Конспект квест-игры «Путешествие в лес» для детей средней группы. Дидактическая игра "Что сначала, что потом? Дидактическая игра "Кто чем питается?"
Благодаря играм в лесу или в парке дети смогут действительно хорошо отдохнуть, особенно городские, которые в большинстве случаев «оторваны» от природных условий. Во время похода или на привале можно проводить подвижные игры и эстафеты. Самое главное — найти безопасное место. Обязательно нужно удостовериться, что в траве нет острых камней, коряг и стекла.
Природные условия дают большие возможности для развития ребенка, как физического и умственного, так и духовно-нравственного. Кроме того, известно, что во все времена педагоги особое внимание уделяли приобретению учениками навыков выживания в условиях дикой природы, а также знаний лекарственных, съедобных и ядовитых растений.
В любом случае сочетание «движение и свежий воздух» окажет благотворное воздействие и на взрослого, и на ребенка.
Веселая круговерть
Для игры понадобится свисток. Игроки строятся парами, по сигналу взрослого дети начинают идти умеренным шагом. Ведущий снова дает сигнал, после чего участники последней пары расходятся — один налево, а другой — направо от колонны. Эти игроки пытаются обогнать других участников и встать впереди колонны, снова образовав пару. Допускается только быстрый шаг.
Если участник побежал, он выбывает из игры. Как только разделившиеся участники займут место впереди колонны, ведущий вновь дает сигнал, после которого все действия повторяются.
Игра продолжается до тех пор, пока в ней не поучаствуют все дети.
Вариант игры: участники идут друг за другом по одному.
Если колонна получилась слишком длинной, руководитель разрешает малышам бежать.
Запоминалки на привале
Игра проводится во время привала или короткого отдыха. Взрослый выбирает для игры подходящее место и просит участников образовать две команды.
Игроки встают (садятся) спинами друг к другу. За определенный промежуток времени дети должны запомнить в подробностях все, что видят. После этого участники команд меняются местами. Затем ведущий предлагает детям рассказать о том, что они запомнили. Игроки задают друг другу вопросы.
Отвечает на вопрос тот, кто сидит спиной к объекту, о котором расспрашивают. Например, нужно описать дерево, его внешний вид. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Сохрани в памяти
Перед началом игры взрослый объясняет детям ее правила. Участникам необходимо во время прогулки по лесу ничего не говорить, но внимательно следить за тем, что происходит вокруг и стараться все это запомнить. Например, можно наблюдать за деревьями, как они называются, какой формы облака на небе, какие попадались грибы, ягоды, насекомые, цветы... Можно остановиться на несколько минут у ручья.
В конце пути, на привале, ведущий задает участникам вопросы, на которые игроки должны ответить. Побеждает самый наблюдательный, запомнивший много подробностей и деталей.
Лесное занятие
Для игры понадобятся деревянные палочки длиной 20- 30 см, свисток. Руководитель выбирает подходящий участок, на котором имеется достаточное количество кустов, деревьев, пней и т. п. Взрослый прячет несколько палочек в таких местах, где их трудно обнаружить.
Затем ведущий просит детей найти палочки, отведя на поиски 10-15 минут. Как только раздается сигнал, игра останавливается и все игроки собираются вокруг руководителя.
В игре побеждает участник, отыскавший наибольшее количество палочек.
Лесная арифметика
В игре участвует 10-12 человек. С помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки встают возле деревьев. Свободными остаются три дерева, но играющие должны «защищать» и их. Задача водящего — написать мелом на стволах цифры от 1 до 5. За один раз можно написать только одну цифру. Делать это следует лишь в том случае, если дерева в данный момент никто не касается. Поскольку три дерева остаются постоянно свободными, участникам приходится перебегать все время от одного растения к другому. Водящий старается успеть опередить игроков и написать цифру.
По команде ведущего игра останавливается, фиксируются результаты. Затем из участников выбирается новый водящий, и игра повторяется. Побеждает игрок, которому удалось написать 5 цифр.
Попробуй-ка, найди меня!
Для игры понадобится повязка на глаза. Из числа игроков выбирается водящий. Ведущий (взрослый) завязывает ему глаза или просто накрывает его голову платком. Оставшиеся участники разбегаются в разные стороны и прячутся. Водящий пытается обнаружить игроков. Спустя некоторое время по команде ведущего все необнаруженные участники выходят из своих укрытий.
Побеждает игрок, оказавшийся к водящему ближе всех, но которого не заметили.
Займи свое место
Из числа участников выбирается водящий. Игроки выстраиваются в колонну и по команде ведущего (взрослого) начинают идти. Водящий идет рядом. По команде руководителя водящий подходит к одному из игроков и касается его, после чего обегает колонну с любой стороны. Игрок, до которого дотронулись, бежит в противоположную сторону, обегая колонну. Игрок, который первым займет свободное место, продолжает быть участником игры, а опоздавший становится водящим.
Приближалки
Для игры понадобится повязка на глаза. Из числа участников выбирается водящий. Остальные игроки, кроме ведущего (взрослого), встают в круг.
Водящему завязывают глаза, после чего он встает в центр круга. Игрок, на кого укажет ведущий, говорит: «Я здесь!». Если водящий укажет рукой правильно направление, откуда доносился звук, участник делает один шаг вперед.
В том же случае, если водящий ошибется, произнесший эти слова игрок остается на прежнем месте. Руководитель по очереди указывает на всех участников. Победителем считается тот, кому удастся вплотную приблизиться к водящему и дотронуться до его плеча.
Сосчитай шаги
Во время прогулки по парку или лесу взрослый останавливает детей, обращает их внимание на какое-либо дерево и предлагает угадать, сколько до него шагов. Ребята дают разные ответы. Затем ведущий просит одного из участников игры (самого высокого) дойти до дерева и сосчитать шаги. Побеждает
в игре тот, кто назвал число, наиболее близкое к реальному числу шагов. После этого руководитель предлагает угадать, сколько шагов до ручья, и игра продолжается.
Направление — в центр озера
Для игры понадобится деревянная палочка, колышек и веревка длиной 5- 6 м. Руководитель детской группы выбирает подходящую площадку (в лесу или парке).
Взрослый вбивает колышек с привязанной к нему веревкой с деревянной палочкой на другом конце и чертит 2 круга — один в другом. Внутренний круг — это озеро, внешний — берег. В игре принимает участие 10-15 человек. Игроки встают в круг «на берегу», изображая лягушат, которые хотят попасть в озеро, а ведущий находится в центре малого круга. По команде руководителя участники игры рассчитываются по порядку. Затем дети закрывают глаза.
Ведущий называет игроков по номерам в произвольном порядке. Тот, кого назвали, должен приблизиться к ведущему и остановиться там, где, как он считает, находится центр озера. По окончании игры участники открывают глаза. Побеждает тот, кто оказался ближе всего к центру озера.
Цели:
Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.
Ход занятия:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Игровая ситуация «Едем в лес»
Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).
Слушание музыки Эдварда Грига «Утро в лесу»
Воспроизводится аудиозапись.
Конструирование «На лесной опушке»
Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.
Знакомим детей с оттенками зеленого цвета
Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый - светлый, а этот зеленый - темный.
Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.
Коллективная аппликация «Дерево»
Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.
Дидактическая игра «Совы на дереве»
Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.
Дидактическое упражнение «Что лишнее?»
Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные - деревья.
Рисование зубными щетками «Ива»
У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.
Музыкальное упражнение «В лесу»
Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».
Дидактическая игра «В лесу»
Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.
Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.
Дидактическая игра «Белки»
Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.
Лепка «Ореховый куст»
На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.
Динамическая пауза «Прогулка по лесу»
Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).
Дидактическое упражнение «Чей хвост?»
Помогите зверям найти свои хвосты.
Изобразительная деятельность «Лес»
Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.
Игры с шишками
Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).
Дегустация лесных орехов
На прощание лес приготовил для нас подарок - лесные орехи. Попробуйте их.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Растения леса, сада, огорода»
Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»
«Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
«Что это такое?»
Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.
Рассказывать признаки предметов.
Игровые действия:
Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.
«Замысловатые вопросы»
Цель: Развивать сообразительность и находчивость.
Игровые действия:
Воспитатель читает загадку-задачку:
Росли четыре берёзы.
На каждой берёзе –
По четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
«Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Игровые действия:
Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
«Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.
Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Игровые действия:
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
«Похожи - не похожи»
Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,
Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Игровые действия:
В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Варианты могут быть разные:
1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».
На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.
2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».
«Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
Игровые действия:
У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
«Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Игровые действия:
Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.
Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
«Вопрос – ответ»
Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают
Вопросы:
1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5.От чего гусь плавает? (от берега).
6.Чем до неба докинешь? (взглядом).
7.По чему собака бегает? (по земле).
8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
«Цветы» (подвижная игра)
Цель: Называть и различать цветы.
Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.
Игровые действия:
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
«Головоломки»
Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.
Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.
Игровые действия:
Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:
1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?
2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).
4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?
5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?
«Узнай по объявлениям»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)
Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4.Помогу всем, у кого сломался будильник?
5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
«Где что зреет?»
Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.
Игровые действия:
На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Почтальон принёс письмо»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровые действия:
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Птичка»
Цель: Различать деревья по листьям.
Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.
Игровые действия:
Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.
Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.
«Снежный ком»
Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».
Развивать внимание и наблюдательность.
Игровые действия:
Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.
Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.
«Кого чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Каждому своё место»
Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.
Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.
Игровые действия:
Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.
Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.
«Сокол и лиса» (подвижная игра)
Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.
Вспомнить повадки лисы.
Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.
Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
Инна Штепина
Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю
Задачи:
1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.
2. Рассказать о разных видах лесов.
3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.
4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.
5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.
6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.
7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.
8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.
Оборудование для игры «Познай лес»:
Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)
Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.
Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.
Вид игры: игра на общественную тему.
Педагогическая актуальность.
Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.
Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.
Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.
Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.
Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.
Вариант игры 1: «Зима – лето»
Цель:
умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.
Задачи:
1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.
2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.
3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.
Материалы:
карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.
Ход игры:
сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.
Вариант игры 2: «На какой веточке что растёт»
Цель:
развитие знаний о плодах деревьев.
Задачи:
1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и смена, а также листья.
2. Показать как изображения, так и образцы плодов, семян и листьев деревьев.
3. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.
Материалы:
карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.
Ход игры:
прежде всего, воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.
Вариант игры 3: «Природное лото»
Цель:
закрепить знания о деревьях; развивать умение работать скоординировано.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о деревьях.
2. Развить умение играть в команде.
Материалы:
карточки, на которых изображено 4 дерева, отдельные карточки с каждым деревом у ведущего в мешочке, фишки у игроков.
Ход игры:
у ведущего в мешочке находятся карточки с изображением каждого дерева. У игроков (5 детей + ведущий могут играть одновременно) карточки, на которых по 4 картинки с деревьями. Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает, называя при этом дерево, а игроки закрывают фишками это дерево у себя в карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. В первый раз для демонстрации игры в роли ведущего может выступать воспитатель.
Вариант игры 4: «Собери дерево»
Цель:
Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое).
Задачи:
1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.
2. Рассказать, что хвоя – это видоизменённые листья.
3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.
4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.
Материалы:
карточки с изображением целого дерева, его плода и листа (или хвойной веточки) – 10 штук, мешочек, в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов – 30 штук.
Ход игры:
Ведущий по одной достаёт карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод/лист/дерево, поднимает руку, ведущий отдаёт эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево»
Вариант игры 5: «Волшебный мешочек»
закрепление знаний детей о деревьях и плодах на основе сенсорного обследования.
Задачи:
1. Научить детей отличать природные объекты, в частности плоды и семена деревьев.
Материалы:
«волшебный мешочек», плоды и семена деревьев, карточки с их изображениями.
Ход игры:
По очереди дети пробуют: 1. найти предмет по просьбе воспитателя или другого игрока в мешочке, не подглядывая; 2. угадать, что именно находится в волшебном мешочке.
Для усложнения игры можно добавить и предметы «неживой» природы, т. е. произведённой руками человека, рассказывая, чем они отличаются.
Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет,
Цель: развитие словарного запаса и автоматизация звука «л"» через формирование и расширение «семантического поля» слова «лес» , развитие валентностей слов.
Лида и Леня ходили в лес за малиной. Долго искали, много лесов прошли, пока нашли малину. Сели на полянке, стали вспоминать, какие леса они видели, но вспомнить не могли. Дети попросили нас помочь. А нам помогут наши знакомые гномики-слова.
- Вот гномик «слово-предмет» говорит:
Лес – слово главное
И очень славное,
Но просит он найти ему
Всю словесную родню.
(дети подбирают родственные слова: леса, лесок, лесочек, лесной, перелесок, лесник, лесничий, лесовоз, лесище, подлесок, лесхоз, лесотехникум, лесоруб, лесопарк и т.д.)
Вот сколько слов-родственников у слова «лес» . Какой звук есть в каждом слове? («л`» )
Дается характеристика звука «л`» (согласный, мягкий, звонкий) . Уточняется цвет фишки – зеленая. Уточняется акустико-артикуляционная характеристика
Сегодня мы будем учиться правильно и красиво произносить звук «л`» слогах, словах и предложениях.
- Вспомним наше правило:
Будем четко говорить,
Не торопиться, не спешить,
Чтоб звучок себя узнал
И спасибо нам сказал.
Какие деревья растут в лесу? Постарайтесь вспомнить те деревья, в названиях которых есть звук «л`» . (Липа, клен, ель, тополь, калина)
Где сидели дети в лесу? (на поляне)
Что они видели на поляне? (лесные ягоды, лесные цветы, лесную траву)
Какие ягоды спели на поляне? (лесная земляника, лесная малина)
Какие цветы росли на поляне? (лесные лилии, лесные колокольчики, лютики, щавель)
Каких зверей могли увидеть дети в лесу? (в слове должен быть звук «л`» : лиса, олень, соболь)
Каких лесных птиц могли увидеть дети в лесу? (клест, филин, цапля)
Лида и Леня не только собирали малину, как вы думаете, что еще они делали в лесу?
Гномик «слово-действие» обращается к детям:
«Ой, детишки, скучно мне,
Засиделся в тишине.
Хочу узнать я правду всю,
Что дети делали в лесу?»
Играли, собирали, смотрели, любовались, собирали, рвали, срывали, пробовали, кричали, радовались, смеялись, прыгали, бегали, лазали, залезали, кувыркались, ловили, отпускали, ползали.
(составление словосочетаний: делали что?, как?, на что?, кому?, где?, кого? и т.д., например, кричали громко, играли в лесу, пробовали малину)
Слово-признак тут сказало:
«Мне тоже что-то скучно стало,
Я прошу вас угадать,
В каком лесу люблю гулять».
(В густом лесу, в зеленом лесу, в редком лесу, в сосновом лесу, в березовом лесу, в липовом лесу, в кленовом лесу, в еловом лесу, в летнем лесу, в зимнем лесу, в осеннем лесу, в весеннем лесу, в красивом лесу, в страшном лесу, в задумчивом лесу, в снежном лесу, в лиственном лесу, в хвойном лесу, в маленьком лесу, в большом лесу, в умирающем лесу, в засыхающем лесу, в нужном лесу, в диком лесу, в сибирском лесу, в уральском лесу)
Вот сколько много мы узнали о лесе.
Придумывание и проговаривание чистоговорок:
Ля-ля-ля – в лесу большие тополя.
Ли-ли-ли – вот зеленые ели.
Ляли-ляли-ляли – мы в лесу гуляли.
Лии-лии-лии – на поляне лилии.
Лю-лю-лю – я в лесу гулять люблю
Чтение стихотворения:
Ах, какой красивый лес!
Липы, клены до небес.
Мы листочки собирали,
Землянику уплетали
И довольные домой
Побежали мы с тобой.
- Звучок «л"»
себя узнал
И спасибо нам сказал.