Какой музей создал отец м и цветаевой. Иван цветаев
Ива́н Влади́мирович Цвета́ев (4 мая 1847, Дроздово, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 30 августа 1913, Москва) — российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818—1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824—1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть — во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию, но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Закончил университет в 1870 году, получив степень кандидата наук. С 1871 года преподавал греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию — «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
Под влиянием жены — Варвары Дмитриевны Иловайской — охладевает к древней филологии, и переходит «от древней литературы к античной вещи». С 1881 года Цветаев работал в Московских Румянцевском и Публичном музеях в Москве (с 1900 по 1910 год был директором Румянцевского музея). В 1888 году стал почётным членом Болонского университета. В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение».
В 1894 года, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна. В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» — называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой, ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге. Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Иван Владимирович Цветаев, филолог, специалист по древнеитальянским языкам,
археолог, основатель и первый директор Музея изящных искусств
(ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
Память – духовная составляющая жизни нации. Она хранит в своём арсенале события, лица, судьбы, историю… Историю создают люди. Одни из них рождаются в переломные моменты и ведут за собой тысячи других: они выигрывают сражения, изменяют границы государств, строят города, покоряют морские просторы и горные вершины, и их имена остаются в истории, других природа щедро одаривает талантами, и они пишут стихи, музыку, создают прекрасные полотна, и их имена тоже прочно входят в историю, в память человеческую.
Но бывают удивительны люди… Они не вершат судьбы других, не ведут за собой полки, не покоряют народы - они помогают сохранить саму историю, то прекрасное, что веками создавалось и веками преумножалось человечеством. Эти люди, как правило, трудолюбивы, готовы жертвовать своим временем, средствами, а иногда и собой, своим здоровьем ради достижения поставленной цели, а ещё – они удивительно скромны… Именно к таким людям относится Иван Владимирович Цветаев, филолог, признанный в Европе специалист по древнеитальянским языкам, археолог, основатель и первый директор Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), директор Румянцевского музея в 1900-1910 годах, отец русского поэта Марины Цветаевой (именно поэтом она называла себя) и писательницы, мемуаристки Анастасии Цветаевой!
Сама Марина Ивановна писала о своём отце: «…сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств…». Надо native купить пока еще весь снег не еще лежит.
Цветаевский род берёт начало из центра одной из крупнейших в мире равнин - Русской, из междуречья Волги и Клязьмы, где расположена Ивановская область, «Оттуда - из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический….» - так писала Марина Ивановна о своих истоках. Иван Владимирович родился в семье бедного священника в деревне Дроздово Ивановской области в 1847 году. Кроме него у Владимира Васильевича и Екатерины Васильевны Цветаевых было шестеро детей, однако, трое из них умерли в младенческом возрасте. Остались сыновья - Петр, Иван, Федор и Дмитрий. Это о них много позже Марина Цветаева напишет:
У первой бабки -
четыре сына,
Четыре сына - одна лучина,
Кожух овчинный, мешок
пеньки, -
Четыре сына - да две руки!
Как ни навалишь им
чашку - чисто!
Чай, не барчата! - Семинаристы!
Дети рано лишились матери. Она умерла молодой. Когда Ивану исполнилось шесть лет, Цветаевы переехали в Талицы, сейчас это село Ново-Талицы близ города Иваново. Отец Ивана Владимировича, священник Владимир Васильевич Цветаев (1818-1884) был назначен на службу в Николаевский храм Талицкого погоста в 1853 году. Три поколения семьи Цветаевых с 1853 по 1928 гг. жили в доме, стоящем на высоком берегу над речкой Вергузой, которая, затопляя весной в половодье низинные окрестные луга, дала название этим местам - Талицы... Дом сохранился, сейчас в нём находится музей семьи Цветаевых, открытый в мае 1995 года.
Начальное образование И. В. Цветаев получил в Шуйском духовном училище, продолжил его во Владимирской семинарии. Преобладающее значение в учебном курсе семинарии занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий, благодаря чему Иван Владимирович получил возможность изучать древние языки: древнееврейский, древнегреческий и латынь.
Получив среднее образование, И. В. Цветаев поступил в Медико-хирургическую академию, однако из-за слабого зрения и склонности к изучению гуманитарных наук (ещё в Шуйском духовном училище увлёкся изучением латыни и латинской литературы) перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, обучение на котором закончил в 1870 году с золотой медалью и степнью кандидата и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.
Иван Цветаев, создатель Музея изобразительных искусств на Волхонке, по воле собственной мечты стал одним из первых (работающих в сфере благотворительности), менеджеров, сумевших заинтересовать купцов-филантропов и меценатов проектом, в котором которым они не были заинтересованы. О том, как ему это удалось, рассказывает писатель, краевед и телеведущий Алексей МИТРОФАНОВ
Московская история знает много примеров, когда благотворители становились таковыми не по собственному благородному порыву, а в силу обстоятельств. Например, московские градоначальники постоянно создавали купцам подобные обстоятельства, и в результате город собирал нужные средства на хозяйство. Но то — градоначальники, им так по работе положено.
А вот Иван Цветаев, создатель Музея изобразительных искусств на Волхонке, по воле собственной мечты стал высоким профессионалом ,
и одним из первых (работающих в сфере благотворительности), менеджеров, сумевших заинтересовать купцов-филантропов и меценатов проектом, в котором которым они не были заинтересованы. О том, как ему это удалось, рассказывает писатель, краевед и телеведущий Алексей МИТРОФАНОВ
Строительство Музея. 1905 г.
Рождение мечты
Иван Владимирович никогда в жизни не мечтал быть менеджером. А тем более — вымогателем. Просто так жизнь сложилась.
Он родился в 1847 году в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской области в семье сельского батюшки. Образование — Шуйское духовное училище, затем Владимирская семинария. Надо бы жениться, получить приход и стать милым, тихим провинциальным священником – все к тому шло. Но делу промешал владимирский музей — только-только тогда созданный, ютящийся в одной из комнат Губернской гимназии. Археологические находки завораживали. В результате вместо прихода в судьбе Ивана Владимировича появилось классическое отделение Санкт-Петербургского университета. Упоение красотами русской столицы. Архитектурные шедевры и богатые экспонаты уже столичных музеев. Университет Иван Владимирович окончил с золотой медалью. Потом провел два года в музеях Западной Европы.
Иван Владимирович Цветаев, «в дни, когда мечта еще зарождалась».
Коготок завяз — всей птичке пропасть.
Речь идет о том, что Иван Владимирович стал жить несколько навязчивой, но притом благородной идеей. Он прекрасно помнил, каково ему, нищему студенту, было учиться без классических примеров перед глазами. Господа из богатых семей уже в студенческие годы имели возможность воочию ознакомиться с античностью северного Средиземноморья. Он же не имел такого счастья.
Идея проста. Надо помочь бедным студентам. Надо сделать в Москве музей слепков. А для этого нужны деньги. А деньги есть у купцов. И надо, чтобы купцы дали денег. Вот и все. Как говорится, не бином Ньютона.
Казалось бы, интеллигентный человек
А вот и первые дневниковые записи, повествующие о том, как реализовывалась эта простая задача: «Отказал Лев Готье, очень богатый торговец в Москве железом… Отказал Василий Алексеевич Хлудов, человек огромного состояния и питомец Московского университета. Отказали Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы. Отказали Морозовы-Викуловичи… Отказала Варвара Алексеевна Морозова, пославши к своим детям. Отказали ее богатые сыновья Арсений и Иван Абрамовичи… Одни отказываются по грубости вкуса, другие по скупости, третьи, имея иные области благотворения».
Казалось бы, интеллигентный человек, рефлексирующий и застенчивый. Не от мира сего, да еще и тюфяк. Философ Василий Розанов так описывал внешность Цветаева: «Малоречистый, с тягучим медленным словом, к тому же не всегда внятным, сильно сутуловатый, неповоротливый, Иван Владимирович Цветаев, или — как звали его студенты — Johannes Zwetajeff, казалось, олицетворял собою русскую пассивность: русскую медленность, русскую неподвижность. Он вечно «тащился» и никогда не «шел». «Этот мешок можно унести или перевезти, но он сам никуда не пойдет и никуда не уедет». Так думалось, глядя на его одутловатое, с небольшой русой бородкой лицо, на всю фигуру его «мешочком» и всю эту беспримерную тусклость, серость и неясность».
Ему бы отказаться клянчить по приемным, не его это стезя. Надо бы сосредоточиться на научной работе, защищаться диссертации, радовать академический мир научными трудами, создавать свою школу.
Однако Иван Владимирович закусил удила: «Сегодня был у Толстопятова и говорил, нельзя ли расположить Е. А. Баранову с детьми принять участие в деле сооружения Музея встройкою залы их имени. Он обещал позондировать почву и высказал надежду на успех. Ныне же был у И. А. Колесникова, директора Никольской мануфактуры М. Ф. Морозовой с сыновьями. Шел разговор о средствах расположить в пользу дела М. Ф. Морозову. Тем временем вошел ее старший сын Савва Морозов, которого также втянули в эту беседу и стали просить принять на себя ходатайство перед матерью о сооружении в Музее зала имени Морозовых. Сын охотно согласился повести эти переговоры, но не поручился за их успех. При этой беседе присутствовал также и А. А. Назаров, директор правления Товарищества, уже ранее заявивший свои симпатии нашему Музею принесением в дар ему бронзовых копий бюстов и статуэток Неаполитанского музея».
А в итоге профессор Московского университета историк Любавский про Ивана Дмитриевича вот что писал: «Это прирожденный министр финансов, потому что так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников, как это Иван Владимирович умел, да еще настраивать дающих деньги к благодарности, - они его благодарили за то, что он деньги от них получал, это никакому графу Витте никогда не удастся».
Зал Возрождения в год открытия Музея
Технологии сбора
Иван Владимирович становится — страшно подумать — интриганом. Никаких учебников по НЛП в то время не существовало, курсов типа «монстр общения» тоже. Цветаев до всего доходит своим собственным умом поповского сына, развитым в аудиториях университета.
Прежде чем отправиться к потенциальному дарителю, выясняет обходным путем размеры состояния, черты характера, пристрастия, даже семейные неурядицы. Узнает, к примеру, что в Замоскворечье только что умер купец средней руки, вдова осталась одна с племянником, а племянник — мот. Приходит. Приносит соболезнования. Высказывает сочувствие. Море комплиментов столь безвременно покинувшему этот бренный мир. Скорбь. В том числе и по поводу состояния — дескать, племянничек-то ваш спустит в два счета его. «Ой, спустит, ой, спустит, аспид», — сокрушается несчастная.
И все, полдела сделано. Еще чуть-чуть, и барыня сама вдруг понимает, что необходимо сделать, дабы покойный — там, на небесах — был доволен. Ну, конечно же, пожертвовать большую часть наследства на музей. Без вариантов.
А дневник ученого все более напоминает кондуитик записного прощелыги: «Занес три визитных карточки и печатную Записку о Музее… Полякову, которого письмом к нему в Париж я просил об устройстве зал: одной имени их рода, другой — имени умершего сына Аарона Полякова, любившего искусство. Удочка закинута — попадется ли золотая рыбка в виде хотя бы одного зала? Завтра иду к ним вечером пить чай… и осмотрю крючок — не съеден ли червяк… или не повис ли на нем банкир».
Доходит до прямого нарушения закона. Дочь Ивана Владимировича, поэтесса Марина Цветаева пишет: «Отец из Германии привез от себя музею — очередной подарок: машинку для стрижки газона. – «А таможне не платил, ни-ни. Упаковал ее в ящичек, сверху заложил книжками и поставил в ноги. — А это что у вас здесь? — Это? — Греческие книжки. — Ну, видят — профессор, человек пожилой, одет скромно, врать не будет. Что такому и возить, как не греческие книжки! Не парфюмерию же. Так и провез без пошлины. Помилуйте! Да на пошлину вторую такую стрижку купить можно»».
Так же Иван Владимирович изобрел свою собственную технологию для общения с главным жертвователем, одним из богатейших россиян Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцевым. Все очень просто. Если дать ему на подпись счет, то будет торговаться до копейки, до половичка дверного. Однако опытным путем Цветаев выяснил, что счет нужно давать по окончании «делового завтрака», именно в тот момент, когда свой счет размякшему благотворителю приносил официант. Тогда Юрий Степанович, не вчитываясь, сразу ставил две подписи. На автомате. Срабатывал купеческий рефлекс — Иван Владимирович разве что чаевых не получал. Но, между прочим, главное – результат.
Ю.С. Нечаев-Мальцев.
Открытие
И в результате 31 мая 1912 года музей был торжественно открыт. Марина Цветаева вспоминала: «Белое видение Музея на щедрой синеве неба… Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла — как страж — в нечеловеческий и даже не в божественный, а в героический рост — микельанджеловский Давид».
Торжественное открытие музея. Николай II c семьёй. 1912 г.
Студенты Москвы получили музей, столь необходимый им для знакомства с античностью. А со временем этот музей разросся и стал крупнейшим в Первопрестольной собранием зарубежного искусства.
Он создавался на деньги российского предпринимательства (а также российской казны, регулярно ограбляемой Цветаевым во время прохождения таможни) Все, однако, понимали, что заслуга тут — Цветаевская. Именно ему обязан город появлением музея. Именно он стоял во время церемонии открытия на самом почетном месте, в белоснежном парадном мундире.
Он провел затяжную, тяжелую битву с купеческой косностью. И вышел из нее триумфатором.
«В зените своей жизни, на вершине своего дела…» М.Цветаева «Открытие музея».
Современный вид музея. /http://www.cityboom.ru/
“Отец и его музей” - уже само название этого прозаического произведения обозначает объект писательского исследования - жизнь и деятельность Ивана Владимировича Цветаева.
Если очерк “Мать и Музыка”, посвященный Марии Александровне, носил эссеистический характер, имел главную задачу - через изучение, постижения духовных начал матери познать саму себя; то “Отец и его музей” - проза иной тональности, следовательно, и художественная задача качественно иная.
“Отец и его музей” - это в большей степени публицистика, поэтому вполне понятно, что для этого произведения характерно стремление к объективности (в отличие от очерка “Мать и Музыка”, где явно прослеживаются черты цветаевского субъективизма).
Таким образом, делая вывод о жанровой принадлежности произведения “Отец и его музей”, можно утверждать, что это творение Марины Цветаевой выдержано в духе очерка, зарисовки в более выраженном публицистическом смысле этого обозначения.
Цикл “Отец и его музей” состоит из шести маленьких новелл (шестая - “Визит царицы”). Создан в 1936 году на французском языке; напечатать его Цветаевой не удалось.
“Шарлоттенбург”, “Мундир”, “Лавровый венок” впервые опубликованы в журнале “Звезда” (1970, №10) в переводе дочери поэта А.С. Эфрон.
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев (1874-1913), сын сельского священника, профессор Московского университета, основатель нынешнего Музея изобразительных искусств, который был открыт в 1912 году и назывался Музеем Александра III.
Первая зарисовка - “Шарлоттенбург”, так назывался район Берлина, где находилась гипсовая литейная, там Иван Владимирович заказывал слепки для будущего музея.
“Мне скоро шестнадцать, Асе - четырнадцать. Три года тому назад умерла наша мать…” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 181. - именно такими словами открывает Марина Цветаева повествование.
Дочери вместе с отцом направляются в небольшой городок Шарлоттенбург; где для них откроется целый мир древнегреческих мифов и легенд, с которым потом неразрывно будет связана поэтическая жизнь Марины.
Стоит отметить характерный для прозы Цветаевой прием (к которому прибегала Марина Ивановна и в очерке “Мать и Музыка”), когда в произведении нет изображения “внешнего облика” героя, мы ни разу не встретим описания внешности Ивана Владимировича; но его образ создается благодаря отображению его поведения, привычек, одним словом, портрет создается отображением внутренних порывов и побуждений, внешних движений.
“Отец мой - страстный, вернее - отчаянный, еще вернее - естественный ходок, ибо шагает - как дышит, не осознавая самого действия. Перестать ходить для него то же, что для другого - перестать дышать” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 181..
В этих строках чувствуется явная аллегория, “ходить” для Ивана Владимировича Цветаева значит трудиться, работать, заниматься любимым делом, он фанатично был предан науке и искусству; без этого он бы “перестал дышать”.
С каждой главой произведения образ главного героя складывается как мозаика из открываемых автором, только ему характерных, качеств, дающих тонкую психологическую картину внутреннего мира Ивана Владимировича. Именно внутренний мир отца интересен для Цветаевой как исследователя.
Вторая новелла, “Машинка для стрижки газона”, рисует комическую ситуацию, выявляющею еще одну грань личности Ивана Цветаева: “отец выглядел именно тем, кем он и был: самым чистым из людей - потому и сомнений быть никаких не могло… Только благодаря таким хитростям и попадают в Царство Небесное” там же. - с. 186..
“Мундир” - яркая, психологически точная новелла. Здесь Марина Ивановна со свойственной ей последовательностью и вниманием к каждой мелочи говорит о скупости своего отца, но это качество здесь перекодировано, сопровождено иной, неожиданной, оценкой. Скупость Ивана Владимировича максимально приближена к положительному полюсу, это скупость духовная, которая бережно относится к ценностям: “… скупость каждого, живущего духовной жизнью и которому просто ничего не нужно…” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 187..
И главный удар по скупости был нанесен мундиром; на траты, связанные с его пошивом Иван Владимирович согласился “разве что ради музея”.
“Лавровый венок” изображает нового профессора Цветаева. Это время открытия музея; в Иване Владимировиче бушуют страсти восхищения и смущенное чувство благодарности перед всеми, кто прямо или косвенно был причастен к воплощению его заветной мечты. Цветаев, несомненно, заслуживал быть увенчанным “римским лавром” за подвиг его жизни.
Завершается очерк своеобразным реквиемом. “Отец мой скончался 30 августа 1913 года и три месяца спустя открытия музея. Лавровый венок мы положили ему в гроб” там же. - с. 192..
Благодаря циклу “Отец и его музей” создается полноценный, художественно-завершенный образ Ивана Владимировича Цветаева как личности, великого и бескорыстного подвижника науки и культуры. Но стоит сказать о профессоре Иване Цветаеве не только как о ценной исторической фигуре, но и как об отце поэта. Если в очерке “Мать и Музыка” Марина говорит, что впитала от матери ее внутреннее содержание, ее порывы и стремления; то отец стал наглядным образцом подвижничества, преданности труду, эталоном воплощения в человеке служения науке и культуре.
Неоценимым отличием очерка “Отец и его музей” является максимально возможная объективность и истинность отражаемых фактов.
Иван Владимирович Цветаев явил показательный пример человека искусства для своей дочери, по образу жизни стал в ее понимании истинным спартанцем, целью всего существования которого стало создание музея.
Горячее желание спасти от забвения, не позволить уйти в небытие образу своего отца, а значит и всего того мира, в котором она выросла и который её “вылепил”, побудило Цветаеву к созданию этого автобиографического очерка.
цветаева поэзия семья пушкин
За всю историю России можно назвать много выдающихся личностей, внёсших огромный вклад в развитие культуры и науки. Одним из них является Цветаев Иван Владимирович. Биография его рассказывает о том, что он был великим русским историком, философом, искусствоведом и археологом, признанным не только у себя на родине, но и во всей Европе. Именно он создал музей изобразительного искусства, располагающийся при императорском вузе Москвы.
Детство и юность
Иван Владимирович Цветаев вырос в очень бедной и скромной семье деревенского священника. История его жизни начинается с села Дроздово, где он появился на свет весной 1847 г. Кроме него у родителей было ещё шестеро детей, но трое из них умерли ещё в младенчестве.
Когда мальчику было шесть лет, скончалась его мать, и они вместе с отцом и братьями переехали в деревню Ново-Талицы, расположенную возле города Иваново. Священник прививал своим детям с юных лет любовь к Богу, поэтому Иван отправился получать своё начальное образование в духовное училище, расположенное в городе Шуе, где учился на протяжении шести лет. После этого перешёл во Владимирскую семинарию, где овладел в совершенстве древнееврейским, латинским и древнегреческим языками.
Иван Владимирович Цветаев, получив среднее образование, решил выбрать себе профессию врача, поэтому сдал экзамены в медицинский вуз, но вынужден был покинуть его по состоянию своего здоровья. После этого он приложил все усилия и был зачислен на исторический факультет в университет, расположенный в Петербурге. Молодой человек успешно закончил учебное заведение и вышел из него уже кандидатом наук.
Начало карьеры
Цветаев Иван Владимирович, получив свой диплом, сразу занялся преподаванием. Первым местом его работы была петербургская гимназия, где он учил детей греческому языку. Спустя год молодой человек был приглашён на должность доцента в императорский где смог защитить диссертацию и получить степень магистра. После этого он решает отправиться в Германию, а затем в Италию, чтобы усовершенствовать свои знания древних языков. По возвращении из поездки он был зачислен доцентом в Киевский университет.
Спустя некоторый промежуток времени профессора пригласили в Москву, так как на кафедре древних языков появилось вакантное место преподавателя латинской письменности. Кроме своей основной работы, выдающийся учёный ещё занимался сочинением различных статей на тему археологии и истории римлян.
Как создавалась экспозиция?
В этом же вузе он ещё занимал должность смотрителя кабинета, в котором хранились различные предметы древности и изящного искусства. В тот момент там располагалось всего пятнадцать гипсовых слепков и небольшое собрание книг. Периодически коллекция пополнялась частными пожертвованиями и располагалась в старых комнатах недействующего больничного корпуса. Как раз из этого места русский ученый и историк решил сделать настоящий музей. Затем для этой экспозиции Иван Владимирович Цветаев построил отдельное здание на общие средства.
На сегодняшний день это известное культурное заведение, расположенное в столице России, хранит множество экспонатов, представленных в виде копий первоклассных памятников, а на их примерах студенты и другие посетители учатся тому, как нужно правильно воспринимать скульптуру. В настоящее время эта коллекция также поддерживается частными предпринимателями.
Первый брак
Не спешил рано жениться Иван Владимирович Цветаев. Семья у него появилась, когда ему исполнилось уже тридцать четыре года. Свою будущую супругу он встретил в Москве, когда ей было двадцать лет. Её звали Варвара, она была весьма привлекательной женщиной. Несмотря на то что девушка приходилась дочерью одному известному историку, профессией она себе выбрала пение.
Новоиспеченные супруги поселились рядом с Патриаршими прудами в доме, который был приданым Варвары. Их брак длился десять счастливых лет, у пары появилось двое прекрасных детей. В 1883 году родилась их а 1890 - Цветаев Андрей (сын Ивана Владимировича Цветаева). Спустя несколько месяцев после появления на свет их последнего ребёнка, жена умерла в возрасте тридцати двух лет от тромбофлебита.
Вторая супруга
Оставшись один с двумя детьми на руках, Иван решился жениться ещё раз и вступил в брак спустя год после смерти своей первой жены. Его новой возлюбленной стала в девичестве носившая фамилию Мейн. Женщина потеряла свою мать, когда была в младенческом возрасте, поэтому её воспитывал один отец, который во всех отношениях был примечательной личностью. Иван Владимирович Цветаев любил своего тестя и заходил к нему с ежедневными визитами для того, чтобы делиться мыслями о музее.
Мария так же, как и его первая супруга, была артистичной личностью и знала несколько языков. Но это не мешало ей быть ближайшим соратником и постоянным советчиком своего мужа во всех его делах и начинаниях. В этом браке у Ивана родились две дочери - Марина и Анастасия. Обе они были творческими личностями, поэтому стали известными писательницами.
В 1903 году Марии был поставлен страшный диагноз - туберкулёз, от которого она умерла спустя три года, оставив своего супруга с двумя несовершеннолетними дочерьми.
Светлая память
На семь лет пережил свою вторую супругу Иван Владимирович Цветаев. Фото его дома, где он проживал со своей семьей, показывают, что там сейчас располагается музей, посвящённый жизни этой творческой семьи.
Кроме этого, память великого учёного и философа увековечена установленной на фасаде построенного им музейного здания в Москве. В его родном городе в честь Ивана и его дочери Марины открыты памятные бюсты, а астрологи в 1983 году назвали его именем астероид.
И. В. Цветаев, несомненно, был великим и гениальным человеком. На создание своего детища он потратил много своих сил и здоровья, поэтому его музей вот уже больше века знакомит посетителей с миром прекрасного искусства.