Конспект природоведческой экскурсии в доу. Экскурсия в природу «Волшебные дары осени» (средняя группа)
Зоя Разумная
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…» В. А. Сухомлинский
Цель : закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
Задачи:
Образовательные: формирование представлений о живой и неживой природе весной, учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой; на основе проведения наблюдений выяснить особенности раннецветущих растений Брянской области.
Развивающие: развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии : биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Подготовка воспитателя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать особенности пробуждения природы разных биоценозов).
2. Провести беседу об охране природы.
3. Познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
4. Организовать посадку деревьев и кустарников, принесенных из леса.
Подготовка детей к экскурсии:
1. Побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Поручить детям подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май, выучить стихотворения о природе весной.
Ход экскурсии:
Ознакомление детей с правилами поведения в лесу
Воспитатель : Ребята, мы отправляемся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.
Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя) .
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши)
Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
Остановка 1 Секреты неживой природы.
Воспитатель: Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Воспитатель: Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее, теплее).
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет) .
Какой весенний месяц самый холодный? (Март) .
Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
Воспитатель : Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Воспитатель:
Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
Если внимательны будете дети
Тайны чудесные откроете эти.
Воспитатель: Послушайте стихи нашего поэта-земляка А. К. Толстого
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
Остановка 2 . Мир первоцветов.
Воспитатель:
Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
Воспитатель:
Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни.
Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
Подснежник это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу.
Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Найдите в лесу уже знакомые вам первоцветы. Назовите эти растения.
«Ключ цветок», «небесные ключи» так называют первоцвет . Желтыми весенними цветами весна отпирает двери теплу и солнцу.
Воспитатель: После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже цветет маленькое хрупкое чудо-ветреница лютиковая. У нее желтые, яркие цветы, напоминающие цветы лютика. Когда ветреница цветет. Лесные деревья и кустарники начинают распускаться. Хитрая же эта ветреница. Стоит небу нахмуриться, как цветки закрываются –будто бы их не было.
Но как солнышко приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках.
Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем»
Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного первоцвета.
Кто знает этот цветок? (медуница)
Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие.
Поэтому шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые. Другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые.
Холодно еще по ночам и вечерам, но медуница не боится низкой температуры.
Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками воздух, он-то и защищает медуницу от холода. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели к цветку.
Когда зацветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название, потому что в цветках ее содержится много нектара.
Воспитатель:
Дети, найдите еще цветущие растения, обратите внимание на окраску цветков. Давайте пойдем и рассмотрим еще одно весеннее чудо-это хохлатка .
Она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца. А мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка очень быстро - через несколько дней. Семена хохлатки распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек. Здесь хранится запас питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.
Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
Остановка 3 Ребятам о зверятах
А кто из этих животных живет в нашем лесу?
Воспитатель: Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши.
Кто из животных меняет цвет весной? (заяц-беляк)
Кто просыпается от зимней спячки? Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной?
Воспитатель : Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.
Воспитатель: Что вы знаете о жизни весной других зверей? (рассказы детей)
Игры:
1. Игра «Что мы видим» - назвать одним словом, что видят вокруг. (небо, солнце, деревья).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими.
2. Игра «Что какое?»
Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо -голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля -теплая и т. д.
3. Подвижная игра «Перелет птиц».
Остановка 4. Зеленый десант.
Воспитатель:
Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.
Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постарайтесь исправить это. (дети собирают мусор в пакеты. Беседуют о том, что бы сохранить природу).
Природа наш дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса. Текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым.
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листья и цветочки для гербария. Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.
Подведение итогов экскурсии:
Понравилась ли вам экскурсия?
Что новое вы сегодня узнали?
Как нужно относиться к растениям и животным и почему?
Зачем нужен лес?
Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!
Конспект природоведческой экскурсии Тема: "Фруктовый сад осенью" для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» Московская область, г.Озёры
Подготовила: воспитатель Тишина Ирина Андреевна Озёры, 2017 год.
- Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
- Форма организации детей: фронтальная
- Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
- Программные цели и задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей об изменениях произошедших в фруктовом саду;
- закреплять знания детей о яблонях и грушах;
Развивающие:
- развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.
5. Подготовка к экскурсии: проверить место экскурсии, проработать маршрут, напомнить детям про вид одежды на экскурсии, подготовить материал, напомнить детям о поведении на дороге.
7. Ход работы:
Организационный этап:
Ребята, нам сегодня прислали подарок осенние феи (показываю конверт) . Давайте посмотрим что там (достаю диск и предлагаю детям его посмотреть) .
Просмотр обучающего мультфильма "Почему осенью опадают листья".
Ребята, непростой нам мультик прислали, правда? О чем он?
А осенние феи нам прислали еще и письмо, сейчас я вам его прочитаю:
"Дорогие ребята, мы надеемся, что вам понравился мультфильм. а еще мы хотим пригласить вас в наш фруктовый сад. Чтобы вы посмотрели, что же с ним случилось поздней осенью".
Ну, что ребята, принимаем приглашение? Но прежде чем мы пойдем на экскурсию в фруктовый сад, давайте вспомним, как же нам себя вести за пределами детского сада. А кто помнит, как переходить дорогу? Смотрю ребята, вы готовы к экскурсии, тогда можно собираться.
Одевание детей. Дальнейшее напоминание детям о поведении за пределами детского сада.
По дороге в фруктовый сад
Основной этап.
Вот ребята мы и пришли. Посмотрите вокруг, послушайте (даем детям осмотреться 1-2 мин)
Прекрасен наш осенний сад.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
Ребята, куда мы с вами пришли? (в фруктовый сад, яблоневый сад) . Правильно, мы пришли сюда чтобы посмотреть, какие же изменения произошли в этом саду поздней осенью.
Вы ведь уже здесь были, правда? А в какое время года вы были здесь? Что вы наблюдали в саду весной? А что вы наблюдали ранней осенью? А что же сейчас мы с вами видим? (с деревьев опали листья, плодов почти не осталось...)
А почему же все листья опали? (вспоминают мультик) . Как вы думаете почему осенью такие сильные ветра? (чтобы листочков на деревьях стало меньше) . А что бы было ребята, если бы листочки не опадали? (дереву было бы трудно под тяжестью снега, веточки бы сломались) .
Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.
Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.
Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.
Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.
Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка»
)
Фиолетовый дала.
Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте.
Про что стихотворение? Как вы понимаете "на ветвях в прозрачной кроне?"Какими цветами осень разукрасила яблочки?
Грушу рвали и компот варили -
Сахарный, янтарный, просто ах!
Впечатленья душу захватили,
Тут и не расскажешь в двух словах!
Груша ароматна и прекрасна,
Сочная, румяные бока!
Может быть зеленой, желтой, красной -
Сладкое сокровище в руках!
Про что это стихотворение? А где в этом саду груша? Каким цветом бывают груши?
Подвижная игра "Здравствуй осень".
- А осенние феи для вас приготовили загадки:
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
А как вы догадались?
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
Почему же это листопад?
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)
Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
В саду растёт, весной цветёт,
Кувшин напоминает,
А кто-то с лампочкой сравнит,
Как фрукт тот называют?
(Груша)
Молодцы ребята, а какие еще вы знаете фруктовые деревья кроме яблони и груши? А теперь посмотрите на яблоню, на что похожа ее крона? (шар, яблоко) . А на что похожа крона груши? (на грушу) . Крона фруктового дерева ребята, похожа на свой плод.
А давайте подумаем ребята, что же из фруктов делают на зиму?
Вот и побывали мы с вами в осеннем фруктовом саду. Но нам пора возвращаться, но перед этим соберите немного красивых листочков, из которых мы потом сделаем красивую поделку.
Возвращение в детский сад.
Завершающий этап.
Ребята, где мы с вами сегодня были? Какие деревья там растут? Какие изменения произошли в фруктовом саду поздней осенью? Что нового вы сегодня узнали?
Ирина Юзенко
Цели :
Вызвать интерес к растительному миру; развивать умение различать съедобные и несъедобные грибы; воспитывать доброе; милосердное, ответственное отношение к природе , сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна , поэтому ее надо охранять.
Воспитывать желание помогать взрослым на дачном участке; развивать эстетическое восприятие окружающего; воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к животным.
Ход экскурсии .
Воспитатель : мы сегодня с вами отправляемся путешествовать . Я сейчас загадаю вам загадку, а если вы правильно отгадаете ее, то мы узнаем куда мы с вами пойдем.
Загадка :
Он очень богат,
Ежевикой,
Земляникой,
Клюквой красною,
Брусникой,
Спелыми орешками
Грибами сыроежками,
Можно долго называть
(лес)
Дети : лес.
Воспитатель : Правильно, мы сегодня с вами отправимся в осенний лес. Для того, чтобы попасть в лес нам надо перейти дорогу.
(переходим через дорогу)
Воспитатель : Посмотрите, какие деревья стоят возле дороги.
(рассматриваем)
Дети : лиственница, сосна, береза, они пыльные.
Воспитатель : А почему здесь деревья такие грязные, пыльные?
Дети : отвечают.
Воспитатель : Лес! Это легкие Земли. Это много земли, цветов, плодов, грибов, ягод, насекомых, животных. Деревья, кустарники , притягивают к себе всю пыль и служат фильтром, который очищает воздух. Сейчас мы свами пойдем дальше и посмотрим, какие там деревья и кустарники .
(Проходим вглубь леса. Идем и наблюдаем)
Воспитатель : Ребята. А вы знаете, что кроны деревьев – это верхний этаж леса. Чтобы лес хорошо рос, нужны и кусты : шиповник, жимолость, малина, смородина. Кусты служат убежищем птицам. Кусты – это нижний этаж леса. Птицы здесь находят себе пищу, уничтожая насекомых, которые портят деревья, поэтому нельзя ломать кусты, разорять птичьи гнезда. Ну вот мы и зашли в глубь леса. Посмотрите, какие здесь стоят деревья?
Дети : чистые, яркие, зелено-желтые.
Воспитатель : правильно, деревья стоят яркие, чистые. Дышится легко, потому что воздух чистый, насыщен кислородом. А все ли вы знаете название деревьев, кустарников , цветов которые растут в нашем лесу?
Дети : береза, осина, сосна, лиственница, жимолость, голубика, брусника, ромашки, Иван чай и др.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что лиственницу у нас называют Якутским витамином. Если попробовать хвою, она кисленькая и приятная на вкус. Сейчас много витаминов продается в аптеке, а раньше люди добывали эти витамины в природе , особенно охотники, которые вынуждены были подолгу находиться в лесу, срывали хвоинки и жевали их, потому что там много витамина С. Ну что, а вам понравились хвоинки?
Дети : отвечают.
Воспитатель : ребята, посмотрите, а это что?
Дети : грибы.
Воспитатель : А вы знаете, какие это грибы?
Дети : мухомор, подосиновик, масленок, поганка и др.
Воспитатель : давайте рассмотрим вот этот гриб, какой он, какого цвета, какая у него ножка, шляпка, как он называется?
Дети : мухомор.
Воспитатель : молодцы, а как вы узнали, что это мухомор?
Дети : на ножке юбочка, шляпка красная с белыми точками, очень красивый.
Воспитатель : а теперь давайте посмотрим этот гриб, какая у него ножка, шляпка, как он называется?
Дети : масленок, коричневая шляпка, скользкая желто-коричневая ножка.
Воспитатель : а чем отличаются друг от друга эти грибы.
Дети : мухомор – нельзя есть, потому что он ядовитый, а маслята съедобные их можно есть.
Воспитатель : ребята, а что там виднеется за деревьями?
Дети : полянка.
Воспитатель : а почему мы это место называем полянкой?
Дети : открытое место, нет деревьев.
Воспитатель : ребята, кто-то до нас уже был на этой полянке. И кто-то не очень аккуратный.
Дети : были люди, набросали мусор и не убрали за собой.
Воспитатель : как мы можем помочь?
Дети : убрать мусор.
Воспитатель : для того чтобы было чисто, надо вырыть ямку и сложить в нее все отходы после отдыха, хорошо засыпать землей.
(проводим уборку на полянке )
Воспитатель : вы хорошо потрудились, посмотрите какя стала полянка чистая, давайте присядем и немного отдохнем.
(во время отдыха предлагаю детям вспомнить правила поведения в лесу)
Дети :
1. Ходить по тропинкам .
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не топтать цветы, травы.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не разрушать грибницы.
6. Не ломать паутинки.
7. Не разжигать костров.
8. Не разорять муравейники.
9. Не разбрасывать мусор.
Воспитатель : молодцы, вы очень много знаете правил поведения в лесу, но не забывайте их применять сами. Напомните взрослым, как нужно правильно вести себя в лесу. Знайте, охранять родную природу надо в любом месте .
Воспитатель : ну вот мы и отдохнули. А теперь давайте поиграем.
Проводится игра «Хитрая лиса» .
Цель : развивать умение быстро бегать, прыгать, ориентироваться в пространстве, воспитывать решительность в действиях.
Ход игры.
Дети идут по кругу, произнося :
Ходит, бродит вдоль села
Плутовка рыжая – лиса.
Как ее нам увидать?
Лап плутовки избежать?
Воспитатель : незаметно дотрагивается до ребенка, который становится «хитрой лисой» .
Дети хором : «хитрая лиса, где ты?»
Хитрая лиса выбегает в центр с возгласом : «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по полянке в рассыпную, лиса их ловит.
Воспитатель : понравилась вам игра?
Дети : да.
Воспитатель : ну а теперь мы с вами пойдем дальше.
(переходим с детьми к дачному участку)
Воспитатель : ребята, как вы думаете куда мы пришли?
Дети : на дачу, огород и т. д.
Воспитатель : а вот и хозяйка, давайте с ней поздороваемся.
Дети : здороваются.
Хозяйка : здравствуйте дети, меня зовут Людмила Штефановна. Хотите зайти ко мне в гости.
Дети : да.
Хозяйка : проходите.
(экскурсия по дачному участку )
Наблюдение и беседа за курятником, за теплицей. Рассматривание цветов, грядок с овощами.
Воспитатель : любому живому организму требуется уход, и только тогда люди видят результаты своего труда. Давайте с вами поможем вырвать сорняки на грядке, полить теплицу, покормить курей.
(вместе с детьми помогаем Людмиле Штефановне)
Хозяйка : спасибо, какие помощники, без вас я бы до вечера не управилась. Пока вы мне помогали я накрыла стол : попробуйте мое угощение.
(На столе огурцы, помидоры, морковь, репа. Ребята пробуют овощи)
Воспитатель : ну все ребята, говорите спасибо и до свидания Людмиле Штефановне, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие ?
Дети : ответы.
(Отправляемся в детский сад)
При заходе в лес
Воспитатель : ребята, я хочу вам рассказать стихотворение, которое написал Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Берегите природу и она позаботится о вас!
Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста
Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).
Оборудование : секатор.
Предварительная работа
Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».
Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.
В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.
Ранняя весна
На снегу косые тени.
Разгулялся день весенний.
Тени длинными шагами
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лед,
А сосулька слезы льет.
Стужа кончилась. Ура!
Нам весну встречать пора.
Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?
Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.
Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?
Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.
Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?
Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.
Педагог. Давайте попробуем сделать это.
Педагог и дети проводят опыт.
Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?
Дети. Да, солнце грело лицо.
Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?
Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.
Педагог подводит детей к одной из проталин.
Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?
Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».
Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?
Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.
Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?
Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.
Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?
Дети трогают землю руками.
Дети . Земля влажная и теплая.
Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?
Дети нюхают землю.
Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.
Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.
Упражнение «Ой, беда!»
Ой, беда! Ой, беда!
(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)
На снегу проталинки.
Побежал в саду ручей,
(Бегут на носочках, руки на поясе.)
Прилетели сто грачей,
(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)
А сугробы тают, тают,
(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)
И цветочки подрастают.
(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)
Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.
Педагог подводит детей к дереву.
Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?
Дети . Это верба.
Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.
Дети.
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась верба.
Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.
Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.
Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.
Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.
Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.
Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.
Педагог. Можно ли выходить на такой лед?
Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.
Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?
Дети. Мы слышим пение птиц.
Педагог. Какое пение?
Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.
Педагог. Почему птицы поют так радостно?
Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.
Педагог. Что они делают сейчас?
Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.
Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.
Педагог. А что происходит весной с дикими животными?
Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.
Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».
Игра «На опушке»
Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Предварительная работа: разучивание текста игры.
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
На опушке елки,
(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)
А за ними ушки.
(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)
Спрятались зайчата
В елках на опушке.
(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)
На опушке елки,
(Показывают ладошки.)
А под ними ежик —
(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)
Острые иголки,
(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)
Топот быстрых ножек.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А на елке белка —
Кисточки на ушках,
(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)
Вверх взлетает стрелкой.
(Встают на носочки, тянутся вверх.)
На опушке елка,
(Показывают ладошки.)
Перед ней лисята.
(Выполняют ритмичные приседания.)
Вылезли из норки
Рыжие ребята.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А над елкой небо,
(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)
Облака- подушки,
(Кладут ладони под щеку.)
Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)
Где спрятались зайчата? (За елками.)
Где спрятался ежик? (Под елкой.)
Где спряталась белка? (На елке.)
Где играют лисята? (Перед елкой.)
Откуда они вылезли? (Из норки.)
Где небо? (Над елкой.)
После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.
Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?
Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.
Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!
Педагог и дети возвращаются в детский сад.
НАДЕЖДА АНТОНОВА
Конспект экскурсии в природу
Экскурсия в средней группе
«Люблю я пышное природы увяданье….»
Цель
Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц.
Задачи
Учить различать виды деревьев (по форме и окраске листьев, показать различие окраски деревьев (клён, берёза, осина).
Расширять и пополнять словарный запас детей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа.
Предварительная работа
Наблюдения за окраской листьев деревьев из окна группы;
рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображением осеннего леса, листопада;
наблюдения за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края;
чтение стихов об осени: «Осень» (А. Майков, «Лес осенью» (А. Твардовский). и т. д
Ход экскурсии.
Воспитатель
Ребята, отгадайте загадку:
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Безмолвен лес, беззвучны небеса!
Воспитатель.
Когда это бывает?
Дети
Воспитатель
Молодцы!
(Перед выходом на экскурсию.)
Скажите, ребята: «Какая сегодня погода?» (ответ детей)
Воспитатель.
Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, я предлагаю вам отправиться в осенний парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.
Дети идут со словами
: Наши ножки, наши ножки
По дорожки, по дорожки
Топ-топ-топ.
Воспитатель
Вот мы и в парке. Обратите внимание на красоту разноцветной листвы, яркость её расцветки и разнообразие красок (зелёные, жёлтые, оранжевые, красные листья).
Воспитатель
Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Парк, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Какого цвета листья на берёзе?
Дети.
Жёлтого, золотого.
Воспитатель. Посмотрите, как они красиво блестят на солнце.
А какого цвета листья были летом?
Дети.
Зелёного.
Воспитатель
Наступила осень, и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки.
Давайте и мы с вами покружимся как берёзовые листочки.
Танец с листочками.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
(водят руками влево-вправо)
Воспитатель.
А сейчас мы подойдём к другому дереву.
Листья у него крупные и узорные. (Рассматриваем листья).
На что они похожи?
Дети.
На ладошки, на салфетки.
Воспитатель
Кто знает, как называется это дерево?
Дети
Воспитатель.
Скажите, ребята, какого цвета кленовые листья?
Дети.
Зелёные, жёлтые, красные, рыжие.
А вы знаете, почему они становятся такими (ответ детей)
Воспитатель.
Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее, и листья клёна постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.
Дети
Давайте вспомним скороговорка про клён.
Все клёны стали рыжие,
И не один не дразнится:
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница!
Подвижная игра «Раз, два, три – к клёну (берёзе) беги!»
Воспитатель
Дети, подойдите тихонечко сюда, посмотрите.
Загадка.
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
Дети
Воспитатель.
Это дрожат листья осины.
Как вы думаете, почему они дрожат?
Дети.
Им холодно на ветру. Жалко, что кончилось лето. Бояться упасть вниз и т. д.
Воспитатель
Дети, а когда листья опадают с деревьев, как это называется?
Дети
Листопад.
Воспитатель.
Правильно.
Воспитатель
Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)
Почему птицы не поют своих весёлых песен?
А где они сейчас?
Дети.
Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно.
Воспитатель.
Птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.
А мы ещё раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев.
Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
Дидактическая игра «Осенние слова»
(Упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?
Деревья осенью какие?
Листья осенью какие?
Воспитатель
А сейчас давайте соберём букет из осенних листьев.
Нам пора возвращаться в группу.
Вам понравилось в парке?
Что больше всего понравилось?
Вернувшись с прогулки. Сделать аппликацию «Узор из осенних листьев»
Публикации по теме:
Конспект занятия «Берегите природу» Берегите природу Цели: 1. Формировать экологическую культуру у детей. Задачи: 1. Воспитывать, прививать любовь к природе и воспитывать.
Конспект НООД «Поможем Лесовичку сохранить природу мордовского края» Задачи: Образовательные. учить беречь и охранять природу; Продолжать учить правила безопасного поведения в природе Развивающие:; развивать.
Конспект НОД в подготовительной группе «Тот свой край не любит, кто его природу губит» "Тот свой край не любит, кто его природу губит" Подготовительная группа Цель: формировать интерес к познанию родного края. Задачи: Образовательные:.
Конспект по познавательно - речевому развитию «Путешествие в природу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 123 города Тюмени Конспект Непосредственной.
Конспект по экологии НОД «Берегите и защищайте природу» Цель: учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности. Уточнить представление об.
Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Основная образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных.