Конспект по природе средняя группа. Конспект занятия в средней группе " Бережем природу"
Перспективное планирование
по ознакомлению детей с миром природы
«Ребенок открывает мир природы»
на 2013-2014 уч. год.
Средняя группа №3
Яковлева А. В.
МБДОУ д\с «Ласточка»
Месяц | Тема; Цель занятия | опыты | Игры | Целевые прогулки | Беседы | Чтение | Досуги, развлечения | Работа с родителями |
Сентябрь | 1.«составление описательных рассказов об овощах и фруктах » Задачи: обучать навыкам составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности. Уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах. 2.«Беседа о насекомых» Задачи: закреплять представления о насекомых, развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. 3.К ребятам приходит айболит. Задачи: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его полезной пищей-овощами и фруктами. 4.Что бывает на растениях после цветов. Цель: Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются | 1.Солнце высушивает предметы. 2.Солнце прогревает предметы. 3.Почему песок хорошо сыплется 4. Танец горошин. 5.Что любят растения 6.Где живут зернышки 7. Умный нос 8.Друзья 9.Поиск воздуха. | Д/И «Найди самый красивый листок» «Овощи» Игровые упражнения: 1.Почтальон принес посылку 2.Собери урожай. Подвижные игры: 1.Листопад,. «Огуречик. 2.огуречик» | Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья | «Почему осень называют золотой» «Куда и почему улетают птицы» «Что нам дарит осень» «Что бы ты увидел; сидя на облаке» «Маленькие, но многочисленные обитатели планеты» «Сентябрь» | В.Бианки «Паучок-пилот» Г.Глушев «Стихи о насекомых» А.Майков «Пейзаж» Э.Машковская «Осень» М.Михайлов «Лесные хормы» Н.Трутнева «Улетай, наше лето!» Э. Успенский «Как растили капусту» Г. Цыферков «Лягушонок искал папу» | Игровая ситуация: 1.Приготовление винегрета 2.Герои сказки Джанни Родари рассказывает об овощахи фруктах 3.Карлсон выращивает овес на крыше. | Беседа с родителями «что рассказать ребенку об овощах и фруктах» |
Октябрь | 1.Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин) Задачи: учить сравнивать листья используя предметно-манипулятивный метод. Закреплять умение пользоваться моделями 2.Наблюдение за рыбкой задачи: закреплять знания об аквариумных рыбках, развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающим нас объектами. 3.В каких условиях живут рыбки Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в воде, вода комнатной температуры, для существования нужен корм, свет. 4.Комплексное занятие «Что растет в лесу» Задачи: дать детям первоначальные знания о лесе, в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно. | 1.выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. 2.Полить землю из лейки (впитывает влагу) 3.Посадим дерево 4.Секрет сосновой шишки 5.необычные кораблики 6.как замесить тесто 7.Веселая полоска. | П/И «Кто скорее соберет» «К дереву беги» «Найди листок, как на дереве» «Вейся венок» С/И «Рыбки живые и игрушечные» | «Люблю я пышное природы увяданье» | «Почему деревья осенью раздеваются» «Что ты видел по дороге в детский сад» «Где рыбке лучше живется» «Октябрь» «Уход за рыбками» «Осень-это хорошо или плохо» «Осень» | Благина Е. «Улетают, улетели» «Осень» Э. Машковская «Дело к зиме» Майков «Осень» А.Блок. «Зайчик» К. Ушинский «Бишко» | Игровая ситуация: Карлсон выращивает овес Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями | Конкурс подделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки» |
Ноябрь | 1.Как поливать растение Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растением. 2.Как зимуют дикие звери. Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях. 3.знакомство с коровой, козой, свиньей задачи: познакомить детей с домашними животными уточнить чем животных кормят, как за ними ухаживают. 4.В гостях у курочки Рябы задачи: познакомить детей с овыми домашними животными –овцой и лошадью. | 1.по выявлению потребности растений во влаге 2.ветер 3.где прячутся детки 4. Мыло- фокусник 5.Мой веселый, звонкий мяч 6. Вкусовые зоны языка 7. Умывальников начальник. | Игра «Что сажают в огороде» П/и «Совушка», «Бездомный заяц» игровые упражнения-«Раньше -позже» «Подскажи словечко» | «Хмурая, дождливая осень наступила» | Беседа: Что ты видел по дороге в детский сад «почему звери меняют шубки» «как медведь готовится к зиме» «Нужно ли человеку готовится к зиме» «в заколдованном лесу» «Что нам осень принесла» | Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» «Лесные шорохи» «Пороша» Н.Некрасов «Заунывный ветер»,Е. Благина «Огонек», И.Михайлова «Как обидно» А,Пушкин «Унылая пора» Л. Толстой «Волк», В. Зотов «Лесная мозайка» | Игровая ситуация: Айболит рассматривает комнатные растения, посещение картинной галереи | Изготовление и выставка Кормушек для птиц |
Декабрь | 1. Беседа как живут растения зимой. Задачи: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе. 2.Рассматривание и сравнение воробья и вороны. Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой об их внешнем виде, питании. 3.Комплексное занятие «Елочка» задачи: уточнять представления детей о бумаге, упражнять детей в аппликации –умение составлять и склеивать предмет из частей. 4.знакомство с кошкой и собакой задачи: уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных. | 1. Выявление потребности в свете 2. Окрашивание воды 3.Какие цветы сохраняются дольше 4.Узнай все о себе; шарик. 5.Потеря воды во время дыхания 6.Черное и белое 7.Тайный похититель варенья 8.вода прозрачная | П/И «Зайка беленький сидит» «Бег в дом какой назову» сюжетная игра: Сравнение игрушечной елки с настоящей елью Д/И «Знаешь ли ты» | «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» | «как помочь птицам зимой» «О чем грустит растение» «Почему люди зимой не мерзнут» «С кем дружит ель» «как животные живут зимой» | Я. Аким «Первый снег» Е.Трунтева «Первый снег», «Елка» Г. Скребицкий «Четыре художника» «Воробей», «Ворона» Зверев «Воробьиное бюро погоды» В.Зотов «Ворона» , «снегирь» «Заяц беляк», «Воробей» «Сорока» Э.Успенский «Проказы старухи зимы» В.Калинина «Про снежный колобок» В.Чарушин «Что за зверь» Л.Ларская «Зима» Н.Рубцов «Ворона», «покормите птиц зимой» | Игровая ситуация: «Вини пух пришел к обеду» | Украсим группу к празднику |
Январь | 1.Диагностика по разделу «природный мир» Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года используя модели. 2.Кому нужна вода. Задачи: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения. | «Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Хитрые семена» «На чем полетят человечки» «Значения расположения ушей» «подводная лошадка из винограда» «Волшебные зеркала или 1,3,5» | Подвижная игра «Поймай хвост», Игра «Найди пару» «Опиши мы отгадаем» | «Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает» | «Где найти медведя зимой» «Зачем белке пушистый хвост» «Холодно ли птицам зимой» «Живые ли деревья зимой» «Если дома живет птичка» | И. Сушков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна» «Жалобы зайки» К.Бальмонт «снежинка» С,Маршак «Январь», М. Садовский А.Крылов «Белка» «Как лиса зимует» В.Покровский «Волк», «Медведь» В.Берестов «Гололедица» В.Кондратьев «Метель» В.Степанов «Большая пурга». М. Пришвин «Ночевка зайца»В.Бианки «Снежная книга; | Игровая ситуация «Огород на окне» | Конкурс «Лучшая постройка из снега» |
Февраль | 1.«Как узнать растение» Задачи: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений. 2.Беседа о домашних животных Задачи: формировать понятие домашние животные, воспитывать интерес к наблюдениям о домашних животных. 3.Путешествие по зимнему лесу Задачи: Продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время. 4.Посещение зоопарка Задачи: формировать представление о диких экзотических животных. | «Где вода», «Необычное рисование» «Волшебная рукавичка» «Дерево умеет плавать» «Отгадай на вкус» «В мире стекла» «Исследование природы с помощью органов чувств» | Подв.игра «Мыши водят хоровод» «Снег кружится» «Бабочка и воробьи» Игра: «Опиши, я отгадаю» «Чудесный мешочек» | Прогулка по территории детского сада | «Что будет, если не убирать снег зимой» «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет» «Где раньше начинает таять снег в лесу или в огороде» «Мой домашний питомец» «какие растения называют кустарниками» «Зима» | С. Маршак «Февраль» В. Бианки «Дотерпят ли» Н.Павлова «Белые шубки»; К.Ушинский «Лошадка»; Е. Клокова «Мой конь» А.Александровна «Новый знакомый»; В.Степанов «Большая пурга»; В. Кондратьев «Метель» Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным» | Игровая ситуация «Чиполино выращивает лук» «Кот Матроскин обзаводится хозяйством» | акция: «огород на подоконнике» |
Март | 1. Посадка гороха в центе природы Задачи: формировать знание детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса. 2.Жизнь диких зверей весной. Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей. 3.Где обедал воробей. Задачи: познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка. 4.Комплексное занятие советы Айболита Задачи: формировать представления о том что в весеннее время особенно полезны витамины. | 1.Играем красками 2. Водяные весы 3.Стеклянный город 4.Угадайка 5.Угадай по запаху 6.Вода бывает теплой, холодной, горячей | подв. игра «Веснянка» игра «Расскажи без слов» | «И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи» | «Кто просыпается весной» «Чему учит мама своих малышей» «Что ты видел необычного по дороге в детский сад» «Вода помощница» «Ранняя весна» | С. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей» Г. Скребицкий «На лесной полянке» Н. Сладков «Весенние радости»; В. Альферов «Март» В.Зотов «Заяц беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С. Асаков «Гнездо» | Экологическое кафе «Медуница» | Уборка участка после зимы, Беседа: «Как мы перезимовали зиму» |
Апрель | 1.Составление описательных рассказов о комнатных Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательностипо плану. 2.Птицы Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков. 3. Знакомимся с деревянными игрушками Задачи: продолжать знакомить детей с предметами изготовленными из дерева, разнообразными деревянными предметами. 4.Весна в лесу Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. | «Волшебный материал», «Реактивный кораблик», Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» «Язычок помощник»; «Почему все звучит» «Делаем облако» «Чудесные спички» | П/И «Воробушки и автомобиль» Д/И «Кто как поет» «Третьий лишний» Игра: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок» | «Весенняя мозайка» | «Кто весной возращается домой» «Почему весной бывают наводнения» «О чем рассказал корень» «Опасный лед» «Крылатые помощники» | Л. Аким «Апрель», В. Бианки «Последняя льдика» Н. Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся» К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладков «Птицы» | словарная игра «Повторяем друг за другом» | На улицах и дорогах (консультация) |
Май | 1. Рисуем животных Задача: Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках. 2.Прогулка к пруду Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбками. 3. Диагностика по разделу «Мир природы» | «Соревнование» «Радуга» «Естественная лупа» «Рукам своим не верю» | Подвижная игра: «Два гуся» Д/И «Что изменилось» | «Красив, зимою и весною волшебный, добрый, дом лесной» | «Времена года», «Правила друзей леса» «Дома появились малыши» «Что изменилось в жизни человека с приходом весны» «Что хорошего и что плохого бывает весной» Уход за комнатными растениями. | Н. Павлова сказки «Находка» «под кустом» «Подножная травка» Г. Серебрицкий «Счастливый жучок» В. Степанов «Летающий цветок». М. Пришвин «Золотой луг» Е. Серова «Ландыш», «Фиалки» В. Зотов «Береза», «Дуб» «Божья коровка», «Одуванчик» «Кузнечик» «Майский жук» Е. Чарушин «Воробей» В. Бианки «Первая охота» | «Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами» «Прогулка в лес» «Тайна лесной поляны» | Ядовитые растения нашего края (консультация) |
Задачи:
1 квартал
(сентябрь-ноябрь)
Экологическое воспитание: Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона; основные осенние явления (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)
Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.
Различие и называние комнатных растений, деревьев кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду(листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.
Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.
Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.
Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.
Уточнение представлений о домашних животных (кролик, утка), диких зверях (белка. еж) о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.
Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.
2 квартал
(декабрь – февраль)
Экологическое воспитание: расширение представлений о явлениях не живой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, пруды, метут метели; день короче ночи; небо серое). Установление связей между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; времена года – состояния растений; времена года – одежда человека).
Различие хвойных и лиственных деревьев.
Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь); пища, способы добывания ее зимой; условия жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).Установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Расширение представление о многообразии птиц.
Закрепление умения узнавать, называть и сравнивать комнатные растения(поверхность листьев, их количество, расположение)
Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли.
3 квартал
(март – май)
Экологическое воспитание: уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега. оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).
Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих), различие двух – трех деревьев по цветкам.
Расширение представлений жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание). Называние взрослого и детеныша.
Представление о птицах, их образе жизни (на земле. в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетомптиц: размножение; поведение (стаи, гнезда).
Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле) установление простейших связей.
Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).
Развитие наблюдательности.
Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.
Конспект занятия в средней группе «Бережем природу».
Задачи:
Образовательные:
1. Приобщать детей к основам экологического воспитания.
2. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
3. Продолжать расширять знания о защите окружающей природы.
4. Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду.
Развивающие:
Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней;
Оборудование: сотовый телефон, магнитная доска, магниты. Картинки (завод, автомобиль, цветы, деревья, трубы с очистными устройствами). Мусор (фантики, бутылки), корзинка, экологические знаки. Макеты деревьев, животных, птиц. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательный поход на лесную полянку.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Мы с вами пойдем по лесной тропинке, прямо на волшебную поляну. Все готовы?
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь дорогу.
Дети идут под веселую музыку, слышны звуки леса, птичьи голоса. (Звучит фонограмма 1.)
Воспитатель: Вот мы и попали в лес.
Но вдруг ситуация меняется.
Воспитатель - Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. (На поляне лежит куча мусора).
Приходит смс-сообщение: «В лесу появился нарушитель тишины, возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд - ХУЛИГАН. Помогите, помогите»
Воспитатель: Ребята, в сообщении, написано про хулигана, наверное, это он намусорил. Давайте очистим лес от этого мусора. А что для этого нужно сделать? (Ребята собирают мусор в пакет, чтобы отнести в мусорный бак.)
(Входит хулиган с рогаткой в руках.)
Хулиган: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Здравствуй, скажи, пожалуйста, это не ты тут так намусорил, и как тебя зовут?
Хулиган: Зовут меня Петя. Я не понял, почему так чисто стало в лесу?
Дети. Потому что мы навели в лесу порядок.
Воспитатель: Сейчас наши маленькие лесники объяснят тебе, как вести себе в лесу.(Проводится игра лесник с экологическими знаками, где дети - лесники.)
Хулиган, ты знаешь, что лес - это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать. Запомни это!
Хулиган Петя: Хорошо, я запомню.
Воспитатель: Ты лучше посмотри, как можно в лесу отдохнуть с пользой для здоровья.
Физкультминутка:
1. Все мы по лесу шагаем
Руки выше поднимаем,
Ноги ставим широко,
Дышим ровно глубоко.
2. Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем,
Руки за спину кладем,
И вразвалочку идем.
3. Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем,
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
4. Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем,
И в гнездо его кладем.
Хулиган: Ой, подумаешь зарядка, вот у меня для вас, ребята, есть сюрприз (достает из рюкзака черный конверт). Я вам покажу, как я отдыхаю. Посмотрите мои фотографии. (В конверте картинки леса после пожара.)
- Это я костер жег (фото 1-3), это я ветки ломал для костра. (Фото 4.)
Воспитатель - Ну, какой же это сюрприз. Наши дети так себя в лесу не ведут. Вот у меня сюрприз. Воспитатель достает из корзинки картинки о защите окружающей среды.
Воспитатель — Ребята, а теперь давайте подумаем, что же сделать, чтобы сберечь природу и лес?
Дети. Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства.(На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка.)
Воспитатель. Правильно дети. Деревья - это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
Хулиган Петя: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буду больше хулиганить, буду беречь лес.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?
Дети (ответы детей).
Воспитатель: А за то, что вы сегодня очистили лес от мусора и помогли хулигану Пете стать заботливым мальчиком, он дарит вам медальки «юный эколог». Ну что, нам пора возвращаться в детский сад! (звучит фонограмма 2).
«Природа нашего края »
Цель :
1 Развивать речь детей.
2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.
Задачи :
Обучающие:
1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.
2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.
3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.
4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывающие:
1.Воспитывать любовь к природе.
2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.
Интеграция образовательных областей:
познание,
коммуникация
социализация,
чтение художественной литературы,
безопасность,
здоровье,
Предварительная работа:
Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.
Наблюдение на прогулке;
Подбор дидактических игр;
Загадывание загадок.
Материалы к занятию:
Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.
Ход занятия.
Словно крыша над землёю
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки, и леса.
И дома, машины, лодки.
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
Воспитатель:
Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .
Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).
А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).
От чего в доме бывает светло (лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).
В природе идёт дождь ,а в наших домах? (душ).
В природе ветер ? (доме -вентилятор, кондиционер) .
В доме пол? (в природе – земля , почва).
В доме ковёр? (в природе- трава ).
В доме стены? (в природе- горы , деревья).
В домах потолок? (в природе- небо , космос).
Воспитатель:
Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?
Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д
Воспитатель:
А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.
Загадки:
Любит очень есть морковку,
Грызёт капусточку он ловко,
Белый серый и косой,
Кто он такой?
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…
Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно грузди он искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …
Под соснами,под елками
Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Подскажите мне, о ком же все эти загадки?
Дети: О животных.
Воспитатель: А о каких животных?
Дети: Диких.
Воспитатель: А где живут дикие животные?
Дети: В лесу.
Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).
А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.
Под музыку дети имитируют полёт в небо.
(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).
Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».
Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).
Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!
Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)
Давайте здесь остановимся.
Дидактическая игра «Деревья».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.
Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.
Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.
Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).
Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)
Воспитатель:
Можно ли ломать веточки? Почему?
Какое дерево очищает воздух? (тополь)
Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)
Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)
Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?
Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).
Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».
Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.
Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»
Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.
Дидактическая игра «Назови детёныша».
Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.
У лисы- лисёнок
У волчицы – волчонок.
У зайчихи- зайчонок.
У медведя- медвежонок и.т.д.
Раз – присядка.(Присесть).
Два – прыжок.(Подпрыгнуть).
Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).
А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).
Любят долго потянуться,(Потянуться).
Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).
Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).
А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).
И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).
Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).
Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).
То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)
Начинает все сначала.
Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?
Дети: Уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц , нашего края вы знаете ?
Птиц , которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?
Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.
Воспитатель:
Как тихо вокруг нас стало
Шуметь природа устала
Ребята и те присмирели
Слышны только птичьи трели
Кто песню споёт,
Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц , то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц . Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц , а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи (дети хлопают)
Что не правильно?
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, чижи (дети хлопают)
Прилетели птицы :
голуби, синицы,
Аисты, стрижи,
Галки и чижи!(слайды)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Ребята,а как нужно себя вести в лесу?
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Гимнастика для глаз :
Сова.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом!
Воспитатель:
Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).
Рефлексия
Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.
Используемая литература:
1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,
2.География Саратовской области.Саратов1997,
3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
« Природа нашего края »
Цель:
1 Развивать речь детей.
2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.
2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.
3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.
4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывающие:
1.Воспитывать любовь к природе.
2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.
Интеграция образовательных областей:
познание,
коммуникация
социализация,
чтение художественной литературы,
безопасность,
здоровье,
Предварительная работа:
Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.
Наблюдение на прогулке;
Подбор дидактических игр;
Загадывание загадок.
Материалы к занятию:
Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.
Ход занятия.
Словно крыша над землёю
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки, и леса.
И дома, машины, лодки.
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
Воспитатель:
Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .
Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).
А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).
От чего в доме бывает светло (лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).
В природе идёт дождь,а в наших домах? (душ).
В природ е ветер? (доме -вентилятор, кондиционер ) .
В доме пол? (в природе – земля, почва).
В доме ковёр? (в природе- трава).
В доме стены? (в природе - горы, деревья).
В домах потолок? (в природе - небо, космос).
Воспитатель:
Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?
Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д
Воспитатель:
А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.
Загадки:
Любит очень есть морковку,
Грызёт капусточку он ловко,
Белый серый и косой,
Кто он такой?
(Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это
(Белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это?
(Лиса)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…
(Лось).
Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно грузди он искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …
(Кабан).
Под соснами,под елками
Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Подскажите мне, о ком же все эти загадки?
Дети: О животных.
Воспитатель: А о каких животных?
Дети: Диких.
Воспитатель: А где живут дикие животные?
Дети: В лесу.
Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).
А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.
Под музыку дети имитируют полёт в небо.
(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).
Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».
Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).
Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!
Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)
Давайте здесь остановимся.
Дидактическая игра «Деревья».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.
Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.
Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.
Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).
Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)
Воспитатель:
Можно ли ломать веточки? Почему?
Какое дерево очищает воздух? (тополь)
Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)
Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)
Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?
Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).
Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».
Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.
Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»
Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.
Дидактическая игра «Назови детёныша».
Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.
У лисы- лисёнок
У волчицы – волчонок.
У зайчихи- зайчонок.
У медведя- медвежонок и.т.д.
Физкультминутка “Звериная зарядка”:
Раз – присядка.(Присесть).
Два – прыжок.(Подпрыгнуть).
Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).
А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).
Любят долго потянуться,(Потянуться).
Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).
Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).
А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).
И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).
Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).
Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).
То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)
Начинает все сначала.
Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?
Дети: Уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц, нашего края вы знаете?
Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?
Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.
Воспитатель:
Как тихо вокруг нас стало
Шуметь природа устала
Ребята и те присмирели
Слышны только птичьи трели
Кто песню споёт,
Нужно вам отгадать –
Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи (дети хлопают)
Что не правильно?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, чижи (дети хлопают)
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
Аисты, стрижи,
Галки и чижи!(слайды)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Ребята,а как нужно себя вести в лесу?
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Гимнастика для глаз:
Сова.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом!
Воспитатель:
Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).
Рефлексия
Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.
Используемая литература:
1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,
2.География Саратовской области.Саратов1997,
3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
- Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
- Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
- Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .
Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.
Задачи:
- Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением - герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок) , используя модели.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Воспитатель.
Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:
Давайте пройдемся медленно по саду
И здравствуйте, скажем, каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать их,
А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …
Просмотр видео - ролика «Растения - наши друзья» .
Воспитатель.
Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?
Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок» ) .
Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.
А почему эти растения называют комнатными?
(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)
А еще для чего нам нужны комнатные растения?
(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом) .
Воспитатель.
Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)
А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.
Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)
Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань) , или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани» )
Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет) .
Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы) .
Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей) .
Воспитатель (обобщает ответы детей) . – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.
Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей) .
Воспитатель:
– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)
Воспитатель:
– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей) .
Воспитатель (обобщает ответы детей)
–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом) . Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.
Вот мы и познакомились с новым растением.
Воспитатель:
– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей) .
Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?
В уголке природы.
Воспитатель:
Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы» .
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .
Воспитатель:
– Приглашаю детей пройти к уголку природы.
Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.
А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…) . Дети рассказывают о растениях.
Воспитатель.
–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)
А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет) .
Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка» .
(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка) . Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.
- Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». (Растение)
Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)
Как дышит растение? (через листья, корни)
Как питается растение? Также как и мы? (корнями)
Правильно ребята, именно корни кормят растение.
А где хранится пища для растения? (в земле, почве)
Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.
Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста» . (Слайд 5) .
Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.
Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.
Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.
Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.
О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко»
Конспект НОД
с детьми средней группы
«Мир природы»
Чекалова
Светлана Сергеевна,
МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко», воспитатель
г. Рассказово
Тема: НОД «Мир природы».
Цель: закрепление и уточнение знаний детей о природе.
Задачи:
обобщить представления детей о том, что такое природа;
уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о характерных признаках каждого сезона;
воспитывать у детей бережное отношения к живой природе, желание узнать новое, умение видеть красоту природы, любознательность;
учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром);
развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, связную речь, умение правильно строить предложение.
Предварительная работа:
наблюдение за сезонными изменениями;
чтение художественных произведений;
отгадывание загадок;
рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы;
изготовление поделок из бумаги и природного материала.
Материалы и оборудование:
Разноцветные листья, загадки об осени, осенняя мелодия, магнитная доска; емкости с водой, поролоновые губки, конфетти, барабан, иллюстрации с явлениями природы; обручи, корзинки, шишки, грибы; ватман с изображениями насекомых; разрезные картинки с изображением животных.
На каждого ребенка: по 4 карточки разных цветов (желтого, красного, зеленого, белого); краски, кисти .
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - в волшебный мир природы. В любое время года природа радует нас своей красотой. А вот в какое время года мы с вами попадем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Дети. В осень.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у нас разбросано под ногами?
Дети. Осенние листья.
Воспитатель. Какие они красивые, разноцветные! (Воспитатель поднимает листок с пола.) Да здесь загадки! А еще у вас на столах лежат карточки. Какого они цвета?
Дети. Красного, желтого, белого, зеленого.
Воспитатель. Это не простые карточки, а маленькие друзья каждого времени года. Каким цветом мы обозначим лето?
Дети. Красным цветом.
Воспитатель. Каким цветом обозначим осень?
Дети. Желтым.
Воспитатель. Каким цветом обозначим зиму?
Дети. Белым.
Воспитатель. Каким цветом обозначим весну?
Дети. Зеленым.
Дети подбирают цвета ко всем временам года.
Воспитатель. Послушайте загадки, о каком времени года в них говорится, поднимите карточку нужного цвета.
За окном веселых птичек стая
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит, к нам пришла … (Весна)
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно это… (Лето)
Белый снег покрыл поля и села,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой веселый!
Здравствуй, раскрасавица… (Зима)
С веток листья быстро облетели,
Дождь с утра, и в тучах небо просинь.
В огороде овощи поспели…
По приметам видно - это … (Осень)
Звучит фонограмма музыки, напоминающей дождь.
Воспитатель. Пока мы с вами отгадывали загадки, солнышко спряталось, небо затянуло серыми тучами. Наверное, скоро пойдет дождь. Давайте с ним поиграем.
Капля раз П рыжок на носочках, руки на поясе .
Капля два Е ще один прыжок.
Очень медленно сперва 4 прыжка.
А потом, потом, потом 8 прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли Р азвести руки в стороны.
От дождя себя укрыли Сомкнуть руки над головой.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель. Ребята, а что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте.
Дети берут конфетти и дуют на него.
Дети.
Конфетти разлетятся в разные стороны.
Воспитатель.
Что это вам напоминает?
Дети.
Как будто идет снег и ветер дует.
Воспитатель
(ударяет в барабан).
Что напоминает вам этот звук?
Дети.
Раскаты грома.
Воспитатель.
Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем. Слышите звуки? С чем их можно сравнить?
Дети.
С дождем.
Воспитатель.
С чем можно сравнить все то, что мы только видели и слышали?
Дети.
С явлениями природы.
Воспитатель. Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы, а кто отгадает, будет показывать иллюстрации с правильным ответом.
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали. (Дождь)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(Роса)
На всех садится,
Никого не боится
. (Снег)
Цветное коромысло
Над рекою повисло.
(Радуга)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
(Гроза)
Рассыпался горох
На тысячу дорог.
(Град)
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед. (Капель)
Без рук, без ног,
А двери отворяет. (Ветер)
Дети отгадывают загадки и показывают иллюстрации с явлениями природы.
Воспитатель.
Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать росу, туман, радугу, град?
Дети. Летом.
Воспитатель. А когда можно увидеть снег, вьюгу?
Дети. Зимой.
Воспитатель. А капель когда бывает?
Дети. Весной.
Воспитатель. Скажите мне, какое сейчас у нас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель. А какие явления природы мы замечаем осенью?
Дети. Дождь, ветер, листопад.
Воспитатель. Ребята, мы сейчас говорили про явления природы, а известно ли вам, что природа бывает живая и неживая. Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (воспитатель показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается .
Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух (воспитатель показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель обращает внимание на лежащий на полу мешок.
Воспитатель. Что это?
Дети. Мешок.
Воспитатель. Да он не простой, а волшебный. Там что-то лежит (заглядывает в него). Сейчас вытяните каждый из мешка по одной картинке.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дети вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т.д.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю игру «Кто быстрее соберет». Одна команда будет собирать грибочки, а другая - шишки.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет»
Дети делятся на команды «живая природа» и «неживая природа».
На ковре лежат рассыпанные шишки и грибы. По сигналу: «Раз, два, три, собери!» дети по одному подбегают, берут по одному предмету и приносят в свою корзину. Выигрывает тот, кто быстрее соберет свои предметы.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а вы любите ходить в лес? А можете назвать правила поведения в лесу?
Дети. Нельзя мусорить в лесу. Потому, что это не красиво и могут пораниться звери. Может начаться пожар. Будет грязно. Нельзя кричать, звери напугаются и убегут или улетят из своих гнезд, птенцы останутся без родителей.
Воспитатель. Ребята, а хотите узнать, кто здесь у меня изображен? (показывает лист ватмана с изображениями насекомых, нарисованными свечой ).
Дети. Да.
Опыт «Волшебные рисунки»
Дети проводят кистью с красками по бумаге, на которой заранее свечой нанесены рисунки, и на цветном фоне начинают появляться изображения насекомых: бабочки, божьей коровки, паука, муравья, гусеницы, пчелы.
Воспитатель. Ребята, а кого вы видите на нашей полянке?
Дети. Бабочки, божьи коровки, пауки, муравьи, гусеницы, пчелы.
Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Ребята, а где же живут наши насекомые? Куда мы отправим муравья?
Дети. В муравейник.
Воспитатель. Совершенно верно. А где же живет паук?
Дети. На паутинке.
Воспитатель. А, где же у нас будут жить бабочка с гусеницей?
Дети. Бабочки и гусеницы живут на цветочках.
Воспитатель. А пчелки где живут?
Дети. В сотах.
Воспитатель. Молодцы! А кто же еще живет в лесу?
Дети. Медведь, лиса, заяц, волк, кабан.
Воспитатель. Давайте вы их сейчас нам покажете (дети собирают разрезные картинки с животными.)
Воспитатель. На этом наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер. Вы так хорошо справились со всеми заданиями! Вы так много знаете о явлениях природы, о лесе и его обитателях! Конечно, это не все тайны природы! Их еще очень много! О них мы поговорим в другой раз. А что вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии сегодня?
Дети. Отгадывание загадок, игра с дождиком, игры, опыты.