Картотека бесед по экологии в подготовительной группе. Беседа по экологическому воспитанию «Учимся беречь нашу планету
Беседа о культуре поведения в природе
Беседы – наиболее распространенные формы экологического воспитания. Они могут использоваться в качестве дополняющих компонентов по темам или просто по плану работы в группе продленного дня.
Одна из наиболее значимых – беседа о культуре поведения в природе. Ее целесообразно провести, готовя детей к весенним и летним прогулкам и экскурсиям, в сентябре–октябре, анализируя отношение детей к природе и безопасное поведение на улице. Чтобы беседа была разнообразной и насыщенной, воспитатель использует набор иллюстраций.
Цель беседы: воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.
Оборудование: выставка рисунков детей на тему: «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, пластинки «Голоса птиц в природе».
Участники: педагог, родители, дети.
Ход беседы
Воспитатель . Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
Давайте подумаем, что нас радует в природе. Да, красота, чистый, воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.
Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.
Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения? Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой приемник или магнитофон? Можно ли это делать? Почему? Посмотрите на плакат «Не шуми в природе!». Что нам хотел сказать художник? Когда дети шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса?
В глуши лесов,
В глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
И. Бунин
Человек много берет от природы, а чем он платит ей?
Воспитатель пересказывает рассказ И. Окильского из журнала «Юный натуралист»:
Трудно представить себе землю без леса, без деревьев, но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы (разные рисунки, надписи на них). Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву, всему лесу. Ведь стоит сделать на коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадают споры грибов-трутовиков или поселяются вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно запомнить?
«Любители» природы наносят и другой ущерб деревьям.
О чем нам говорит художник этим плакатом? (Иллюстрация «В лесу ты не один».)
Да в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.
Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5–7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!
Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.
Посмотрите на плакат, на котором изображен котелок с едой, висящий над костром. Что здесь изображено неправильно, какие грубые ошибки допустили отдыхающие? (Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые, здоровые деревца.) Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков) 0,5–1 см почвы образуется за 100–300 лет. Берегите почву!
Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания.
Дуб черешчатый доживает до 500–1000 лет, достигает высоты 40 м, диаметра 1–1,5 м, начинает плодоносить с 40–60 лет. Молодая поросль погибает из-за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок!
Дети, а как вы поступите, если в лесу на прогулке вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните свой ответ. (Дети дают ответ на вопрос после просмотра иллюстрации «Не губи растения в природе!».)
А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека! Посмотрите на плакат. О каком правиле напоминает нам художник? (Плакат: «Не сбивай мухоморы!».) Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? Очень важно во время прогулок в лесу не обижать местных обитателей. Часто достается от детей муравьям. Чьи домики привлекают внимание?
Воспитатель читает детям рассказ А. Тумбасова «Дом-пирамидка», показывая иллюстрацию «Не разоряй муравейников»:
Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу, и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, различный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи настраивают свое жилье, возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога. Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает внутрь, хозяева растеряны: пришла беда. Какое жилье с худой крышей!? Муравьи не успевают быстро восстанавливать ее, и в ненастье гнездо погибает.
Муравьям нужно помочь: осторожно подровнять дом-пирамидку и исправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами.
Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем. Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоты.
Чтение стихотворения П. Гвездослава:
Я сорвал цветок, – и он увял.
Я поймал мотылька, – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе!». Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.
Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, с бутылками, пакетами, бумагой и остатками еды?
Знаете ли вы, что бумага брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – 1000 лет? Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты.
То предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не ее красота,
Удивляет ее терпенье.
А когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли,
Это прежде всего –
Крик о помощи!
Р. Рождественский
Давайте сформулируем, запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. (Воспитатель слушает ответы детей, записывает их на доске.)
Правила поведения в природе
1. Никогда не наноси вред природе.
2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.
3. Не трогай домиков животных, их детенышей.
4. Не трогай птичьи яйца.
5. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).
6. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.
7. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
8. Подкармливай зверей и птиц зимой.
9. Не мусори на месте своего отдыха.
10. В меру бери дары природы.
11. Не прокладывай новых тропинок в лесу.
12. Находясь на природе, учись наблюдать за ней.
14. Не засоряй рек, родников, при необходимости расчищай места засоров.
15. Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
Тема: «Наш дом»
Беседа об экологии.
Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.
Ход занятия.
«Ох, какая сегодня плохая экология», - говорит мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова». «Да» ,- соглашается папа, - экология у нас совсем никудышняя, об этом и в газетах пишут все время и по телевизору говорят и показывают. Надо её исправлять».
Кто же такая это экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может она похожа на Фрекен – Бок из мультфильма, которую показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Спроси у папы или у мамы, что такое экология. Может быть они скажут? «Это когда все вокруг плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть». «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?» - спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чём не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек.
Но для того чтобы понять, почему так произошло, давайте сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. И переводится слово «экология», как наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа.
Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города. Чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом леса, луга, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом – природа. Дом без которого нам не прожить.
Но вернемся к экологии. Мы с вами знаем, что в доме нужно как можно чаще убираться (даже если совсем не хочется это делать), разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, выносить мусор каждый день. Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны такие же правила. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. Читая книги по экологии вы узнаете, почему заяц в лесу белый, а летом серый, для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать.
В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью самых толстых жителей не должен провалиться. Если развалим стены – упадет крыша, от дома ничего не останется.
Природа, как мы уже выяснили, - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он ещё простоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь знакомая наука экология.
Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает. Как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.
С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое « окружающая среда»? Когда говорят среда, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. А она вокруг нас. А в плену у природы в какой-то степени люди были всегда, потому что они - её часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек – это царь природы, её хозяин. Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Поэтому нельзя плохо относиться к природе, разрушать свой дом. Природу нужно беречь, бережно относиться к ней.
- Что такое окружающая среда?
- Какая среда их окружает?
- Почему её надо беречь?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Наш дом»
Беседа об экологии.
Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.
Ход занятия.
«Ох, какая сегодня плохая экология», - говорит мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова». «Да» ,- соглашается папа, - экология у нас совсем никудышняя, об этом и в газетах пишут все время и по телевизору говорят и показывают. Надо её исправлять».
Кто же такая это экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? Иесли она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может она похожа на Фрекен - Бок из мультфильма, которую показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа - кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Спроси у папы или у мамы, что такое экология. Может быть они скажут? «Это когда все вокруг плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть». «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?» - спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чём не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек.
Но для того чтобы понять, почему так произошло, давайте сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. И переводится слово «экология», как наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом - необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему - природа.
Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города. Чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом леса, луга, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом - природа. Дом без которого нам не прожить.
Но вернемся к экологии. Мы с вами знаем, что в доме нужно как можно чаще убираться (даже если совсем не хочется это делать), разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, выносить мусор каждый день. Но если природа - тоже наш дом, то и здесь уместны такие же правила. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. Читая книги по экологии вы узнаете, почему заяц в лесу белый, а летом серый, для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать.
В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью самых толстых жителей не должен провалиться. Если развалим стены - упадет крыша, от дома ничего не останется.
Природа, как мы уже выяснили, - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи - словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он ещё простоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь знакомая наука экология.
Ученые говорят, что экология - это наука, которая изучает. Как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.
С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое « окружающая среда»? Когда говорят среда, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. А она вокруг нас. А в плену у природы в какой-то степени люди были всегда, потому что они - её часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек - это царь природы, её хозяин. Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Поэтому нельзя плохо относиться к природе, разрушать свой дом. Природу нужно беречь, бережно относиться к ней.
Вопросы:
- Что такое окружающая среда?
- Какая среда их окружает?
- Почему её надо беречь?
Людмила Радченко
Экологическая беседа «Поможем природе»
Рекомендации : Беседу можно начать с разговора о конкретной помощи , которую дети могут оказать природе К этому времени у них накоплен достаточный опыт общения с природой сформированы определённые природоведческие и природоохранные знания . В беседе могут принять участие дошкольники и родители.
Цель беседы : Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природе ,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе .
Оборудование : Фото стенд,выставка детских рисунков «как я помогаю природе » «кормушек» «скворечников» ,плакаты на тему охраны природы , поделки из природного материала
Участники : Воспитатель, приглашенные школьники,родители.
Ход беседы.
В : Вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи . Как вы считаете, охрана природы _ дело только взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например : спасать животных попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям
А теперь расскажите о том, что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе » . Многие на рисунках изобразили посадку растений, цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка знаете поговорку о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.
А кто нам подскажет. Как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости познакомить детей с правилами посадки растений)
Мы посадим липы и клёны
Будет город нарядный, зелёный
Тополя мы посадим рядами
Станут площади наши садами
Окружим мы деревьями школу
Пусть звенит над ней гомон весёлый
Любят зелень счастливые дети
Любят видеть деревья в расцвете
Пусть цветет с каждым годом все краше. Молодая планета наша.
В : Важно не только посадить дерево. Растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним. Оберегать от вредителей, регулярно поливать
У красы - берёзки платье серебрится
У красы – берёзки зелёные косицы
Со двора к берёзке выскочили козы
Стали грызть берёзку, а берёзки – в слезы
Защищать берёзку стали мы гурьбою
Что б краса – берёзка выросла большою «П. Воронько»
Ранней весной можно увидеть такую картину :
Пастух кору надрезал у берёзы
Склоняясь, тянет сладкий сок
За каплей капля падает в песок,
Берёзы кровь прозрачная как слезы (Ф. Сологуб)
В : Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году,постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве.
ЗАПОМНИТЕ : Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. В пословице говорится :Много леса- береги,мало леса- не губи, нет леса- посади. Кто из вас вместе со взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудиться
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу
Пейте, пейте, не жалейте –
Поливайте огород
Он ведь тоже воду пьет (Е. Благинина)
В : Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах : мастерят вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц.
Для гостей на окно- сыплет Костя пшено,
Воду льёт на блюдце- пусть они напьются
Мёрзнут лапки у синичек
Плохо им без рукавичек
Да и голодно зимой в мороз
Я им семечки принёс
Посмотрите- ка сбда,
На ладонь ко мне садятся
Греют лапки. Не боятся (О. Высоцкая
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую)
А как вы помогали природе летом ? Главная задача летом для взрослых и детей –борьба с сорняками. Не случайно говорят : Сорную траву – с поля вон
Существует много видов сорных растений, среди них – мятлик луговой,пырей ползучий и т. д.
(Показать изображения растений)
Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять, они заглушают культурные растения,посаженные на огороде,клумбах и т. д. Культурные растения,не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая
Не ленись, пораньше встань!
Если ж ты запустишь грядки
Не прополешь, не польешь –
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь (Т. Белозёров)
Любая помощь- человеку , растению или маленькому животному – приносит радость, удовлетворение, счастье. А виды этой помощи могут быть самыми разными, например,как в стихотворении А. Барто.
Мы не заметили жука
А он живой, он жив пока
Жужжит в окне, расправив крылья
И я зову на помощь маму
Там жук живой,раскройте раму.
В заключении беседы дать детям задание рассказать младшим товарищами родителям, какую помощь они могут оказать природе
БЕСЕДА : РАСТЕНИЯ ПРОСЯТ ПОМОЩИ .
РЕКОМЕНДАЦИИ : Беседу целесообразно проводить весной в уголке природы , можно привлекать к проведению специалистов. Какую роль играют растения в природе ? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зелёный наряд планеты. Это «легкие» планеты, они выделяют в воздухе кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку,снабжают людей строительным материалом, сырьем для тканей.
Давайте вместе рассмотрим репродукции картин «Демонстрировать репродукции картин художников пейзажистов» Что изображено на них? Лес, поле, луг, наша родная природа . Вам нравится эти картины? Чем? Природа – это ещё и красота , без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы,воды воздуха. Не случайно создана Красная книга природы , куда занесены и исчезнувшее, редкие находящиеся под охраной государства растения. «демонстрировать Красную книгу» Спросить у детей, почему же обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зелёному наряду планеты.
За один солнечный день, один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг. углекислого газа, а выделяет 200 кг. Кислорода
Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.
Чем грозит елям приближение Нового года. Как мы можем им помочь ? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.
Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к весенней красоте природы , за солнцем, воздухом и букетами. Придет беда к растениям- первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь , потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу, и на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.
Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке :
Цветок изменчив. То красный венчик, то синий венчик «медуница»
Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать её в букеты, любуйтесь ею в лесу.
Какие же ещё цветы можно увидеть в пробуждающем лесу
Первым вылез из землицы –на проталинке.
Он мороза не боится – хоть и маленький «подснежник»
Звучит мелодия пьесы «подснежник» П. И. Чайковского Дети слушают стихи о подснежнике
Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть ещё над лесом – властвуют снега,
Пусть лежит под снегом, сонные луга
Пусть на спящей речкой – неподвижен лёд
Раз пришел разведчик – и весна придет! «Серова»
В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеют леса.
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит
Мне кажется : его задень –
Он тихо зазвенит
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правильно своим друзьям
Кто из вас видел сон – траву? Где вы её видели? Это очень красивый и нежный цветок (показать иллюстрацию) . Прострел или сон- траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья буд-то разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.
Почему это растение называют сон- травой? Его поникшие цвета буд-то спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает. (демонстрировать цветное фото или слайд.)
Иногда присев на поляне, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно- голубая фиалка. Знай тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картинке? (демонстрация)
Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке- ветками шепча
Лёгкая, как облачко, белая как снег.
Радовался дереву каждый человек
Приходили девочки посидеть под ней
И могла цвести она- много много дней
Эта чья черёмуха? Да она – ничья
Белая снегурочка около ручья
Мимо тетя ехала- оглядясь вокруг
Сразу от черёмухи отломила сук
Городские школьники шли в далекий путь
Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки – а снегурки нет
Лишь в пыли валяется вянувший букет
А была черёмуха чистая как снег
Радовался дереву каждый человек. (З. Александровна)
Так давайте не будем ломать деревья. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья,сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит вред, чтобы не было случаев подобных этому :
Ах, как я люблю природу ! – Говорил Серёжа –
Очень я люблю сирень
И рябину тоже.
И хотелось бы спросить
Тихо у Серёжи
Кто сломал в саду сирень
И рябину тоже? (Р. Сеф.)
В заключении беседы предложить детям сажать на участке цветы и кустарники и ухаживать за ними.
Экологическая беседа "Мусор - глобальная проблема".
Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Описание материала: В этом году передо мной встала задача рассказать ребятам о экологии нашего края. Предлагаю вашему вниманию несколько бесед о экологии, рассчитанных на детей 5-7 класса, так же этот материал может быть полезен учителям, воспитателям и родителям.
Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля. Начинается беседа с показа отрывка мультфильма " Валли", затем следует постановка проблемного вопроса. Вопрос можно обыграть или попросить детей задать его, или задать учителю (это зависти от класса).
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах бытовых загрязнений.Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
-изучить масштабность проблемы;
-проанализировать современные способы утилизации мусора;
-найти рациональные способы утилизации мусора.
Ход беседы.
Мультфильм следует остановить на 2 минуте и задать вопрос: "Что вы увидели в этом отрывке?"
Примерные ответы детей:
-горы мусора,
-пустая планета,
-робот, собирающий мусор...
Вопрос учителя: "Почему планета пуста, что произошло? В чем причина?"
Примерные ответы детей:
-люди улетели, потому что засорили планету и не смогли на ней жить.
А теперь загляните под ваши парты (обратите внимание на тротуар...или любой другой пример.., не найдется ли там работа для Валли?
Наш поселок возник в 1921 году, на берегу реки. Было построено несколько домов. Первые жители видели вокруг красивый лес, плодородные луга, ковры полей. Посёлок рос. И что же мы видим сейчас? В результате чего это произошло? ( Ответы детей)
Сегодня мы поговорим с вами о мусоре, попробуем разобраться на сколько опасен наш бытовой мусор.
Показ презентации.
Мусор-глобальная проблема.
2 слайд . На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год3 слайд.
Причины возникновения мусора:
. рост производства одноразового использования;
Пример для наглядности: одноразовая посуда, которая используется в походах, на пикниках и дт.
. увеличение количества упаковки;
Пример для наглядности: коробка конфет. Чтобы добраться до горсточки конфет, мы сначала снимает пленку, затем открываем крышку коробки, потом убираем бумагу, и достаем конфетки из индивидуальных упаковок. В результате конфет всего 6-12 штук, и полное ведро мусора!
. повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Пример для наглядности: почти каждый день с экрана телевизора нам предлагают новинки телефонов, и у нас возникает желание купить новую вещь, хотя старый телефон- исправен и функционален. Куда же мы деваем старый телефон приобретя новый?
4 слайд. Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) - предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления
ТБО: бумага, стекло, пищевые отходы, пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, ТБО крупногабаритный (мусор - старая мебель, вышедшие из строя бытовая техника, автомобильные шины и др)
5 слайд. Условно весь производимый мусор можно разделить на 4 категории . (описание на слайде)
Инертный - Обладающий низкой химической активностью; с трудом вступающий в химические реакции.
Отходы также подразделяют по степени опасности для окружающей среды. Классификация идет по нарастающей от 5 класса до 1.
1 класс: Чрезвычайно опасные отходы. Угроза очень высокая, при таком уровне экологическая система необратимо нарушена период восстановления отсутствует.
2 класс: Высоко опасные отходы. Угроза для окружающей среды высокая. Восстановление экологического баланса возможно через 30 лет.
3 класс: Умеренно опасные отходы. Экологическая система нарушена. Восстановление экологической системы возможно не менее, чем через 10 лет после уменьшения или устранения вредоносного источника.
4 класс: Мало опасные отходы. Воздействие на экологию присутствует. Восстановление экологии не менее, чем 3 года.
5класс: Практически не опасные. Воздействия на экологию нет.
6 слайд. Строительные и бытовые отходы
Строительные отходы. Данный вид отходов образуется в процессе строительных и монтажных работ различного назначения, в частности строительства крупных объектов, дорожных работ, а также при демонтаже и сносе помещений. Чаще всего к таким отходам относят застывшие растворы кусковой формы, щебень, битый кирпич, арматура, древесный мусор, лом металлов и другие. Данные отходы относят к категории 3-4 класса опасности.
Бытовые отходы.
Бытовые отходы образуются в процессе жизнедеятельности человека, как правило, в учреждениях, жилых комплексах, частных секторах, муниципальных учреждений и так далее. К данному виду мусора принято относить пищевые отходы, пластмассу, бумагу, мебель, стекло, одежду и другие бытовые отходы. Такого рода мусор имеет 4-5 класс опасности.
7 слайд.
Промышленные стоки
Промышленные отходы.
Это различного рода отходы, которые образуются а результате производственных работ и технологических процессов. Мусор имеет 2-3 класс опасности.
Помимо отходов, образующихся в результате деятельности населения и предприятий, к сточным водам относятся также воды, образование которых стало следствием выпадения различных атмосферных осадков на территории объектов промышленности и населенных пунктов.
Различные органические вещества, содержащиеся в стоках, при попадании в водоемы начинают гнить и вызывают ухудшение санитарного состояния как самих водоемов, так и окружающего воздуха, а также становятся источниками распространения болезнетворных бактерий.
Поэтому важнейшими вопросами охраны окружающей среды являются водоотведение и очистка сточных вод, позволяющие предотвратить нанесение вреда здоровью населения и экологической ситуации населенных пунктов.
8 слайд.
Химические соединения и резина
Химическое - загрязнителем являются вредные химические соединения. 1 класс опасности.
9слайд
. Материалы упаковки (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, алюминиевые банки)
10 слайд.
Путей утилизации придумали три (описание на слайде)
Упражнение " Мой портфель"
(индивидуально, в группах, всем классом)
Дети достают из своих портфелей вещи, предметы и сортируют их, раскладывая отдельно предметы сделанные из дерева (бумаги), металлов, ткани, стекла, пластмасс. Под руководством учителя записывают данные в таблицу, выписывая содержимое портфеля в соответствующие графы. Далее обсуждение: много ли изделий и из какого они материала? Как долго будут служить эти вещи? Как быстро они попадут на свалку? Можно ли что то сделать, чтобы они не стали мусором?
11слайд.
Свалки самый антиэкологичный способ переработки мусора.
Ри обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата)
В тетрад
ь:
1.Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.
2.В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы
3.На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
12слайд.
При устройстве мусорной площадки учитывается:
-роза, ветров в районе свалки;
-расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
-водопроницаемость грунтов;
-площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
-расположение, удобное для подъезда транспорта
13 слайд.
Как вариант свалки предлагается полигон для хранения ТБО- это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы. Объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
Свалка нашего поселка отвечает всем требованиям? Почему?
14 слайд.
Несанкционированные свалки
(Где данные свалки можно увидеть в поселке? вблизи него?)
1.Уродует ландшафт.
2.Создает угрозу для здоровья людей:
-размножающиеся грызуны, являются переносчиками инфекционных заболеваний;
- токсикологическая опасность от выделяющихся метана, сернистого газа.
3.Выделяющийся биогаз создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.
4. Заражение почвы и грунтовых вод соединениями мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
15 слайд.
Строительным мусором засыпают овраги и я
мы.
-Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты.
-Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов.
-В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.
16 сайд.
Сжигание отходов.
-в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
-не весь мусор горит
-мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов
17 слайд: Существуют заводы по сжиганию мусора: 1 т мусора может дать 400 КВт-час (энергия- горячий пар). Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Хотя в Вене был построен экологичный мусоросжигательный завод.
Здании с золотистыми сферическими куполами, высокой башней-трубой и пестрыми стенами находится мусоросжигательный завод Шпиттелау (творение Хундертвассера) который стал органичным элементом городского пейзажа, образцом высоких экологических стандартов и популярным туристическим объектом. Мусоросжигательный завод Шпиттелау - редкое сочетание практичности и красоты. Завод может утилизировать 265 000 тонн мусора ежегодно. Электроэнергию для своих нужд он вырабатывает самостоятельно. Кроме этого, он подаёт тепло в 60000 венских квартир. Зеркальные золотые шары, венчающие заводские трубы – это не просто броский архитектурный декор, а эффективные фильтры, которые удаляют из дыма тяжелые металлы, кислоты и диоксид серы. Эти устройства обошлись казне очень дорого (стоимость проекта возросла из-за них почти вдвое), но на их установке настоял сам автор проекта. Теперь в окрестностях завода нет никаких неприятных запахов.
18 слайд:
Вторичное использование наиболее ресурсосберегающий путь.
-Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. На переработку, нужны инвестиции, чтобы мусороперерабатывающие заводы становились экономически рентабельными.
-Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
-Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции. Хотя перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пла¬стик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
19 слайд. Кроме того
1.Промышленные отходы - нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором ,
-пестициды, ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
-радиоактивные отходы, образующиеся на атомных электростанциях;
-мышьяк и его соединения - отходы металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца – отходы нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
20 слайд. 2.Бытовые отходы - которые после их использования становятся спецотходами.
-Батарейки;
-неиспользованные медикаменты;
-остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
-остатки красок, лаков и клеев;
-остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
-остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезо¬доранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебе¬лью);
-ртутные термометры.
21 слайд. Ликвидация (утилизация) спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами :
-Сжигание на специальных установках,
-Размещение на специальных на полигонах
-Хранение на поверхности земли в водонепроницаемой платформе толщиной до 3 м.
22слайд. Переработка ТБО в России составляет не более 2 % одна из причин недостаточная экологическая культура населения. Ведь нам проще выкинуть мусор в общий контейнер, чем рассортировать его. А самый грязный мусор - это пищевые отходы . Они разлагаются и загрязняют собой другой, и его становиться сложнее перебрать.
22слайд. Естественное разложение мусора:
-бумаги - от 2 до 10 лет,
-консервной банки - 90 лет,
-фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет,
-стекла - 1000 лет.
24слайд. Как мы уже говорили- самый экологичный способ избавления от мусора- это его вторичная переработка. Ваши варианты (дети приводят примеры вторичного использования мусора)
-Голландцы строят остров из мусора в Тихом океане
-Строят дома из бутылок (стекло)
-Возводят заборы, Создают скульптуры
25-27 слайд: Вторичное использование отходов (примеры на слайде)
Упражнение " Полезный мусор"
(фронтально)
Найти на картинках или в своих вещах мусор, который можно сдать на переработку.
Игра "Сортировка мусора."
(в группах)
Дети в группах сортируют мусор на фракции, сами решая, какие именно фракции выделять. Возможно заменить "настоящий" мусор карточками. Обсуждение итогов работы.
28слайд. Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества.
29 слайд. Давайте придумаем правила, которые мы будем выполнять, что бы наша планета оставалась чистой.
1.Бросайте мусор только в контейнеры;
2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку;
3.Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты;
4.Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты;
5.В качестве органических удобрений используйте компост и навоз;
6.По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках;
7. Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов.
30 слайд.
-Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду.
-Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида.
-И одной из причин этого является мусор…
Упражнение "Альтернатива"
(в группах или всем классом)
Нужно предложить альтернативы различным вещам, которые очень быстро становятся мусором. Как их можно сделать по-другому, чтобы мусора стало меньше?
-пластиковый пакет для молока, кефира
-одноразовая посуда
-пластиковая бутылка из под лимонада
-батарейки
-другое, из того, что в процессе беседы называли сами дети.
Итоговое обсуждение.
Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. Еще ни когда в истории человечества свалки не росли столь стремительно!Если мусор землян за один год складывать в одном месте, то образуется настоящая гора, как Монблан. Что же мы с вами можем сделать, чтобы хотя бы в нашем поселке не пришлось трудиться Валли?
Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».
Ход беседы
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)
Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)
Один из школьников читает стихотворение:
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )
Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.
Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )
Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )
Ранней весной можно увидеть такую картину.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )
Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.
Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )
Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)
Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.
1-й ученик.
Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
2-й ученик.
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)
Найдутся дела у школьников и летом.
А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)
Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)
Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.
Знаете ли вы, что…
Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.
Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)
Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)
Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.
О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)
«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.
Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.
Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.
Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.
Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».
Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)
Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».
«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!
В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!
На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.
Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»
Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.
Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)
В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.
Список использованной литературы
- Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
- Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
- Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.