Классный солнце воздух и вода. Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья! Экологическое обоснование проекта
Закаливание (солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья)
Закаливание-система различных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям таких природных факторов, как холод, тепло, солнечная радиация. В условиях оздоровительных лагерей складываются чрезвычайно благоприятные обстоятельства для закаливания детей с помощью естественных сил природы. При этом, закаливание становится эффективным средством физического воспитания детей, способствующим выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям, приобретению гигиенических навыков.
Система закаливающих процедур строится с учетом следующих принципов:
постепенности (интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно)
индивидуальности (следить за переносимостью различных процедур каждым отдельным ребенком)
систематичности (тренирующих эффект закаливающих процедур возникает лишь при условии регулярных и продолжительных занятий)
сочетание различных видов закаливания (это вырабатывает умения организма приспосабливаться к различным факторам внешней среды)
Закаливание солнцем
Солнечные лучи - сильнодействующее средство. Под воздействием ультрафиолетовых лучей гибнут бактерии и вирусы, находящиеся на теле; улучшается образование в организме витамина Д, который способствует росту и развитию костей, нормальному функционированию нервной и мышечной систем.
Лучше закаливание солнцем начинать при t в тени не ниже 10 градусов. Лучшее время для приема солнечных ванн с 10 до 12 ч. Лучше всего загорать в движении.
Закаливание воздухом
Закаливание водой
Обтирание. Рекомендуется проводить ежедневно утром после зарядки. Обтирание производиться губкой, мокрым полотенцем или рукой, смоченной в воде. Сначала обтирают верхнюю часть туловища: кисти, предплечия, шею, грудь, спину, затем, нижнюю. После этого все тело растирают сухим полотенцем. Продолжительность не превышает 30 сек. в дальнейшем до 2-3 мин.
Обливание. Это более эффективный вид закаливания. Обливание проводится водой t 25-30. После обливания тело энергично растирают полотенцем.
Купание. Купание является не только наиболее сильной и полезной закаливающей процедурой, но и самой приятной. Чем холоднее вода, тем короче должна быть процедура. Во время закаливания нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал неприятный озноб, чтобы появилась «гусиная кожа». При возникновении таких ощущений вместо ожидаемого эффекта закаливания могут развиваться острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, почек, суставов.
Лидия Черкесова
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .
Солнце , воздух и вода – наши лучшие друзья .
Цели :
Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.
Расширить знания детей о свойствах воздуха , воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
Ввести в словарь детей слова : источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.
Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Демонстрационный материал : посылка, в которой лежат : письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны , воздушный шарик , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки» ; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.
Материал для каждого ребенка : стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.
Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.
Достает из посылки письмо.
Дети, здесь письмо. Написано : «От Незнайки» . Давайте его прочтем.
Читает письмо. «Дорогие друзья ! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки» .
Посмотрим, что он нам прислал?
Достает большой конверт, на котором написана загадка.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце ) .
Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.
Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке , пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку .
А мы сможем прожить без света и солнечного тепла ? Что с нами произойдет?
Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.
Что мы делать любим летом на солнышке ? (загорать, греться) . От солнышка всем светло , весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке , поиграть. Предлагаю вам поиграть.
Делаем разминку :
Во дворе растет подсолнух ,
Утром тянется он к солнцу . (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже .
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Дети присаживаются за столы.
Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)
Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух . Зачем нам нужен воздух ? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха ? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом .
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух )
А кому ещё для жизни нужен воздух ? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди , животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух , услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух ? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим – пар).
У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха . Значит, мы можем воздух видеть .
А как мы можем почувствовать воздух ? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух , чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице ? Воздух на улице – это ветер.
А сейчас я предлагаю услышать воздух . Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика , что мы слышим? Шипение.
Дети, воздух невидим , он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.
Как воздух влияет на наше здоровье?
Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.
А где мы можем увидеть грязный воздух ? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин) . Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом ? (заболеем) . Лучший лекарь для воздуха – деревья . Они очищают воздух , поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.
Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.
У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.
Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки) .
Воспитатель достает бутылку с водой.
Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?
Это вода !
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
Человек может ли жить без воды?
Кому ещё нужна вода ?
Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?
Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода ?
Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода ! Зачем нам нужна вода ? Расскажите.
На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая . Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода . Возьмите каждый стакан и загляните в него.
Вы видите дно. Значит, какая вода ? Прозрачная.
Какого она цвета? Бесцветная.
Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.
Какая бывает вода ? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус ? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)
Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода ? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар , если её кипятить.
Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.
Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце , воздух и вода . Без них не будет жизни на земле.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья :
Солнце , воздух и вода !
Ребята, в посылке ещё что-то лежит.
Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки» .
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »
Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.
Задачи:
Расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
2. беседа
Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.
Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.
Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.
Ваш Доктор ЗОЖ.
Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)
Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?
Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко.А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.
Иллюстрация солнца на доске.
А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.
А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?
Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.
Что мы любим делать на солнышке?
1. Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.
Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.
Какой вред может принести нам солнышко?
(обратить внимание на слайды)
1. Ожог кожи. 1. Даёт тепло растениям и животным.
2. Солнечный удар. 2. Загораем.
3. Гибнут растения, животные. 3. Солнце, как лекарство.
Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.
Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.
Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).
На доске вывешивается картинка с изображением воздуха .
Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.
Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.
Показываю детям веер. - Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.
Зачем нам нужен воздух?
Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!
Давайте проведём опыт. Зажмите все - нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.
3. Опыт . У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа)
Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.
Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.
Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.
Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?
Должны проветривать помещение.
Открыть окно, двери.
Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)
Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?
Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)
1. Черный дым из труб 1. Дышать свежим воздухом
2. Выхлопные газы от машин 2. Сажать деревья
3. Гниение мусора 3. Строить очистительные сооружения
Воздух - это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.
Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?
Это вода!
Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде.
- В луже, море, океане.
- И водопроводном кране.
Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.
Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.
Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.
4.Опыт .
У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.
Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.
Какого она цвета? Безцветная.
Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.
Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?
Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.
Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.
5.Опыт .
Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.
Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.
Ребята, а вода влияет на наше здоровье?
(обратить внимание детей на слайд)
1. Экономить воду 1. Пить чистую воду
2. Не засорять воду 2. Соблюдать правила личной гигиены
Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».
6.Физкультминутка
Солнце, воздух и вода
Наши верные друзья
(шагают на месте)
Рано утром мы проснулись
И до солнца дотянулись
(Потягиваются на носочках)
Чтоб здоровым быть всегда
Помогает нам вода
(Показывают, что плывут)
На прогулку мяч бери
Прыгай, бегай, не грусти!
(Прыгают, изображая отбивание мяча)
Вот как Солнышко встает
Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.
К ночи Солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.
Хорошо, хорошо Солнышко смеется,
А под Солнышком нам
Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.
Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.
7.Итог : Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее
Классный час «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Цель: формирование понимания значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни.
Задачи:
Формирование представлений о здоровье как важнейшей ценности жизни.
2.Обретение первичных навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.
3. Создание условий для обретения учащимися навыков релаксации.
Форма проведения: Клубный час спортивно – оздоровительной направленности.
Мотивационный блок
Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно, там светит солнышко и улыбается нам, щекоча наши щёчки своими лучиками. И у нас в классе есть солнышко (на экране) Посмотрите, какое оно красивое. Давайте и мы улыбнёмся ему. И нам станет теплее. У кого – то сегодня плохое настроение. Кто – то встал не с той ноги Но всё же попытаемся всё плохое оставить за дверью.
А теперь представим себе. Что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него. Улыбнитесь себе! А теперь улыбнитесь друг другу. Ну, а чтобы совсем поднять настроение, потрите ладошки друг о друга. Молодцы! Нам стало тепло и уютно.
А теперь вопрос: вы любите болеть?
А вы умеете беречь своё здоровье? А как?
Многие народы накопили богатый опыт сохранения здоровья на долгие годы. И люди всего мира этим опытом с успехом пользуются.
Вот и сегодня мы попробуем к нему обратиться. Спасибо, что вы не равнодушны, внимательно меня слушаете, готовы к познанию. Мы начинаем.
Основная часть.
Главный девиз нашего занятия «Я обязательно буду здоровым»
Тема нашего клубного часа «Радоваться жизни самой».
Эпиграфом встречи будут слова:
Каждому дому
Пусть улыбнётся
Чистое небо
Яркое солнце.
Поскольку сейчас утро, а нам предстоит много интересной работы, предлагаю немного размяться, чтобы стать бодрыми и задорными. Чтобы всем нам быть в порядке становитесь на зарядку! (звучит негромкая бодрая музыка и в сопровождении слов учителя проходят разминочные упражнения):
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке – землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше –
Выше дома, выше крыши.
Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
И, как бабочки, попляшем.
Плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо.
Завтра повторим ещё.
Ты – мой друг, и я твой друг –
Встанем все в большущий круг.
Всем здоровья пожелаем,
И на место пошагаем.
Ребята! Такие упражнения надо делать ежедневно по 2 – 3 раза в день. Если, конечно, хотите быть здоровыми. Хотите?
А пока благодарю вас и даю всем вот по такой полезной витаминке за то, что старались и делали упражнения на совесть.
А как же «разбудить» нам глаза? Как заставить их хорошо видеть ошибки и пятёрки, которые вы получите? Упражнение для глаз очень простое. Вы сидите на стульях, спина прямая. Ноги ступнями опираются о пол. Голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели.
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись.
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Небо», «солнце», «дом», «капель» -
за окном уже апрель.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа,
Повтори так восемь раз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом их мы закрываем,
Чтобы было больше силы, к ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать!
Ай да молодцы! Вы обещаете мне делать эти упражнения каждый день? Тогда вам не потребуются лекарства и очки. Хочу напомнить, что особенно при работе за компьютером, важны 10-15 минутные перерывы через каждые 20-25 минут сидения за ним. Если вы об этом забываете, то глаза начинают напоминать бегуна, который уже выдохся и не может бежать, а его все-таки принуждают. А за то, что вы старались, я дарю вам значки, на которых изображен зоркий орел, символ хорошего зрения.
Ребята, когда вы читаете или пишете, у вас напрягаются мышцы на шее, они устают. И вы начинаете чувствовать себя неважно: организм как бы дает сигнал о том, что нужно снять напряжение. А сделать это можно так.
Вы все знаете алфавит. Сейчас мы «напишем» головой буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, К Молодцы, мышцы шеи говорят вам «спасибо2. А теперь снимем напряжение с мышц позвоночника. (упражнение выполняется сидя на стуле):ногами напишем цифры 1, 2, 3, 4..20.
Сидя на стуле, потянитесь назад и вперёд. А теперь встаньте и сделайте 12 наклонов вперёд. Учёные считают, что именно такое число наклонов помогает снять напряжение позвоночника. Если вы хотите помогать ему, вы должны повторять это упражнение и дома – 2 раза после школы.
Ребята! А вы можете утром встать и не умыться? Конечно, нет. Такой же нормой для вас должны стать упражнения для осанки. Помните известного врача Валентина Дикуля. Он перенёс страшную травму позвоночника, и врачи сказали ему, что он уже не сможет встать. Но этот мужественный человек стал бороться, и каждый день, превозмогая боль, он делал упражнения, которые придумал сам. Сейчас он бодр, здоров и работает доктором, спасая других людей. Каждый день упражнениям он уделяет не менее двух часов, так как не хочет снова заболеть.
А теперь упражнение «для ума», оно называется «окно мудрости» и выполняется при помощи пальцев рук. Это упражнение активизирует мыслительную деятельность.
Безымянный палец руки прижать фалангой большого пальца этой же руки. Руки держать без напряжения. А теперь произнесём звук «А», звук «О». Полагают, что эти звуки дают команду всем клеточкам мозга настроиться на работу. Итак, мы дали команду мозгу активно работать, поэтому сейчас вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые я вам предложу.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.(вода)
Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Чем бы вы не занимались – чтением книг, выполнением уроков, работой за компьютером, надо через каждые 20 -25 минут делать паузы. Их иногда называют релаксационными (то есть расслабляющими, снимающими напряжение, возвращающими работоспособность). Можно сделать несложные упражнения (подобные тем, что мы выполняли в начале). Можно подвигаться под музыку. Но паузы необходимы. Помните об этом! Сейчас мы такое упражнение с вами проведем (негромкая плавная музыка)
Устраивайтесь поудобнее. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя(пауза). Послушайте, что я вам хочу рассказать
Представьте себе теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте. В лесу, лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно. Вы дышите ровно и легко. В смотрите в небо и видите прекрасную радугу. Она волшебная. Она спускается на землю рядом с вами и светится необычным, теплым светом. Почувствуёте, как этот свет согревает вас. Ваши руки становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги. Вам тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и хорошо. Но вот радуга улыбнулась – она прощается с вами. Потянитесь, и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь волшебной радуге.
Я знаю, что некоторые из вас не очень любят двигаться. В школе вы сидите на уроках, дома то за книгами, то по нескольку часов за телевизором. Отсутствие движения приводит к искривлению позвоночника, близорукости, быстрой утомляемости. Запомните, надо обязательно ежедневно заниматься спортом, бегать, прыгать, закаляться на морозном воздухе.
Предлагаю вам поиграть в весёлую игру на внимание. «Картошка, капуста».
В число расслабляющих процедур входит и смех. Вы, вероятно, замечали, что после смешного фильма, забавной истории, прочитанной в книжке, или шутки товарища становишься бодрее, появляются силы.
Очень важным для здоровья человека является дыхание. Именно благодаря ему, каждая наша клеточка получает такой необходимый кислород. Его попадает намного меньше, если вы сидите, согнувшись, мало бываете на свежем воздухе. Оказывается, чем больше у человека объём лёгких, тем дольше он живёт. Нужно развивать лёгкие. Сейчас мы проведём конкурс «Кто больше надует шар».
Чтобы лёгкие получали много кислорода. Надо бывать на свежем воздухе, а в классе – постоянно проветривать помещение.
Когда уроков ещё много, а силы на исходе, от усталости болит голова. Не унывайте! Всего одна минута мини – массажа придаст бодрости и энергии:
1.Сплетите пальцы рук, и левую руку поверните ладонью вверх. Большим пальцем правой руки делайте массаж левой ладони круговыми движениями, затем повторите то же самое другой рукой.
2. По очереди крепко обхватывайте пальцы одной руки пальцами другой и, потирая, слегка покручивайте. Начинайте от основания и продвигайтесь к кончикам.
3. В заключение потрите ладони так, как будто моете руки. Молодцы!
Этап рефлексии:
Что нового о своём здоровье вы сегодня узнали?
Представьте себе, что вы сегодня встретили на улице своего сверстника и хотите убедить его беречь своё здоровье. Какой главный совет вы бы ему дали?
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Крепкого вам здоровья, и до новых встреч!
А на память я подарю вам
Пословицы и поговорки о здоровье
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Было бы здоровье, а счастье найдётся.
Не рад больной и золотой кровати.
Здоров будешь – всё добудешь.
Лучшего средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.
Двигайся больше – проживёшь дольше.
Кто много лежит – у того бок болит.
Здоровому всё здорово.
Здоровье дороже богатства.
Кто рано лёг спать и рано встал утром, тот будет здоровым, богатым и мудрым.
По яблоку в день – и доктор не нужен.
Воспитатель сообщает детям о предстоящей беседе и предлагает прослушать песню в аудиозаписи »Если хочешь быть здоров».
Быть здоровым -это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму- подзарядка!
Знают взрослые и дети пользу витаминов этих:
Фрукты, овощи на грядке - со здоровьем все в порядке!
Также нужно закаляться, контрастным душем обливаться,
Больше бегать и гулять,
Не лениться, в меру спать!
Ну а с вредными привычками мы простимся навсегда!
Организм отблагодарит- будет самый лучший вид!
Воспитатель проводит беседу по содержанию стихотворения, задает вопросы: 1.О чем это стихотворение?
2.Что еще нужно делать, чтобы сохранять и укреплять свое здоровье?
Воспитатель подводит итог сказанному, показывая картинки »Советы о здоровье».
Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Здоровье-это наше богатство, его нужно беречь, заботится о нем и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше И не мало пословиц и поговорок сложили о здоровье.
Воспитатель спрашивает у детей какие пословицы и поговорки они знают и предлагает поиграть в игру »Доскажи пословицу». Проводится игра.
Воспитатель говорит начало пословицы, а дети ее договаривают.
Здоровье в порядке-
Чистота-
Здоровье дороже
Курить –
Чеснок да лук-
Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением солнца. Спрашивает, что изображено на картинке, что дает нам солнце? Обобщает ответы детей, подводит итог.
Правильно, ребята, солнце дает свет и тепло. Солнце полезно для нашего здоровья. Для детей полезно загарать, потому,что солнышко посылает в своих лучах нам витамин »Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару обязательно необходимо носить головной убор и долго не загорать на солнце. Далее педагог спрашивает, что такое солнечные ванны. Обобщает ответы детей, поясняет.
Солнечные ванны-это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама матушка природа. Но нужно соблюдать определенные правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причем голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. Загорать лучше всего до 10 часов утра и с 17 часов вечера.
1.Загарать можно только до 10 часов утра и после 17 часов вечера, желательно,чтобы были тень деревьев, навес или тень.
2.Находиться на солнце только в головных уборах.
3.Чтобы сократить вредное воздействие солнца, употребляйте в пищу такие продукты: морковь, картофель, абрикосы.
4.Пейте больше жидкости.
5.После солнечных ванн обязательно искупайтесь.
6.Загарайте в присутствии взрослых.
Воспитатель читает стихотворение о солнце и предлагает выполнить упражнения согласно текста, выполняет их совместно с детьми.
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок.
И деревья раскачал
Дождь по крышам застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
Затем воспитатель показывает картинку с изображением воздуха, неба. Спрашивает детей,чем полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе.
Выслушивает ответы детей, поясняет, обобщает, подводит итог сказанному.
Когда мы дышим свежим воздухом, в легких происходит активная циркуляция воздуха и газообмен. Вдыхая кислород полной грудью, учащается наше дыхание, наше сердце начинает биться чаще, и кровеносная система начинает функционировать так, как ей положено. Отчего мы чувствуем бодрость и легкость в теле. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть. Но, конечно же, воздух, которым мы дышим,должен быть чистым. Как вы думаете, что может быть, если мы будем дышать грязным воздухом?
Все верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
Он- прозрачный невидимка,
Легкий и безцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу -густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла и лежит на них каймой,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем - он ведь нам необходим!
Затем воспитатель предлагает поговорить о воде. Показывает картинку с изображением воды, моря, водопада.
Спрашивает детей для чего нам нужна вода?
Воспитатель обобщает ответы детей, поясняет для чего необходима вода.
Воду мы пьем и используем в приготовлении пищи и она, так же как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить. Еще вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ. Мы убираем свое жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений-все это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.Спрашивает, кто из детей любит купаться в реке, море, озере?
1.Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
2.Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
3.Не ныряйте в незнакомом месте.
4.Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
5.Не купайтесь сразу после еды.
6.Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте легкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.
Затем воспитатель читает стихотворение о воде и совместно с детьми выполняет пальчиковую гимнастику согласно тексту.
Берегите воду.
Вода-это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристальна чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть, чтоб мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода, и жизнь на планете затихнет тогда.
Воспитатель спрашивает детей, что нового они узнали о солнце, воздухе и воде? Подводит итог.
Правильно ребята, и солнце, и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закаленными, бодрыми и веселыми. Именно поэтому так и говорят: »Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода- наши верные друзья. С ними будем мы дружить, чтоб здоровыми нам быть!