Коммунальные отходы все о новых правилах. Какие отходы относятся к тко? смотрим внимательно фкко
Аббревиатура ТБО расшифровывается как «твердые бытовые отходы». Иначе говоря, ТБО – это вещи, лишившиеся своих потребительских свойств: макулатура, разбитое стекло, остатки пищи и т. д. Их можно условно разделить на биологические и небиологические. Все это образуется в квартирах ежедневно и составляет основную долю всех городских твердых отходов.
До декабря 2014 года аббревиатура ТБО присутствовала в официальных документах, но с федеральным законом № 458 ее заменили на ТКО. Поэтому разницы между ТБО и ТКО нет.
Сделаны эти поправки были для того, чтобы нормализовать ситуацию с загрязнением окружающей среды. Твердые отходы, годами гниющие на свалках, привели к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Изменения в законодательстве направлены на борьбу с загрязнением и увеличением перерабатываемого мусора.
Расшифровка ТКО и ТБО
Согласно принятому в декабре 2014 года закону, ТКО – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях и являющиеся результатом человеческой деятельности, или вещи, которые не могут выполнять свои функции. Отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже относятся к этой категории, и именно этот пункт делает понятие «твердые коммунальные отходы» шире чем «твердые бытовые отходы».
Для обычных граждан разница между этими аббревиатурами не принципиальна, она важна для организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, так как понятие «ТБО» теперь перешло разговорную речь и не может использоваться в официальной документации.
Замена ТБО на ТКО потребовалась для разъяснения ситуации, связанной с вывозом твердых отходов. Если для утилизации ТБО были важны статус (жилое или нежилое) и площадь помещения, то стоимость коммунальных услуг за сбор коммунальных отходов зависит от нормативов, установленных на потребителя в зависимости от его статуса. Теперь жители многоквартирных зданий будут платить за уборку мусора меньше, чем предприятия.
Способы утилизации ТКО
Есть несколько вариантов избавиться от ТКО:
- захоронение;
- сжигание;
- компостирование;
- переработка.
Захоронение ТКО
На первый взгляд, захоронение твердых отходов на полигонах является самым дешевым способом, но на практике это не совсем так.
Полигоны для твердого мусора должны располагаться вдалеке от жилых, рекреационных, водоохранных районов, нельзя, чтобы рядом со свалками были больницы и парки. Они занимают огромные территории, и если в будущем потребуется их использование, придется потратить много денег и времени, чтобы на них можно было заниматься сельским хозяйством и стоить жилые здания.
Свалки наносят огромный вред почве и воздуху, загрязняют грунтовые воды. Кроме того, в процессе разложения отходов выделяется газ, который может загореться. Чтобы избежать пожара, его необходимо собрать и утилизировать.
К тому же, захоронение радиоактивных и токсичных твердых отходов запрещено, и для них нужен другой метод утилизации.
Сжигание ТКО
Самым распространенным способом утилизации ТКО является сжигание. В отличие от захоронения, требующего много пространства, после сжигания от твердых коммунальных отходов остается только зола.
Еще одним преимуществом этого метода является его дешевизна. Кроме того, побочным эффектом от сжигания является выделение тепла, которое можно использовать для отопления и иных целей.
Как и в случае с захоронением, главным недостатком сжигания является вред, наносимый окружающей среде. При горении твердые отходы выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух и воду. Но современные мусоросжигатели оснащены системой очистки и не вредят природе.
К сжиганию относится и пиролиз – разложение твердых коммунальных отходов под воздействие высокой температуры в безвоздушной среде. Этот метод тоже безопасен для природы.
Схема пиролиза ТКО
Компостирование – это разложение коммунальных отходов микроорганизмами. Утилизировать таким способом можно только органические виды мусора. В результате такой переработки получается компост – натуральное удобрение, которое в дальнейшем используется в сельском хозяйстве.
Этот способ является простым и дешевым, но для его реализации необходима сортировка мусора. Единственным недостатком является неприятный запах, выделяемый в результате гниения.
Переработка ТКО
К ТКО относится большое количество мусора, который можно использовать вторично:
- чермет и цветмет отправляется на литейные заводы для последующей переплавки;
- пластик , если он не сильно загрязнен, а к полученному после переработки материалу нет жестких требований;
- стекло , которое после переработки можно использовать в строительстве;
- макулатура , из которой делают бумагу;
- дерево , которое в дальнейшем может пригодиться в строительстве;
- бытовая электроника , из электронных плат которой отсортированный металл отправляется на переработку;
- нефтепродукты : асфальт или битум.
Для каждого вида отходов существует своя технология переработки. Использование вторсырья в производстве позволяет сэкономить природные ресурсы.
Классификация ТКО и их переработка, выражена в процентах
Варианты экономии на мусоре
Изменения в закон были внесены, чтобы урегулировать систему вывоза и переработки мусора. Раньше отходы либо вывозили и скидывали на полигон, не разбираясь, есть ли там сырье, пригодное для переработки, либо забирали только то, что относится к ТБО, а остальное скидывали на ближайшую свалку.
Теперь управляющая компания обязана следить за накоплением отходов и чистотой контейнеров, снижать стоимость услуг по обращению ТКО за переработанный твердый мусор.
Существуют способы снизить плату за этот вид коммунальных услуг:
- Стоимость услуг зависит от количества людей, постоянно проживающих в квартире. При отъезде в отпуск или командировку на срок более 5 суток стоит подать заявление на перерасчет.
- Если предоставляемые оператором услуги низкого качества (несвоевременный вывоз коммунальных отходов и т. п.), следует написать претензию. В таком случае оператор обязан заплатить штраф, а жильцы могут добиться снижения оплаты.
- При разделении твердых отходов плата рассчитывается исходя из объема, а не нормативов на каждого жильца. К тому же, конечный счет за услуги снижается за счет мусора, переданного на переработку.
В январе 2016 года вступит в силу изменение по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Если сейчас данный вид услуг относится к жилищным, то с первого января 2016 года сбором и транспортировкой ТБО займутся коммунальные предприятия. Такие перемены повлекут за собой существенные изменения начислений за предоставление данного вида услуг, а также порядка оплаты.
«Твёрдые коммунальные отходы» в новом законодательстве
Предстоящие перемены напрямую связаны с федеральным законом №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который приняли 29 декабря 2014 года. Документ содержит в себе кардинально новое отношение к работе с ТБО. В законе прописаны новые принципы обращения, хранения, обезвреживания и утилизации ТБО. Начало следующего года станет стартом для вступления в силу основных положений федерального закона, хотя некоторые нововведения уже реализованы.
Например, с 1 января 2015 года «мусорный вопрос» обзавелся новыми понятиями. Основными из них стали: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».
Стоит отметить, что аббревиатура «ТБО», которая повсеместно используется, ушла в прошлое. Очень скоро понятие «твердых бытовых отходов» заменят на «твердые коммунальные отходы ».
ТБО и ТКО: в чём разница?
В чем же разница между ТБО и ТКО, и какой смысл в этом нововведении? Главной отличительной чертой ТКО стало то, что хоть это все тот же мусор , который необходимо утилизировать, федеральное законодательство больше не различает ТКО для жилых и не жилых помещений, как было раньше с ТБО. Теперь твердые коммунальные отходы будут считаться по нормативам накопления за единицу времени, и будут устанавливаться для разных групп потребителей дифференцированно.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов может быть установлен как субъектом РФ, так и муниципалитетом, если на него будут возложены необходимые полномочия. Аналогичная ситуация с предельными тарифами за обращение с ТКО. Конечно, сами правила по коммерческому учету объема и массы ТКО остаются на Правительстве РФ.
Еще одним нововведением станет появление операторов по обращению с ТКО, а главное, появление регионального оператора. Теперь обслуживающим организациям (УО, ТСЖ, ЖСК) придется заключать соответствующие договора с региональными операторами, согласно требованиям Правительства РФ. Касательно собственником частных жилых домов, они смогут заключать договора напрямую с региональным оператором без привлечения третьих сторон.
С принятием закона появилась масса вопросов и не до конца понятных моментов, которые потребители так и не смогли разобрать. На данный момент на региональном уровне ведут работу по подготовке нормативно-правовой базы в этом вопросе, чтобы конкретизировать определенные положения закона. Так что остается еще немного подождать.
Добрый день, уважаемые подписчики, на данный момент, мне поступает очень много запросов по обращению с отходами, в частности ТКО. В этой статье предлагаю вам разобраться с ключевыми понятиями, что же нас ждет в дальнейшем.
Итак начнем с главного, с нормативной базы:
Твердые коммунальные отходы проходят в ФККО под группой, 7 30 000 00 00 0 ОТХОДЫ КОММУНАЛЬНЫЕ, ПОДОБНЫЕ КОММУНАЛЬНЫМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ОТХОДЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ.
Обращаем ваше внимание на ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» появился новый термин:
Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральным законом определены приоритеты, принципы и целевые показатели деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО):
- максимальное использование исходного сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов в источнике их образования;
- сокращение объёма образования и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов;
- размещение отходов экологически безопасным способом;
- внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению;
- поэтапное введение запрета на захоронение видов отходов потребления с содержанием органических компонентов; без предварительной механической и химической обработки отходов и их сортировки по компонентам, подлежащим использованию (утилизации);в объектах размещения отходов потребления, не соответствующих установленным к таким объектам экологическим требованиям.
О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами
Законодательством вводится новый хозяйствующий субъект — региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. С 01 января 2017 года уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской федерации будет проводиться конкурсный отбор региональных операторов по обращению с отходами
Региональным оператором могут привлекаться операторы обращения с отходами. Однако, поскольку данные виды деятельности, за исключением сбора и транспортирования, отнесены Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности, то предполагается привлечение профессиональных организаций, способных квалифицированно оказывать такие услуги. Региональный оператор осуществляет регулируемую деятельность в соответствии с региональной программой и территориальной схемой по правилам, установленным федеральным и региональным законодательством.
Региональный оператор — один или несколько — выбирается на 10 лет, он сможет планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы, обслуживать население согласно территориальных схем, а так же вносить плату за размещение отходов.
Схема — это не формальность. Это обязательное условие для выбора регионального оператора.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
На данный момент утверждено и согласовано Росприроднадзором 48 территориальных схем.
С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
С 1 января 2017 года вступает норма, по которой захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов таких отходов сформулирован и в ближайшее время будет утвержден правительством.
На первом этапе со следующего года предлагают запретить подвергать захоронению лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащей ртуть.
Предлагаем вам ознакомиться федеральным законом об отходах производства и потребления в файле ниже. О всех необходимых сведениях узнавайте в источнике актуальной информации на сайт. Мы работаем для вас.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.
На этом всё.
Не забываем ставить звёздочки и оставлять комментарии 😉 Спасибо!
Добрый день, уважаемые коллеги-экологи, предлагаем вам ознакомиться с актуальной информацией об отходах, относящихся к ТКО.
За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.
Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ . Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099 . При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.
Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354 .
PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.
Обучение по экологической безопасности (отходы)
У нас в арсенале есть курс по 112-и часовой программе «Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» — обучение проходят руководители и специалисты организаций, непосредственно занятые с обращением с отходами I-IV класса опасности. Данное обучение регламентировано статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является обязательным. Посмотреть дополнительную информацию по обучению, а также сформировать и отправить онлайн-заявку, .
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.
Продолжение следует...
Обращение с ТКО - что это такое в квитанции? В этом году начался поэтапный переход к ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами) от услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из этой статьи вы узнаете тонкости работы с региональными операторами ТКО, когда изменения коснутся вас и появятся ли у вас новые обязанности.
Формально термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2016 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. С 1 января 2019 года порядок оплаты за ТКО изменился .
Чтобы начать переход на практике, нужно было сначала создать правовую базу. В 2016–2017 годах была заложена основа:
- утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156);
- внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Эти нововведения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 (далее - Постановление № 232).
Кто будет оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО
Оказывать данную КУ вы будете вместе с региональным оператором по обращению с ТКО. Вы отвечаете за содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), а региональный оператор - за оказание самой КУ начиная от места накопления.
Услуги по вывозу ТБО/ТКО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).
Когда заработает новая система коммунальных услуг
Региональный оператор начинает свою работу при выполнении двух условий:
- В субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО.
- Орган исполнительной власти субъекта РФ и региональный оператор по обращению с отходами заключили между собой соглашение.
2019
К этому году закончится переход от ТБО к обращению с ТКО.
Эти условия нужно выполнить до 1 января 2019 года. Такие требования установлены ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ и п. 2 Постановления № 232.
Пока в вашем регионе не выполнены два указанных выше условия, вы продолжаете вывозить ТБО и собирать за это плату по-старому.
Как работать с региональным оператором
Вам нужно будет заключить типовой договор на оказание КУ по обращению с ТКО с региональным оператором. Тогда вы на законных основаниях сможете предоставлять эту коммунальную услугу потребителям. Это предусмотрено п. 148(7) Правил № 354. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
- Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации
Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО
Оказывать КУ по обращению с отходами до контейнерной площадки и заключать договор с собственниками помещений в МКД будете вы.
Какой договор нужно будет заключить, зависит от способа управления МКД:
- при управлении УО - договор управления МКД. Заключается между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
- при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК - договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Заключается между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест.
При непосредственном способе управления МКД договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключают собственники помещений в МКД.
Такой порядок закреплен п. 148(4) Правил № 354.
Требования к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО
Главное требование - это периодичность вывоза отходов. Частота зависит от температуры на улице:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
- в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз ТКО).
Допустимое отклонение сроков - не более:
- 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
- 48 часов единовременно при сред-несуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;
- 24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.
К сведению
Региональный оператор должен направить вам предложение о заключении договора в течение месяца со дня получения соответствующего статуса. Вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором оно произошло, размер платы снижается на 3,3%.
Требования установлены разд. VII приложения 1 к Правилам № 354.
КУ по обращению с твердые коммунальные отходы не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусмотрено п. 148(29) Правил № 354.
Плата за ТКО в счете за коммунальные услуги
Когда в вашем регионе начнет действовать новый порядок, вы должны будете исключить плату за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения. «Обращение с ТКО» нужно будет указать отдельной строкой в квитанции.
Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения.
Размер платы за КУ в квитанции по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителя рассчитывается по формулам 9(1)-9(8) приложения 2 к Правилам № 354 (пп. 148(30), 148(31), 148(38)). Порядок расчета зависит от двух факторов:
- принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
- раздельно или без разделения производится сбор и накопление ТКО в МКД.
- Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ
- организация и содержание таких мест, в т. ч. обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок;
- организация сбора отходов I–IV классов опасности (далее - опасные отходы), например отработанных ртутьсодержащих ламп;
- передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.
Это предусмотрено подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491 и п. 26(1) Минимального перечня.