Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук, буква Ю,ю
Коррекционно-образовательные цели:
- познакомить с буквой «ю»;
- научить детей четко произносить звук «ю»;
- выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;
- определять позицию звука «ю» в словах;
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание;
- развивать мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать навыки сотрудничества;
Оборудование:
- листики
- картинки со звуком «ю»;
- зеркала;
- карточки;
- буква «ю» ;
- счетные палочки;
- ежик с картинками;
- игрушка юла;
Организационный момент
Загадка:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...
Когда это бывает? (Осенью)
Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес - вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. И носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.
Упражнение на дыхание «Летят осенние листики»: дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони.
Самомассаж.
Упражнения с ушками.
«Найдём и покажем ушки»
«Похлопаем ушками»
«Потянем ушки»
«Погреем ушки»
знакомство с новым материалом
Кто это там шуршит?
- Это ежик. Она тащит на своих иголках для нас картинки
.
(Каждый из детей подходит и берет картинку. В картинках нарисованы рисунки со звуком ю). (Юла, юбка, юрта и.т.д.).
- Сегодня мы познакомимся со звуком «ю»
.
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.
артикуляционная гимнастика «трубочка»
Мои губы - трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
артикуляция звука «ю»
При произнесении звука [ ю ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука “у». Звук произносится с голосом.
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах, задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).
характеристика звука «ю»
Звук «ю» - гласный звук.
ловим звук «ю»
Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «ю»
:
- а, о, у, ю, ы, и, э...
- му, ми, иа, ем, юм...
- лупа, стол, юла, мыло...
позиция звука в слове
Определите, в какой вагончик посадить ежика (где находится звук «ю» в словах). (Картинки).
физминутка «листики осенние»
Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Игра с юлой.
В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!
(повторение):
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).
знакомство с буквой «ю»
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.
1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Выложить букву из палочек.
итог
Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания не вызывали затруднений?
На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.
Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .
Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .
Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).
Рис. 2. Юля и Юра ()
Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.
Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .
Это - вьюнок (рис. 3).
Рис. 4. Настурция ()
А это - настурция (рис. 4).
Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .
Это - куртка (рис. 5).
А это - юбка (рис. 6).
Звук [йу] слышен в слове «юбка» .
Это - чум (рис. 7).
А это - юрта (рис. 8).
Звук [йу] слышен в слове «юрта» .
Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.
Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.
Рис. 9. Колыбельная ()
В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .
Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .
Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?
Ю ла (рис. 10)
Какую планету ты знаешь?
Ю питер (рис. 11)
Кем ты хочешь стать?
Ю нгой (рис. 12)
Какую птицу ты знаешь?
Ю рок (рис. 13)
Какое тебе нравится растение?
Они различаются только размером.
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась…буква Ю (рис. 16).
Рис. 16. Буква Ю ()
Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .
На арене укротитель -
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом (рис. 17).
Рис. 17.Укротитель тигров
Вся согнулась буква Ю ,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою -
Старой бабкою с клюкою.
Если бублик вы не съели,
Если он ещё при вас,
То в одном хорошем деле
Пригодится он сейчас.
Поиграем с ним немножко.
Сбоку - вилка,
Рядом - ложка.
Запиши в тетрадь свою -
Эта буква - буква Ю .
А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).
Буква Ю каждому поможет в походе:
В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший дуг.
Одной заглавной буквой Ю
На нём отмечен юг (рис. 19).
Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.
Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :
Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.
Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!
Рис. 20. Буквы Н и О ()
Прочитайте:
Ю -рий
Ю -ли-я
Прочитайте слоги с Я :
«Кто? - спросила буква Я , -
Заменить готов меня?»
Отвечала буква Ю :
«Если надо - заменю!»
Прочитайте слоги с ю :
Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:
Н ора
Л уна
Л ампа
Гр уз
Н юра
Л юбовь
Л ямка
Тр юк
В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.
Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).
Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()
Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).
Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()
Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.
Ю :
- буква очень широкая, овал получился похожим на круг.
Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.
Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).
Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()
Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :
- буква очень широкая.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.
Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.
Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.
Домашнее задание
1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).
2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.
Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.
3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .
Список литературы
1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя(полная)общеобразовательная школа №2
г.Волжска Республики Марий Эл
Конспект урока обучение грамоте
по тема: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ю, ю»
Подготовила
учитель начальных классов
Фёдорова Любовь Сергеевна
2012г.
Волжск
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ю, ю
Цели: Обучающие : учиться находить букву Ю и читать слоги и слова с новой буквой, графически обозначать звуки, которые она даёт, расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.
Развивающие : способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, различных видов памяти, внимания.
Воспитательные : совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.
Методическая цель: показ приёмов изучения новой йотированной буквы Ю, общеучебных логических умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий этап
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Садитесь!
II. Орфоэпическая разминка
1-2 человека – индивидуальная работа.
На доске: Уж и ёж забрались в густую рожь.
– Прочитайте одними глазками.
– О ком скороговорка?
– Что про них сказано?
– Назовите только гласные с ударением.
– Прочитайте согласные, правильно их называя.
III. Актуализация знаний
– Давайте, ребята, вспомним, на какие группы можно разделить все звуки в скороговорке?
– Какими могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)
– А согласные звуки? (Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)
– Благодаря чему согласные звуки становятся мягкими? (Благодаря гласным звукам)
– Назовите в скороговорке мягкие согласные? (Называют)
На доске: Молоко коробка щуки мотор пища чаща -
разделите слова на слоги.
– Как определяли количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Кто вспомнит особые буквы? (е, ё, я)
– В чём их особенность? (Могут обозначать два звука)
Проверка индивидуальной работы.
IV. Формирование обучающимися темы и целей урока
На доске: енот, юла, ёжик, ящер.
– Прочитайте написанные на доске слова. Кто знает, что обозначает слово Ящер?
– Ящер – это вымершее крупное животное с маленькой головой, длинным хвостом. Его тело было покрыто чешуёй. (Показать иллюстрацию)
– Разбейте данные слова на группы по нескольким признакам одновременно. (Животные, 4 буквы, начинаются с гласной, заканчиваются на согласный)
– Вспомните еще раз особенность первых букв выделенных вами трёх слов, обратите внимание на первую букву четвёртого слова и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Буквы Е, Ё, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной. В слове юла первая буква Ю. Мы с ней не знакомы. Значит, тема урока – «Буква Ю и звуки, которые она обозначает»).
– Учитывая тему урока и опираясь на написанные слова на доске, сформулируйте цель нашего урока:
На доске:
Познакомиться с…. (с буквой Ю и звуками, которые она обозначает)
Учиться отличать …. (букву Ю от других букв)
Учиться читать ….(слова, предложения с новой буквой)
V. Знакомство с новой буквой и звуками
1). Буква Ю пришла к нам со своими подружками. Давайте её найдём и поприветствуем. Если увидите букву Ю – хлопайте в ладоши, если другая буква – поворачиваете головой.
Учитель показывает буквы: О Н С Я Ю
– Вот Вы и поприветствовали букву Ю. А теперь попробуйте изобразить её в паре.
– Посмотрите на ленту букв, где располагается буква Ю? О чём нам говорит её месторасположение? (Гласная, расположена во втором ряду – даёт согласному мягкость)
– Вернёмся к нашим словам. Назовите слово, обозначающее игрушку. (Юла)
– Сколько слогов в слове ЮЛА? (В слове юла две гласные буквы– два слога)
– Назовите первый слог. Из скольких букв состоит первый слог?
– Произнесите медленно первый слог и скажите, сколько звуков вы слышите? (2 звука)
– Назовите эти звуки. ([Й`][У])
– Охарактеризуйте эти звуки.
– Какой буквой обозначены звуки [й`][у]? (Ю)
Ю
[Й`][У]
– Сделайте вывод, в каком случае буква Ю обозначает два звука?
1. В начале слова (вывесить карточку)
– Составьте звуковую схему слова ЮЛА. (1 обучающийся на доске)
– Буква Ю пригласила к нам на урок своих друзей: мальчика и девочку. Определите их имена. Они состоят из 3 букв и 4 звуков. Помощником вам будет тема урока. (Юра, Юля)
– Почему в словах Юра и Юля по четыре звука? (Начинаются с буквы Ю, а она стоит в начале слова и обозначает два звука)
– Составьте предложения, используя имена детей и слово ЮЛА.
– Я записала это предложение на доске: Юра и Юля играют с юлой.
– Назовите слово, которое отвечают на вопрос Что делают? (Играют)
– Раздели слово ИГРАЮТ по слогам.
– Сколько слогов в слове играют? (3)
– Назовите последний слог. (-ют)
– Сколько в нём букв? (2 буквы)
– Произнесите его и определите, сколько в нём звуков?(3)
– Назовите их. ([Й`], [У], [Т])
– Объясните, почему в слоге ЮТ две буквы, а звуков три? Где стоит гласная Ю? (После гласной)
2. После гласной
(вывесить карточку)
– Сделайте вывод, в каких случаях буква Ю обозначает два звука?
Физкультминутка
– Я буду называть слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет - девочки.
ЮБКА, КОФТА, СЕВЕР, ЮГ, ЮНЫЙ, СТАРЫЙ, ДЕВУШКА, ЮНОША, ДОМ, ЮРТА.
VI. Закрепление
– Поработаем с нашим учебником. Откройте букварь на странице 46
– Посмотрите на гласные буквы и на фишки рядом с ними.. Что можно сказать о выборе цвета?
– На странице 47 посмотрите на кроссворд. Какие слова в нём зашифрованы?
– Сделаем звуковой анализ слов на стр.47
– Молодцы!
Физкультминутка (для глаз)
– Прочитайте слова на доске: шахматный, танцевальный, кружок юннатов
– Чем занимаются Юннаты? (Изучают природу)
– На занятии кружка юннатов ребята узнают много нового и интересного. Что именно, вы определите, прочитав текст(на карточках).
Лягушки и жабы мечут икру не только в воду. Жабы пипы прикрепляют икринки к спине. У жаб – повитух икра похожа на шнур с бусами. Они наматывают своё украшение на поясницу. Некоторые лягушки мечут икру на землю. Сторожить икру остаются самцы. Из икринок появляются головастики. Они заползают на спину к папе. Папа несёт их к воде. Некоторые лягушки свои икринки проглатывают. А потом выплёвывают готовеньких лягушат.
(По Н. Сладкову)
– Что вы узнали нового о жизни лягушек?
1 группа (уровень А) – прочитать текст и сосчитать все слова с буквой Ю
2 группа (уровень В) – выполнить звуковой анализ слова ЗЕМЛЮ.
3 группа (уровень С) – подобрать слово к звуковой схеме. (Дана схема к слову ЗАПОЛЗАЮТ)
VII. Итог урока
– С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Что можно сказать об этой букве?
Я нарисовала вам цветок, мы его сейчас разукрасим.
– Давайте украсим цветок: (рефлексия)
– Кому было интересно и кто во всём разобрался, возьмёт красную фишку.
– Кому было интересно, но что-то осталось непонятным жёлтую фишку.
– Кому было не совсем интересно и не всё понятно синюю фишку. – Посмотрим какого цвета больше.
Список использованной литературы
Журова Л. Евдокимова А. Букварь,учебник по грамоте и чтению, часть 1, Вентана-Граф, 2011
Конспект занятия для детей с ФФН. Гласные второго ряда.
Буква Ю.
Учитель - логопед Сухорукова Н.Л.
Тема: Гласные звуки.
Цель .Познакомить учеников с образованием гласного второго ряда -буква Ю. Обозначать мягкость согласных при помощи гласных второго ряда; развивать технику чтения.
Задачи : уточнять и закреплять артикуляцию гласных, развивать фонематическое восприятие, развивать мелкую моторику.
Оборудование : таблица слогов,счётные палочки,шнуры,разрезная азбука,пазлы.
Ход занятия.
1. Орг. Момент
Знакомство с буквой Ю
Послушайте шуточное стихотворение.
Любят хрюшки букву Ю!
Без неё не скажут: хрю!
И.Гамазков
Посмотрите на доску. Здесь написано слово (хрю). Найдите букву Юю среди букв разрезной азбуки.
Из каких элементов она состоит. Сконструируйте большую Ю и маленькую ю из палочек и шнура.
А теперь давайте произнесём этот звук (обращаем внимание на артикуляционный уклад)
2. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных
А) Давайте вспомним нашу сказку о буквах ИиЙ.Эти буквы-сестрички были очень похожи,только И звучала протяжно и умела красиво петь, а Й не умела,звучала коротко,отрывисто. Тогда буква Й пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть.Сначала они спели с буквой А, когда их звуки слились, какая получилась буква? - Я,затем они спели с буквой Э?-Е,потом с буквой О?-Ё,а сегодня мы послушаем замечательную песенку с буквой У, давайте все вместе-Ю...
Б) Игра (смячом) “ Наоборот”:
Ла-ла-ла ля-ля-ля
Со-со-со сё-сё-сё
Лу-лу-лу лю-лю-лю
Ту-ту-ту тю-тю-тю
Физминутка.
Речь с движениями.
Шла Матрона с огорода
Под кустом нашла удода.
А удод ей: “ Ду-ду-ду!
Я с тобою не пойду!
К бабе Дуне убегу,
Даст она мне творогу!”
Продолжим нашу игру со словами и запишем в тетради:
Ныть-нить
Мать-мять
Пилу-пилю.
3. Знакомство с буквой Ю-служит для обозначения мягкости впереди стоящих согласных.Чтение по слоговым таблицам с комментариями.
4. Физминутка.
5. Развитие мелкой моторики: собери пазл "Ю"
6. Глазодвигательная гимнастика.
Итог : с какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Чем она отличается от буквы У? Какое упражнение понравилось?
Ирина Гурова
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить с буквой «Ю».
Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза; анализа словесного состава предложения с предлогом.
Упражнять в восстановлении смысла деформированной фразы, в составлении простого распространённого предложения с предлогами.
Продолжать учить решению ребусов.
Корекционно-развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, буквенный гнозис, мышление, пространственные представления.
Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, графических навыков.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Волчки из картона по количеству детей, юла; схема-профиль артикуляции звуков [j], [у]; таблица с изображением буквы «Ю» и соответствующих картинок; карточки с напечатанными заданиями; цветные карандаши; карточки с напечатанными слогами и словами для чтения; мяч; материал «схема предложения»; доска, мел.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Постановка цели занятия.
Дети сидят за столами. У каждого волчок из картона. Логопед предлагает запустить свои волчки, понаблюдать за тем, как красиво смешиваются цвета во время их вращения.
Логопед: «Ребята, волчок – это маленькая юла. А у меня – большая, настоящая (показывает). Слово «юла» начинается с буквы «Ю». Сегодня мы с ней познакомимся.
II. Характеристика звуков [j], [у] по артикуляционно-акустическим признакам.
Логопед объясняет, что буква «Ю», как и буквы «Я», «Е», «Ё» обозначает два звука, когда находится в начале слова и в середине после гласного.
III. Знакомство с буквой «Ю». Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений.
Рассматривание буквы (обсуждение: из каких элементов она состоит и как они расположены).
Любит ли буква «Ю» солнышко? (не любит, так как «смотрит» вправо).
Чтение стихотворений о букве «Ю»:
1. Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась… буква «Ю». (А. Шибаев).
2. Я узнаю юлу свою,
Когда смотрю на букву «Ю» (Ф. Бобылёв).
3. На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель,
Он, как буква «Ю», с кольцом
К тиграм смело встал лицом. (В. Степанов)
На что ещё похожа буква «Ю»? (ответы детей).
Найдите букву «Ю» среди других букв, возьмите её и обведите пальчиком.
Раскрасьте букву «Ю» на своих карточках красным карандашом.
IV. Чтение слогов с буквой «Ю». Игровое упражнение «Спускаемся в лифте».
Логопед напоминает детям, что буква «Ю», обозначает два звука - [j], [у], когда находится в начале слова и в средине после гласного. Далее объясняет, что буква «Ю» смягчает согласный, после которого находится. В этом случае она обозначает один звук – [у].
После этого проводится игровое упражнение «Спускаемся в лифте» (чтение слоговых рядов, выложенных из букв на доске и расположенных в направлении сверху вниз):
1. ЮЛ, ЮК, ЮТ, ЮН, ЮМ, ЮХ, ЮФ, ЮС, ЮЛ, ЮР;
2. АЮ, ОЮ, ИЮ, ЭЮ, УЮ, ЫЮ;
3. ПЮ, КЮ, ТЮ, НЮ, МЮ, СЮ, ЛЮ и др.
V. Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания. Физкультминутка.
Логопед предлагает детям внимательно слушать слова. Если в слове есть буква «Ю», то нужно поднять руки, а если нет – присесть на корточки: «Юнга, мир, кот, юг, юрта, юбка, мел, юноша, кисть, юла, Юпитер…»
VI. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Выполнение заданий на карточках (материал выполнен в программе «Microsoft Word» и распечатан на цветном принтере).
Выполнить звуко-слоговой анализ слов «Юра» и «Люба» (нарисовать схемы цветными карандашами под соответствующими картинками).
Напечатать слова под схемами.
Вписать пропущенные буквы «Ю» в слова. Прочитать предложение.
VII. Чтение слов с буквой «Ю».
1. Юг, юнга, юрта, каюта, мою, купаю, катаю.
2. Люда, изюм, плюс, ключ, изюм, клюква.
VIII. Восстановление смысла деформированных фраз. Работа над предложением с предлогами. Упражнение с мячом «Слова поссорились» или «Предложение рассыпалось».
Логопед бросает детям по очереди мяч и называет слова. Дети возвращают мяч, составляя предложение, находят в нём слово с буквой «Ю».
Птицы, осень, улетать, юг, на. – Осенью птицы улетают на юг.
Весна, прилететь, юг, с, птицы.
Света, шкаф, юбка, убрать, в.
Юля, из, пакет, достать, изюм.
Стул, юла, под, лежать.
Юра, клюква, болото, найти, на.
Проводится анализ одного предложения по выбору детей: «Какое первое слово в предложении? Какое второе слово? Назовите третье слово. Есть ли ещё слова в этом предложении? Сколько всего слов?» На доске выкладывается схема предложения.
IX. Развитие навыков звуко-буквенного синтеза, мышления. Выполнение занимательного задания на карточке, решение ребуса.
Логопед снова предлагает взять карточки и обращает внимание на новое задание:
Буквы в коробках перемешались. Составить из букв слова, напечатать их под коробками и соединить с соответствующими картинками.
Логопед при детях рисует на доске ребус и предлагает его решить. Ответ: «Вьюга».
X. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
С какой буквой вы познакомились?
Что вы узнали о букве «Ю»?
Какие задания у вас хорошо получились?
Что было трудным для вас?
Даётся дифференцированная оценка деятельности воспитанников.
Публикации по теме:
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: - дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане; - формировать навыки.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] - [З`]. Буква З» Тема: «Звуки З – З`. Буква З». Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З» Задачи: Образовательные.
Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [б] и буква Б» Тема занятия: «Звук [б] и буква Б». Цель: закрепление правильного произношения звука[б]. Задачи: 1. Совершенствование звукобуквенного.