Кирилл серебренников за что на самом деле. Задержание Кирилла Серебренникова: реакция звезд и петиция в поддержку режиссера
МОСКВА - В России деятели театра выражают солидарность с известным режиссером Кириллом Серебренниковым, преследование которого российскими правоохранительными органами и судом многими рассматривается как репрессивная кампания против свободы художественного самовыражения.
В четверг стало известно, что Государственный русский драматический театр имени Бестужева в Улан-Удэ посвятит свою премьеру постановки пьесы Шекспира «Ричард III» Кириллу Серебренникову. Об этом объявил на своей странице в Facebook художественный руководитель театра Сергей Левицкий: «Арест Кирилла Серебренникова - это плевок на всю интеллигенцию, это репрессии, это такой мрак, что нет слов. Скажу одно: лично я и Театр имени Бестужева выражаем глубокую солидарность с Кириллом Серебренниковым и Гоголь-Центром».
Накануне суд в Москве отправил режиссера Кирилла Серебренникова под домашний арест, несмотря на его заверения в том, что он не собирается скрываться от следствия. Судья Басманного суда Москвы Елена Ленская вынесла решение о том, что известный российский режиссер должен находиться под домашним арестом до 19 октября.
Кирилл Серебренников был задержан в ночь на 22 августа в Петербурге, после чего его 9 часов везли автобусом в Москву, где ему было предъявлено обвинение «в мошенничестве в особо крупном размере». Следователи обвинили режиссера в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных из бюджета основанной им «Седьмой студии» на театральный проект «Платформа».
До ареста Серебренникова различные санкции уже были применены к его коллегам: бывший директор компании «Седьмая студия» Юрий Итин также был помещен под домашний арест, а бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский и бывший главный бухгалтер Нина Масляева арестованы с содержанием в следственном изоляторе.
Сам Кирилл Серебренников в ходе судебного заседания назвал обвинения абсурдными: «Предъявленное обвинение является невозможным и абсурдным. ...Проект «Платформа» состоялся, деньги, выделенные государством, были на него потрачены. Я им очень горжусь».
Отклик российских общественных деятелей, в том числе деятелей культуры, на преследование Кирилла Серебренникова со стороны российских следственных органов стал одним из редких моментов объединения людей с различными политическими позициями и ролью в творческой среде России. Среди протестовавших против репрессий в отношении режиссера у здания суда 23 августа и тех, кто открыто высказывался в его защиту, были как давние критики Кремля, так и те, кто поддерживает Владимира Путина и до сих пор не выступал против действий российских правоохранительных органов.
В частности, поручительство за Кирилла Серебренникова с просьбой не арестовывать режиссера, оглашенное в суде в среду, подписали лояльные Кремлю режиссеры Александр Калягин, Федор Бондарчук и Константин Райкин, певец Филипп Киркоров, ранее не замеченный в поддержке общественных кампаний. Среди подписавших поручительство - многие российские актеры и известные публичные персоны, в частности, Наталья Солженицына, вдова писателя Александра Солженицына.
За Кирилла Серебренникова вступились и те деятели культуры, которые сейчас испытывают давление со стороны российского государства. Режиссер Алексей Учитель, которого преследует обвинениями в клевете на царя Николая Второго депутат Государственной Думы Наталья Поклонская, сказал журналистам: «Я убеждён, что никакого присвоения, а уж тем более со стороны Кирилла какие-то денежных крупных операций быть не может, потому что он человек, настолько увлеченный своим делом, что ни копейки не пустит в сторону, а все отдаст тому, чем занимается в настоящий момент - ставит спектакли, снимает фильмы».
Катерина Гордеева: Художнику ломают жизнь и судьбу на наших глазах
Одна из организаторов кампании в поддержку Кирилла Серебренникова, гражданский активист и журналист Катерина Гордеева рассказала «Голосу Америки», почему на защиту режиссера встали совершенно различные люди: «Преследования в отношении Кирилла Серебренникова настолько чудовищны, что люди на это отреагировали. Это - случай вопиющей несправедливости, и теперь совершенно непонятно, как эту несправедливость «отмотать назад», потому что даже если с точки зрения правосудия все это будет «отмотано назад», то человеческая жизнь и судьба художника на наших глазах ломаются, и как это восстановить, непонятно».
«Не так много в нашей стране людей, которыми мы можем гордиться не просто на бытовом уровне, внутри себя, или гордиться уже после их смерти, а тех наших современников, которыми можно гордиться на уровне международном. Кирилл Серебренников - без сомнения, уже вписанный в историю российского и мирового театра конца ХХ - начала ХХI веков, это понимают и за пределами России. Ломать ему жизнь - это необъяснимо и немыслимо» - уверена Катерина Гордеева.
Катерина Гордеева, которая занимается оказанием общественной помощи в России детям с тяжелыми заболеваниями и организацией публичных лекций, отмечает нестыковки в следственных действиях в отношении Кирилла Серебренникова и его коллег: «Идет страннейший процесс, в котором отрицается, например, то, что спектакль «Сон в летнюю ночь», на который ходили сотни людей, видевших эту постановку своими глазами, вообще был поставлен. Когда Алексея Малобродского арестовали, то оказалось, что это было сделано вообще до предъявления ему обвинений, их потом буквально подкололи к делу».
Елена Панфилова: Хорошо, что нормальные живые люди объединяются
Вице-президент международной организации Transparency International, основатель её российского отделения Елена Панфилова в интервью Русской службе «Голоса Америки» заявила, что ее радует реакция людей на происходящее: «Мне нравится, что люди объединяются и реагируют вполне человеческим образом, включая и известных, и неизвестных, что они задают вопросы, что они пошли к суду с выражением своей поддержки, потому что люди должны все это делать, если чувствуют, что это правильно».
При этом к самому делу против Кирилла Серебренникова и его коллег Елена Панфилова относится с сомнением: «Государство не видит спектакль, который есть, действует исподтишка, например, останавливая выход балета «Нуреев» (постановку этого балета осуществлял Кирилл Серебренников в Большом театре - Д.Г.), и в нормальном правовом государстве следствие не должно так много разговаривать еще до выхода на сам судебный процесс и предъявления обвинения, а тут всяких разговоров и всяких сливов было очень много».
В то же время Панфилова сетует на неготовность российских общественных деятелей к внезапным и жестким действиям со стороны силовиков: «Надо было еще на очень ранних стадиях отнестись ко всему гораздо более серьезно, и защищать Инина, Малобродского и других, предоставляя им квалифицированную юридическую помощь. Мне кажется, тут к «правовой гигиене» отнеслись легкомысленно. У нас к сожалению, нет этой культуры - мало кто носит с собой визитку адвоката, с которым есть договоренность о том, что он ответит на звонок в любом случае. В наших правовых реалиях от того, что к твоей институции или к твоему бизнесу явно подбираются, отмахиваться нельзя».
По его словам, у режиссера было намерение в ближайшее время выехать с территории РФ. Это было возможно благодаря виду на жительство в Латвийской Республике и квартире в Берлине, считает представитель СКР. Свидетелями по делу являются бывшие подчиненные режиссера. По мнению следствия, он может оказать на них воздействие, «в том числе угрожать им». Так, дочери бухгалтера Масляевой уже подвергались слежке и давлению со стороны подчиненных Серебренникова, утверждает следователь.
«Сумма хищений в деле будет увеличиваться. В настоящее время мы еще не завершили все экспертизы», — отметил член следственной группы.
Адвокат Дмитрий Харитонов в начале заседания попросил суд приобщить к материалам дела личные поручительства за Серебренникова, подписанные директором Фонда Александра Солженицына Натальей Солженицыной, директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, главой фонда «Вера» Нютой Федермессер, певцом Филиппом Киркоровым и многими другими общественными и культурными деятелями.
Реплика следствия, что Серебренников отказался от показаний, не вполне верна, заявил адвокат. «Его задержали рано утром в Петербурге и восемь часов везли в Москву. Когда в 14:00 я прибыл в Следственный комитет и начался допрос, Серебренников сказал лишь, что у него нет ни моральных, ни физических сил, чтобы прочитать и осознать многостраничное обвинение», — рассказал Харитонов и добавил, что, по словам Серебренникова, обвинение было ему «непонятно». Из нового обвинения, которое предъявил фигурантам дела центральный аппарат СКР в конце июля, пропало упоминание о спектакле «Сон в летнюю ночь», заявил адвокат. Ранее версия следствия заключалась в том, что «Седьмая студия» расхитила деньги на спектакль и он не был поставлен. Теперь же механизм хищений никак не конкретизирован: «От такого обвинения невозможно защищаться».
«Я бы хотел, конечно, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Предъявленные мне обвинения кажутся невероятными, абсурдными, невозможными, — заявил суду Серебренников. — Никакого намерения убежать у меня нет: я являлся по любому звонку и рассказывал всю правду — что проект «Платформа» был, бюджетные деньги были потрачены только на него и я им очень горжусь. Все причастные к нему люди работали добросовестно». По словам режиссера, он «никогда ни в чем не подозревал и не обвинял» сотрудников «Седьмой студии», отвечавших за экономику.
Обвиняемый подтвердил, что просил следствие вернуть изъятый загранпаспорт, поскольку ему нужно было ехать в Германию на постановку оперы в Штутгарте. «Это касалось только моих контрактных обязательств. Никакой цели скрыться у меня не было», — добавил он.
Защита Серебренникова готова внести за него залог, соответствующий сумме ущерба по делу, — 68 млн руб., заявил адвокат Харитонов. «Понятно, что у нас лично таких денег нет. Но я думаю, что, если мы выйдем сейчас на улицу, мы быстро их соберем», — уточнил защитник. По его ходатайству на суде были допрошены режиссеры Андрей Смирнов и Алексей Мизгирев, а также издатель Ирина Прохорова, которые выступили с характеристикой личности Серебренникова.
Кирилл Серебренников (Фото: Кардашов Антон / Агентство Москва)
«Дело это, на мой взгляд, абсолютно дутое. И то, что здесь произнес следователь, характеризует не Серебренникова, а работу нашего Следственного комитета, — восклицал Смирнов. — Никаких поводов сомневаться в профессиональной честности Серебренникова у меня нет. Вообще видеть его за решеткой и то, что привезли его сюда в наручниках, — это возмутительно». По его словам, одного только списка культурных деятелей, поручившихся за режиссера, «достаточно, чтобы понять, где здесь правда и добро».
«Он ведет достаточно скромную жизнь, которая подчинена одному делу — его работе. Я знаю Кирилла как очень честного человека; я сам ставил спектакль в «Гоголь-центре» и знаю, что работа там построена на полном включении — эмоциональном, творческом. Кроме работы, для людей там ничего больше не существует», — сказал Мизгирев.
«С моей точки зрения, Серебренников — выдающийся режиссер, театральный деятель. И он является, это непреложный факт, гордостью нашей страны. Его проект сделал Россию передовой театральной державой. Могу сказать, что это кристально честный человек, цель жизни которого — это творчество. Простите за каламбур, но он абсолютный бессребреник. И я готова внести любой залог, чтобы действительно великий человек не сидел в СИЗО», — подытожила Прохорова.
Заседание проходило под звуки оваций и криков с Каланчевской улицы — поддержать режиссера к зданию суда пришли сотни его сторонников.
Задержание Серебренникова
Режиссер рано утром 22 августа в петербургской гостинице, он находился в городе на съемках своего фильма о Викторе Цое. Серебренникова доставили в Москву, где по итогам допроса в центральном аппарате Следственного комитета ему предъявили обвинение в организации мошенничества.
По данным следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на который в 2011-2014 годах Министерство культуры выделило более 214 млн руб. Для реализации проекта режиссер создал АНО «Седьмая студия». Сотрудники компании предоставляли Минкультуры «планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», содержавшие заведомо недостоверные, завышенные сведения об их количестве и стоимости», составляли ложные отчеты, а также фиктивные договоры на работы, которые в действительности не проводились, считают в СКР. Бюджетные компенсации этих работ фигуранты дела выводили на счета фирм-однодневок и обналичивали, а затем Серебренников распределял их между участниками схемы, убеждены следователи.
Дело «Седьмой студии»
Дело о мошенничестве с госсубсидией компании «Седьмая студия» было возбуждено еще в 2015 году, однако о нем стало известно только после , дома у Серебренникова и еще по нескольким адресам. Ранее СКР предъявил обвинения бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой, бывшему директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому и экс-гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину.
Серебренников до последнего времени оставался в статусе свидетеля наряду с еще несколькими сотрудниками компании, а также с бывшим главой департамента господдержки Минкультуры Софьей Апфельбаум. Руководство страны решило отказаться от его уголовного преследования, со ссылкой на источники, близкие к официальным лицам и самому режиссеру. Однако после обысков и допроса в мае у Серебренникова был изъят загранпаспорт, рассказал он сам в немецкой газете Süddeutsche Zeitung.
В начале августа стало известно, что Масляева . Согласно протоколу ее допроса, Итин, Серебренников и Малобродский создали АНО «Седьмая студия» «для реализации преступного умысла». Бухгалтер же помогала им обналичивать субсидию от государства; наличными фигуранты дела распоряжались по своему усмотрению, заявила Масляева следствию. Ранее она заявляла, что всего с 2014 года со счета «Седьмой студии» было выведено не менее 100 млн руб. в пользу фирм-однодневок. Дочери Масляевой тем временем , как они предполагали, со стороны бывших коллег и соратников Серебренникова.
Изначально отдельным фигурантам дела вменяли мошенничество на меньшие суммы: обвиняли в хищении 2,3 млн руб., выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», а — в том, что они вместе с неустановленными лицами изготовили фальшивую отчетность о работах на 1,2 млн руб., которые в действительности не проводились.
В конце июня расследование дела было поручено центральному аппарату СКР. 25 июля обвиняемым было предъявлено новое обвинение. В нем суть деяния, которое вменяют фигурантам, не конкретизирована, поясняла журналистам адвокат Малобродского Ксения Карпинская. «Просто сказано, что они работали в «Седьмой студии» и тратили государственные деньги. Как именно — не уточняется», — говорила защитник.
Басманный суд Москвы отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которому вчера было предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных его компании "Седьмая студия" на проект "Платформа". В СК указывают, что деньги обналичили через фирмы-однодневки. Юрист Илья Ремесло разбирался в этом деле. Он объясняет, в чем суть претензий следствия и оправданы ли меры в отношении Серебренникова.
Для начала напомню обстоятельства дела режиссера, а также поделюсь некоторыми деталями.
О самом деле впервые стало известно 22 мая, когда у Серебренникова был проведен обыск. Но, как следует из постановления о производстве обыска, дело было заведено еще в 2015 году:
Как указывает следствие, 1 февраля 2014 года АНО "Седьмая студия", руководителем которой был Серебренников, заключила с Министерством культуры соглашение о выделении субсидий на поддержку развития и популяризации современного искусства в размере 66 500 000 рублей.
По версии следствия, получив эти средства, руководство "Седьмой студии" решило их похитить, заключив договора с неким ООО "Инфостиль" на пошив одежды и на услуги по техническому обеспечению концертов. Впоследствии эти документы были представлены в Министерство культуры как отчетные.
«Упали со смеху за борт яхт»
Лично мне совершенно по барабану, а был ли мальчик. То есть были или нет эти использованные "не по назначению", а то и уворованные "преступной группой, организованной Серебренниковым" (как было заявлено еще до суда) то ли 200 миллионов, то ли 70 миллионов вставших с колен некогда деревянных рублей... То есть что-то вокруг 1 млн.евро. Всего-то?! А суеты-то!
То есть - нет, если бы, скажем, мы жили в какой-нибудь малахольной Франции, где бывшего премьера Фийона, намылившегося в президенты, возмущенное сообщество свободных граждан просто-таки закатало в асфальт за какие-то 500 тысяч даже не уворованных евро, а выплаченных за несколько (!) лет зарплатой единоутробной жене за работу советницей при собственном муже... То тогда, конечно, да.
Кстати, а никто ведь, так и не доказал, что ночами на супружеском ложе эта Пенелопа не давала любимому Франсуа, помимо всего остального, мудрых государственных советов на благо процветания родной Пятой республики? А? Но ведь укатали ж несчастного.
Но! Живем мы все-таки не во Франции. И у нас жены госчиновников да олигархов, например, прослышав про арест режиссёра Серебренникова за "нецелево" растраченный миллион, попадали, как пить дать, со смеху за борт роскошных яхт. И попАдали, стало быть, прямо в пенящиеся белыми игристыми волнами лазурные кристальные воды, которые эти яхты бороздят круглогодично, даже без перерыва на выходные, с периодическим выкладыванием дольче вита в разномастных фейсбуках-инстаграммах и прочих гламурных ресурсах... Выкладыванием, кстати, совершенно безнаказанным - при не то что безразличном отношении, а показательном безразличии того же СК, прокуратуры и прочих госорганов и надзорных институций, иногда вдруг с какого-то перепугу вспоминающих о государственном интересе. Как сейчас с Серебренниковым.
В отличие от жирующих чиновных жён с их оплывшими мужьями деятельность режиссёра принесла ещё стране и славу, что в принципе нельзя оценить никаким материальным аршином. Много ли такой славы в багаже чиновных жён, как и их благоверных? Кроме позора и бесчестия...
Славы было бы, кстати, ещё больше, успей Серебренников выпустить, например, . Не успел. Не дали. Понятно теперь - спешили с задуманным арестом в показательной кампании устрашения. Вместо славы - ещё немного дегтя в бочку позора. Но переполнена ж уже!..
Но им по барабану, как и мне - эти филиппики СК. Они хохочут на своих яхтах, смотрят новости, тычут в экраны гаджетов пальчиками, и катаются в конвульсиях по палубам из редких пород натурального дерева...
А почему? Да потому! Они в "друзьях" - в той самой системе, в которой "принципиальный" СК не взирает на лица (не только некоторых губернаторов, но вот, смотрите, и прославленных режиссеров), но в которой есть одна маленькая, но существенная загогулина. Если ты в "друзьях", то тебе - всё, а так - конечно и закон, и пыль глотать, если что...
Закон - это хорошо. Но это во Франции, например. А если вся система в стране работает в этой парадигме - "свой-не свой", включая применение закона, то вся эта вакханалия с бездарным театрализованным арестом видного режиссёра лично у меня вызывает, помимо естественного омерзения и возмущения, желание нагло сплагиатить у нелюбимого мной классика революционного бунта тов. Ленина название одной из его шизофренических писулек - про Льва Толстого как зеркала русской революции. Только заменив имя Льва Николаевича на другого талантливого русского - Кирилла Семёновича - получается в оконцовке уже не революция, а вот это самое - коллапс. Впрочем, тоже естественный итог.