Конспект природоведческой викторины в средней группе. Конспект игры-викторины по окружающему миру в средней группе «Домашние животные»
Тематическая викторина в средней группе «Лесные жители».
Задачи:
1. Обобщать и активизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышах.
2. Упражнять детей в образовании существительных, определений и притяжательных прилагательных, умении классифицировать разные виды животных.
3. Развивать у дошкольников связную речь, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие, фонематический слух.
4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
5. Развивать интерес к жизни животных, любознательность у детей.
6. Воспитывать у дошкольников уважения к партнерам и соперникам по викторине.
Материалы и оборудование:
Карточки с загадками для каждой команды; предметные картинки: дикие животные и их детеныши; карточки для игр «Кто с кем?», «Чей, чья, чьи?»; разрезные картинки; схемы: хищники (косточка) – травоядные (трава) ; эмблемы: зайчата, бельчата; фишки - угощение: грибочки, морковки; мяч; «подарок» от лесных жителей.
Предварительная работа:
Беседы о жизни диких животных, чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, иллюстраций, книг и энциклопедий, подвижные, дидактические игры, пальчиковые игры.
Ход викторины
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру – викторина.
В нашей викторине участвуют две команды: команда «Бельчата» и команда «Зайчата».
Викторина – игра очень интересная!
Мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, играть, соревноваться.
И за каждый правильный ответ – получать «угощение»: «Бельчата» - грибок, Зайчата! – морковку.
Воспитатель: «Начинаем нашу викторину! »
1. «Отгадайте загадки»
Команда «Бельчата»:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Кто зимой холодной
Ходит, бродит
Злой, голодный?
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь:
Кто же это? …
(Медведь)
Команда «Зайчата»:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты мои двери,
Но ко мне не ходят звери.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это?.
2. Вопросы:
Команда «Бельчата»
Воспитатель:
«О ком эти загадки? »
О диких животных.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Воспитатель:
«Почему их называют дикими животными? »
Они живут в лесу.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
3. Вопросы «Как лесные жители готовились к зиме? »
Команда «Бельчата»:
Воспитатель:
«Скажите, бельчата, как вы готовились к зиме? »
Делали запасы на зиму: грибы, орехи, ягоды, шишки.
Утепляли свой домик – дупло.
Сменили рыжую шубку на серую, более пушистую и теплую.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»:
Воспитатель:
«Скажите, зайчата, как вы готовились к зиме? »
Сменили серую, летнюю шубку на белую, более пушистую и светлую, чтобы стать незаметными на белом снегу.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
4. Игра «Хищники и травоядные»
Воспитатель:
«Скажите, ребята, без чего не могут прожить животные? »
Дети: без пищи, воды.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель предлагает детям покормить диких животных.
(Хищникам предложить – косточку, травоядным – травку) .
Дети группируют картинки - объясняют свой выбор.
(за правильные ответы команды получают – «угощение»)
Воспитатель:
«А сейчас предлагаю вам с пальчиками поиграть! »
5. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Дети загибают пальцы на обеих руках:
по одному на каждую строчку, начиная с мизинца.
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Дети разгибают пальцы на обеих руках:
по одному на каждую строчку, начиная с большого пальца.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(В. Пальчинскайте)
Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, начиная с мизинца, затем плотно соединяются.
6. «Собери картинку»
Команда «Бельчата»
Дети собирают разрезные картинки: белка, еж.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Дети собирают разрезные картинки: заяц, лиса.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
7. «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать ласково тех животных, картинки которых они собирали.
Команда «Бельчата»: белка - белочка, еж - ежик.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»: заяц - зайчик, заинька; лиса – лисичка, лисонька.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
8. Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну, а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
9. Игра «Кто с кем? »
Команда «Бельчата»
Картинки: волчица с волчатами, медведица с медвежатами.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Картинки: зайчиха с зайчатами, ежиха с ежатами.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
10. Игра «Чья, чей, чьи? » (морда, хвост, уши)
Команда «Бельчата»
Картинки: заячья морда, заячий хвост, заячьи уши; волчья морда, волчий хвост, волчьи уши,
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Картинки: медвежья морда, медвежий хвост, медвежьи уши; беличья морда, беличий хвост, беличьи уши.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
11. Игра «Кто лишний? »
Команда «Бельчата»
Олень, собака, лошадь, кролик.
Волк, белка, кошка, лиса.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Лиса, медведь, заяц, дятел.
Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
12. «Доскажи словечко»
Команда «Бельчата»
Заяц пушистый, а еж …
Белка живет в дупле, а медведь …
Лиса тявкает, а волк …
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Лось сильный, а заяц …
Олень травоядный, а рысь …
У зайца – зайчата, а у волка …
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
13. «Расскажи о животном» (с мячом)
Дети составляют предложение о животном и передают мяч друг другу по кругу.
Команда «Бельчата» - рассказывают о белке.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата» - рассказывают о зайце.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
Итог
Воспитатель:
Итак, наша викторина закончена.
Все дети активно участвовали в викторине, интересно отвечали на вопросы, играли дружно, помогали друг другу.
Давайте подсчитаем, сколько «угощений» получила каждая команда. Поздравляем победителей!
А сейчас вас ждет сюрприз – подарок от лесных жителей.
Ольга Маркова
Экологическая викторина в средней группе «Земля - наш дом!»
Экологическая викторина в средней группе
«Земля – наш дом !»
Воспитатель :
Маркова Ольга
Сергеевна
Программное обеспечение.
Задачи :
Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля .
Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты , и желание взаимодействовать с природой.
Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Предварительная работа :
Разучивание стихов; беседы о насекомых, животных, птицах, растениях.
Проведение викторины .
Звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского.
На столах разложены цветные круги (красный, синий, жёлтый, дети выбирают цветной кружок, который им предлагают. Садятся за те столы, которые соответствуют их кружочкам.
Воспитатель : ребята у нас сегодня необычный день, день защиты Земли . В этот день все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля наш дом , а в доме всегда должно быть чисто и уютно!
Чтение стихотворения «Наша Земля »
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля , где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг :
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря, всё называется Земля !
Ребята мы сегодня устроим для нашей планеты праздник, что бы ей было весело и радостно.
Посмотрите, к нам прилетела Ворона и что – то принесла в клюве своём. Сейчас мы посмотрим – да это же письма, давайте мы их прочтём. Да там задания для вас.
1 письмо – «Лес – наше богатство» .
Игра с загадками «Назови дерево» .
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Берёза)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
(Рябина)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Ребята, лес – это огромное богатство нашей Земли ! Это дом для птиц, животных, насекомых, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой.
2 письмо – «Наши птицы» .
Игра с загадками «Угадай птицу»
Участвуют ребята : у каждого ребёнка есть картинка с птицей, ребята загадывают загадки, а другие ребята отгадывают загадки с названием птиц и показывают картинку.
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Днём спит, ночью летает. (Сова)
Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют :
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Вот сколько, много птичек всяких разных и домашние птицы, и перелётные, и лесные птицы. И все эти птицы живут у нас на Земле ! Птицы наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса.
3 письмо – «Наши животные» .
Ребята, а здесь у нас с вами задание посложней. Нам нужно не только отгадать эти загадки, но и исправить их – это неправильные загадки. И так слушаем внимательно, исправляем и отгадываем.
В чаще голову задрав
Воет с голоду…. Жираф (Волк)
Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый …. волк (Медведь)
Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать …. муравей (Свинья)
Кто любит по ветвям носить,
Конечно рыжая …. Лисица (Белка)
Быстрее всех от страха,
Несётся …. Черепаха (Заяц)
В тёплой лужице своей,
Громко квакал …. Муравей (Лягушка)
С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает …. Корова (Обезьяна)
Ребята, животные играют огромную роль в природе. Необходимы животные и людям, ведь они не только дают нам продукты питания и тёплые меха, но они ещё и очень красивые.
4 письмо – «Времена года»
Знаете ребята, а наша любопытная Ворона сказала мне, что она не знает времена года. А, вы, ребятки знаете времена года.
Загадки про «Времена года» и «Природные явления»
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят … (Осень)
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
движения полна, зовут меня …. (Весна)
солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой . (Снег)
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
Вот видишь Ворона, какие бывают у нас времена года и разные природные явления : когда природа улыбается, светит яркое солнышко, когда плачет, идёт дождик. Для каждого времени года есть свои природные явления.
Закончим мы нашу викторину стихотвореньем .
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучу и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами , цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.
Литература : О. Н. Таврилова.
«Природа края» в художественной литературе.
Ц ель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии
2. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.
3. Обучение дошкольников способам познания окружающего мира.
4. Развивать связную речь и активный словарь.
5. Закрепить умение работать в команде.
6. Становление начального опыта защиты природной среды.
Предварительная работа: разучивание стихов о природе и песни «Край родной», знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.
Материал: эмблемы команд, карточки с загадками, разрезные картинки, листья разных деревьев для подвижной игры, сосновые шишки, лукошки, повязки на глаза, для опыта: фильтры, закрашенная вода, колбы, баллы — листочки, награды.
Ход занятия
Ведущий представляет две команды «Огоньки» и «Капельки».
Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь березкою кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
Первый конкурс «Разминка»
Ведущий объявляет первый конкурс «Разминка». Дети отрывают по лепестку у ромашки и отгадывают загадки, написанные на обратной стороне лепестка (Приложение №1) , за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).
Второй конкурс «Угадай — кто?»
Используя мимику и пластику, ребята показывают друг другу обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.
Третий конкурс «Сказочники»
Детям предлагается разрезные картинки по произведениям М.М. Пришвина (Приложение №2) , которую они должны собрать и по ее сюжету придумать экологическую сказку, этот конкурс оценивается зрителями, по их реакции присуждается балл лучшей команде.
Динамическая пауза: подвижная игра «Такой листок лети ко мне».
Четвертый конкурс «Чистая вода»
Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл).
Пятый конкурс «Что не так»
Ведущий читает сказку «Как Петя отдыхал в лесу» (Приложение №3) . Конкурсанты должны найти ошибки в поведении героя сказки, за каждый правильный ответ присуждается балл.
Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 4).
Шестой конкурс «Лесные запасы»
По полу раскидываются сосновые шишки, конкурсантам завязываются глаза и раздаются лукошки, чья команда больше соберет шишек — выиграла.
Заключение. Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей. Дети исполняют песню «Край родной» Слова Д. Пришелец, музыка Д. Кобалевского.
Приложения.
Приложение № 1. Загадки.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответ: Вода
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
Ответ: Ветер
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Ответ: Болото
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
Ответ: Берега
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Ответ: Воздух
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ответ: Снег
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
Ответ: Сосулька
Зимой — звезда,
Весной — вода.
Ответ: Снежинка
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Ответ: Лед
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ: Облака
Приложение № 2. Разрезные картинки. (по М.Пришвину)
Приложение № 3. Сказка «Как Петя в лесу гулял»
Было это поздней ночью зимой, когда солнце уже встало. Пели птицы и распускались цветы. Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!». А вы, ребята, с ним согласны?
Приложение № 4. Стихи.
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.
Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою — ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.
Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.
Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.
Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…
Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.
Еремина Ирина Васильевна,
воспитатели
МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида
город Новокузнецк, Кемеровская область, Россия
Цель:
— обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в ходе работы над проектом.
Задачи:
Закрепить знания детей об обитателях планеты Земля.
— продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
— развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
— воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
— воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Материал: картинки с изображением деревьев, картинки для игры «Четвёртый лишний», пазлы, мяч, картинки по правилам поведения в природе, звукозапись голосов птиц, картинки с изображением птиц.
Ход викторины:
Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы проведём викторину «Мы- друзья природы».
Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.
Вы уже разделились на две команды, придумали названия и выбрали капитанов.
Капитаны, представьте свои команды.(Представление команд).
У каждой команды есть группа поддержки.
Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды получат фишки. Если команда не может ответить, то группа поддержки может помочь, если группа поддержки тоже не отвечает, то право ответа переходит к другой команде. В случае правильного ответа команда соперника получает две фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. А судить команды будет жюри.
Итак, начнем нашу викторину.
Для начала- разминка . Я буду каждой команде по очереди задавать вопросы, а задача команд- быстро и правильно отвечать на них.
— Какое растение может вас обжечь? (Крапива).
— Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
— Время года, когда просыпается природа? (Весна).
— В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
— Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).
— Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
— Домашний родственник зайца? (Кролик).
— Дикий родственник свиньи. (Кабан).
— Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).
— Готовят ли запасы еды белки? (Да).
— Зимняя квартира медведя? (Берлога).
— Где живет белка? (Дупло). .
— Самое длинношеее животное. (Жираф)
— Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
— Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
— Длинноухий трусишка. (Заяц)
— Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
— Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
— Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
— Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
— Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
— Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
— Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
— У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
— Полосатый родственник кошки. (Тигр)
— Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)
А сейчас следующее задание. «Угадай дерево».
Вы должны на слух, по описанию узнать о каком дереве идёт речь назвать его и показать на картинке. Слушайте внимательно.
— Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
— Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
— Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).
— Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).
А теперь следующее задание. В каждом из этих конвертов лежит по четыре картинки, но одна из них лишняя. Надо найти лишнюю и объяснить, почему она таковой является.
Все вы знаете, что должны пройти определённые этапы, что бы семечко стало деревом, а яйцо превратилось в курицу. Вам необходимо вспомнить, что за чем происходит и правильно собрать пазл.
Вспомнили- молодцы. И сейчас игра с мячом «Кто, кем был? »
(Вспоминают детенышей животных) .
Слон – слоненком, лиса – лисенком, волк – волчонком, медведь- медвежонком, белка – бельчонком, еж- ежонком, собака – щенком, тигр – тигренком, мышь- мышонком, корова – жеребенком и т. д…
Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт и покажите её на картинке.
Чтобы не навредить лесным жителям, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Выберите карточку и расскажите правило.
Дети из группы поддержки читают стихотворение «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Экологическая викторина для детей средней группы
«Земля-наш общий дом!»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о животном мире нашего края.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к природе.
Ход мероприятия:
Здравствуйте наши гости!!!
Ребята, у нас сегодня не простое занятие, а занятие в виде викторины.
А кто знает, что такое – викторина?
Викторина – это игра.
А какая тема у нашей сегодняшней викторины, вы узнаете, послушав внимательно стихотворение:
Стихотворение Л. Дейнеко
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Так какая же тема нашей викторины??
Дети: Природа родной Земли.
Вед: И так … начинается наша викторина!
Для этого нам надо разделиться на две команды.
На 1-ый, 2-ой рассчитайся.
1-ые – это будет команда «Ромашки», а 2-ые номера – это команда «Колокольчики». Вам надо выбрать капитанов команды. Они будут следить за порядком в вашей группе.
Уважаемые участники – прослушайте наши простые правила викторины:
- Вопрос или задание надо выслушивать до конца.
- Не подсказывать отвечающему.
- Кто знает ответ – поднять руку.
- Если дети из одной команды не знают ответа, то на этот же вопрос отвечают дети другой команды.
- Каждый правильный ответ будет оцениваться цветком их команды.
После проведения викторины мы подсчитаем количество цветков и определим победителя.
Сначала - «Разминка». Нужно - правильно ответить на вопросы:
- Белобокая птица? – Сорока.
- Какое растение может нас обжечь? – Крапива.
- Новогоднее дерево? - Елка.
- Время года, когда просыпается природа? – Весна.
- Как называется жилище медведя? – Берлога.
- Красногрудая птица? – Снегирь.
1-й Конкурс «Летает - не летает»
Я предлагаю провести небольшую паузу и поиграть в игру «Летает-не летает»: я буду называть птиц и зверей, а вы должны поднимать руки вверх – если это птица или сесть на корточки – если это звери. Задание понятно? Тогда начнем - волк, заяц, воробей, кабан, сорока, грач, еж, дятел, лось, лиса, синичка.
Молодцы.
2-ой конкурс «Узнай звуки природы» : гроза, дождь, шум моря и т.д.
3-й конкурс «Подбери листик»
Из множества листьев различных деревьев дети выбирают подходящий листик к определенному дереву.
4-й конкурс «Да и нет»
Но дорогие участники викторины, мало просто любить природу нашей Земли, нужно правильно о ней заботиться. То есть выполнять определенные правила! Вот я сейчас и посмотрю, известны ли вам эти правила.
Я по очереди буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
5-й конкурс «Собери мусор»
Хорошо. Теперь и наши гости тоже знают эти правила поведения.
Но пока мы с вами отгадывали загадки, кто –то намусорил у нас в лесу. Ой-ой-ой, что же делать. Нам нужно собрать фантики, у кого больше, тот и победит в этом конкурсе.
Раз-два-три – фантики собери!
И последнее испытание.
Мой друг Старичок-Лесовичок, который живет в лесу и следит за порядком там, прислал для вас волшебную шкатулку с загадками. Но загадки не простые…будьте внимательны
В конверте находятся загадки о животных, надо найти ошибку и исправить её:
В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф
(волк)
Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый…волк
(медведь)
Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать…муравей
(свинья)
Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая…лисица
(белка)
Быстрее всех от страха,
Несется…черепаха
(заяц)
В теплой лужице своей,
Громко квакал…муравей
(лягушонок)
С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова
(обезьяна).
Ох, какие вы молодцы! И все то вы знаете.
Сюрпризный момент:
Гриб с конфетами под деревом от Старичка-Лесовичка.
Спасибо всем за игру!
До новых встреч!