Какие страны входят в семерку. Большая семёрка
Лидеры европейских стран единогласно отвергли идею вернуть Россию в число участников саммитов «большой семерки».
«Позволить России вернуться» предложил президент США Дональд Трамп.
«Нравится это или нет, и, возможно, это неполиткорректно, но наша задача – направлять мир. G7 вышвырнула Россию. Они должны позволить ей вернуться», - заявил Трамп.
Первоначально президента США поддержал премьер-министр Италии Джузеппе Конте, однако в итоге лидеры всех европейских стран пришли к общему мнению, что возвращения России не может произойти, пока она не изменит свою политику и в частности не будет достигнут существенный прогресс в решении украинской проблемы.Россию исключили из «большой восьмерки» после присоединения Крыма в 2014 году.
Так семерка ли восьмерка?
Изначально неофициальный, но крайне влиятельный клуб лидеров наиболее развитых промышленных стран объединял шесть государств.
Впервые идея таких встреч на высшем уровне возникла в начале 1970-х годов, когда в мире разразился финансовый кризис, и отношения между США, Западной Европой и Японией обострились.
Первое совещание прошло во Франции, коллег из США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии пригласил тогдашний президент страны Валерии Жискар д’Эстен. В результате была принята декларация по экономическим проблемам.
Формат встреч прижился, и они проводятся ежегодно. Нынешний саммит, к примеру, посвящен обсуждению пошлин, которые США ввели на сталь и алюминий из Европы, Канады и Мексики. Остальные страны G7 уже выразили протест по этому поводу. Лидеры «большой семерки» пытаются найти приемлемое решение в канадском Квебеке, встреча проходит 8 и 9 июня.
«Шестерка» просуществовала недолго. В 1976 году в состав группы приняли Канаду.
А почему большая?
Термин «большая семерка» (в соответствующий период – «большая восьмерка») не точен, но прижился в отечественной публицистике. Официально клуб и саммит руководителей государств называется «Group of Seven», группа семи, сокращенно – G7. Кто-то из журналистов неправильно расшифровал аббревиатуру как «Great Seven», то есть «большая семерка». Впервые этот термин употребили в начале 1991 года в газете «Коммерсантъ».
А Россия когда там оказалась?
СССР на позднем этапе развития попытался ввести в G7 первый и последний президент страны Михаил Горбачев. Он приехал на очередной саммит группы в Лондон и предложил Советский Союз в качестве партнера «большой семерке». Однако идея показалась слишком радикальной, сотрудничать с «империей зла» на таком уровне страны запада готовы явно не были.
После распада СССР в конце того же года Россия стала правопреемницей социалистической державы и по-прежнему была одной из самых крупных мировых держав. Ее лидер, Борис Ельцин, даже не скрывал стремления войти в G7. Он приезжал на саммиты и, не будучи членом «группы семи», вел переговоры с руководителями стран-участников.
В 1994 году долгожданное оформление «восьмерки» началось. На очередной встрече в Неаполе саммит поделили на две части. Вторая прошла с участием Ельцина как равноправного партнера. Заявление по внешнеполитическим проблемам было сделано уже от имени «восьмерки». Однако официально Россия членом группы еще не была.
В 1996 году в Москве принимали саммит по ядерной безопасности. А после встречи, прошедшей 20-22 июня следующего года в Денвере, группа официально расширилась до восьми государств. Политическая «восьмерка» преобразовалась в «большую», получив название G8.
С 1998 года россияне оказывали непосредственное воздействие на формирование повестки дня, проектов тезисов для дискуссий и итоговых документов.
Это официальная структура?
Нет, саммиты G7, как и G8, не имеют официального статуса, а также административной структуры, как допустим ООН или Всемирный банк. Постоянного секретариата также не имеется. Сделано это намеренно.
Председательствуют в группе по очереди все участники. Также во всех мероприятиях на высшем уровне на равных правах участвует глава Европейской комиссии – высшего коллегиального органа исполнительной власти Европейского Союза. Проводятся заседания министров, на которых обсуждаются вопросы глобального масштаба в области здравоохранения, работы правоохранительных органов, перспектив рынка труда, экономического и социального развития, энергетики, охраны окружающей среды, иностранных дел, юстиции и внутренних дел, терроризма и торговли.
Так G7 или G8?
В 2014 году «большая восьмерка» вновь превратилась в семерку после присоединения к России Крыма. Международное сообщество не признало результатов референдума, против России были введены санкции, и исключение из клуба стало следующим шагом.
Решение о приостановке членства России было принято 25 марта в Гааге, где проходил саммит по вопросам ядерной безопасности. Очередная встреча лидеров государств G8 должна была состояться в Сочи, но ее перенесли в Брюссель – и прошла она уже без России.
«Эта группа собралась потому, что она разделяет общие взгляды и ответственность. Акции, предпринятые Россией на прошлых неделях, им не соответствуют. Мы прекращаем наше участие в G-8, пока Россия не изменит свой курс», - сказано в заявлении, принятом в Гааге.
С тех пор встречи руководителей государств вновь проходят в формате G7, а отношения между западными странами и Россией ухудшаются. Очередное обострение произошло после отравления в Великобритании экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля, Лондон обвинил российские власти в причастности к покушению.
Тем не менее лидеры западных стран неоднократно подчеркивают, что в случае изменения внешней политики, разрешения украинского вопроса и конфликта в Сирии Россия сможет вернуться в G8.
Почему Трамп позвал Россию обратно?
Дональд Трамп известен неожиданными поступками. Позвать Россию обратно в G8 он предложил накануне очередного саммита, который проходит в Канаде.
«Это было бы политически корректно. Нужно дать России вернуться, потому что она нам нужна как участник переговорного процесса», - заявил он канадским журналистам.
Первоначально его поддержал коллега из Италии Джузеппе Конте, написав в «Twitter», что возвращение России «в интересах всех».
Но в итоге итальянский премьер встал на сторону коллег из европейских стран, которые считают, что возвращение России в G8 преждевременно. Общую позицию выразила лидер Германии Ангела Меркель, заявив, что без существенного прогресса по украинской проблеме возвращения России на саммиты не будет.
А Россия собирается возвращаться?
Российские политики неоднократно заявляли, что формат G8 потерял свою актуальность и привлекательность, и вернуться в «большую восьмерку» Россия не стремится.
Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Россия делает акцент на других форматах, так как актуальность G7 для России падает с каждым годом.
По его мнению, сейчас стремительно возрастает актуальность «большой двадцатки», G20, группы из 20 стран. Это клуб правительств и глав центральных банков государств. Помимо стран «большой семерки» и России, туда входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, Южная Корея, ЮАР и ЕС.
, Германию , Италию , Канаду , США , Францию и Японию .
Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих государств (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу, саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.
Понятие «Большая семёрка» возникло в российской публицистике из-за ошибочной расшифровки в начале 1990-х годов английского сокращения G7 как Great Seven («большая семёрка»), хотя в действительности оно расшифровывается как Group of Seven («Группа семи») .
«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре , не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
Термин «Большая семёрка», продолжением которого стал термин «Большая восьмёрка», возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачёву в 16 миллиардов долларов» в журнале «Коммерсантъ-Власть » от 21 января 1991 года .
Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 1970-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.
На первое совещание 15-17 ноября 1975 года во дворце Рамбуйе по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов): Франции , США , Великобритании , ФРГ , Италии и Японии . На встрече G6 была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.
В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду , а в течение 1991-2002 годов поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России . С 2014 года вновь функционирует в формате «семёрки» - после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7 .
Председателем «семёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция , США , Великобритания , ФРГ , Япония , Италия , Канада (с 1981).
Кроме летних встреч глав государств часто проводятся совещания на уровне министров:
Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992-2009 годах, в процентах от уровня 1992 года.
Встречи глав государств и правительств стран «Группы семи» проходят ежегодно (обычно - летом) на территории государства-председателя. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, два представителя Европейского союза, а именно - председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС.
Повестку дня саммита формируют шерпы - доверенные лица руководителей стран «семёрки».
Главы стран большой двадцатки: Индия , Китай , ЮАР , Мексика , Бразилия , кроме того в G20 входили Южная Корея , Саудовская Аравия , Турция , Индонезия , Аргентина , Испания , приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС , СНГ).
С 1996 года , после встречи в Москве , Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»).
Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года , тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).
На саммитах Российскую Федерацию представляли
Большая семерка (G7) – это группа из семи промышленно развитых стран: Японии, Франции, США, Канады, Италии, Германии и Великобритании (см. рис. 1). G7 была создана в период нефтяного кризиса 1970-х годов прошлого столетия - как неформальный клуб. Основные цели создания:
- координация финансовых и экономических связей;
- ускорение интеграционных процессов;
- выработка и эффективное проведение антикризисной политики;
- поиск всех возможных путей преодоления противоречий, возникающих как между странами - участницами большой семерки, так и с другими государствами;
- выделение приоритетов в экономической и политической сферах.
(Рис. 1 – Флаги стран-участниц «Большой семерки»)
Согласно положениям «Большой семерки», принимаемые на встречах решения должны реализовываться не только через систему крупнейших международных экономических организаций (таких как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию), но и посредством государственных институтов G7.
Решение о необходимости проведения встреч руководителей вышеуказанных стран было принято в связи с обострением отношений между Японией, Западной Европой и США по ряду финансовых и экономических вопросов. Первая встреча была организована Валери Жискаром д’Эстеном (в то время – президентом Франции) в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 года. На нее собрались главы шести стран: Японии, Франции, ФРГ, США, Италии и Великобритании. Канада присоединилась к клубу в 1976 году на встрече в Пуэрто-Рико. С этого времени совещания стран-участников стали называться «саммитами» G7 и проходить на регулярной основе.
В 1977 году в качестве наблюдателей на саммит, который принимал Лондон, прибыли руководители Европейского союза. С тех пор их участие в данных встречах стало традицией. Начиная с 1982 года сфера деятельности «Большой семерки» включила также и политические вопросы.
Первое участие России в большой семерке произошло в 1991 году, когда на саммит был приглашен Михаил Горбачев – президент СССР. Но только в июне 1997 года на встрече в Денвере было принято решение о присоединении к «клубу семи» России. Однако в обсуждении некоторых вопросов Россия не принимает участия и по сей день.
Государственный Университет Управления
Экономика «Большой семерки»
Выполнил:
Информационный менеджмент III-1
Москва - 2002
«БОЛЬШАЯ СЕМЁРКА» - наиболее развитые в экономическом отношении страны: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. В начале 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. С 1975 на регулярных встречах "в верхах" вырабатывают согласованную межгосударственную экономическую, финансовую, валютную политику. На основе общего анализа мировой экономики страны "Большой семерки" определяют пути воздействия на темпы и пропорции ее развития.
В состав «большой семерки» входят экономически развитые страны и в середине 90-х годов к этим странам присоединилась Россия.
Современное мировое хозяйство представляется неоднородным. Роль в нем отдельных национальных экономик существенно различаются. Приведенные ниже в таблице статистические данные ООН наглядно свидетельствуют, что сред лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и Япония. Но экономика, России находится в упадке, хотя она входит в состав «большой восьмерки», (см. раздел Россия)
Последние десятилетия лидером в мировой экономике ос таются Соединенные Штаты Америки.
На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством на, другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходует больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легковых автомобилей и множество других товаров длительного пользования.
Современная промышленность США потребляет около одной трети всего добываемого в мире сырья. Сарана обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает сейчас свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники.
К началу 90-х гг. в США сложилась устойчивая прогрессивная структура хозяйства, в котором преобладающая доля принадлежит производству услуг. В ВВП на них приходится свыше 60%, на материальное производство - 37% и примерно 2,5% - на продукцию сельского хозяйства. Еще более значительна роль сферы услуг в занятости: в первой половине 90-х годов здесь занято более 73% самодеятельного населения.
На современном этапе США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, который является сейчас решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых (в 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долларов США). По-прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Но США все еще существенно опережают страны Европы и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества.
Корпорации США прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производство полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.
Сегодня США крупнейший производитель продукции высоких технологий, или как ее принято называть - наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36%, в Японии - 29%, Германии – 9,4%, Великобритании, Италии, Франции, России - около 20%.
Прочные позиции удерживают США и в обработке накопленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение во все возрастающей степени определяет эффективность работы всего производственного аппарата. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.
Необычайно важно, что основу научно-технического потенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. Так, в начале 90-х гг. общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн. чел. США лидируют по удельному весу ученых и инженеров в составе рабочей сипы. Высоким образовательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1% - законченное высшее и 17,3% - незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.
Продолжающееся лидерство США в современных мирохозяйственных связях закономерный результат их предыдущего развития и представляет очередную ступень в процессе интеграции США в мировое хозяйство. США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения лидерства и партнерства в области мировой торговли, инвестиций и финансов, которые складываются между США, Западной Европой, Японией и догоняющими их новыми индустриальными странами обнаруживают определенную закономерность. Вначале было абсолютное преобладание США, но по мере усиления экономики других участников эти отношения переходили в конкурентное партнерство, в котором США вынуждены частично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая при этом функцию лидера на более высокий уровень.
США последовательно преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и портфельных заграничных инвестициях. Ныне это преобладание реализуется главным образом в масштабах экономического потенциала и динамизме его развития, научно-техническом прогрессе, заграничных инвестициях и влиянии на мировой финансовый рынок.
На современном этапе США крупнейший мировой инвестор и одновременно основной объект для иностранных капиталовложений. Наиболее значительные инвестиции в США сделала Великобритания (12 млрд. долл.). Всего же в США поступило из-за рубежа в качестве прямых вложений свыше 560 млрд. долл. Американские фирмы по-прежнему остаются самыми крупными в мире инвеститорами, общая сумма их прямых капитальных вложений за рубежом превышает все мировые инвестиции и составило примерно 706 млрд. долл. США.
Кроме того, американские корпорации включились в последние годы в бум капиталовложений в связи упрочнением курса доллара. Прибыли корпораций в процентном отношении к национальному доходу гораздо выше, чем в 80-х гг. Издержки на единицу рабочей силы не повысились за 1995 г. по сравнению со среднегодовым ростом в 4,1% в 80-е гг., что служит явным признаком повышения экономической эффективности.
Подобные успехи обусловлены мощным ростом производительности, которая в 90-х гг. в нефермерском секторе повышалась на 2,2 % ежегодно, что вдвое выше аналогичного темпа предыдущих двух десятилетий. Если сохранить текущий темп в 2%, национальная производительность повысится еще почти на 10% в следующем десятилетии.
В послевоенный период поэтапно происходила интернационализация хозяйственной жизни. При этом в мировом хозяйстве происходил переход экономики США от превосходства над слабыми партнерами к конкурентному партнерству и усилению взаимозависимости сильных партнеров, среди которых США сохраняют лидирующее положение.
Другая богатейшая страна североамериканского континента, имеющая более чем вековую историю, - Канада .
Но реальные доходы населения Канады сократились в L991 г. на 2%. Небольшое расширение занятости и незначительные прибавки к заработной плате в государственном и в частном секторе экономики тормозили рост трудовых доходов, составляющих 3/5 совокупных доходов населения. Три раза подряд снижались инвестиционные доходы, сначала из-за сокращения выплат по дивидендам, а в 1993 г. - главным образом из-за падения процентных ставок. 8 результате - реальные потребительские расходы в 1993 г. возросли всего на 1,6% против 1,3% в 1992г.
Статистика свидетельствует, что сокращение масштабов производства в начале 90-х гг. не было значительным, однако происходило оно в условиях самой серьезной за последние три десятилетия структурной перестройки, затронувшей промышленность двух обладающих наиболее развитым индустриальным потенциалом провинций - Онтарио и Квебек.
Экономический рост, оживление экономики Канады происходит с 1992 г., когда темпы прироста ВВП составили 0,6%; в 1993 г. они повысились до 2,2%. В 1994 г. по темпам экономического роста (4,2%) страна кленового листа впервые с 1988 г. оказалась лидером в "Большой семерке" и сохранила эту позицию за собой в 1995 г., увеличив реальный ВВП в 1995г. на 3,8%.
Наблюдается также резкий скачок в приросте объема частных инвестиций - с 0,7% в 1993 г. до 9% в 1994 г. и 8,0% в первом квартале 1995 г. Примерно вдвое быстрее стали расти потребительские расходы - на 3% по сравнению с 1,6% в 1993 г.
Рост производства в Канаде обусловлен увеличением доходов населения и корпораций. Если во время спада 1990-1991 гг. реальные доходы населения (после уплаты налогов, с учетом роста цен) сокращались, то в 1994 г. они возросли на 2,9%, а в 1995 г. - на 4,0%. При этом прибыли канадских корпораций увеличились на 35% в 1994 г. и на 27% в 1995 г. Такой рост поддерживается расширением внутреннего спроса, увеличивающимся потоком экспорта и повышением товарных цен на мировом рынке. Речь идет о высоких ценах на энергоносители, химическое сырье, металлы, бумагу, древесину.
Немаловажную роль в росте доходов корпораций играет структурная перестройка в канадской промышленности, меры по сокращению издержек и техническому перевооружению, что привело к увеличению производительности труда, которая в обрабатывающих отраслях превышает 5%.
Новое федеральное правительство, пытаясь решать наиболее острые проблемы внутриэкономической ситуации, в феврале 1995 г. предложило план реформ, свидетельствующий радикальном пересмотре роли государства в социально-экономической жизни страны. Так, предусматриваются:
снижение расходов по линии федеральных министерств на 19% в течение предстоящих трех лет, сокращение субсидий предпринимателям на 50%;
поддержка малого бизнеса (но формы помощи малому бизнесу будут менее льготные и более соответствующий режиму жестокой бюджетной экономии);
коммерциализация деятельности государственных учреждений и приватизация.
Это означает, что произойдет перевод на коммерческие основы или передача в частные руки функций госучреждений и корпораций во всех случаях, когда это представляется практически возможным и эффективным. Программа включает и возможность полной или частичной приватизации государственных предприятий.
Канада, экспорт и импорт которой составляют 2/3 ВНП, весьма заметно зависит от ситуации на мировом рынке. За последние три года ее экспорт вырос на 31,6%, а импорт - на 31,3%.Подобные позитивные сдвиги обусловлены низким курсом канадского доллара по отношению к американскому, структурной перестройкой экономики и связанной с ней возрастающей конкурентоспособности, канадской продукции, а также экономическим оживлением в США, на рынок которых, собственно, и ориентирована продукция страны кленового листа.
Сегодня Канада серьезно нуждается в широком экспорте в Соединенные Штаты, чтобы добиться даже самого скромного экономического роста. Любое внезапное "похолодание"" в экономике к югу от канадской границы вызывает сильный поток "холодного воздуха" в северном направлении. Сейчас Канада крепко привязана к США, у нее слабый потребительский рост и такой же рост личных доходов. Единственное, что сможет продвинуть ее экономику, - это расширение экспорта, а большая его часть приходится на США.
Невысокие в целом темпы экономического роста в Канаде скрывают серьезные проблемы, переживаемые канадцами. Среди них: высокая безработица (около 9,5%), рекордный потребительский долг, низкий уровень сбережений и тяжелые последствия, вызванные сокращением на десятки миллиардов долларов бюджетов федерального правительства и правительства провинций.
Как известно, многие европейские страны стабилизировали свои валюты, "привязав" их к немецкой марке. В Канаде же сохранялся свободно плавающий курс национальной валюты. Центральный банк страны "кленового листа" лишь изредка осуществляет интервенцию для сглаживания колебаний курса канадского доллара, но не поддерживает его на каком-либо определенном уровне. Так, не предпринято сколько-нибудь активных действий для предотвращения падения национальной валюты в начале 1994 г., поскольку справедливо рассчитывают на то, что это падение, с одной стороны, стимулирует экспорт, а с другой - переключает спрос на потребительские товары канадского производства.
Смена правительства в Канаде (в 1993 г.) не создала сколько-нибудь значительных препятствий для реализации соглашения о формировании североамериканской зоны свободной торговли, в которую вошли три страны Северной Америки. Поэтому перспективы ее экономического роста и повышения роли Канады в современном мировом хозяйстве представляются весьма определенными.
Европейские страны «большой семерки» занимают особое место в мировом хозяйстве.
По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь регионе приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - Германию, Францию, Италию, Великобританию, которые сосредоточивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта.
На современном этапе в Западной Европе весьма велик потенциал научно-технических исследований. Европейские страны «большой восьмерки» тратят большие средства на новые исследования. Но общий эффект снижается дублированием исследований, поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины. Тем не менее, европейская часть «большой восьмерки» выделяют на гражданские исследования на 16% меньше, чем США, но в два раза больше, чем Япония. В тоже время, расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундаментальные исследования. Эти страны отстают в таких ключевых производствах, как интегральные схемы и полупроводники, изготовление микропроцессоров, супер ЭВМ, биоматериалов. Это не удивительно, так как до сих пор они ассигновали на исследования в области микроэлектроники почти столько же, сколько в США выделяет одна крупная компания IBM.
Среди факторов, отрицательно влияющих на ход экономического развития Западной Европы, выделяется массовая безработица - до 20 млн. чел. Более 80% безработных сосредоточено в странах ЕС. Уровень безработицы в них составлял в 1996 г. 11,4% рабочей силы в сравнении с 5,5% в США и 3,3% в Японии.
Современное экономическое развитие западноевропейских стран протекает под знаком структурных изменений. Эти изменения отразили общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НТП, а также явились следствием структурных кризисов и кризисов перепроизводства 70-х и начала 90-х гг.
На современном этапе структурный кризис пережили судостроение, черная металлургия, текстильная и угольная промышленность. Такие отрасли, бывшие не так давно стимуляторами роста, как автомобилестроение, химия, электротехника, столкнулись с сокращением внутреннего спроса, изменениями в международном разделении труда. К наиболее динамичным отраслям относятся электронная промышленность, в которой преимущественное развитие получило производство оборудования промышленного и специального назначения, прежде всего, ЭВМ. Выделились новые отрасли и производства, связанные с изготовлением роботов, станков с ЧПУ, атомных реакторов, аэрокосмической техники, новых средств связи. Однако они оказались не только не в состоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и в своем развитии отставали от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребления полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше интегральных схем. Западноевропейская промышленность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков.
Прошедшее десятилетие характеризуется некоторым отставанием Западной Европы от основных конкурентов в прогрессивности отраслевой структуры. На изделия, пользующиеся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности европейской части «большой восьмерки» примерно 30% в США и почти 40% в Японии. В последнее время в западноевропейской экономике большое место занимала модернизация рентабельно функционирующего производственного аппарата, а не его коренное обновление на базе новейшей техники.
Как показывают данные страновых сопоставлений по структуре обрабатывающей промышленности, машиностроение и тяжелая промышленность получили развитие в ведущих странах региона. Также значителен удельный вес химии. Многие западноевропейские страны являются крупные производители потребительской продукции. Доля отраслевой легкой промышленности в Италии, составляет 18-24%.
Для большинства стран региона характерно повышение или стабилизация роли пищевой промышленности, - и в производстве, и в занятости.
Наиболее существенными являются различия в структурных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП - от 1,5 до 8%. Высокоразвитые страны достигли практически предела по этому показателю (2-3% ВВП). При снижении занятости до 7% трудоспособного населения (I960 г. -17%), происходило повышение объемов производства. На долю Западной Европы приходится около 20% мирового производства сельскохозяйственной продукции. Сегодня ведущие производители сельскохозяйственных товаров в ЕС Франция (14,5%), Германия (13%), Италия (10%), Великобритания (8%). Сравнительно высокие темпы роста этой отрасли способствовали увеличению самообеспеченности западноевропейских стран в сельскохозяйственной продукции и поставки на внешние рынки основной способ реализации "излишней" продукции региона.
На протяжении последних лет серьезные изменения произошли в топливно-энергетическом балансе стран Западной Европы. В результате осуществления комплексных энергопрограмм, направленных на максимальную экономию и повышение эффективности использования энергии, произошло относительное сокращение потребления энергии, а потребление нефти снизилось абсолютно. Снижение энергопотребления протекало в регионе с различной интенсивностью и сохранялась тенденция к его увеличению. Сдвиги в структуре энергобаланса связаны с падением доли нефти (с 52 до 45%), значительным ростом удельного веса атомной энергии, возрастанием роли природного газа. Наиболее широко природный газ используется в Нидерландах, где он составляет половину потребляемой энергии, и в Великобритании. Атомная энергия производится и потребляется в 10 странах. В целом ряде стран на нее приходится значительная часть потребляемой энергии, во Франции - свыше 75%.
Происходившие в последние годы сдвиги в экономике западноевропейских стран шли в одном направлении - сокращение в их ВВП удельного веса отраслей материального производства и повышение доли услуг. Этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производства, динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономически активного населения.
Это увеличивает значение западноевропейских стран как финансового центра, центра оказания другого рода услуг.
Структурная перестройка крупного капитала привела к существенному укреплению позиций западноевропейских компаний в мировом хозяйстве. За 70-80-е гг. в числе 50 крупнейших компаний мира количество западноевропейских увеличилось с 9 до 24. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотношении сил между западноевропейскими гигантами. Вперед вышли корпорации Германии, в меньшей степени – Франции и Италии.
Позиции британских компаний ослабли. Сохранили свои позиции западноевропейские ведущие банки, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира S германских и 6 французских).
Современные процессы монополизации в Западной Европе имеют отличия от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие западноевропейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у корпораций США. А это, в свою очередь, тормозит структурную перестройку экономики.
Как показывают прогнозы, рынок будущего в меньшей степени будет предъявлять спрос на массовые виды продукции с возможно более низким уровнем себестоимости. Поэтому повышается роль компаний, которые опираются на широкую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективного приспособления к изменяющимся условиям рынка. На смену "экономики масштабов" приходит "экономика возможностей". Набирает силу процесс децентрализации управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. Прогрессирующее дробление рынков по мере углубления специализации потребительского спроса, развитие сферы услуг способствует росту мелкого предпринимательства, на долю которого приходится до 30-45% ВВП. Рост мелкого предпринимательства повышает гибкость хозяйственных структур применительно к потребностям рынка.
Наиболее динамично развивающимся регионом в мировой экономике последние десятилетия считается Восточная Азия.
Не случайно, первой среди стран региона совершила переход к современному экономическому росту Япония. Экспансионистское влияние Запада дало Японии в послевоенный период толчок для перехода модели современного экономического роста, который осуществлялся гораздо быстрее и безболезненнее, чем, скажем, в Китае.
Еще в конце XIX в., начиная с реформы Мэйдзи, японское правительство создало условия для свободного предпринимательства и инициировало осуществление модернизации экономики. Особенностью японской модернизации хозяйственной деятельности явилось то, что иностранный капитал занимал незначительную долю при создании современной экономики, а также и тот факт, что немалую роль в модернизации играю патриотическое движение, инициируемое государством.
В итоге в послевоенный период (на протяжении жизни одного поколения) Япония подняла экономику из руин до положения равенства с богатейшими странами мира. Сделала она это в условиях демократического правления и при распределении экономических выгод среди широких кругов населения.
Немалую роль при этом сыграли бережливость и предприимчивость японцев. С 50-х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мирен часто в два и более раза превосходили сбережения других крупных промышленных стран. В 1970-1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не входящего в корпорации, составили 16,8% ВНП, или 13,5%после амортизации, соответствующие цифры для американских се-ме4 были 8,5% и 5,3%. Чистые сбережения японских корпораций составили 5,8% ВНП, американских корпораций - 1,5%. Чистые сбережения японского правительства - 7,3% ВНП, американского правительства - 0,6%. Общие чистые сбережения Японии составили 25,4% ВНП, США - 7,1%. Эти исключительно высокие темпы сбережений сохранились в течение многих лет и все это время поддерживали весьма высокие темпы инвестиций.
На протяжении прошедших 40 лет Япония богатела феноменальными темпами. С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с 1230 долл. До 23970 дол., т. е. темпы роста составили 7,7% в год. За этот же период Соединенные Штаты смогли добиться роста доходов всего на 1,9% в год. Послевоенные экономические достижения Японии оказались непревзойденными в мировой истории.
Современная экономика Японии в удивительной степени зависит от мелких предпринимателей. Почти одну треть рабочей силы составляют работающее на себя и неоплачиваемые члены их семей (по сравнению с менее чем 10% в Великобритании и США). В начале 80-х гг. в Японии было 9,5 млн. предприятий, имеющих менее 30 рабочих, из них 2,4 млн. - это фирмы, а 6 млн. - не объединенные в корпорации деловые предприятия, не связанные с сельским хозяйством. В этих фирмах было занято более половины рабочей силы. В промышленности почти половина рабочей силы работает на предприятиях, имеющих менее 50 рабочих. Эта пропорция повторяется в Италии, но в Британии и США этот показатель составляет около 15%.
Правительство поощряет сбережения и рост малых предприятий с помощью налоговых льгот, финансовой и другой помощи. Из мелкого бизнеса формируются огромные сети поставщиков и субподрядчиков крупных монополий "первого", "второго" и "третьего" уровней. Их руками создается, например, половина стоимости автомобилей, которые изготовляет фирма «Тойота».
Япония стала первой страной, в экономике которой реализовалась модель сбалансированного роста. В 1952 г. в Японии завершился этап современного экономического роста с годовыми темпами прироста ВНП до 5%. С 1952 г. по 1972 г. Япония прошла этап сверхбыстрых темпов с показателем ежегодного прироста ВНП до 10%. С 1973 г. по 1990 г. - следующий этап - этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП (до 5%). С 1990 г. эта страна также первая и пока единственная вступила в последний этап в реализации все той же экономической модели сбалансированного роста. Это - этап умеренного прироста ВНП зрелой рыночной экономики. А это означает, что" высокие темпы роста японской экономики сменятся ежегодным приростом ВНП в среднем в 2-3%. Начало этого этапа совпало с четырехлетней депрессией мировой экономики, которая после семилетнего процветания вступила в 1990 г. в серьезный экономический кризис, из которого Япония выбирается до сих пор. Это подтверждается статистикой, и в середине 90-х гг. в экономике Японии четвертый год продолжался спад
Наибольшую известность из неформальных межправительственных организаций имеет «G-7» — группа семи крупнейших экономик мира: США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония. По сути это элитарный клуб на уровне глав государств, возникший в 70-х гг. XX в. в период краха Бреттон-Вудской валютной системы. Главная цель его — избежать глобального дисбаланса в мире. В 1998 г., в основном по политическим соображениям, в клуб принимают Россию. В июле 2006 г. впервые саммит «G-8» проходил в России в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что главным результатом саммита можно назвать окончательную трансформацию организации из элитарного клуба развитых стран, принимавших консолидированные решения по основным международным вопросам, в дискуссионный клуб, который формирует мировую повестку дня. Но такая повестка невозможна без участия Китая и Индии. В Петербурге они присутствовали в качестве гостей, однако имеют все основания стать полноправными членами клуба мировых лидеров.
Помимо межправительственных организаций возрастает число неправительственных добровольных общественных организаций (НПО). Так, на Всемирный саммит по проблемам Земли в Рио-де-Жанейро 1992 г. собралось около 15 тыс. представителей неправительственных организаций.
Широко известны такие объединения, как «Гринпис», «Римский клуб», «Сеть третьего мира». При всем разнообразии таких организаций их деятельность обычно направлена на защиту прав человека, экологии, прав женщин, решение проблем развивающихся стран и часто носит антиглобалистскую направленность.
В этой связи возникло понятие «сеть глобальной публичной политики» — совместная инициатива НПО, деловых кругов, национальных правительств, международных организаций. В рамках этих инициатив участники вырабатывают общественное мнение, международные нормы и стандарты по конкретным спорным проблемам: например, эффективность возведения больших плотин. Глобализация делает НПО все более влиятельными и предполагает создание транснациональной сети НПО, способных оказать влияние на формальные договоренности. Их главным аргументом становится тезис о том, что созданные институты международного управления страдают от глубокого дефицита демократии. Деятельность этих организаций неподвластна воле населения — система прямых демократических выборов отсутствует, а информация, общественный контроль и обсуждения крайне ограничены. Это значит, что принятые решения могут отвечать узким коммерческим интересам отдельных групп лиц или стран.