей о воде».
Задачи: 1.Образовательная: расширить представления о свойствах её как природного тела; способствовать формированию знаний учащихся о составе воды;
2.Развивающая: выяснить причину образования облаков, узнать, как образуются осадки;
3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, иллюстрации вода, облака, осадки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Анализ погоды.
1.Какое сегодня число?
2.Какой месяц?
3.Какой он по порядку?
4.Какой год?
5.Какоя температура воздуха?
6.Были ли осадки, какие?
7.Какое направление ветра?
8.Какой лед на реках и озерах?
Прочитайте всю запись.
2. Повторение теоретического материала.
«Ромашка». Вопросы.
1.Что называется погодой?
2.Кто наблюдает за передвижением воздуха?
3.Где расположены метеорологические станции?
4.Какие сведения собирают в метеоцентрах?
5.Что такое прогноз погоды?
1.Назови части реки.
2. Какие воды называются подземными.
3.Исток это…
4.Русло это ….
5.Притоки это …
6. Устье это …
3.Начальная мотивация учебной деятельности.
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу
Неподвижной быть могу
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная,
Вы узнали без труда
Называюсь я ……(вода)
4.Сообщение темы и цели урока.
Мы будем беседовать об основных свойствах воды, её местонахождении, значении для природы и человека, а значит, и для нас.
5.Актуализация опорных знаний.
Вспомните, дети, в каком состоянии встречается вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном)
Где можно увидеть эти состояния воды?
(Лед на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана.)
Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? В различные осадки.
Назовите их.
(Снег, дождь, град, иней, изморозь, роса.)
6.Объяснение новой темы.
Спроси на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? - спросил росу.
Поверь - и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш,
И я пришла из океана!
а поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
и в росинке
Нам откликнется всегда Океанская вода!
Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных ее проявлениях.
(Роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дождинка.)
Откуда они появились? (из океана.)
Что такое океан? (Это крупный естественный водоём.)
Какие водоёмы вы ещё знаете? (Родник, ручей, река, море, озеро, пруд.)
Ребята, назовите такой водоём, который со всех сторон окружен сушей. (Это озеро.)
Какое самое глубокое озеро на Земле? (Озеро Байкал.)
Где оно находится? Покажите на глобусе. (В России. Ученик показыеает.)
Сообщение - Озеро Байкал голубая чаша Сибири. По Байкалу ходят белые корабли с грузом и пассажирами. В его водах обитают известные всему миру ценные рыбы: омуль, сиг, осетр. А ещё здесь живут нерпы (тюлени), но ученые до сих пор не знают, как они там появились. (Е. Барас.)
Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. Русский народ говорил в старину: "Мать -водица - всему царица!". Что обозначает это выражение?
(Обсуждение значения воды для природы и человека.)
Работа со схемой.
Всякая река имеет исток , т.е. место, где она начинается. Истоком реки может быть бьющий из-под земли родник или болото, или озеро. В высоких горах реки, как правило, начинаются с ледников.
Причудливо извиваясь, несет свои воды река, принимая притоки, и от этого она становится полноводнее и шире. Если плыть по течению, то справа будет правый берег, а слева – левый.
На судоходных реках устанавливаются бакены, окрашенные в красный или белый цвет. Красные бакены показывают мели и подводные препятствия у правого берега, а белые – у левого.
Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют устьем .
Нетрудно заметить, что всякая река течет в понижении, которое тянется от истока реки до ее устья, – это речная долина . Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно, называют руслом реки.
Во время разлива, чаще всего весной, когда тает снег, река выходит из берегов и затопляет пониженную часть речной долины – пойму .
Всякая река имеет притоки . Они обычно короче главной реки. Притоки, которые впадают в главную реку справа по течению, называются правыми притоками, слева – левыми. Так, у величайшей реки Европы – Волги – правый приток Ока, левый – Кама. Река со всеми своими притоками (включая и реки, впадающие в притоки) называется речной системой.
Свыше тысячи рек, речек, ручейков несут свои воды в великую Волгу. В эти реки и ручейки стекают дождевые, талые и подземные воды с огромной территории. Местность, с которой река со своими притоками собирает воды, называется водосборным бассейном. Каждая река имеет свой бассейн. Граница между бассейнами рек называется водоразделом.
Подземные воды.
Не вся вода испаряется и хранится на поверхности земли. Очень много воды встречается глубоко под землей. Вода, которая находится на земле,называется поверхностные воды. А вода, которая находится под землей, называют грунтовыми или подземными водами. Подземные воды очень важны для Казахстана, так как очень большая территория расположена в пустынных и полупустынных зонах.
Основной источник подземных вод – это осадки, то есть дождь и снег. Дождевая или талая вода сначала проходит через верхние слои почвы. Часть воды используют растения для своего роста, а другая часть проникает в нижние слои почвы. Она легко проходит через водопроницаемые слои гальки и песка. Накапливается вода над водоупорными слоями, которые воду не пропускают (глина, гранит). Уровень подземных вод бывает разным.
Как можно использовать подземную воду? Жители Казахстана роют колодцы, так как колодезная вода чистая, прозрачная и холодная. В настоящее время насосами качают воду и подают по водороду. Ею поят скот, используют для полива и бытовых нужд.
Физкультминутка.
Тихо плещется вода.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
7. Работа с учебником.
1) Чтение текста с пометками.
Хочу узнать |
||
2) Дети работают в парах, обмениваются мнениями, готовят вопросы.
Задай свой вопрос по тексту своим друзьям.
Что нового ты узнал из текста? Что еще хочешь узнать?
Какие ты знаешь облака? Что могут изображать облака?
А как ты думаешь, почему движутся облака?
Если ученик не сумеет ответить, пусть найдет ответ в тексте.)
Составление кластера:
8. Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке? Что было интересно?
Домашнее задание: знать и уметь рассказать о воде. Для этого необходимо прочитать текст на странице, и ответить на вопросы.
Познание мира.
2 класс
Урок №6.
Тема: Я и другие люди.
Цель: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
Формировать положительные моральные качества.
Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
Развивать творческие способности детей.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы: групповая, фронтальная, коллективная
Технологии: педагогическое сотрудничество, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, развивающая
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их, чтобы никто не делал им замечаний. Как же этого достичь?
Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения.
А что же такое вежливость ? (Ответы детей) (Слайд № 1)
Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
Послушайте, откуда пришло это слово:
Один мальчик не любил говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте».
Ах, ты невежа! – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ.
Нет, я вежа, вежа, вежа!
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное . В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Так что мальчик был прав: есть такое слово - “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и остальные вежливые слова.
Ребята, а кто знает, как по-другому называют вежливые слова? (волшебные)
Как думаете, почему они «волшебные»? (Ответы детей)
Для того чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.
Игра: «Подскажи словечко»
Попробуйте угадать «волшебные» слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).
Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос .
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
Чтобы вы ответили на вопрос? (Рассуждения детей)
Недостаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
С кем здороваемся? Как здороваемся? (Ответы детей)
А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
Физкультминутка «Хлопай-топай»
Если моё предложение говорит о вежливом поведении, то вы хлопаете в ладоши. А если нет, то тихонько топаете ногами.
Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку;
Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите);
Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места;
Входящему в класс можно крикнуть “привет”;
Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке;
Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых;
В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову;
Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”;
Не надо ябедничать;
Нужно благодарить маму за вкусный обед;
Нужно приходить в школу неопрятным;
Нужно помогать взрослым и малышам;
Нужно не обращать внимания, когда тебя зовут;
С друзьями не обязательно быть вежливым;
Нужно уступать место в автобусе пожилым людям;
Нужно опаздывать на урок;
Нужно здороваться и прощаться;
Нужно выражать близким людям свою любовь и восхищение.
«Задачки на уважение» (Работа в 3-х группах)
Сейчас я вам задам задачку. Вам нужно будет внимательно ее слушать, после чего, посовещавшись группами, ответить на мои вопросы.
Задачка 1 .
Мальчик крикнул прохожему:
- Скажите, сколько сейчас часов?
Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки.
Ошибка № 1: не следовало кричать, нужно было спокойно спросить.
Ошибка № 2: после ответа нужно было сказать “спасибо”.
Ошибка № 3: мальчик забыл сказать “пожалуйста”.
Ошибка № 4: мальчик забыл поздороваться.
Задачка 2
Одна девочка жаловалась маме:
– Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.
– А ты как его зовешь – спросила мама.
– Я кричу ему: “Эй, ты!”
– Скажите, права ли Галя и почему? (нет)
Задачка 3.
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст от 8 до 11 лет.
Ответ: обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.
Тест: «Культура поведения»
Представляю вашему вниманию слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече.
1. Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?
(Слайд № 2)
Ответы: здравствуйте, доброе утро
2. Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа. (Слайд № 3)
Ответ: здравствуйте, извините, Маша дома?
3. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы. (Слайд № 4)
Ответ: извините, можно войти?
4. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?
(Слайд № 5)
Ответ: извините, можно пройти?
Задание: «Объясни пословицу»
На следующем слайде, напечатаны 3 пословицы о вежливости. Ваша задача объяснить их значение.
1-ая группа получает 1-ую пословицу, 2-ая – вторую, ну а 3-ей достается последняя
(Слайд № 6)
«Закрепление»
Каждая группа по очереди произносит одно вежливое слово, посмотрим, все ли вы их помните.
(После того, как дети все вспомнят, воспитатель показывает слайд № 7 )
Итог занятия:
О чём мы сегодня говорили?
Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом? (Ответы детей)
Вывод: (Слайд № 8)
Все эти правила нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.