«Каждый в чем-то урод. By: Дарья Ковальская
90-летний юбилей режиссёрского факультета ГИТИСа
Акт I. Камни
Анонс обещал насыщенную программу в трёх отделениях: открытые уроки мастерских режиссёрского факультета с последующими обсуждением в присутствии гостей (чего, кстати, не было!): традиционно нудную «научно-практическую» конференцию выпускников разных лет и третьим номером праздничный, юбилейный капустник на сцене Мастерской Петра Фоменко. В 11 часов все мастерские режиссёрского факультета разом распахнули свои двери перед растерявшимися гостями, озадачив их проблемой выбора: посмотреть можно было только работу какой-нибудь одной мастерской – Л.Е.Хейфеца, Е.Б.Каменьковича и Д.А.Крымова, И.Л.Райхельгауза, О.Л.Кудряшова или С.В.Женовача. Нырнув в первую открывшуюся передо мною дверь, я оказалась где надо в мастерской Крымова и Каменьковича (2 курс), готовившей «отрывки по Шекспиру».
Актёрские работы чётко поделились на удавшиеся и никакие – либо яркое пятно, либо пустое место; редко серединка на половинку. Главные актёрские открытия. Василий БЕРЕЗИН. Его Гамлет – аутичный вундеркинд, книжный мальчик со странностями, интеллект на тонких ножках; но поскольку он принц, то не комплексует то комплексует не он, а другие. Его Деметрий из «Сна в летнюю ночь» (и, насколько я помню, очень близко к тексту) – влюблённый мазохист: он просто физически изнемогает от домогательств нелюбимой Елены и от томления по возлюбленной Гермии, любые прикосновения которой (включая побои) доставляют ему острое наслаждение. Похожий на Жан-Луи Трентиньяна, он весь извивается в острохарактерной, шаржирующей игре, в любой момент готовый переменить тональность и принять комически серьёзный вид.
Александр КУЗНЕЦОВ. Это я вообще не понимаю, что такое, откуда такое могло взяться в наше время. Это актёр, в котором сразу, с первой минуты игры становится видна и интересна его личность; и чем дальше, тем интереснее. Если Березин умеет уморительно корчить рожи, и ему это только идёт, то Кузнецову эта мелочёвка (в роли Лисандра из «Сна…») даже как-то не к лицу: нутряной, сущностный актёр мощного, взрывного темперамента. Первый раз он вышел в роли… кота (та самая почти бессловесная сцена из «Макбета»), которого окружили, сейчас поймают, посадят в мешок, а потом убьют. И вот он выходил и начинал мяукать. Так напряжённо и разнообразно, выдавая такие фиоритуры, что иногда казалось, ещё чуть-чуть – и ты сможешь разобрать в его мяуканье слова шекспировской трагедии. Он мяучит, а у тебя внутри всё обрывается. И уже в этом первом его явлении была какая-то внутренняя сила, какая-то собранность, цельность, заставлявшая вспомнить «героев» 1980-х годов и игравших их актёров: Янковского, Даля… И какой же он потрясающий Меркуцио! Не мальчишка – зрелый мужчина; его агрессия к Капулетти – это не вялотекущая, инертная клановая вражда и не подростковое хулиганство, не состояние аффекта, а личная, осознанная, управляемая ненависть; его дружба и его ненависть стоят одинаково дорого. В отрывке «Ромео и Джульетта» главным был не вегетарианский Ромео (Олег Блинов) – субтильный бОтан, мыслящий тростник (или, скорее, одуванчик с копной золотистых кудрей), которого и представить-то невозможно дерущимся, – и не задирающий его Тибальт (Денис Сильниченко), а именно он, Меркуцио, сознательно спровоцировавший драку и мужественно встретивший смерть.
К слову, в этой сцене из «Ромео и Джульетты» замечательно режиссёрски решён финал: когда Ромео, потрясая бумажкой перед носом Тибальта, говорил тому, что скоро до него дойдёт известье, благодаря которому они породнятся, Тибальту было не до того, чтобы вникать. Когда Ромео отказывается драться, Меркуцио забирает у него эту бумажку как перчатку. Когда же Меркуцио погибает, то Тибальт, осенённый догадкой, возвращается и, достав из кармана мёртвого Меркуцио эту бумажку, читает это самое известие (про свадьбу с Джульеттой), всё понимает и – в этот момент, когда все в шаге от мира, его внезапно душит Ромео.
И никто ничего не узнал.
Вообще, с режиссёрами на курсе, чувствуется, порядок, но всех имён, к сожалению, не назову: в программке они приведены очень избирательно. Первая сцена, из «Гамлета» (приезд Розенкранца и Гильденстерна – режиссёрская работа Юлианы Лайковой и Александра Барменкова) играется в декорации застолья, с подвешенным к потолку столом, уставленным вином и приборами. Тут многажды обыгрывается и этот стол, и стулья, и входная дверь, через которую входят с докладом и выгоняют с треском. Клавдий (Денис Сильниченко) и Гертруда (Анна Воркуева) там были несколько деревянными и помогали себе объясняться руками, поневоле роняя своё королевское величество. Картину скрашивал совершенно неожиданный, изумительный Полоний (Димитрис Георгиодис) – такой нахально-услужливо-прециозный, Полоний-артист, любящий свою работу царедворца и исполняющий её легко и с удовольствием.
Второй отрывок весь сделан на одном приёме: монолог Гамлета «Быть или не быть» играется как лекция студентам, в числе которых и Офелия. В конце она к нему подходит: «Принц, у меня от Вас есть подношенья…» и начинает доставать ему из своего ранца какие-то коробочки, духи, а он при всех возвращает их ей обратно.
В сцене ночного дозора (тоже из «Гамлета») наоборот больше поразили актёры: Василий Березин и Полина Айрапетова играют двух обкуренных часовых, которые развлекаются как могут, пока не приходит третий с Горацио вместе и своим допросом ломает им весь кайф. Понравилась ровно половина сцены (первая), а дальше всё куда-то расползается и перестаёшь понимать о чём.
Аналогичная проблема в сцене сватовства (из «Генриха V»). Там одинаково интересно работают все актёры: и Денис Сильниченко в роли напористого и остроумного Генриха, и Полина Айрапетова в роли французской принцессы-недотроги, которая «очень плохо понимайт по-английски», и Вероника Тимофеева (Алиса), которая находится на сцене меньше минуты, но за это время успеваешь разглядеть и запомнить замечательную харАктерную актрису.
Олег Блинов, которого почему-то упорно используют в ролях брутальных героев, помимо Ромео и Того, кто убивал кота в мешке (в «Макбете») играет ещё и Петруччо из «Укрощения строптивой». Эта сцена произвела на зрителя неизгладимое впечатление. Вот тут от режиссуры двойственные ощущения. Какой удачной казалась находка с дверью, стоящей «в чистом поле», и разделяющей непримиримых Катарину и Петруччо, прилепившихся к этой двери (а через неё и друг к другу) с обеих сторон! Как лихо начиналась их дуэль – с остроумными трюками, в т.ч. акробатическими. А дверь эта, представляющая собой что-то вроде турника, только не с круглыми, а с четырёхгранными брусьями и дополнительными опорами внизу, тяжеленная – монолит. И вот в один из кувырков Анна Воркуева, играющая Катарину, со всего маху ударяется лицом об угол. И на наших глазах у неё, бедной, над бровью набухает кровавая шишка сантиметра два в диаметре. Играет дальше (хорошо играет) – ещё раз ударяется; дальше – ещё раз, и снова головой. И хоть она держалась мужественно, а Петруччо и вовсе не дрогнул (а оно и вправду – легло на сюжет), но с такой техникой безопасности уже, простите, не до Шекспира.
За сценой членовредительства на гендерной почве последовали эти самые развесёлые «любовные игрища» из «Сна в летнюю ночь» (режиссёрская работа Артёма Соколова и Александра Барменкова), в которых помимо полюбившихся мне Березина и Кузнецова играли Мария Большова (Елена?) и Аура Гармуте (Гермия?). Тоже нормально играли; но мальчишки круче.
Конференцию с мемуарным уклоном мы, пожалуй, опустим, и в следующей серии сразу перейдём к капустнику.
Фотографий пока нет; найду – повешу.
Молодой и нахальный театральный панк Вася Березин за последний год в качестве режиссера поставил «Тибетскую книгу мертвых» в заброшенном депо у Курского вокзала, аукцион-перформанс «Богадельня» по Ги Дебору в заброшенном кинотеатре «Таллин» при свете пламени горящего пианино и пятичасовой самодеятельный спектакль приведенных с улицы пожилых фриков «Уроды» . Имеет диплом ГИТИСа, выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Как актер принимает участие в уличном пранк-променаде «Неявные воздействия» комиссара «Театр.doc» Всеволода Лисовского, а в его же спектакле «Молчание классиков. Вакханки» голого Березина избивает толпа таких же голых женщин в течение полутора часов. Еще Березин проводит подпольные выставки, читает хип-хоп и проходит обучение в лаборатории Константина Богомолова в МХТ им. Чехова. И да, это тот самый парень, в избиении которого Петр Павленский.
- Как вы попали в «Театр.doc»?
Позвали в лабораторию «Человек мира» к Андрею Попову в Суздаль (театральный фестиваль «Человек мира. Лаборатория современной культуры», проходивший в августе 2015 года. - Прим. ред. ). Так-то я бы и не поехал, наверное. Но мне жить тогда было негде, а там ночлег и еда. И я поехал. В итоге здорово провел время. Там были Сева Лисовский, Михаил Угаров, Елена Анатольевна - в общем, весь «Док». Так, собственно, и попал.
Выходя голым в «Вакханках» Лисовского или засыпая снегом горящее пианино в заброшенном кинотеатре, вы задумываетесь о том, чему вас учили в ГИТИСе? Насколько вообще ваши институтские представления об искусстве театра соответствуют тому, чем вы сейчас занимаетесь?
Подобное я предполагал, еще когда учился в ГИТИСе. Я тогда ушел жить на улицу зимой. Потому что было какое-то неприятное ощущение от инкубаторного строя, постоянно одних и тех же лиц, от одного и того же на сцене. Все одинаково существуют. Мне хотелось выйти из-под давления стандартного мышления. Единственным подходящим выходом оказалась улица. Мне так тогда казалось: то, что я вижу на улице, нужно тащить на сцену. Сейчас я уже понимаю, что это самообман. В общем, уже в институте я себя готовил к состоянию нахождения на дне, учился ощущать себя без ничего. Потому что понимал, что я неизбежно окажусь на дне и нужно быть к этому готовым, уметь справляться и жить с этим.
- Но чему-то вас в ГИТИСе научили?
Конечно! Геннадий Геннадиевич Назаров все время говорил, что нужно достигать своей цели. А от Камня (Евгения Каменьковича. - Прим. ред. ) я запомнил, что самое главное - ничего не бояться.
В чем секрет Лисовского, собирающего вокруг себя молодых актеров, готовых за ноль рублей работать на полной отдаче?
Даже не знаю. На какой-то бедности все происходит, это притягательно. Я вообще не люблю променады. Не люблю «Неявные воздействия», мне кажется, что сама форма променад-театра - неудавшийся эксперимент. Но все равно участвую, не знаю почему. Сева убедил, сказал, что это опыт психогеографии по Ги Дебору. Не знаю, как Севе это удается каждый раз - просто обманывать толпы людей. (Смеется.) Кто-то в каком-то комментарии в фейсбуке написал: «С кем вообще он общается, кому адресованы эти спектакли?» Я недавно понял. Его спектакли адресованы инопланетянам. В этом, по-моему, и заключается его сила.
- Чем вы вдохновляетесь? Что смотрите, читаете, слушаете?
В свое время меня очень вдохновила книга «Поездки за город». Это четырехтомник о московском концептуализме. И книга об архитектуре «Язык шаблонов» Кристофера Александера. Меня вообще вдохновляет архитектура. Архитектура и американские восьмидесятые. В кино Вуди Аллен, в искусстве Энди Уорхол. В музыке - хип-хоп. Я даже сам читаю . И вандализм, уличная культура, стрит-арт.
- В какой момент вас начала интересовать уличная культура?
О, ну давно. Еще в школе, в начальных классах.
- В чем это проявлялось?
Подъезды бомбил, тегал, флопы оставлял. Писал «PR City» - так наша группа называлась. Попадался полиции. То есть милиции, да. В отдел по делам несовершеннолетних.
- Не могу не спросить про Павленского. Во-первых, есть ли новости? Разбирательство продвигается?
Ну меня вызывают периодически. Я спросил: «А может весь этот процесс вот так вот еще год тянуться?» Мне сказали: «Может и два». Больше ничего пока не говорят.
- Как вы относились к акциям Павленского до инцидента, и изменилось ли ваше отношение после?
Самое странное, что я его поддерживал. Было такое. Мне друзья говорили: «Васян, ты бредишь». Я действительно считал, что его акции адекватны. Что они сделаны отлично, с умом. И в итоге после всего случившегося я изменил свое отношение. Понял, что я действительно бредил. Если человек играет героя, он и должен поступать как герой.
© Алексей Киселев
В составе «Неявных воздействий», перемещающихся все время из района в район, вы, наверное, изучили Москву с не самых парадных ракурсов. Как вы воспринимаете Москву? В чем особенность этого города, по-вашему?
Первым мне показал Москву, наверное, . Это художник из команды «Зачем». И , он тоже художник. Они с городом хорошо знакомы, потому что рисуют много, по городу ходят. Помню такую историю: Кирилл роется в мусорке, потом мы приходим в офис его друзей, и он достает там различные вещи, которые он извлек из мусорки. Какие-то книги, чертополох, какой-то хлам. Играет очень китчевая музыка. И такое чувство, знаешь, как будто в очень крутой магазин сходили. Ну а вообще я стараюсь видеть в Москве Детройт.
- То есть Москва - это такая большая помойка, на которой можно найти много интересного?
Мои друзья говорят, что Москва - это большая помойка, в которой все самое интересное находится на дне.
Как пришла идея сыграть спектакль в заброшенном депо? Это разве не опасно? Стоило нам вот сейчас появиться с фотоаппаратом, сразу аборигены пришли и принялись угрожать. Или на ваших репетициях такого не было?
Было! Там чуть не убивали людей. С заточкой на нас бросались. Чтобы они разрешили нам играть спектакль в депо, я им показал место с отоплением, где можно ночевать зимой. А само место я давно уже заприметил. И в какой-то момент стало очевидно, что там нужно поставить «Тибетскую книгу мертвых». Сначала думали, что нужно на скотобойне ставить, свиньям читать, готовить их к встрече со смертью. А потом подумали: какие свиньи, когда люди еще не готовы. Вообще, спектакль предназначен в первую очередь для бездомных. Бездомные существуют все время на грани смерти. Я сам жил на улице, представляю, как это. Для этих людей «Тибетская книга мертвых» - это новый уровень. Новая позиция на пути становления другим человеком. Пока спектакль игрался летом, многие прекратили пить. Потом я приходил, видел, что некоторые снова спивались.
Спектакль «Уроды» в «Театр.doc» длится пять часов и идет без антракта. Егор Осенев (слева) отвечает за занавес, Махаэль Занадворов (справа) рассказывает о допросах в КГБ
© Дмитрий Лисин
1 из 4Променад-спектакль «Неявные воздействия» Всеволода Лисовского играется в публичных местах, маршрут всякий раз новый и импровизированный.
© Театр.doc
2 из 4Первые показы «Богадельни» Васи Березина проходили на сцене Международного университета Москвы. Но уже тогда центральным номером был аукцион, на котором выставляются картины, фотографии и, например, «Пустота» Ива Кляйна. Зрители охотно скупают все.
© newcinemaschool.com
3 из 4«Тибетская книга мертвых» участвовала в программе фестиваля NET - Новый европейский театр.
© Театр.doc
4 из 4А как сложилась история со спектаклем в кинотеатре «Таллин»? Полчаса от «Нагорной» - как вы вообще его нашли?
Я специально искал заброшенный кинотеатр. Спектакль по киносценарию Ги Дибора в заброшенном кинотеатре - это же мечта. Он бы и предположить такого не мог. Искали через паблики в «ВКонтакте». Был вариант на «Динамо», еще на окраинах были, и вот «Таллин». А поскольку я родился в Таллине и еще снаружи он оказался похожим на японский театр, я подумал: нам подходит.
- Насколько важна для вас ситуация нелегальности?
Для режиссера, мне кажется, важна независимость. А для Ги Дебора, безусловно, важна нелегальность.
- Что дает независимость?
Свободу. Можно сжечь пианино. В каком кинотеатре или театре сейчас разрешат сжечь пианино?
В независимом «Театр.doc» уже несколько раз прошел ваш пятичасовой спектакль без антракта под названием «Уроды». Кто эти люди на сцене?
С Верой Павловной (Фоминой. - Прим. ред. ) я познакомился года три назад. Она художница и поэтесса. Плохая художница, и поэтесса тоже плохая. Вообще. Ты видел ее работы? (Смеется.) Это же действительно плохо. Какие-то шаржи она рисует, карикатуры никчемные, уродливые. Она рисует по тридцать работ в день, и никому они не нужны. Только дом захламляется. Я устроил ей выставку, наблюдал, поддерживал, установил с ней некоторую связь. На «Золотом осле» (многосерийный проект «Электротеатра Станиславский». - Прим. ред. ) я делал работу и пригласил ее как художника. (Смеется.) Весь театр был в шоке. Она прямо со всеми своими сумками пришла. Брала кофе, доставала какой-то хлеб. Потом перестала приходить. С ней же дико сложно, она не совсем адекватная женщина. У нее большие проблемы со временем. Она может забыть прийти, перепутать, опоздать на час. Как-то нужно уметь ее обманывать, чтобы она пришла вовремя. Три года мы с ней привыкаем друг к другу, я до сих пор не привык. Михаэль (Занадворов. - Прим. ред. ) - вообще непонятно, кто это. Он приходил на лабораторию «Июль» в «Театр.doc» как зритель, потом пришел на кастинг. Еще есть антрополог Сергей, его привела Вера Павловна. Он пришел, и я понял, надо брать. Там не было никаких сомнений. Вообще. Егор (Осенев. - Прим. ред. ) просто невозможный зануда. Он пришел однажды на проект «Соц.док» со своей женой. В тот день больше никто не пришел. «А кто-нибудь еще придет?» - он не уходил и повторял это все время. И потом на следующий «Соц.док» опять пришел, и снова то же самое. Никто ничего про него не знает толком. Он стал писать Севе бесконечно что-то в фейсбуке. Сева от него отписался и говорит мне: «Бери его в «Уроды». Так он попал в проект. А вообще, он снимался в фильме «Пыль» и должен был участвовать в спектакле Петра Мамонова, кажется. Андрей (Островский. - Прим. ред. ) - артист из «Электротеатра», мы с ним делали «Золотого осла». Я делал спектакль, вообще-то, с 13 артистами, но на данный момент в нем остался только Андрей, который рассказывает о том, каким должен был быть спектакль в идеале. Есть еще Арман (Сируниан. - Прим. ред. ), его привел Михаэль. Арман играл в спектаклях Алексея Паперного.
- Вы поступили в лабораторию Константина Богомолова в МХТ им. Чехова. Зачем вам это?
За возможностью поставить. Очень бы хотелось поставить на сцене МХТ. Такие амбиции.
- А как же независимость и свобода?
Слушайте, ну там, я думаю, тоже можно найти независимость и свободу. Сейчас я вдруг понял разницу между мной и Севой (Лисовским. - Прим. ред. ). Сева пытается все время убить театр, а мне все время хочется возродить театр. И вот он рушит, а я возрождаю все время. Так мы с ним сошлись. А Богомолов относится к нам как к коллегам. Мы все разбираем три вещи: «Преступление и наказание», «Чайку» и что-то свое. Сейчас мы будем делать отрывки. Я готовлю отрывок «День Мармеладова» из «Преступления и наказания» с Сергеем Муравьевым из «Гоголь-центра». Полностью все переписали на современный язык, переделали. Из «Чайки» я буду делать отрывок с Верой Павловной, я буду Треплев, а она - Аркадина, то есть мать. Она мне правда напоминает мою мать. А сам выбрал, что хотел бы поставить, - «Шоа», 10-часовой документальный фильм про Освенцим. Я бы хотел поставить сценарий этого фильма. Пересмотреть всю ситуацию, в которой нет выигравших. И при этом как будто все победили.
- В финале «Уродов» вы выходите на сцену и говорите, что считаете себя уродом. Что вы имеете в виду?
Это такая история неудачников. Очень важно человеку признать, в чем он урод. Каждый в чем-то урод. Я не во всех это вижу. У кого-то в росте. У кого-то в душе. Вижу в себе некое уродство - образ жизни, кого-то когда-то обманул, и вот этот геометрический путь от одного к другому уродлив. Важно признаться себе, что ты урод. Признать уродство. Как я обращаюсь со всеми этими людьми, как я обращаюсь с артистами. Это же чистое уродство. Веру Павловну я вообще за человека долгое время не считал, я думал, это собака. Говорил ей: «Заткнись!» Она привыкла, что к ней все так относятся. Однажды я на нее очень сильно накричал на репетиции, а у меня еще был сломан мизинец на ноге. Потом спрашиваю: «Вы на меня обижаетесь?» Она говорит: «Как я могу обижаться на человека, у которого сломан палец».
То есть вы собрали пожилых причудливых людей и предложили им сыграть главные роли в спектакле под названием «Уроды»?
Нет, мы репетировать начали, когда еще не было названия. То есть я-то знал, как назову спектакль, но говорил что-то вроде: «Понимаете, freaks, фрики». А потом они раз опоздали на репетицию, два, и я говорю: «Ну уроды». Так и получилось.
- Они ведь прочитают это интервью.
Ну и ладно, что такого. Я ведь их всех люблю. Дикая, безусловная любовь совершенно.
Во время спектакля становится страшно неловко, когда пожилых людей отчитывает человек, который годится им практически во внуки. Это намеренная провокация? И как у вас сложились такие отношения?
- (Смеется.) Я прямо вижу, как написано: «Смеется». С ними же нужно говорить откровенно - вот что самое главное. Нужно говорить прямо и правду. Иначе ничего не вскроется. Что, Вера Павловна не … (прожила впустую. - Прим. ред. ) свою жизнь, что ли? Я ей так и говорю напрямую, и она сама это признает. Мы же друзья. И я могу к ним на «вы» и на «ты» обратиться. Важный момент - этим людям нечего терять. Я говорю Михаэлю: «Сколько тебе осталось?» Он говорит: «Двадцать лет». Ему сейчас 67. И я думаю, это здорово. Нам плевать, мы просто с ними вместе. И можем на старости их лет очень неплохо повеселиться.
В заброшенном депо на Курском вокзале актеры Театра.doc играют со смертью: режиссер Ваилий Березин поставил спектакль, где целый час шесть актеров, сидящих над пропастью, как древние буддистские боги, читают текст Тибетской книги мертвых. Корреспондент сайт поговорил с командой спектакля о роли зрителя, бомжах и понимании философии.
– Кто из вас буддизмом увлекается?
– Василий Березин : Камилла Мухлисова (прим. ред. – актриса Театра.doc)
– То есть тема спектакля была выбрана с ее подачи?
– В.Б. : Ну нет, с общей.
– Это как?
– В.Б. : Я захотел поставить Тибетскую книгу мертвых и предложил ее курсу Муравицкого, но оттуда осталось только два человека, Светлана Маршанкина и Камилла. Остальных актеров я выбрал через кастинг.
– Согласись, Тибетская книга мертвых – не слишком обычный текст для театральной постановки.
– В.Б. : Я просто ее прочитал и захотел поставить. Я читал о Модильяни, что перед своей смертью он сел возле храма, прочитал наизусть молитву из Тибетской книги мертвых и ушел на тот свет. Из-за этого мне стало очень интересно ее почитать. Изначально я хотел устроить перформанс и читать на скотобойне свиньям, но потом меня осенило, что большинство людей Тибетскую книгу мертвых не читали, и им это нужно больше, чем свиньям.
– В чем ты видишь различие перформанса и спектакля в таком случае?
– В.Б. : Неееет. Сейчас мы вернемся к тому, у кого какой зритель. У Антонена Арто зрителя вообще не было, а у Гратовского зритель выступает как свидетель. Для нас особой разницы между спектаклем и перформансом вообще нет. Я ее не вижу.
– Какой у вас зритель?
– В.Б. : Важным аспектом было привлечь разного зрителя – охранников, рабочих, бомжей, хипстеров, взрослых людей. То есть тех, кто понимает, что они умрут. Это интернациональный спектакль, абсолютно для всех.
– Камилла Мухлисова : Всех, и здесь вообще не важен статус. Летом, когда было тепло, бомжи очень подолгу сидели на наших репетициях, делали замечания, давали советы. Охранники сначала ругались и вызывали полицию, а потом стали прислушиваться и приходить на спектакль.
– В.Б. : У меня есть спектакль "Богодельня по Ги Дебору" – он более молодежный, а этот – универсальный.
– Я спрашиваю скорее не о статусе, а о роли зрителя в спектакле.
– В.Б. : Зритель разговаривает с самим собой. Это что-то вроде квеста, где он должен искать все эти идеи в себе и подключать образное мышление. Он, скорее прихожанин, нежели участник.
– Никита Щетинин : Мне кажется, он в полной мере становится участником, потому что погружается в контекст этого места, заброшенного депо, где происходит действие.
– В.Б. : И все-таки нет. Он прихожанин, потому что даже те выкрики, которые слышны из-зала, неуместны, если это не выкрики бомжей, живущих в депо – бомжи как раз заявлены как актеры спектакля.
– То есть зритель должен сидеть и смиренно слушать, как в классическом театре? Взаимодействовать с актерами или передвигаться по пространству он не может, так?
– В.Б. : Ну актеры сами взаимодействуют с ними – в конце спектакля они подходят к отдельным зрителям и читают молитвы. Но если зритель выходит к сцене, то такого зрителя я готов выгонять. Я не люблю иммерсивные спектакли или спектакли-променады.
– Никита Щетинин : Это естественно, когда человек попадает в такое необычное пространство, ему хочется походить, посмотреть. Но вторжение в историю – это не корректно. С другой стороны, когда кто-то вклинивается, это очень сильно работает на контекст.
– В.Б. : Например, бомжи. Но они свободные люди, мы им не можем ничего запретить или заставить говорить какие-то реплики. Недавно в депо появился бомж Давид – он абсолютно сумасшедший. С ним все сложно – может выйти и стоять перед актерами на сцене. Его может ограничить только Платонов – он там самый главный и может его выгнать. В депо своя иерархия бездомных. Платонов сначала вообще хотел нас всех убить – когда только начались репетиции, он вышел на нас с иконами и отверткой, пытаясь изгнать. Но мы с ним договорились, и больше никаких проблем не возникало. Мы с ним даже по городу гуляли.
– Александр Чусов : Бомжи в каком-то смысле даже заботились о нас, помогали камни таскать.
– Никита Щетинин : На первый показа спектакля все бомжи пришли в белых чистых рубашках, а после устроили гулянку и отмечали премьеру. Они очень гордились тем, что мы их привлекли к спектаклю. И это тоже важная социальная функция. Заставляет задуматься.
– В.Б. : Платонов говорит, что сильно изменился. Даже пить бросил.
– Камилла Мухлисова : Они так прокачались, что стали ходить бритыми, чистыми, покупать продукты в магазинах и готовить себе еду. Общаясь с нами, они приближаются к обычному человеку. Их же никто всерьез не воспринимал, а Вася с ними со всеми нашел общий язык. Но и к ним мы тоже прислушивались – они могли сказать: "ой, ну ты что-то сегодня не то делаешь" или "девушка у вас неправильно ударение ставит" или один из низ начинал рассказывать, как за 400 рублей вагон бетона перегрузил. И ты понимаешь всю суть актерской профессии: ты сидишь дома, как растение, и потом, насмотревшись Феллини, пытаешься играть персонажей, которых видел на экране. А тут нам самим потребовалось строить себе сцену.
– Никита Щетинин : Я называю это выход из тотальной зоны комфорта.
– Михаил Хотеенков : Я даже заплакал на второй репетиции. Я привык к комфорту: сцена, гримерка, душ. А когда на тебя с оружием выходят, а еще сильно воняет – внутри что-то сдает.
– Почему бы тогда было не выбрать какое-то другое место?
– В.Б. : Ну а где еще найдешь бомжей? Бездомным просто необходимо читать Тибетскую книгу мертвых, потому что они находятся на грани жизни и смерти. Я сам жил на улице и я понимаю, что с ними происходит.
– Вы же понимаете, что эти бомжи вряд ли слышали о Тибетской книге мертвых? Даже не все зрители наверняка знали о ее существовании.
– В.Б. : Вот как раз и почитают.
– То есть вы надеетесь увлечь зрителя спектаклем настолько, чтобы он заинтересовался буддистской философией?
– В.Б. : На первой репетиции мы сами разбирались со всеми этими богами и состояниями. Я хотел привести консультанта, но потом отказался от этой идеи – девушка совсем в отлете. Каждый из нас нашел свой смысл. Но мне важно, чтобы зритель услышал суть: для того чтобы перейти из первого дня во второй, нужно сделать вот это и это, чтобы перейти дальше, нужно пойти на "тусклый красный свет", и так далее. Это все равно что я бы на карте показывал вам, как дойти от метро до депо.
– Это разные вещи. Одно дело – топография, другое – абстрактные понятия и абстрактные действия. Поезд за окном прошел, бомж что-то выкрикнул – это переключает зрителя на реальный мир. И вы ему никак не помогаете в другом, загробном, мире разобраться.
– В.Б. : Ну это от зрителя зависит, от его уровня.
– Насколько он должен быть подготовлен?
– В.Б. : Некоторые молятся на спектакле. Это вещь не для развлечения, тут важен мозговой, интеллектуальный процесс.
– Камилла Мухлисова : Мы не аниматоры, чтобы развлекать. Это очень сложная вещь, очень духовная. Когда я узнала, что Вася ставит Тибетскую книгу мертвых, у меня умер брат. Благодаря этому спектаклю я поняла, что он живой, просто у него нет физического тела. Я исцелилась и многое осознала, вернулась в материальную жизнь. Теперь для меня смерти нет.
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать
- Статусы про мировоззрение Мировоззрение вконтакте значения
- Статусы про мировоззрение Что значит мировоззрение в вк