Кира оболенская житие. О чем православному молиться перед иконой святой киры
В предыдущем номере была затронута тема учительства, ибо сразу несколько святых, лики которых мы видим в Успенском храме, посвятили свои земные жизни обучению детей. Каждая из этих учительниц, впоследствии удостоившаяся канонизации, высоко несла свое служение, не только не ища земной награды, но и сознательно отказываясь от личного женского счастья. Все они посвятили себя целиком христианскому служению детям, всегда бедным, а зачастую и вовсе обездоленным.
И в одном ряду с крестьянскими женщинами и дочерями простых сельских батюшек, такими, как Ираида Тихова, Анна (в миру Мария) Благовещенская, Арсения (в миру Анна) Добронравова, стоит и княжна Кира Ивановна Оболенская – прямой потомок древнего князя Рюрика. Да, род князей Оболенских древнейший и один из самых знатных в Российской империи. Но никогда и никому княжна-учительница Кира Ивановна Оболенская не выказывала высоты своего положения, будучи одинаково скромной, смиренной, деликатной и доброй в обращении со всеми.
Она получает блестящее столичное образование, окончив Николаевское отделение Смольного института. В то время (начиналось двадцатое столетие), юные смолянки проходили курс дисциплин сродни гимназическому, но с расширенным преподаванием педагогики (в гимназиях изучали ее только в дополнительном классе), так называемых новых языков – французского и немецкого (изучались ещё древние языки греческий и латынь), а также курса светской этики. Преподавалось в Смольном и рукоделие, его выпускницы отнюдь не были изнеженными и праздными белоручками. Многим из них позднее, в годы лихолетья, помогали выжить именно приобретенные в Смольном навыки.
Несколько ранее Киры Оболенской обучалась в Александровском отделении того же Института благородных девиц купеческая дочь Екатерина Уртьева. Спустя много лет по Проведению Божьему именно эти две смолянки, очень много испытавшие и претерпевшие горькие потери, проходя по одному делу, выстояли лишь вдвоём среди многих, не убоявшись клеветы, мучений и смертного приговора.
Но тогда, в начале столетия, юная Кира завершает обучение с серебряной медалью. Она может преподавать в престижной частной гимназии или быть домашней учительницей в богатом доме, но избирает иное и всю свою жизнь (кроме нескольких лет запрета в профессии) обучает бедных детей. Княжна Кира Оболенская трудится учительницей в сельской школе на станции Поповка, в школе на рабочей окраине в Лиговке, в школе для детей из рабочих семей завода Треугольник. На одной из написанных впоследствии икон новомученица Кира изображается в окружении детей из простонародья.
Это истинно христианское служение естественно для глубоко верующего человека, коим всю свою недолгую жизнь была Кира Ивановна Оболенская. Её не сломили ни потери, ни гибель Империи, которой веками честно служили все её предки. Во время Великой войны погибли её братья Вадим и Борис, Гражданская унесла жизнь брата Георгия, офицера Добровольческой Армии, а ещё навсегда разлучила с братом Павлом, сумевшим сбежать из-под расстрела и уехавшим во Францию. Сама же Кира Ивановна преподавала, как и в прежние времена.
После кончины отца она остаётся почти единственной опорой для пожилой матери Елизаветы Георгиевны и больной сестры Вари. Живя в Петрограде, Кира Ивановна становится членом Александро-Невского братства при Феодоровском соборе. Там она и встречается со своей будущей соузницей Екатериной Андреевной Арской (в девичестве-Уртьевой), к тому времени потерявшей мужа и всех пятерых детей.
К тридцатому году, ознаменованному первым арестом Киры Ивановны, она лишается права преподавания в школе и числится там библиотекарем. Её вина заключается лишь в княжеском происхождении. Это же становится и причиной ареста. На следствии Кира Ивановна проявляет удивительное мужество, заявив о несогласии с политикой Советского государства из-за преследования верующих и из-за проводимой тогда страшной политики коллективизации. Итог – пять лет лагерей, из которых она отбывает на севере четыре года, проработав весь срок сначала санитаркой, а затем вновь учительницей.
Освободившись в 34-м, Кира Ивановна лишается права проживания в крупных городах СССР и селится на Ленинградском 101-м километре, в маленьком старинном городке Новгородской области под названием Боровичи. Она вновь обучает детей. Наступает кровавый 37-й. В одном месте, после нескольких сроков заключения, тюрем и лагерей, лишенные права проживания в больших городах, собраны “бывшие” люди, в прошлом- купцы, белые офицеры, университетские профессора и священство. Как удобно подмять их всех под кровавый каток карательной машины, набирающей невиданные обороты осенью 37-го!
Дело о заговоре с целью установления фашистского строя грубо сфабриковано в конце октября, к годовщине переворота. Арестованы шестьдесят человек. В их числе княжна-учительница Кира Ивановна Оболенская и вдова офицера, купеческая дочь Екатерина Андреевна Арская. Идёт следствие с применением “особых методов дознания”. Людей пытают. И не выдерживает почти никто. Из этих шестидесяти безвинных страдальцев только две хрупкие женщины – 47-летняя Кира Оболенская и вторая смолянка, 62-летняя Екатерина Арская претерпевают до конца, выдерживают все пытки и очные ставки со лжесвидетельством, но не подписывают ни одного показания ни против себя, ни против других. И через два месяца страшного и абсурдного следствия приговариваются к расстрелу.
Княжна Кира Ивановна Оболенская удостаивается мученический кончины 17-го декабря 37-го года. Абсурдное дело признают сфабрикованным уже в 50-е, когда в живых остаётся лишь один из проходивших по нему.
Княжна Кира Оболенская причислена к лику новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания в 2003-м году. На одной из икон мученица Кира Петроградская изображена с мученицей Екатериной Петроградской – две очень хрупкие женщины, окончившие когда-то Институт Благородных девиц, всю жизнь трудившиеся, стойко веровавшие во Христа и не убоявшиеся жестоких палачей.
Кобленц-Никифорова Анна Александровна , искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,
Оболенская Кира Ивановна, 1889 г. р., уроженка г. Грубешов Седлецкой губ. (Польша), русская, б. княжна, беспартийная, библиотекарь 73-й школы, проживала: г. Ленинград, Можайская ул., д. 28, кв. 9. Арестована 14 сентября 1930 г. Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО 15 января 1931 г. осуждена по ст. 58-11 УК РСФСР на 5 лет концлагеря. Отправлена этапом в Кемь. В 1932 г. досрочно освобождена. В 1937 г. преподавала иностранные языки в неполной средней школе г. Боровичи Лен. обл. Арестована 20 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 декабря 1937 г. приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Боровичи 17 декабря 1937 г.
КИРА ИВАНОВНА ОБОЛЕНСКАЯ
Многие годы не могла я примириться с внезапным исчезновением тети Киры. Я ее любила и верила, что она жива, что она где-нибудь в далеком монастыре - ведь не может такой прекрасный человек пропасть бесследно.
У моего прадеда, Георга фон Ольдерогге, были три дочери. Старшая, Елизавета, вышла замуж за Ивана Дмитриевича Оболенского. Младшая, Евгения, - за Александра Теофиловича Барановского. У Оболенских были две дочери и пятеро сыновей. У Барановских - сын и дочь (моя мама). Выйдя в отставку, мой прадед купил в Муроме небольшой дом с садом. Обе семьи лето проводили вместе в Муроме, а зимой продолжали встре-чаться в Петербурге. Дети Оболенских и Барановских росли вместе, во взаимном уважении, и очень любили друг друга.
Иван Дмитриевич принадлежал к родовитой, но обедневшей семье князей Оболенских. Моя мама вспоминала, что он был очень похож на Болконского-отца, такой же строгий, требовательный. Сам военный, он и своих сыновей хотел видеть только военными. Они пошли в военные корпуса - не в «белоподкладочные», а в более скромные, но и там требовались денежные средства на содержание и обмундирование. (Я очень хорошо помню фотографию сыновей Оболенских - стоят мальчики в ряд.) А Иван Дмитриевич имел мизерный по тем временам доход. Жили Оболенские на 6-м этаже очень скромной квартиры на Можайской улице. Как же радовался Иван Дмитриевич, когда его пятнадцатилетняя дочь Кира смогла устроиться преподавателем в школу и прибавила свой небольшой заработок к бюджету семьи!
Грянула мировая война, на ее фронтах погибли двое сыновей Оболенских. Их отец сразу сильно сдал, и Кира Ивановна стала опорой семьи.
Я помню тетю Киру с 1925 г. В то время мы жили в просторной квартире в доме 38/9 на углу Сергиевской (ул. Чайковского) и Воскресенского (пр. Чернышевского). Семью из семи человек содержал мой отец. Он окончил два института и был, по-видимому, хорошим инженером и специалистом - его приглашали консультантом в разные проектные организации. По праздникам в нашем доме собиралось много друзей и родных - художников, музыкантов, артистов. До сих пор мои друзья детства вспоминают Рождество в нашем доме - нарядную елку до потолка, праздничную суету, подарки. А в Пасху - длинный стол, накрахмаленная скатерть, белоснежные салфетки, горка ярких яиц и вазочки с гиацинтами. А как вкусно пахло! Бабушки соревновались в приготовле-нии вкусных угощений. Было тепло и радостно. И в семейные праздники, и по будням, когда только могла, приходила наша любимая тетя Кира. Она была теплый, добрый, милый, ласковый и уютный человек - бывают такие люди. Одевалась скромно, голос у нее был какой-то мягкий, негромкий. Они с мамой подолгу беседовали на разные темы. (Мой дедушка, Александр Теофилович Барановский, человек широко образованный, дороживший перепиской со Львом Толстым, полушутя утверждал, что по уму и тактичности тетя Кира - «приятное исключение среди женщин».) А детей тетя Кира радовала вниманием к детским заботам - дарила нам интересные книги и открытки.
Я помню, как мы с тетей Кирой сидели у нас на балконе. Начинался вечерний благовест - колокольный звон Сергиевского собора, церкви Всех Скорбящих, собора Косьмы и Демьяна, Спасо-Преображенского собора… Мы молча слушали, и потом тетя Кира мне говорила: «Как в такой вечер приятно слушать их голоса». Может быть, с тех пор и потому я очень люблю вечер, сумерки, что всегда вспоминаю, как мы тогда сидели вместе, слушали.
Потом тетя Кира исчезла, перестала к нам приходить. Я спрашивала, где она, и мама, не желая говорить правду, сказала, что она ушла в монастырь. Мы понимали: от нас требуется уничтожить память о ней, о ее братьях-офицерах. Помню, когда я пошла в школу, бабушка мне сказала: «Пожалуйста, не говори никому, что у дедушки письма графа Толстого». И эти письма были уничтожены. И фотография Оболенских, где мальчики стоят все в мундирах (старший, Борис, уже кончил кадетский корпус, а младшие еще были в корпусе) и сам Иван Дмитриевич рядом, - всё было уничтожено.
Но моя мама назвала своих детей именами Оболенских: сына - в честь Вадима, а меня - в честь тети Киры. И я рада носить это имя.
Кира Константиновна Литовченко , С.-Петербург
В качестве комментария к воспоминаниям К. К. Литовченко мы приводим три документа из дела о ленинградском аресте и осуждении Оболенской (архив «Ленинградского мартиролога», копия).
(допросил и записал оперуполномоченный 2-го отделения Особого отдела ПП ОГПУ в ЛВО Орешников)
Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу Советской власти. Мои разногласия с Конституцией советской начинаются от вопроса об отделении церкви от государства. Себя я отношу к «сергиевцам», т. е. к людям, придерживающимся чистоты православия. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Я считаю себя обязанной быть лояльной к Советск[ой] власти, в то же время, потому что служу ей и тем самым имею некое материальное обеспечение. На службе я являюсь биб-лиотекарем, от непосредственного общения с молодежью я изолирована самим характером своей работы, так как я являюсь классификатором. Общественной работы я никакой не несу и ее избегаю, довольна тем, что моя служба поглощает много времени и не заставляет меня проявляться активно на общественном фоне школьной жизни. Должна заявить, что с моими воззрениями общест-венными и политическими я, естественно, не могу в советском духе нести общественной работы. С политикой Советской власти в области сел[ьско]хоз[яйственной] жизни страны не согласна. Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянcтву, карательную политику Совет-ск[ой] власти, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства. Своими мыслями и настроениями я кроме семьи - матери, сестры и брата - ни с кем не делилась. Брат мой человек новой формации и у меня с ним отношения сдержанные. Категорически заявляю, что кроме семьи ни с кем своими настроениями и политическими взглядами не делилась. Переписку с заграницей вела с теткой Чебышевой и с братом, кот. эмигрировал с начала революции во Францию и сейчас там служит на ска-ковом ипподроме наездником. Никаких к. р. группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к Советск. власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политическому криминалу против Сов. власти, считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях со-ветск. действительности навлекло бы для них неприятности, вроде арестов, высылок и т. п.
[Подпись] К. Оболенская
Ходатайство Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой
об освобождении арестованной Оболенской
Учительницу школы в поселке «Самопомощь» Киру Ивановну Оболенскую я знала в 1904-7 годах, когда жила на станции Саблино и часто бывала в Поповке. Знала ее как человека трудящагося со школьной скамьи, ничем не проявлявшаго своего княжескаго происхождения. Теперь, когда она является единственной поддержкой старухи матери, потерявшей во время мировой войны двоих сыновей, я поддерживаю ходатайство матери освободить ее дочь, - в том случае, конечно, - на что я надеюсь, - что К. Ив. Оболенская не принимала участия ни в каких противосоветских политических выступлениях.
А. Елизарова-Ульянова.
Партстаж с 1898 г.
Партбил. № 0001150
5/X 30 г.
Москва, Манежная, 9.
Телеф. 321-08
МЕМОРАНДУМ
на гр[ажданку] ОБОЛЕНСКУЮ Киру Ивановну, осужденную по
делу № 70943 ТРОЙКОЙ при ПП ОГПУ в ЛВО.
Гр-ка ОБОЛЕНСКАЯ Кира Ивановна, б. княжна, осуждена за ведение к-р агитации, церковница тихоновского толка. Для вербовки не подходит. Особым ограничениям не подлежит.
Пом. нач. 2 отд. ОО
(Янишевский)
В марте 1931 г. Меморандум был направлен в Кемь вместе с осужденной на 5 лет концлагеря Оболенской. Так, несмотря на ходатайства своей матери, Елизаветы Георгиевны, и сестры Ленина, Кира Ивановна попала на Беломорстрой. Работала в лагерной больнице, что-то преподавала заключенным. Была переведена в Свирьлаг. В 1934 г. досрочно освобождена. В 1934-1935 гг. работала в Маловишерской и Соминской больницах. В 1936 г. поселилась в Боровичах, преподавала немецкий язык в школе. Была вновь арестована как член «контрреволюционной организации церковников» и расстреляна в Боровичской тюрьме. Место захоронения расстрелянных в Боровичах неизвестно.
Биографические справки о Кире Ивановне Оболенской есть в Борович-ской и Новгородской книгах памяти жертв политических репрессий, в настоящем томе «Ленинградского мартиролога» (с. 138). О «Бойне в Боровичах» рассказано также в кн. М. Н. Петрова «Крест под молотом» (Великий Новгород, 2000. С. 276-279).
Материалы о новомученице Оболенской, расстрелянной по одному делу с Екатериной Арской, передал в Историко-каноническую комиссию С.-Петер-бургской епархии свящ. Владислав Кумыш (см. об Арской с. 24, 507-510 настоящего тома). Им же написана обширная статья о Кире Ивановне для журн. «Церковный вестник» (2002. № 1-2. С. 41-48).
Анатолий Разумов
17 июля 2019 г. прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.
Д. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2023 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.». Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись». Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все...
В последнее время модернизм стал проникать не только в сферу богословия и литургики, но и в область церковной архитектуры и внутрихрамового убранства. В стольном граде России стали возводить храмы в модернистском стиле, чуждым московской и вообще русской архитектурной церковной традиции, с низкими, а нередко и просто отсутствующими иконостасами.
Появилась информация, что в Москве на Верейской улице появится православный храм, который будет отличаться от большинства традиционных храмов: сооружение будет выполнено в модернистском современном лаконичном стиле, с элементами минимализма. Футуристический проект храма в честь священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице Москвы был одобрен в июле 2019 года. Храм спроектировали Саид Джабраилов из бюро...
В последнее время СМИ как будто взорвались от статей, в которых описываются случаи истязания женщин и детей. И делается неизменный вывод – виноваты родители, а особенно мужчины, которые являются самой главной угрозой для своих домочадцев. И подобные случаи якобы стали возможны из-за того, что семейное насилие «декриминализовано». Более того, делается упор на то, что как будто бы наши власти разрешают избивать своих жен и детей, чем мужчины активно и повсеместно пользуются.
И уже несколько известных лиц сделали громкие заявления. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина настаивают на скорейшей...
«Тренинг личностного роста» - звучит довольно заманчиво. Нам представляется наставник, дающий полезные советы, направляющий нас в трудную минуту жизни. Так ли это на самом деле? Полезны ли подобные тренинги, что могут предложить и какую опасность в себе таят - расскажем в этой статье.
Тренинги личностного роста начали зарождаться в 1950-х годах среди анонимных встреч людей с разными проблемами. Популяризовали концепцию лишь в 70-х - и особенно прославились два американских тренинга: Эрхардовский семинар-тренинг (ЭСТ-тренинг) и Lifespring. Оба обещали людям помочь с работой, самооценкой, отношениями и здоровьем всего за несколько дней интенсивных лекций и занятий. Компании, проводящие тренинги, обвиняли в психологических манипуляциях с участниками. Занятия проходили много...
- 25 июля
В результате пожара, который случился в Хабаровском крае в палаточном лагере "Холдоми", пострадали дети. Из них четверо на сегодняшний момент уже умерли...
Один из погибших детей - настоящий герой, ценой своей жизни пытавшийся спасти девочек из соседней палатки. Звали его - Леша Мартыненко. Ему не исполнилось еще и 11 лет. Леша в из детей в семье был самым старшим. Есть еще Саша и Тимоша. Ребята с родителями часто вместе путешествовали, да и просто отдыхали. В лагере мальчик жил через несколько палаток от той, где начался пожар, поэтому запросто мог остаться живым: но как только он увидел пожар в палатке для девочек, то сразу же бросился в огонь доставать их. В этот момент уже начала плавиться крыша, и на детей полился горящий пластик... Очевидцы видели, как Леша, сам уже сильно обгоревший, с горящими волосами...
Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Наши братья русские празднуют сегодня свой праздник. Они славят великого и святого мужа, почившего в Господе 917 лет назад…
Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.
Думаю, что все южные славяне, а сербы прежде всего, должны сердцем и душой принять участие в этом праздновании наших русских братьев. Ибо совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному?
Преподобный Серафим Саровский:
«Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит... »
«Боже мой, Боже мой! Много изменников окружают Царя... Много прольется христианской крови.»
Преподобный Корнилий Крыпецкий:
«Не будет у нас Царя, сменят его на плохого хозяина. За это народ будет наказан на три поколения.»
Преподобный Нектарий Оптинский:
«1918 год будет еще тяжелее: Государь и вся его Семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет велико-мученик».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду... Как Равноапостольный царь Константин Он держит высоко и славно знамя веры Христовой и всем сердцем предан Царю-царей, глубоко почитая друзей Его - святых Его, Он подает всем православным пример искреннего благочестия...»
Преподобный Анатолий Оптинский (младший):
«Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия! Судьба Царя - судьба России.
Авторизация
Календарь
Архив новостей
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду
Толкование на Евангелие от Матфея
Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни.
В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым.
В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.
Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.
В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию».
Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.
После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.
В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.
Боровичи в то время были местом ссылки духовенства, церковных активистов из числа мирян Ленинграда и его окрестностей. Здесь находился на поселении, после освобождения из лагеря, Ленинградский владыка архиепископ Гавриил (Воеводин) с некоторыми священниками города, лица дворянского звания, непонятно каким образом уцелевший генерал Колчаковской армии Д. Н. Кирхман и многие другие. Все эти лица вместе с духовенством Боровичей, а также и другие неугодные советской власти личности этой местности, подлежавшие, по сталинской разнарядке, уничтожению, были арестованы осенью 1937-го года и объявлены единой контрреволюционной организацией.
Главную роль отвели архиепископу Гавриилу, а всего по этому делу проходило 60 человек. Все они: «служители культа, монахи, церковники, странствующий элемент, кулаки, торговцы, дворяне, князья, генерал Белой армии, бывший пристав» — были якобы завербованы в эту организацию арх. Гавриилом. Среди прочих завербованных оказались и княжна Кира Ивановна Оболенская. Ей, как и всем прочим, вменили в вину фантастические по своей сути вещи: активная борьба с советской властью и пропаганда установления фашистского строя в СССР, агитация против колхозного строительства, агитация за проведение в Верховный Совет своих единомышленников и пр. Сфальсифицированный характер всех этих чудовищных обвинений будет доказан через двадцать лет, в 1958 году.
«В деле отсутствуют объективные доказательства о том, что из числа осужденных лиц по делу была организована контрреволюционная организация и что она проводила антисоветскую агитацию. К моменту ареста привлеченных лиц органы НКВД не располагали материалами, подтверждающими наличие контрреволюционной организации. Из материалов дела видно, что привлеченные лица осуждены были незаконно», — говорится в реабилитационной части Боровичского дела. Пятьдесят одного человека сталинская диктатура расстреляла по делу № 1а/1307 без всякого состава преступления, девятерых заточила в концлагере, из них один только дожил до освобождения. Но прежде, чем она обагрила свои руки кровью ни в чем не повинных людей, она пыталась уничтожить этих людей морально, потребовав от них под пытками собственноручных признаний никогда не совершавшихся ими поступков.
Арестованная Кира Ивановна Оболенская была подвергнута первому допросу в день ареста, 21 октября 1937-го года. Он носил ознакомительный характер: потребовали назвать родственников и знакомых, в числе которых прозвучало имя архиепископа Гавриила, известного арестованной с 1923-го года, когда она проживала в Ленинграде. Через три с половиной недели тюремного заключения, 14 ноября, Киру Ивановну вызвали на повторный допрос, оказавшийся очной ставкой. Ибо никаких признаний, даже после трех недель камеры и методов физического воздействия, добиться от самой арестованной не удалось. На этой очной ставке следователь устроил арестованной встречу с одним из не выдержавших давления священников, согласившимся дать против нее изобличающие показания. Органы надеялись, что эти показания вчерашнего единомышленника сломят дух арестованной и убедят ее в бессмысленности «запирательства».
Священник говорил на очной ставке, что Воеводин сам поведал ему о принадлежности Оболенской к тайной контрреволюционной организации. Он также привел в качестве доказательства беседу между Воеводиным и Оболенской, подтверждающую наличие между ними политической связи.
«Показания Л. не подтверждаю. Отрицаю категорически», — ответила Кира Ивановна на предложение следователя подтвердить показания свидетеля Л. На следующий день, 15 ноября, подследственная К. Оболенская была подвергнута очередному допросу, который также явился очной ставкой. Обвиняемый И. А. уличал ее в контрреволюционном заговоре с Воеводиным, происходившем на квартире священника Н. И. Воскресенского. На это новое обвинение последовал тот же ответ арестованной: «Показания И. А. И. не подтверждаю».
В тот же день органы предприняли последнюю попытку склонить Киру Ивановну к даче ложных показаний. «Вопрос:
Следователю известно, что вы состояли в контрреволюционной организации церковников и на деле проводили контрреволюционную работу. Настаиваю дать правдивые показания. Ответ:
Нет, в контрреволюционной организации церковников я не состояла и работы в ней никогда не проводила».
Архиепископ Гавриил не выдержал давления органов НКВД и поставил свою подпись под сфабрикованными показаниями. Не выдержал пыток и офицер Царской армии Колчаковский генерал Кирхман, давший показания против двоих человек. Каким же образом арестованной Кире Ивановне Оболенской удалось оказаться победительницей в этом противостоянии карательной машине, безжалостно и жестоко вырезавшей духовную и культурную элиту шестой части мира? «Виновной себя не признала », — сказано в протоколе Особой Тройки УНКВД ЛО, приговорившей княжну К. И. Оболенскую к расстрелу. (Приговор был приведен в исполнение 17 декабря 1937-го года.) В этой лаконичной записке заключена тайна мученицы нашего времени.
Племянница Киры Ивановны, Кира Константиновна Литовченко, ныне здравствующая и проживающая в Петербурге, хорошо помнит Киру Ивановну и ее внезапное исчезновение в 1937 году. «Тетя Кира, — говорит она, — к нам приходила часто, когда мы жили на Сергиевской (с 1923 – ул. Чайковского – прим. авт. ) улице, и они с мамой беседовали на разные темы, которые я по возрасту своему еще не могла понять. Она была теплый, добрый ласковый и уютный человек – бывают такие люди. Я помню как мы с ней сидели на балконе. Тогда еще было много церквей в округе, и начинался вечерний колокольный звон, благовест, и тётя Кира мне говорила: “Как вечером приятно это слышать”.
Может быть, по этому я и люблю вечер, сумерки, что всегда вспоминаю, как мы тогда сидели вместе, слушали. Когда тетя Кира исчезла, перестала к нам приходить, я спрашивала, где она, и мама, не желая говорить правду, сказала, что она ушла в монастырь». Ее мама не могла поведать ей в то время всю правду о земном шаре, на котором люди одержимые бесчеловечной жестокостью и облеченные властью, методично истребляют себе подобных. Причем, не только абсолютно ни в чем не повинных, но и отличающихся чертами подлинной нравственной красоты. Потому что после такой правды о мире очень могло случиться, что девочка отказалась бы в нем жить дальше. Теперь она знает правду о своей родственнице, в том числе и ту, что её тётя, княжна Кира Ивановна Оболенская, проявившая в кровавом застенке гонителей Истины необычайную высоту духа и явившая образ святости в мире, охваченном мраком безбожия, принадлежит к числу великих женщин-христианок ХХ-го столетия.
Кира Ивановна Оболенская оказалась одной из очень немногих, кто не дал никаких показаний, никак и ни в чём не оговорил ни других, ни себя. Ей было уже за 40, но она была все та же хрупкая княжна-учительница. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две женщины – новомученицы Кира и Екатерина – своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя.
Новомученица Кира была п
рославлена в лике святых в 2003 году.Вконтакте
Ки-ра Ива-нов-на Обо-лен-ская ро-ди-лась в 1889 го-ду в се-мье кня-зя Ива-на Дмит-ри-е-ви-ча Обо-лен-ско-го. Древ-ний род Обо-лен-ских вос-хо-дит еще к кня-зю Рю-ри-ку. В 10-лет-нем воз-расте Ки-ра бы-ла от-да-на в Смоль-ный ин-сти-тут бла-го-род-ных де-виц в Санкт-Пе-тер-бур-ге, ко-то-рый окон-чи-ла в 1904 го-ду с се-реб-ря-ной ме-да-лью. По-сле окон-ча-ния ин-сти-ту-та Ки-ра Ива-нов-на ста-ла да-вать част-ные уро-ки в ка-че-стве до-маш-ней учи-тель-ни-цы. Впо-след-ствии учи-тель-ство ста-ло глав-ным за-ня-ти-ем ее жиз-ни. К этой ра-бо-те ее по-бу-ди-ло глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ной чув-ство и ис-крен-нее же-ла-ние слу-жить ближ-не-му. Она ни-ко-гда и ни-где не под-чер-ки-ва-ла сво-е-го кня-же-ско-го про-ис-хож-де-ния и не тре-бо-ва-ла к се-бе осо-бо-го от-но-ше-ния, оста-ва-ясь вез-де че-ло-ве-ком про-стым и доб-рым. В 1910 го-ду Ки-ра Ива-нов-на ста-ла учи-тель-ни-цей в бес-плат-ной шко-ле для бед-ных, а так-же пре-по-да-ва-ла в ря-де дру-гих школ го-ро-да. В этих тру-дах за-ста-ла Ки-ру Ива-нов-ну Пер-вая Ми-ро-вая вой-на. На ее фрон-тах по-гиб-ли два ее бра-та - Ва-дим и Бо-рис Обо-лен-ские. По-те-ря го-ря-чо лю-би-мых бра-тьев не толь-ко ото-зва-лась глу-бо-ким стра-да-ни-ем в ду-ше Ки-ры, но и за-ста-ви-ла по-но-во-му осмыс-лить свою жизнь.
Ре-во-лю-ция внес-ла в жизнь Обо-лен-ских но-вые лич-ные бе-ды. В 1918 го-ду род-ной брат Ки-ры Ива-нов-ны Юрий всту-пил в Доб-ро-воль-че-скую ар-мию и в 1920 го-ду по-гиб в бою. В том же го-ду дру-гой брат Па-вел был аре-сто-ван. Пря-мо из-под рас-стре-ла, ра-нен-но-му, ему чу-дом уда-лось бе-жать из ЧК и эми-гри-ро-вать за гра-ни-цу, - он спас свою жизнь, но был на-ве-ки раз-лу-чен с се-мьей. В 1920 го-ду умер отец. За-бо-ты о се-мье (пре-ста-ре-лой ма-те-ри и боль-ной сест-ре) лег-ли на пле-чи Ки-ры Ива-нов-ны, ко-то-рая ра-бо-та-ла школь-ным биб-лио-те-ка-рем.
В 1930 го-ду Ки-ру Ива-нов-ну аре-сто-ва-ли, в об-ви-не-нии бы-ло на-пи-са-но: «по-тен-ци-аль-но яв-ля-ет-ся идео-ло-ги-че-ской ба-зой для недо-кор-че-ва-ния по-ка на-шей внеш-ней и внут-рен-ней контр-ре-во-лю-ции». В след-ствен-ном де-ле она на-зы-ва-ет-ся «быв-шая княж-на», ей бы-ли при-пи-са-ны сле-ду-ю-щие на-ме-ре-ния: «про-ни-кать на ра-бо-ту в на-ши куль-тур-ные и учеб-ные за-ве-де-ния, и там взра-щи-вать в ми-ро-по-ни-ма-нии под-рас-та-ю-ще-го по-ко-ле-ния вред-ную иде-а-ли-сти-че-скую фило-со-фию». Дру-гих об-ви-не-ний предъ-яв-ле-но не бы-ло. На до-про-се Ки-ра Ива-нов-на за-яви-ла: «Я не от-но-шу се-бя к раз-ря-ду лю-дей, раз-де-ля-ю-щих плат-фор-му со-вет-ской вла-сти. Мои рас-хож-де-ния с кон-сти-ту-ци-ей на-чи-на-ют-ся с во-про-са об от-де-ле-нии Церк-ви от го-су-дар-ства. От еди-но-мыс-лия с на-прав-ле-ни-ем со-вет-ской го-судар-ствен-но-сти от-ка-зы-ва-юсь. Ни-ка-ких контр-ре-во-лю-ци-он-ных груп-пи-ро-вок, ор-га-ни-за-ций или от-дель-ных лиц, ак-тив-но враж-деб-но на-стро-ен-ных к со-вет-ской вла-сти, я не знаю, но од-новре-мен-но за-яв-ляю, что на-зы-вать ка-кие бы то ни бы-ло фа-ми-лии счи-таю недо-стой-ной се-бя, ибо знаю, что это в усло-ви-ях со-вет-ской дей-стви-тель-но-сти на-влек-ло бы на них непри-ят-но-сти». Трой-ка при ОГПУ по Ле-нин-град-ско-му во-ен-но-му окру-гу при-го-во-ри-ла княж-ну Ки-ру Обо-лен-скую к 5 го-дам ла-ге-рей.
По-сле вы-не-се-ния при-го-во-ра Ки-ра Ива-нов-на бы-ла вы-сла-на эта-пом из Ле-нин-град-ской тюрь-мы в Бел-балт-лаг в го-ро-де Кемь в Ар-хан-гель-ской об-ла-сти, а за-тем пе-ре-ве-де-на в Сви-рь-лаг в го-ро-де Ло-дей-ное По-ле в Ле-нин-град-ской об-ла-сти. В ла-ге-ре она ра-бо-та-ла пе-да-го-гом и мед-сест-рой, ра-бо-та-ла мно-го и усерд-но, за что бы-ла осво-бож-де-на до-сроч-но. Въезд в го-род ей был за-пре-щен, и она по-се-ли-лась за 101-м ки-ло-мет-ром от Ле-нин-гра-да.
В 1936 го-ду Ки-ра Ива-нов-на пе-ре-еха-ла в го-род Бо-ро-ви-чи, где ста-ла пре-по-да-вать ино-стран-ные язы-ки в непол-ной сред-ней шко-ле. Бо-ро-ви-чи в то вре-мя бы-ли ме-стом ссыл-ки ду-хо-вен-ства и ми-рян из Ле-нин-гра-да и окрест-но-стей. Ки-ра Ива-нов-на об-ща-лась со все-ми ве-ру-ю-щи-ми людь-ми, го-ни-мы-ми со-вет-ской вла-стью. Здесь встре-ти-лись две Пет-ро-град-ские му-че-ни-цы, сест-ры Алек-сан-дро-Нев-ско-го брат-ства, при-хо-жан-ки Фе-о-до-ров-ско-го со-бо-ра: княж-на Ки-ра Обо-лен-ская и Ека-те-ри-на Ар-ская. Они бы-ли по-ис-ти-не ду-хов-но близ-ки друг дру-гу, и об-сто-я-тель-ства их му-че-ни-че-ско-го по-дви-га неве-ро-ят-но, уди-ви-тель-но схо-жи.
В 1937 го-ду в Бо-ро-ви-чах бы-ли про-из-ве-де-ны мас-со-вые аре-сты ссыль-но-го ду-хо-вен-ства и ми-рян, бы-ли аре-сто-ва-ны и Ки-ра и Ека-те-ри-на. Из-му-чен-ные го-лод-ной жиз-нью 20-х го-дов, за-клю-че-ни-ем в ла-ге-ре, ссыль-ной жиз-нью, но-вым аре-стом и до-про-са-ми, две эти жен-щи-ны сво-ей пра-вед-ной жиз-нью за-слу-жи-ли от Гос-по-да си-лы пре-тер-петь до кон-ца. Они не да-ли под пыт-ка-ми ни-ка-ких по-ка-за-ний, не на-зва-ли ни од-но-го че-ло-ве-ка, и да-же не при-зна-ли ни од-но-го об-ви-не-ния про-тив се-бя. Осо-бая трой-ка при НКВД по Ле-нин-град-ской об-ла-сти при-го-во-ри-ла Ки-ру Обо-лен-скую и Ека-те-ри-ну Ар-скую к рас-стре-лу. При-го-вор был при-ве-ден в ис-пол-не-ние в Бо-ро-ви-чах 17 де-каб-ря 1937 го-да.
Богослужения
Служба святой Кире, мученице Петербургской
Стихиры, глас 1-й.
Ангелы житием своим удивила еси,/ в немже девство и непорочность от юности сохранивши,/ чиста пред Богом обрелася еси,/ и кончины мученическия от Всевышнего удостоилася еси,/ поминай нас, святая мученица Киро,/ ныне совершающих честную память твою.
Рода древняго и именитаго/ пречестная отрасль явилася еси,/ обаче гордость земную отринувши,/ людем простым и незнатным послужила еси,/ во смирении подвиг свой совершающи,/ путем тесным в земнем житии терпеливо шествовала еси,/ и достигла еси врат Царства Небеснаго.
Мужество твое во исповедании имени Христова,/ прославляет ныне Церковь Господня,/ вся скорби временныя добре претерпела еси,/ Божиею крепостию врага низлагая,/ яко адамант пребыла еси в испытаниях горьких,/ в нихже обрела еси вечный покой и радование нескончаемое.
Слава и ныне, богородичен.
Тропарь, глас 4-й:
Отрасль пречестная рода древняго и именитаго,/ благоверная княжна Киро,/ в жизни временней потрудившаяся на ниве учительства,/ гонения и узы за веру истинную претерпела еси,/ и мученица за имя Христово явилася еси,/ молися о нас ко Господу,/ украситися и нам верою, любовию и благочестием.
Канон, глас 8-й.
Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда моисейский жезл крестообразно поразив, и разделив море: Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Христовою любовию уязвившись, мученице Киро преславная, поревновала еси в житии твоем праведным женам, имиже красуется Церковь Русская, сего ради и сопричисли тя Иже во святых почивающий благолепному сонму их.
Христу единому сочеталася в жизни временней, Егоже возлюбила еси паче сынов человеческих, и девством душу свою просвещая, яко невеста Божия целомудрием и чистотою украсилася еси.
Мудрым девам подобяся, сосуд свой елеем добрых дел наполнила еси, Киро благонравная, и с горящим светильником Небеснаго Жениха сретила еси.
Богородичен. Вразуми, Дево, верных лики, на враги видимыя и невидимыя укрепльши, и спаси от всякия скорби.
Утверждей в начале небеса разумом и змелю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, едине Человеколюбче.
Гонения тяжкия и прещения властей безбожных не возмогоша угасити силу любви твоея ко Христу, Богу нашему, Киро прехвальная, посрамила еси всю злобу их и с венцем добропобедным в чертог небесный взошла еси.
Тведость души твоея ангельская ликостояния воспели есте, Киро достоблаженная, зряще неустрашимость сердца твоего, юже в мучениях и гонениях обрела еси.
Украси тя Христос Господь венцем мученическим, провидя тайную красоту души твоея, Киро досточудная, и дарова ти велию крепость в мучениях, еюже вся вражия страхования преодолела еси.
Богородичен. Освяти мой ум, и просвети сердце мое, святая Мати Божия, и одержащих мя зол измени: да Тя славлю твердую заступницу мою.
Сетей вражиих избегла еси, воспаривши, яко птица небесная, к Иерусалиму горнему, святая мученице Киро, житие свое скончав богоугодне. Поминай нас, совершающих честную память твою, яко избегнути и нам в жизни временней всех навет вражиих и улучити молитвами твоими Царство Небесное.
Слава и ныне, богородичен.
Предстательнице верных, Богородительнице, скорбящих радосте и плачущих великое утешение, из чрева Твоего, Дево, Рождшагося непрестанно о нас с новомученики моли, избавити нас в час испытания лютаго осуждения.
Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Светом велиим просвети Господь Русь святую, егда полк безбожных наведе на землю нашу. Тогда и ты, святая мученице Киро, смертию своею Христа прославила еси, озарив души наша светом любви Божией.
Егда убиваху тя гонители безбожныя, Киро, мученице добропобедная, тогда мняху искоренити имя Христово в отчизне нашей, обаче погибе память их с шумом, твоя же ныне память ублажаема на земли.
Красотою души твоея покоряла еси не токмо верных, но и безбожных и неверных, Киро преславная, молися Господеви, да исцелит безобразие душ наших и убожество наше пощадит милостию Своею.
Богородичен. Пречистая Богородице, утиши болезни сердца моего, Яже Христа неболезненно паче ума и слова рождшая.
Вскую мя отринул еси от лица Твоего, свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Ложь и неправду гонителей отвергши, даже и во узилище не изменила благородству своему, мученице Киро, научи и нас, грешных, не посрамляти отпаденьми различными звания христианскаго.
Яко княжескаго рода отрасли, вся красная мира сего доступна тебе бысть, и не прилепилася еси сердцем стяжанию земному, но и в нищете, якоже и в богатстве, верна Господеви обрелася еси.
Пребыти бесстрашным пред лицем смерти удел есть душ высоких и избранных. Сему жребию сопричисли тя, святая Киро, сердцеведец Господь, Егоже моли утвердитися и нашим колеблемым стопам на пути спасения.
Богородичен. Радуйся, спасение притекающих к Тебе, Дево, Мати Христова: радуйся всех мучеников похвало.
Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих и услыши мя, Боже спасения моего.
Во смирение и кротость, яко в броню, облеклася еси, Киро именитая, и победила еси вся козни диавольския, научи убо и ны, неразумныя, отражати злобу исконнаго противника добродетельми сими.
Со оружием терпения и беззлобия на брань с мучителем изшла еси, мученица святая, и обрела еси победу от Господа. Вразуми убо и нас, грехом потемненных, злу противитися мудростию Креста Христова.
Не ожесточися, ниже озлобися благоуханная душа твоя посреди гонений суровых и преследований коварных. Сего ради молим тя: сохрани и наша сердца в любви Божией посреди рода развращеннаго и прелюбодейнаго.
Богородичен. Пресвятая Богоневесто, Владычице мира, Ты мя спаси, бед пременяющи и страстей молву отгоняющи.
Кондак общий, новомученический, глас 4-й:
Страстотерпцы, мученицы и и споведницы Церкве Российския,/ кровию своею грады и вся веси освятившии,/ Богови принесостеся яко жертва непорочная,/ заклани бысте за имя Спасово,/ во утверждение на Руси православия,/ во еже сохранитися отечеству нашему,/ яко оплоту веры истинныя.
Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда: сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Глас евангельский, рекший жене хананейской, огласи вселенную всю: "вера твоя спасе тя, иди в мире". Такожде и твоя вера изведе тя к покою вечному, мученице Киро, и исполни тя божественнаго веселия.
Аще не бы кончина мученическая, потаена бысть чистая и правдивая жизнь твоя, света евангельскаго исполненная. Сего ради восхваляем Бога нашего, даровавшаго нам чудную ходатаицу и молитвенницу спасения нашего.
Не отпаде душа твоя заветов Христовых, но во страданиих земных очистися и утвердися в Бозе сердце твое. Ныне на небесех вечно радуешися, мученице, госпожею нареченная, воспевая хвалебную песнь Живущему во веки веков.
Богородичен. Пламень страстей сердца моего погаси росою Твоею, Дево, и огня страшнаго исхити, Отроковице, и вечнаго судаи бесовскаго томления.
Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Рече Господь-Вседержитель верным рабом Своим: "Побеждающему дам вкушати сокровенную манну", еюже ты обильно насыщаешися, мученице Киро, претерпев все скорби настоящаго времени.
"Дам звезду утреннюю соблюдающему дела Мои до конца". Сие обетование Спаса нашего на тебе исполнися, святая Киро, сохранила еси неврежденно до исхода своего мученическаго заповеди Господни.
Пред престолом ныне предстоиши, мученице Киро, в ризах белых, с ветви пальмовы, восклицая: "Спасение Богу нашему и Агнцу". Седяй на престоле херувимстем вселися в тя, от скорби великия к Нему пришедшую.
Богородичен. Воспеваем Тя по рождестве паки Деву, и прославляем Тя, Пречистая, яко Матерь Бога нашего.
Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя Богородицу ангелов и человек чиноначалия величают.
Тщашеся исконный враг рода человеча веру православную в отчизне нашей искоренити, обаче ничтоже успе, яко злоба его сонмы мученики изведе и светом истины люди церковны просвети.
Едина ты еси от новомученик Российских, Киро благонравная, молящаяся на небесех о роде нашем, да помилует Бог землю Русскую, яко поработати ей Христови, якоже и в прежняя лета.
О святая мученице Киро! С прочими новомученицы Церкве нашея моли Господа сил о Доме Пресвятыя Богородицы, егоже святии русстии трудами и потами своими создаша, яко утвердитися ему православием и Богови служити до скончания века.
Богородичен. Яже Слово плотию рождши паче слова, Начальника жизни, Христа, Бога нашего, моли спастися нам.