Конкурсы и задания викторины лето осень. Сценарий игровой викторины «Осенняя Катавасия
Цель:
организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи:
- Развивать воображение, логическое мышление;
- Развивать умение работать в команде;
- Расширять детский кругозор;
- Закрепить знания детей об осенних месяцах;
- Познакомить с пословицами об осени;
- Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
- Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.
Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже - росы,
Дождь - холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева -
Скоро бал, прощальный вечер...
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха -
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже - росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное "Прощай"...
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: "Вспоминай..."
Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень - одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.
1 конкурс «Представление команд»
Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)
2 конкурс «Разминка»
(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)
1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)
2. Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
3.Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)
4. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи. (ноябрь)
3 конкурс «Разгадай кроссворд»
По горизонтали:
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки...
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника...
Ищём что мы? ...
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.
Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис
4 конкурс «Осенние приметы»
(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)
Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)
Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)
Если осенью паутина стелется по растениям - ……………..(это к теплу).
Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)
Если в лесу много рябины - ………….(осень будет дождливая, если ж мало - сухая.)
Много желудей на дубу уродилось - ………………(к лютой зиме).
Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)
Появление комаров поздней осенью - …………………(к мягкой зиме.)
5 конкурс «Ребусы»
1 команда
Осенний месяц
сентябрь
Осенний признак
холодно
Какая бывает осень
золотая
2 команда
Осенний месяц
ноябрь
Осенний признак
дождливо
Какая бывает осень
поздняя
3 команда
Осенний месяц
октябрь
Осенний признак
ветрено
Какая бывает осень
унылая
4 команда
Осенний месяц
сентябрь
Осенний признак
пасмурно
Какая бывает осень
хмурая
6 конкурс «Театр осенних миниатюр»
Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.
1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.
2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.
3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.
4. Прощальный танец журавлей.
7 конкурс «Чёрный ящик»
(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)
Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.
Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, - придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…
Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, - это сердца тех, кто пал в боях с врагами.
Послушайте ещё одну легенду.
Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить - как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки - шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.
Спрятались девушки в лесу за селом…
Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери - …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение - счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.
А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван - крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.
Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы - медового дерева.
8 конкурс «Загадки»
1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…
2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть -
Все зовут старушку …
(слякоть)
3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?
4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…
5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)
7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)
Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.
Используемая литература:
Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.
Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.
Внеклассное мероприятие по литературе, 5-6 класс
Литературная викторина «Осень – милая пора!» для учащихся 5-6 классов.
Автор: Шарун Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №11, г. Краснодар.
Описание материала:
литературная викторина, предназначенная для учащихся 5-6 классов, состоит из 7 заданий. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 осенний лист, побеждает команда, набравшая наибольшее количество листьев.
Предварительная подготовка: учитель предлагает учащимся подобрать материал на осеннюю тематику (стихи, пословицы, поговорки, загадки, произведения художников, композиторов и т. д.).
Цель:
систематизировать и расширить представления учащихся об осени.
Задачи:
проверка общего уровня эрудиции;
развитие познавательного интереса, обобщение и расширение знаний об осени учащихся об осени;
развитие творческих способностей, кругозора и эстетического вкуса;
воспитание любви к Родине;
создание благоприятного психологического климата, сплочённости в коллективе, умения работать в команде.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Озябший лист касается земли …
И не слышны теперь июля грозы,
Скучают пожелтевшие берёзы,
О тёплых днях, которые ушли.
Танцуют листья свой прощальный блюз,
Красавцы клёны заиграли цветом.
И веточки с рябиновым браслетом,
С прохладой возрождают свой союз.
Природа в буйстве цвета разошлась,
Играя в рыжих красках, разгулялась.
Последними лучами наслаждаясь,
В осеннем вальсе медленно кружась …
Сегодняшняя викторина посвящена осени. Каждое время года неповторимо, природа прекрасна в любое из них, но особенно она хороша осенью. Осень – моё любимое время года. Это яркая и потрясающая красотой пора. Осень разная и многоликая. То она задумчивая и печальная, то торжественная и величавая, а то унылая и дождливая. А сколько о ней написано стихов, создано пословиц, загадок, примет, поговорок, скольких композиторов, художников вдохновила осень на творчество.
Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.
На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек обозначены цифры 1и 2. Каждый участник подходит, вытягивает карточку, где указан номер команды.
Вопросы викторины «Осенний калейдоскоп»
1. Цветок, который является талисманом сентября? (Астра).
2. Назовите осенние месяцы. Почему они так называются? (Сентябрь, октябрь, ноябрь. Название месяцам дал римский календарь. Сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый. Это порядковые номера месяца. В римском календаре год начинался с марта).
3. Назовите праздники, отмечающиеся осенью. (День знаний, День учителя, День пожилого человека, День народного единства).
4. Каких живописцев осень вдохновила на творчество? (Левитан, Шишкин, Саврасов, Нестеров).
5. Что находится между зимой и осенью? (Союз «и»).
6. Назовите самый продолжительный осенний месяц. (Октябрь).
7. Как называется осенняя пора, когда погода стоит как летом и летает много паутины? (Бабье лето).
8. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября).
9. Назовите знак зодиака человека, родившегося в период с 24.09 по 23.10. (Весы).
10. В каком осеннем месяце зарождается зима? (В ноябре. В народе говорят: в ноябре осень уступает зиме дорогу).
11. Отгадайте загадку. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года).
12. Осенью отмечают свой день именинника многие люди. А знаете ли вы их имена? (Андрей, Тимофей, Иван, Анастасия, Фёдор, Вера, Надежда, Любовь и др.)
13. Совпадает ли количество букв и звуков в слове «сентябрьский»? (Нет).
14. Назови рифму к слову «урожай». (Собирай, май, увядай, подавай, сажай и т.д.).
15. Продолжи пословицу «Холоден батюшка сентябрь, да…(кормить горазд).
16. Есть ли птицы, которые собирают запасы на зиму? (Да. Совы, сойки).
17. Почему балы и свадьбы проводили традиционно осенью? (Окончание сельскохозяйственных работ).
18. Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Что такое «сень»? (Сень (уст.) – то, что покрывает, укрывает кого-либо или что-нибудь).
19. Как по-другому называли позднюю осень? (Предзимье).
20. Какое изобразительное средство (троп) использует автор строк «И небо хмурится, и мчится ветер к нам»? (Олицетворение).
Ведущий:
К осени относятся по-разному: кто-то к ней равнодушен, кому-то она не нравится, другие восхищаются ею и воспевают. У каждого поэта своя палитра красок, только краски его, в отличие от обычных, нерукотворны. Мы переходим к следующему конкурсу «Очей очарованье!» Прослушайте отрывки из стихотворений, посвящённых осени, определите автора строк.
1. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Белые кусты. (А. Н. Плещеев).
2. Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит... (Н. А. Некрасов)
3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора … (Ф. И. Тютчев).
4. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость. (С. А. Есенин).
5. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный … (И. А. Бунин).
6. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. (А. С. Пушкин).
Ведущий:
Следующее задание творческое. Командам предлагается написать синквейн на тему «Осень». На карточках вы найдёте правила его написания.
(Осень.
Загадочная, многоликая.
Наступает, радует, грустит.
Провожает лето за порог.
Предзимье.)
Ведущий:
Следующий конкурс называется «Буквы перепутались». На каждой карточке необычным способом написаны пословицы и поговорки об осени, слова на своих местах, а буквы в них перепутались. Верните буквы на место и правильно прочитайте пословицы и поговорки.
1. Ньосе вастлихва, снаве вапрасведли. (Осень хвастлива, весна справедлива).
2. Сеньо вадождли, да насыт. (Осень дождлива, да сытна).
3. Есонь ен ётжд, есонь пиротот. (Осень не ждёт, осень торопит).
4. Сеньо годьпоне теснее. (Осень непогодь несёт).
5. Ньосе ётди и дьжод аз бойсо дётев. (Осень идёт и дождь за собой ведёт).
6. Есонь кавели, да мази ладог. (Осень велика, да зима долга).
Ведущий:
Осень – загадочное время года, и загадку этой поры никто не может отгадать. Конкурс «Загадки осени». В этом конкурсе прозвучат загадки об осени, природе, календаре, растениях, деревьях, явлениях природы.
1. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина).
2. Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (Лист).
3. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь).
4. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – зеленеет. (Чёрная и красная смородина).
5. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).
6. Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь).
Ведущий:
С этим заданием вы справились, переходим к следующему конкурсу, который называется «Рисуем пословицу (поговорку). Приглашается по одному участнику от обеих команд. Каждому из вас даётся лист ватмана, фломастер и карточка с пословицей (поговоркой). За 5 минут вы должны с помощью рисунка передать её суть, не используя слова и буквы. Потом каждая команда представляет свой шедевр, команда соперников должна угадать пословицу (поговорку).
1. Красна весна цветами – а осень пирогами.
2. Цыплят по осени считают.
Ведущий:
У каждого времени года свои приметы, есть они и у осени. Знаете ли вы их? Конкурс «Закончи примету». Командам по очереди предлагаются приметы, связанные с осенью, которые нужно закончить.
1. Гром в сентябре предвещает, (тёплую и долгую осень).
2. Мыши вьют гнёзда на верху копен – (осень будет мокрой и продолжительной).
3. Если осень ненастная, то (и весна дождливая).
4. Осенью скотина жиреет, а (человек добреет).
5. Дружный листопад осенью (к морозной зиме).
6. Осенью птицы летят низко – (быть холодной зиме).
Ведущий:
Заключительный конкурс «Подбери эпитет». Команды по очереди называют эпитеты, которые можно отнести к слову «осень». Если команда затрудняется в подборе эпитета, она проигрывает.
(Осень – тоскливая, золотая, цветная, пламенная, пышная, хрустальная, червонная, янтарная, горькая, мёртвая, звонкая, плакучая, рыжая, угрюмая, тоскливая, задумчивая, гнилая, крепкая, романтичная, шуршащая, багряная, урожайная, сказочная, ветреная, пурпурная, славная и т. д.)
Ведущий:
Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
На зыбкую речную гладь.
Помедли, осень, покажи
Мне жёлтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа.
И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин.
Настало время узнать результаты викторины и объявить победителей.
Наталия Канушина
Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет)
Цель : формирование представлений об осени , на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их; закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года .
Задачи :
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных, активизация обогащения словарного запаса по теме осень .
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину , это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени , смекалку и сообразительность.
Представление команд : «Кленовые листочки» и «Дружные ребята» .
А начнем мы с разминки ума :
«Доскажи словечко»
Загадки загадываем по очереди каждой команде (ответы хором) .
1. У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим :
Кто ты? – И услышим? (осень )
2. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья (осень )
3. Шёл долговяз,
В землю увяз (дождь) .
4. С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись (дождь) .
5. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (Листопад)
6. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
7. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет (ветер)
8. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь (ветер)
9. Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я (капуста)
10. На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)
Ведущий : Молодцы! Хорошо справились с заданием, а вы знаете приметы осени ? (да) .
Игра «Осенние приметы » .
Когда я назову приметы осени , говорите дружно «да» . Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет» . Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ :
Осенью цветут цветы ? (нет) .
Осенью растут грибы ? (да) .
Тучки солнце закрывают? (да) .
Часто - часто льют дожди? (да) .
Туманы осенью плывут ? (да) .
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет) .
Звери норки закрывают? (да) .
Урожай все собирают? (да) .
Птичьи стаи улетают? (да) .
Солнце светит очень жарко? (нет) .
Все купаются в реке? (нет) .
Можно детям загорать? (нет) .
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да) .
Сапоги всем обувать? (да) .
Молодцы! Вы знаете приметы осени .
Игра : «Осенние листья »
В зале на полу лежат осенние листья (дуб и клёна) . Каждая команда собирает определенны листья в букеты. Одна команда собирает дубовые вторая кленовые листья.
Пословицы и поговорки об осени :
3. Осенняя муха больнее кусает .
4. Дождливое лето, хуже осени .
5. Весна богата цветами, а осень снопами .
6. Гром в сентябре предвещает тёплую осень .
7. Пчелка мала, да и та работает.
8. Будет дождь, будут грибы.
Ведущий. Здорово! Отлично справились с заданием.
Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками, что это?. Правильно - «овощи» , как вы думаете, чем мы сейчас займемся? …. Конечно же - поиграем!
Игра : «Кто быстрее перевезет с поля урожай» .
От каждой команды по 5--7 человек. В одной стороне стоит грузовик, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего играющие везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее перевезет овощи.
Хорошо, а теперь проверим вашу смекалку и внимательность, по очереди задаем вопросы командам.
Ведущий проводит блиц-опрос : задает вопросы по очереди каждой команде.
1. Какие животные питаются грибами?
3. Кого называют санитаром леса? (волка)
4. Кого называют лесным доктором? (дятла)
5. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
6. Назвать второй осенний месяц .
7. Перечислить перелетных птиц.
8. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)
9. Почему осень золотая ?
10. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
А сейчас поиграем все вместе.
Подвижная игра : «Листья» для всех детей .
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках) .
Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…
Игра «Перепрыгни через лужи» .
Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (голубая бумага) . Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя) с одного конца зала доберётся до другого конца зала.
Ведущий. У нас осталось последнее задание.
Задания в конвертах (Кто быстрее соберет разрезной лист)
Ведущий. А сейчас мы танцуем «Буги - вуги» .
Ведущий благодарит детей за отличную работу .
Сценарий игровой викторины
«Осенняя Катавасия»
Подготовили:
педагог-организатор,
учитель математики
2013г.
Интеллектуальная игра "Осенняя катавасия"
Оборудование:
участники отвечают на вопросы ведущего. Вопрос звучит одновременно для всех команд. Если ответ готов, капитан должен поднять лист клёна. За каждый правильный ответ команда получает, соответствующий количеству баллов. Побеждает команда, набравшая больше листиков-баллов.
План игры:
1 .Представление команд
2.Конкурс со зрителями
3. Разминка. Конкурс «Загадки о деревьях»
4. Конкурс «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
5.Конкурс со зрителями «Вкусные мандаринки»
6. Конкурс «Верю-не верю»
7. Конкурс «Театр осенних миниатюр»
8. Конкурс «Черный ящик»
9. Конкурс «Загадки с грядки»
10. Конкурс со зрителями «Загадки»
11. Конкурс «Кто кого перепоёт»
Ход игры
1 Ведущий:
Добрый день всем участникам игры,
Посвященной золотому времени года.
Хозяйкой весёлой идёт к новоселам
Погожая осень, в деревни и сёла.
Пришла на рассвете, на миг не присела,
Вокруг огляделась и сразу за дело.
Калину с рябиной раскрасила густо,
На крепких зубах заскрипела капустой.
На мельницах свежей мукой забелела,
Оранжевым шелком берёзы одела.
Курчавую озимь ковром расстелила,
В далекий полет журавлей проводила.
2 Ведущий:
Сегодня именно в последний день осени эта прекрасная пора во всем своем великолепном многообразии и будет находиться под нашим пристальным вниманием. А мы с вами не только будем активными участниками, болельщиками и помощниками, но также узнаем много нового и интересного об этой удивительной поре.
1 Ведущий:
Но для начала необходимо выбрать команды. На листочках, которые вам были розданы, напишите свое имя и фамилию и сбрасывайте в наш мешочек. (Отбор команд)
2 Ведущий:
А сейчас познакомимся с правилами игры. Наша игра состоит из 8 конкурсов для команд и 4 конкурсов для зрителей. По итогам каждого конкурса за правильные ответы команда получает баллы в виде кленовых листиков, у нас имеются желтые и оранжевые листики, 1 и 3 балла соответственно. Зрители также будут зарабатывать листики для команды, за которую болеют.
1 Ведущий:
1 конкурс. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Участникам каждой команды предлагается придумать название своей команде, но чтобы это название было связано с нашей тематикой, тематикой осени. А также командам нужно изобразить эмблему своей команды на листах, которые лежат у вас на партах. В данном конкурсе оценивается оригинальность названия и креативность исполнения эмблемы.
2 Ведущий:
А пока команды готовятся, мы проведем конкурс со зрителями . Отгадайте загадки, за каждый правильный ответ 1 балл.
1.Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (СЕНТЯБРЬ)
1 Ведущий:
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (ОКТЯБРЬ)
2 Ведущий:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи. (НОЯБРЬ)
1 Ведущий:
Девиз нашей викторины:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество –
Внимательность,
А поможет всё узнать наша
Любознательность.
Ну а так как все мы люди,
То сотрудничать мы будем,
И обязанности сами вы поделите с друзьями.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!
2 Ведущий:
А сейчас мы узнаем как справились команды с 1 заданием. Итоги.
1 Ведущий:
Следующий конкурс - РАЗМИНКА.
Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво-дивное. А ведь чудес и вокруг великое множество! Вот одно из них: рядом с домом или у дороги, в рощице или в бору. Это дерево!
Такое знакомое на первый взгляд, оно таит в себе столько необычного... Для того чтобы дать ответ команде необходимо поднять кленовый лист, который у вас лежит на парте, право для ответа предоставляется той команде, которая подняла лист первой. За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 Ведущий: ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ .
1. Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной ветви дерева покрываются мягкими зелёными иголочками; осенью они становятся золотистыми, а зимой опадают. Что это за дерево? (Лиственница.)
2. Листья, растущие на самых концах веток, опадают осенью последними. Почему? (Они самые молодые)
3. Какого цвета осенью хвоя на лиственнице? (Осенью хвоя становится лимонно-жёлтой.)
4. “Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов: шатры над головой.
Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались сенью”. Это слова К. Паустовского. О каком дереве он это сказал. (Об иве.)
5. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
6. Какие деревья с приходом осени первыми сбрасывают листья? (Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз).
7. Когда золотая осень кончается?
(Кончается листопад - кончается золотая осень.)
8. Какие деревья листву зелёной сбрасывают? (Ива, ольха, сирень)
9. Листья, каких деревьев опадают первыми?
(С первыми заморозками осыпаются листья осины, за тем - клёна. Только ольха да по берегам рек ивы стоят густые и зелёные до первого снега. А потом замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.)
1 Ведущий:
Браво, ребята, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придётся потрудиться. Предки наши относительно лентяев и бездельников имели очень категоричные мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде.
2 Ведущий:
-СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
Именно так называется наш следующий конкурс.
1 Ведущий:
Ваша задача - восстановить перепутанные части пословиц. В этом конкурсе оценивается быстрота и правильность составления пословиц. За каждую правильно составленную пословицу команда зарабатывает 1 балл, + 2 балла зарабатывает та команда, которая первая правится с заданием.
2 Ведущий:
Прошу подойти одного из участников команды и взять задания.
Пословицы для первой команды:
1. Кончил дело не вытащил и рыбку из пруда
2. Лентяй праздники знает гуляй смело.
3. Работа с зубами а лень портит.
4. Труд человека кормит да будней не помнит.
5. Без труда а лень с языком.
Пословицы для второй команды:
1. Кто пахать не лениться когда спешишь до обеда.
2. Не спеши языком оба подставишь - легче справишься.
4. Не пеняй на соседа торопись делом.
5. В полплеча работа тяжела не нажить палат каменных.
Пословицы и поговорки об осени
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
1 Ведущий:
-Следующий конкурс для зрителей «ВКУСНЫЕ МАНДАРИНКИ»
Требуется 3 участника, вам нужно очистить мандарин и раздать остальным зрителям, тот чей мандарин будет съеден первым получает 3 балла, второй – 2 балла и третий – 1 балл.
2Ведущий:
Конкурс «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» тема: "О птицах"
Каждое правильно угаданное высказывание – 1 балл
1. Верите ли вы в то, что все перелётные птицы улетают от нас осенью на юг? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток через Уральские горы, например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок - плавунчик.)
2. Верите ли вы в то, что некоторые птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка – желуди, орехи.)
3. Верите ли вы в то, что птице легче выжить осенью, чем летом? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)
4. Верите ли вы в то, что дятлы осенью и зимой водят компанию, т. е. дружат, с другими птицами? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)
5. Верите ли вы, что есть зверь, который летом живёт в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)
6. Могут ли пауки летать? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)
2 Ведущий:
- “ТЕАТР ОСЕННИХ МИНИАТЮР”
Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут зрители. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность. За правильно данный ответ по времени до 1 минуты команда зарабатывает 5 листиков, за 2 минуты – 4 листика, за 3 и более – 3 листика.
СЮЖЕТЫ:
1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.
2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.
3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.
4. Прощальный танец журавлей.
Игроки выступают.
1 Ведущий:
ВНИМАНИЕ! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.
За правильный ответ команда получает 3 балла.
Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.
Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, - придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…
Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, - это сердца тех, кто пал в боях с врагами.
Послушайте ещё одну легенду.
Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.
Спрятались девушки в лесу за селом…
Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.
А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван - крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.
Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы - медового дерева.
2 Ведущий:
Конкурс. ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ
Что нужно сделать? Все очень просто! Вспоминаем известные Вам фрукты, овощи, ягоды и ищем их в вашем задании. Время ограничено, на выполнение дается 1 минута, тот, кто нашел больше слов получает 6 баллов, кто меньше – 3 балла. Удачи!
1 Ведущий:
Конкурс со зрителями ЗАГАДКИ
1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…
(иней)
2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …
(слякоть )
3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?
(дождь )
4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…
(ветер )
5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(лужа )
6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад
)
7. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
8. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина .)
9. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под …
(зонт )
10. Я как зонт ~ не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(плащ)
2 Ведущий:
Сдаем задания на проверку.
1 Ведущий:
Сейчас предлагаю зрителям положить свои листики в коробку команды за которую вы болеете.
2 Ведущий:
7 конкурс «КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ»
Кто больше знает песен на осеннюю тему?
За каждую песню команда получает 1 балл.
Подведение итогов игры.
Награждение.
Викторина об осени для учащихся 3-4 классов
Викторина «Осенние деньки» для младших школьников
Автор : Климова Ирина Анатольевна, воспитатель МДОУ детского сада «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края.Описание: Авторские ребусы, кроссворды и другие интересные задания об осени предназначены для проведения викторины, внеклассных мероприятий, оформления стендов на осеннюю тематику, можно использовать на уроках окружающего мира. Материал может быть полезен учителям начальной школы, организаторам кружковой работы и родителям.
Викторина предназначена для учащихся 3-4 классов. Конкурсы проводятся между двумя командами по 5- 6 человек. Продолжительность конкурса 30-40 минут. Викторина содержит 8 конкурсов. Оценивается конкурс по бальной системе.
Материал: карточки (можно в виде осенних листьев) с заданиями для каждой команды, цветные карандаши, чистые листы бумаги и карандаш для каждого участника.
Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи:
- Развивать воображение, логическое мышление;
- Развивать умение работать в команде;
- Расширять детский кругозор;
- Закрепить знания детей об осенних месяцах;
- Познакомить с пословицами об осени;
- Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
- Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, дорогие ребята!
В начале нашей викторины хочется прочитать вам стихотворение Н. Самоний «Осень в танце тихо плачет».
Осень в танце тихо плачет
Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже - росы,
Дождь - холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева -
Скоро бал, прощальный вечер...
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха -
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже - росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное "Прощай"...
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: "Вспоминай..."
(Н. Самоний)
Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень - одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Давайте разделимся на 2 команды по 5 – 6 человек. Предлагаю каждой команде выбрать себе название. Пусть это будут «Грибочки» и «Ягодки». А начнём мы с разминки.
1 конкурс: Разминка «Доскажи словечко».
Ребята отвечают хором.
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)
Солнце греет слишком мало,
Время золота настало.
Листья жёлтые летят-
Скоро голый будет сад.
Птицы в стаи собрались,
Звери в спячку улеглись.
У кого друзья не спросим-
К нам пришла ребята…(осень)
Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом - красная... (брусника)
На опушке, у дорожки
Он растет на белой ножке.
Красным цветом красит бор
Ядовитый... (мухомор)
Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Я думаю, каждой команде можно присудить по 2 балла.
2 конкурс: «Разгадай кроссворд».
Каждой команде даётся кроссворд, где необходимо отгадать по 7 слов. Объяснить детям, как вписывать слова в горизонтальном и вертикальном направлении. Время для задания - 7 мин. За каждое отгаданное слово команда получит 1 балл.
1 команда «Грибочки»
По горизонтали:
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки...
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника...
Ищём что мы? ...
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.
Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис
2 команда «Ягодки»
По горизонтали:
2. Весной веселит, летом холодит,
осенью умирает, весной оживает.
3. Антоним к слову «солнечно»?
7. Что же это за словечко?
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат
В тучах редкая просинь,
Наступила…
По вертикали:
1.Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
4.Косою острой скошено
Горой высокой сложено.
5.Без крыльев, а летит, без ног, а бежит.
6. Антоним к слову «тепло»?
Ответы:
По горизонтали:
2. лес
3. пасмурно
7. осень
По вертикали:
1. листопад
4. сено
5. туча
6. холодно
По истечении времени подсчитывается количество правильных ответов и присуждается определённое количество баллов.
Физкультурная минутка «Хлопай – топай» (дети выполняют движения в соответствии с текстом песни)
3 конкурс: «Разгадай ребусы»
Отгадай осенние месяцы:
1 команда «Грибочки»
(Сентябрь)
(Ноябрь)
2 команда «Ягодки»
(Октябрь)
(Сентябрь)
Отгадай осенние признаки:
1 команда «Грибочки»
(Холодно)
(Дождливо)
2 команда «Ягодки»
(Ветрено)
(Пасмурно)
Отгадай – какая бывает осень?
1 команда «Грибочки»
(Золотая)
(Поздняя)
(Тихая)
(Унылая)
2 команда «Ягодки»
(Пёстрая)
(Печальная)
(Хмурая)
(Ранняя)
Отгадай лесные дары осени:
1 команда «Грибочки»
(Ягода)
(Облепиха)
(Боровик)
2 команда «Ягодки»
(Гриб)
(Голубица)
(Груздь)
Отгадай дары осеннего огорода:
1 команда «Грибочки»
(Огурец)
(Укроп)
2 команда «Ягодки»
(Томат)
(Баклажан)
Расшифруйте осенние пословицы и поговорки:
1 команда «Грибочки»
(Гром в сентябре – тёплая осень)
2 команда «Ягодки»
(От осени к лету поворота нету)
Подсчитывается количество правильно отгаданных ребусов (за правильное слово или фразу - 1 балл)
4 конкурс: «Кто знает больше пословиц об осени?».
Капитан команды записывает с помощью детей пословицы и по истечении времени зачитывает их. Время для конкурса – 3 минуты. За каждую правильную запись – 1 балл.
Например,
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
А теперь давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)
5 конкурс: «Отгадай загадку»
1 команда: «Грибочки»
1.Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень)
2.Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
2 команда: «Ягодки».
1.Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
2.Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
6 конкурс: «Подбери действие»
За каждый правильный ответ команде присуждается по 1 баллу.
1 команда: «Грибочки»
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.
Дождь осенью (какой?) - холодный, моросящий.
Деревья осенью - роняют листья.
Урожай осенью - убирают.
2 команда: « Ягодки»
Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Птицы осенью - улетают.
Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Деревья осенью (какие?) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.
7 конкурс: «Назови осенние приметы»
Команды поочередно называют осенние приметы. Если ребятам трудно, педагог даёт подсказки. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Например:
Осенью паутина на ясную погоду.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.
Если мыши отрывают норы на теплую сторону - зима суровая.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
Кошка мордочку прячет - на холод.
Куры начинают линять рано осенью - к теплой зиме.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят не скоро.
Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Появились опенки - лето кончилось.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Раннее опадание листвы - к ранней зиме.
Теплая осень - к долгой зиме.
Хлебород - перед строгой зимой.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Зарядка для глаз "Следи за листочком"(под музыку дети следят за листочком)
За листочком наблюдайте,
Свои глазки развивайте.
8 конкурс: «Обведи по контуру рисунки».
С помощью цветных карандашей необходимо обвести по цифрам рисунок. Сделайте его ярким и весёлым. Балл присуждается той команде, которая быстро и безошибочно всё сделает.
1 команда: «Грибочки»