Как зимуют звери занятие в старшей группе. Конспект НОД на тему: «Как животные готовятся к зиме?» в старшей группе ДОУ
Конспект занятия на тему: Осень в старшей группе ДОУ
Описание: конспект комплексного занятия в старшей группе «Как животные готовятся к зиме?» будет полезен воспитателям в детском саду. Эта тема знакомит детей с жизнью диких животных.
Цель : воспитание у детей познавательного интереса к живому.
Задачи : Дать представления детям о способах подготовки диких животных к зиме. Расширить представления об образе их жизни, о способах питания зимой. Учить анализировать. Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Упражнять в употреблении предлогов у, на, под, в. Обогащать словарь детей. Закрепить умение сравнивать числа 3 и 4. Воспитывать любознательность, заботу о животных.
Материал: картинки диких животных в разных местах группы, картинки с изображением жилищ животных, кормушек, веточка с пластилиновыми шариками на нитках.
Предварительная работа:
чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?»
Игра «Мы знаем много названий диких животных»
Дети стоят в кругу, воспитатель проходит вдоль детей, хлопая по ладоням и проговаривая фразу «Мы знаем много названий диких животных». Потом ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и произнести название животного.
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года?
Дети
: осень
Воспитатель
: А какое потом наступит?
Дети:
зима
Воспитатель:
Осенью все животные готовятся к зиме.
Игра «Один – много»
К зиме готовится не один волк, а много… (волков)
Не один заяц, а много… (зайцев)
Не один ёж, а много… (ежей)
Не один медведь, а много… (медведей)
Не одна белка, а много… (белок)
Не один лось, а много… (лосей)
Не один кабан, а много… (кабанов)
Не одна лиса, а много… (лис)
Воспитатель:
Хотите узнать, как? Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Девочки, как лисички побегут на пенечки красивой легкой походкой. Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку.
Кто это там в чаще?
Дети
: кабан
У кабана осенью отрастает длинная густая щетина. Повторите. А под ней короткая теплая шерсть, накапливает жир на зиму. Кормятся кабаны вечером и ночью, лежат в логове. Повторите. Осенью они в яму стелют еловые ветви, сухую траву. Что едят кабаны? (ответы детей)Они отыскивают семена, корни растений, орехи, очень любят желуди.
Вот бежит – торопится еж. Весь в сухих листьях. Как он листья на колючки насаживает? (ответы детей) Начинает кататься по ним, подбегает к ямке под пнем, избавляется от листьев. Дом себе на зиму готовит.
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа
Чем будет питаться зимой еж?(ответы детей)
Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Еж впадает в спячку. Повторите.
Дыхательная гимнастика «Ежик»
(поворот головы вправо, шумный вдох, голову вперед, плавный выдох и влево) спячку впадает?
Воспитатель:
Кто еще зимой впадает в спячку?
Дети:
медведь
Воспитатель:
Чем медведь питался летом и осенью?
Дети:
ягодами, грибами, муравьями, рыбой
Воспитатель:
Он нагуливает жир. Где спит медведь?
Дети
: в берлоге
Воспитатель:
Он её устраивает под корнями упавшего дерева, натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста.
Под корнями в буреломе
Спит медведь, как-будто в доме.
Зимует медведица с медвежатами, а в феврале появляются младшие братья и сестры.
Кто это прыгает с ветки на ветку?
Дети:
белка
Воспитатель:
Но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла. Почему?
Дети:
так белка от врагов прячется
Воспитатель:
А на этом дереве у нее домик – дупло. Повторите. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Нос закрывают хвостом. Зачем?
Дети
: чтобы не замерзнуть
Воспитатель
: Кто ещё так делает?
Дети:
кошка
Воспитатель:
Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год
Чем зимой белка будет питаться? (ответы детей)Белка делает запасы, Повторите. Она грибы сушит на ветках, орехи прячем под корнями деревьев. Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.
Забавно наблюдать, как белка ищет орехи. Стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот и куст орешника.
Игра «Достань орех»
Сколько орехов на ветке? На другой? Где больше?
Есть такая примета «Если белка делает большие запасы корма, то будет долгая зима» как вы думаете, почему?(ответы детей)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
Вот он стоит, высматривает добычу.
Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Спит волк, волчица и волчата. Это волчья стая. Повторите. Днем они спят в логове. Логово устраивают в овраге недалеко от воды.
Воспитатель:
Кто это прячется от волка?
Дети:
заяц
Воспитатель:
Он тоже, как и белка шубку поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом- задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются черными. Зачем зайцу шубу менять?
Дети:
прятаться в снегу
Воспитатель:
У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода – кора
Что ест заяц?(ответы детей) Обгладывает кору деревьев, грызет тонкие веточки.
Физминутка
Раз – присядка, два – прыжок
Это заячья зарядка
А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища)
А кому зарядки мало
Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх)
А вот ещё один заячий враг
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной
Снег разгребает
Мышек хватает? (лиса)
Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
Дети:
в норе
Воспитатель:
Чем питается лиса? Она мышкует – ловит мышей из-под снега. Что делает лиса?
Снегов копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. Кто это? (лось)
От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем?
Дети:
чтобы было теплей
Воспитатель:
видны только голова и спина.
Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.
В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.
Игра «Кто где спрятался?»
Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался?
Заяц у пенька
Волк под елкой
Лиса в норе
Белка на ветке
Медведь в берлоге
Лось за деревом
Теперь закроем глазки и очутимся в группе (дети садятся на стулья)
Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?
Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям и кабанам трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают. В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль. (показываю картинку кормушек)
Ребята, как дикие животные готовятся к зиме?
Дети:
накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку
Воспитатель:
Будем помогать животным? Молодцы!
Конспект комплексного занятия
«Как звери готовятся к зиме»
в старшей подгруппе детского сада «Колосок» ,
филиала МДОУ Новомалыклинский д\с «Солнышко»
воспитателя разновозрастной группы
Будылевой Алефтины Федоровны
Программное содержание.
1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных в лесу, о том, как звери готовятся к зиме. Закрепить с детьми понятия о заповеднике, егере.
2. Развивать связную речь детей, умение подбирать к прилагательным подходящие по смыслу слова, творческое воображение, наблюдательность.
3. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.
Предварительная работа.
Рассматривание альбомов, открыток о диких животных Чтение художественной литературы: В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы». Инсценировка сказки
«Теремок», проведение занятия «Как зовут медведя, лису, зайца?» Лепка: « Много зайчиков больших и маленьких».
Рисование: «Лиса», «Наш мишка».
Материал к занятию.
Письмо, шишки с загадками, картинки с изображением
диких животных, листы-задания на каждого ребенка:
«Кто где живет?», «Преврати фигуру в какое-либо животное», карандаши, атрибуты оформления зимнего леса.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются с гостями, показывает письмо, говорит:
«Кто-то бросил к нам в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо,
Может это, воробьишко,
Пролетая, обронил.
Может кто письмо, как мышку
На окошко заманил?»
Интересно, от кого же оно, ребята, вы хотите узнать? Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы бывали когда-нибудь в зимнем лесу? Приглашаем вас к нам в гости».
Ребята, письмо никто не подписал, вместо подписи нарисована шишка, кто же это может быть?
Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть и шишки найдутся в нашей группе, не только письмо».
Дети находят шишки в них записки с загадками.
Воспитатель: - «Дети шишки не простые, они с сюрпризом загадкой, слушайте внимательно, будем отгадывать».
1 - «Зимой спит, летом ульи ворошит» (Медведь)
2 - «Весь в колючках, ворчит, как злючка,
чуть испугается, в клубок свивается». (Еж)
3 - «Серовато, зубовато, по полям рыщет,
телят да ягнят ищет» (Волк)
4 - «Угадайте, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору». (Заяц)
5 - «Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса, а зовут ее ………..» (Лиса)
6 - «Юркий, маленький зверек
По деревьям, прыг да скок». (Белка)
Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки. Шишка за шишкой, мы и не заметили, как оказались в зимнем лесу. Только что-то нас никто не встречает, а вы догадались, кто нас пригласил в зимний лес? (ответы детей). Ребята, посмотрите на деревьях висят картинки с изображением этих зверей. Дети, как их всех можно назвать?
Дети - Дикие животные.
Воспитатель - А почему, ребята, их называют дикими животными?
Дети - Потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилище, растят своих детенышей, заботятся о них.
Воспитатель - Правильно, ребята. Давайте вспомним и расскажем,как готовятся к зиме и зимуют дикие животные. (Подзывает к себе детей, у которых в руках изображение медведя и ежа)
Дети, как готовятся к зиме медведь и еж? (Усиленно питаются, откладывают жир, устраивают место для проведения зимы)
Как они проводят зиму? (Они спят до весны: медведь в берлоге, а еж, устаивается под корягой в ямке, в постельке из листвы и травы.)
Ребята, вспомните, какой еще зверек спит всю зиму? (Барсук)
Дети, а чем белка и заяц похожи в подготовке к зиме? (Меняют окраску меха). А чем, заяц и белка отличаются в подготовке к зиме? (Белка делает запасы на зиму, а заяц нет, белка зимует в дупле, а у зайца нет никакого жилья, он ночует под кустиком).
Воспитатель: - Ребята, а лиса и волк как готовятся к зиме? Почему? (Волк и лиса не делают запасов на зиму, они всю зиму проводят в охоте на зайцев, мышей и другую добычу)
Воспитатель: - Дети, а какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы ответите на мой вопрос.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко. (Лось)
Дети, почему лосю трудно зимой? (Мало корма для животного)
Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы, где помогают морозной зимой выжить, прокормиться? (Заповедник)
Молодцы, а как называют человека, который помогает этим зверям? (Егерь).
Мы с вами тоже помогаем зимовать птицам, которые прилетают к нам зимой на участок. Что мы для этого делаем? (Развешиваем кормушки, насыпаем корм.)
Молодцы, ребята. Давайте поиграем в игру - «Закончи предложение», в котором мы с вами будем подбирать подходящие по смыслу слова.
«Большой, неуклюжий, как ……… (Медведь)
«Длинноухий, быстроногий, как …... (Заяц)
«Красивая, хитрая, как ……. (Лиса)
«Зубастый, голодный, как ….. (Волк)
«Колючий, маленький, как …….. (Еж)
«Маленькая, ловкая, как ….. (Белка)
Воспитатель: - Давайте, ребята, немного отдохнем.
Нам лениться не годится, помните, ребятки.
Даже звери, даже птицы делают зарядку.
А лисята, как проснутся, очень любят потянуться.
Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый широко разводит лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
Раз присядка, два прыжок и опять присядка.
А потом опять прыжок - заячья зарядка!
Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки это - птичкина зарядка.
Воспитатель: - Ребята, давайте присядем за столы и поиграем в игры: «Кто где живет» и «Преврати фигуру в какое-либо животное».
В первом задании нужно соединить зверька линией с его жилищем, а на втором листочке дорисовать фигуры до изображения какого-либо зверя.
Фоном выполнения творческой работы звучит песня: «В лесу родилась елочка».
Воспитатель - (Собирая работы) Дети, где сегодня мы с вами побывали, что узнали?
Мы в природе побывали
О ней много мы узнали
А теперь расскажем вам
Что увидели мы там.
Под корягой в буреломе
Спит медведь в уютном доме,
Положил он лапу в рот
И как маленький сосет
Белка спряталась в дупло,
В нем и сухо и тепло
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съешь и за год.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода, кора.
Старый лис устроил норку
А под листьями лежат
Два неопытных ежа.
Воспитатель - Молодцы, ребята. Давайте мы оставим наши рисунки в подарок нашим лесным друзьям, прикрепив их на веточках.
/старший дошкольный возраст/
Тема:
Цели:
- формировать у детей умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий), использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, мелкие завитки);
Материалы и оборудование:
Содержание:
- Организационный момент
Я предлагаю вам сегодня помочь белочке подготовить запасы на зиму.
Ребята, какое время года вы видите на экране? (Зима)
А вы знаете, что лес служит «домом» для многих диких животных? (Да) .
А каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).
Игра «Кто лишний?».
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Кто лишний».
- Лиса, волк, медведь, заяц. (Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.)
- Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, он перелётная птица.)
- Грач, ласточка, скворец, воробей. (Воробей, он зимующая птица.)
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой. (Белка.)
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается. (Ёж.)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её - ... (Лиса).
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь.)
Как готовятся и зимуют белка и заяц? Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха.) В чём разница? (Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) А как белка устраивает себе гнездо? Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.
Чем питается заяц?
В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах - под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. От хищников зайца спасают ноги, он быстро и легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади.
Как готовится и зимует лиса, чем она питается зимой? Как готовится к зиме медведь? (Усиленно питается, устраивает место для зимовки.)
Как зимует медведь? (Впадает в спячку.) Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.
Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят зимой? (Ответы детей) . А я предлагаю вам рассмотреть изображение барсука. В отличие от медведя барсук зимой просыпается - поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает. Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось .)
- Игры.
Неуклюжий, как...
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как …
Колючий, как …
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.
- Рисование белочки.
Дети рисуют белочку.
- Итог занятия.
Как звери готовятся к зиме?
Как звери зимуют в лесу?
Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные, объясните свой выбор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст/
Тема: «Как звери к зиме готовятся. Белочка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»
Цели:
- формировать у детей представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;
- формировать у детей умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий), использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, мелкие завитки);
- развивать координацию движений, пространственную ориентировку;
- воспитывать эстетические чувства.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой карандаш, альбомные листы; акварельные краски, кисточки.
- Организационный момент
Я предлагаю вам сегодня помочь белочке подготовить запасы на зиму.
Ребята, какое время года вы видите на экране? (Зима) . Посмотрите, какой красивый зимний лес. Как будто белым покрывалом снег покрыл ветки деревьев, ёлок, землю.
А вы знаете, что лес служит «домом» для многих диких животных? (Да) .
А каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).
- Беседа о том, как звери к зиме готовятся.
Игра «Кто лишний?».
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Кто лишний». (Воспитатель объясняет правила игры). Я вам буду показывать на экране животных и птиц, а вы найдите, кто из них будет лишим.
- Лиса, волк, медведь, заяц. (Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.)
- Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, он перелётная птица.)
- Грач, ласточка, скворец, воробей. (Воробей, он зимующая птица.)
Давайте теперь отгадывать загадки, а правильный ответ будет появляться на экране.
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой. (Белка.)
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается. (Ёж.)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её - ... (Лиса).
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь.)
Как готовятся и зимуют белка и заяц? Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха.) В чём разница? (Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) А как белка устраивает себе гнездо? Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.
Чем питается заяц?
В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах - под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. От хищников зайца спасают ноги, он быстро и легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади.
Как готовится и зимует лиса, чем она питается зимой? Как готовится к зиме медведь? (Усиленно питается, устраивает место для зимовки.)
Как зимует медведь? (Впадает в спячку.) Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.
Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят зимой? (Ответы детей) . А я предлагаю вам рассмотреть изображение барсука. В отличие от медведя барсук зимой просыпается - поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает. Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке.
А теперь я вам загадаю еще одну загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось .)
Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.
- Игры.
Вы меня, наверное, уже заслушались. Давайте мы с вами поиграем и я послушаю вас. Игра называется «Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их:
Неуклюжий, как...
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как …
Колючий, как …
«Кто, где живёт?» (настольно – печатная игра)
Ответьте на вопросы и найдите ответы:
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.
- Рисование белочки.
Вы теперь знаете о том, как белочка проводит зиму, меняет окраску меха, где она живет, чем питается. А теперь давайте ее нарисуем. Вначале мы нарисуем в прямоугольнике овал - туловище. Еще овал - вот голова. Задние лапки - это овал внизу. Передние лапки - это два овала посередине. Затем рисуем длинный хвост, который сверху вписываем в круг, носик и ушки. Подумайте, что будет в лапках у белочки: орешки, грибы или ягоды. Подумайте, на чем будет сидеть белочка: ветка лиственного дерева или хвойного дерева. Вспомните правила работы карандашом, акварельными красками.
Дети рисуют белочку.
- Рефлексия. Выставка детских работ.
Цель: способствовать формированию представлений у детей дошкольного возраста о диких животных Задачи: формировать у детей представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; формировать у детей умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий), использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, мелкие завитки); развивать координацию движений, пространственную ориентировку; воспитывать эстетические чувства.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой карандаш; альбомные листы; акварельные краски; кисточки.
Барсук Под берёзкой, на горе, Спит барсук в своей норе. А нора у барсука Глубока - преглубока. Барсуку тепло и сухо, Целый день ласкает ухо Шум берёзовых ветвей Да сопение детей: На подстилке крепко спят Мальчики с усами И от сытости сопят Влажными носами... Скрипнет ветка или сук - Приоткроет глаз барсук, Чутким ухом поведёт, Усмехнётся и уснёт: Ведь нора у барсука Глубока...
Это занятие подходит для типичного рядового проведения занятия познавательного типа. Интересно оно тем, что дети в основном двигаются, ходят по группе, рассматривая картины, садятся на стулья только в конце занятия, когда уже подводятся итоги. Это занятие трудно назвать ознакомительным, т.к. оно строится на уже знакомом детям материале, но и к обобщающему оно тоже не подходит, т.к. излагается новый для детей материал. Замечу, что большая часть занятия посвящена зимовке медведя и белки, другие животные рассматриваются не так углубленно и упоминаются лишь в заключительной части занятия.
Тема занятия: Зима в мире животных
Цель занятия: Расширить и уточнить представления детей о жизни зверей нашей полосы зимой (медведь спит в берлоге, у медведицы родятся медвежата; белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год: они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство. Осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в неё, белка делает запасы). Развивать связную речь, активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование, необходимое для занятия: картины «Медвежья берлога», «Белки» и другие картинки с изображением животных нашей полосы зимой, кукла Красная Шапочка, шапочка-маска медведя, музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года»
Словарная работа: дикие животные, медведь, медвежата, белка, бельчата, зимуют, берлога, запасы.
Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», рассматривание картин и иллюстраций с изображением диких животных зимующих в лесу, беседа о подготовке животных к зимовке, наблюдения на прогулке.
Ход занятия:
I часть.
В гости к детям пришла Красная Шапочка.
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как тепло я одета. Давайте с вами прогуляемся по зимнему лесу и посмотрим, как зимуют звери. Но прежде, чем отправиться в зимний лес, нужно потеплее одеться. Одеваем сапоги (дети имитируют, что они одевают сапоги) , теперь – шубу (дети имитируют надевание на себя шубы) , Ну и наконец – шапку (дети имитируют) . Все утеплились, теперь можно отправляться и в лес.
II часть.
Подходят к картине «Медвежья берлога» и рассматривают её.
Красная Шапочка: Ребята, посмотрите, кто изображён на картине? Что вы видите на картине? Что они делают? (Ответы детей)
Воспитатель: Медведям нечего есть зимой, они залегли в берлогу и спят. У медведицы родились медвежата. Осенью медведи отъедаются, чтобы у них отложился жир и они смогли прозимовать всю зиму, ищет место для берлоги, а поздней осенью залегает в неё.
Красная Шапочка: А давайте поиграем в игру «У медведя во бору»?
(Проводится игра 2 – 3 раза) .
Красная Шапочка: Нам пора двигаться дальше!
Рассматривают картину «Белки».
Красная Шапочка: А кого вы видите на этой картине? Что они делают? Какого цвета у них шкурка? (Ответы детей)
Воспитатель: Белки приспособлены жить в лесу круглый год. Осенью белка делает запасы – орехи, желуди, грибы, которыми питается всю зиму. Белка устраивает себе гнездо, где в сильные морозы может проспать до 22 часов.
Красная Шапочка: А теперь сами погуляйте по зимнему лесу, посмотрите, как зимуют другие звери.
(Дети ходят под музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года» и рассматривают картины и иллюстрации с изображением животных в зимний период (заяц в белой шубке, ёж в спячке, волк зимой)).
III часть.
Красная Шапочка: Хорошо мы погуляли по зимнему лесу! А теперь нам пора возвращаться в группу!
Красная Шапочка: Ребята, а где же мы с вами были? (в зимнем лесу) ,
Воспитатель: А кого же вы там видели? (Дети перечисляют всех зверей, которых видели на картинах и иллюстрациях)
Воспитатель: Расскажите мне, как зимуют звери в лесу. (Дети рассказывают про зимовку зверей, воспитатель помогает вопросами и задаёт вопросы малоактивным детям) .
Красная Шапочка: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными на нашей прогулке. Мне очень понравилось гулять с вами по зимнему лесу. Но мне пора уходить, меня ждёт моя мама. Но, можно я к вам ещё приду? (Да) . Ну тогда, до скорой встречи!
елена курентеева
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим (экология). Тема: «Кто как зимует».
Конспект открытого занятия
по ознакомлению с окружающим (экология )
Тема : «Кто как зимует » .
в старшей группе
1. Программное содержание :
Расширять и углублять представление о зимовке зверей,птиц, рыб, насекомых : медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания о диких и домашних животных. Продолжать знакомство со свойствами воды.
2. Предшествующая работа :
Беседа о диких и домашних животных, рассматривание картин с животными, птицами, насекомыми, рыбами; чтение художественной литературы о лесных жителях; знакомство со свойствами воды :наблюдение за таяньем сосульки; наблюдения во время прогулок.
3. Подготовка к занятию :
Продумываю методику проведения занятия : вопросы, приёмы, готовлю оборудование.
4. Оборудование : карточки с изображением домашних и диких животных, картины о диких и домашних животных, птицах, насекомых; сосулька или кусочек льда.
Ход занятия.
Дети проходят садятся за столы.
Вступительное слово воспитателя.
Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. И ещё труднее стало животным и птицам в поисках пищи. В такие суровые зимы выживают только сильнейшие из животных и птиц.
Воспитатель : -Ребята,а сейчас послушаем отрывок из стихотворения Н. Грибачёва «Зима» .
(в исполнение детей)
«Ну, морозы, ну морозы,
Нос наружу –ой,ой,ой!
Даже белые берёзы,
В серой корке ледяной
Даже белки непоседки
В ожидание тепла,
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна :
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной дымью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю,голодаю,
Не дожить мне до весны!»
2. Беседа с детьми.
Воспитатель : -Ребята,как вы думаете боятся ли лесные жители –звери зимы?
(нет, не бояться звери зимы) .
Воспитатель :- А как же звери могут выжить в такое трудное, холодное, время года? Что их спасает?
(От любой стужи их спасает пушистая и тёплая шерсть) .
Воспитатель : -Правильно, ребята! А от хищников, как звери спасаются (Звери поменяли окраску своей шубки и им легче будет спрятаться от своих врагов).
Воспитатель : -Ребята, а какие звери меняют окраску своей шубки? Давайте послушаем загадки об этих животных, отгадав их, мы получим правильный ответ.
«На гору бегом, «Не мышь, не птица,
А с горы кувырком».(заяц) В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт».(белка) .
Воспитатель : -А чем же питаются зимой заяц с белкой?
(Заяц питается ветками деревьев и гложет кору, а белочка питается своими запасами, которые собрала летом, осенью).
Воспитатель : -Давайте, ребята, послушаем ещё одну загадку.
«Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех курей пересчитала,
И с собой унесла».(лиса) .
Воспитатель : -А как же, лиса находит себе корм?
(Лиса- хищница, она не питается ветками деревьев, а питается в основном мышами).
Воспитатель : -Ребята, почему медведь и барсук к зиме накапливают жир (Потому что, они зиму проводят в спячке и живут за счёт жира).
Воспитатель : -А про каких лесных жителей мы с вами забыли, послушаем о них загадки и получим ответ на этот вопрос?
«Идёт иглы на себе несёт
Чуть кто подойдёт
Свернётся в клубок
Ни головы, ни ног».(ёж)
«Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого встретить довелось,
Знаете, это…. (лось) .
Воспитатель : -А как проводят зиму ёж , лось?Как они спасаются от холода?
(Лось не проводит зиму в спячке , питается он корой деревьев, ветками, а ёж проводит всю зиму в спячке ).
Воспитатель : -Ребята, мы с вами поговорили о том, как животные переносят зиму , а теперь давайте поговорим о жизни птиц зимой.
Давайте сначала вспомним зимующих птиц ?
(синички, воробьи, снегири, голуби, сороки, вороны, дятлы) .
Птицы в это время года приближаются к человеку, синички питаются личинками насекомых, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крохи на земле.
А как проводят зиму лягушки , рыбы (рыбы зимой опускаются на дно рек, озёр и там спят, и лягушки тоже спят всю зиму ).
Воспитатель : -А где проводят зиму насекомые (насекомые прячутся под кору деревьев, под листву, бабочки спят) .
Воспитатель : -Но зверям и птицам не редко бывает голодно. Кто же им поможет?
Давайте послушаем продолжение стихотворения Н. Грибачёва «Зима» .
«И сказал Серёжа : «Ладно!
Потерпи недолгий срок»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой ёлки
на пеньке фанерный лист.
А на лист- зёрна,
А на лист -пшена,
Конопли две горсти-
Собирайтесь гости!»
Воспитатель :- А как мы, ребята, можем помочь животным, птицам, рыбам (мы тоже можем подкармливать зверей, птицам делать кормушки) .
3. Обобщение ответов детей.
Воспитатель :- Да,ребята, звери не боятся зимы. От лютой стужи их спасает пушистая, тёплая шерсть. У зайца, белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу зимой ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые, с удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился : спит всю зиму в своей берлоге и ничего ни ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами в основном и кормится всю зиму . Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семечками кустов, деревьев; снегири -ягодами рябины; воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Рыбы опустились на дно рек, озёр и там спят. Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать :в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям,рыбам и птицам.
4. Музыкальная пауза.
Воспитатель :- Ребята, давайте немного отдохнём от нашей беседы и споём песенку. «Приходи зима» слова и музыка Э. Большаковой.
1. Идёт зима- красавица,
Ёе давно мы ждём
Она морозцем славится,
Заснеженным шитьём.
Припев : Ах, зимушка- метелица
Скорей стучи в окно,
Пусть снег позёмкой стелется,
Не мёрзнем всё равно.
2. Мы сядем в сани быстрые,
Мороз не страшен нам,
А солнце брызнет искрами,
По пашням и полям.
Воспитатель : -Ребята, о каких животных мы с вами говорили (Мы говорили о диких животных) .
А какие ещё бывают животные? (домашние животные) .
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Зоологическое лото» .
(На столах у детей картинки с изображением животных :домашних и диких. На мольберт вешается картина с изображением леса. Дети показывают,ту картинку с животным, которая соответствует картине, далее картина с изображением леса меняется на картину с изображением «домашнего двора» .)
Воспитатель :- Дети! Вы хорошо знаете животных. Молодцы!
Ребята, сегодня по дороге на работу я достала из почтового ящика детского сада вот это письмо (показывает детям) .Его нам прислал мой знакомый лесник. Вот что он в нём рассказал : «Было раннее утро. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие- большие, прозрачные, как стекло; до обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник…кап-кап-кап…поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись? Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Просит помощи у вас.
Расскажите, что это за капельки? Откуда они появились? Увидит ли он снова сосульки вечером (Сосульки начали таять от тепла солнечных лучей, образовалась вода, которая и стала стекать капельками с крыш. А сосульки появятся вечером, потому что, солнышко спрячется и вода начнёт опять замерзать и появятся сосульки).
Опыт. Воспитатель показывает детям опыт. Берёт сосульку или кусочек льда, предлагает детям понаблюдать, что с ним (ней) будет происходить. Спрашивает детей : «Что происходит с сосулькой?» (она начинает таять) .
А почему (потому что мы её занесли в тепло) .
Значит, что можно сказать про сосульку и лёд?
(это твёрдая вода) .
Воспитатель предлагает детям написать ответ леснику.
Воспитатель :- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятие ? Чем занимались?