Конспект литературной гостиной о весне. Музыкально-литературная гостиная "Весеннее настроение" методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Весна! Весна! И всё ей радо!»
(Звучит музыка. «Весенние воды» С. Рахманинова.)
Ведущий.
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. И все собиралось поближе посмотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы.Наступила весна –утро года!
Чтец.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
(Музыка. Антонио Вивальди "Весна" Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269№1 ми мажор «Весна», RV 269).
Ведущий
Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.
Чтец.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(Музыка.Глинка. стихи Кукольника «Жаворонок»).
Ведущий.
Весна-это новая жизнь, это светлый праздник природы. Распускаются почки на деревьях и в поле появляется робкая зелень травы. Жуки, бабочки, мухи выползают из щелей и греются на солнышке, чуть помахивая слабыми крылышками. Из берлоги, отряхиваясь, выползает отощавший за зиму медведь. Все живое и еще малосильное население лесов, рек, озер, полей, едва двигаясь, тянется к солнечному теплу.
Чтец.
Голубенький, чистенький
Подснежник-цветок
И подле сквозистый
Последний снежок…
Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями. А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Еще местами земля покрыта талым темным снегом, а эти маленькие и нежные синие цветочки уже пробиваются к свету и теплу, радуя глаз яркими красками. Они упорно тянутся к солнцу даже сквозь прошлогодний снег. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).Ведущий
Едва-едва пригрело солнышко, как на земле появляются первые проталинки. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски и вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или о чем тихо шепчутся только что родившиеся листочки. Слушайте и смотрите весну!
(Петр Ильич Чайковский "Весна" "Песня жаворонка", "Подснежник", "Белые ночи").
Чтец
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный_
Всё вторит весело громам!
Ведущий
Воздух весной с каждым днём становится теплее и свежее. Особенно сильно это ощущается после дождя или резкого потепления. А если стать под расцветающее дерево, то можно насладиться ароматом его цветения. Также запах весны хорошо чувствуется в парках, скверах, полях, за городом в лесопосадках или в лесу.
Чтец
Опять весной в окно мое пахнуло,И дышится отрадней и вольней...В груди тоска гнетущая заснула,Рой светлых дум идет на смену ей.
Чтец
Солнце брызжет, солнце греет.Небо – василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок.
Чтец
Распустились почки, лес зашевелился,Яркими лучами весь озолотился.На его окраине из травы душистойВыглянул на солнце ландыш серебристый,И открылись кротко от весенней ласкиМилой незабудки голубые глазки.
Ведущий
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Ведущий
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
(Астор Пьяццолла "Весна " Primavera Porteña Allegro).
Чтец
Шумит тростинка малая,Шумит весёлый клён…Шумят они по-новому,По-новому, весеннему…Идёт-гудёт, Зелёный Шум,Зелёный Шум, весенний шум!
Чтец
Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?
Ведущий
Весна - прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вместе с природой «оживают» и наши чувства. Неудивительно, что весной особенно хочется творить. Художникам - рисовать изумительные пейзажи, поэтам - писать удивительные стихи про весну.
Чтец
Весна, весна, пора любви,Как тяжко мне твое явленье,Какое томное волненьеВ моей душе, в моей крови...Как чуждо сердцу наслажденье...Все, что ликует и блестит,Наводит скуку и томленье.Отдайте мне метель и вьюгуИ зимний долгий мрак ночей
Чтец
О, весна без конца и без краю -Без конца и без краю мечта!Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!И приветствую звоном щита!
(А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент)Чтец
Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине."Гостья милая, здорово!"-Говорят они весне.Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса...Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса.
Позабудет бедный горе,Расцветет душой старик...В каждом сердце, в каждом взореРадость вспыхнет хоть на миг.
Выйдет пахарь на дорогу,Взглянет весело вокруг;Помолясь усердно богу,Бодро примется за плуг.
С кротким сердцем, с верой сильной,Весь отдастся он трудам,-И пошлет господь обильныйУрожай его полям!
Ведущий
Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и не сравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.
Чтец
Вешний цветик в травке новойЩурит ласковый глазок.Сел щегленок на кленовыйЗеленеющий сучок.
Любо птичке желтогрудой:В ясном блеске вышина,Светит солнце, радость всюду,-Здравствуй, милая весна!
Ведущий
Григорович Дмитрий Васильевич писал:«Апрель идет к концу. Весна была ранняя. Снег сошел с полей. Зеленеют озими. Как хорошо в поле! Воздух наполнен песнями жаворонка. В ветках и стебельках движется свежий сок. Солнце греет чащу и поля. В лесу и овраге тают остатки снега. Жужжат жуки. Река вступила в свои берега. Прекрасное это время - весна!»
(Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»).
(Фонограмма – Солнечная капель №3)
Добрый день девочки и мальчики, уважаемые родители!
Я хочу Вам предложить открыть музыкально – литературную гостиную загадкой :
Если на проталинке
Встал подснежник маленький,
Значит, к нам пришла она -
Долгожданная ……………… (Весна)
Да. У нас сегодня музыкально-литературная гостиная «Весна – веселинка».
Назовите, какие приметы о весне вы знаете: (ответы детей). Молодцы, сколько примет о весне вы знаете.
Весной солнце светит ярко, посылая на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночь короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинках зацвели первые весенние цветы. На деревьях набухли почки, зазеленела трава. Просыпаются после зимней спячки животные и насекомые. Послушайте как поют птицы весной.
(Звуки природы – фонограмма №5)
Игра «Что услышал я в лесу»
- Что услышал я в лесу
Не скажу, а покажу.
- Отшумели вьюги и метели
Солнце стало больше пригревать (маракасы)
- И в овражках ручейки запели
Просыпайтесь, хватит, хватит спать (колокольчики)
- Птицы весело запели
Зазвенели звонко трели (свистульки)
- Страшно филин тут кричит
Он добычу сторожит (флейта)
- На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил (палочки)
- Чьи – то ножки пробежали
И сучочки затрещали (рубель)
- Что в лесу мы услыхали
Обо всем вам рассказали (оркестр)
Много стихотворений написано про весну.
Стихи о весне: Март – Полина, Апрель – Арсений, Май – Арина, Лера Р., Капель – Борис, Прогулка – Дима.
Хоровод «Весной» (фонограмма №8)
А вы знаете, сколько месяцев длится весна? (3). Правильно.
Я предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
Назовите пословицы о весне: (ответы детей)
- Февраль силен метелью, а март капелью. (Катя)
- Грачи на горе – весна на дворе. (Саша)
- Вода потекла, весну принесла. (Андрей)
- Весна красна цветами, а осень пирогами. (Лерам Ш.) Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ».
1. После какого времени года наступает весна? (лето, зима, осень).
2. Кто плачет только весной? (дети, взрослые, сосульки).
3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду).
4. Что происходит со льдом на реке весной? (ледопрыг, ледобег, ледоход).
5. Какие птицы прилетают весной? (воробьи, соловьи, снегири).
6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки).
Молодцы! Правильно.
Елене Анатольевне, Татьяне, Анне.
Ребята, отгадайте загадку:
Прыгал, прыгал он по травке
И не трогал он козявки
Но случилась с ним беда
Лягушка съела прыгуна.
Кто это? (кузнечик).
Правильно. Весной просыпаются насекомые. Давайте станцуем
танец «Кузнечик».
Взгляните, как стало красиво вокруг!
Уже зеленеют деревья и луг.
Пришла к нам веселая гостья - весна,
И все пробудилось от зимнего сна.
Весна – щедрое время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными запахами.
(Весенняя капель - №1)
Приглашаем Вас на выставку детских работ.
Литературно- музыкальная гостиная «Весеннее настроение»
Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста
Цель : продолжать знакомить детей с прекрасным миром классической музыки, творчеством русских поэтов – классиков, художников через синтез искусств (музыка, поэзия, художественное искусство).
Задачи :
Развивать музыкальные и художественно - творческие способности детей;
Учить детей эмоционально откликаться на содержание произведений;
Развивать двигательные качества и умения, передавая характер музыкальных произведений через движение;
Прививать любовь к русскому художественному слову через его нравственное и
духовное восприятие;
Постигать красоту музыки и живописи через лучшие произведения русских и зарубежных классиков;
Совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость;
Центральная стена музыкального зала украшена весенней композицией. Проектор.
Музыкальный центр. Диски с записями классической музыки по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Портреты композиторов: Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского; поэтов - классиков: С. Есенина, А. Пушкина, А. Блока, Н. Некрасова. Репродукции картин.
Предварительная работа
Беседы о весне, ее характерных признаках и приметах, подбор и разучивание песен
и стихов о весне. Знакомство с творчеством композиторов, художников и поэтов, писавших произведения о весне. Слушание произведений П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи» из альбома «Времена года»; Антонио Вивальди концерт «Времена года» «Весна». Беседы о характере прослушанной музыки, о ее выразительных средствах. Постановка и разучивание музыкально – ритмических композиций.
Под звуки «Вальса» Свиридова, дети заходят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья.
Ведущий 1.
Добрый день! Снова распахнула свои двери наша литературно- музыкальная гостиная. И так радостно и светло от того, что мы с вами, наши маленькие друзья, снова собрались здесь,
чтобы поговорить о чудесном времени года весне.
(Слайд 1)
Ведущий 2
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы. Наступила весна – утро года!
(Слайд 2)
Ребенок 1.
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ребенок 2
А. Плещеев
Весна
Ведущий 2.
На полянках травка зелена,
В хоровод зову я вас,
Мы устроим перепляс.
«Трепак» музыка П. И. Чайковского
Ведущий 1 . Ребята, назовите месяцы весны. Конечно, март - первый месяц весны. Еще лежит кругом снег, но солнышко пригревает всё теплей и ласковей. (Слайд 3)
Ребёнок 3.
А. Весенний
Светлее небо, тает снег.
Ребенок 4
Ведущий 1. Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.
Ведущий 2. Ребята, послушайте, как звучит утро в музыкальном произведении известного композитора.
Звучит «Утро» Э. Григ
Ведущий 2.
Вы узнали это произведение? Молодцы. Утро… пробуждение. После долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Воздух прозрачен и чист. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? (Слайд 4)
Ребенок 5.
Ф.Тютчев
Зима недаром злится.
Ведущий 1. Под солнце самое взвился незримый жаворонок мой.
И в яркой светлой вышине поёт и кружится с весной. (Слайд 5)
Дети исполняют песню А. Филиппенко «Тает снег»
Ведущий 2.
Ребята, послушайте, какая прекрасная музыка прозвучит сейчас! Может быть, кто-то из вас узнает ее, и вспомнит название?
Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Жаворонок»
Ведущий 2. Композитор очень любил природу и изобразил в музыке каждый месяц. Этот цикл он назвал: «Времена года». Кто покажет портрет П. И Чайковского? (Слайд 6)
Ведущий 1. Весна радостно продолжает своё шествие по земле. И вот уже апрель - второй месяц весны, весны воды , вступил в свои права.
Ребенок 6.
С. Есенин
Черёмуха
Ребенок 7.
С. Маршак
«Апрель! Апрель!»
(Слайд 7)
Ведущий 1.
Расскажите, что в народе про апрель говорят.
Дети называют пословицы.
Вода с гор потекла - весну принесла!
Апрельские ручьи всех будят.
Апрель всех напоит.
Ведущий 2. Ребята, предлагаю вам послушать, как музыка, передает звучание бегущих ручьев в пьесе «Ручеек» музыка Эдвард Грига.
Ведущий 1. Есть у меня загадка для вас. Послушайте.
Наступило в лесу утро раннее.
Что за песенка звенит на проталине?
Кто, расправив лепестки, из – под снега вышел? (Слайд 8)
Ребенок 8.
А. Рязанцев
Под покровом леса снежного
Ребенок 9.
С Маршак
Снег теперь уже не тот
Ведущий 1
. Веселые солнечные лучи искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и
радостно тянется навстречу солнышку первый весенний цветок – подснежник. (Слайд 9)
Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями.
А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
Ведущий 2. Ребята, послушайте еще одно музыкальное произведение. Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней! Не спугнуть бы нам его. Вы знаете, сейчас у нас есть возможность увидеть танец маленьких нежных цветов.
Музыкально – ритмическая композиция танец с шарфами.
(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).
Ведущий 1. В апреле дни становятся длиннее и теплее. Пробуждается природа.
Прольются первые весенние дожди. Солнышко ласкает всех своими лучами. (Слайд 10)
В едущий 2. А у какого композитора есть цикл «Времена года»?
Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Весна».
Звучит фрагмент «Времена года. Весна» Вивальди
В едущий 2. Что вы услышали в этом произведении?
А я услышала в этой музыке птичьи трели. Как прекрасно, что все перелетные птицы вернулись. Вы рады им?
Ребенок 10
А. Плещеев
Сельская песня
Ребенок 11
Г. Горбовский
Капель
Ведущий 1. А сейчас, ребята, я предлагаю проверить ваши знания в викторине «Знатоки весенней природы».
В о п р о с ы в и к т о р и н ы:
– Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга.)
– Меня ждут-не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь.)
– Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон.)
– Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
– Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)
– Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа.)
– Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)
– Какой цветок облетает
От ветра, словно он тает? (Одуванчик.)
Ведущий 1.
Май - третий месяц весны, весны зеленой травы. Все вокруг зеленеет, на деревьях распускаются листочки. В мае гремят первые грозы.
Зеленеет все вокруг,
Птичьих трелей слышен звук,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает… май
Ребенок 12
C. Маршак
Сосулька
Ведущий 1. А сейчас я предлагаю окунуться в мир балета и посмотреть фрагмент из балета П. И. Чайковского «Золушка», «Танец цветов»
Показ фрагмента.
Ведущий 2.
Ребята, приглашаю вас послушать ансамбль музыкальных инструментов «Капелька». Они исполнят произведение на треугольниках.
Игра на треугольниках на фоне слайда «Пробуждение весны»
Ведущий 2.
Вот такая многогранная наша весна! Сегодня мы с вами ещё раз могли
убедиться в том, что музыка прекрасно может сочетаться со стихами. И всё это связано
между собой. Выражает один образ, образ нашей русской красавицы - Весны.
Приглашаю вас поиграть в разную весну.
Игра «Разная Весна»
Ведущий 1.
Мои юные друзья, благодарю всех, кто пришел сегодня и разделил со всеми радость встречи Красавицы - Весны! Всем желаю добра и весеннего настроения! Предлагаю вам в группе нарисовать свои впечатления об этой встрече. И показать выставку вашим друзьям. До свидания!
Приложение
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
А. Плещеев
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Весенний
Светлее небо, тает снег.
Светлее небо, тает снег,
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
И хочется, конечно, нам
Пустить кораблик по волнам.
И. Пивоварова «Картина ясна – пришла весна»
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи…
На дворе капель - да лужи…
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
Ф. Тютчев
Зима недаром злится.
Зима недаром злится ,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
С. Есенин
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
С. Маршак
«Апрель! Апрель!»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И, расцвел подснежник.
А. Рязанцев
Под покровом леса снежного.
Под покровом леса снежного
Он вырос, невысок,
Ласкает солнце нежное
Теплом своим цветок.
Он, словно небо ясное,
Такой же голубой,
Его весна прекрасная,
К нам принесла с собой!
С Маршак
Снег теперь уже не тот
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром,
Светятся серёжки.
А. Плещеев
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: приобщение к миру прекрасного на примере произведений литературы и музыки.
Оборудование: презентация, на слайдах которой изображены цветы, парки, репродукции картин художников; грамзапись вокальных и инструментальных произведений в исполнении известных артистов, оркестров; зал украшен гирляндами цветов; участники вечера сидят за столиками, украшенными цветами(работы выполнены самими учащимися).
Ведущий. Мы рады вас приветствовать на литературно-музыкальной гостиной, посвященной началу весны. Мы почитаем стихи, послушаем музыку известных музыкантов и композиторов, так что устривайтесь поудобнее и получайте удовольствие.
Как много света и тепла
Они нам в жизни излучали –
Цветы любви, цветы добра,
Цветы восторга и печали.
Весны и осени цветы –
Мы с ними радость, грусть встречали –
Цветы любви, цветы мечты,
Цветы раздумий и печали.
(На фоне 1,2 слайда ведущий читает эти стихи и звучит в исполнении симфонического оркестра вальс Свиридова из к/ф “Метель”).
1 Чтец (читает стихотворение узбекского поэта Юсуфа Шамансура “Капля росы”).
Капельки росы издалека
На цветах видны в часы рассвета.
Я вдыхаю аромат цветка, –
Нет мгновенья лучшего, чем это.
Аромат – как голос красоты,
Пробужденной в тающем тумане.
На каких весах измеришь ты
Доброе его очарованье?
Родина! Пройду я сто дорог,
Жизни, коль велишь, не пожалею,
Чтоб лучился утренний цветок
Неизбывной красотой твоею.
Родина! Ты неба звездный свет,
Отчий край и щедрость урожая,
Ты от века истинный поэт.
Я тебе всего лишь подражаю.
День твой чист, и солнцем налиты
Братской дружбы яркие цветы.
(На фоне этого стихотворения идет 3 слайд и звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского).
Весенние ливни струятся по крышам,
Все льнет к освежающей силе воды,
В цветении яблонь, черешен и вишен,
Как в белой волне, утопают сады.
Льет ливень весенний, и вспыхнули маки
Огнем ослепительным в жарких степях,
Жемчужные брызги живительной влаги
Горят на пурпурных цветка лепестках.
Льет ливень – растут ароматные травы
И зреют хлеба высоки и густы,
Зеленой листвою оделись дубравы –
Весна – это радость, жизни цветы.
(На фоне этого стихотворения идет 4 слайд и звучит романс С.Рахманинова “Весенние воды”).
Ведущий (на фоне тихо звучащей музыки вальса Свиридова из к/Ф “Метель”,5 слайд).
Паводком бурным
В распутице вешней
Мчится апрель
По набухшей земле.
Он разбудил
Под сугробом подснежник –
Синюю песню
На тонком стебле.
3 Чтец (слайды 6,7 без музыки,8 – звучит пьеса П.И.Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”).
Я сегодня буду очень нежным
И, к тебе прильнувши головой,
Расскажу про синие подснежники,
Улыбающиеся на мостовой.
Мы вот жили и совсем не знали,
Что весна на поле расцвела, –
Маленькая девочка в сандалиях
Нам ее в корзинке принесла.
Ах, апрель, апрель голубоглазый –
Не дает он спать нам по ночам,
Хоть его весенние рассказы
Только отголосками звучат…
(М.Исаковский “Подснежник”).
Ведущий (на фоне 9.10 слайда рассказывает легенду о ландыше).
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.
4 Чтец (читает стихотворение С.Маршака “Ландыш”)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист
Растет цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Исполняется романс С.Рахманинова на слова Г.Галина “Здесь хорошо” – 11 слайд).
Ведущий (на фоне 12-16 слайдов рассказывает легенду о тюльпане).
В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогли бы открыть его бутон.
Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
5 Чтец (читает стихотворение С.Есенина “Черемуха”,17 слайд – звучит вальс Ф.Шопена).
Черемуха душистая весною расцвела, –
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная синеет в серебре.
И кисточки атласные под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные, у девицы –красы.
А рядом, у проталинки, в траве между корней
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Ручей волной гремучею все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.
Ведущий (18 слайд – трели соловья).
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет,
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут,
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
6 Чтец (19 слайд –звучит романс С.Рахманинова “Сирень”).
Вот сирень расцвела, как свежа и красива!
Свет сиреневый льется по темным кустам.
Не могу надышаться на синее диво,
Ароматную ветку склоняя к устам.
(На экране – изображение цветущего розалия – 20,21 слайд)
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз.
А душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом меда и роз.
7 Чтец (на фоне 22 слайда – романс М.Глинки на слова А.Пушкина “Где наша роза”– читает стихотворение С.Маршака “Абхазская роза”).
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков.
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист-
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы –
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на Север я увез.
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать красных роз, –
На память мне остались эти строки.
Ведущий (23 слайд – звучит вальс из к/ф “Берегись автомобиля”).
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Заключительное слово. Мы думаем, что сегодняшний вечерподарил вам радость. Жизнь торжествует, когда вокруг нас цветы. Они всегда с нами: в будни и праздники. Цветы – это нравственное здоровье человека. Так давайте все будем здоровы и счастливы!