Клише к сочинению по русскому языку. Комментарий проблемы Автор приводит в пример
Страница посвящена тому, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Здесь вы найдёте критерии оценивания работ, тексты для написания сочинений, методические рекомендации для учителя, памятки и шаблоны для учащихся и другой полезный материал.
Новое в критериях оценивания экзаменационного сочинения.
Уважаемые коллеги! На сайте ФИПИ появилась новая демоверсия с грифом ПРОЕКТ, но мы с вами знаем: что было проектом, то автоматически становится не проектом.
Честно говоря, сначала изменения меня повергли в шок. Зачем? Почему? Такие вопросы звучали в голове.
Итак, что нового? Комментарий к проблеме теперь оценивается 5 баллами, а не тремя. Нужны два примера из текста, пояснения к ним и показать, чем они связаны. Что это такое и с чем едят эту связь, пока не растолковали.
4 критерий - аргументация собственной позиции - теперь, наоборот, с 3 баллов оценивается 1. Выразил позицию и привёл логический аргумент - хорошо, получай 1 балл, нет, заявил формально - не получил заветного балла. То есть приводить литературные аргументы теперь не надо.
Кажется, я поняла, почему это. Во-первых, потому что дети списывают всё же аргументы с базы аргументов, так как при проверке видно, что примеры приводят из одних и тех же произведений и одними и теми же словами. То есть самостоятельности ноль. Только где-то 10% процентов учащихся пишут сами и серьёзно. Получается профанация. Во-вторых, литературное сочинение у них будет на итоговом. Вот там они и покажут знание текстов.
Вернёмся к теме комментария. Итак, два примера из текста. Что считать примерами? Я вижу, что это не только цитата, а может, и не обязательно цитата. Например, писали сочинение про Мишку Елисеева и проблему жадности. Начинаем комментарий писать так: "Отвечая на эти вопросы (до этого шёл ряд риторических вопросов), автор приводит в пример Мишку Елисеева, который не только не делился со своими товарищами в голодные годы продуктами, но и вешал замок на тумбочку, явно не доверяя соседям. (Далее вывод ) Таким образом, мы видим, что человек жадный - плохой товарищ и единоличник. (Далее идёт связь двух примеров) Чтобы показать типичность героя, писатель рисует образ жадюги шофёра, который без зазрения совести взял хлеб у героя текста. Автор подмечает внешнюю похожесть двух персонажей: у них маленькие хитрые глазки. (Далее привожу ещё один пример , показываю связь с двумя предыдущими) В противовес им дан герой-рассказчик текста. Это человек самоотверженный, способный пожертвовать всем ради своих товарищей".
Ну, вот, приблизительно так. То есть это действительно самостоятельная работа, которая показывает, как учащиеся умеют анализировать текст, находить взаимосвязи примеров, делать микровыводы, следовать за автором. Но, к сожалению, опыт показывает, что и из такой творческой части сочинения можно сделать шаблон. Часто учителя (не хочу никого обвинять, но не могу удержаться) сочиняют для учащихся готовые шаблоны. И у них это замечательно получается! Дети, как под копирку, строчат свои комментарии, только самостоятельности, ума там нет ни на грош. Я понимаю, что выпускники везде очень разные, и если мне повезло с учениками, то во многих школах учащиеся 11 класса не могут связать двух слов, а их надо выпустить. Вот и пытаются выпустить таким образом. Что ж, честь и хвала этим учителям. (Это не ирония)
Вот мысли по поводу того, какая связь может быть между примерами. Примеры могут
- дополнять друг друга,
- пояснять,
- расширять мысль автора,
- они могут противопоставляться друг другу для того-то и того-то,
- конкретизировать
Вот такой шаблончик можно дать. Можно сообща с учениками написать один раз обучающее сочинение, проговаривая предложения, части сочинения, ставя вопросы. вот такой работой я и займусь. А К4 мы пока пишем по-старому, чем чёрт ни шутит)))
Требования к экзаменационному сочинению
Презентация знакомит с критериями оценивания экзаменационного сочинения и даёт шаблоны и речевые клише для его написания.
Проблема и авторская позиция
В архиве - презентация и текст для написания сочинения. В презентации даны клише к написанию проблемы и авторском позиции, есть тренировочные задания по формулировке проблемы, а также на занятии предполагается работа с текстом с целью выявления авторской позиции и проблематики текста.
Комментарий к проблеме
В архиве вы найдёте презентацию к занятию, текст для анализа и комментарий для образца. Спасибо коллегам, чьи разработки я использовала для создания данного материала: Саглай Ирину Владимировну и Еремееву Т. И.
В критерии К2 (комментарий к проблеме) 2 баллами оценивается комментарий по тексту, при этом надо привести 2 примера из текста
.
Что можно считать примером? Цитату. При этом это должна быть цитата, с помощью которой автор решает данную, сформулированную вами проблему. Используйте фразы: "Автор обращает наше внимание... Он
приводит в пример.... Автор выделяет такие аспекты проблемы..." При написании комментария надо идти "вслед за автором", то есть идти его путём. Вот он поставил проблему (вопрос). Авторская
позиция - ответ на этот вопрос. А что между вопросом и ответом? Каким путём идёт автор? Какие "подвопросы" он выделяет? Какие примеры приводит? Какие цитаты использует и с какой целью? Как он
относится к герою и по каким признакам это видно? Как он оценивает приведённую в тексте ситуацию (если это текст художественного стиля) Главное не смешивать автора и героя-рассказчика. Даже если
кажется, что автор пишет о себе, так как он пишет "я", надо всё равно писать: "Автор использует..., поднимает проблему", но "Рассказчик чувствует..., герой понимает, что..." Можно написать, что
это "автобиографический рассказчик".
В критерии К4 (аргументация собственной позиции), как и в прошлом году, 3 балла ставится за два аргумента, один из которых! литературный. Главное - уметь оформить аргумент. Если проще говорить, то каждый аргумент начинается с красной строки, вводится своими рассуждениями, и только потом даётся пример из текста. Ребята путают пример и аргумент. Аргумент включает в себя пример (иллюстрацию), но строится по такой схеме: микротезис (довод)+пример+микровывод. Нельзя начинать абзац так: "В романе Достоевского "Преступление и наказание". Сначала скажите, что вы хотите доказать этим примером, потом приводите пример (не просто называя произведение, но и чуть рассказывая, много тоже не надо), а потом делайте микровывод. То есть пример должен быть "окружён" вашими рассуждениями.
Предположим, вы рассуждаете о пользе книг и говорите о Пушкине, которого Николай 1 назвал "самым умным человеком своего времени", и это действительно было так, его
произведения доказывают это. Но что сформировало этот острый ум? Чтение! Пушкин в детстве перечитал всю библиотеку своего отца, хотя, может быть, ему и рано было это делать и мы бы сейчас сказали
16+ Так что чтение создаёт нас и в умственном, и морально плане.
С другой стороны, мы видим отрицательные примеры пагубного отсутствия привычки к чтению. Вспомним Митрофанушку из комедии Д. Фонвизина "Недоросль". Герой не хотел учиться, конечно, ничего не читал. Его ум остался девственно чистым, а душа - неразвитой, ведь он даже в финале произведения предаёт свою мать. И такие примеры мы видим часто в нашей современной жизни, что приводит к духовному обнищанию нации, как это ни прискорбно.
Как видите, приведено два аргумента. Один со знаком плюс, второй - со знаком минус. При этом не оба примера литературные, только второй можно считать таковым. Кстати, литературный лучше ставит на первое место, а не на второе. Первый пример про Пушкина не считается литературным, так как не названо произведение, хотя можно и написать, что пример взят из книги, например, Вересаева "Пушкин в жизни", и тогда аргумент уже будет литературным.
При подсчёте слов учитываются цитаты и материал из сведений об авторе текста. То есть всё, что вы процитировали из текста и что списали из сведений об авторе, при подсчёте слов вычитается. Так что советую - поменьше цитат, побольше своих мыслей. Не пишите фразы типа: "Александр Исаевич Солженицын, русский публицист, прозаик, общественный деятель..." Эти сведения даются для того, чтобы вы точно знали, какими синонимами можно заменить слова "автор" и "Солженицын". Не пытайтесь таким образом набрать нужное количество слов.
Если по К1 (проблема) Вам поставили 0 баллов, то и по критериям К2-К4 Вам поставят 0 баллов
Если по К10 (речевые ошибки) не стоит высший балл - 2, то и по критерию К6 (выразительность языка) максимальный балл не поставят.
Впечатления от сочинений 2011 года
(могу сказать, что впечатления о сочинении 2012, 2013 и 2014, 2015 годов я не писала, потому что они такие же)
Вот мы и проверили сочинения формата ЕГЭ по русскому языку 2011 года. Что тут можно сказать... Общее впечатление: работы очень слабые. К сожалению, в отличие от предыдущих лет, не запомнилась ни одна. Текст был о цене человеческой жизни, о самолюбии и тщеславии, о цели жизни и утверждении себя.
О тщеславии... Это слово дети не умеют писать, пишут "тчеславие". Почему? Не понятно. Но это так, цветочки.
Всех научили писать по шаблонам. У многих в сочинении нет ни одного своего слова. Мне кажется, надо не шаблоны давать детям, а только план и знакомить с критериями. Хотя, конечно, не надо забывать и об очень слабых учащихся, которые ещё идут в 10 класс. Им, может быть, действительно надо зазубривать шаблоны.
Попалась одна работа, которая вообще была не по тексту. Ребёнок всё сочинение писал об истине, о которой в принципе ни слова не было. Что это? Просто вызубренный какой-то текст сочинения? Мол, ко всему подойдёт?
Второе - формулировать проблему не могут, многие её путают с темой. Слова ТЕМА не должно быть в сочинении, хотя во многих методичках пишут, что надо. Но можно начать сочинение так: "В тексте
Сложеницына о... поднимается проблема (чего?) ...
Другая распространённая ошибка - описывают целый круг проблем, а пишут сочинение вообще неизвестно по какой. НАДО ФОРМУЛИРОВАТЬ ТОЛЬКО ОДНУ ПРОБЛЕМУ И ПИСАТЬ ПО НЕЙ.
Как и в прошлые годы, формулируют одну проблему, а позицию автора - по другой. Надо сообщить ребятам, что проблема - это вопрос, а позиция автора - это ответ на этот вопрос, и они должны проверять это соответствие.
Самое ужасное - это литературные примеры, на которые, видимо, делали упор все учителя. Главное - литературный пример, не важно, что он не соответствует проблеме, не подтверждает твой тезис, которого, кстати, у многих и нет. Что доказывают - непонятно. И тут уже куча фактических ошибок: рассказ мы называем романом, Булгакову приписываем инициалы "Ф. М." (С Достоевским что ли спутали?) В этом году один юноша написал вместо Митрофанушка "Мит-рофанушка". Что это? Почему так? А это перенос из текста Интернета, откуда он списал пример. Есть и такие перлы: "Максим Горький в своём произведение "Горе от Ума" описывает человека, который так и не нашёл себя в жизни. На протяжении всего рассказа он размышляет "тварь он или право имеет"..." (*орфография и пунктуация источника сохранена)
Так и хочется сказать: "Всё смешалось в доме Облонских". Хотя чему удивляться с нашей огромной программой 10-11 классов, которая изучается за 3 часа в неделю? У детей просто не успевает всё уложиться в голове, а мы говорим: "Читать". Какое тут может быть чтение?
Литературные примеры дети не умеют вводить. Раз пример, два пример, и вроде надо ставить 3 балла, ведь один из них, а то и два литературный, но пример не подходит, не из той оперы, с кучей фактических ошибок, да ещё и не введён. Нужен же плавный переход: сначала доказательство, потом иллюстрация, то есть собственно литературный пример.
Многие, не найдя примеров, начинают сочинять: "Вот я прочитал в газете "Аргументы и факты" ("Известия", "Советский спорт") статью о бизнесмене (спортсмене, политике). Проверить, конечно, нельзя, ведь «кто автор, и в каком номере, и какова была фамилия бизнесмена, я забыл». Вот так просто мы выходим из создавшегося положения.
В общем, картина удручающая. Кто виноват? И что делать? – извечные вопросы русской интеллигенции. Причина, прежде всего, в том, что часов в базисном учебном плане на изучение таких предметов, как русский язык и литература, очень мало выделено. Часто в 10 класс идут заведомо слабые учащиеся, которые не набрали нужного количества баллов на ГИА и которые не могут по определению сдать ЕГЭ удовлетворительно. Конечно, виновато и общее падение уровня образованности и начитанности, засилие массовой культуры и неподцензурных СМИ. С этим, к сожалению, мы с вами ничего не можем поделать. Сделать мы можем вот что: обмениваться опытом, в том числе и в Интернете, учить и ещё раз учить детей, перефразировав знаменитую цитату из классика.
Как готовить к сочинению
Конечно, готовить к сочинению надо поэтапно. Прежде всего надо познакомить с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению. Я отвожу этому целое занятие (или электива, или урока русского языка). Ребята чётко должны знать, что от них требуется, может быть, даже стоит выучить критерии. (См. презентацию в начале страницы)
Потом мы работаем над понятиями Проблема и Авторская позиция. Ребята должны понимать, что это такое, на практике научиться определять проблему и позицию автора по данной проблеме. Я всегда прошу сначала найти предложения в тексте, где продемонстрирована авторская позиция (если, конечно, это текст публицистического стиля и позиция выражена словесно). Потом прошу "перевернуть" позицию в проблему (вопрос). Если проблема - вопрос, то авторская позиция - ответ на этот вопрос.
Следующий критерий, над которым мы работаем, - это комментарий, очень проблематичная часть сочинения на ЕГЭ. Как правило, никто не знает, что с этим комментарием делать. Кто-то вообще его не пишет, кто-то сбивается на пересказ, кто-то пишет про актуальность проблемы, кто-то анализирует языковые средства. Мы должны пройти "вслед за автором". Автор поставил проблему (вопрос), который решает, приводя какие-то примеры, рассматривая какие-то аспекты проблемы. При этом учащийся должен писать по одной проблеме, не уходить от того вопроса, который он уже сформулировал. Здесь важно также не перепутать автора и героя (рассказчика), Автор пишет текст, использует какие-то языковые средства, приводит примеры, а всё, что написано в тексте, происходит с героем.
Далее сложный момент - аргументация. Как вы знаете, надо привести 2 аргумента, один из которых должен быть литературным. Ребята, которые мало читают, у кого узкий кругозор, не могут привести примеры. И научить их этому в принципе невозможно - не приставишь же свою голову. Поэтому надо 10-11 класс читать литературные произведения и выделять проблемы. Можно пересмотреть программу (ребята, может, и читали когда-то эти книги, но уже не помнят их, надо "прочистить" мозги), вспомнить произведения, заполнить обобщающую таблицу: книга, проблемы, авторские позиции. Важно, чтобы ребята понимали, что пример - это не аргумент. Аргумент строится таким образом: микротезис + пример + микровывод. Всегда привожу простой пример. Доказываем тезис: важно читать книги. Какие аргументы (доказательства)? Первый микротезис (или довод): книги надо читать, чтобы больше знать. Второй довод: чтение книг развивает речь. Третий аргумент: чтение - это иногда и развлечение. Всё это примитивно и просто, но так многим понятнее. А вот уже каждый из этих аргументов (микротезисов, доводов, назовите, как хотите) дополняем и развиваем, приводим примеры из книг. После этого делаем микровывод. При этом каждый аргумент должен быть оформлен с красной строки.
Следующий этап - работа над речевым оформлением работ. Не только ребята, но и мы с вами подчас не можем развести речевые и грамматические ошибки. Сначала ребят надо познакомить с типами речевых, грамматических и логических ошибок, а потом предлагать их править, работать над редактированием работ.
Следующий этап - взаимопроверка работ. На отдельном занятии ребятам предлагается сначала проверить коллективно одну из работ, которую уже проверил учитель. Для этого можно подготовить раздаточный материал: само сочинение, текст, по которому оно писалось, критерии оценивания. Затем пройти все этапы по оцениванию, которые проходит эксперт. Вот примерный ход беседы:
- Выделите проблемы и позиции автора по проблемам данного текста
- Сформулирована ли в сочинении одна из проблем? Правильно ли она сформулирована, без фактических ошибок в понимании?
- Может быть, автор сформулировал проблему, которую вы не сформулировали, но она есть в тексте?
- Есть ли позиция автора? Она сформулирована по проблеме, то есть ответ на вопрос проблемы дан? Если позиция автора сформулирована по другой проблеме, не заявленной в сочинении, то мы ставим 0 баллов по авторской позиции (К3). И тогда вынуждены поставить по критерию К4 тоже 0.
- Есть ли комментарий к проблеме? Не сбился ли автор сочинения в комментарии на пересказ? Нет ли излишнего цитирования? Есть ли фактические ошибки в понимании текста и проблемы? Не путает ли автор сочинения автора текста и рассказчика? Приведено ли 2 примера из текста по данной проблеме?
- Есть ли в сочинении 2 аргумента, один из которых литературный? Соответствуют ли они тезису работы? Есть ли фактические ошибки в аргументации? Правильно ли оформлен аргумент?
- Логично ли построена работа? Есть ли связь между абзацами? Есть ли в работе логические ошибки? (Опыт подсказывает, что мы сами, учителя, не всегда видим логические ошибки, поэтому над этим вопросом надо работать особенно кропотливо) Правильно разбит текст на абзацы?
- Ищем орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. (Повторюсь, что разграничить грамматические и речевые ошибки трудно. Главная подсказка – речевая ошибка видна в контексте, а грамматическая - без текста)
- Далее думаем, насколько выразительна речь работы. Если есть грамматические и речевые ошибки, то 2 балла по критерию К6 ставить нельзя. Если же сочинение разнообразно по синтаксическим конструкциям, образно, нет лексических ошибок, то можно ставить 2 балла. Вообще по этому критерию редко ставят высший балл.
- Как правило, этических и фактических ошибок не бывает. Но за этическую ошибку можно считать высокомерное отношение к автору текста, негативизм. В последние годы, правда, становится всё больше и больше фактических ошибок.
На следующем занятии учитель предлагает проанализировать и оценить работу товарища самостоятельно. Надо не только выставить баллы по каждому критерию, но и обосновать свою оценку.
Ну а высший пилотаж - самопроверка, ведь объективно оценить себя очень трудно.
- #1
Литературный аргумент может быть из зарубежной литературы?
- #2
- #3
Здравствуйте, Инесса Николаевна. Большое спасибо за Вашу помощь. Среди многообразных методических рекомендаций по предметам Ваш опыт и Ваши советы мне наиболее понятны. С уважением, Ольга.
- #4
можно ли использовать в качестве аргументов два примера из литературы. Не приводя в пример из жизни
- #5
Можно. Главное, чтобы хотя бы один пример был из литературы.
- #6
а если в сочинение будет более 350 слов? Его засчитают?Максимум 350. Вроде как можно +25 %
- #7
Мария, можно. Можно, сколько хочешь. Просто много слов - много ошибок. Но если Вы грамотны, то всё будет нормально.
Кстати, сегодня был первый день проверки. Перлы: Пьер Безухов сражался на дуэли с Борисом и убил его. Андрей Болконский помогал детям, сиротам и открывал детские сады. Дети, это фактические ошибки в фоновом материале! - #8
Уважаемая Инесса Николаевна! Скажите пожалуйста, нет ли у Вас материалов для подготовки к итоговому сочинению (допуску)? Дали в этом году 11 класс, я МС, не знаю, с чего начать.
- #9
Алёна, у меня в этом году нет 11, так что я не в курсе. Посмотрите материалы на ФИПИ. Говорят, там уже направления появились. В прошлом году, хоть у меня и не было литературы в 11 классе, мы готовили так: знакомили с критериями, направлениями, читали по направлениям книги, рассказывали о структуре сочинения, провели площадку. Ну вот чуть-чуть по этой площадке у меня есть на этой странице: http://сайт/2014/11/11/%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5-%D0%B2-2015-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83/
- #10
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а можно приводить аргументы из зарубежной литературы?
- #11
София, можно, даже из научной: исторической, например. Но лучше, чтобы один пример всё-таки был из художественной литературы, и неважно, из какой: классической или современной, русской или зарубежной.
- #12
Уважаемая Инесса Николаевна! А не могли бы Вы в качестве образца поместить на своём сайте текст и сочинение по нему. Уверена, что у Вас огромное количество данных наработок. Не поделитесь?
Спасибо за ответ. - #13
Уважаемая Инесса Николаевна! Столкнулся с такой проблемой - учитель говорит, что нельзя в сочинении использовать аргументы из произведений одного автора(например, "Тихий Дон" и "Судьба человека"). Репетитор утверждает обратное. Кому верить? Заранее спасибо за Ваш ответ.
- #14
Григорий, можно использовать два аргумента одного автора, но из разных произведений, главное, чтобы они не были подобные и чтобы они были оформлены. Этому, как правило, не учат, поэтому эксперты часто два аргумента считают за один. Лучше вводить аргумент и контраргумент. Перед примером должен идти микротезис, потом пример, а потом микровывод. Вот так в общих чертах. Удачи!
- #15
Инесса Николаевна, прочитала вашу методику к написанию сочинения. Стало легче)))) Спасибо большое за ваш бесценный опыт. Многое для себя почерпнула. И все же еще раз хотелось бы уточнить и у Вас тоже. Количество абзацев в сочинении ограничено иль это остается на усмотрении выпускника? И верно ли то, что в 2016 году примеры из личной жизни засчитываться не будут? Значит, приводим 2 примера из худ.лит. Так уж точно не ошибемся?..
- #16
Уважаемая Айгуль, я не буду говорить за все комиссии: в каждом регионе по-своему проверяют. Если говорить о Московской области, то кол-во абзацев не оговаривается, на усмотрение ученика. Просто каждая новая мысль должна идти с новой строки. Своих учеников я учу, что одно предложение не может выделяться в отдельный абзац, но при проверке за это баллы не снижаю. В идеале, как мне кажется, должно быть так: проблема, комментарий, авторская позиция и своя позиция (это тезис), 1 аргумент, 2 аргумент, вывод. Всего 6 абзацев. Кто-то считает иначе.
Аргумент из личного опыта, как и логический аргумент (свои рассуждения, не подкреплённые примерами), считаются аргументами. Главное, чтобы они были правильно оформлены и соответствовали заявленной проблеме и тезису. Что значит "оформлены"? Перед примером идут свои рассуждения и после примера тоже.
Примеры не должны быть подобными. То есть нельзя, например, приводить два примера, показывающих негативное отношение к животным. Лучше аргумент и контраргумент (плохое отношение и хорошее).
Частая ошибка - примеры, не соответствующие заявленной проблеме. Например, текст был в целом о любви, но о любви, которая унижает, делает фанатиком, а человек приводит примеры высокой любви, например, Ромео и Джульетту. То есть увидел слово "любовь" и сразу "за уши притянул" героев, которые этому виду любви не соответствуют.
В этом году одно новшество: это 3 балла за комментарий. Чтобы получить 3 балла, надо привести 2 примера из прочитанного текста. Что может быть примерами? Цитата, элемент пересказа, ссылка на цитату. То есть комментарий пишется практически так, как сочинение на ОГЭ (не помню, какая цифра у этого сочинения, кажется, 15.2) - #17
Огромное спасибо за материалы!
- #18
А будет ли засчитываться сочинение если там много ошибок внутри предложения?
- #19
Олег, будет засчитываться. Просто, если Вы очень неграмотны, Вам поставят нули за грамотность (орфография, пунктуация, грамматические ошибки, речевые ошибки). Но всё-таки набирают много баллов те, кто делает мало ошибок. Подбирайте слова, в написании которых Вы уверены, стройте предложения простой структуры, в пунктуации которых Вы не сомневаетесь.
- #20
Можно ли использовать в качестве аргумента биографию какого-либо автора?
- #21
Наташа, можно, даже можно использовать случаи из жизни. Главное, чтобы один аргумент был из литературного произведения, а второй - любой (из истории, из Вашей жизни, из телепередачи, из фильма). Если Вы будете рассказывать о биографии писателя и укажете название книги (например, Вересаев "Пушкин в жизни", Слоним "Три любви Достоевского" и т.д.), то этот пример зачтут как литературный.
- #22
Уважаемая,Инесса Николаевна, на сколько снизят сочинение, если поторопилась и написала не правильно фамилию в аргументе. ("хорошим примером служит произведение Шукшиной......")
- #23
Виктория, если имелся в виду Шукшин, то могут посчитать за описку и не снизить. А могут снизить на 1 балл за факт или за орфографию.
- #24
Здравствуйте, в сочинении приводила в пример произведение Твардовского. Снимут ли баллы, если я вместо А.Т. Твардовский написала А.А. Твардовский (перепутала инициал)?
- #25
Ольга, если заметят, то снизят 1 балл за факт по последнему критерию. Лучше поэтому инициалы не писать.
- #26
Здравствуйте, поставят ли мне за сочинение 0 баллов, если я торопилась и случайно переписала не ту проблему, которую надо? Проблема написана одна, а само сочинение совершенно по другой проблеме?
- #27
Марина, сейчас уже переживать поздно. Ждите результата.
Если сочинение вообще не по этому тексту, то поставят нули. Если же Вы выделили не ту проблему, то поставят нули по первым четырём критериям, а остальное оценят.
Вот вчера пример: текст про песни, а ученик выделяет проблему памяти. Её совсем там нет, хотя вроде бы они пишет по этому тексту. Получил нули по первым четырём критериям, но остальное было оценено. - #28
Здравствуйте, Инесса Николаевна. Могут ли занизить за сочинение, если не указан автор в аргументе?
- #29
Марет, в принципе, могут, но скорее всего не за это, а за то, что плохо развернули аргумент или же он не соответствовал проблеме. Бывает, что примера два, но на один аргумент, за это тоже могут снизить.
- #30
Инесса Николаевна, у меня было два аргумента:" Солнце,старик и девушка"и стихотворение "Питомцы" по проблеме влияния природы на жизнь человека. Не указала авторов, но хорошо развернула. Как Вы думаете, есть смысл подавать на апелляцию?
- #31
Инесса Николаевна,у моей подруги 86 баллов. Занизили за аргументы. Она правильно нашла проблему (проблема страха) и привела два аргумента:"Человек в футляре" и "Евгений Онегин",раскрыла,по ее словам, хорошо. По второму аргументу написала, что Онегин тоже побоялся изменений в своей жизни, испугался потерять свою свободу и привела стих "свою постылую свободу я потерять не захотел". Ей поставили два балла. Можно попытаться оспорить это?
- #32
Марет, я не могу Вам ответить, не видя сочинение.
По поводу Вашей подруги - вряд ли, так как примеры подобные, они оба о страхе, а надо было привести аргумент и контр-аргумент, то есть хотя бы пример страха и пример смелости. Вот тогда оба зачли бы. А так засчитали, наверное, только первый и поставили как за один литературный 2 балла. Никто, к сожалению, не понимает, чем отличается пример от аргумента. Пример - часть аргумента. - #33
Здравствуйте, у меня такой вопрос. Одним из аргументов в сочинении я брала произведение А.И.Куприна "Олеся", в котором одного из главных героев звали Иван Тимофеевич. Но я забыла его отчество и в сочинении называла его просто Иваном. За это мне сняли балл, сказав, что все имена всегда надо приводить полностью. И не только имена. Например, если ты берёшь в аргумент Андрея Болконского, то в сочинении всегда надо обязательно писать князь Андрей Болконский, иначе тоже можно лишиться балла. Действительно ли за это является ошибкой?
И ещё. Если я забуду инициалы автора и напишу, например, не А.И.Куприн, а просто Куприн, будет ли это ошибкой?
Заранее спасибо - #34
Яна, Ивана Тимофеевича надо было назвать с отчеством, так как он нигде в повести не назван просто "Иван". Князя Андрея можно назвать и "князь Андрей", и "Андрей Болконский", так как на страницах романа он назван по-разному. Писателей лучше, конечно, упоминать с инициалами, но просто фамилия без инициалов не является ошибкой. Если Вам это говорит учитель, то он просто хочет, чтобы у Вас всё было хорошо. Мало ли какой эксперт попадётся... Учитель хочет, чтобы Вы набрали максимальное кол-во баллов. Эксперт же за это не должен снижать баллы.
- #35
Здравствуйте, в своём сочинении я определила 2 проблемы и дальше писала именно по двум проблемам, засчитают ли мне мое сочинение? Очень переживаю...
- #36
Ну что уж переживать, сочинение написано. Теперь всё зависит от эксперта. Я не могу сказать, не видя сочинения. Если одна проблема раскрыта и примеры приведены, думаю, зачтут. Ни у кого нет цели завалить учеников.
- #37
Здравствуйте, если вместо Ф.М.Достоевский написала М.Достоевский снимут баллы?
- #38
Да, если заметят, снимут по последнему критерию за факт 1 балл.
- #39
Здравствуйте,подскажите пожалуйста а какие можно привести аргументы из литературы об необдуманном слове,которое ранило другого человека. Спасибо за помощь!
- #40
Зинаида, думайте сами, на то Вам и дали задание. Я могу Вам напомнить стихотворение В Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Стихотворные строчки также можно использовать в качестве примера.
И не путайте пример и аргумент. Пример лишь часть аргумента.
Аргументы:
1. Необдуманное слово может ранить человека, лишить его надежды.
2. Необдуманное слово может привести к ошибке. Человек сказал заведомую ложь, а другой поверил этой непроверенной информации и, в свою очередь, совершил ошибку.
Это аргументы, а уж к ним крепите свои примеры. (Один пример должен быть из литературы, другой может быть или из Вашего жизненного опыта, или, например, истории) - #41
Здравствуйте, скажите пожалуйста, какие установки имеют экзаменаторы, когда проверяют аргументы. Что будет, если я напишу аргумент из рассказа, который Вы не читали? Будет ли такой аргумент засчитан?
- #42
Виктор, если такой рассказ существует и Вы укажете автора и название рассказа, то, проверив, эксперт засчитает этот пример.
- #43
Здравствуйте, скажите пожалуйста, если присутствует в сочинении только один аргумент(из литературы), а второго нету, как зачтут с одним только аргументом?
- #44
Дмитрий, за аргументы по критерию К4 Вы можете получить максимум 3 балла при условии, что будет 2 примера, один из которых из литературы. То есть для получения высшего балла достаточно одного литературного примера. Второй может быть из фильма, истории, газеты, журнала, Вашей жизни.
- #45
Ещё добавление. Если пример только один, и он из литературы, то поставят 2 балла из трёх.
- #46
Получается, если в сочинении у меня только один аргумент вместо двух нужных(кол-во абзацев получится 6 ,а не 7), и в придачу он из художественной литературы, мне его зачтут как за 2 балла?
- #47
Да, совершенно верно.
- #48
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, снижают ли баллы за то, что не указан автор либо жанр произведения?
- #49
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, снижают ли баллы за то, что не написано имя автора либо его инициалы? Есть ли разница между полным именем и инициалами для экспертов?
- #50
Екатерина, жанр указывать не обязательно, можно написать: "В "Капитанской дочке" Пушкина" или "В произведении Пушкина "Капитанская дочка"".
Инициалы надо указать, если речь идёт, например, о Толстом. Есть ведь Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой и А. К. Толстой. О каком идёт речь? В других случаях можно и не указывать, это не ошибка, на мой взгляд. Я за это баллы не снижаю. Полное имя вообще не надо писать, если только Вы таким образом не хотите набрать количество слов. - #51
Здравствуйте, можно ли написать сочинение со стихами или цитатами?
- #52
Анна, если Вы имеете в виду цитаты в качестве аргументов, а также стихи, то да, но все эти цитаты должны быть "окружены" Вашими рассуждениями.
- #53
Здравствуйте, уважаемая Инесса Николаевна! Ответьте, пожалуйста, можно ли в комментарии по проблеме делать ссылку на предложения исходного текста в виде номера, не цитируя их. Мой преподаватель русского языка сказала, что это категорически нельзя делать.
- #54
Здраствуйте, подскажите пожалуйста, какие можно привести аргументы об человеке медийном?
- #55
а можно первый аргумент произведение, а второй автор этого произведения?
- #56
Коллеги, прошу прощения, что отвечаю с опозданием: не приходили оповещения о комментариях.
Уважаемая Лариса. Считаю, что ссылки на предложения вообще некорректны, хотя и в методичках и даже в формулировке к самим заданиям указывают, что так можно и нужно. Но ни в одном высокохудожественном тексте и даже просто художественном мы же такого не видели. Так что я своим ученикам не разрешаю так писать, и пусть меня закидают тухлыми помидорами))) Послушайте преподавателя, на мой взгляд, она Вам верно советует.
Татьяна, про аргументы думайте сами, на экзамене же Вам никто не поможет. Ну напишите просто про наши медийные лица из своего личного опыта. Пусть не будет литературного примера, пусть поставят не 3 балла, а 2, главное - грамотно всё написать.
Блат, не путайте аргумент и пример. Аргумент - это микротезис, довод, а уж к нему крепится пример. Вечно у учащихся с этим путаница. Что значит - автор произведения? То есть сведения из биографии автора? Можно. - #57
Здравствуйте,забыл в сочинении написать один аргумент,что теперь будет?Работу засчитают?
- #58
Максим, если в работе достаточно количество слов, то работу засчитают. Просто максимальный балл за аргументы не получите.
- #59
Здравствуйте! Уважаемая Перова Инесса Николаевна. Скажите, обязательно ли приводить пример из жизненного опыта во втором аргументе? И что будет, если неправильно оформить проблему текста? Спасибо за ответ.
- #60
Скажите пожалуйста, а что если все написал, вроде тема раскрыта, 2 литературных аргумента приведено, но в одном не того автора произведения написал(
- #61
Добрый день! подскажите, дочь сегодня на ЕГЭ по русскому языку в сочинении описала не ту проблему исходного текста, не любовь к родине, а любовь к родной природе. Сочинение будет оценено по другим критериям, даже если к1-к4 поставят 0? спасибо.
- #62
Уважаемый Мирзахан. Во 2 аргументе можно приводить любой пример: из жизненного опыта, из фильмов, книг и т.д. Если Вы неверно сформулировали проблему, будет 0 баллов по критериям К1-К4. Но, возможно, эксперты сочтут, что всё же такая проблема в тексте есть. Если же определили верно, но неверно оформили, то снизят за речь.
Ваня, снизят 1 балл по последнему критерию К12 за фактическую ошибку в фоновом материале.
Уважаемая Татьяна, да, будет оценено по остальным критериям, конечно. - #63
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, если написала сочинение, но боюсь, что проблему не засчитают, а аргументы написала правильно, то мне засчитают это сочинение или нет? Спасибо. - #64
Ксения, не волнуйтесь! Эксперты вполне лояльны, никто не хочет Вас "заваливать". Но если уж точно такой проблемы не было и её Вам не засчитают, то нули поставят по четырём первым критериям, а вот грамотность и остальные критерии засчитают.
- #65
Инесса Николаевна, дай Бог Вам здоровья на многие лета.Спасибо большое.
- #66
здравствуйте, если в сочинении более 350 слов, его засчитают?
- #67
Да, но лучше меньше. 150-200 слов нормально.
Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»
Что такое «комментарий к проблеме»?
Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.
Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.
Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.
Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
Требования к комментарию:
1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .
2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.
3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .
4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .
Чего нельзя делать при написании комментария?
1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .
2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.
3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.
1. Собственный жизненный опыт, наблюдения
2. Исторические факты
3. Афоризмы, пословицы, поговорки
5. Статистические данные
6. Литературные источники и т.п.
Комментарий выстраивается по определённой схеме:
Композиция комментария |
Примеры типовых конструкций (клише) |
1. Зачин |
|
2. Развитие |
В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п. |
3. Вывод (концовка) |
Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме
Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)
Вопросы |
Образец рассуждения |
Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения. |
|
Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими. |
|
4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?) |
Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека. |
Вариант 2 (по тексту художественного стиля)
Вопросы |
Образец рассуждения |
Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь. |
|
С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь. |
|
3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом? |
|
4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение? |
«Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. |
Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).
Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.
Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:
1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?
2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?
3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?
4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?
5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?
6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?
2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:
1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)
2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?
3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы |
||
Текстовый комментарий (художественный текст) |
Текстовый комментарий (публицистический текст) |
Концептуальный комментарий (публицистический текст) |
Не случайно писатель изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что … Слова (мысли) героя показывают, что … |
Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). |
|
отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п. |
Введение цитат в текст сочинения.
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.
Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
Используемые материалы:
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012
Отчего одни люди предают других? Чем они руководствуются? Какова участь предателей? Именно на эти вопросы отвечает В. Надыршин.
Размышляя над данной проблемой, автор приводит в пример героя данного текста, Димона. В самом начале текста публицист (лучше: писатель, текст не публицистический , а художественный) подчеркивает, что новенький сразу не понравился Димону и что парень (кто из двоих?) был совершенно спокоен, узнав о предстоящей «прописке». Кроме того, В. Надыршин, используя форму диалога, показывает нам, что для мальчика было достаточно лести и похвалы для того, чтобы решиться на предательство. Автор очень точно передает внутреннее состояние предателя, описывая его чувства. Он подчеркивает, что, даже понимая, что , Димон не изменил свое решение. Завершая свои рассуждения, публицист показывает, что всю жизнь героя мучила совесть за это предательство и что всю жизнь он мечтал искупить свою вину, совершив подвиг, но удобный случай почему-то не появлялся…
Во-первых, неважно, что послужило предлогом для подлости. Предателя невозможно оправдать. Обратимся к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, ради любви обворожительной польки, предал не только отца и брата, но и Родину. (чтобы не сомневаться в знаках, лучше изменить порядок слов: Ради любви обворожительной польки Андрий предал не только отца и брата, но и Родину.) Неудивительно, что он остался непонятым и что расплата не заставила себя ждать.
Во-вторых, предавая, человек осознанно отдает себя на растерзание собственной совести. Недавно по телевидению рассказывали про самоубийства. Оказывается, что одной из распространенных причин суицида являются невыносимые муки совести за совершенные проступки. Они настолько сильны, что человек не может с ними справиться и видит только один выход – суицид.
Надеюсь, что, прочитав данный текст , ребята задумаются над этой важной проблемой и поймут, что никогда, ни под каким предлогом нельзя становиться предателем!
К1 формулировка проблемы | проблема определена и сформулирована | 1 из 1 |
К2 комментарий к проблеме | комментарий выявляет все аспекты проблемы | 2 из 2 |
К3 позиция автора | сформулирована | 1 из 1 |
К4 аргументация своего мнения по проблеме | 2 аргумента | 3 из 3 |
К5 цельность и последовательность | нарушений абзацного членения и логических ошибок нет | 2 из 2 |
К6 точность и выразительность речи | есть нарушения в точности выражения мысли, речевые ошибки | 1 из 2 |
К7 орфография | ошибок нет | 3 из 3 |
К8 пунктуация | 1 ошибка | 3 из 3 |
К9 грамматические ошибки | ошибок нет | 2 из 2 |
К10 речевые ошибки | 2 ошибки | 1 из 2 |
К11 этические нормы | ошибок нет | 1 из 1 |
К12 фактические ошибки | ошибок нет | 1 из 1 |
21 из 23 |
Ошибки в нашей сложной жизни… Возможно ли прожить жизнь, не допустив оплошностей? Как приобрести жизненный опыт и стать мудрее? Этими вопросами задается известный филолог Д.С. Лихачев.
Размышляя над данной проблемой, автор приводит в пример письмо школьницы, которая интересуется: следует ли обращать внимание на ошибки великих людей? Лихачев отвечает, что «никто не свободен от ошибок» даже в повседневной жизни. Действительно, невозможно отрицать, что каждый человек хотя бы раз допускал оплошность. Но как же исправить содеянное? Развивая этот вопрос, Лихачев вспоминает эпизод из жизни, когда молодому человеку хватило сил признаться в своем дурном поступке. Этот знакомый восхитил Лихачева и помог понять, что важно «переломить себя, найти смелость и мужество признать ошибки». Также Лихачев отмечает, что исправить ошибки молодости не поздно и в зрелом возрасте.
Д.С. Лихачев считает, что путь признания ошибок может быть долгим и трудным, но лишь человек, который раскаялся в своих грехах, способен сохранить честь и достоинство.
Зачастую самые серьезные ошибки человек совершает в молодости из-за недостатка опыта. Такая ситуация описана в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Родион Раскольников, бедный студент, желая на практике проверить теорию сильной личности, идет на преступление против закона и совести: хладнокровно убивает старуху-процентщицу. Но Родион не может переступить через свою человеческую сущность, совесть мучает его.
Вскоре он понимает, что совершил ошибку и приходит с повинной, чтобы заплатить за содеянное. На каторге герой постепенно становится на путь духовного и нравственного развития. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что человек, раскаявшийся в совершенных ошибках, достоин прощения и нуждается в наставлении и сострадании.
Непростой путь искупления показывает Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи, Понтий Пилат предстает перед сложным выбором: казнить философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего гуманизм, или навлечь гнев кесаря, власть которого «неоспорима». Трусость берет верх над Понтием Пилатом, и он подписывает смертный приговор мудрецу, хоть сам и не счастлив от своего решения. Расплатой за этот поступок послужило бессмертие и одиночество в течение двух тысяч лет. Ошибка прокуратора была неисправима, но осознал содеянное и искренне раскаялся в том, что наказал невиновного. В финале романа Мастер и Понтий Пилат встречаются в вечном мире, Воланд считает, что прокуратор заслужил прощение и позволяет освободить его. На примере Понтия Пилата Булгаков показывает нам, что нужно следовать зову совести, только это может уберечь от трагических ошибок.
Действительно, вся жизнь человека – это вечный поиск своего места в жизни через пробы и ошибки. Главное, чтобы человек, ошибаясь, принимал эти ошибки, анализировал их и тем самым приобретал бесценный жизненный опыт.
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении:
Я согласен (не согласен) с автором.
Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.
Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы строго следуйте правилам построения сочинения-рассуждения.
Рассуждение
Тезис
(положение, которое надо доказать)
Аргументация
(доказательства, доводы)
Вывод
(общий итог)
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации
, т.е. примеры, поддерживающие аргумент. Например:
Тезис | Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. |
Аргумент 1 | Действительно, порой речь скажет о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. |
Иллюстрация к аргументу 1 | Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух. |
Аргумент 2 | Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики. |
Иллюстрация к аргументу 2 | Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. |
Вывод | Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь. |
ВИДЫ АРГУМЕНТОВ:
логические, или рациональные, – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы);
психологические аргументы – доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и т.д.).
Есть и другие классификации аргументов, например:
рациональные (логические) : реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов;
иллюстративные : конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры;
ссылки на авторитет : мнения выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнение очевидцев, общественное мнение.
Возможны различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая .
При поддерживающей аргументации ученик соглашается с мнением автора и приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Например:
ТЕЗИС
Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство.
__________________________________________________________
Аргумент 1 Аргумент 2
Связь языка и культуры очевидна для каждого Нельзя забывать и о том, что в
мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв переломные моменты истории именно
в книге очерков «Земля родная» назвал язык родная речь, родной язык становятся
главным богатством нации. В самом деле, вся тоации. В самом деле, вся той духовной опорой, которая
духовная культура немыслима без языка и речи, обеспечивает единство нации. Именно
которые не только создают особый «культурный об этом писал И.С. Тургенев в
слой», но и отражают нравственное состояние стихотворении в прозе «Русский язык»
народа. («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние
при виде того, что совершается дома»).
Вспомните также знаменитые строки
стихотворения А. Ахматовой
«Мужество», написанного в страшные
годы Великой Отечественной войны:
«Но мы сохраним тебя, русская речь,
великое русское слово». Мне кажется, в
этом произведении особенно ярко
звучит мысль о значимости русского
языка для каждого россиянина.
_______________________________________________________________
ВЫВОД
Да, русский язык богат и великолепен,
и задача каждого из нас – приобщиться
к этому богатству и преумножить его.
При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя примерами. Например:
Тезис: На войне осознаётся ценность человеческой жизни.
Контртезис: Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.
Аргумент 1: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали в 1914 – 1918 годах, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.
Аргумент 2 : Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930 – 1931 годах немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.
Вывод
: Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.
Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию»
(содержат указание на положительные последствия принятия тезиса)или «аргументы к угрозе»
(указывают на негативные последствия принятия или непринятия тезиса). Например:
Тезис
Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека.
Аргумент к обещанию
Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.
Аргумент к угрозе
Подтверждение мысли автора можно найти в статье Д.С. Лихачёва «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчёркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.
Аргументы, оцениваемые 2 баллами:
примеры из художественной литературы;
примеры из публицистической литературы;
примеры из научной (научно-популярной) литературы.
Приведя примеры из публицистической или научной (научно-популярной) литературы, не забудьте указать не только фамилию автора, но и название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал. Например: 1. Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте
www
.
gazeta
.
ru
. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности. 2. Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс вклад в развитие общества.
Аргументы, оцениваемые 1 баллом:
примеры из жизни;
собственные наблюдения и выводы;
предположительные примеры;
ссылки на авторитеты;
пословицы и поговорки, афоризмы (приведённые без объяснения);
примеры из кинофильмов.
Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом , поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов: Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.
Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
2. Логический переход : Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.
3. Аргумент : А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
4. Микровывод
: Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АРГУМЕНТАЦИИ
1 . Отсутствуют аргументы. | Отсутствие аргументов, как правило, свидетельствует о незнании требований к сочинению-рассуждению и о невнимательном прочтении задания к части С. |
2 . «Довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его (и, следовательно, не является аргументом). | Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что сострадание – важнейшее качество человека, потому что каждый должен научиться помогать ближнему, сострадать ему. |
3. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста. | Я принимаю позицию автора. Мне очень понравилась описанная Ю. Трифоновым история о лошади. Это было прекрасное и свободное животное, которым все любовались. Животное не заслужило той жестокой расправы, которую над ним учинили. |
4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором. Вместо того чтобы приводить свои примеры, учащийся подробно рассматривает аргументацию, которую использовал автор. Подобные рассуждения возможны в комментарии или при изложении авторской позиции, однако не будут приняты экспертом в качестве вашей аргументации. | Я полностью согласна с позицией автора текста: люди не всегда по достоинству оценивают исторических деятелей. Во-первых, автор приводит в пример судьбу русского полководца Барклая-де-Толли, не понятого и не оценённого современниками. Во-вторых, в тексте рассказывается история титана Прометея, похитившего для людей огонь, из которого они сделали похлёбку. (Обратите внимание на речевой недочёт в последнем предложении.) |
5. Отклонение от тезиса проявляется в том, что автор сочинения незаметно для себя уходит в сторону от мысли, которую доказывает, начинает писать о том, что знает, а не о том, что следует доказать. | Я знаю, что не все книги одинаково полезны. Обложки многих из них яркие и красочные, они обещают вам невиданные удовольствия. На мой взгляд, все эти обещания не доведут до хорошего, и, как говорится, бесплатный сыр есть только в мышеловке. Это так и есть. Такие ситуации были и в моей жизни. Как-то мне пообещали бесплатный приз. Я поверил в чудо, но после мне пришлось за всё за это заплатить. Вот такие вот призы! (Разочарование в «бесплатном призе» оказалось для автора сочинения важнее логики изложения мысли.) |
6. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом. Отсутствие умения строить связный, логически выстроенный текст часто проявляется в том, что сочинение превращается в некоторый набор мыслей, практически не связанных между собой. | Я полностью разделяю мнение автора: человек, который заботится не только о себе, вряд ли когда-нибудь останется один. Я могу привести в пример известного писателя Льва Николаевича Толстого. Он при жизни был графом, в молодости ему были присущи фамильярность и несерьёзность. Но с годами люди меняются, накапливают жизненный «багаж». К концу своей жизни в его сознании произошли кардинальные изменения: он стал жить скромно, на стенах не было картин. В доме отсутствовало прежнее богатое убранство, но главное, что этот человек постоянно работал над собой. (Обратите внимание на то, что автор сочинения весьма вольно обращается с фактами биографии Толстого, и, кроме того, приведённые «факты» не являются подтверждением заявленного тезиса.) |
7. Этически некорректное изложение доводов. Порой, вступая в спор с автором, учащиеся проявляют неуважение к позиции собеседника, что существенно снижает убедительность доводов и приводит к потере балла за нарушение этической корректности. | Вот я сижу около года в интернете дома и в удобном кресле загружаю свой мозг полезной информацией, а не бегаю как этот автор по пыльным и не удобным библеотекам, выбирайте сами интернет или сидеть в не удобной библеотеке. (Мы сознательно сохранили орфографию и пунктуацию автора сочинения. Судите сами: так ли уж много полезной информации «загружено» в его мозг?) |
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ В АРГУМЕНТАЦИИ
Разберём некоторые примеры неудачной аргументации тезиса «Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»
.
Пример из сочинения |