Какая необычная награда есть у никулина. «Юрий Никулин
Человечество давно пользуется деньгами. Деньги были придуманы для того чтобы можно было за оплаченный труд рассчитаться за нужный товар.
У каждого человека свое отношение к деньгам. Для одних деньги – это показатель благосостояния и получения всех жизненных благ. Для других – средство к выживанию. Но каждый зарабатывает деньги тем что умеет делать, а тратит их на то что ему нужно для жизни: продукты питания, одежда, развлечения, хобби и другое.
Есть люди, которые считают, что деньгами можно измерить все, и для них количество наличности – показатель успешности человека. Они стремятся приобрести брендовые вещи, потому что это сейчас на пике популярности, или потому что очень хочется иметь у себя то чего нет у других. Нет предела фантазии и капризам богатых людей. и такие люди не всегда могут понять людей менее обеспеченных финансово, но богаче духовно, людей которые могут истратить последние деньги чтобы сделать приятный сюрприз близкому человека или приобрести билет на концерт любимого артиста.
Деньги придуманы человеком для того что бы они ему помогали жить, а не для того чтобы человек становился невольником денег. К сожалению, без денег невозможно существование в сегодняшнем мире. Возможно, только в каком-то далеком племени, оторванном от цивилизации. Иногда люди идут ради денег на многое: преступление, обман или героический поступок.
Но мало иметь деньги, нужно уметь потратить их правильно. Есть люди, которые не умеют распоряжаться деньгами и тратят их впустую, ради собственного удовольствия, не зная, что эти финансы заработаны тяжким трудом. Такие люди могут постоянно влезать в долги, и этим ущемлять себя и своих родных в полноценном существовании.
Также встречаются обеспеченные люди, которые считают, что с помощью денег можно получить все, и их не интересует что и как будет сделано для того чтобы они «обеспечили» свой каприз.
Если человек когда-либо столкнулся с денежной нуждой, то это может по-разному повлиять на его жизнь. Одним – это урок на всю жизнь, и они стремятся трудиться так чтобы обеспечивать себя и своих родных, для других – это толчок для того чтобы стать более агрессивным и мстить всем за свои финансовые неудачи.
Деньги могут служить как во благо и во вред человеку. Нужно научиться относиться к деньгам как средству существования, а не как к цели всей своей жизни и не забывать, что в мире еще существует духовное богатство. Деньги обязаны служить человеку, а не наоборот.
Сочинение Деньги в нашей жизни
Деньги и их значение в жизни человека. Для всех людей деньги имеют очень большое значение. Наличие средств - это своего рода независимость, свобода выбора. Выбирать можно практически все и чем больше у человека денег, тем лучше его выбор. С помощью богатства можно улучшить условия жизни и подняться на новую социальную ступень.
Деньги это своего рода энергия, которая необходима человеку для самореализации. Но при всех плюсах материального достатка, деньги все равно остаются всего лишь средством оплаты. На них невозможно купить поистине важные человеческие ценности, такие как здоровье и искренние чувства.Люди ради материальной наживы могут пойти даже на преступление.
Если изначально, деньги были придуманы, как альтернатива товарному обмену, то сегодня они предстают как средство межличностного общения. Человечество превратилось в рабов, которые не видят ничего, кроме того, как заработать как можно больше денег. Мысли об их недостаточном количестве постоянно угнетают мысли и душу человека. Со временем размышления об обогащении основательно закрепляются в жизни личности и начинается психологическая зависимость.
Я считаю, что такая чрезмерная любовь не приведет ни к чему хорошему. У человека должно быть столько денег, сколько бы ему хватало на нормальную жизнь, а не на просто существование. Деньги, заработанные в молодости и зрелости должны обеспечить безбедную жизнь в старости.Люди стали забывать, что деньги должны служить людям, а не наоборот. Суть жизни на земле заключается не только в материальном достатке, но и в духовности. Я не могу утверждать, что какая-то одна из этих ценностей превалирует, однако, сегодня невозможно жить без денег, так как за все в мире нужно платить и нельзя жить без доброты, нравственности, любви к ближнему и веры.
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Тургенева Бирюк
Одним из ярких повествований И. С. Тургенева о жизни крестьянского народа является небольшой по объему рассказ «Бирюк». Он не сложен в восприятии, так как сюжет прост.
- Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание)
Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.
- Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души
С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки
- Сочинение Летний день
Летом утро наступает особенно быстро, радостное, круглое, упитанное солнце спешит скорее выкатиться из-за горизонта, чтобы к обеду успеть как следует нагреть звенящий от теплоты воздух. Просыпаться ранним летним утро
- Сочинение Школа в моей жизни
В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди
Глава 2. Что для меня деньги?
Принципы перемен просты.
Принцип. Для того чтобы начать что-то менять, нужно:
1. Вначале, необходимо увидеть, обнаружить, понять, «что менять».
2. После этого увидеть, обнаружить, понять, «на что менять».
Предлагаю сразу воспользоваться этим принципом и увидеть и то, и другое.
Вопрос, который поможет увидеть, «что менять», звучит очень просто:
«Что для меня деньги?»
Чтобы тебе легче было справиться, расскажу тебе один тренерский анекдот, который объяснит, почему ты точно должен это сделать.
Анекдот
1980 год. Чемпионат СССР по водному поло. В финале 2 команды – «Динамо Москва» и «Динамо Тбилиси». Последние 30 секунд матча. Счет – ничейный. Напряжение на трибунах достигло предела. Зал ревет. Вбрасывание выигрывает команда «Динамо Тбилиси». Нападающий Тбилиси Гоги подхватывает мяч и устремляется к воротам противника. Тренер Вахтанг кричит ему с трибуны:
– Гоги, брось Гиви мяч!
Гоги делает вид, что не слышит и обводит линию нападения. Тренер кричит еще громче:
– Гоги, немедленно брось Гиви мяч!!!
Гоги делает вид, что не слышит и обводит линию полузащиты. Тренер кричит изо всех сил:
– Гоги! Кому сказал! Брось Гиви мяч!!!
Гоги снова делает вид, что не слышит, обводит линию защиты… Тренер орет что есть мочи:
– Г-о-ги!!! Бро-ось Гиви мяч!!!
Гоги «укладывает» вратаря и забивает гол в ворота. Финальный свисток. «Динамо Тбилиси» – чемпион! Зал безумствует. Болельщики «Динамо Тбилиси» скандируют: «Гоги! Гоги! Гоги!». Тренер подзывает Гоги к себе и говорит:
– Гоги! Ты уволен из команды!
– Вай, тренер! Почему? – возмущается Гоги. – Я ведь гол забил!
– Гол-то ты забил, – отвечает ему тренер, – а вот Гиви-то утонул :).
Тренеру с трибуны виднее, и я, как тренер, точно знаю, что ответы, которые ты сейчас дашь, помогут начать видеть по-новому и улучшат твою жизнь в сфере денег. Хорошо будет, если ты не станешь торопиться и потратишь на размышления и ответы свое драгоценное время. Ответы записывай ниже.
«Что для меня деньги»?
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Я имею опыт преподавания 15 лет. Семинар «Деньги», который я проводил много раз, всегда начинается с вопроса к группе: «Что для меня деньги?». Ответы на этот вопрос бывают самые разные. Например: «Деньги – это энергия», «деньги – это свобода», «деньги – это возможности», «деньги – это власть», «деньги – это сила», «деньги – это счастливая и качественная жизнь». Может быть, что-то из этого написал и ты:). Если да, давай тогда попытаемся вместе увидеть это по-новому.
Почему волшебник не прилетает?
Даже когда мы становимся взрослыми, мы продолжаем хотеть верить в сказки. Ведь так хочется чтобы «…прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете…». Или же «а ну-ка, сани, поезжайте сами…». Именно любовь взрослых к сказкам заставляет людей, желающих разбогатеть, массово покупать книги типа «Секрет» или продолжать верить в метод «Сильва»
Известный во всем мире преподаватель и мультимиллионер Дэн Кеннеди на своих занятиях публично разрывает деньги на глазах у своей аудитории. У многих, кто находится в этот момент в зале, замирает сердце. На что он говорит им: «Не принимайте близко к сердцу. Это всего лишь бумага». При этом с каждым годом он продолжает все больше и больше богатеть, выпуская новые книги, проводя семинары и увеличивая количество своих учеников, большая часть из которых также мультимиллионеры, научившиеся без страха рвать деньги.
Предлагаю сейчас на секунду остановить чтение и вспомнить парочку своих вариантов:).
Одушевление денег создает в человеке разного рода эмоции из-за того, что человек воспринимает деньги как субъект, как нечто оживотворенное, как личность. Возникают переживания на личностном уровне: любовь, ненависть, страх. Оживотворяя деньги, человек может начать от них зависеть психологически, и даже начать им поклоняться. Вследствие этого возникают разные денежные приметы. Например:
С давних времен во всем мире пытались привлечь деньги с помощью различных магических действий и ритуалов. Так, на Востоке в зоне богатства устанавливали аквариум с золотыми рыбками, фонтан или изображение денежной жабы. На Руси было принято класть мелкие монеты под порог или в фундамент здания, показывать деньги молодому месяцу и держать веник в квартире помелом вверх.
Денежные запреты:
Не свистите в доме,
Не пересчитывайте мелочь в кошельке,
Не выносите мусор после захода солнца,
Не давайте вечером взаймы деньги и соль,
Не кладите деньги на стол,
Не метите в квартире разными вениками,
Не смахивайте крошки со стола рукой,
Не оставляйте кошелек пустым,
Не считайте деньги вечером, не держите вместе деньги разной валюты.
И все это из разряда категорий, наподобие «как встретишь Новый год, так его и проведешь».
Читатель, деньги – это вещь. Она не одушевлена. В подтверждение этого приведу курьезные сведенья из категории «Денежное бессмертие»:
В Германии из отслуживших свое банкнот делают удобрения для сельского хозяйства;
В России – рубероид;
В Украине – туалетную бумагу.
Также приведу еще несколько забавных фактов, в которых деньги действительно были оживотворенной формой.
В первобытные времена не существовало понятия «деньги». Практиковался простой обмен друг с другом: гончары выменивали свои кувшины и горшки, кузнецы – копья, наконечники для стрел и т. д. Со временем пришло понимание, что это очень неудобно. Ведь ценность вещей и пищи разная.
Следующей формой денег стали определенные товары, предметы или животные. Так, например, в Эфиопии рассчитывались брусками соли, на острове Науру островитяне использовали крыс, а ацтеки в качестве первых денег использовали какао-бобы. Самой древней формой денег, скорее всего, можно считать крупный рогатый скот. Вплоть до середины двадцатого века он использовался в таком качестве в некоторых африканских странах. (Это случаи в истории денег, когда они на самом деле были одушевлены. Деньги – коровы, деньги – крысы:)). Колонистам в Америке первыми деньгами служили табачные листья и шкурки животных. Широко распространены были раковины каури. Впервые они начали использоваться в Китае, но затем служили первыми деньгами также в Индии, Таиланде, Африке.
Впоследствии сформировалось несколько требований к деньгам:
1. При хранении и при передаче друг другу они не должны портиться.
2. Легко можно носить с собой, и даже сравнительно небольшого их количества должно хватать на покупку продуктов, вещей и т. д.
3. Даже при самом мелком делении их общая ценность не должна уменьшаться.
Надеюсь, что написанное мной поможет тебе избавиться от страхов и начать становиться господином денег, а не их рабом.
Миф № 2. «Деньги – это энергия»
Законы физики говорят о том, что есть энергия кинетическая и потенциальная. Величина энергии определяется только по отношению к массе, скорости и, как следствие, – к понятию перемещения, работы или теплообмену, полученным или потраченным килокалориям. Вопрос: «Деньги создают нам калории, чтобы согреться? Их можно съесть, чтобы получить калории? Деньги способны создать ускорение предмета или же совершить работу?». Ответ очевиден: «Энергию создает человек! Ты – источник энергии. А деньги – это всего лишь бумага или металл, или же просто цифры в компьютере, и энергии в них не больше, чем в любой другой бумаге или железе. Фактически, так называемая, «энергия денег» возникает из желания человека иметь деньги, его фокуса на процессе и действий по этому поводу».
Однажды я видел такой фильм: человек украл 3000000 долларов в банке. На протяжении всего фильма он скрывался от полиции, сбегая все дальше и дальше, испытывая стресс, потея и явно выделяя много энергии во имя своего спасения. Финал же фильма такой. Над барханами пустыни летит полицейский вертолет. С одной стороны бархана – раскрытый чемодан, и ветер разносит по пустыне бесчисленное количество бумаги – денег. А с другой стороны бархана – мертвый человек, которому в данном случае бумага, называемая «деньги», ничем не смогла помочь. Он умер потому, что у него закончилась энергия.
Представь себе сейчас, что ты остался один с 10 миллионами долларов в пустыне, где нет никого вокруг и нет воды. Или находишься на крайнем севере под открытым небом с тем же мешком денег. Помогут они в этом случае тебе выжить? Дадут ли энергию? Мешок ведь еще придется постоянно таскать. По-моему, единственный возможный вариант помощи по созданию энергии из денег, который может помочь выжить, и то ненадолго, – это развести из них костер для того чтобы согреться (конечно, я имею ввиду Север, а не пустыню:)).
Вот еще один анекдот:
Идут по пустыне украинец и узбек. У украинца с собой мешок сала, а у узбека мешок золота. Устали, проголодались. Украинец достал сало и ест. Узбек смотрит на него и говорит:
– Украинец, а давай в базар играть?
– Это еще как? – пережевывая сало, спрашивает украинец.
– Ну, ты будешь продавать, а я буду покупать, – говорит узбек.
– Хорошо, – согласился украинец.
На это узбек ему:
– Украинец, украинец, сколько стоит вот такой маленький кусочек сала?
– Мешок золота!
– А че так дорого?! – возмущается узбек.
– Так походи по базару, может, где и дешевле найдешь. :)
Так вот, дорогой друг, «Деньги – это не энергия». Для того чтобы делать деньги, энергия, конечно же, понадобится. И эта энергия есть ТЫ САМ . Знай это! Остальному мы дальше научимся.
Миф № 3. «Не всем быть богатыми»
С этим мифом мы подробно разберемся в следующей главе.
Альтернативой мифам является реальность . Реальность проявляется в законах, принципах и правилах. Если ты хочешь разбогатеть, тебе нужно научиться отличать одно от другого. Индикатором, который позволит тебе научиться различать и делать верный выбор, является РЕЗУЛЬТАТ. Не верь в мифы, а ищи то, что срабатывает и приносит тебе реальную пользу, которая обязательно улучшает твою жизнь и делает тебя богаче.
Принцип. Только делая правильные действия в правильное время, мы получим правильный результат.
Правильные действия и правильное время определят правила. Какие правила работают, а какие нет? Не работают правила, которые:
2. Не нацеливают на легкие и простые ежедневные повторения.
3. Вследствие выполнения которых не возникает оцифрованный и явный результат.
Принцип. Если ты не можешь этого измерить, ты не сможешь этим управлять.
Соответственно, срабатывают правила, которые:
2. Нацеливают на то, чтобы делать легкие и простые ежедневные повторения.
3. Вследствие выполнения которых возникает оцифрованный и явный результат.
Принцип. Критерии измерения результата всегда просты – это время и пространство. И то и другое – цифры.
ДЕНЬГИ – ЭТО ЦИФРЫ! ДЕНЬГИ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ! ДЕНЬГИ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ!
1. Человек не может иметь деньги и разбогатеть, потому что мифы о деньгах ограничивают его.
2. Мифы – это контролирующие мышление программы.
3. Мифы наделяют деньги специфическими силами и свойствами.
4. Мифы направляют человека по неверному пути, где он бессмысленно тратит время и энергию и его жизнь, при этом, проходит впустую.
5. Деньги – это цифры! Деньги – это результат! Деньги – это реальность!
Чтобы стать богатым и эффективным, надо развеять мифы, поменяв их на рабочие формулы!
Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука , «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.Детство и юность
Будущий великий актер появился на свет 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич (1898 г.р.), москвич и юрист по образованию, после революции ушел в армию, служил под Смоленском, где жила его родня. Незадолго до конца службы он познакомился с актрисой местного драматического театра Лидией Ивановной (1902 г.р.). Они поженились, молодой человек устроился в тот же театр актером. Позже он основал мобильный театр «Теревьюм», что значило «театр революционного юмора».
Когда мальчику стукнуло 4, семья переехала в Москву – в 15-й дом Токмакова переулка. Глава семейства занялся литературной деятельностью: писал программы для эстрадных номеров, работал журналистом. Лидия Ивановна не работала, занималась домашним хозяйством. Два раза в неделю Никулины обязательно ходили в театр, после чего беседовали об увиденном.
В 1929 году мальчик отправился в первый класс. Особого интереса к учебе он не проявлял, но с удовольствием играл в школьном драмкружке, которым руководил его отец. На этой сцене Юра получил свой первый актерский опыт. Также он пробовал себя и в писательстве. Однажды написанный им рассказ получил второе место в районном конкурсе. Призом была встреча с Аркадием Гайдаром, но из-за ангины Юра не смог прийти. А когда в 15 лет он увидел фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным , то заболел кинематографом.
В 1939 году Юрий окончил школу, но аттестата зрелости не получил – завалил черчение. Позже он все-таки сдал экзамен, а осенью, согласно указу о всеобщей воинской повинности, ушел в армию.
Жизнь на фронте
Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.
Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.
Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.
Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.Никулин и цирк
После демобилизации Никулин подал документы во ВГИК, однако на финальном этапе получил отказ. Вступительная комиссия сочла его недостаточно красивым для кино и посоветовала поступать в театральное училище. Но ни в ГИТИС, ни в «Щепку» его не взяли, как и в несколько училищ рангом пониже. Он уже было опустил руки, но вспомнил совет, который ему дал во время прослушивания в ГИТИС на тот момент еще начинающий режиссер Анатолий Эфрос, предложивший абитуриенту в случае провала попытать счастья в театральной студии Ногинского театра. Совет помог – руководитель театра Константин Воинов что-то разглядел в Никулине и принял его.
Однако уже в сентябре Юра загорелся новой идеей – его поманил своими яркими огнями цирк. Мама сомневалась – театр казался ей делом куда более благородным, но отец, видевший свое очарование в профессии циркового артиста, дал добро. В цирковую студию при Московском цирке, наставником в которой был знаменитый клоун Карандаш, Никулин поступил без проблем, окончил ее в 1948 году с дипломом клоуна. На «большой арене» он сперва выступал в дуэте с приятелем Борисом Романовым. Первые сценки для юных артистов писал отец Никулина.
Вскоре Романов ушел из цирка. Новым партнером Никулина стал Михаил Шуйдин. Товарищи вместе выходили на сцену на протяжении 30 долгих лет.
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Миниатюра «Лошадки»
В 1950 году Никулин покинул труппу Карандаша, так как его верный напарник Шуйдин начал конфликтовать с начальником. Оба попросту устали от агрессивного капризного Румянцева, который мог в любой момент сорваться на своих подчиненных. А всего год спустя дуэт вместе со сценкой «Маленький Пьер», написанной отцом Юрия, впервые побывал за границей. По сюжету маленький мальчик-француз расклеивал оппозиционные листовки, а незадачливые полицейские в исполнении Никулина и Шуйдина, его ловили. Успех дуэта выводил из себя их бывшего работодателя.
Первые роли в кино
В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.
В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов . Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому .
Знакомство с Гайдаем
Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин . Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю , снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».
Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.
В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.
После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»).
Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип»)
После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.
Никулин в новую эпоху
В 80-е Никулин почти не снимался. Исключением стала школьная драма Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте , где актер предстал в образе нелюдимого дедушки главной героини. Последней ролью Никулина в кино стал директор цирка (и закадровый голос) в фильме «Капитан Крокус» 1991 года.
В начале девяностых Юрий Владимирович отметился в качестве телеведущего. В период с 1993 по 1997-й он вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также являлся постоянным участником проекта «В нашу гавань заходили корабли».
«Белый попугай» с Юрием Никулиным
Также Юрий Никулин написал несколько автобиографий и выступил как составитель сборников анекдотов. Самые популярные у читателей произведения артиста – мемуары «Почти серьезно» и «Семь долгих лет». Первая книга рассказывает об изнанке кинематографа, вторая – о фронтовых годах актера.
Личная жизнь Юрия Никулина
Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.
Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)
Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.
Смерть и память
Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.
До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина . Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.
Юрий Никулин был истинно народным артистом. В Советском Союзе его любили все. Известные футболисты Никита Симонян и Алексей Парамонов вспоминали: «Бывало, перед ответственным международным матчем сборная СССР по футболу приезжала в цирк на Никулина, после чего мы выигрывали. Он стал нашим талисманом Удачи».
Критики недоумевали, как оценить это явление в искусстве, именуемое Юрием Никулиным? Клоун Юрик и Лопатин в фильме «Двадцать дней без войны», Балбес в «Самогонщиках» и герой фильма «Когда деревья были большими»… Как одному артисту удаётся играть такие разноплановые роли, совмещать трагедию и комедию?
«Мне кажется, что феномен Юрия Никулина ещё долго будет изучаться, - писал Игорь Кио. - Он не был великим клоуном, великим киноартистом, по-моему, тоже не был. Но вот недавно состоялся опрос читателей самой многотиражной нашей газеты „Аргументы и факты“ - и они назвали его самым великим комиком, а Чаплин остался на пятом месте…»
Юрий Владимирович Никулин родился в Демидове, бывшем Поречье, Смоленской губернии 18 декабря 1921 года. Его отец, Владимир Андреевич, был автором, режиссёром и артистом в «Теревьюме» - передвижном театре революционного юмора. В этом же театре играла его жена, Лидия Ивановна. Юрию не было и четырёх лет, когда семья переехала в Москву. В школе Никулин посещал два кружка драматический и хоровой. В 1939 году он был призван на действительную службу в армии и демобилизовался только после войны.
Юрий мечтал стать артистом. Но кинематограф и театр отвергли его притязания. В цирк же он попал благодаря… увлечению кроссвордами. В 1946 году дела Никулина были невеселы, милиция вызывала его для внушения как тунеядца И вот, разгадывая кроссворд в «Вечерней Москве», Юрий обратил внимание на объявление рядом: «Московский цирк объявляет набор в студию клоунады. Принимаются лица со средним образованием, в возрасте до 35 лет».
Когда годы учёбы в студии остались позади, Никулина пригласили в номер знаменитого Карандаша - Михаила Румянцева. Постоянным партнёром Юрия стал Михаил Шуйдин. Вместе они проработали более тридцати лет… У них было не много реприз, но все - высокого качества. Наибольшим успехом пользовалась клоунада «Сценка на лошади».
Юрий Никулин говорил, что с номером «Сценка на лошади» у него связаны самые важные события как в личной, так и в творческой жизни. Во-первых, он до конца понял, что такое цирк. Во-вторых, его пригласили сниматься в кино, и, в-третьих, благодаря этому номеру он познакомился с Татьяной Покровской, студенткой Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Татьяна станет его женой, у них родится сын Максим.
Трудно сказать, как счастливо сложилась бы карьера в цирке Никулина, не послушайся он Владимира Полякова (точнее, супруги своей Татьяны, угадавшей перспективу в поляковском предложении) и откажись от роли в фильме «Девушка с гитарой», как он поначалу собирался сделать. В этом фильме Юрий Никулин сыграл эпизодическую роль пиротехника, который показывает приёмной комиссии свой коронный номер - фейерверк.
После этого фильма Никулина впервые узнали на улице. Произошло это в очереди за квасом. Молодой парень долго смотрел на артиста, наконец спросил: «Я вас видел в фильме „Девушка с гитарой“. Вы там всё взрываете. Верно?»
«В первый раз это обрадовало, - признавался Юрий Владимирович. - Тогда я и не предполагал, что узнавание может раздражать».
В «Девушке с гитарой» его увидел режиссёр Леонид Гайдай, угадавший народный тип. 27 декабря 1960 года Художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей главных ролей в короткометражном фильме «Пёс Барбос и необычный кросс»: Юрий Никулин (Балбес), Георгий Вицин (Трус) и Евгений Моргунов (Бывалый). Именно с этого фильма началась слава знаменитой троицы и Леонида Гайдая, как комедийного режиссёра.
Прошло несколько лет. Гастролируя за рубежом, цирковые артисты попали на приём в советское посольство. Один из дипломатов, взяв Никулина под руку, привёл его к себе в кабинет. «Сейчас что-то покажу, - сказал он, открыл сейф и вытащил оттуда коробку с плёнкой. - Это ваш „Пёс Барбос“. Держу его в сейфе, чтобы подольше сохранился. По праздникам мы смотрим его всем посольством. А главное, „Пса Барбоса“ мы показываем иностранцам перед началом деловых переговоров. Они хохочут, и после этого с ними легче договориться».
«Мы вместе пробыли шесть месяцев на гастролях в Канаде и США и четыре - во Франции и в Бельгии, - рассказывал иллюзионист Игорь Кио. - Ни в одной из многих стран, где я работал, не удалось мне столь подробно узнать каждый город, как в двух этих поездках. И всё благодаря Юрию Владимировичу: работники советских посольств, консульств, представительств - все мечтали познакомиться с Никулиным и стать для него гидом. А он на экскурсии брал с собою и меня…»
В фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» Никулин впервые снялся в драматической роли. Единственное, что не нравилось артисту в этой картине, - это название: слишком длинное, к тому же во многих театрах шла пьеса «Деревья умирают стоя». Возникла путаница. Буфетчица молочного кафе на площади Пушкина, увидев Никулина, уронила тарелку и закричала: «Маша, Маша, иди сюда скорее!.. Артист пришёл из картины „Когда деревья стоя гнулись“!»
Одновременно с большим успехом в киноискусстве, с восторженными отзывами в прессе среди поклонников цирка разнёсся слух, что клоунский дуэт распадается. Никулин, дескать, уходит в кино. На самом же деле, когда ему задавали вопрос, чему он отдаёт предпочтение - цирку или кино, Юрий Владимирович отвечал: «Творчеству. Экран и манеж дополняют друг друга. Цирк даёт живое общение с публикой. Характер образа здесь гиперболизируется. Киносъёмка порой идёт полгода, и трудно сказать, как картина „склеится“, как публика примет её. В цирке вы всё узнаёте в этот же вечер».
Никулин и в дальнейшем продолжал успешно совмещать работу в цирке и в кино. В фильме «Бриллиантовая рука» он сыграл незадачливого Семёна Семёновича Горбункова. Натурные съёмки проходили на берегу Чёрного моря. В реквизиторской хранился «двойник» Никулина - манекен из папье-маше, который предполагалось использовать при трюковой съёмке.
Любопытная уборщица, обнаружив манекен, приняла его за артиста Никулина. Она подумала, что он погиб на съёмках и поэтому его спрятали в подвал. С диким криком уборщица бросилась прочь. Сутки спустя о «смерти» артиста уже знала вся страна. Юрий Владимирович немедленно позвонил маме и сообщил, что он жив. И, надо сказать, вовремя: Лидию Ивановну уже спрашивали о подробностях гибели сына.
Во время съёмок «Бриллиантовой руки» произошёл ещё один забавный случай, в котором высветилась невероятная любовь народа к Юрию Никулину.
Рано утром в Сочи проходила съёмка одного из эпизодов, где были заняты Никулин, Папанов и Миронов. Вдруг сквозь толпу зевак, собравшихся поглазеть на своих любимцев артистов, сквозь милицейское оцепление прямо к съёмочной камере прорвался какой-то алкаш. (Всё это происходило в семь часов утра!) Этот «кинолюбитель» увидел своего кумира Юрия Никулина и, отодвигая локтями Папанова и Миронова, подошёл к Юрию Владимировичу и, любовно глядя ему в глаза, произнёс: «Здорово, разгильдяй!» (слово было применено более крепкое). Оно выражало, конечно, высшую степень обожания артиста. Андрей Миронов со смехом вспоминал, что и он, и Папанов ощутили лёгкие уколы зависти, этот алкаш их как бы не заметил и не удостоил подобного внимания.
Слава Юрия Никулина с каждым фильмом возрастала в геометрической прогрессии, но и талант его постоянного партнёра Михаила Шуйдина ни у кого не вызывал сомнений. Он тонко дополнял Никулина - по контрасту. Клоунов любили. Они с успехом гастролировали по циркам страны и за рубежом. Билеты на представления с их участием достать было практически невозможно. Их раскупали за несколько месяцев вперёд. Никулин и Шуйдин собирали полные залы не только в Москве, Киеве, Ереване, Одессе, но и в городах Австралии, Японии, Англии, Швеции, Америки, Франции. Их дуэт по праву признан лучшим среди отечественных комиков. Пресса писала, что их юмор сродни юмору Чарли Чаплина.
Гастроли в Америке пришлись на годы «холодной войны». Пресс-конференции и встречи превращались в политический диспут. Американцы задавали каверзные вопросы. Советские артисты отвечали общими фразами. Журналисты не унимались: «Скажите пожалуйста, у вас в коллективе семьдесят человек, неужели ни у кого не нашёлся какой-нибудь родственник в Америке, какой-нибудь, так сказать, эмигрант по материнской или отцовской линии?» И тут Никулин неожиданно говорит: «Вы знаете, да! Есть, как выяснилось…» Все замолкли. Выдержав эффектную пару, Никулин уточнил: «Совершенно случайно выяснилось, что лев из „Метро-Голдвин-Майер“ двоюродный дядя льва, который работает у Кио». Шутка имела большой успех.
Во время выступлений в цирке Буше в Восточном Берлине публика бурно реагировала на каждый трюк, каждую репризу. Когда Никулин с Шуйдиным вышли с клоунадой «Факиры», такой хохот поднялся в зале, что в первый момент артисты даже растерялись. Подумали: уж не разыгрывают ли их? Оказалось, что нет. Директор цирка, увидев, что клоуны имеют бешеный успех, попросил их дать больше реприз. И на протяжении всех гастролей Никулин с Шуйдиным просто «купались» в смехе.
Юрий Никулин очень спокойно и здраво относился к своей популярности. По этому поводу он любил пошутить: «Помню, в Запорожье, очередь стоит огромная, обвивается вокруг цирка. Я как раз только приехал, прохожу мимо. Вдруг какая-то женщина меня узнала, выбегает из очереди: „Никулин?“ - Я говорю: „Да“. - „Ну и всё. Я Вас увидала, больше мне билет не нужен“.
И ещё помню, наша кассирша из цирка пошла деньги в банк сдавать, а там старшая кассирша спрашивает: „Никулин что, у вас не каждый вечер выступает? А то мне не повезло, я билеты взяла, пошла в воскресенье вечером, там какие-то два дурачка бегали, а вот Никулина не было“. Наша ей говорит: „Так один из них и есть Никулин“. - „Да не может быть?!“ - „Ну а какой он, как по-твоему, должен выглядеть?“ - „Я думала, раз Никулин, он что-нибудь такое сделает - и все ахнут!“»
В декабре 1981 года Юрий Владимирович расстался с манежем. Это решение он принял давно. «Когда я однажды увидал старого клоуна, который еле-еле ходил по манежу и которого было жалко (а я был тогда ещё молодой, лет сорок с чем-то), я сказал себе: даю слово, что, когда мне исполнится шестьдесят лет, уйду с манежа, независимо от того, буду ли чувствовать себя прекрасно и ещё смогу работать. Нужно уйти вовремя. И я очень серьёзно готовился к этому, как говорят, подбивал все бабки. И мой партнёр Миша Шуйдин тоже морально был настроен расстаться со мной».
Всё было очень трогательно, инспектор по манежу объявил: «А сейчас клоун Никулин сделает последний круг на манеже, прощаясь с цирком».
Однако отдохнуть Юрию Владимировичу не удалось - его назначили сначала главным режиссёром «старого» Московского цирка на Цветном бульваре. А спустя полгода - его директором. В постройке нового здания Никулину помог тогдашний премьер-министр Николай Рыжков - тоже его поклонник.
Никулин был награждён многими наградами, но одну следует выделить особо. Это уникальная серебряная медаль «За доброту и милосердие» от ветеранов цирка. Она бесценна, потому что отлита из личных серебряных вещиц - скромных ювелирных украшений: колечек, цепочек, серёжек, кулонов - ветеранов цирка. Это трогательный знак благодарности за постоянную никулинскую заботу о сошедших с манежа артистах цирка и его рядовых тружениках: униформистах, билетёрах, бутафорах.
Юрий Владимирович Никулин скончался 21 августа 1997 года. Заголовки газет в тот день гласили: «Единица доброты - один Никулин», «Манеж опустел», «Он был самым добрым и мудрым Балбесом страны», «Человек, который был праздником», «Умер смех»…
Никого так не провожали в последний путь, как Никулина, - три дня. Народ всё шёл и шёл на Цветной бульвар к гробу своего любимца. Под аплодисменты гроб с телом Юрия Никулина был бережно вынесен из стен его родного цирка в сопровождении солдат почётного караула. Похоронили народного артиста на Новодевичьем кладбище.
Именем Юрия Никулина была названа малая планета. Такого не удостаивался ни один цирковой артист в мире!
Интересная жизнь хорошего человека!
Представляем вашему вниманию 12 фактов о жизни Юрия Никулина, которые вас удивят!
Юрий Никулин – великий актер, клоун, обаяние и жизнерадостность которого никого не оставляли равнодушным. Юрий Владимирович сыграл во многих по-настоящему народных кинокомедиях – «Бриллиантовая рука, «12 стульев», «Старики-разбойники», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Но если роли актёра все помнят наизусть, то подробности его жизни вне экрана мало кому известны. Чем в детстве увлекался Юрий Никулин? От кого он унаследовал необыкновенное чувство юмора? Как лошадь, сбившая великого комика с ног, «познакомила» его с будущей супругой?
Две войны и три медали
В 1939 году Юрий Владимирович попал на фронт: шла советско-финская война. Никулина отправили служить в зенитную батарею, которая охраняла подступы к Ленинграду. Там же застала Юрия Никулина и Великая Отечественная война: он воевал под Ленинградом вплоть до 1943 года, был ранен, госпитализирован, перенёс контузию, но вернулся на фронт в зенитный дивизион, в котором прослужил до конца войны. Никулин был награждён тремя медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Недостаточно талантлив
В это сложно поверить, но Юрий Никулин не смог поступить ни в один театральный институт. В приемных комиссиях говорили: «Мы не видим у Вас актерских способностей. Ваше лицо не выразительно, Вы не будете смотреться на экране». И мы бы никогда не увидели замечательных ролей выдающегося комика, если бы не его жена. Татьяна Никулина уговорила мужа откликнуться на предложение сценариста Владимира Полякова и прийти на пробы эпизодической роли в фильме «Девушка с гитарой». Так состоялся дебют в кино.
Все плохо, переделывай!
Мало кто знает, что в знаменитой комедии Гайдая «Кавказская пленница» любимой троицы «Никулин-Моргунов-Вицин» могло не быть. Юрию Владимировичу не понравился первоначальный сценарий фильма, и режиссеру пришлось переписывать его заново, лишь бы знаменитый актер остался в кадре. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что картина суперпопулярна, и веселая «троица» в ней очень кстати.
При Сталине кормили лучше!
Однажды, на съемках фильма известного режиссера Германа «Двадцать дней без войны», произошел смешной эпизод. Всей группе пришлось жить в съемочном поезде и есть в вагоне-ресторане, где висел большой портрет Сталина. Герман попросил директора ресторана убрать его, на что тот ответил категорическим отказом. Тогда режиссер пригрозил, что вагон сейчас отцепят. Директор с большой неохотой подчинился. На следующий день, после завтрака, Никулин сказал: «А при Сталине кормили лучше».
Не судьба
Юрий Владимирович Никулин верил в судьбу. Как-то у него спросили, что в его понимании значит судьба. На это любимый актер ответил в свойственной ему манере: «Для меня это ситуация, когда по одним рельсам навстречу друг другу ночью на полных парах несутся два поезда. Несутся - и всё-таки не встречаются… А знаете, почему? Не судьба…».
Игра как жизнь
В фильме Тарковского «Андрей Рублев» есть эпизод, когда героя Никулина пытают. Актер, играющий татарина, подносит к его лицу горящий факел и говорит свои слова. Огонь до лица не достает, но Никулин начинает кричать страшным голосом. «Татарин» произносит свой текст, факел горит, съемка идет, а Юрий Владимирович уже просто орет. Снимали его по пояс, и никто не видел, что горячая солярка с факела капала на босые ноги знаменитого актера.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
С будущей женой Татьяной, дрессировщицей коней, Никулин подружился уже в больнице. Туда он попал после того как лошадь, которую тренировала Татьяна, покалечила молодого клоуна Никулина прямо на манеже. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», вспоминала позже Татьяна.
Анекдот за анекдотом
Однажды Никулин поспорил с сослуживцем на десять пачек папирос, кто больше расскажет анекдотов. Условие было такое - если соперник знает анекдот, то сразу же надо начинать другой. Едва приятель успевал произнести первую фразу, как Никулин перебивал: «Знаю!». В конце концов начал рассказывать он. И в течении двух часов травил в казарме анекдоты. Никулин не дошел еще до половины, как его признали победителем, поскольку слушатели устали смеяться, а время приближалось к утру.
Вся наша жизнь - цирк
Отец Юрия Никулина Владимир много лет писал для эстрады и цирка. Попав вместе с папой в цирковое закулисье, маленький Юра был очарован яркими костюмами, весёлыми шутками клоунов. Тогда у мальчика появилась мечта смешить людей. Вся жизнь Никулина была связана с цирком. В московском цирке на Цветном бульваре он проработал 50 лет!
Попался милиционерам
Как-то Юрия Никулина, загримированного для фильма «Деловые люди», везли с «Мосфильма» в центр города, где должна была происходить съемка эпизода. Пока ехали, Никулин стал репетировать роль. Все это происходило вечером, на улицах уже горели фонари, и когда машина подъехала к Арбату, дорогу ей внезапно преградили два черных воронка, из которых выскочила группа захвата. Дело в том, что какой-то регулировщик видел репетицию сцены и по рации сообщил об этом в органы. Но, к счастью, Никулина уже хорошо знали по фильмам, так что инцидент был исчерпан.
Ты уже здесь пятый день ошиваешься!
На съемках картины «Когда деревья были большими» Никулина не хотели пускать на съемочную площадку, которая была в мебельном магазине. Актер в гриме, переодетый, подошел к дверям магазина и хотел войти, но у дверей стоял директор этого заведения и строго спросил: «Куда?». Юрий Владимирович стал объяснять, что он артист и приехал сниматься. «Знаем мы таких артистов. Ты уже здесь пятый день ошиваешься», - ответил директор и стал звать милицию. Только вмешательство режиссера спасло будущую комедийную звезду от милицейского протокола.
Любовь без границ
Зрители любили знаменитого актера, но иногда их любовь переходила все границы. Однажды Никулину вместе со своей женой пришлось спасаться бегством от поклонников. Как-то в Набережных Челнах Юрий Владимирович согласился выступить на площади. Собралась огромная, неуправляемая толпа, способная, сама того не желая, раздавить своего кумира. Никулину и его жене пришлось вылезать в окно с другой стороны здания горисполкома, где они сидели в ожидании, когда соберутся зрители, и на машине быстро уехать.
Великий комик
Юрий Владимирович был выдающимся комедийным актером. Ведь не просто так оксфордская «Энциклопедия кино» внесла его фамилию в список «Великих комиков мира». Но, справедливости ради, надо заметить, что драматические роли ему удавались не менее блестяще.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении