Какие сказки о природе. Необыкновенные превращения в природе
Сохраняя воду, сохраняем жизнь!» (детские экологические сказки)
Описание работы : Экологические сказки предназначены для детей младшего школьного возраста. Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край.
Предыстория
В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было
услышать его грустную песню:
«Я Водяной, я Водяной.
Никто не водится со мной.
В моём пруду – болото,
Пришёл бы ну хоть кто-то
Вокруг меня жестянки,
Бумага, банки, склянки..
Давно я без лягушек -
Покинули подружки.
Эх, жизнь моя…»
Услышали печальную песню дети:
Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?
Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:
Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.
Жалко стало детям несчастного Водяного.
Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. – Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.
А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.
История одной Капли (грустная сказка о воде)
Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.
Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.
Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.
Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.
Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.
И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.
Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.
А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.
Всё это было. Но было, кажется, так давно!
За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.
Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.
«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)
Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.
Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.
Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.
Надоела жара. А Дождя всё не было.
Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.
А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.
Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.
А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:
Помогу лужайке и её обитателям!
Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.
Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.
Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг
питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.
А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.
История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.
Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.
Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:
Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!
Но никто не отозвался.
Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!
И он скорчил забавную гримасу.
Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.
Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!
Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?
Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.
А про себя подумал:
Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!
Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)
Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.
Жили уже тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.
Раз пошёл Старик к озеру.
Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.
Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,
и было его тут видимо-невидимо.
В третий раз закинул он невод – показалась
из воды старая автомобильная шина.
Удивился Старик, испугался:
«Тридцать лет я рыбачил и три года,
а такого ни разу не лавливал.
Раньше-то всё рыбка попадалась».
Хотел уж было Старик
воротиться к своей Старухе,
да услышал за спиной всплеск слабый.
Вновь закинул Старик в воду невод.
Пришёл невод с одной Рыбкою.
С непростою Рыбкою – еле живою.
Как тут взмолится Рыбка!
«Спаси, старче, озеро наше,
сохрани живым для потомков».
Задумался Старик:
«Жил я у озера тридцать лет и три года
и не ведал,
что творится у самого моего порога.
Уничтожали озеро постепенно,
сваливая мусор у берегов,
забрасывая его в прозрачную воду
и не думая о том,
что губят озеро и его обитателей».
Отбросил Старик невод,
собрал вдоль берегов банки, бутылки,
бумагу и целлофановые пакеты,
выкатил из воды автомобильные шины.
Стал он кликать Рыбку.
Приплыла к нему Рыбка,
но ничего не сказала,
лишь хвостом по воде плеснула
и ушла в глубокое озеро.
И с тех пор приходит Старик к озеру,
но не рыбачить,
а охранять покой Рыбки,
ведь очень сильно обидели её люди,
ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.
Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)
История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.
На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.
Так гласит легенда.
Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.
На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.
Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.
Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.
Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.
Место у родника стали называть Святым источником – ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.
И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.
Заключение
Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал:«Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду , а значит, сохранит и жизнь! »
Алиса Забирова
Сказка про природу
Сказка
Однажды встретились Земля, Воздух, Огонь и Вода и начали спорить : «Что важнее и нужнее для человека?»
Я - место жизни и деятельности людей, животных и растений, - важно говорит Земля.
Я тоже необходим всему живому на земле : позволяю спокойно дышать и жить,- начал спорить Воздух.
Какой ты? Я тебя не вижу. Ты прозрачный и бесцветный.
А меня все видят и боятся. Я Огонь сильный и могущественный элемент! Без меня не греться и еду не приготовить.
Только Вода молчит и ничего не говорит. Застыла она, услышав такие разговоры.
Ты что молчишь? Тебе нечего говорить. Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, какая ты на самом деле. Жидкая – вода, твердая – лед, газообразная – пар. Нет места для тебя на Земле, никому ты не нужна, уходи прочь,- все втроем начали гонять Воду.
Обидно стало Воде. Ей захотелось доказать, что она – основа жизни. Кап-кап!- капают слезинки из глаз. И вдруг слезинки воды стали путешествовать где-то высоко-высоко, проплывая в небе пушистым облаком. Потом облако набухло, потемнело, стало тучей, и пролились капельки на Землю дождем. Они просачивались в земле между корнями растений, собирались в ручейки. Эти капельные ручейки стекали в реки, реки несли их в моря, океаны. Солнце пожалело Воду, нагревало поверхность морей, рек и озер, собирая ее слезинки. А потоки теплого воздуха, поднимаясь вверх, уносили собой крошечные капельки Воды в виде пара далеко-далеко от Земли. В небе они снова собирались в белые облака, чтобы пролиться на землю теплым дождем или красивой снежинкой, или сверкающей крошкой льда. Но стоит пригреть Солнышку слезинки, и они снова отправятся в свое бесконечное странствие : туча- дождь – ручей – река – море - облака – так называемое круговоротом воды в природе .
Земля, Воздух, Огонь, Вода – все нужны для растений, людей и животных. А это волшебное чудо Вода не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь. Пусть она не исчезнет никогда.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Природу я люблю, природу берегу!» Цель: приобщать к правилам безопасного поведения на природе, как для человека, так.
Конспект экскурсии в природу Экскурсия в средней группе «Люблю я пышное природы увяданье….»Цель. Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой.
Лэпбук «Береги природу» Лэпбук «Береги природу» Цель: закрепление и формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к окружающему.
Праздник весны «Берегите природу» Под звучание пьесы Чайковского «Апрель» дети входят в зал, садятся. Вед: Дорогие дети, поздравляю вас с праздником весны. У весны есть.
Природу нужно беречь. Посреди поляны в лесу росла большая береза. Много у нее было ветвей и каждую весну на ней разбухали почки, а потом появлялись листочки.
Проект «Играя познаем природу» Каждый ребенок посещающий наш детский сад - особенный, это бесспорно. Но есть детки, о которых говорят.
Сохраним родную природу Природа-это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает наших с тобой сил! С бесцельно сорванной ветки и цветка, бесцельно пойманной.
Ольга Падерина
Экологические сказки, придуманные детьми
Экологические сказки и рассказы, придуманные детьми подготовительной группы
детского сада «Солнышко» г. Серова
Составитель воспитатель высшей категории О. А. Падерина
Волшебное превращение.
Полина Касьян
На дне огромного океана жил моллюск, в красивой белой раковине. Каждое утро моллюск открывал створки раковины и любовался удивительными водорослями, растущими рядом. Как-то раз в океане начался шторм. Огромные волны качали корабли, выплескивались на берег. А в раковину моллюску попала песчинка. Ему стало очень больно, и моллюск заплакал. Он плакал и плакал, а песчинка стала покрываться белыми, сверкающими слезинками - перламутринками. Прошло время, и вот однажды, когда боль утихла, и моллюск снова раскрыл свою раковину; вокруг него вдруг стали собираться рыбы, морские звезды, крабы и медузы. «Какая великолепная жемчужина выросла внутри твоей раковины! – слышал он. «Другой такой большой и красивой жемчужины, нет во всем океане», - решили все. Все восхищались, а моллюск только смущался и покачивался на волнах.
Заветное желание.
Вероника Митина
Жили-были две маленькие рыбки-подружки. Они часто играли вместе, им вдвоем всегда было интересно и весело. Одна из рыбок мечтала стать большой, чтобы все заметили какая она красивая, как она замечательно плавает, как у нее удивительно переливаются чешуйки. Однажды разговор рыбок услышала колдунья-медуза. «Ты, правда, хочешь стать большой, но ведь это очень опасно?» – удивилась она. «Сделай так, чтобы все восхищались моей красотой, а то я сейчас такая незаметная», - капризничала маленькая рыбка. Медуза взмахнула волшебной палочкой, и маленькая рыбешка превратилась в большую красивую рыбу. Рыба медленно плавала и переливалась в солнечных лучах. Все маленькие рыбки окружили ее и любовались ее красотой. Вдруг откуда не возьмись, появилась огромная акула. Рыбки-малышки быстро уплыли в разные стороны, а капризную рыбу-красавицу акула проглотила.
Новые друзья.
Дима Барсуков (7 лет)
Жили-были в дремучем лесу Медведица с сыночком Медвежонком. Как-то раз Медвежонок решил пойти за грибами, он спросил: «Мама, можно я схожу за грибами один, здесь совсем рядом?» Медведица разрешила ему.
Как только он зашел в гущу леса, навстречу ему вышел большой Волк. Малыш очень испугался, а Волк говорит: «Будешь со мной дружить? А то со мной никто не дружит – все боятся». Медвежонок согласился, и пошли за грибами вместе. Увидел Медвежонок красивый красный гриб с белыми точками. Хотел его сорвать, чтобы маме унести, но Волк ему сказал, что мухоморы ядовитые грибы, ими можно отравиться.
Научил Волк своего друга съедобные грибы собирать. Набрали они целую корзину грибов и пошли домой. Мама-Медведица напоила их вкусным чаем с малиной, а когда Волк собрался уходить, мама спросила: «А где ты живешь?» Волк ответил: «У меня нет дома». Тогда Медвежонок собрал всех своих друзей, и они построили Волку отличный дом. Стали жить рядом и всегда помогали друг другу.
Паучок.
Ваня Ежов (7 лет)
Жил-был мальчик, который никогда не слушался маму. Однажды он пошел гулять и увидел паутину. На паутине сидел паучок. «Какой он некрасивый», - сказал мальчик, ударил палкой по паутине и убил маленького паучка. Этот паучок был совсем еще маленький, дома его ждали мама и папа. Они долго ждали его своего сыночка, а когда увидели порванную паутину - все поняли и долго горевали.
Березовый сок.
Антоша Марков (7 лет)
В лесу стояло дерево. У него было много красивых веточек с резными листочками. Однажды весной к дереву пришли злые дети. От нечего делать начали качаться на ветках. Одна ветка хрустнула и обломилась, из ее ранки потекли горькие слезы. Мимо проходили добрые дети, они увидели плачущую березку, перевязали ранку. А потом стали приходить к деревцу, ухаживать за ним. Скоро веточка зажила, и березка опять стала улыбаться и радовать всех своей красотой.
Лягушонок.
Дима Барсуков (7 лет)
На берегу небольшого болотца, вместе с другими лягушатами жил лягушонок по имени Квак. Он купался в теплой воде, грелся на солнышке, и все было хорошо.
Но вот однажды к болотцу пришел мальчик, который поймал лягушонка и посадил в банку. Квак очень испугался и заплакал, но мальчик его не слышал. Мальчик принес лягушонка во двор дома и стал показывать друзьям. Квак понравился всем, он был такой смешной, забавно прыгал на стенки банки, а ребята весело смеялись над ним.
Когда малыш принес банку с лягушонком домой, тот совсем ослаб и больше не мог прыгать. Дедушка строго посмотрел на внука и сказал: «Зачем ты мучаешь животное, посмотри, он скоро уже умрет. Без воды и еды он не выживет».
Мальчик совсем не хотел, чтобы лягушонок умирал, ему стало жалко лягушонка, и он унес его обратно на болото и сказал: «Я к тебе лучше в гости буду приходить, а сейчас беги!» Лягушиная семья была очень рада возвращению Квака. Они целый вечер от радости квакали на все болото.
Тучкина дочка.
Аня Якимова (7 лет)
У мамы-тучки было много детей-снежинок. Мама их очень любила. А когда они подросли, тучка сказала: «Пора вам отправляться в путешествие, посмотреть мир». Снежинки летели и любовались: «Как кругом красиво и интересно!» - радовались они. Но вот одна, самая маленькая снежинка, упала на землю около большой березы и почувствовала, что ее лучики тают. «Я умираю», - сказала она тихо. Но старая береза услышала ее и успокоила: «Ты скоро превратишься в капельку воды и снова улетишь на небо к своей мамочке». Так и получилось. Тучка снова встретилась со своей дочкой.
Жалобы лесных обитателей, услышанные детьми.
Жалоба совы.
Саша Балыбердин (7 лет)
Жалоба летучей мыши.
Ваня Рамхин (6 лет)
Меня все боятся, потому что много всяких небылиц про меня люди выдумали. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Непохожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. За ночь я множество вредных насекомых уничтожаю, людей спасаю.
Жалоба зеленой гусеницы.
Женя Зарецкая (7 лет)
Меня люди считают самым некрасивым насекомым. Говорят я толстая, гадкая. Да не все знают, что совсем скоро я превращусь в бабочку. Увидят меня люди, начинают восхищаться: «Ах, какая красавица!» Непонятные они все-таки эти люди. Ведь без некрасивых гусениц не бывает великолепных бабочек.
Детские рассказы о природе.
У кормушки.
Ксюша Хорук (6 лет)
На кормушке было много птиц. Голуби, синицы, воробьи, вороны клевали крошки, к ним незаметно подошли совсем близко два мальчишки Вова и Сережа. «Давай, поймаем кого-нибудь», - сказал Сережа и схватил ворону за крыло. Крыло у вороны хрустнуло, а мальчики испугались и убежали домой. Во дворик вышли Ксюша с бабушкой. Они пошли погулять и увидели больную птицу. Ксюша забрала ворону к себе домой и вылечила ей крыло. А потом отпустила птицу на волю.
Медвежата.
Оля Ларькова (6 лет)
У одной медведицы в берлоге родились два медвежонка. Мама их очень любила и оберегала. Однажды медведица ушла на охоту далеко от дома. Вдруг пиф-паф - раздались выстрелы, медведица упала и умерла. А медвежата долго плакали одни в берлоге, звали маму, но так и не дождались. Потом их нашел лесник и забрал к себе домой.
Публикации по теме:
«Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста». Опыт работы по экологии. «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги!. (Слайд.
Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста Опыт работы по экологии. «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые члены жюри, уважаемые.
Учить детей передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных изобразительных.
Придуманные сказки. Шарик. Шар воздушный, шаловливый Непослушный и строптивый Вместе с ветром убежал А куда – нам не сказал. Полетел наш шар спросонок, Где.
Сказки о временах года для детей, сказки об изменениях в природе. Окружающий мир природы для дошкольников
Сказка «Как части суток играли в прятки»
В одном царстве-государстве Времени жили-были очень долго, даже никто не знает, сколько лет, Сутки. Они правили этим царством. Вмещали они в себя двадцать четыре Часа, которыми строго управляли. Слугами поменьше были Минуты. У каждого Часа в подчинении их было шестьдесят. Но и Минуты нашли, кем управлять. У каждой Минуты было по шестьдесят слуг — Секунд. Вот какая огромная армия Времени!
Но и это еще не все. Министрами в царстве Времени были части Суток — Утро, День, Вечер и Ночь. Они сменяли друг друга на страже Времени строго по порядку. Начинались Сутки с Утра, Утро сменял День, за Днем приходил Вечер, а заканчивались Сутки Ночью. И длилась вся эта смена двадцать четыре часа.
Животные, растения и люди строили всю свою жизнь, ориентируясь на смену частей суток. Утром все живое просыпалось. Люди умывались, делали гимнастику, принимали душ, завтракали и шли по делам: взрослые — на работу, малыши — в детский сад, дети постарше — в школу. Растения умывались утренней росой, набирая влаги на целый день. Распускались бутоны цветов, которые закрывались на ночь. Листья и цветки ловили первые ласковые лучи солнца, грелись под ними после ночной прохлады. Животные просыпались после ночного сна, умывались, приводили в порядок свою шерсть или перья, отправлялись на охоту. Ночные животные забирались в свои дупла и норы, засыпали после ночной охоты.
Днем люди активно работали, отдыхали, играли, путешествовали, обедали и делали многое другое. В это время суток они были бодрыми, у них было много сил для свершения разных дел. Растения росли и расцветали. Животные охотились или паслись, воспитывали своих детенышей.
Вечером, когда рабочий день заканчивался, взрослые приходили с работы, дети — из детского сада, ужинали, отдыхали. Некоторые цветы летом закрывали свои цветки. Животные, ведущие дневной образ жизни, готовились ко сну, а ночные — к охоте. За день все уставали, поэтому вечер был спокойным и тихим. Всем нужен был отдых.
Ночью и люди, и растения, и многие животные спали. Яркое солнце сменяла бледная луна да холодные звезды. Ночью все набирались сил для следующего дня.
Так было, пока части Суток не решили поиграть в прятки. Им очень наскучило строго следовать друг за другом. Они устали от одного и того же порядка, повторяющегося каждый раз. Как-то Утро, пригласив всех к себе в гости, предложило:
— Скучно что-то мы живем, друзья! Давайте поиграем в прятки. Тот, кто найдет спрятавшегося, будет отдыхать одни Сутки. А тот, кого найдут, будет за него работать. Несправедливо, что у нас совсем нет выходных!
— Здорово! Мы согласны! — закричали День, Вечер и Ночь. — Только надо держать втайне наши планы.
Решили играть Ночью, когда все спят и никто не помешает игре. Первыми водили Утро и День. Запрятался День в камыши на реке, ведь ночью там трудно кого-то увидеть. Искало, искало Утро, но так и не нашло оно День. Пришлось поработать за двоих.
Забрезжил рассвет, солнце начало всходить, окрашивая облака в розовый цвет и лаская золотыми лучами все живое. От утренней прохлады люди немного поеживались. Роса покрыла все растения. Утро вступило в свои права. Все пробудились, сделали утренние дела и настроились на дневные. Но День не наступал и не наступал, а Утро все длилось и длилось. За Утром сразу пришел Вечер. Все пошло кувырком. Люди еще не вышли на работу, а надо было с нее уже уходить. Дети так и не попали в детский сад. Домашние животные, которые весь день пасутся на лугу, не наелись травы. Все были недовольны таким непорядком. Люди не понимали, почему после шести часов утра сразу наступило шесть часов вечера.
Услышали Сутки, что люди возмущаются, стали разбираться. Попало всем!
— Разве могут быть у Времени выходные?! — сердились Сутки. — Что будет, если время остановится? Таким недисциплинированным частям Суток не место в царстве Времени!
— Простите нас, пожалуйста, — виновато хором сказали части Суток, — мы больше так не будем. Мы просто не подумали, что от нашей последовательности так много зависит. Больше в прятки мы играть не станем. Только не выгоняйте нас из царства Времени!
— Хорошо, — уже более спокойно заговорили Сутки, — на этот раз мы вас простим. Но если это еще раз повторится, мы вас строго накажем. С Временем играть нельзя. Время — это очень серьезно. Его нельзя остановить ни на минуту, тем более — на целый День! Время надо беречь, потому что оно проходит и не возвращается. Нельзя вернуть прошлое.
Успокоились части Суток и все пошло своим чередом.
Вопросы и задания
— Кто жил в царстве Времени?
— Назовите последовательно части Суток.
— Почему изменение последовательности частей суток может привести к плохим последствиям?
— Что случилось, когда Утро отработало свое время и время Дня?
— Что вы делаете утром, днем, вечером, ночью?
— Почему надо дорожить своим и чужим временем?
— Выложите картинки с изображением частей суток последовательно.
Апрельская сказка для детей
Однажды в прекрасное Царство бабочек, в котором всегда было лето, пришла старуха Зима. Ей очень не понравилось, что все вокруг разноцветное. Ведь в ее Царстве все окрашено только в белый и голубой цвета. А еще ее раздражало веселье, которое царило вокруг. Необыкновенно красивые бабочки летали, кружились, танцевали, радостно болтали друг с другом, хвастались своими нарядами, лакомились нектаром и запивали его свежей утренней росой. Кругом цвели и благоухали прекрасные цветы и травы.
— Сколько лишних красок, как это некрасиво! — зло воскликнула старуха Зима. — Я наведу здесь порядок! Они узнают, что такое красота!
Зима взмахнула руками, и из рукавов ее шубы посыпался снег. Дунула она сначала слегка, и вокруг все покрылось инеем. Задула Зима посильнее, и реки затянуло ледком.
— Вот теперь порядок. Все вокруг красивое, белое. Можно любоваться и радоваться! — громко прокричала Зима.
Но никто ей не ответил, никто не радовался, не танцевал, не летал. Все оцепенели от холода. Бабочки едва успели забиться под листочки да в щели между камнями.
Походила, походила Зима, стало ей скучно. Легла она спать на сугроб и заснула крепким сном. Спит Зима, и бабочки спят. Но слуги старухи Зимы не дремлют. Студеные ветра выдувают последнее тепло, теребят тоненькие крылышки бабочек, оставляя одни жилки. Мороз вымораживает так, что даже усики и ножки у некоторых бабочек отваливаются. Удастся ли им выжить?
На счастье Солнышко увидело бедных бабочек. Стало оно пригревать все сильнее. Разморилась на припеке старуха Зима, так не долго и растаять совсем. Стала собираться к себе в ледяное Царство. А Весна-красна ее подгоняет:
— Хватит тебе, Зима, кряхтеть да ковылять. Убирайся восвояси скорее! Место мне уступай. Заждались все тепла! Уж апрель на дворе, а ты все еще здесь. Совсем старая стала, забыла, когда тебе уходить надо!
От солнечного тепла прогрелись земля, камни, вода. Очнулись ото сна и бабочки. Стали они искать своих подружек, да не всех нашли. Посмотрели они друг на друга, опечалились. У кого крылышки, словно сито, у кого — усиков нет или ножки. Однако печалились они недолго.
— Подружки, — позвала бабочка Крапивница, — хватит печалиться, мы живы и это здорово! Пойдемте, посмотрим, что изменилось вокруг.
— Нет, нет! — возразила ей бабочка Павлиний глаз. — Сначала надо привести себя в порядок. Мы не можем выйти в свет в таком виде.
Бабочки стали прихорашиваться, расправлять свои крылышки, чистить усики, умываться. Полетели они к озеру, оглядели себя в его глади, как в зеркале, и только потом, смеясь и радуясь, взвились в небо и отправились дальше осматривать свои владения.
— Смотрите, подружки, — воскликнула бабочка Лимонница, — внизу какой-то золотой шар! Надо посмотреть, что это.
Бабочки кинулись вниз, кто быстрее. И что же они увидели? Стоит дерево, а на нем много-много желтых барашков, и все пахнут медом.
— Да это же ива зацвела! — обрадовалась бабочка Белянка. — Давайте пировать. Всю зиму ничего не ели.
И бабочки, измазавшись в желтой пыльце и от этого став тоже золотыми, стали с удовольствием лакомиться нектаром. Наелись так, что с места не сдвинуться.
— Я хочу пить! — простонала бабочка Шоколадница.
— Утренней росы еще нет, — заметила ей бабочка Крапивница, — надо немного подождать.
Но тут раздался громкий стук. Это дятел выдалбливал дырочку в коре клена.
— Мы спасены! — радостно прокричала бабочка Павлиний глаз. — Сейчас я вас напою таким вкусным напитком, вкуснее которого вы ничего не пробовали. Летите за мной!
Бабочки не знали, куда их зовет подружка, но послушно полетели вслед за ней. А подружка села на клен, в коре которого дятел продолбил дырочку, и стала пить душистый кленовый сок, вытекающий струйкой из дырочки. Ах, какое это блаженство — слизывать сладковатый и терпкий кленовый сок! После такого обеда не грех и отдохнуть. Сели бабочки на нагретые солнцем валуны, крылышки сложили и задремали. Хороша жизнь, когда тепло!
Вопросы и задания
— Как называется сказка?
— В каком месяце происходят события в сказке? Какое это время года? Это начало, середина или конец весны?
— Что случилось в Царстве бабочек?
— Почему старуха Зима решила перекрасить все вокруг в белый и голубой цвета?
— Что случилось с бабочками?
— Какие напасти их ждали зимой?
— Кто спас бабочек от холода?
— Какое время года пришло вслед за зимой?
— В каком месяце по календарным срокам зиму сменяет весна?
— Какими себя увидели бабочки, когда очнулись от холода?
— О каких бабочках говорится в сказке?
— Каким образом в апреле, когда еще очень мало даже первоцветов, бабочки смогли наесться и напиться?
— Придумайте продолжение сказки.
— Разыграйте эпизоды сказки по ролям.
— Нарисуйте бабочек в летнее время и после зимы.
— Покажите под музыку, как бабочки сначала радовались, веселились, а потом замерзли и оцепенели.
— Послушайте два стихотворения о весне и зиме, а затем расскажите, о каких признаках весны и зимы в них говорится, чем весна отличается от зимы.
Что такое весна
Весна приходит за зимой,
Тепло приносит нам с тобой.
Приводит ласковое солнце,
Что ярко светит нам в оконце.
Приносит небо голубое,
Сосульки, пенье ручейка,
Проталины и первоцветы,
И таянье на реках льда.
Приносит первые листочки
И нежность шелковой травы,
И лопанье душистых почек,
Садов прекрасные цветы.
Птиц перелетных новоселье
И насекомых звонкий рой,
Конец медвежьей зимней спячки
Приносит в лес весна с собой.
С весной ликует все живое!
Линяют звери по весне,
Детей заводят, кормят, учат.
Жизнь пробуждается везде.
Готовят люди землю к севу,
Сажают деревца, кусты,
Наводят чистоту, порядок
После наскучившей зимы.
Зимушка-зима
Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи.
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика —
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны —
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год
С елкою приходит,
Новогодний хоровод
Весело заводит.
Сказка «Весна в лесу»
Зима длилась так долго, что все уже и не надеялись дождаться тепла.
— Ох, ох, ох! — вздыхала под снегом Травка. — Сколько можно спать?! Под снегом, конечно, тепло, но скучно. Скорее бы пришла весна. Все бы увидели, какая я нежная, свежая, ярко-зеленая!
— А я мечтаю увидеть солнышко! — тоненьким голоском попискивал Подснежник. — Я хоть и маленький, но сильный, закаленный, морозов не боюсь. Пора бы и мне сквозь снег пробиться, чтобы показать всем, что пришла весна. Увидят меня люди и обрадуются. Я для них — первый вестник весны.
В берлоге заворочался Медведь, приоткрыл один глаз — темно, выглянул из берлоги — снег.
— Я себе отлежал уже все бока! — прорычал Мишка. — Отощал, весь запас жира съел. Нечего больше есть. Лапу надоело сосать. Когда же весна придет?!
От медвежьего рева проснулся Хомяк.
— Что случилось? Почему рычит Медведь? Разве уже весна? — спросонья закричал Хомяк. — А у меня еще запасы не кончились. Я их натаскал в норку на зиму так много, что до самого лета хватит.
Выглянул он из норки, а на улице зима.
— Только зря проснулся, — проворчал Хомяк, — весны нет как нет. Можно еще подремать.
Рядом в норке крепко спал Сурок. Он никогда не просыпается до весны. Сколько ни кричал ему Хомяк, так и не смог разбудить друга.
Но тут на ветку березы сел большой черный Грач.
— Жители леса! Хватит спать! Я принес вам весну! — прокричал он на весь лес. — Она уже совсем близко. Встречайте ее!
Все с облегчением вздохнули и начали готовиться к встрече.
Вопросы и задания
— Почему все жители леса хотели, чтобы пришла весна?
— О чем горевала Травка под снегом?
— Почему Медведь сердито ворчал?
— Почему Хомяк не хотел, чтобы пришла весна?
— Кого из лесных жителей Хомяк не смог разбудить?
— Кто принес жителям леса первую весточку от весны?
— Представьте себя жителями леса в конце зимы и разыграйте сказку по ролям.
— Покажите, как Травка и Подснежник зимовали, а потом пригрело солнышко, они выглянули из-под снега, обрадовались солнышку, стали расти; немного мерзли от утренних заморозков, потом отогревались.
— Нарисуйте лес ранней весной.
— Придумайте продолжение сказки. Кто еще проснулся от зимней спячки? У кого уже зимой появились детеныши? Кто всю зиму не спал и больше всех ждал весны?
Сказка «Модница Осень»
Решила как-то Осень доказать всем, что она самая модная и красивая. Пошла к известному портному и заказала ему три наряда.
В сентябре, чтобы показать, что она такая же красивая, как Лето, Осень надела наряд из цветов, трав и плодов. Получилось очень красиво и вкусно. По нижнему краю юбки были разбросаны хризантемы и астры разного цвета. Сразу стало по-летнему весело. Середину юбки украшали гроздья винограда с веточкой лозы. И все увидели, какая Осень богатая и щедрая. Из яблок, груш и мандаринов мастер сделал для нее прекрасную шляпу. Каждый мог взять себе что-то из фруктов и съесть, потому что в шляпе они не убывали. Вместо шали накинула Осень себе на плечи переплетающиеся серебристые нити паутинок, которые летают по воздуху в период бабьего лета. Получилось очень воздушно, нежно, словно у девушки-невесты. Попросила Осень у Солнца на сентябрь одолжить ей золотой гребешок в волосы.
— Уважаемое Солнце! — взмолилась она. — Я знаю, что ты больше любишь Лето. Но оставь и мне, пожалуйста, только на один месяц немного тепла. Я много не прошу. Мне бы только дать людям еще немного погреться, понежиться под твоими лучами. Им так трудно расставаться с Летом! А тебе это ничего не стоит. Светило, брось мне свой золотой гребешок. С ним я буду не только красивой, модной, но и теплой.
Понравилась Солнцу вежливая просьба Осени, сбросило вниз оно свой золотой гребешок, в котором еще осталось немного тепла. Обрадовались люди, что возвратилось Лето, стали Осень нахваливать, любоваться ее красотами. А Осени того и надо. Еще больше стала стараться. Наложила в свои сумки овощей вкусных да полезных.
— Берите, кто сколько хочет! Мне не жалко. Я еще добрее, чем Лето, — щедро делилась своими богатствами Осень.
Но сентябрь быстро прошел, наступил октябрь. Золотой гребень еще излучал тепло, но его было уже намного меньше, чем в сентябре.
«Пожалуй, надо сменить наряд, — подумала Осень, — тогда люди опять меня похвалят».
Разоделась Осень в наряд из разноцветных кленовых листьев, повесила на шею алые бусы из ягод рябины, надела сережки из ярких гроздьев калины, в руки взяла веер из багряных листочков осины. Красавица да и только!
Люди не могли налюбоваться красотой осенней природы. В какие только цвета не окрасила она листья деревьев и кустарников! Когда в ясные дни солнечные лучи пронизывали насквозь разноцветные листья, все вокруг становилось как в сказке. Стоило ветерку слегка подуть, и листья, плавно кружась в воздухе, начинали свой путь к земле, покрывая все вокруг прекрасным ковром. На этом ковре особенно изысканно смотрелись темно-коричневые, круглые, гладкие, как после полировки, плоды каштана.
Осень радовалась, как ребенок:
— Я же говорила, что я самая красивая и модная! — трещала она без умолку. — Любуйтесь мной, любуйтесь! Хвалите меня, хвалите!
Совсем загордилась Осень. А тут как назло солнечный гребень совсем перестал греть, погода испортилась, зачастил холодный дождь. Тучи нависли над землей. Красивые листья облетели, высохли. Их собрали в большие кучи и сожгли. Лужи, холод и грязь — все, что осталось от превосходного наряда Осени. Наступил последний месяц Осени — ноябрь. Природа начала готовиться к зиме.
— Ну и что, не унималась Осень, — не всегда же ходить в ярком наряде, надо же иногда и переодеваться во что-то темное. И это платье красиво по-своему. Посмотрите, как смотрится крона деревьев без листвы! Какой ажур, какие переплетенья! А моя накидка из сизых облаков. Разве она не навевает мечтательное настроение? В моих башмачках-лужах можно увидеть отражение всего вокруг. Они словно зеркала. Разве это не прелесть?! Во всех я, душенька, нарядах хороша!
Но люди почему-то уже не хвалили, а больше ругали осеннюю погоду, и на улице бывали все реже. Чаще брали с собой зонт от дождя. Прощались с дачными участками и уезжали в город, в теплые квартиры.
— Солнышко! — взмолилась расстроенная Осень. — Дай мне, пожалуйста, ну хоть несколько теплых денечков! Очень тебя прошу. Меня так все хвалили, красавицей и «очей очарованьем» называли. А теперь все изменилось. Все только и ругают меня. Разве я это заслужила?! Я так старалась дать людям урожай плодов, погреть их еще немного, порадовать своим разноцветьем. Почему же они такие неблагодарные?
— У природы нет плохой погоды, — сверху прокричало Солнце, — я не могу греть целый год. Мне тоже нужен отдых. Прости меня, красавица Осень, но я очень устало и ничем не могу тебе помочь.
Расстроилась окончательно Осень, заплакала холодным нудным дождем.
— Вот вам! — плача, ворчала она. — Будете знать, как меня ругать да слякотной обзывать!
Но доброе Солнце сжалилось над плачущей красавицей и из последних сил послало на Землю оставшийся золотой лучик. Сразу раздвинулись тучи, дождь перестал моросить, природа последний раз ожила, заулыбалась перед зимним сном. И сразу все люди вышли на улицу, чтобы насладиться последним теплом перед долгой холодной зимой. Подставляя лучику Солнца свои лица, люди с умилением благодарили Осень за запоздалое тепло:
— Спасибо тебе, Осень! — шептали они. — Мы возьмем твое тепло с собой на долгие снежные дни и ночи. Оно даст нам надежду на то, что стужа пройдет и опять выглянет доброе Солнце.
На этот раз Осень плакала от радости. Доброе слово и кошке приятно. Добавила Осень к своему наряду утренние заморозки, ледяную корочку на лужах. Помогла всем растениям и животным окончательно подготовиться к зиме, чтобы они не погибли, и с легким сердцем удалилась до следующего сентября, передав свои права зимнему месяцу — декабрю.
Вопросы и задания
— Как вы думаете, почему Осени захотелось, чтобы ее похвалили?
— Какие месяцы называют осенними?
— После какого времени года наступает осень?
— Какие три периода выделяют у осени?
— Как в сказке описаны эти периоды? Какие наряды надевала Осень?
— Как природа готовится осенью к зиме?
— Почему растениям и животным нужна постепенная подготовка к зиме?
— Зачем деревья сбрасывают листву на зиму?
— Чем занимаются люди осенью?
— Какой период осени вы любите больше всего?
— Расскажите об осени. Какая она?
— Назовите приметы осени.
— Нарисуйте три периода осени.
— Нарядитесь, используя предложенные картинки на липучках, в разные наряды осени. Расскажите о себе. Разыграйте сценки из сказки.
Сказка «Спор деревьев»
Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.
— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая...
— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!
Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.
А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!
— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.
Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.
Вот так, подружки! Убедила я вас?
— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.
Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:
— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?
Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.
Вопросы и задания
— Какой спор затеяли деревья?
— Какие деревья спорили между собой?
— Как хвалила себя Березка?
— Покажите, какая березка стройная. Похвалите себя в роли березки.
— Как хвалила себя Липа?
— Похвалите себя в роли липы. Покажите, как вокруг цветущей липы жужжат пчелы.
— Как себя хвалила Рябина в сказке?
— Возьмите веточки с ягодами, украсьте себя. Похвалитесь от имени Рябины.
— Как о себе рассказывал Клен?
— Кто будет кленом? Разбросайте и соберите кленовые листочки.
— Кто прекратил спор? Почему Дуб считается старейшиной леса?
— Покажите, как Дуб прекратил спор деревьев.
— Чем все деревья похожи друг на друга? Что у них общего?
— Как вы думаете, смогли бы деревья выбрать самое полезное и красивое дерево?
— Какие еще деревья могли бы вступить в спор?
— Попробуйте похвалиться от их имени.
— Какие стихи вы знаете о деревьях, споривших в сказке? Прочитайте их. Какие хороводы посвящены деревьям? Давайте поводим хоровод вокруг березки.
— Е. Алябьева сочинила стихотворение, в котором вы все можете превратиться в деревья. Называется оно «Станем мы деревьями». Каждую строку стихотворения можно не только прочитать, но и показать с помощью движений.
Станем мы деревьями
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
(Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)
Ноги — это корни.
Их расставим шире?
(Ноги расставляют на ширину плеч.)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)
Из глубин далеких
Воду доставали.
(Нагибаются вперед, разгибаются.)
Тело наше — ствол могучий.
(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)
И своей верхушкой острой
(Делают из пальцев рук шалашик.)
В небо упирается.
(Поднимают руки вверх, опускают.)
Наши руки — это ветви,
(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)
Крону вместе образуют.
(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)
Вместе им совсем не страшно,
(Качают головой.)
Когда ветры сильно дуют.
(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)
Пальцы — веточками будут,
(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)
Листья закрывают их.
(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)
Как придет за летом осень,
(На кулак правой руки ставят кулак левой.)
Разлетятся листья вмиг.
(Резко расставляют руки в стороны.)
— Поиграем в игры: «С какого дерева лист?», «Узнай дерево летом и зимой».
Сказка для детей 5-8 лет «Дерево желаний»
Шатохина Софья, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – ПетербургРуководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Назначение: Данное произведение рекомендуем воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: Воспитывать интерес к литературному произведению.
Задачи:
- формировать умение сопереживать героям произведения.
- совершенствовать умения самостоятельно сочинять сказки.
- Прививать заботу и не обижать друзей.
В одном лесу жил – был воробей. У него был свой очень красивый домик с симпатичным окошком.
У него был друг дятел. Познакомились они давно, когда были еще малышами и продолжали свою дружбу очень долгое время. Дружба у них была крепкая.
А в этом лесу росло красивое, волшебное дерево.
Подумал дятел, может это волшебное дерево - исполнит мое желание. А дерево было не простое, а говорящее.
Прилетел дятел к дереву и говорит:
- Милое дерево, исполни мое желание, пожалуйста.
- Постараюсь. Говори, чего ты хочешь? – спрашивает дерево.
- Хочу быть взрослым, чтобы у меня было много друзей, чтобы все были счастливы, - попросил дятел.
- Иди домой, все твои желания сбудутся, - отвечает дерево.
Пришел дятел домой и действительно стал он уже взрослым. По дороге домой он встретил много разных птиц и зверей, с которыми он успел подружиться.
Вернулся дятел к дереву и говорит:
- Огромное спасибо тебе дерево, все мои желания ты исполнил.
- Но это должно остаться нашей тайной, об этом никто не должен знать, - отвечает ему дерево.
- Хорошо, расти большим, деревце, - пожелал дятел и отправился гулять.
Прилетел дятел к воробышку, не смог удержаться и рассказал своему лучшему другу о волшебном дереве.
Они поиграли вместе, полетали над лесами и лугами, понаблюдали за бабочками. Приблизился вечер, и они разлетелись по домам.
Но воробушек тоже захотел загадать желание, и полетел тоже к волшебному дереву и стал просить, чтобы дерево исполнило его желание тоже.
Но дерево все позеленело, погрустнело.
Очень расстроилось дерево, что дятел не сдержал свое обещание. А воробушек тоже был расстроен, что его желание не исполнилось. Воробушек полетел к дятлу и говорит:
- Никакое твое дерево не волшебное, не исполнило оно мое желание.
Дятел тут же со всей силы полетел к дереву и стал его умолять простить его за то, что он не удержался и рассказал воробышку, не сохранил тайну. Но дерево стояло молча, только листики тихонечко раскачивались на ветру, как будто прогоняя дятла, а ветки дерева опускались все ниже и ниже, как бы прячясь ото всех.
Расстроился дятел, что дерево не отвечает, улетел далеко в лес и спрятался от всех, наказывая сам себя.
Но на следующее утро, воробушек прилетел к домику дятла, стал его звать, но ему никто не ответил. Догадался воробушек, что это из – за волшебного дерева произошло. Стал он искать дятла, долго его искал, но все – таки нашел.
- Друг мой дятел, это я виноват, не удержался, полетел к дереву, просил исполнить желание. Прости меня, давай и дальше дружить, ты мой лучший друг. У меня нет лучше друга, чем ты. Пожалуйста, полетели домой, поиграем, я больше так не буду поступать.
Дятел, долго думал, но все – таки простил воробья.
Так что храните тайны и секреты, и дружба будет крепкой и долгой.