Какой климат на кубани. Глобальное потепление, климатическое оружие или Кубанское море? Что влияет на климат Краснодара
Гийом АПОЛЛИНЕР
Мост Мирабо
Le pont Mirabeau
Памяти Ефима Григорьевича Эткинда
Страсти по Аполлинеру
Друзья Аполлинера любили его рисовать.
Вламинк, Матисс, Таможенник Руссо, особенно Пикассо.
Макс Жакоб и Жан Кокто.
Мари Лорансен.
Его античный профиль, его голова, по словам писательницы Гертруды Стайн - «как у императора позднего Рима», притягивали художников. Поэта сравнивали то с Цезарем, то с Вергилием.
Романские корни определили его внешность и южную живость характера; славянские - гордость и открытость. К тому же почти всю жизнь он прожил французом без гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за два года до смерти. Достаточно взрывчатая генетическая смесь, умноженная на повседневные обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, - из всего этого мог получиться сложный и трудный характер.
Так - сложно и трудно - его и воспринимали: впечатлительный, наивный, немного суеверный; сангвиник, тиран, самодур; внутренне чистый, простой, легко сходящийся с людьми; блестящий и остроумный собеседник, постоянно готовый к шутке; певец меланхолии, поэтике которого вовсе не присуща радость… Польская писательница Юлия Хартвиг, автор превосходной книги об Аполлинере, свела воедино это удивительное разнообразие его психологических портретов: «масштабы поэтического Гаргантюа, с трудом приспособляющегося к человеческим критериям». А чешский поэт Витезслав Незвал, один из самых последовательных проповедников Аполлинера, говорил о нем как о лирике, в стихах которого «темный язык меланхолии сплетен с розовым языком сладости и волшебства, веселости и шуток».
В годы, когда Аполлинер только начинал сочинять, в далекой России, притягательной для славянской частички его души, первооткрыватель французских символистов Валерий Брюсов писал о другом поэтическом гении, о Поле Верлене, как о «человеке двойственном», в котором уживались одновременно «ангельское» и «свинское». В какой-то степени таким же двойственным был и Аполлинер, всю жизнь метавшийся между любовью и игрой, соединяющий с традицией высокого лиризма страсть к низкой мистике, подкрепленную его изощренными познаниями в культуре средневековья. Можно сказать, что лирику Аполлинера питали два источника: поиск любви и жажда мистификации. Это свойство его натуры так сильно вошло в сознание современников и обросло такими легендами, что даже солидные энциклопедические словари сопровождали имя поэта пометой: «mystificateur».
Оба эти стремления - к любви и к игре - Аполлинер, очевидно, унаследовал от матери, Анжелики Костровицкой, женщины азартной и в чувствах, и в быту. В шестидесятые годы судьба забросила ее из Польши в Италию, - когда родился Гийом, Анжелике было двадцать два года и уже несколько лет как она была «похищена» итальянским офицером Фракческо д"Эспермоном.
Мистификации преследовали Аполлинера со дня рождения: через пять дней после этого знаменательного события, которое произошло 26 августа 1880 года, он был зарегистрирован в римской мэрии под фамилией Дульчини - как ребенок от неназвавшихся родителей. Через два года та же судьба постигла его брата Альбера, который при рождении был записан под фамилией Зевини и чьи родители также были «не установлены». В дальнейшем это дало Аполлинеру повод пестовать и поддерживать самые фантастические россказни о своем происхождении - вплоть до того, что его предками были то ли Наполеон, то ли Папа Римский.
Таинственное происхождение бросило отсвет на всю жизнь поэта. Пока юный Вильгельм Костровицкий ходит в школу - сначала в коллеж в Монако и в Каннах, а затем в лицей в Ницце, - его мать играет в казино и приобретает репутацию «красивой авантюристки». И когда в Ницце семнадцатилетний начинающий поэт и его товарищ по лицею Анж Туссен-Аюка приступают к изданию рукописного журнала, сразу же приходится думать о первой мистификации - о псевдониме. Как сообщает друг и биограф поэта Андре Бийи, в журнале публиковались стихи, статьи на политические темы и «театральная болтовня». При этом Вильгельм подписывал свои произведения именем «Гийом Макабр» («Гийом Мрачный»), а Анж - «Жеан Аок» («Жеан Нищий»).
В дальнейшем Аполлинер не раз прибегал к литературным мистификациям, псевдонимам, - чего стоит одна история 1909 года, когда стали появляться статьи и стихи некоей Луизы Лаланн, сразу же привлекшие внимание читателей незаурядностью суждений о современной женской литературе и большим лирическим даром. Этот розыгрыш, устроенный Аполлинером, почти год будоражил публику, пока не надоел самому мистификатору. Карнавальность жизни и поэзии переплелись, чтобы уже никогда не оставлять поэта.
Первая поэтическая любовь и первая рискованная авантюра поджидали Аполлинера летом 1899 года, когда мать отправила его с братом в пансионат бельгийского городка Ставло, на каникулы. Здесь был написан и первый серьезный поэтический цикл юного Аполлинера - «Ставло».
Именно в таком виде - как цикл стихов - он будет напечатан только через полвека, в сборнике «Меланхолический страж» (в ином переводе - «Печальный часовой», 1952). Стихи, перевязанные ленточкой, сохранит юная и прелестная в те годы валлонка Марей - Мария Дюбуа, дочка местного ресторатора. Стихи эти были написаны в основном за три летних месяца, но, возможно, первое бурное увлечение отразилось и в других ранних произведениях поэта, заставляя его возвращаться к образу Марей и впоследствии. Собственно, уже в цикле «Ставло» Аполлинер становится изысканным любовным лириком - сладострастным и ранимым певцом неразделенной любви; эти стихи пронизаны легкой эротикой, хотя и закамуфлированной туманными аллюзиями.
Любовь к Марей прервалась осенью, когда Анжелика Костровицкая, в очередной раз стесненная в средствах, повелела братьям тайком ускользнуть из пансионата, не расплатившись с хозяином. Братья бегут из Ставло - и побег надолго останется в памяти Гийома, как и последовавшее затем судебное разбирательство, впрочем ничем не кончившееся. Эта история, подобная многим, в которых чувствовалась рука властной и взбалмошной Анжелики, позволила позднее композитору Франсису Пуленку, хорошо знавшему поэта, произнести сакраментальную фразу: «Аполлинер провел свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши». На самом деле «пятнадцать лет» растянулись на всю жизнь Аполлинера: Анжелика Костровицкая умерла спустя четыре месяца после кончины ее старшего сына, и в старости донимая его ревностью и капризами.
Давно замечено, что притягательная парадоксальность юности заключена в ее счетах со временем. Прошло несколько месяцев, а у Аполлинера - уже пытающегося сотрудничать в литературных журналах - очередное увлечение: шестнадцатилетняя Линда Молина да Сильва, младшая сестра его нового друга Фердинанда.
ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР.
МОСТ МИРАБО
Аполлинер был очень большой фигурой, сравнимой с нашими Блоком или Маяковским, и принадлежит к числу величайших поэтов ХХ века. Его любили женщины и рисовали художники: Пикассо, «Таможенник» Руссо, он пил с такими литераторами, как Андре Бийи, его друзьями были Макс Жакоб и Андре Рувейр, он пил с поэтом и автором уголовных песен Карко, он знал Альфреда Жарри, автора пьесы «Король Юбю». Его близко знал Блэз Сандрар, личность тоже очень яркая и страстная. В своё время, когда шло следствие по делу о краже «Джоконды» из Лувра (в чём обвиняли Аполлинера и Макса Жакоба), Аполлинер сидел в тюрьме. «Джоконду» удалось вернуть, а дело замять, зато появились замечательные аполлинеровы стихи тюремного периода, одновременно пришла слава авторитета - не только в литературе, но и в нелёгкой жизни. Французский литератор в своей лирике, рассказах и драматических произведениях открыл новые возможности художественного изображения действительности. Аполлинер был приверженцем \"кубизма\", ввел в искусство понятие \"сюрреализм\" и последовательно связывал в своих стихах форму и содержание, новаторски достигая их симбиоза Особой известностью пользуется стихотворение Мост Мирабо, в котором Аполлинер сравнивал свое любовное страдание с полноводной Сеной. Песнь нелюбимого - автобиографическое стихотворение, в котором Аполлинер писал о своей великой неразделенной любви. В этих стихах - как и в других своих произведениях - Аполлинер выставлял себя аутсайдером, и эта судьба, по его мнению, уготована в обществе всем художникам-авангардистам.Под мостом Мирабо вечно новая Сена. Это наша любовь Для меня навсегда неизменна, Это горе сменяется счастьем мгновенно. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. И глазами в глаза, и сплетаются руки. А внизу под мостом - Волны рук, обреченные муке, И глаза, обреченные долгой разлуке. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. А любовь - это волны, бегущие мимо. Так проходит она. Словно жизнь, ненадежно хранима, Иль Надежда, скользящая необгонимо. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. Дни безумно мгновенны, недели мгновенны. Да и прошлого нет. Все любви невозвратно забвенны... Под мостом круговерть убегающей Сены. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. Гийом Аполлинер Перевод П. Антокольского Перевод М. Яснова Под мостом Мирабо исчезает Сена А с нею любовь Что же грусть неизменна Уступавшая радостям так смиренно Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Словно мост мы сомкнули руки с тобою Покуда волна За волной чередою Взгляд за взглядом влечет под него с тоскою Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Вот и наша любовь подобна стремнине И медлят года Как река на равнине Но надежда неистова и поныне Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Дни уходят недели тают как пена И словно любовь И как жизнь постепенно Под мостом Мирабо исчезает Сена Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Почему поэт заставляет своего лирического героя размышлять о вечности, стоя на мосту Мирабо, а не на каком-то другом мосту Парижа, - на Новом мосту, например? Конечно, может быть, именно по этому мосту он ходил с Монпарнаса на Монмартр в гости к своим друзьям и к своей Музе, но всё-таки вернее будет сказать другое. Мост Мирабо был одним из самых современных мостов того времени. Он был построен в период с 1893 по 1896 годы, то есть фактически он является ровесником Эйфелевой башни. Этот мост был построен по последнему слову техники, как и Эйфелева башня. Он являлся символом прогресса, промышленности и торговли, а потому и украшен он соответствующими аллегорическим скульптурами (Мореплавания, Изобилия и Торговли), но именно на этом ультрасовременном мосту Гийома Аполлинера и посещают мысли о вечности. Так поэт вписывает современность в общий контекст истории культуры.
Друзья Аполлинера любили его рисовать.
Вламинк, Матисс, Таможенник Руссо, особенно Пикассо.
Макс Жакоб и Жан Кокто.
Мари Лорансен.
Его античный профиль, его голова, по словам писательницы Гертруды Стайн - «как у императора позднего Рима», притягивали художников. Поэта сравнивали то с Цезарем, то с Вергилием.
Романские корни определили его внешность и южную живость характера; славянские - гордость и открытость. К тому же почти всю жизнь он прожил французом без гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за два года до смерти. Достаточно взрывчатая генетическая смесь, умноженная на повседневные обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, - из всего этого мог получиться сложный и трудный характер.
Так - сложно и трудно - его и воспринимали: впечатлительный, наивный, немного суеверный; сангвиник, тиран, самодур; внутренне чистый, простой, легко сходящийся с людьми; блестящий и остроумный собеседник, постоянно готовый к шутке; певец меланхолии, поэтике которого вовсе не присуща радость… Польская писательница Юлия Хартвиг, автор превосходной книги об Аполлинере, свела воедино это удивительное разнообразие его психологических портретов: «масштабы поэтического Гаргантюа, с трудом приспособляющегося к человеческим критериям». А чешский поэт Витезслав Незвал, один из самых последовательных проповедников Аполлинера, говорил о нем как о лирике, в стихах которого «темный язык меланхолии сплетен с розовым языком сладости и волшебства, веселости и шуток».
В годы, когда Аполлинер только начинал сочинять, в далекой России, притягательной для славянской частички его души, первооткрыватель французских символистов Валерий Брюсов писал о другом поэтическом гении, о Поле Верлене, как о «человеке двойственном», в котором уживались одновременно «ангельское» и «свинское». В какой-то степени таким же двойственным был и Аполлинер, всю жизнь метавшийся между любовью и игрой, соединяющий с традицией высокого лиризма страсть к низкой мистике, подкрепленную его изощренными познаниями в культуре средневековья. Можно сказать, что лирику Аполлинера питали два источника: поиск любви и жажда мистификации. Это свойство его натуры так сильно вошло в сознание современников и обросло такими легендами, что даже солидные энциклопедические словари сопровождали имя поэта пометой: «mystificateur».
Оба эти стремления - к любви и к игре - Аполлинер, очевидно, унаследовал от матери, Анжелики Костровицкой, женщины азартной и в чувствах, и в быту. В шестидесятые годы судьба забросила ее из Польши в Италию, - когда родился Гийом, Анжелике было двадцать два года и уже несколько лет как она была «похищена» итальянским офицером Франческо д"Эспермоном.
Мистификации преследовали Аполлинера со дня рождения: через пять дней после этого знаменательного события, которое произошло 26 августа 1880 года, он был зарегистрирован в римской мэрии под фамилией Дульчини - как ребенок от неназвавшихся родителей. Через два года та же судьба постигла его брата Альбера, который при рождении был записан под фамилией Зевини и чьи родители также были «не установлены». В дальнейшем это дало Аполлинеру повод пестовать и поддерживать самые фантастические россказни о своем происхождении - вплоть до того, что его предками были то ли Наполеон, то ли Папа Римский.
Таинственное происхождение бросило отсвет на всю жизнь поэта. Пока юный Вильгельм Костровицкий ходит в школу - сначала в коллеж в Монако и в Каннах, а затем в лицей в Ницце, - его мать играет в казино и приобретает репутацию «красивой авантюристки». И когда в Ницце семнадцатилетний начинающий поэт и его товарищ по лицею Анж Туссен-Люка приступают к изданию рукописного журнала, сразу же приходится думать о первой мистификации - о псевдониме. Как сообщает друг и биограф поэта Андре Бийи, в журнале публиковались стихи, статьи на политические темы и «театральная болтовня». При этом Вильгельм подписывал свои произведения именем «Гийом Макабр» («Гийом Мрачный»), а Анж - «Жеан Лок» («Жеан Нищий»).
В дальнейшем Аполлинер не раз прибегал к литературным мистификациям, псевдонимам, - чего стоит одна история 1909 года, когда стали появляться статьи и стихи некоей Луизы Лаланн, сразу же привлекшие внимание читателей незаурядностью суждений о современной женской литературе и большим лирическим даром. Этот розыгрыш, устроенный Аполлинером, почти год будоражил публику, пока не надоел самому мистификатору. Карнавальность жизни и поэзии переплелись, чтобы уже никогда не оставлять поэта.
Первая поэтическая любовь и первая рискованная авантюра поджидали Аполлинера летом 1899 года, когда мать отправила его с братом в пансионат бельгийского городка Ставло, на каникулы. Здесь был написан и первый серьезный поэтический цикл юного Аполлинера - «Ставло».
Именно в таком виде - как цикл стихов - он будет напечатан только через полвека, в сборнике «Меланхолический страж» (в ином переводе - «Печальный часовой», 1952). Стихи, перевязанные ленточкой, сохранит юная и прелестная в те годы валлонка Марей - Мария Дюбуа, дочка местного ресторатора. Стихи эти были написаны в основном за три летних месяца, но, возможно, первое бурное увлечение отразилось и в других ранних произведениях поэта, заставляя его возвращаться к образу Марей и впоследствии. Собственно, уже в цикле «Ставло» Аполлинер становится изысканным любовным лириком - сладострастным и ранимым певцом неразделенной любви; эти стихи пронизаны легкой эротикой, хотя и закамуфлированной туманными аллюзиями.
Любовь к Марей прервалась осенью, когда Анжелика Костровицкая, в очередной раз стесненная в средствах, повелела братьям тайком ускользнуть из пансионата, не расплатившись с хозяином. Братья бегут из Ставло - и побег надолго останется в памяти Гийома, как и последовавшее затем судебное разбирательство, впрочем ничем не кончившееся. Эта история, подобная многим, в которых чувствовалась рука властной и взбалмошной Анжелики, позволила позднее композитору Франсису Пуленку, хорошо знавшему поэта, произнести сакраментальную фразу: «Аполлинер провел свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши». На самом деле «пятнадцать лет» растянулись на всю жизнь Аполлинера: Анжелика Костровицкая умерла спустя четыре месяца после кончины ее старшего сына, и в старости донимая его ревностью и капризами.
Давно замечено, что притягательная парадоксальность юности заключена в ее счетах со временем. Прошло несколько месяцев, а у Аполлинера - уже пытающегося сотрудничать в литературных журналах - очередное увлечение: шестнадцатилетняя Линда Молина да Сильва, младшая сестра его нового друга Фердинанда.
Темноволосой Линде, томной и тихой красавице, немного шепелявой, что, очевидно, придает удивительное очарование ее голосу, Аполлинер посвящает особый цикл лирических стихов - особый, во-первых, потому, что каждое стихотворение написано на обороте почтовой открытки, и открытки эти с апреля по июнь регулярно посылались на юг, где все семейство Молина да Сильва проводило весну и лето 1901 года; особый и потому, что все эти «любовные диктовки» - не что иное как проба сил молодого Аполлинера. Будущий реформатор стиха, одержимый поисками новой гармонии, обязан был пройти школу и понять, что он может быть профессионалом, что ему доступна любая, даже самая изощренная поэтическая форма. Так возникают мадригал и акростих, «хвостатый сонет» и триолет, терцины и элегия.
Но Линда не хочет - или еще не умеет - ответить на это чувство. В письме к одному из общих приятелей она постоянно так и повторяет: «это чувство». «Неужели он испытывает ко мне это чувство?», «Я не могу разделить это чувство», «Я думаю, он очень горд и много страдает, видя, что я не могу ему ответить на это чувство…»
Климат оказывает влияние на выбор места отдыха и проживания. В России курортная зона — это Краснодарский край. Климат зависит от различных фактов — удаленность от моря, природный ландшафт, какие ветра. Из-за того, что в Краснодарском крае есть и море, и горы, здесь сочетаются все три вариации климата: это умеренный климат в степной зоне, есть субтропический, почти как в Средиземноморье, это побережье Черного моря, и есть горный — Кавказ оказывает свое влияние. Горные массивы служат щитом для холодных ветров с севера и теплых с юга, не пропускают влагу с Атлантического океана. Каждый город имеет некоторые отличия. Естественно, что в Сочи жарче, чем в горном городке Ачишхо. Когда в Сочи летом +24°C тепла, в Ачишхо столбик поднимается до +16°C и не больше, поэтому сказать, что в Краснодарском крае единая погода, нельзя. Разнообразие ландшафтов и есть изюминка, в Геленджикском районе у подножья скал, поросших соснами, бьются волны Черного моря, в горах можно наблюдать климатическую зональность. Нагорье Лаго-Наки — тому подтверждение: ледники соседствуют с редколесьем и равнинными лугами.
Краснодарский край — это край солнца и тепла, в среднем, на Кубани около трехсот солнечных дней. За это-то и любят курорты Краснодарского края. Можно нежиться на горячем песочке и купаться в теплом море с конца мая по сентябрь, с конца августа, конечно, столбик термометра опускается всё ниже, в это время солнце припекает уже не так сильно. Кому сложно переносить жару, тому для отдыха лучше всего подходит именно бархатный сезон. Погода позволяет выращивать виноград и делать потом из него вино. На улицах прибрежных городов растут пальмы, другие экзотические для средней полосы деревья. Интересно, что Краснодарский край находится примерно на одном и том же расстоянии от экватора и полюса, для России же — это сама южная точка.
С конца мая в Краснодарском крае царит жаркая погода, на Черном море солнце палит нещадно. На Азовском оно чуть мягче: +23 +24°C — это средние показатели, но часто держится 30-градусная жара. Порой воздух прогревается до +40°C, поэтому загорать нужно ранним утром и вечером, когда солнце не так активно. С собой берите солнцезащитные крема с защитой от ультрафиолета SPF 200. Стоят они дороже, зато эффективно спасают от ультрафиолета. Солнечная радиация — один из важнейших показателей климата. Как понять «солнечная радиация»? Это характеристика, которая зависит от длительности светового дня, от облачности, от угла падения солнечных лучей. Краснодарский край солнечной радиацией явно не обделен.
Зимой на Кубани не редкость плюсовая температура, бывает так, что в последний месяц зимы на побережье так же тепло, как летом в горах. В центральной части Кубани сугробов почти не бывает. Полежит снежок недели две или месяц, и тает. Однако в горах когда-то были лютые морозы под −40°C.
Осадки, как и температура воздуха, зависят от природной зоны. Дождей и снега меньше всего выпадает в степной зоне, побольше — на побережье и очень много — в горах. На Кавказе образуются четырех-пятиметровые сугробы. Особенность Краснодарского края — град. Здесь град выпадает чаще, чем в любом другом регионе нашей страны.
Влажность воздуха в Краснодарском крае зависит от сезона, когда влажность уменьшается до менее 30%, наступает засуха. Для степной зоны явление засухи — обыденное, хотя для сельского хозяйства неблагоприятное, зато в Краснодарском крае можно сеять по два-три раза в год и получать богатые урожаи, в разных уголках России продается краснодарский рис. Влажность около Черного и Азовского морей выше, чем в других частях Кубани.
В последнее время только ленивый не говорит о том, что климат на планете меняется. Не обошла эта история и Краснодар. Адская жара, испарения водохранилища и плавящийся асфальт, кажется, совсем скоро превратят наш город в филиал преисподней на земле. Юга.ру решили разобраться в том, что происходит на самом деле, и обратились к науке.
В последнее время часто говорят о том, что климат во всем мире меняется — вы с этим согласны?
заведующий кафедрой геоинформатики КубГУ, доктор географических наук
— С точки зрения профессиональных оценок, даже среди климатологов есть противоречивые суждения. Большая часть специалистов, которые серьезно занимаются климатологией, склоняются к тому, что в последние десятилетия действительно происходит глобальное потепление. За последние 100 лет это потепление выражается в увеличении температуры на полтора-два градуса.
То есть истории про рост температуры на полградуса каждые десять лет — это неправда?
— Это чушь, которая с действительностью не имеет ничего общего. Хотя даже два градуса за столетие — это достаточно большая величина. Но изменения климата не сводятся только к изменению температуры. На климат влияют осадки, влажность, давление, показатели солнечной радиации. Считается, что вслед за медленным повышением температуры из-за увеличения температуры нагревания поверхности происходит повышенное испарение воды. Следовательно, в атмосфере увеличиваются процессы интенсивности водного обмена, что выражается в изменении режима осадков по сравнению с климатическими нормами.
Я не буду утверждать, что сейчас действительно происходит глобальное потепление, но признаки этого есть. Например, за последние 50 лет произошло смещение границы лесной зоны в Евразии на север. В арктических и субарктических районах России наблюдается повышение температуры, и леса начинают занимать пространства, которые ранее были непригодны для произрастания определенных биологических видов. Происходит таяние многолетней мерзлоты, которая формировалась десятки тысяч лет. Запас холода, который накопился в верхней части Земли, постепенно уменьшается.
Очень хороший индикатор изменения климата — оледенение. Ледник — это результат многолетнего накопления снега, который не тает, кристаллизуется и превращается в лед. Даже в Краснодарском крае есть ледники, которые совершенно точно уменьшаются по размеру и по объему. Самый близкий к нам — это ледник на горе Фишт, самый западный на Кавказе. По нашим наблюдениям, он очень долго находился в состоянии, близком к стационарному, и особо не менялся. Но начиная с 2010 года он резко отступил на десятки метров. Это типичная реакция на изменения климата. Причем дело не только в увеличении температуры на высоте 2500 м, но и в уменьшении количества твердых осадков.
Климат в Краснодаре тоже изменился?
— Метеонаблюдения в нашей стране ведутся всего лишь 150 лет. В Краснодаре еще меньше — порядка 120 лет. Это очень маленький период для того, чтобы заниматься какими-то климатическими обобщениями. Если провести анализ изменения температуры в Краснодаре, выясняется, что температура у нас повысилась приблизительно на 2,5 градуса в январе и на 1,5 градуса в июле — и это за, можно сказать, вековой период наблюдений. Это примерно соответствует глобальным трендам в полтора-два градуса.
Зимой температура увеличивается за счет сжигания огромных объемов углеводородов. В это время года в городе формируется местный эффект, который называется «остров тепла»
То есть, когда люди говорят, что 20 лет назад в Краснодаре не было такой жары, то это неправда?
— Зачем что-то выдумывать? У нас есть гидрометеослужба, которая ведет постоянные наблюдения. Вы можете посмотреть на эти данные и сравнить их. Надо понимать, что городской климат очень сильно отличается от фонового. Все знают, что зимой в Краснодаре гораздо теплее, чем в его окрестностях. Даже в разных частях города неоднородная температура и зимой и летом. Зимой температура увеличивается за счет сжигания огромных объемов углеводородов. В это время года в городе формируется местный эффект, который называется «остров тепла». Хотя наш город тратит не очень много энергии на нагревание, тем не менее этот эффект в Краснодаре достаточно сильно выражен. И за его счет происходит повышение температуры зимой.
Местный климат меняется и за счет изменения характера поверхности. Нагромождение искусственных сооружений очень сильно увеличивает площадь поверхности. Вот взять обычный многоэтажный дом, который нагревается за счет солнечной радиации днем в течение 16-18 часов. Остывает он так же долго — и все это тепло излучается в окружающее пространство и увеличивает температуру.
Многие горожане уверяют, что до строительства водохранилища климат в Краснодаре был другим, менее влажным и более комфортным для людей. Так ли это?
— Несмотря на то что Кубанское море — это крупнейшее водохранилище на Северном Кавказе, его размеров недостаточно для того, чтобы оказывать существенное влияние на местный климат. Когда-то оно было длиной 46 км и шириной до 15 км — и это при достаточно небольшой глубине. Зимой оно согревает окружающее пространство, летом охлаждает, но полоса его влияния ограничивается несколькими десятками метров, не более того.
Испаряющая поверхность у водохранилища большая, но на формирование осадков это вообще никак не влияет
А влажность?
— Испаряющая поверхность у водохранилища большая, но на формирование осадков это вообще никак не влияет. Абсолютно. Осадки выпадают из воздушных масс, которые формируются где-то в Атлантике или в Арктике и затем приходят сюда. Да, есть местные осадки, которые проходят в мае, июне, июле за счет конвективной деятельности. В Краснодаре это стандартное явление. При этом в одной части города может быть сухо, а в другой — настоящий потоп. Это типичные конвективные процессы — поверхность нагревается как сковородка, горячий воздух поднимается, и на определенной высоте водяной пар, который содержится в этих объемах, преобразуется в жидкость, и все это выпадает в виде осадков. Это местные процессы, и площадь водохранилища не настолько большая, чтобы существенным образом повлиять на режим осадков.
Единственное, что может поменяться и, скорее всего, поменялось, — это туманообразование. Наличие такого водоема действительно способствует повышенной конденсации в приземном слое воздуха. Но люди, которые разбираются в климатологии, понимают, что это местный эффект. Пределы влияния на климат даже у Черного моря весьма ограничены, и говорить о влиянии маленького и неглубокого Краснодарского водохранилища я бы не стал.