Конспект познание дикие животные младшая группа. Нод по познавательному развитию во второй младшей группе "дикие и домашние животные"
Цель: Формирование знаний детей о диких животных.
Задачи:
1. дать первоначальное представление о диких животных, живущих в лесу: Медведь, лиса, заяц
2. Учить называть отличительные особенности внешнего вида:
Лиса - рыжая, длинный пушистый хвост;
Медведь - большой косолапый;
Заяц - длинные уши, короткий хвост.
3. Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
4. Учить, отчетливо произносить и короткие фразы, говорить спокойно
5. Умение вести диалог с воспитателем внимательно слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
6. Закрепить в лепке приемы защипывания
Ход занятия:
Воспитатель с детьми в группе, загадывает загадку про медведя.
Воспитатель:
Кто в берлоге до весны,
Днем и ночью видит сны?
Ответ детей (медведь).
Дети идут за воспитателем по группе, имитируя движения медведя, повторяя за воспитателем-
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Дети подходят к окну и видят на улице медведя (воспитатель в костюме медведя).
Дети машут ему, приглашая в группу.
Медведь:
Здравствуйте ребятишки! Как хорошо, что вы меня в гости пригласили.
А вы меня узнали?
Ответ детей
Медведь:
Я так устал, пока к вам шел, давайте присядем рядком да поговорим ладком.
Дети и медведь садятся на заранее расставленные стульчики
Медведь:
Какие вы дружные! А у меня тоже есть друзья.
Вот послушайте загадки про них
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее -
Ответ детей (Лиса)
1. Слайд- «лиса»
Медведь:
Длинные уши,
Как удобно ими слушать,
Но раздался звук шагов,
Зверек шмыг, и был таков!
Ответ детей (заяц)
2. Слайд- «заяц»
Медведь:
Скажите, а где живут мои друзья заяц и лиса?
Ответ детей (в лесу)
3. Слайд – «лес»
Медведь:
А если они живут в лесу, то это какие животные?
Ответ детей (дикие)
4. Слайд «Дикие животные»
Медведь:
У всех животных 4 лапы, хвост, мордочка, а на теле растет шерсть.
Давайте я вас познакомлю со своими друзьями.
5. Слайд - «медведь»
Медведь:
Ответ детей (медведь)
Медведь:
Какой медведь?
Ответ детей (большой, косолапый, неуклюжий)
Медведь:
Какой у него хвост?
Ответ детей (маленький)
6. Слайд – «лиса»
Медведь:
Ответ детей (лиса)
Медведь:
Какая лиса?
Ответ детей (рыжая, хитрая, пушистый хвост)
7. Слайд – «заяц»
Медведь:
Ответ детей (заяц)
Медведь:
Какие у него уши?
Ответ детей (длинные)
Медведь:
Какой хвост?
Ответ детей (короткий)
Медведь:
Ребята, где вы живете с папой и мамой?
Ответ детей (в доме)
Медведь:
А у моих друзей тоже есть свои дома.
Где спит медведь?
8. Слайд – «берлога»
Где живет лиса?
9. Слайд – «нора»
Где живет заяц?
10. Слайд – «кустик»
Медведь:
Посмотрите, а с кем медведь на картинке?
Слайд – «медведь с медвежатами»,
Медведь:
Ребята, а кто это рядом с зайцем?
Слайд – «заяц с зайчатами»
Медведь:
А лиса с кем? Догадались?
Слайд – «лиса с лисятами»
Медведь:
Давайте отгадаем, кто, что любит кушать.
Игра «Кто чем питается»
(слайды: «капуста», «морковка», «рыба», «сметана», «ягоды»). Дети отгадывают, кто из диких животных любит это кушать.
Медведь:
Молодцы! Играли дружно.
Ой, ребята, что-то я засиделся. А давайте поиграем
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Медведь:
Мишка косолапый манит деток лапой.
Приглашает всех гулять,
В догонялки поиграть.
Медведь догоняет детей.
Медведь:
Ребята, я совсем забыл. Шел в гости к Маше и ее бабушке, хотел им пирожков налепить и отнести, да вот один не справлюсь.
Вы мне поможете?
Ответ детей
Медведь:
Давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Тесто жмем, жмем, жмем.
Тесто мнем, мнем, мнем.
Пирожков мы напечем.
Медведь приглашает детей присесть за стол, показывает, как надо слепить пирожок. Отмечает, что начинка из яблок, затем медведь с детьми относит пирожки на кухню. Затем все вместе пьют чай.
Использованный материал:
Веселые загадки – складки и загадки-обманки для всех детских праздников И. Д. Агеева. Творческий центр Москва 2002 г.
Главная цель изобразительной деятельности в дошкольном учреждении - научить малышей отражать в рисунке жизненные впечатления. Мир диких и домашних животных с самого раннего детства привлекает ребенка, Ведь, это живые существа со своим характерным внешним обликом, поведением, характером. Иногда с ними даже можно даже поиграть. Трехлетние дети с интересом пытаются изображать разнообразных зверьков, хотя вначале их больше увлекает сам процесс рисования, нежели результат.
Специфика рисования животных во второй младшей группе ДОУ
Организованное приобщение детей к художественному творчеству начинается со второй младшей группы, поскольку одни дети начинают посещение детского сада с ясельной группы, а другие приходят туда только в три года.
Задачи обучения малышей в данной группе не слишком масштабны: основная цель - заинтересовать ребят самим процессом рисования. Они с радостью открывают для себя, что карандаш оставляет след на бумаге. Постепенно воспитатель учит дошкольников замечать сходство между штрихами, линиями и окружающими предметами.
Под руководством педагога со временем у детей возникает потребность не просто проводить линии карандашом и кистью, а что-либо изображать. Вначале это примитивные точки и штрихи, затем появляются зигзаги, очертания и, наконец, простейшие формы.
Воспитатель постоянно обращает внимание малышей на красоту окружающих объектов и предметов - небо с облаками, разноцветные листья, падающие на землю, красивые снежинки, сверкающие на варежке. Особый объект наблюдения - животные, которых дети могут видеть во время прогулки, у многих есть домашние питомцы. Развивающая среда группы обязательно включает в себя картинки и плакаты с их изображением. Все это будет дополнительным стимулом для рисования.
Трехлетние дети закрепляют знание базовых цветов и знакомятся с некоторыми оттенками (серый, розовый, голубой). При рисовании педагог постоянно акцентирует внимание на соответствие подобранной краски реальному цвету предмета или объекта.
Ребята учатся не просто рисовать линии, а перекрещивать их - при этом получаются различные предметы (заборчик, дорожка, платочек в клеточку и пр.). Кроме того, в этом возрасте дети осваивают вращательное движение - таким способом можно нарисовать разноцветные клубочки для кошечки.
Воспитатель подводит ребят к рисованию предметов разной формы. Например, это примитивный зайчик, голову, туловище, лапки и хвостик которого можно изобразить в виде кругов разного размера, а ушки в виде овалов (воспитатель объясняет малышам, что овал - это вытянутый кружок).
Схема для младшей группы
Отметим, что в младшей группе дети еще не способны изобразить животное реалистично. Зачастую рисунки юных художников содержат мало смысла. Задача воспитателя на данном этапе - учить малышей называть предметы и объекты, устанавливать связь между процессом рисования и его результатом.
Изображение животных в этом возрасте - это, как правило, раскрашивание шаблонов, силуэтов, которые предлагает педагог. Это делается с помощью различных традиционных и нетрадиционных (тычком, пальчиком) техник. Еще один вид работы - дорисовывание предмета (например, хвостика у кошки или собачки, колючек у ежика, полосок у зебры и т.д.).
В процессе обучения педагог использует такие методы, как поэтапное объяснение с обязательной демонстрацией рисования на доске. Образец в данной возрастной группе имеет первостепенное значение - малыши не смогут без него изобразить тот или иной предмет. Отметим, что рисунок воспитателя, даже предназначенный для самых маленьких детей, должен быть на достойном эстетическом уровне, не упрощенном до схемы. Образ должен соответствовать реальному предмету или объекту.
Важное значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Воспитатель учитывает уровень психического развития малышей (ведь, некоторые из них, особенно, мальчики, в этом возрасте, еще не обладают связной речью) и в соответствии с этим выстраивает работу. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности детей педагог постоянно подходит к ребятам и направляет их.
Следует отметить, что рисование животных - это довольно сложный процесс, хотя, несомненно, и очень интересный. И использование в работе только лишь традиционных техник не позволит малышам в полной мере раскрыть свои художественные способности, воображение и фантазию. Поэтому представляется целесообразным включать в занятия с анималистической тематикой элементы нетрадиционного рисования. Например, мохнатую шерстку котенка оптимально передать с помощью тычка полусухой кистью, а белую шубку зайчика можно красиво нарисовать пальчиком.
Используемые материалы и основа
На занятиях рисованием большое значение имеет основа, о которой заранее должен позаботиться воспитатель. Как правило, это обычные литы бумаги формата А4. При рисовании красками основа обязательно тонируется воспитателем в пастельные тона. Если детям предстоит работать с готовым контуром, то он также должен быть затонирован.
Иногда задача дошкольников на занятии - раскрасить не контур, а дополнить раскрашенный рисунок деталями. Например, воспитатель рисует на основе зеленые елочки с белочкой, а задачи детей - нарисовать шишки на дереве. Другой вариант - нарисованный и раскрашенный ежик, на спинке которого ребята изображают красные и желтые яблочки.
Другой вариант работы - раскрашивание или дополнение деталями шаблона в виде какого-то животного. В этом случае педагог заранее делает заготовки (их также можно тонировать, если детям предстоит работа с красками).
Что касается разновидности красок, то в младшей группе обычно используется гуашь, а не акварель. Рисунок в этом случае получается более ярким. Детям не нужно прикладывать много усилий, чтобы получить насыщенный цвет - достаточно просто окунуть смоченную водой кисточку в баночку с краской.
Также ребятам можно предложить карандаши длят рисования на анималистические темы. Это актуально, если дети сами рисуют силуэт животного. Фломастерами в этом возрасте злоупотреблять не стоит, поскольку по сравнению с карандашами, они не дают должного развития мелкой моторики.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании животных
Ключевая цель воспитателя в ходе занятий по изобразительной деятельности в младшей группе - научить малышей правильно обращаться с основными инструментами - кистью и карандашом. Дети должны усвоить, что держать их нужно не всем кулачком, а только пальцами, причем не слишком близко к основанию и не слишком далеко. Нужно отметить, что часто одного показа недостаточно: многие дошкольники не могут воспроизвести нужное положение кисточки или карандаша. В этом случае очень эффективен прием вкладывания инструмента в руку и нужная постановка пальчиков. Ребенок должен почувствовать предмет в своей руке.
Кроме того, воспитатель следит, чтобы малыш не напрягал слишком сильно мышцы и не сжимал пальцы - детская ручка в процессе рисования должна двигаться свободно.
Еще один важный аспект - дети должны учиться набирать краску на кисть: для этого нужно аккуратно обмакнуть ее всем ворсов в баночку, снять лишнюю краску об ее край. Ребята должны усвоить, что перед тем, как набирать краску другого цвета, следует тщательно промыть инструмент и осушить его с помощью салфетки или мягкой тряпочки.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода
Чтобы дополнительно заинтересовать воспитанников младшей группы процессом рисования животных, воспитатель может включать в занятие дополнительные виды изобразительной деятельности. Например, глазки животному можно вылепить из пластилина - маленькие шарики ребенок вдавливает на нарисованную мордочку котенка, ежика или зайчика. Таким же образом можно слепить забавный объемный носик.
Что касается аппликативных деталей, то их заранее подготавливает воспитатель. Например, малышам предлагается зеленая елочка, но которой они должны нарисовать шишки и наклеить белочку. Другой вариант - изобразить колючки на спинке ежика и наклеить на него бумажные яблочки. Такая разноплановая работа, без сомнения, вызовет у детей интерес.
Таким способом можно индивидуализировать задания по сложности в соответствии с уровнем развития детей. Малышам, которые хорошо и быстро справляются с основным заданием, можно предложить дополнительную работу - изобразить солнышко (или вылепить его из пластилина). Раскрашенному котенку можно нарисовать коврик.
Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы
Рисование животных и предметов, связанных с этой тематикой, целесообразно предлагать малышам младшей группы после изучения соответствующих тем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Кроме того, такая работа может быть связана с развитием речи - выполняться после прочтения сказок, стихотворений, потешек на данную тему. Например, после знакомства со сказкой «Три медведя» или «Маша и медведь» дети могут нарисовать Косолапого Мишку или избушку медведей.
Чтение детям потешки «Сидит белка на тележке…» станет поводом нарисовать эту рыжую пушистую красавицу (композиция «Белочка», «Орешки для белки», Шишки для белочки»). А после прочтения воспитателем потешки Кисонька-мурысенька» ребята с энтузиазмом нарисуют кошку (как вариация «Котенок», «Клубочки для котят»).
Предложим также следующие варианты работы на анималистическую тему: «Ежик», «Иголки для ежика», «Оденем ежика» (малыши изображают на силуэте иголки), «Яблоки для ежика» (раскрашенному ежику дорисовываются яблочки на спинке), «Зайчик», «Морковка для зайчика» (силуэту зайца добавляются недостающие детали, например, уши, хвостик и «вкладывается» в лапы морковка), «Зебра» (дорисовываются полоски на всем теле).
Что касается коллективной работы, то в младшей группе она предлагается детям относительно редко. Как вариант - воспитатель рисует на основе большого ежика, а малыши по очереди рисуют ему на спинке яблочки, выбирая их цвет самостоятельно (красные, желтые или зеленые).
Варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание игрушек, картинок, беседа по вопросам, сказка, потешка, стихотворение о животных и прочее
Воспитанники младшей группы еще практически не отделяют занятие от игровой деятельности. Поэтому чтобы максимально заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью, воспитатель должен продумать яркое эмоциональное начало занятия, из которого будет происходить мотивация для рисования. Идеальный вариант, если мотивация идет из сказочного сюжета. Сказка - это всегда ожидание волшебства. Когда «оживают» игрушки или знакомые предметы, дети воспринимают это живо и эмоционально. Положительные эмоции вызывают у них желание рисовать.
Замечательный прием, который всегда безотказно действует на детей, - просьба о помощи, с которой обращается персонаж (игрушка). Дети, как правило, бывают очень довольны, что могут помочь герою, осознают свою значимость.
Также хорошо работает прием, который можно обозначить, как «научи меня». Он основан на стремлении малыша ощутить себя знающим и умеющим. Например, воспитатель сообщает детям, что кошка хочет поиграть с клубочком, но не знает, как его нарисовать. Или бельчонок хочет найти в лесу шишку, но не знает, как она выглядит.
Рассмотрим подробнее конкретные примеры мотивирующего начала занятий по рисованию на анималистические темы. Воспитатель сообщает ребятам, что она умеет творить чудеса и может превратить их в маленьких котят, а сама она станет мамой-кошкой. Дети показывают, где у котят ушки, глазки, носик, какие у них усы. Затем педагог просит малышей помяукать, походить мягко и неслышно, как кошечки. После этого детям предлагается нарисовать котенку пушистую шерстку, ведь, скоро наступит зима и без теплой шубки будет холодно.
Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких котят
На другом занятии (лучше провести его зимой) к ребятам приходит игрушечный медведь. Воспитатель удивляется, почем он не спит у себя в берлоге. Оказывается, мишка проснулся и не может заснуть. А поиграть ему не с кем. Он просит детей нарисовать ему мохнатых друзей.
Тему еще одного занятия, связанного с медведем, – «Любимая полянка». В группу снова приходит игрушечный мишка. Воспитатель рассказывает, что у него в лесу, в избушке, есть мебель (диван, кресло, столик, стульчики). Идет обсуждение на тему: для чего нужна мебель и из чего ее делают. Педагог предлагает сделать мишке подарок - нарисовать для его домика картину – «Любимая полянка».
Мягкая игрушка
В гости к ребятам может прийти белочка, которая очень расстроена - ее напугали собаки. Убегая от них, она растеряла все шишки. А ведь, белочка несла их своим сестричкам. Воспитатель предлагает ей посидеть отдохнуть, а дети тем временем нарисуют шишки для белочки (раскрасят силуэт белочки и нарисуют рядом с ней шишку), чтобы она могла угостить всех своих друзей в лесу.
Мягкая игрушка
Можно провести занятие на тему Зебра» (малыши будут рисовать характерные полоски на силуэте этого животного). Мотивация к такой работе может быть следующая: перед детьми появляется доктор Айболит. Он сообщает, что прилетел из Африки, где случилась беда - после волшебного дождя все полоски у зебр смылись и животные стали белыми. Помочь этому могут только ребята - раскрасить зебр. Такое занятие может иметь еще и дополнительное познавательное значение - воспитатель предлагает дошкольникам сравнить зебру и лошадку.
Отметим, что игрушку, которая используется для сюрпризного момента, детям захочется поближе посмотреть, потрогать руками. Воспитатель должен предоставить им такую возможность.
Что касается рисования зебры, то можно начать его с чтения малышам забавной сказки. В «Сказке про то, как зебра стала полосатой» (автор Ирис Ревю) повествуется, что давным-давно у этого животного не было никаких полосок. Шкура у зебры была просто светлой. Но ей не нравился такой наряд. Она грустила и не знала, у кого бы попросить краски. Солнышко пожалело ее, но у него была только лишь желтая краска. Оно стало посылать зебре свои лучики - на этих местах возникали желтые полоски. Когда же наступила ночь, желтые полоски почернели и остались такими навсегда. И зебре такой наряд очень даже понравился.
После знакомства со сказкой педагог закрепляет ее содержание вопросами и подводит малышей к пониманию главной идеи произведения - желания, даже самые невероятные, могут сбываться. Всегда нужно верить в свою мечту, и тогда она может осуществиться. После этого детям предлагаются силуэты зебр, и они, как и солнышко, исполняют их желание - раскрашивают черными полосками.
Данное фото можно использовать в качестве иллюстрации к сказке Ирис Ревю
Для рисования каждого животного при желании можно подобрать соответствующую сказку. Например, перед изображением ежика стоит прочитать детям белорусскую народную сказку «Пых».
Иллюстрация к белорусской народной сказке
Мотивацию также можно почерпнуть из стихотворений. Например, знаменитые строки А. Барто «Уронили мишку на пол» или «Мишка косолапый по лесу идет…» А. Усачева.
В соответствии с темой занятия подбираются физкульминутки, которые очень любят дети младшего дошкольного возраста. Приведем следующие примеры:
«Зайчики»
«Как у нашей кошки»
«Медведь по лесу бродит»
Рисование во второй младшей группе домашних и диких животных: конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Зинченко И. | «Пушистый котёнок»
(рисование тычком) Образовательные задачи
: познакомить с техникой рисования тычком с использованием сухой кисти, учить передавать отличительные особенности котенка.
Котята снова «превращаются» в детей. Кошечка обращается к ним с просьбой: нарисовать ее котятам мохнатую шерстку, чтобы им не было холодно зимой.
|
Иванова Э. | «А у зебры есть полосочки везде»
(рисование гуашью) К ребятам приезжает доктор Айболит и приглашает их в жаркие страны. Дет отгадывают загадки про африканских животных:
Затем ребята закрывают глазка, садятся на ковер-самолет (обычный ковер) и
Доктор Айболит обращает внимание, что зебра на картинке без полосок - их смыл волшебный дождь. А помочь зебре могут только ребята - нарисовать ей новые черные полосочки. Педагог демонстрирует приемы изображения полосок. |
Марченко О.И. | «Оденем ежика»
(рисование фломастером) В гости к малышам приходит ежик из леса. Воспитатель беседует с детьми, спрашивает, кто из ребят видел живого ежа, зачем ему нужны колючки.
Педагог предлагает детям «одеть ежика» - нарисовать на его спинке иголки с помощью фломастера. Демонстрирует процесс изображения. |
Алексеева Ф.Ш. | «Ушастый заяц»
Воспитатель предлагает малышам отправиться в зимний лес на лыжах. Дети имитируют процесс надевания лыж и идут. На снегу (бумаге, которая лежит на полу) они замечают чьи-то следы. С помощью педагога ребята определяют, что они принадлежат лисице, зайчику, волку и птичкам. Дети отгадывают загадку про зайца. Появляется грустный зайчик, о шепчет воспитателю на ушко, что ему скучно одному играть. Педагог и дети предлагают нарисовать ему множество друзей. Обговаривается, какого цвета у этого животного шубка зимой, какие у него есть части тела. Воспитатель показывает детям процесс рисования зайца белой краской с помощью жесткой кисточки. Изображение начинается с самой большой части - туловища, затем рисуется голова, ушки, хвостик, лапки. Дети догадываются, что не хватает глазок, носика и усов - их нужно нарисовать обычной кисточкой. Проводится физкульминутка «Зайцы»
Дети рисуют самостоятельно. Зайчик очень сильно радуется, что обрел новых друзей, и прощается с малышами. |
Примеры готовых работ воспитанников детского сада с комментариями
Использование различных техник (привычных и нетрадиционных) развивает творческую фантазию детей и мелкую моторику. Работы получаются разнообразными и оригинальными. Так, рисование тычком с помощью жесткой кисти идеально передает мохнатую шкуру медведя (рисунок «Мишка косолапый»), переливающуюся на зименм фоне белоснежную шубку зайчика («Зайчишка беленький» и пушистую шерстку кошки («Рыжий кот»).
На высоком уровне выполнены работы «Мишутка» - фигуру медведя воспитанники младшей группы изображали самостоятельно с помощью только простого карандаша. Мелкая штриховка по контуру передает структуру шкуры медведя. Вполне реалистично нарисована мордочка зверя.
При выполнении композиции «Котенок» дети самостоятельно выбирали цвет животного. На фоне многочисленных рыжих домашних питомцев очень эффектно смотрится черный котенок.
Аккуратно нарисованы шишки на рисунках «Шишечки для белочки» (малыши дополняли изображение елки и белочки.
В работе «А у зебры полоски есть везде» ребенок не только разукрасил шкуру животного, но и с помощью зеленых мазков изобразил травку, на которой оно стоит.
Интересно смотрится ежик, раскрашенный с помощью пальчиков - за счет применения этой техники возникает интересный объемный эффект.
Фотогалерея: поэтапное рисование зебры, ежика, зайчика и мишки
Рисунок гуашью Рисование пальчиками Рисунок гуашью Рисование тычком Рисунок простым карандашом Рисование тычком Рисование пальчиками
Картинка для младшей группы ДОУ
Рисование животных во второй младшей группе - увлекательный для малышей процесс. Хотя круг тем, предлагаемый в этом возрасте, еще не очень широкий, тем не менее, детям предлагаются различные техники. А сказочная мотивация способна превратить каждое занятие в настоящее волшебное действие, в котором ребята осознают свою значимость.
Программное содержание:
1. Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру;
2. Развивать познавательную активность детей;
3. Познакомить детей с особенностями обитания диких животных;
4. Учить отвечать на проблемные вопросы;
5. Учить делать самостоятельно элементарные выводы;
6. Активизировать речь детей за счёт перечисления внешних признаков животных;
7. Воспитывать желание помочь игровому персонажу в решении проблемной ситуации.
Оборудование:
Игрушка бельчонок, корзинка с угощением, плоскостные (нарисованные) жилища диких животных (логово волка, нора лисы, берлога медведя); белые полоски, которыми закрывается вход в жилище зверей, белка, дерево с дуплом; аудиозапись музыки.
Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями, рассматривание иллюстраций о жизни животных в лесу, чтение художественных произведений.
Ход НОД:
Организационный момент: пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик.
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька – медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок.
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
— Ребята, вы знаете, что сегодня утром, когда я шла в детский сад, со мной вот какая история приключилась. Иду я в детский сад, поднимаюсь на крыльцо, слышу, кто-то плачет. Наклонилась, а в углу сидит – смотрите кто (маленький бельчонок).
— Кто это? Смотрите, какой он маленький, испуганный (дети гладят бельчонка, рассматривают его)
. Я спросила, что с ним случилось, и вы знаете, что он мне ответил: он потерялся и теперь не знает, как ему попасть домой. Что же делать? (Высказывания детей)
.
— Ребятки, я знала, что вы сможете помочь бельчонку, я сразу так и сказала ему: не плачь бельчонок, наши ребята обязательно тебе помогут. А вы знаете где живёт бельчонок? (Ответы детей)
.
— Бельчонок, ты живёшь в лесу, в дупле, на высоком дереве. Чтобы тебе помочь, мы должны попасть в лес. А чтобы оказаться в лесу, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Раз. Два, три, четыре, пять, попадаем в лес опять.
Звучит музыка.
— Ребята, вот мы и в лесу. Какой здесь свежий воздух, тишина: ни птичьих голосов, ни шуршания листочков. Только снег под ногами хрустит. Зима. Бельчонок, ты помнишь, где в лесу находится твой домик? Нет ребята, не помнит. Посмотрите, вот чьи-то следы. Давайте пойдём по этим следам, может они приведут нас к домику бельчонка.
Дети за воспитателем подходят к норе лисы.
— Смотрите, вот чей-то домик. Бельчонок, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик бельчонка? (Высказывание детей ). Почему вы так думаете?
(Дети обосновывают свои ответы: бельчонок живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле) .
— Да, ребята, вы правы. Такой домик называется нора. Кто же там живёт? (Высказывания детей) . Давайте тихонько подуем на вход, чтобы снежок разлетелся. (Дети дуют) . Кто же в норе живёт? (Ответ детей: лиса.) Посмотрите, лиса, какая? (Высказывания детей ). А как называют детёнышей лисы? Где же живёт лиса? Пока она нас не заметила, давайте тихонько пойдём дальше.
Смотрите, вот ещё чей- то домик. Бельчонок, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик бельчонка? (Высказывания детей
).
Почему вы так думаете? (Дети обосновывают свои ответы: бельчонок живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).
Да, ребята, вы правы. Такой дом называется логово, он больше, чем нора. Кто же там живёт? (Высказывания детей ). Давайте тихонько подуем на вход, чтобы снежок разлетелся. (Дети дуют ). Кто же в логове живёт? (Волк ). Посмотрите, какой волк? А как называют детёнышей у волков? Где же живёт волк? Пока он нас не заметил, давайте тихонько пойдём дальше. Старайтесь идти по моему следу, чтобы в глубокий сугроб не провалиться.
Воспитатель и дети подходят к следующему домику.
— Смотрите, какой большой сугроб, это, наверное, тоже домик. Бельчонок, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик бельчонка? Почему вы так думаете? (Бельчонок живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).
Да, ребята, вы правы. Этот большой сугроб очень похож на берлогу, давайте тихонько подуем на вход, чтобы снежок разлетелся и посмотрим, кто же там живёт? (Дети дуют ). Кого вы видите в берлоге? (Медведя ). Что медведь делает? (Спит) . Посмотрите, какой медведь? А как называют детёнышей у медведя? Где спит зимой медведь? Пока он не проснулся, давайте тихонько пойдём дальше.
Воспитатель и дети подходят к дереву.
Ребята, смотрите, какое высокое дерево у нас на пути, да и бельчонок как-то зарадовался. Что он увидел, как вы думаете? Бельчонок, ребята говорят, что наконец-то нашли твой домик. Ребята, скажите бельчонку, как называется его дом. (Дупло) . Где дом находится? А вы никого не замечаете в дупле? Да, это твоя мама, бельчонок.
Воспитатель сажает в дупло бельчонка.
— Смотрите, как обрадовались бельчонок и его мама. Хорошо, что мы им помогли. Ой, белка из дупла нам что-то даёт. (Рассматривают корзину с орешками ). Это она нас угощает и благодарит за помощь, ведь мы помогли её бельчонку попасть домой. Давайте поблагодарим белочку за угощение и попрощаемся с нашими лесными друзьями. А ты, бельчонок, постарайся больше не теряться. Ой, что-то стало холодать, пора нам возвращаться домой. Закройте ваши глазки.
Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова:
Закрываем крепко глазки,
И сейчас же: раз, два, три –
Возвратились все мы в группу.
Оглянись и посмотри!
Вот мы с вами снова в нашей группе. Согрелись?
А где мы с вами были? Кого видели? Где живёт лиса (волк, медведь, белка
)? Что делает медведь зимой? Вы, молодцы, помогли бельчонку найти свой домик. А мама белка за это вам прислала угощение из своих запасов – орешки. Угощайтесь.
Тема: Дикие животные.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская.
Цели деятельности педагога: формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных; воспитывать активность, самостоятельность, любовь к животному миру.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога, участвует в разговорах в разговоре о диких животных, во время рассматривания панно «Зимний лес», отгадывает загадки о животных.
Активизация словаря: дикие животные.Материалы и оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных, панно «Зимний лес».
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на картинки. Кто на них изображён? Выберите животных,которые живут в лесу. (Дети находят животных и рассказывают о них).
- Лера, кто у тебя изображён на картинке?
- Это, медведь. Он живёт в лесу, он большой, любит кушать ягоды. Сейчас зима и он спит в берлоге.(Прикрепляет к панно «Зимний лес»).
- Женя, кто изображён на твоей картинке?
- Это, лиса. Она живёт в лесу, она очень хитрая, у неё красивый и пушистый хвостик. Домик лисы называется нора.
- Алина – это белочка. Белочка скачет по деревьям. Летом собирает орешки, грибочки, а зимой их находит и кушает. Домик белочки называется – дупло.
Элина – это ёжик. Он колючий, любит кушать мышек. Он сворачивается в клубочек и колется. Так он защищается от врагов. Зимой он спит.Рома, кто изображён на твоей картинке?
- Это, зайчик. Он живёт в лесу. Он трусливый, боится всего. Любит заяц морковку, капусту. Спит под кустиком. Зимой он беленький, а летом серенький.
- Молодцы, ребята. Давайте мы с вами превратимся в зайчиков.
2.Физкультминутка « Зайка беленький сидит»
Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Он говорит и показывает движения. Играют несколько человек. Игра повторяется 3-4 раза.
Зайка беленький сидит
(Взрослый садится)
И ушами шевелит.
(Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
(Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
(Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке поскакать!)Зайку волк испугал!
(Взрослый рычит.)
Зайка тут же убежал!
(Дети разбегаются врассыпную)
Отгадывание загадок.
Рыжая плутовка,
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её ? … (Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (Ёжик).
4. Рефлексия.
Организуется сюжетно – ролевая игра «Зоопарк» с игрушечными животными.
- Что вы знаете о диких животных?
Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе: на тему: «Дикие животные»
Тема: Дикие животные с 12 декабря по 19 декабря.
Задачи: - Дать представление о животных средней полосы.
Закреплять знание названий детенышей животных.
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ по теме «Дикие животные».
Образовательные области
Обл. разв. | Задачи | Форма организации совместной деятельности педагога с детьми | Организация ППРС для самостоятельной деятельности детей | Непрерывная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие | Учить рисовать кистью узор из точек и полос по мотивам дымковской росписи, используя прием тычка. Закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями, сплющивать шар; Показать приемы работы стекой. | Д/и «Найди такой же», Рассматривание лисят. Прослушивание музыкальных произведений | Иллюстрации с изображением диких животных. Игрушка лисичка, листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, зубочистки, | Рисование: «Узор для платья лисички». (Голицына стр. 96) Лепка: «Медведи любят сладкое печенье» (Голицына стр. 97) |
Речевое развитие | Учить составлять рассказ по игрушке; Закрепить знание названий детенышей животных; Закрепить правильное произношение звуков «к, г, х»; Учить произносить громко и тихо звуки. | Д/и «Я, начну, а ты закончи», «Громко - тихо», Чтение «Кто в домике живет» | Индивидуальные картинки детенышей животных. Иллюстрации по теме недели | Развитие речи: описание игрушек - животных(Голицына стр. 95) Рассказы воспитателя. |
Познавательное развитие | Учить сравнивать 2 группы предметов приемом наложения; Учить различать большую и меньшую группы; Познакомить с геометрической фигурой - треугольник. Дать элементарные представления о животных средней полосы; Продолжать строить красивые постройки и украшать. | Д/и «Мишка ищет мед», «Найди мишку», Просмотр презентации «Дикие животные». Беседы по картине. Д/и «Строим дом» | Плоскостопные игрушки животных, бочонки меда. Чтение потешки: «Мишка косолапый» конструктор | ФЭМП: «Кто в лесу живет» (Голицына стр. 94) ФЦКМ «Дикие животные» (Голицына стр. 92) Конструирование: «Зоопарк». Интернет - источник |
Соц.-ком. развитие | Воспитывать уважительное, заботливое отношение к диким животным. Продолжать развивать игровые навыки в коллективе. | Беседы о животных. Д/и «Встреча с животными» | Костюмы для с/р игр. Иллюстрации | С/р игры по желанию |
Физич.развитие | Упражнять в ходьбе и беге с остановкой; В прокатывании мяча между предметами. | Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, П/и «Найди свой домик», «Воробышки и автомобиль»», | Спортивный инвентарь, маски для п/и. | Физическая культура №15 (Пензулаева стр. 41) |
Дата 12.12.2016 понедельник
Режимы | Виды деятельности | Взаимодействие с родителями |
|||||||
Образовательная деятельность | |||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|||
Утро | Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика в муз зале. Беседа «Как я помогаю дома?» | Индивидуальная работа с Катей, Ксюшей, Кирой - «Помоги одеться кукле»-закрепление знаний о сезонной одежде, о том,что нужно носить зимой. | Рассматривание иллюстраций: «Волк и семеро козлят». | Беседа с родителями «Чем занимаемся дома вечерами». |
|||||
НОД | Худ. - эст. разв. Позн. разв. | Музыка. (см. план муз. рук. - ля) ФЦКМ. «Дикие животные» Задачи: Дать представления о животных, чем питаются, названия детенышей. Интеграция: позн. разв.; реч. разв.; физ. разв. |
|||||||
Прогулка | Эксперементирование: опыт: «Снег и лед». Труд-помочь собрать игрушки. Подвижная игра « Хитрая лиса» | Индивидуальная работа с Славой, Викой-перекидывание мяча. | Ситуативный разговор «Чистые игрушки» |
Работа перед сном | Чтение: Мишка - косолапый… | ||||||
Вечер | Бодрящая гимнастика. Составление описательного рассказа «Не ходи козочка в лес»-учить совместно с воспитателем составлять короткий рассказ. | Индивидуальная работа с Пашей, Аленой -закрепление математических представлений «Большой-маленький» | Дидактическая игра «Хорошо-плохо» - закрепление знаний о хороших и плохих поступках. | ||||
Прогулка | Наблюдения за зданиями. Труд по необходимости. | Индивидуальная работа с Алисой М., Дианой Б. -закрепление умений выполнять движения в соответствии с текстом, | Ситуативный разговор «Не ходить по горке» | выносные игрушки | |||
Работа после прогулки | Подбор атрибутов к игре |
Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми
Дата 1 3 .1 2 .201 6 вторник
Режимы | Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с родителями |
|||||
Образовательная деятельность | |||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|||
Утро | Рассматривание фотографий диких животных. | Индивидуальная работа с Артёмом В., Катей, Софьей - «Зима» расширять представления о характерных особенностях зимней природы. | Ситуативный разговор «Добрые поступки» | Знакомимся с муз. инструментами. | Беседа о самочувствии детей в выходные |
||||
НОД | Познав. разв.. Физич. разв. | ФЭМП. «Кто в лесу живет»» Задачи: упражнять в сравнении двух групп предметов, учить различать большую и меньшую группы. Интеграция: позн. разв. ; физ. разв.; реч. разв. Физич. разв. Задачи: Упражнять в ходьбе и беге с остановкой, в прокатывании мяча между предметами. Интеграция: физич. разв.; реч. разв.; соц. - ком. разв. |
|||||||
Прогулка | Наблюдения Труд-помочь собрать игрушки Подвижные игры « Хитрая лиса» | Индивидуальная работа Катей, Машей, Мироном -закрепление умений согласованно и красиво выполнять движения. | Ситуативный разговор «Деревья зимой» | Выносные игрушки для улицы, картотека прогулок |
Работа перед сном | Чтение загадок по теме | ||||||
Вечер | Бодрящая гимнастика. «Как животные делают запасы к зиме?»-формировать целостную картину мира, знакомить детей с дикими животными | Индивидуальная работа с Алисой Л., Егором, Димой «Какого цвета больше на картине зима?»-развивать умения называть цвета, давать полные ответы. | Ситуативный разговор «Мой внешний вид» | Игры по желанию детей. |
|||
Прогулка | Наблюдения за зданиями. Труд по необходимости. Подвижная игра «У медведя во бору» | Индивидуальная работа с Пашей, Ваней, Викой -развивать умения выполнять движения по сигналу, бегать в разных направлениях. | Ситуативный разговор «Что значит дружба» | выносные игрушки |
|||
Работа после прогулки | самостоятельная деятельность детей | поощрять желание детей играть вместе, подбирать атрибуты, распределять роли | Подбор атрибутов к игре |
Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми
Дата 14. 12.16. среда
Режимы | Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Взаимо-действие с родителями |
||||||
Образовательная деятельность | |||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|||
Утро | Прием и осмотр детей в группе. Утренняя гимнастика под музыку. Разговор «Что нужно, чтобы быть смелым» | С Викой и Димой по ФЭМП Цель: тренировать в умении определять правую и левую сторону. | Повторение правил пользования столовыми приборами. | Пополнить уголок двигательной активности грузовыми машинами. | Индивидуальные консультации. |
||||
НОД | Худ. - эст. Разв. Познав. разв. | Лепка: «Медведи любят сладкое печенье». Пьеса «Медведь», муз. В. Николаевой (слушание) Задачи: закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями, сплющивать шар. Интеграция: худ. - эст. разв.; физ. разв.; реч. разв. 2.Конструирование «Зоопарк » (Голицына стр.63 ) Задачи: Учить создавать простейшие постройки: дом для слона, дом для ежа. Интеграция: позн. разв,; физ. разв.; реч. разв. |
|||||||
Прогулка | Наблюдение: ветреная погода. Подвижная игра «Филин и пташки» Цель: уметь выполнять команду по сигналу. | С Василисой, Софьей по ФИЗО Цель: тренировать в умении прыгать, приземляясь на обе ноги. | Учить задавать и отвечать на вопросы. | Атрибуты для подвижных игр. |
Работа перед сном | Чтение: «Идёт слоник по тропинке» Рудик | ||||||
Вечер | Бодрящая гимнастика после сна. Театрализованная деятельность по теме »Пойми меня» Цель: имитация характерных движений. | С Дианой Б. и Егором по развитию театрализованной деятельности Цель: показать способы изображения. | Отгадывание загадок для театрализации | Предложить новое пособие «Одень семью» для развития мелкой моторики | |||
Прогулка | Наблюдения «Световой день.»П/и «Мышки и кошки».Цель: учить играть в команде | С Ваней, Алисой М. и Дашей по экологическому воспитанию Цель: объяснить, что нельзя обламывать ветки с кустарника. | Сбор снега на участке. | Инвентарь для сбора снега. | |||
Работа после прогулки | Заучивание загадки: Серый брат из-за куста хвать По полю рыщет Ягнят и телят ищет. | С Машей, Катей по развитию речи Цель: закрепить обобщающие слова в игровом упражнении «Назови одним словом» | Показать способы ухода за комнатными растениями | Рассматривание детьми зимних пейзажей. |
Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми
Дата 15. 12.16. четверг
Режимы | Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятель-ной детской деятельности | Взаимо-действие с родителями |
|||||||
Образовательная деятельность | |||||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|||||
Утро | Прием и осмотр детей в группе. Утренняя гимнастика в муз. зале. Игровое упражнение: «Веселая логика» Цель: развивать логическое мышление | С Артемом Л., Алисой Л. по ФЭМП Цель: закрепление геометрических фигур. | Приучаем детей быть вежливыми | Пополнение изо-уголка новыми раскрасками на тему: «животные» | Предложить провести беседу с детьми «Если ребенок один дома» |
||||||
НОД | Худ. -эст. развитие Речевое развитие | Музыка(См. план муз. рук. - ля) 2.Развитие речи: «Описание игрушек - животных». Задачи: учить составлять рассказ по игрушке, закрепить название детенышей животных. Интеграция: реч. разв.; физ. разв.; позн. разв. |
|||||||||
Прогулка | Наблюдение: деревья зимой.Труд выполнять поручения воспитателя Подвижная игра «Липкие пеньки»Цель: бегать по правилам не натыкаясь друг на друга. | С Димой и Дашей по познавательному развитию Цель: повторить названия времён года и их последовательность | Приучаем детей уходить с прогулки парами | Атрибуты для подвижных игр. |
|||||||
бота перед сном | Чтение р.н.с. «Кошкин дом» | ||||||||||
Вечер | Бодрящая гимнастика после сна. Сюжетно-ролевая игра « Семья» Цель. Развитие интереса в игре, формирование положительных взаимоотношений между детьми. | С Мироном, Пашей, Сережей по развитию игровой деятельности Цель: показать варианты культурного обращения к парикмахеру | Воспитывать умение дожидаться своей очереди в игре | Предложить пособие «Волшебная страна дорожных знаков» для развития пространственного мышления | |||||||
Прогулка | Наблюдение « Действие ветра». Вместе с детьми определить силу ветра. Подвижная игра «Воротики» Цель: Учить ходить цепочкой, проходить под воротами | С Аленой и Артемом В. по ориентировке на участке Цель: тренировать в умении двигаться в заданном направлении | Ситуативный разговор «Как помочь товарищу» | вынести вертушки, султанчики, флажки и наблюдать за их движением |
|||||||
Работа после прогулки | Постройки детей по замыслу из деревянного конструктора Цель: развитие конструктивных умений | С Славой и Федей Т. «Что за чем» Цель: учить раскладывать карточки по размерам на увелечение | Показать способы размещения конструктора в контейнере | Рассматривание детьми природного материала в уголке природы |
Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми
Дата 16. 12.16. пятница
Режимы | Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимо-действие с родителями |
|||||
Образовательная деятельность | |||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|||
Утро | Прием и осмотр детей в группе. Утренняя гимнастика под музыку. Отгадывание загадок на тему: «Животные» Цель: Сформировать представление о животных | С Артемом Л. И Дианой Н. по ФЭМП Цель: Закрепление счета, больше, меньше, равно | Ситуативный разговор «Какие знаете музыкальные инструменты». | Пополнить атрибутами сюжетно-ролевую игру «Больница» | Советы родителя,«Интересоваться у детей, что нового узнали в саду». |
||||
НОД | Худ. - эст. разв. Физич. разв. | Рисование: «Узор для платья лисички» Задачи: учить рисовать кистью узор из точек и полос по мотивам дымковской росписи. Интеграция: худ. - эст. разв.; соц. - комм. разв.; позн. разв. 2.Физическая культура. Задачи: упражнять в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя. Интеграция: физ. разв.; реч. разв.; соц - комм. разв. |
|||||||
Прогулка | Наблюдение за работой дворника. Подвижная игра: «По ровненькой дорожке». | С Таней и Кирой по физ.воспитанию Цель: Учить перекатывать и отбивать мяч ногою | Ситуативный разговор « Чем отличаются деревья друг от друга». | Игры по желанию детей. |
Работа перед сном | Чтение по желанию детей. | ||||||
Вечер | Бодрящая гимнастика после сна. Рассматривание альбомов, иллюстраций о спорте, тематический словарь в картинках «Тело человека». | С Сережей и Ваней - д\игра «Подбери фигуру» | Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. | Самостоятельная деятельность детей по поддержанию порядка в группе. |
|||
Прогулка | Наблюдения за птицами - прилетевшими на участок - Цель: отметить, что птиц стало мало. Труд: по необходимости. П/игра «Гуси- лебеди» | С Артёмом Л., Димой, Сашей по развитию мелкой моторики Цель: из палочек выложить солнышко. | Работа по звукопроизношению: игра «Кто как кричит?». | Атрибуты для игр |
|||
Работа после прогулки | Д/игра «У кого какой домик» - закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых. | Продолжать учить тщательно мыть руки. | Игровая ситуация «Куклы Катюша и Андрюша обедают с нами». |