Конспект экскурсии в начальной школе фгос. Урок по окружающему миру "экскурсия в парк "
Роль экологических экскурсий
в начальной школе
МОУ СОШ №30 г. Томска
Экологическое воспитание и образование становятся основой современного образования. По мнению учёных, экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребёнком находился умный грамотный наставник, способный развить в нём начала экологической культуры.
Содержание экологического образования можно в полной мере реализовать только на основе тесной связи урочных и внеурочных форм обучения. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо получения знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого необходимо делать их участниками реальной практической природоохранной деятельности.
В своей практике я большое внимание обращают на необходимость проведения экологических экскурсий в природу, что позволяет на конкретном материале показать учащимся воздействие человека на окружающую среду и необходимость её охраны от загрязнений. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии решаются не только образовательные задачи, но и экологические проблемы. Рассмотрим в качестве примера одну из таких экскурсий.
Тема экскурсии: Проведение наблюдений за изменениями в природе осенью. Степень загрязнения территории школьного парка. 3 класс .
Цель экскурсии:
1)познакомить учащихся с некоторыми представителями лиственных древесных растений;
2)пронаблюдать признаки наступления осени;
3)выяснить причины и степень загрязнения территории.
Подготовка учителя к экскурсии:
1. Изучает место будущей экскурсии и маршрут.
2. Намечает объекты, на которых необходимо остановить внимание детей. Уточняет их название.
3. Определяет места остановки для наблюдений и сбора материала, задания для организации работы учащихся.
4. Составляет план проведения экскурсии.
Рассмотрим один из вариантов составления плана проведения экскурсии.
План проведения экскурсии
Логические части экскурсии | Маршрут (указание места) | Методические приёмы | Рассматриваемые объекты | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
1.Мотивация учащихся. Сообщение темы и цели экскурсии. Проведение инструктажа о правилах поведения в природе и сборе объектов. | Школа (класс) |
наглядность по теме «Правила поведения в природе» | Блокноты, карандаши, |
|
2.Первая остановка | Школьный парк | Ствол и листья берёзы | Блокноты, карандаши, |
|
3.Вторая остановка | Школьный парк | Наблюдения, логические умозаключения | Ствол, листья и плоды рябины | Блокноты, карандаши, фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов. |
4.Третья остановка | Школьный парк | Наблюдения, логические умозаключения | Ствол, листья и плоды шиповника, территория школьного парка | Блокноты, карандаши, фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов. |
5.Подведение итогов экскурсии . | Школьный парк | Наблюдения, логические умозаключения | Территория пришкольного парка | Блокноты, карандаши, фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов, перчатки и пакеты для сбора мусора. |
Ход экскурсии
Этапы экскурсии | |
Мотивация учащихся | Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьный парк. Там мы познакомимся с растениями, соберём красивые осенние листья, плоды и семена; пронаблюдаем, признаки наступления осени; выясним причины и степень загрязнения территории нашего парка. Проверьте свою готовность к работе. С собой в парк нам необходимо взять блокноты, карандаши, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов, перчатки и пакеты для сбора мусора. Ребята, а что нам необходимо выполнять для того, чтобы экскурсия прошла интересно для нас, и с пользой для природы? (Повторяют правила друзей природы - правила поведения в лесу) Сейчас мы построимся парами и отправимся в школьный парк. |
Первая остановка «Угадай-ка» | Ребята, мы находимся на территории школьного парка. Это наша первая остановка. Она называется «Угадай-ка». Посмотрите - Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. А вы согласны, ребята, с И. Буниным? Вы знаете, почему осенью листья становятся разноцветными? Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество, которое находится в листьях – хлорофилл. Он образуется в листьях на свету. Летом солнца много, поэтому лист – зелёный. А когда наступает осень, какие изменения происходят в природе? Подскажите мне. (Ответы детей) Осенью растения начинают получать меньше света поэтому, зелёный цвет в листе убывает и заметным становится то красящее вещество, которое находится в вянущем листе. А теперь откройте свои блокнотики и запишите дату. Посмотрите, какая сегодня погода. (Ответы детей) Отметьте у себя в блокнотах. Посмотрите внимательно вокруг себя. Что вы видите? (ответы детей) Угадайте, с кем я хочу вас познакомить: - «Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос». Как вы догадались, что это берёза?... Берёза - нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской берёзе написано много стихотворений. (Один ученик зачитывает отрывок из стихотворения А. Прокофьева «Берёзка») По каким признакам можно отличить берёзу? Какого цвета ствол берёзы? Какова форма листьев?.. Зарисуйте. Какого они цвета?.. Раскрасьте. Давайте соберём несколько опавших листьев берёзы и положим их в папки. |
Вторая остановка «Наблюдай-ка» | Вторая остановка называется «Наблюдай-ка». Посмотрите внимательно вокруг. Какое растение больше всего привлекает ваше внимание. Почему? Возьмите опавший лист рябины и рассмотрите его. Чем он отличается от всех остальных листьев? На одном черешке сидит много мелких листочков. Лист рябины осенью имеет яркую оранжевую или красную окраску. Вложите листочки в папки. Зарисуйте лист рябины. Раскрасьте. Рассмотрите ствол рябины. Что вы заметили?... Сравните рябину с другими деревьями по высоте. О чём это нам говорит? Что необычного вы ещё заметили на этом дереве? (Ягоды) Этими ягодами-плодами питаются птицы зимой. После наступления морозов плоды становятся съедобными и для человека. Ребята, а кто знает, как собирать плоды рябины?... Аккуратно нагнуть ветку и собрать ягодки, но не все. Часть надо оставить птицам на зиму. (Учитель демонстрирует сбор ягод рябины) |
Третья остановка «Удивляй-ка» | Третья наша остановка называется «Удивляй-ка.» Что это за растение перед нами? (Шиповник) Как вы догадались? ... Рассмотрите листья этого растения. Какие они по форме, по цвету? Чем отличаются от собранных нами ранее? … Ребята, что можно сказать о стволе и высоте шиповника? Посмотрите внимательно. (Имеет несколько небольших стволиков, по высоте ниже тех деревьев, которые мы рассматривали) Как мы называем такие растения?... Растения средней высоты, имеющие твёрдые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли, называют кустарниками. Шиповник, сирень, калина – всё это кустарники. Посмотрите, что ещё есть у шиповника? (Плоды) Кто, ребята, знает, чем полезны плоды шиповника? … Зарисуйте веточку шиповника и раскрасьте. А кто может показать, как надо собирать ягоды шиповника. (2,3 человека демонстрируют сбор ягод) Молодцы! А теперь, ребята, я попрошу вас обратить внимание на территорию школьного парка. Скажите, пожалуйста, что здесь не так? … Чего не должно быть в природе? Почему это происходит?... Что можно сделать для того, чтобы в парке стало чище?... Сейчас мы с вами возьмём пакеты для мусора и, возвращаясь к школе, соберём бумагу, обёртки от конфет, пластиковые бутылки. Весь собранный мусор унесём в контейнер. (После уборки мусора) Ребята, а теперь посмотрите на территорию нашего парка. Изменилось, что-нибудь?... Все растения и животные этого парка благодарят вас, ребята, за чистоту и порядок. Я надеюсь, что вы будете поддерживать чистоту и порядок не только в этом парке, но и в любом другом уголке природы. |
Подведение итогов | Подошла к концу наша экскурсия. Что нового узнали о растениях школьного парка, об осенних изменениях в природе? Что вам понравилось на этой экскурсии? Отметьте у себя в блокнотах. Окончательное закрепление знаний проводится на следующий день в классе. Учащимся предлагается по листьям назвать растения, определить плоды каких растений они собрали, рассказать об осенних явлениях в природе, о влиянии человека на красоту окружающего мира. Из собранных листьев, плодов, веточек ребятам можно предложить оформить гербарий или выполнить композицию из этого природного материала на уроке технологии. |
Экологические экскурсии можно проводить по разным темам. Например:
1. Состояние деревьев в лесопарке. Повреждения деревьев.
2. Насекомые – вредители растений. Птицы и насекомые.
3. Наблюдения за птицами города. Привлечение птиц в городе путём подкормки.
4. Влияние города на обитающих в нём птиц. Значение птиц для города.
5. Проведение наблюдений в природе. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей.
Практика показывает, что экологические экскурсии помогают ребёнку видеть не только красоту окружающего мира, выявлять нарушения в природе, созданные человеком и частично устранять их; но и повышают уровень экологического воспитания младшего школьника.
Актуальность темы:
учеными давно доказано что именно в школьном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей которые лежат в любвик Родине не возникает само по себе оно формируется постепенно с самого раннего детства. понимание родины у школьников связано с ощещением родного края земли на которой он родился и рос. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению.
Данная экскурсия разработана для детей младшего школьного возраста. Занятие разработано с ученом возрастных особенностей детей.
Цель:
уточнение и закрепление правил сбора природного материала
Оборудование:
рисунок с изображением листьев, коробочки для сбора природного материала
Универсальные Учебные действия.
Личностные:
Развивать наблюдательность, образное восприятие, фантазию;
Регулятивные:
Формировать навыки самостоятельной работы
Коммуникатьивные:
Развивать связную речь, логическое мышление, восприятие, концентрацию и переключение внимания, расширять кругозор;.
Позновательные:
Закрепить знания об явлениях природы;
Результаты:
развитие интереса к окружающему миру;
формирования умения – сравнивать и анализировать;
Ход занятия
Орг. момент:
Педагог.
Добрый день ребята! Я рада, что мы снова встретились.
А какие слова приветствия вы еще знаете?
(ответы детей: здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, привет….)
Молодцы! Ваши папы имамы могут гордиться такими воспитанными детьми.
Сегодня мы совершим экскурсию Вспомним, что вы знаете о временах года, природных явлениях. Упражнение на развитие концентрации внимания.
Размотайте клубочек, прочитайте тему нашей экскурсии.
Загадки.
1. Жёлтый Егорка упал на озёрко.
Сам не потонул и воды не всколыхнул. (Лист.)
2. Стоит в поле теремок,
Очень-очень он высок.
Ветер дунет, дом наклонится
И земле родной поклонится. (Хлебный колос.)
3. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … (Шишек.)
4. Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)
Где всё это можно найти?
Повторение правил поведения во время экскурсии.
* по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;
* переходить улицу по указанию воспитателя;
* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;
* слушать внимательно;
* беречь и охранять природу;
* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.
Основная часть.
Сейчас нам нужно ответить на некоторые вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите осенние месяца.
Упражнение «Солнышко»
Цель: развитие тонкокоординированных движений кистей рук.
- Как светит солнышко зимой?
Пальцы собираются в щепотку.
- Как светит солнышко весной?
Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.
- Как светит солнышко летом?
Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы
ладони.
- Как сегодня светит солнце?
- Есть ли осадки? Какие осадки бывают осенью?
- Какое небо?
- Дует ли ветер?
- Назовите признаки осени.
- Чем богат напша область
- Какие растения растут в лесу?
Как используют древесину в народном хозяйстве? (Строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям.)
- Просто ли вырастить ель?
- Что значит: «беречь лес»?
- Какой природный материал можем использовать мы при изготовлении поделок?
- С каких деревьев можно брать кору, веточки, сучки? (Поваленных в бурю или спиленных.)
- Для чего нам нужны коробочки?
- Как нужно собирать природный материал?
Учитель предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету.
1. Собранные сухие ветки, корни, шишки, сучки имеют причудливую форму.
- На что похоже? Что напоминает?
- Какую можно создать композицию?
- На что похожи крылатки клёна?
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке.
Мы попрыгаем, как зайки.
2. Практическая часть:
Учитель предлагает детям собрать красивую коллекцию из опавших листьев.
- С какого дерева опали листья?
- Какого цвета ваш букет?
- Почему с приходом осени происходит изменение окраски листьев?
- Что такое листопад? Почему он происходит?
- Что предварительно нужно сделать с листьями, для дальнейшего использования при изготовлении поделок?
- Как правильно нужно заготовлять листья, траву?
Итог занятия.
- Что мы сегодня наблюдали?
- Какие изменения произошли с приходом осени?
- Как влияют сезонные изменения на растительный мир?
- Какие правила вы знаете и соблюдаете при сборе природного материала?
Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. Конспект занятия
Цели : закрепить знания детей о весенних изменениях в природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней, цвет неба, повышение температуры, таяние снега, сосульки, капель, проталины, набухание почек, первые листочки, первые цветущие деревья); развивать умение сравнивать различные периоды весны; продолжать развивать связную речь детей; работать над дыханием, интонационной выразительностью; воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Оборудование : карточки-модели игры «Когда это бывает?», билеты на автобус, карточки-схемы.
Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин известных художников, наблюдения за явлениями природы, набуханием почек (веточки в вазе), ежедневное наблюдение и работа с календарем природы.
Словарная работа : почки, цветущие деревья, плоды.
Ход мероприятия
(На столе разложены карточки-модели игры «Когда это бывает?».)
I. Буратино задает вопросы
Педагог . К нам в гости пришел Буратино. Целый год вы помогали ему решать трудные задачи. Вот и сейчас Буратино просит помочь разобраться, о каком времени года идет речь в стихотворениях, которые ему вчера читала Мальвина.
(Звучат стихотворения.)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
А. Пушкин
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит.
Б. Заходер
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Г. Ладонщиков
Буратино . Кто знает, когда это бывает?
(Ответы детей.)
Сколько месяцев длится весна? Назовите их.
(Ответы детей.)
Педагог . Послушайте еще стихотворения и определите, о каком весеннем месяце каждое из них. (Звучат стихотворения.)
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель. (Март.)
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом. (Апрель.)
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит. (Май.)
(Ответы детей.)
Буратино. Вот теперь и я все понял. А хотите отправиться вместе со мной на экскурсию в цветущий сад? Тогда нужно получить билеты на автобус, а для этого ответьте на вопросы.
II. Игра «Где что зреет?»
Педагог показывает две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Нужно ответить на вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» (Дети отвечают, получают билеты и занимают места.)
III. Экскурсия в сад
Педагог. Дети, давайте рассмотрим плодовые деревья. Сравните одно дерево с другим (какие листочки, цветы). У всех деревьев свои соцветия. Давайте сравним яблоню и вишню, укажите сходства, различия. (Беседа с Буратино в саду.)
Я предлагаю составить схему развития дерева от семечка до плода.
Буратино. А почему весной сразу не бывает плодов? (Ответы детей.)
Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, что в руке». Воспитатель. Дети, встаньте в круг, руки держите за спиной. Я положу вам в руки фрукты. Затем покажу один из них. Дети, которые определили на ощупь такой же фрукт, по сигналу подбегают ко мне.
(После игры Буратино угощает детей фруктами.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117»
города Снежинска Челябинской области
Осенняя прогулка (экскурсия)
Цели: продолжить знакомство детей с сезонными изменениями в живой
Природе;
Способствовать укреплению нервной системы ребёнка через
Эстетические переживания и укреплению физического здоровья;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Время проведения: период золотой осени в солнечную погоду.
Ход экскурсии
- Объявление целей экскурсии, напоминание о правилах поведения в дороге, в лесу.
- Основная часть
Дети, подумайте: кто нас сейчас будет встречать в лесу?
- Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого, периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами, обитателями леса, пожелаем им красоты, тепла и добра…Улыбнитесь им, почувствуйте, как улыбаются они в ответ.
Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу.
Послушайте тишину леса. Как вам кажется рад нам лес?
Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?
Ответы детей
Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад, запомните это своё открытие и приходите в лес всегда как к другу, помогайте ему, берегите…Видите, сколько радости он вам посылает!
Скажите теперь: в чём волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее?
Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, радости, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей. Помните, как поётся в детской песенке: «От улыбки хмурый день светлей…» и «дружба начинается с улыбки!»?
А так ли тихо в лесу?
Чем пахнет в лесу осенью?
Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? (Пахнет опавшими листьями, грибами.)
Лесной воздух отличается чистотой и содержит особые полезные вещества, которые вырабатывают все растения. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья
Остановка 1. В мастерской художницы Осени.
Теперь давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Сосчитайте, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников. Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету.
- Знаете, от чего листья желтеют и опадают? Этот вопрос очень сложный, поэтому ответить наа него мы постараемся в школе на уроке.
- Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших?
Оказывается, раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз, позже – осина, вишня, сирень.
Сбор и рассматривание опавших листьев.
Остановка 2. Пообщаемся с птицами.
Дети, посмотрите, сколько вокруг птичек: воробьёв, синичек, ворон.
Вспомните, как передвигается воробей и попрыгайте, как прыгают воробышки.
Вспомните, как «ходят» синички и вороны.
Дети быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом.
- Подведение итога экскурсии.
Вот и заканчивается наша экскурсия в осенний лес. Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали, помните о них.
На обратном пути - определение названий деревьев, поиск листьев названного дерева, сбор букетов из опавших листьев.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший соберём из них.
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла.
Урок-экскурсия
по окружающему миру
во 2-м классе
Тема урока:
«В гости к осени»
Учитель начальных классов:
Юрасова Светлана Ивановна
МБОУ Погребская СОШ Брасовского района Брянской области
Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.
Задачи урока:
провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;
учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;
конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;
продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,
продолжить развитие эстетического восприятия природы;
формировать правильное отношение к природным объектам.
Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.
Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.
Ход экскурсии
Учитель.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.
Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.
В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…
Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?
Дети. Воздух, растения, птицы, почва…
Учитель. На какие группы разделим природные тела?
Д. Неживая и живая природа.
У. Как же будет звучать тема нашего урока?
Д. В гостях у осеннего сада.
У . Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.
И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.
Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.
У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.
У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.
Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?
Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.
У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.
Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.
Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.
Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.
Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?
Д. Облака.
У. Что собой представляет облако?
Д. Это множество капелек, собранных вместе.
У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.
Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.
О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
Д. Это ветер.
У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.
Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?
Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.
У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.
Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.
Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?
Д. Растения, животные, человек.
У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.
Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?
В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.
У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”
Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.
Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.
В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.
Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.
А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.
Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?
(Ответы детей).
У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.
У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?
Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.
У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Дети подбегают к ели).
У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.
Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.
У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?
Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.
У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?
Д. Растет трава – травянистые растения.
У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?
Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.
У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.
Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.
У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?
Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.
У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?
Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.
У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.
Д. Насекомые и птицы.
У. Назовите признаки насекомых.
Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.
У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.
У. Почему же птицы осенью улетают на юг?
Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.
У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.
Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.
У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.
Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!
Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!