Какие страны входят в содружество. Содружество наций в международных отношениях
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
на тему: Содружество наций
Выполнил: студент группы
Проверил: старший преподаватель
ПЛАН
Введение
Развитие
Членство
Несостоявшееся членство
Прекращение членства
Приостановление участия в делах Содружества
Структура Содружества
Дипломатические отношения
Введение
Начало Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов -- автономных квазигосударственных образований (позднее -- фактически независимых государств), при этом все они становились частью Британского Содружества наций -- объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.
На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура, в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».
Правовой статус Содружества был закреплён Вестминстерским статутом от 11 декабря 1931 года, и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).
Развитие
После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи, вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства. С 1946 «Британское содружество» стало именоваться просто «Содружеством».
Уже обретение Индией независимости и установление в ней республиканской формы правления (а следовательно, и отказ признавать британского монарха главой государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества. В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.
Бирма и Аден, получившие независимость в 1948 и 1967, соответственно, стали единственными бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав Содружества после обретения независимости. Из бывших протекторатов и мандатных территорий Лиги наций, в Содружество не вошли Египет (ставший независимым в 1922), Израиль (1948), Ирак (1932), Бахрейн (1971), Иордания (1946), Кувейт (1961), Катар (1971) и Оман (1971). Ирландия покинула Содружество с провозглашением республиканской формы правления в 1949 году, а Южно-Африканская республика в 1961 году. Несмотря на это, согласно Ireland Act 1949, граждане Ирландской Республики имеют по британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.
Вопрос о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве был разрешён в апреле 1949 года на совещании премьер-министров стран Содружества в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества» с января 1950, когда должно было вступить в силу провозглашение Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение. Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало существования Содружества в его современном виде.
До сих пор в 16 государствах, входящих в Содружество (помимо Соединённого Королевства), главой государства признаётся британский монарх, представленный генерал-губернатором. Он же является и главой Содружества; этот титул, однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.
С ростом Содружества Великобританию и доминионы, существовавшие до 1945 года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е годы), стали неофициально называть «Старым Содружеством» (Old Commonwealth), особенно начиная с 1960-х годов, когда начались разногласия между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и колониализме, возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной Родезии в 1970-е, наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии, а впоследствии в Зимбабве. В частности, президент Зимбабве Роберт Мугабе часто использует выражение «Белое Содружество» (White Commonwealth), заявляя, что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма со стороны Белого Содружества, доминирующего в Содружестве наций как таковом.
Членство
Общая численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд, то есть примерно 30 % населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек), за которой идут Пакистан, Бангладеш и Нигерия (население каждой из них превышает 100 млн.); самое немногочисленное население у Тувалу -- 11 тыс. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши. Крупнейшие из них по территории -- Канада, Австралия и Индия.
Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией -- некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990 -- под управлением ЮАР. В 1995 членом Содружества стал Камерун. Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций (1920--1946) и по соглашению об опеке с ООН (1946--1961).
Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик, бывшая колония Португалии, была принята в Содружество в 1995 после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В 1997 главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.
Карта Содружества наций по состоянию на 2005. Территория государств-членов Содружества выделена синим цветом.
Несостоявшееся членство
Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.
Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество также негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.
Египет и Ирак никогда не проявляли желания вступить в Содружество, так же как Бахрейн, Иордания, Кувейт и Оман. Не входили в Содружество США, образовавшиеся из бывших британских колоний в 1776, и Гонконг, ставший по завершении британского управления в 1997 специальным административным районом КНР.
Прекращение членства
Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.
В 1972 из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 Пакистан вернулся в состав организации.
Фиджи выходило из состава организации в 1987--1997 после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика.
Зимбабве вышло из Содружества в 2003 после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной.
Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.
ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 в связи с неприятием многими членами Содружества -- странами Азии, Африки и Канадой -- политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994, после того, как был положен конец апартеиду.
После провозглашения республики на островах Фиджи в 1987, просьба о восстановлении членства в Содружестве была подана лишь в 1997.
Приостановление участия в делах Содружества
В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.
Данная мера принималась в отношении Фиджи в 2000--2001 и с 2006 после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 и с ноября 2007 по аналогичной причине.
Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999. В 2002 аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).
Структура Содружества
Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II. В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.
Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.
Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне. В настоящее время главой Секретариата является бывший министр иностранных дел Новой Зеландии Дон Маккиннон (англ. Don McKinnon).
Годовщина создания Содружества ---- День Содружества (Commonwealth Day) ---- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office).
Дипломатические отношения
Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.
В ы вод
Общая численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд, то есть примерно 30 % населения мира. Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик, бывшая колония Португалии, была принята в Содружество в 1995 после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов.
Литература
1. http://www.thecommonwealth.org/
2. http://www.commonwealth.org.uk/
3. http://www.globaled.org.nz/schools/pdfs/factsheets/Commonwealth.pdf
4. Мультимедиа учебник "География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс". Авторский коллектив - проф. Душина И.В., к.п.н. Пятунин к.п.н. В.Б., Летягин А.А. Московского педагогического государственного университета.
Подобные документы
Содружество наций - организация, появившаяся вследствие распада колониальной империи. Основные вехи в истории развития Содружества наций до и после Второй мировой войны. Особенности структуры, членство и основные сферы деятельности Содружества наций.
реферат , добавлен 07.10.2010
Международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения 1919-1920 годов. Решение о роспуске Лиги Наций. История возникновения Организации Объединённых Наций. Гармонизация отношений между государствами.
презентация , добавлен 25.11.2015
Устав Организации Объединенных Наций - международной организации, созданной для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Цели и принципы ее деятельности, правоспособность, привилегии и иммунитеты.
контрольная работа , добавлен 06.06.2014
Сотрудничество между странами, ранее входившими в состав СССР. Добровольное сотрудничество стран в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Государства-участники СНГ, основные цели организации и ее символика. Социальное развитие стран СНГ.
презентация , добавлен 22.12.2011
Краткая история создания и правовой статус Организации Объединенных Наций. Система главных органов ООН, их характеристика, компетенция, выполняемые функции и полномочия. Основные сведения о некоторых вспомогательных органах ООН, источники финансирования.
дипломная работа , добавлен 04.06.2009
Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.
курсовая работа , добавлен 01.03.2007
Компетенция высших органов Содружества. Документы, принимаемые на заседаниях высших органов Содружества. Решения по вопросам сотрудничества государств в сферах, представляющих взаимный интерес. Решения по процедурным вопросам.
реферат , добавлен 18.09.2006
Развитие культурного сотрудничества между государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Динамика внешнеторгового оборота Белоруссии, Казахстана и России. Пути расширения экономического и инвестиционного сотрудничества России и стран СНГ.
курсовая работа , добавлен 04.12.2015
Внутреннее право международных организаций и их технические регламенты. Закрепление юридической силы актов органов СНГ в его учредительных документах. Использование консенсуса как метода принятия решений. Деятельность Экономического Суда Содружества.
статья , добавлен 15.08.2012
Анализ необходимости восстановления и развития интеграционных связей для стран-участниц Содружества Независимых Государств. Перспективы интеграционного сотрудничества между ними. Основные направления и механизмы формирования Экономического союза.
Утратив промышленную монополию, Великобритания по-прежнему являлась крупнейшей колониальной державой. Под ее владычеством находилось около 500 млн человек. Территория метрополии была меньше колоний в 140 раз. По государственноправовому статуту британские владения делились на четыре группы: доминионы, протектораты, колонии и подмандатные территории.
Так, доминионы (в пер. с англ. – владение) – Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз – пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они имели не только собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями, как, например, Австралия. Протекторатами становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них колониальная политика осуществлялась в форме косвенного управления: существовало два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам. В отличие от губернаторов доминионов, которые, скорее, представляли интересы британской короны, губернаторы протекторатов были полновластными хозяевами подчиненных стран. Наряду с ними была туземная администрация (местные правители, вожди), которая пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями: правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Колониями являлись зависимые территории, которые напрямую управлялись и подчинялись Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таковых. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты.
Тем не менее под давлением национально-освободительного движения, расширявшегося в результате развития собственных экономик, становления национальной буржуазии, система колониального управления поэтапно реорганизовывалась. Менялись типы колониальной политики Великобритании. В 1917 г. на имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. Участвуя в работе Парижской мирной конференции, делегация Канады добилась для доминионов права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций. На состоявшейся в 1923 г. имперской конференции Англия признала за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Англией. Английское правительство в 1919–1921 гг. было вынуждено признать независимость Афганистана, Египта, перевести в разряд доминионов Ирландию. Однако и после предоставления этим странам независимости английский капитал сохранял там ключевые позиции в экономике. Тысячи английских советников оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств этих стран. Сильное влияние Англии испытывали правительства Ирана, Китая, Турции. В 1921 г. по Англо-ирландскому договору шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от Англии и образовали доминион Британской империи под названием Ирландское свободное государство.
Чтобы сохранить контроль над ресурсами этих стран в новой форме – в форме косвенного (непрямого) управления, на обще- имперских конференциях доминионов в 1926 и 1930 гг. была разработана Конституция Британской империи. 11 декабря 1931 г. вступил в силу Вестминстерский статут. Он закрепил объединение английских доминионов в Британское содружество наций и создал конфедерацию. В статуте записано, что Великобритания и доминионы – "суть автономные государственные единицы Британской империи, равные по статуту, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций". Система колониального управления была существенно трансформирована. По Вестминстерскому статуту английский король официально объявлялся главой Британского содружества наций, куда входили: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд. Акт отменил право правительства Великобритании вмешиваться во внутренние дела доминионов. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. уже не распространялся на доминионы. Вестминстерский статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях.
Теперь английский парламент не мог издавать законы для доминионов иначе, как по их просьбе или с их согласия. Законы, принятые парламентами доминионов, не могли быть отменены, даже если они противоречили английским законам. В статуте имелась примечательная оговорка: "Однако начало равенства и сходства, присвоенные статусу, не распространяются универсальным образом на функции". Генерал-губернатор доминиона мог назначаться королем только по рекомендации премьер-министра доминиона. Он считался уже не уполномоченным правительства метрополии, а только представителем короля. Кроме генерал- губернатора, в доминионы были направлены послы Великобритании, именовавшиеся высокими комиссарами. Их роль формально сводилась к дипломатическому представительству. Со своей стороны доминионы получили право назначать таких же представителей (послов) в метрополию. Вестминстерский статут расширил государственную самостоятельность доминионов, устранил ряд разногласий между буржуазией доминионов и метрополии. При всем том положение колоний, протекторатов и мандатных территорий осталось прежним. Для решения важнейших вопросов стали ежегодно созываться имперские конференции премьер- министров стран Британского содружества наций.
После Второй мировой войны наступил период всплеска национально-освободительного движения в колониях. Индия, Пакистан, Цейлон в 1946 г. получили статус доминиона. В результате колониальных войн добились независимости Гана, Малайская Федерация (1957 г.). В 1960 г. стали независимыми Кипр и Нигерия. На многочисленных конституционных конференциях 40–60-х гг. XX в., на которых обсуждались будущее британских владений, их государственное устройство, Великобритания, формально в них участвовавшая в качестве посредника, в действительности стремилась сохранить британское присутствие во всех сферах будущих независимых государств. И это ей удалось. Так, чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". Однако в 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.
В современном виде Содружество – это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Казалось бы, конфедерации обречены на распад, но опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально- экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.
Правообладатель иллюстрации PA Image caption Елизавета II в Индии, 1997 год
На этой неделе в Виндзорском замке неподалеку от Лондона пройдет встреча глав государств Содружества наций - старейшего межгосударственного объединения, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии.
Членами Содружества являются 53 независимых государства.
Мы собрали семь любопытных фактов о Содружестве, о которых вы, возможно, не слышали.
1. В странах Содружества живет почти треть населения мира
В 53 странах Содружества проживает около 2,4 млрд человек. Большинству из них еще не исполнилось 30 лет. Население планеты при этом составляет 7,4 млрд.
Самое густонаселенная страна Содружества - Индия, на которую приходится около половины населения 53 стран.
2. Некоторые страны Содружества никогда не входили в Британскую империю
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Руанда была колонией Германии и Бельгии, но не БританииРуанда и Мозамбик стали членами Содружества в 2009 и 1995 годах соответственно, но ни одна из этих стран в прошлом не была британской колонией.
Содружество в прошлом теряло членов. В 2003 году президент Зимбабве Роберт Мугабе прекратил членство в Содружестве после того, как членство Зимбабве было приостановлено из-за подозрений в мошенничестве на выборах.
В 1999 году, после военного переворота в Пакистане, членство этой страны в Содружестве было приостановлено, а через четыре года - восстановлено. В 1961 году из Содружества вышла ЮАР, после того как другие страны раскритиковали ее за политику апартеида. В 1994 году ЮАР снова вошла в Содружество.
Последними по времени из сообщества вышли Мальдивы, это произошло в 2016 году.
3. Королева Великобритании считается главой 16 стран содружества
Большинство стран Содружества сегодня - республики. У шести - Лесото, Свазиленда, Брунея, Малайзии, Самоа и Тонга - свои монархи.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Король Тонга Тупоу VI (в центре) встречается с принцем Чарльзом4. Это очень крупная организация
На страны Содружества приходится четвертая часть мировой суши.
Самая большая страна Содружества - Канада, вторая по величине страна в мире. Индия и Австралия - также достаточно большие страны. Однако есть в содружестве и маленькие государства, например тихоокеанские островные страны Науру, Самоа, Тувалу и Вануату, а также Доминика, Антигуа и Барбуда в Карибском регионе.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В Содружестве состоят самые разные страны - от огромной Канады... Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption ...до крошечного острова Науру5. Содружество меняло названия
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Главы стран Содружества уже встречались в Лондоне в 1969 годуВ нынешнем виде Содружество наций появилось в 1949 году, когда из его названия исчезло слово "Британия", а из устава - положение о подданичестве британской Короне.
В истории организации были всего две главы - король Георг VI и королева Елизавета II. Этот пост не переходит по наследству, хотя ожидается, что когда принц Уэльский станет королем, он его займет.
Первые члены, основавшие Содружество - это Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия, Пакистан, Шри-Ланка, Южноафриканская республика и Великобритания, сформировавшие первую "свободную ассоциацию" независимых стран.
До принятия устава Содружества в 2012 году уставного документа у него не было. Нынешний устав предусматривает приверженность членов Содружества 16 идеям, среди которых демократия, равенство полов, устойчивое развитие, мир и международная безопасность.
Содружество критикуют, называя "постколониальным клубом" и организацией с очень ограниченным влиянием. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав организацию "неоколониальным институтом".
Сторонники Содружества говорят, что его члены получают помощь в развитии и союзников на мировой арене.
"Члены нашей организации привержены идее развития и защиты демократии, экономического развития и уважения к разнообразию", - говорит генеральный секретарь Содружества леди Патриция Скотланд.
6. Британия - самый экономически развитый член содружества (пока)
Вскоре - возможно уже в следующем году - Британию обгонит Индия.
В сумме ВВП всех 53 стран составляет 10 триллионов долларов, что почти равно ВВП Китая (11 трлн), но далеко от ВВП США (19 трлн).
Экспорт Британии в страны содружества в 2016 году был примерно на уровне экспорта в Германию и составлял около 8,9% общего количества экспортированных Британией товаров.
Импорт из стран Содружества достиг 7,8%, примерно сравнявшись с импортом из Китая.
7. Это не единственное содружество в мире
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Недавно в Минске прошла встреча представителей СНГНе будем забывать о международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира "Франкофония". Также существует Содружество независимых государств, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР.
Великобритания достаточно долго оставалась огромной колониальной империей, однако в девятнадцатом веке ее политический курс был пересмотрен. Британское содружество наций — добровольный союз нескольких стран, изначально заключенный в целях изменения отношений с колониями империи. Объединение успешно функционирует и сегодня, однако изначальные принципы работы и современная политика существенно отличаются.
Исторические предпосылки
После того, как на территории Америки колонии Британии добились признания независимости, под властью короны осталась только территория Канады. Это повлекло за собой пересмотр политики Англии в сторону более лояльного внешнего политического курса, а также возможность автономности колоний под властью местных политиков.
Первой колонией, где появился парламент и местное самоуправление, правда, под контролем представителей Британии, стала . При этом право окончательного решения ряда политических вопросов Великобритания оставляла за собой — касалось это, в первую очередь, контроля земли, внешней политической деятельности и торговых отношений, вопросов обороны и собственно норм местной конституции на территории колонии. Но все ограничения устранили еще до конца Первой мировой войны.
Основополагающие принципы
Главные принципы Содружества Наций впервые были составлены в конце девятнадцатого столетия, в рамках колониальной конференции, которая прошла в Лондоне. Наиболее развитые колониальные территории в состве Британской империи после смены курса внешней политики должны были стать автономными образованиями, однако, на деле это выглядело как признание независимости стран в составе Великобритании. Первыми доминионами стали Канада, Австралия, а также Новая Зеландия, Ирландия, Ньюфаундленд.
Значимым этапом в истории объединения стала Вторая мировая война. После окончания военных действий из названия Британского Содружества наций убрали знак принадлежности к Великобритании. Последующее объявление независимости Индии и установление республики на ее территории привели к необходимости пересмотра основных принципов. Основными направлениями деятельности стали гуманитарные миссии, в том числе и образовательные, которые не должны были влиять на внутреннюю политику стран. Всем членам союза предоставлялись равные права — не зависимо от уровня экономики. Каждый участник может покинуть Содружество добровольно в любой момент. а также воспользоваться возможностью временной приостановки членства.
Участники Содружества
Сейчас в составе Содружества находится пятьдесят три страны, в том числе и Великобритания. Общая численность населения стран-участниц — почти 1,8 миллиарда, что составляет около тридцати процентов мирового населения. Формально главой семнадцати бывших колоний, которые называются Королевствами Содружества, управляет монарх Великобритании, однако это не мешает некоторым странам отрицать власть Британии, не меняя собственный статус внутри союза.
Не все страны, которые сегодня в составе Содружества, были раньше колониями Британской империи — к примеру, Мозамбик.
Управление и контроль
Главой Содружества наций является британский монарх — Елизавета II, однако это символическая должность, не предполагающая фактических функций. Пост руководителя данного объединения не передается по наследству — в случае смены монарха нового главу будут избирать на совещании всех членов Содружества. Административная работа союза контролируется Секретариатом, главный офис которого расположен на территории Лондона.
На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».
Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).
Развитие
Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).
Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.
Несостоявшееся членство
Прекращение членства
Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.
Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.
Приостановление участия в делах Содружества
В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.
Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.
Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).
Структура Содружества
Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества
Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.
Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.
Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).
Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).
Дипломатические отношения
Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.