Конкурс зеленая аптека в лагере. Познавательная игра «Зеленая аптека» для детей подготовительной группы
Дидактическая игра для детей старшего возраста (5 – 7 лет)
«Зелёная аптека»
Данная игра поможет детям лучше узнать природу, на учит любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Цель:
обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
- закреплять знание названий лекарственных растений, умение различать их по внешнему виду;
- закреплять знание частей лекарственных растений, содержащих целебные свойства;
- расширять знания о проблемах со здоровьем, при которых помогут лекарственные растения;
- развивать речь, логическое мышление, зрительное внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Материал:
Игровое поле разделённое на 4 колонки: каждая колонка имеет иллюстрацию с изображением: 1 – лекарственное растение: ромашка, боярышник, лопух, крапива, календула, шиповник, подорожник, облепиха, душица;
2- изображение частей растений: корень, лист, цветок, плоды;
3- определённую проблему со здоровьем, а именно: «болит горло», «боль», «простуда», «поранился»;
4- что приготавливают из растений в качестве лечения: «чай, отвар», «микстуру», «масло, крем». Карточки с иллюстрациями соответствующие изображению на игровом поле. Фишки зеленого цвета.
Ход игры:
В начале игры необходимо рассмотреть с детьми игровое поле, вспомнить названия лекарственных растений (первая колонка), познакомить с обозначениями на игровом поле: определить какую часть данного растения используют (вторая колонка), что лечит это растение (третья колонка) и что приготавливают для лечения из растений (четвертая колонка). Рассмотреть карточки с такими же обозначениями.
- Корень Цветы -
- Листья Плоды -
- Болит горло - Простуда
- Боль - Раны
- Чай, отвар - Микстура
- Масло, крем
Вариант игры 1.
Детям предлагается заполнить игровое поле (напротив каждого растения соответствующими карточками). В случаи затруднения ребенок просит помощи у взрослого или товарища. В конце игры проверяется правильность заполнения игрового поля, при необходимости можно привлечь других детей для исправления ошибок. (Количество игроков 1 - 2 человека).
см. «Подсказки о растениях»
Вариант игры 2.
Ведущий показывает игровые карточки. Дети должны назвать лекарственное растение которому соответствует данная карточка, правильно ответивший ребенок получает зеленую фишку и кладет карточку на игровое поле. После заполнения всего игрового поля подсчитывается количество фишек у каждого игрока. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек. (Количество игроков 5 - 7 человек).
см. «Подсказки о растениях»
Вариант игры 3.
Предлагается составить описательный рассказ лекарственного растения, опираясь на карточки. Ребенок выбирает растение о котором будет рассказывать, ищет соответствующие карточки, раскладывает и рассказывает свой описательный рассказ (примерный рассказ ребенка: «Это лекарственное растение подорожник, используют у него листья для лечения ран, боли. Можно приготовить микстуру, настой для полоскания горла. Подорожник очень полезное растение.)
см. «Подсказки о растениях»
Подсказки о растениях
Ромашка
Используют: цветы
Что лечит:
Применение: чай, отвар
Боярышник
Используют: цветы, плоды
Что лечит: простуду, раны
Применение: чай, отвар
Лопух
Используют: корень, листья
Что лечит: простуду, боль
Применение: отвары, масло
Крапива
Используют: листья
Что лечит: простуду, раны
Применение: отвар
Календула
Используют: цветы
Что лечит: простуду, снимает боль, горло
Применение: отвар, крем, масло
Шиповник
Используют: корни, листья, цветы, плоды
Что лечит: простуду, снимает боль, раны
Применение: чай, отвар
Подорожник
Используют: листья, цвет
Что лечит: простуду, снимает боль, горло, раны
Применение: отвар, микстура
Облепиха
Используют: корень, листья, плоды
Что лечит: простуду, снимает боль, раны
Применение: чай, отвар, масло
Душица
Используют: цветы, листья
Что лечит: простуду, снимает боль, горло
Применение: чай, отвар, масло
Игра путешествие «Лесная аптека»
Экологическая игра-путешествие для учащихся младшего школьного возраста
Цель:
формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.
Форма:
игра-путешествие
Методы:
театрализованное представление, рассказ с элементами беседы,
игры, конкурсы.
Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы и
задания. Подобрать наглядный материал (рисунки, диафильмы,
диапозитивы), подготовить выставку творческих
работ (рисунков, поделок, проектов), подбор музыкальных
произведений, репродукций картин о природе.
(Вся игра-путешествие сопровождается мультимедийной презентацией с видео рядом и звуковым рядом.
См. приложение
)
(ребят встречает Лесник, который и ведет с ними игру)
ЛЕСНИК
Здравствуйте, гости и детвора,
Жду вас с самого утра,
А зовут меня Лука.
Решил я вас сюда собрать
Чтоб про лес вам рассказать.
Лес - не только для забавы,
Он - богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Лес, как сказочное царство,
Тут кругом одни лекарства,
в каждой травке, в каждой ветке
и микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Я могу вас научить,
расскажу я сказку эту
Про лесную про аптеку.
Жил-был на свете человек, который с малолетства прислушивался к шелесту трав и говору листьев. И слышал он даже шепот матери - сырой земли. Она говорила ему, какие травы породила для нас, своих детей. И такого человека люди называли «Знахарь».
(Выходит знахарь.)
ЗНАХАРЬ
Все целебные растенья
Знаю я без исключенья!
Нужно только не лениться,
нужно только научиться
Находить в лесу растенья,
что пригодны для леченья.
Много трав растет полезных
На земле родной,
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
(на экране демонстрируется изображение лекарственного растения)
РОМАШКА
Если случиться тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.
ПОДОРОЖНИК
Это-подорожник,
С названьем простым, не тревожным,
Всем как хороший друг.
Лечит ранки ног и рук.
КРАПИВА
Воспаления снимает.
От бессонницы спасает.
Колики лечит надежно.
Щи сварить из листьев можно!
МАТЬ-И-МАЧЕХА
Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Мать-и-мачеха готова
Помочь больным и всем здоровым.
ЛИПА
Заболела голова?
Здесь придет на помощь липа,
Хоть она и не трава.
Медом пахнущий цветочек
Надо заварить скорей,
Дома посиди денечек
И волшебный чай попей.
КЛЮКВА
Далеко. В краю таежном,
Там, где кружится метель,
Хоть поверить в это сложно,
Зреет будущий кисель.
То есть не кисель, а клюква,
Щедро стелется ковром.
Хватит всем нам, если вдруг мы
На болото забредем.
Светят ягодки-рубины,
Украшая снежный наст.
Набирают витамины,
Очень нужные для нас.
Если ты ослаб бедняжка,
Съешь-ка клюквенный кисель,
Хоть чуть - чуть, хотя бы чашку,
И забудешь про постель.
МАЛИНА
У тебя температура
Подскочила невзначай?
Пей не горькую микстуру,
А с малиной сладкий чай.
Не найти лекарств вкуснее,
Уж поверь, на слово мне.
От малины пропотеешь,
И опять здоров вполне.
ПУСТЫРНИК
Нужен и пустырник, знаю,
Хоть ничто и не болит.
Травка скромная лесная
Кого хочешь усмирит.
Надо только капли эти
Чаще пить, не забывать,
И забудут драки дети, и покрепче станут спать.
Вам зеленый лист огромный
Все отеки уберет.
Лопухом скорей обвяжем
Шишку иль ушиб какой.
Что, опять тебе не спится?
Проворочался всю ночь?
Травка славная, душица,
Может здесь тебе помочь.
Пеной розовой как будто
Вся опушка залита.
Ты охапку за минуту
Соберешь тут без труда.
В чай добавь траву с охапки
И ложись скорей в кровать.
Не поднять тогда и пушкой.
Как убитый будешь спать.
ВАЛЕРИАНА
Может выпить хоть три банки
Кот душистой валерьянки.
Брать пример с него не будем,
Мы ведь не коты, а люди.
А потом немножко рано
Принимать нам валериану.
Пьют ее, когда волненье,
Что б повысить настроенье.
Мы же прыгаем и скачем –
Не нужна она нам, значит.
ЧЕРНИКА
Вдаль скорее погляди-ка,
Если плохо видишь ты.
То тебе нужна черника,
Ягодки, Ане цветы.
Да не бойся, ешь скорее
Угощенье для ребят.
От него не почернеешь,
Только будет зорче взгляд.
ЧИСТОТЕЛ
А от этой чудо - травки
Все спасайтесь, бородавки.
Соком рыжим только смажем-
Не найдем следа их даже.
Быстро вывести сумел
Бородавки чистотел.
ЧЕРЕДА
Трава есть знаменитая,
Мы в ванну. в таз, в корыто ли
Чуть-чуть ее добавим-
Любая сыпь пройдет.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК
Что - то мы с тобою скисли,
И пропал вдруг аппетит.
Не беда-тысячелистник
Быстро к жизни возвратит.
Симпатичные цветочки
На лужайке мы найдем.
Палец вдруг за кровоточит -
Остановят кровь на нем.
От болезней самых разных
Помогает нам цветок.
Вылечит гастрит и язву,
Чтобы все ты кушать мог.
ЛЕСОВИК
Стало вам теперь понятно,
Что для всех нас значит лес?
При болячках и недугах
Он всегда поможет нам.
И еще запомни крепко:
Будем лес беречь родной!
Зря чудесные таблетки
Рвать не будем мы с тобой!
А теперь проверим, что вы запомнили о чудесных лесных таблетках!
(Команды получают карточки-задания с названиями недугов и болезней.
В свободные клеточки таблицы следует вписать лекарственные растения, которые помогают справиться с данной болезнью.)
Карточка-задание
Болезни и недуги |
Растения - целители |
Простуда | |
Порезы | |
Воспаление | |
Кашель | |
Нужны витамины | |
Температура | |
Возбудимость | |
Ушибы | |
Улучшает зрение | |
Бородавки | |
Сыпь | |
Болезни желудка |
А еще я вам приготовил кроссворд «Дары леса», который поможет узнать, что мы берем у леса.
Кроссворд «Дары леса»
6
По горизонтали:
2. Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желуди)
6. Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1. Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет – и душистая
Попадает в кружки. (Земляника)
ЛИТЕРАТУРА
1.Факел Гиппократа /ред.сост. Л.И.Жук - Мн.: Красико - Ф 18 Принт, 2006.-
128с. – (Праздник в школе).
2.Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников
классных часов, игр, развлечений для начальной школы. /М.: Центр
«Педагогический поиск», 2005- 160 с.
3.Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.
4.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя
начальных классов. – М., 1985.
5.Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 1985.
6.Четыре времени года. – М., 1968.
7.Лавренюк Б.Р. Встреча с цветами. – М., 1970.
8.Храмова Р.А. Ода лесу. / Начальная школа, 1999, №10.
9.Трабприна Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия
развития», 1998. – 240 с. Ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).
10.Сценарии школьных праздников: Кн.9. – М.: Школьная Пресса, 2005. –
80 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 66).
11.Купалье/ Ред.-сост. Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО «Красиково-Принт», 2004. –
128 с. – (Праздник в школе).
Развлекательно-познавательная игра «Аптека в природе».
Цель: закрепить знания о лекарственных растениях. Развивать внимание и наблюдательность. Напомнить детям правила поведения в природе.
Материалы: Картинки с изображением лекарственных трав: тысячелистник, подорожник, клевер, мята, петрушка, одуванчик, чистотел, вьюнок полевой, мать – и – мачеха. Костюм доктора Айболита.
Описание игры: (перед игрой воспитатель расставляет по группе картинки Лекарственных растений). Детей встречает воспитатель в костюме доктора Айболита.
Айболит: Я к вам пришел из книжки,
Милые детишки.
Вы про меня слыхали?
Книжку вы читали?
Я слышал, что вы знаете много лекарственных растений, и захотел проверить, правда ли это. Сначала ответьте на мои вопросы.
Ягоды какого колючего кустарника можно добавлять в чай (шиповник)
Какой травой лечат раны и мозоли(подорожник)
А как еще называют эти растения? (зеленая аптека)
Айболит: у вас в группе спрятались лекарственные растения. Если вы будете наблюдательными, как следопыты, то соберете всю «Зеленую аптеку».
(после того, как дети найдут растения, они встают возле Айболита и называют растения, которые нашли)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет
Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия - это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Озёрная школа
филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
П. Третий Решающий
Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.
Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.
Ход занятия:
I. Вводная беседа учителя:
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)
Где берете лекарства? (В аптеке)
Что такое аптека?
Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.
- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».
Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.
Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.
Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)
Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.
II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)
· Одуванчик лекарственный
· Ромашка аптечная
· Подорожник большой
· Чистотел большой
· Тысячелистник обыкновенный и другие.
РОМАШКА
Я - ромашка, знакома вам тоже
Лекарственный друг всегда вам поможет
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.
ПОДОРОЖНИК.
Вырастает подорожник, лишь подходит срок
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова:
Вам поможет подорожник, скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил
Помогая молча людям, не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник на земле живет.
Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.
ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)
На солнечной опушке я расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла
В народе говорят в траве она хоронится
Не любит лезть вперед
Но всякий мне поклонится и бережно возьмет
Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)
МАТЬ-И-МАЧЕХА.
Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.
МЯТА.
По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.
ВАЛЕРИАНА.
Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.
ЗВЕРОБОЙ.
Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.
КАЛЕНДУЛА.
В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.
III . Отгадывание загадок.
1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.
(Шиповник. Витаминное средство.)
2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.
(Душица, чабрец.)
3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина. От простуды.)
4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.
(Крапива.)
6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)
7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Подорожник)
8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
(Одуванчик)
IV . Задание: Найди лекарственное средство.
V . Памятка сборщику лекарственных растений
· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.
· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»
Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.
П __Д__Р_ЖН_К
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?
Полезная ли для тебя эта информация?
Если хочешь быть здоров!
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов
Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу –
Ты к себе скорей зови!
Блиц-опрос
Назовите любимую траву кошки? (Валериана)
Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)
Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)
Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)
В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)
Внеклассное мероприятие
«Зелёная аптека»
Цель:
знакомство с различными лекарственными растениями, применением;
Образовательные задачи:
закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;
вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия (слайд № 1)
Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.
Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»
Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.
Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
(слайд № 2)
Ведущий: Лес - не только для забавы,
Он - богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом одни лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
(слайд № 3)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой
Конкурс 1. « Загадочный цветок » (слайд № 4)
Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.
Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”
По окончании выполнения задания – проверка.
Незабудка
(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. « Что сначала, что потом? »
(слайд № 7)
Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.
(слайд № 9)
Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.
Мать – и - мачеха
(слайд № 10)
В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.
Одуванчик
(слайд № 11) .
Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.
Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.
Конкурс 3. « Шиворот - навыворот » (слайд № 12)
Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.
(слайд № 14)
ЛАИАМН –
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
По окончании задания (по щелчку) – проверка.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
Малина
(слайд № 15)
Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.
Земляника
(
слайд № 16)
Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.
Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных
растений » (слайд № 17)
Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.
Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
Ромашка
( слайд № 19)
Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.
Василёк
(слайд № 20)
Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря .
Конкурс 5. « Загадки» (слайд № 21)
Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,
И для желудка, уж вы мне поверьте,
Да и для глаз не мешают они,
В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)
(слайд № 23)
2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку)
(Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку)
(Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(по щелчку)
(Подорожник.)
(слайд № 26)
5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку)
(Душица)
(слайд № 27)
6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку)
(Крапива)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Душица
(слайд № 28)
Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.
Подорожник
(слайд № 29)
Конкурс 6. « Стоп – кадр» (слайд № 30)
Ведущий: (по щелчку ) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
Липа. (слайд № 31)
Клен. (слайд № 32)
Дуб. (слайд № 33)
Ольха. (слайд № 34)
Сосна. (слайд № 35)
Береза. (слайд № 36)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
Сосна
(слайд № 37)
Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.
Берёза
(слайд № 38)
Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.
Конкурс 7. « Ребусы» (слайд № 39)
Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.
Команды будут отвечать по очереди.
За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.
Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
(слайд № 40)
(по щелчку)
КАЛАНХОЕ
(слайд № 41)
(по щелчку
) ЗОЛОТОЙ УС
(слайд № 42)
(по щелчку)
САНСЕВЬЕРА
(слайд № 43)
(по щелчку)
АЛОЕ
(слайд № 44)
Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.
Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.
Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.
(слайд № 45)
Спасибо за внимание!
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.