Какие леса средней полосы испаряют больше влаги. Хвойные леса россии
ЧТО ТАКОЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ? Особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
ООПТ - ХМАО ЮГРЫ На территории ХМАО - Югры находится 2 государственных природных заповедника, находящихся в федеральной собственности: « Малая Сосьва » и « Юганский ». В округе образовано 4 природных парка: « Нумто », « Кондинские озера », « Сибирские Увалы », « Самаровский Чугас ». В Югре действует 11 государственных природных заказников. Также имеется 7 памятников природы. Все они имеют региональное значение и небольшую площадь - от 100 га (« Чеускинские кедровники ») до 1000 га (« Система озер Ун - Новыинклор, Ай – Новыинклор »).
ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК « ЮГАНСКИЙ » Заповедник расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби), в Сургутском районе ХМАО - Югры. Юганский заповедник создан для сохранения и изучения практически не нарушенных экосистем Среднего Приобья - задача более чем актуальная в связи с продолжающимся активным освоением нефтегазовых и лесных ресурсов Западной Сибири. Организация заповедника происходила в момент наибольшей интенсификации нефтедобычи, и, по данным предварительной рекогносцировки, Юганский заповедник является единственным относительно нетронутым участком в этом районе Тюменской области.
ПРИРОДНЫЙ ПАРК « САМАРОВСКИЙ ЧУГАС » Природный парк " Самаровский чугас " находится, в центральной части Западной Сибири, вблизи слияния двух могучих рек Обь и Иртыш. В 70- е годы город Ханты - Мансийск и Ханты - Мансийский район начал бурно развиваться, что повлекло к разрушению экосистем окрестных природных комплексов, в том числе и кедровых лесов на Самаровской горе. По инициативе общественности и в соответствии с Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа, 17 января 2001 года было зарегистрировано Учреждением Природный парк " Самаровский чугас " в задачи которого вошли: охрана природных экосистем, сохранение и изучение историко - культурного наследия, экологическое просвещение и научно - исследовательская деятельность.
ОЗЕРА АЙ - НОВЫИНКЛОР И УН - НОВЫИНКЛОР Ханты именуют озеро Ун - Новыинклор, что означает Большое Светлое. По соседству находится другое озеро Ай - Новыинклор, то есть Маленькое Светлое с такими же природными качествами. Светлое озеро поилец белоярцев. По мере того как город разрастался, население увеличивалось, потребность в воде росла. Озеро стало мелеть. Чтобы не потерять уникальный водоем, необходимо было принять неотложные меры. С помощью экологов здесь была создана особо охраняемая территория регионального значения « Системы озер Ун - Новыинклор и Ай - Новыинклор ».
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"
Иванова Светлана Радифовна, воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №6 "Сказка" г.Радужный ХМАО-ЮГРА Тюменской обл.Описание: данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - заповедниках, расположенных в округе. К проведению занятия были привлечены родители воспитанников, их роль может вполне заменить воспитатель.
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.Образовательные:
-познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;
-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
-закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении;.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
1. Беседа «Знакомство с первым заповедником России»;
2. Просмотр презентаций о «Баргузинском» заповеднике;
3. Экскурсия в эколого-этнографический музей;
4. Беседа «По страницам Красной книги ХМАО», просмотр презентации «Красная книга России»;
5. Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес»;
6. Лепка различных животных из пластилина;
7. Просмотр презентаций о различных заповедниках нашей Родины.
8. Чтение книги «Заповедники России».
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
Оформление: игрушки диких животных, искусственные деревья-ели, слайд-заставки «Природа Югры»
Оборудование:
- рассказ Н.Сладкова «Друг или враг»;
- заготовки для рисования схем;
- восковые мелки;
- телевизор;
- ноутбук;
- аудиозапись с пением птиц.
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».
Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес - друг или враг?
«Ружья нет! - решает рябчик.- Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,- думает белка.- Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет - я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах - значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься - сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…
Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.
- Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняе-мые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкарм-ливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ульяна, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес,
Ты полон свежести и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Воспитатель:
- Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Баш-кирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский).
- А как называется самый первый заповедник России? (Баргузинский)
- А изначально для сохранения какого животного он был создан?(баргузинский соболь)
- А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)
2. Основная часть.
Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?
И на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники.
Сегодня с одним из них вас познакомит Беневша Надировна, мама Сержика.
Рассказ о заповеднике.
«Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва».
Презентации «Путешествие в Малую Сосьву».
Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
В лесу шуметь (запрещается)
Оставлять мусор в лесу (запрещается)
Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
Рвать букеты цветов (запрещается)
Ходить только по тропинкам (разрешается)
Ломать деревья и ветки (запрещается)
Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
Разжигать костры в лесу (запрещается)
Сажать деревья (разрешается)
Беречь лес от пожара (разрешается)
Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
Разорять муравейники (запрещается)
Разрушать грибницы (запрещается)
Даниил Р. подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.
Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!
Воспитатель:
- В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга.
- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)
Оля прочтёт стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если люди перестанут относиться к природе бережно.
Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
Воспитатель:
- Ребята, а теперь мама Димы Мария Дмитриевна хочет вас познакомить с ещё одним заповедником, который находится на территории нашего края.
«Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа - это Юганский заповедник. Он был основан 31 год назад. А причиной тому послужило то, что в 70-ые гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому, что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы.
- А можно ли ловить рыбу в этих озёрах?
- А рубить деревья или ломать ветки?
Давайте с вами отправимся в ещё одно путешествие – в Юганский заповедник».
Презентация «Путешествие в Юганский заповедник».
Воспитатель:
-Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
(Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
Ребята, Димы сейчас прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.
- Ребята, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились?
- Кто нас познакомил с ними и помог совершить путешествие в заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский заповедник»?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
23 января в АУ ДОУ ДСОВ №6 «Сказка» города Радужный в группе №9 «Морошка» была проведена непрерывная непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» с участием родителей.
Цель: познакомить детей с назначением заповедников.
Задачи:
познакомить с заповедниками, расположенными на территории ХМАО – Югра;
развивать чувство восхищения и любви к природе родного края;
закрепить знания о «Красной книге»;
воспитывать бережное отношение к родной природе;
воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание.
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
В непрерывной непосредственно образовательной деятельности принимали участие родители группы, которые подготовили презентации об обитателях заповедников нашего края.
Один из заповедников нашего края - Малая Сосьва. Назван он так потому, что расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Природа этого района Сибири очень хорошо сохранилась не только благодаря его труднодоступности, но и особой культуре его коренных жителей – ханты и манси. Здесь существовали обычаи охраны ценных животных, и даже свои охраняемые территории – запретные «святые места». Поэтому в этом заповеднике сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга.
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра есть ещё один заповедник. Он был основан 31 год назад. А причиной тому послужило то, что в 70-е гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому, что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы.
Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, которым мы должны гордиться. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
В заключение дети вместе с родителями нарисовали специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу.
Большое спасибо нашим мамам, которые рассказали и показали много интересного!
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002414
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.