«Каждый в чем-то урод. В чем это проявлялось
В заброшенном депо на Курском вокзале актеры Театра.doc играют со смертью: режиссер Ваилий Березин поставил спектакль, где целый час шесть актеров, сидящих над пропастью, как древние буддистские боги, читают текст Тибетской книги мертвых. Корреспондент сайт поговорил с командой спектакля о роли зрителя, бомжах и понимании философии.
– Кто из вас буддизмом увлекается?
– Василий Березин : Камилла Мухлисова (прим. ред. – актриса Театра.doc)
– То есть тема спектакля была выбрана с ее подачи?
– В.Б. : Ну нет, с общей.
– Это как?
– В.Б. : Я захотел поставить Тибетскую книгу мертвых и предложил ее курсу Муравицкого, но оттуда осталось только два человека, Светлана Маршанкина и Камилла. Остальных актеров я выбрал через кастинг.
– Согласись, Тибетская книга мертвых – не слишком обычный текст для театральной постановки.
– В.Б. : Я просто ее прочитал и захотел поставить. Я читал о Модильяни, что перед своей смертью он сел возле храма, прочитал наизусть молитву из Тибетской книги мертвых и ушел на тот свет. Из-за этого мне стало очень интересно ее почитать. Изначально я хотел устроить перформанс и читать на скотобойне свиньям, но потом меня осенило, что большинство людей Тибетскую книгу мертвых не читали, и им это нужно больше, чем свиньям.
– В чем ты видишь различие перформанса и спектакля в таком случае?
– В.Б. : Неееет. Сейчас мы вернемся к тому, у кого какой зритель. У Антонена Арто зрителя вообще не было, а у Гратовского зритель выступает как свидетель. Для нас особой разницы между спектаклем и перформансом вообще нет. Я ее не вижу.
– Какой у вас зритель?
– В.Б. : Важным аспектом было привлечь разного зрителя – охранников, рабочих, бомжей, хипстеров, взрослых людей. То есть тех, кто понимает, что они умрут. Это интернациональный спектакль, абсолютно для всех.
– Камилла Мухлисова : Всех, и здесь вообще не важен статус. Летом, когда было тепло, бомжи очень подолгу сидели на наших репетициях, делали замечания, давали советы. Охранники сначала ругались и вызывали полицию, а потом стали прислушиваться и приходить на спектакль.
– В.Б. : У меня есть спектакль "Богодельня по Ги Дебору" – он более молодежный, а этот – универсальный.
– Я спрашиваю скорее не о статусе, а о роли зрителя в спектакле.
– В.Б. : Зритель разговаривает с самим собой. Это что-то вроде квеста, где он должен искать все эти идеи в себе и подключать образное мышление. Он, скорее прихожанин, нежели участник.
– Никита Щетинин : Мне кажется, он в полной мере становится участником, потому что погружается в контекст этого места, заброшенного депо, где происходит действие.
– В.Б. : И все-таки нет. Он прихожанин, потому что даже те выкрики, которые слышны из-зала, неуместны, если это не выкрики бомжей, живущих в депо – бомжи как раз заявлены как актеры спектакля.
– То есть зритель должен сидеть и смиренно слушать, как в классическом театре? Взаимодействовать с актерами или передвигаться по пространству он не может, так?
– В.Б. : Ну актеры сами взаимодействуют с ними – в конце спектакля они подходят к отдельным зрителям и читают молитвы. Но если зритель выходит к сцене, то такого зрителя я готов выгонять. Я не люблю иммерсивные спектакли или спектакли-променады.
– Никита Щетинин : Это естественно, когда человек попадает в такое необычное пространство, ему хочется походить, посмотреть. Но вторжение в историю – это не корректно. С другой стороны, когда кто-то вклинивается, это очень сильно работает на контекст.
– В.Б. : Например, бомжи. Но они свободные люди, мы им не можем ничего запретить или заставить говорить какие-то реплики. Недавно в депо появился бомж Давид – он абсолютно сумасшедший. С ним все сложно – может выйти и стоять перед актерами на сцене. Его может ограничить только Платонов – он там самый главный и может его выгнать. В депо своя иерархия бездомных. Платонов сначала вообще хотел нас всех убить – когда только начались репетиции, он вышел на нас с иконами и отверткой, пытаясь изгнать. Но мы с ним договорились, и больше никаких проблем не возникало. Мы с ним даже по городу гуляли.
– Александр Чусов : Бомжи в каком-то смысле даже заботились о нас, помогали камни таскать.
– Никита Щетинин : На первый показа спектакля все бомжи пришли в белых чистых рубашках, а после устроили гулянку и отмечали премьеру. Они очень гордились тем, что мы их привлекли к спектаклю. И это тоже важная социальная функция. Заставляет задуматься.
– В.Б. : Платонов говорит, что сильно изменился. Даже пить бросил.
– Камилла Мухлисова : Они так прокачались, что стали ходить бритыми, чистыми, покупать продукты в магазинах и готовить себе еду. Общаясь с нами, они приближаются к обычному человеку. Их же никто всерьез не воспринимал, а Вася с ними со всеми нашел общий язык. Но и к ним мы тоже прислушивались – они могли сказать: "ой, ну ты что-то сегодня не то делаешь" или "девушка у вас неправильно ударение ставит" или один из низ начинал рассказывать, как за 400 рублей вагон бетона перегрузил. И ты понимаешь всю суть актерской профессии: ты сидишь дома, как растение, и потом, насмотревшись Феллини, пытаешься играть персонажей, которых видел на экране. А тут нам самим потребовалось строить себе сцену.
– Никита Щетинин : Я называю это выход из тотальной зоны комфорта.
– Михаил Хотеенков : Я даже заплакал на второй репетиции. Я привык к комфорту: сцена, гримерка, душ. А когда на тебя с оружием выходят, а еще сильно воняет – внутри что-то сдает.
– Почему бы тогда было не выбрать какое-то другое место?
– В.Б. : Ну а где еще найдешь бомжей? Бездомным просто необходимо читать Тибетскую книгу мертвых, потому что они находятся на грани жизни и смерти. Я сам жил на улице и я понимаю, что с ними происходит.
– Вы же понимаете, что эти бомжи вряд ли слышали о Тибетской книге мертвых? Даже не все зрители наверняка знали о ее существовании.
– В.Б. : Вот как раз и почитают.
– То есть вы надеетесь увлечь зрителя спектаклем настолько, чтобы он заинтересовался буддистской философией?
– В.Б. : На первой репетиции мы сами разбирались со всеми этими богами и состояниями. Я хотел привести консультанта, но потом отказался от этой идеи – девушка совсем в отлете. Каждый из нас нашел свой смысл. Но мне важно, чтобы зритель услышал суть: для того чтобы перейти из первого дня во второй, нужно сделать вот это и это, чтобы перейти дальше, нужно пойти на "тусклый красный свет", и так далее. Это все равно что я бы на карте показывал вам, как дойти от метро до депо.
– Это разные вещи. Одно дело – топография, другое – абстрактные понятия и абстрактные действия. Поезд за окном прошел, бомж что-то выкрикнул – это переключает зрителя на реальный мир. И вы ему никак не помогаете в другом, загробном, мире разобраться.
– В.Б. : Ну это от зрителя зависит, от его уровня.
– Насколько он должен быть подготовлен?
– В.Б. : Некоторые молятся на спектакле. Это вещь не для развлечения, тут важен мозговой, интеллектуальный процесс.
– Камилла Мухлисова : Мы не аниматоры, чтобы развлекать. Это очень сложная вещь, очень духовная. Когда я узнала, что Вася ставит Тибетскую книгу мертвых, у меня умер брат. Благодаря этому спектаклю я поняла, что он живой, просто у него нет физического тела. Я исцелилась и многое осознала, вернулась в материальную жизнь. Теперь для меня смерти нет.
Ранее ряд СМИ сообщил, что актриса Театра.doc Анастасия Слонина подала на Павленского и его гражданскую супругу Шалыгину заявление о совершении насильственных действий сексуального характера. Павленский сообщил телеканалу "Дождь", что Слонина была у него дома однажды - 4 декабря, после чего и написала заявление. При этом утверждения о сексуальном насилии он назвал "доносом".
Павленский рассказал, что его вместе с женой отвезли на допрос из аэропорта "Шереметьево", куда они прилетели из Варшавы. Разговор со следователем длился около семи часов, после чего их отпустили, сказав явиться по первому звонку. После этого Павленский с гражданской женой и двумя их детьми через Белоруссию уехал на автомобиле на Украину, а оттуда вылетел во Францию.
"Новая газета" выложила в Интернет некоторые подробности этой грязной истории.
В отношении акциониста Петра Павленского и его соратницы Оксаны Шалыгиной проводится проверка по сразу двум статьям Уголовного кодекса, сообщил «Новой газете» сценарист и продюсер Всеволод Лисовский , знакомый с ситуацией.
«Одного нашего актера (Василий Березин , актер Театра.doc - ред.) Петр Павленский с женой и группой товарищей избили. Он встречался с нашей актрисой Анастасией Слониной. Актеру показалось, что Павленский и его соратница оказывают ей знаки внимания. Он хотел узнать почему. В ходе переписки, абсолютно гопнической , они с Павленским договорились о встрече. Подъехала машина, из нее вышли четыре человека и стали избивать этого актера. У нас есть запись с камер видеонаблюдения. На видео видно, как его валят на землю и избивают ногами», - рассказал Лисовский.
Момент избиения актера Театра.док компанией с участием Петра Павленского. Видео камеры наружного наблюдения, выложено театром.
По его словам, после расставания актрисы Анастасией Слониной с актером, «Павленский и Шалыгина позвонили ей, пригласили к себе в гости. Она пошла. Была попытка изнасилования, ей нанесли ножевые ранения, неопасные для жизни (на руках). Она вышла оттуда почти голая с изрезанными пальцами. Случилось эта история в декабре».
«Новая газета» поговорила с самим Павленским об этих обвинениях. Заявление на себя и свою соратницу он назвал доносом.
«То, в чем нас пытаются обвинить, - грязная статья, по которой нам грозит до 10 лет лишения свободы, ложь», - сказал Петр Павленский.
Художник подтвердил, что Анастасия Слонина действительно была у них в гостях, но ничего похожего на насилие, по его словам, не было.
«Все знали, что у нас с Оксаной свободные отношения, мы не признаем институт брака, и решили по этому ударить. Я не могу сказать, как долго Слонина сотрудничает с полицией, и какую выгоду она для себя искала», - считает он.
Для чего сегодня нужен театр и что думают о нем те, кто решил связать с этим свою жизнь
Совсем недавно они тряслись от волнения перед выходом на учебную сцену и заливали слезами родную 39-ую Лабораторию, играя последние дипломные спектакли. Сегодня спектакль, в котором играют выпускники режфака РАТИ–ГИТИСА, мастерской Е.Б. Камненьковича и Д.А. Крымова уже номинировали на «Золотую маску» . В шести разных номинациях. Вчерашние выпускники и их педагог и режиссер Дмитрий Крымов рассказали VODA Magazine о том, что значит быть актером сегодня, для чего нужно ходить в театр и насколько тернист путь к актерской карьере.
Полина Айрапетова
Я музыкант по образованию, закончила Мерзляковское училище, потом хотела стать певицей, долго занималась вокалом, пыталась поступать, не получалось, даже в Италию ездила, параллельно год преподавала фортепиано. Решила, что нужно получать хоть какое-то высшее - поступила на психологию, там отучилась три курса, ну а потом пришла в ГИТИС, на режиссерский, и поступила.
Это была мечта с детства, она существовала как что-то нереальное, недостижимое. Казалось, что есть две Полины - одна реальная, и вторая живущая в голове первой, одна жила как «надо», а вторая - как «хочется».
Я определенно не лирическая барышня. Всегда хотела сыграть Аркадину из «Чайки», и мне посчастливилось сыграть её в институте. У меня есть давняя мечта: сыграть Елену из «Белой гвардии», хоть я и понимаю, что по типажу я - не Елена. Обычно, когда читаешь пьесу, вдруг какой-то персонаж так четко встает перед твоими глазами, ты узнаешь его, ты его где-то видел, начинаешь любить его и сопереживать ему - сразу хочется «него играть».
Театр - это один из самых доступных для понимания видов искусства. В отличие от музыки, живописи, балета, в театр зритель может прийти совсем не подготовленный и по-своему подключиться к происходящему. Это очень живое искусство, оно настоящее, действие происходит здесь и сейчас, следующий спектакль будет отличаться от предыдущего. Это - живая энергия.
Димитрис Георгиадис
Я учился на Корфу на 3D–аниматора, но потом познакомился с девушкой-полицейским. К тому моменту я уже занимался любительским театром, открыл театральную студию нашего ВУЗа, однако не собирался уезжать с острова. Но я влюбился, она переехала в Афины, и я решил поехать за ней. Тогда подумал: чем бы заниматься в Афинах? И поступил в Афинский театральный ВУЗ.
Там я отучился три года, попал к педагогу, который год учился в ГИТИСе у Хейфеца, он знал больше всех моих педагогов, у него был свой метод. Я приехал за этим методом, на самом деле. Это уже не Станиславский, это личный поиск педагога. И он заразил меня, вот и всё. Заразил Россией. Ну, еще Чехов, Достоевский, в нашей театральной школе все почему-то читали русских классиков, занимались Чеховым круглый год, любимые роли из его произведений. Поэтому Россия, она, как Москва для трёх сестер, где-то высоко и далеко, все туда хотели, к самому понятию «Россия», не только к месту. Поступил с первого раза, а русский в основном учил здесь. Год занимался языком в Греции перед поступлением. Приехав, не мог меню читать в ресторане. Но В ГИТИСе чудесные педагоги по русскому языку, Евгений Борисович поступил со мной целенаправленно, он не столько придирался к моим актерским способностям, сколько к тому, насколько я понятен на сцене.
Людям не хватает фантазии. Мы, современное поколение, привыкли к не очень качественному кино. Экран может дать нам всё, но мы – как инвалиды, наше воображение не работает, оно отключается.
Театр существует для того, чтобы люди могли больше чувствовать, больше воображать. Идешь в метро и видишь ледяные лица. Поэтому хочется, чтобы люди стали живее, чувствительнее, чтобы делали для себя открытия каждый день. Влюбился – узнал от другого человека про себя что-то, чего не знал. Пришел в театр – то же самое.
Людям не хватает фантазии. Экран может дать нам всё, но мы – как инвалиды, наше воображение не работает, оно отключается.
Сейчас читаю «Ночь нежна» Фицджеральда, а там есть герой, Дик, хочу сыграть его. Но я уже понял, что во всех моих ролях как привидение присутствует образ князя Мышкина. Наверное, это и есть роль мечты. Но не думаю, что я его сыграю… Это моя следующая Москва.
Раз я смог с помощью моей семьи, педагогов, однокурсников доучиться здесь, я чувствую свою ответственность перед этими людьми, и те знания, которые я получил, я обязан передать, поэтому хочу быть не только актером, но и педагогом. В России или в Греции, это большой вопрос, потому что в театрах России сейчас сложно с новыми актерами, система такая, что не очень позволяет открыть свой театр, что было бы моим самым большим желанием – создать театр со своими людьми, однокурсниками, здесь, как Фоменко в свое время. В Греции пока есть открытое художественное пространство. Конечно, люди в моей стране, как и здесь, существуют нелегко в театре, но художники, по-моему, всегда были бедными, поэтому, выбирая профессию, мы знали, что будет нелегко. Сейчас в Греции я чувствую больше свободы, поэтому пока что дорога ведет меня туда.
Лёша Ефремов
В первый год я не поступил, но смог остаться на год в одной мастерской СпбГАТИ вольным слушателем. Я очень благодарен за эту возможность, т.к. только в Питере начал понимать, что представляет собой наша профессия. К окончанию года я, слава Богу, понял, что хочу заниматься этим делом, перепоступал в Москву, свалился с конкурса у Золотовицкого во МХАТе, решил остаться в Москве. За год сменил шесть-восемь должностей, по случайности на одном проекте познакомился с выпускницей мастерской Иреной Мускара, она пригласила на свои спектакли. Придя на студенческие постановки курса, я понял, что это то место, где нужно учиться. И как-то фантастически мне повезло поступить именно на тот курс, куда я хотел. С третьей попытки, получается.
Театр нужен, чтобы узнать что-то про себя. Как зрителю, так и актеру. Нужен, чтобы человек не просто посмеялся на спектакле, а пришел домой, понял, что ему уже не смешно, потому что это было про него. Последнее время театр стал ярмаркой развлечений, но удивлять зрителя надо тем, что актуальность пьес, написанных сто лет назад, не теряетя и сегодня.
Хочется играть в хорошем театре, сниматься в хороших фильмах, получить Оскар. Хочется пройти этот путь до конца, не разочароваться в этой профессии, в самом себе и не разочаровать других.
Вероника Тимофеева
Недавно была на тренинге по психотерапии и поняла, что, возможно, пошла в актеры, потому что боялась услышать себя. Я не знала, кто я на самом деле, и подсознательно пыталась спрятаться за лицами сценических персонажей. А оказалось, что моя профессия — это один из самых действенных путей найти и принять себя настоящего.
Я поступала восемь раз. Первый раз попробовала после 10 класса, меня брали во МХАТ, но родители сказали сначала закончить школу, и я не пошла. На следующий год, в полной уверенности, что раз в прошлом брали, то и в этом возьмут, пошла опять, и меня не взяли. После школы решила год готовиться к поступлению, проработала в своей же школе, снова не поступила. Тогда отец ударил кулаком по столу и сказал, чтобы шла уже куда-нибудь нормальную профессию получала. Он мечтал, чтобы я стала хирургом, но я выбрала журналистику в РГГУ, училась там и параллельно каждый год пыталась пробиться в театральные ВУЗы Москвы, но ни разу не ходила поступать на режфак ГИТИСа. В 2011 году защитила диплом на журфаке, первый раз попробовала поступить на режфак, и всё получилось.
Театр нужен, чтобы разговаривать с людьми, донести до них мысль, помочь что-то понять про себя, открыть в себе новое… Чтобы чувствовать, вот! Чтобы что-то почувствовать, здесь и сейчас, именно в эту минуту.
Я мечтаю о самом лучшем. Быть талантливой, быть востребованной, быть нужной. Попытаться через актерство найти себя, наверное.
Женя Старцев
Мое поступление - катастрофа. Сначала с первого раза поступил в Самарскую Академию культуры, учился на актера, со второго курса ушел, служил в армии, в январе 2011 вернулся и устроился на работу в театр Маяковского монтировщиком, полгода проработал и поступил в ГИТИС, а так я раза четыре приезжал поступать в Москву и везде с прослушиваний слетал, не доходил ни до одного тура.
Я считаю, что любой актер, если он правильно воспитал сам себя и его правильно воспитали, может играть все. Я очень хочу сыграть Мефистофеля, не знаю почему, это само собой сформировалось.
Театр нужен, понимать человека. Точно не для развлечений. Если со стороны зрителя, то большинство ходит развлекаться, но для меня, для людей внутри процесса, это способ говорить со зрителем, своего рода философия. Люди, входя в театр, должны думать, это не просто развлечение, это что-то, открывающее новое в пьесе, в человеке.
Я мечтаю… нет, не мечтаю, я хочу. Хочу заниматься делом и не растерять то, что есть здесь и сейчас, в нас, – какая-то легкость, поворотливость, способность реагировать. Я не хочу быть «актером» в глобальном понимании. Мне хочется по-честному работать, не знаю, получится или нет, но, как пойму, что не получается, я уйду из профессии, потому что это самая большая беда, когда актер становится «большим артистом», своего рода товаром.
Вадим Пушкин
Я поступил с первого раза, готовился две недели, приехал из Риги, последнюю прозу доучивал в поезде. Довольно далеко прошел в Щукинском училище, но в ГИТИСе и в Щуке экзамен был в один день, и я выбрал ГИТИС. Мне понравился вуз, понравились педагоги. На первом туре меня слушал Геннадий Геннадьевич Назаров, и я сразу понял, что хочу здесь учиться, здесь работа началась уже на отборочных. После прослушивания мою фамилию назвали, я зашел, всем делают замечания, а мне сказали: «Так, а ты костюм смени». Я поменял костюм, приехал и поступил. Не знаю, странно.
Я считаю, что амплуа умерло в 19 веке, у меня нет актерской специфики. Понятно, есть какие-то предрасположенности.
Для меня театр - это не способ быть кем-то другим, я и в жизни это могу. Просто сюда приходят люди, и ты с ними общаешься, но немного в другой форме. Театр – это что-то живое, люди творят здесь непрерывно.
Искусство, по сути, строится на одних законах, поняв их в одной сфере, проще понять в другой. В будущем я бы очень хотел сняться в качественном фильме, может, даже в Голливуде, потому что там действительно идет работа. На мой взгляд, у нас государство не на то деньги тратит, искусство не развивается так, как могло бы. Хотелось бы, чтобы хорошим режиссерам давали возможность снимать качественное кино, ведь у нас очень богатая культура. В театре тоже нравится играть, но, к сожалению, здесь та же проблема, что и в кино, сейчас какой-то кризис, и мало кто кому нужен.
Вася Березин
В детстве у меня было прозвище «актер», мы жили во Владивостоке, отец был военным, поэтому у меня было два пути — стать военным или клоуном. Потом разочаровался в отце и не захотел идти по его стопам. Актером стал, потому что захотел стать человеком. Была именно такая цель - поступить, чтобы управлять собой, узнать себя, понять, какой человек сидит внутри меня.
Я поступил с первого раза. Мы с мамой поругались, было сказано, что в Москву я не еду, в меня никто не верит, а я понимал, что надо ехать и поступать в театральный. Собрал последние деньги, ночевал на вокзале. Спал на кафельном полу, меня будили рабочие, моющие полы.
Интересно играть больных и сумасшедших, героев-любовников, они ведь самые безумные. Нравится именно это состояние роли, спектакль-перфоманс, нравится самобичевание как способ существования актера. Хочу безумного Гамлета сыграть.
Театр сейчас не нужен. Сегодня театр - развлечение, спектакли производятся как изделия на фабрике. Сегодня есть ремесло, актер лепит табуретку, режиссер ее плотно сколачивает, ты в этой табуретке должен существовать.
Мне нужен театр, чтобы говорить, но с кем говорить, готов ли современный зритель к диалогу?
Я верю, что просто нужно стремиться, делать, работать над собой и совершать подвиги, подвиги для самого себя. Актерское будущее - просто добиваться, идти к тому, чтобы быть профессионалом, именно профессионалом, во всех смыслах. И тогда, мне кажется, можно добиться диалога, но главное - сильно не дурить, мне кажется так.
Дмитрий Крымов
Сначала было очень сложно работать со студентами. Я прошел период некоторого отчаяния. Но он довольно быстро закончился, потому что они вскочили в тележку, в которую я предлагал им сесть, и с удовольствием поехали. И дальше пошло очень быстро, по нарастающей. Вообще, в актере очень важно не застревать в одной системе, сейчас же не такое время, когда Москвин работает только со Станиславским. И неизвестно, что было, если бы Мейерхольд его позвал. Может, ничего не получилось бы. Сейчас все так сбалансировано, что сегодня ты у одного, а завтра можешь быть у другого режиссера, даже глупо все свои способности и веру вкладывать в одно. У каждого режиссера свой способ, и иногда они кардинально различаются.
У актера перспективы во многом зависят от удачи. Удача – это вещь странная: непонятно, откуда она берется и почему она не приходит, а потом вдруг сваливается. У очень многих при удаче есть шанс оказаться на своем месте. Очень жалко представить, что кто-то с их способностями, потенциалом, который я сейчас вижу, будет сидеть и ждать роли - это ужасно. Что-то надо делать, ставить моноспектакли, сколачивать труппы, не сидеть, не ждать, потому что человек стареет, человек устает - и психологически, и внешне. Просидишь два года - и уже другой.
Я не беру уровень таланта, это что-то странное, иногда удача даже важнее, чем талант. Такая вот крамольная мысль. Хотя талант - прежде всего, конечно. Его нужно постоянно развивать. Этого тоже можно пожелать - талант развивать, не думать, что тебя научили всему, и теперь пойдешь вперед. Нужно чувствовать и пробовать разные жанры, стили, методы. Дело актеров, художников, режиссеров очень сложное, надо очень любить театр, чтобы искать возможность проявления, потому что его, это проявления, может и не быть.
By: Дарья Ковальская
Photo: Виктория Атаманчук, Федор Флягин