Как живет сын ии саввиной. Что будет с сыном Ии Саввиной? Эван, сын Дженни Маккарти
В канун 80-летия Ии Саввиной мы попросили вспомнить о ней близких актрисе людей, ее коллег. Первым откликнулся самый близкий ей на протяжении 30 последних лет жизни человек - ее муж, актер Театра на Таганке Анатолий Васильев. Ровно пять лет назад овдовевший.
Первое, что приходит в голову, когда я задумываюсь об Ие, - это воспоминания о том, как мне с ней было хорошо, - начинает разговор Анатолий Исаакович. - У актеров есть такое выражение - органичный человек. Вот она была для меня безумно органична, жить с ней мне было необычайно легко, комфортно. Вот сижу дома, звонок в дверь, Ия пришла - мне сразу же хорошо!
А вот говорят, что она была очень резкой, могла иной раз и послать подальше...
Анатолий Васильев: Да, бывало такое. Это происходило в том случае, если происходящее не совпадало с ее представлением о совершенстве. У нее были очень высокие требования к жизни, к происходящему вокруг. Я на ее эскапады не реагировал, всегда дожидался, пока этот кипяток перестанет бурлить, другие - бледнели, краснели, начинали заикаться. Такое маленькое существо - и так вулканически взрываться...
А пыль после "взрыва" быстро оседала?
Анатолий Васильев: Когда как. Иного пошлет куда положено, и тот месяц-другой над собой работает, ее расположение возвращает. Эти взрывы, скажу вам, чаще происходили в приятельских отношениях, если человек не близок, она на него и взрываться-то не будет. А вот те, кто дорог и интересен, получали "по полной".
Одной из главных отрад вашей семейной жизни была дача в Щелыкове.
Анатолий Васильев: Да, 500 километров от Москвы - уезжаешь к чертовой матери, всякая цивилизация кончается и начинается вегетативная жизнь. Лес, грибы, в огород забегают лисы, запрыгивают зайцы, в лесу из-под тебя глухари вылетают...
Ие Сергеевне, городской, воронежской, это было нужно?
Анатолий Васильев: Да она всю жизнь говорила, что она крестьянка! Они жили в пригороде Воронежа, свой дом, огород. На нашем видео есть кадры, как она с серпом сладострастно лезет под кусты, полет траву, высаживает семена, за которыми потом надо будет ухаживать все лето. При этом ругается, что устала как собака, а с утра снова. Парники, помидоры, засолить, закрутить, до трех утра возиться с этим... На балконе до сих пор остались закрученные ею банки с кабачками, с морковью.
Готовила, наверное, вкусно...
Анатолий Васильев: Вкусно - это мягко сказано. Готовила грандиозно. На том же балконе - две полки длиной по полтора метра, полные кулинарных книг: кухня еврейская, таджикская, украинская, белорусская, латиноамериканская... Есть даже два тома Молоховец позапрошлого века. Любимые рецепты были те, что рассчитаны недели на две готовки, а еще лучше на месяц. Вот у Молоховец есть рецепт "цыплята на манер рябчиков". Птиц надо вымачивать, чего-то им впрыскивать, добавлять можжевеловых ягод и еще всякого, пока они на вкус рябчиков не начнут напоминать. Дней 15-20 процесс шел.
И как успевала при этом...
Анатолий Васильев: Да, успевала - писать учебные программы, статьи, учить роли. Я ж никогда не видел, чтоб она роль учила! Тем не менее когда она выскакивала на сцену, то выдавала монологи по 5-7 минут. И никогда не было спешки, истерики - "не успела туда, не успела сюда": все спокойно, не спеша, покряхтывая, покуривая.
А ведь на ней был еще Сережа, сын с синдромом Дауна. Ему сейчас уже 58...
Анатолий Васильев: На Сергея было потрачено много усилий не только Ией, но и ее свекровью, подругами, друзьями. Одни учили его играть на пианино, другие английскому, кто-то занимался с ним литературой, и теперь Сережа учит и прекрасно читает стихи - Пушкина, Окуджаву. А лет 6 назад начал вдруг рисовать, этому его никто не учил. Начал с фломастеров, перешел на гуашь. Две выставки уже было.
Прямая речь
Валентин Гафт: Я обратил на нее внимание еще до выхода "Дамы с собачкой". Год где-то 59-й, я спускаюсь по лестнице на "Ленфильме", и в профиль у окна стоят двое, облокотившись о стенку. Это были Саввина и Хейфиц, режиссер "Дамы...". Оторваться было нельзя - мутноватое окно, два прекрасных профиля: картинка, будто кистью писанная, такой тонкости, нежности. И я подумал тогда: вот где, наверное, разговор о прекрасном...
У нее была потрясающая способность создавать. Она не мелочилась, ей надо было играть только глубокие человеческие вещи. Иной раз смотришь на нее в сцене и думаешь: господи, как же она хорошо знает жизнь, людей, как точно логику человека улавливает, чувствует болевые точки...
Елена Проклова: На ее счастье, у Ии Сергеевны не было актерского образования, играть ее не учили, и в каждой своей роли она на 100 процентов жила, до самозабвенья, выкладывая всю душу, без актерства, без того, чтоб придумать "образок" и его играть.
А на отдыхе - это был просто другой человек. На даче в Щелыкове мы, помню, идем по лесу, грибы собираем, а она все вскрикивает: "Ах ты поганец какой, вылез тут!", "А этот-то, как смотрит на меня!" Она разговаривала с ними, каждому давала прозвище, и было видно, что человека оторвали от природы, сунули в этот город, и она, кажется, прожила жизнь не совсем в своей тарелке. В театре я ее никогда такой не видела. А кстати, "поганец" - это было не про поганку, а про беленький...
Игорь Верник: Вспоминаю ее такой: с сигареткой, легкая, озаренная, улыбается. Она была нежна с теми, кто ей был близок, со мной всегда держалась как старший товарищ. Помню, как-то в 80-х, когда я снимался в первых клипах, рекламных роликах, встречаемся в коридоре МХАТа, и она бросает мне так, на ходу: "Ну что, улыбка на миллион долларов?"
На репетициях всегда сидела с книжкой или с кроссвордом. Кроссворды были такие, которые среднестатистический человек решает за час, а у нее уходило несколько минут. Потом пошли книжки из кроссвордов. Она никогда не позволяла себе расслабленности, голова всегда должна была работать, не простаивать.
Актриса, журналист, литературовед
Сергей Юрский :
Что такое творческий человек? Творчество - это особый способ жизни, где сохранение своего внутреннего огня является самым главным. И ради этого перетерпеваешь все. Ее жизнь была очень трудной, но Ия преодолевала это творчеством. Актерски - но не только.
Ия Саввина - блестящая журналистка с университетским дипломом, знаток литературы и литературовед, автор киноведческих очерков об Ульянове, Раневской, Орловой, грузинских комедиях... Актерская работа отодвинула в сторону эту ее ипостась. И вот случилась - Шаболовка, Главная редакция научных, художественных и учебных программ. Особенный канал, связанный с театром, литературой, с классикой. И литературная работа для ТВ, на мой взгляд, вошла в пятерку главных достижений Ии.
Ее сценарии стали основой для инсценировок "Театра Тургенева" и "Театра Салтыкова-Щедрина" для "Учебки". Фильм тургеневский был снят всерьез, мы не просто разыграли сцены, а выезжали в Спасское-Лутовиново, актеры, режиссеры, Ия - как автор и редактор группы. В фильме по Салтыкову-Щедрину сыграла и она сама, а потом мы все: Тенякова, Богатырев, Ия, я, уже без грима зачитывали и обсуждали письма, дневники Михаила Евграфовича...
Народная артистка Советского Союза, лауреат многих премий Ия Саввина воспитывалась в семье, где девочки заканчивали четыре класса церковной школы, не умели толком писать и читать. Она появилась на свет 2 марта 1936 года в Воронеже. Мама Ии пошла учиться уже взрослой, очень этого стеснялась: после рабфака поступила в медицинский институт, окончила и была единственным врачом на несколько окрестных деревень.
Об отце Саввиной известно мало. Родители расстались перед войной. Потом мать будущей актрисы вышла замуж во второй раз за военного. Начались бесконечные переезды с места на место. Частые переезды не помешали Ие получить золотую медаль в школе. Она хотела поступить на филфак МГУ – с детства любила литературу и мечтала учить детей, но только в Москве.
Девушка опоздала – прием медалистов на филфак уже закончился, поэтому подала документы на факультет журналистики МГУ. На одно место в университете претендовали 13 медалистов - Ия прошла. Она училась с удовольствием, но не забывала о своем театральном увлечении. Саввина пришла в студенческий театр МГУ. Театрального образования у нее не было, зато театр стал колоссальным опытом, который не раз пригодился в дальнейшей карьере. В 1958 году Ия Саввина окончила журфак и успешно совмещала публицистику с актерской профессией.
Театр
Ее театральная карьера началась еще в годы учебы в МГУ. Она сыграла в постановке «Такая любовь», но говорила со сцены настолько тихо, что ее не слышали зрители в первом ряду. После спектакля режиссер сказал ей, что артисту необходим посыл зрителю, - эту фразу Ия запомнила на всю жизнь.
В 1960 году ее пригласили в Театр Моссовета. Она играла на сцене с величайшими актерами того времени: , . Ее дебют в главной роли в спектакле «Нора» прошел успешно. Любовь Орлова прислала Саввиной корзину цветов. В Театре Моссовета она сыграла и другие заметные роли: Сонечку Мармеладову в «Петербургских сновидениях», Машу в «Ленинградском проспекте», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».
В 1977 году пригласил актрису в МХАТ, где она проработала долгие годы. Впервые на мхатовской сцене Ия Саввина появилась в роли Марьи Львовны в спектакле «Дачники». Затем было много разноплановых ролей. За постановку «Рождественские грезы» актриса получила престижную премию «Хрустальная Турандот».
Фильмы
Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер искал актрису и прислушался к рекомендации , который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. После показа картины Ия Саввина получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.
Затем были роли в драме «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С», «Ионыче». Но особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» . Режиссёр не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Саввина сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съёмки окончились в 1967 году, но двадцать лет фильм пролежал на полках.
В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика – большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет фильма рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову. Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы».
В 80-х в творчестве Саввиной был спад - она снялась всего в девяти фильмах. В 1990 и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных - больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».
Личная жизнь
Ее первый муж - ученый-геолог Всеволод Шестаков. Они познакомились, когда она была студенткой МГУ. Оба были влюблены в студенческий театр, вместе репетировали, а затем поженились. Жили они в квартире на Фрунзенской набережной. В их доме всегда было много гостей.
Беда пришла, откуда ее не ждали. У Ии родился сын Сергей с диагнозом «синдром Дауна». Врачи предлагали родителям поместить больного мальчика в специнтернат - актриса категорически отказалась. С 1958 года она совмещала уход за Сережей со съемками. Готовила сыну диетическую пищу, возила по врачам, делала массажи. Помогала ей свекровь, которая ради внука оставила работу.
Семьи с Всеволодом у них уже давно не было, но ради сына и свекрови Ия Саввина жила с ним 16 лет. Сергей рос, хорошо учился, после школы окончил университет и работал переводчиком. Он прекрасно писал натюрморты - в Москве проходила его персональная выставка.
Всю жизнь Ия Саввина посвятила сыну. Через 5 лет после развода, в 1979 году, она познакомилась с актером Анатолием Васильевым. Они жили в гражданском браке почти 30 лет и официально расписались за две недели до смерти актрисы. Ее супруг стал опекуном Сергея, когда Ия Саввина умерла.
Смерть
В 2008 году врачи диагностировали меланому у Саввиной. Опухоль удалили, от химиотерапии она отказалась. В 2011 году у актрисы случился инсульт. Ее прооперировали, но случилась другая беда - онкология начала прогрессировать, появились метастазы.
В июле 2011 года на трассе Ярославль-Владимир произошло ДТП, в котором пострадали два пассажира: одной из них была Ия Саввина. 27 августа того же года актрисы не стало. Она похоронена на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
- 1960 - «Дама с собачкой»
- 1967 - «Анна Каренина»
- 1967 - «Асино счастье»
- 1968 - «Служили два товарища»
- 1973 - «Каждый день доктора Калинниковой»
- 1976 - «Спроси себя»
- 1977 - «Смятение чувств»
- 1979 - «Гараж»
- 1980 - «Узнай меня»
- 1987 - «Запомните меня такой»
- 1991 - «Сюжет для двух рассказов»
- 2003 - «Здравствуй, столица!»
- 2003 - «Постельные сцены»
- 2004 - «Место под солнцем»
Кто теперь этим может интересоваться? - только такие как мы...
МАРИНА НЕЕЛОВА И ИЯ САВИНА. ОДИН МУЖ НА ДВОИХ
Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.
ТАЙНА ОТЦОВСТВА
Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.
Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.
Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.
В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...
Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.
«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»
Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.
Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.
А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...
ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ
Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.
С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...
Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.
С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.
В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.
Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:
Глазки светло-голубые:
Каждый добрый, вместе - злые.
Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.
Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.
Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.
АКТРИСА ИЯ САВВИНА И ЕЕ СЫН СЕРГЕЙ - ГЕНИАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК С СИНДРОМОМ ДАУНА. О ПОДВИГЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ. Когда Ия Саввина была на пике своей карьеры, в их семью постучалась беда - у Всеволода и Ии родился сын Сережа с синдромом Дауна. Решительно отказавшись от предложения определить ребенка в специальный интернат, Ия Сергеевна сама с самого детства развивала у ребенка способности к познанию мира, а также приглашала на дом учителей. Многие советовали ей уйти с работы ради сына, но и на этот раз она наотрез отказалась. "Я не осуждаю тех, кому это бремя оказывается не по силам. У меня самой в жизни была минута слабости. Когда Сереже было семь, я узнала, что есть отличная лесная школа под Москвой, и захотела отдать его туда. Человек, которому я позвонила – я часто забываю фамилии, но эту запомнила на всю жизнь, Ченцов, – спросил: «Вы хотите отказаться от ребенка?» «Нет, что вы, как вы могли подумать…» – «Тогда не отдавайте его никуда и никогда». Так я и сделала. Сережу спас профессор Сперанский, знаменитый педиатр, который прожил 96 лет и выбросился из окна, когда узнал, что у него рак. Тогда ему было 80, выглядел он на 60, излучал уверенность и силу. Я понесла к нему трехмесячного сына, наслушавшись разговоров о том, что такие дети к четырем годам не умеют сидеть и редко доживают до двадцати. Сперанский взял Сережу на руки и ушел с ним на сорок минут – как можно сорок минут осматривать младенца, не представляю, что уж он там выслушивал-выстукивал, – и вернулся со словами: «Вам будет очень трудно, но, думаю, вы справитесь». Поначалу прописал одно: покупать на рынке печенку, протирать и кормить. Показаться через три месяца. Трехмесячного! Телячьей печенкой! Но протирали и кормили, и, увидев полугодовалого Сережу, он сказал: «Вы принесли мне совсем другого ребенка!» А дальше – массаж ног, потому что ноги были колесом. А дальше – бабушка Янина Адольфовна, педагог, оставила работу и занималась только внуком. Из-за этой бабушки я шестнадцать лет прожила в семье первого мужа, когда давно уже никакой семьи в общем не было. Но Сережа рос, и учился, и знает наизусть сотни стихов, и говорит по-английски, и ему 53 года. Если бы он не был болен, он был бы, думаю, гением, – но он и с лишней хромосомой полноценней иных здоровых. Я помню, как незадолго до смерти мне позвонил Олег Ефремов и попросился вдруг на мой ежегодный хаш – 1 января, когда приходят все желающие. «Можно, Ия?» – «Догадайся с трех раз от фонаря». Он пришел, уже задыхаясь, сел за стол, увидел Сережу. «А ты Сережа?» – «Здравствуйте, Олег Николаевич!» Когда мы пошли его провожать, он сказал: вот, Сережа, наступает год Пушкина – будем вместе с тобой учить его стихи. И Сережа, глядя на него влюбленными глазами, читает: «Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Он знает наизусть всю «Полтаву». И Ефремов заплакал. Никого, однако, не хочу обманывать. Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит. Я молю Бога только, чтобы он меня и Сережу взял одновременно. Ни мне без него не жить, ни ему без меня" (Ия Саввина) После ухода из жизни матери и отца Сергей живет с опекуном Анатолием Васильевым, имеет круг близких людей – друзей матери. Он продолжает занятия литературой, музыкой, рисованием, посещает театры. Каждое лето Сергей проводит в деревне Дорофеево Костромской области, где много рисует. Основные сюжеты его рисунков – полевые и садовые цветы, деревенские пейзажи. Все работы он выполняет сам, включая построение композиции и выбор цветовой палитры. В экспозицию нынешней, третьей по счету выставки было включено свыше 40 картин, написанных Сергеем в 2012–2013 годах. Творчество Сергея Шестакова разрушает укоренившиеся стереотипы относительно людей с синдромом Дауна, дарит чувство искреннего восторга и восхищения всем, кто соприкасается с его особым даром.
12.09.2011 15:39
Главной болью Ии Саввиной был ее 54-летний сын Сергей, страдающий болезнью Дауна. Как сложится его судьба? Этот вопрос сейчас волнует всех, кто любил и любит ушедшую от нас потрясающую актрису. Его будущее во многом зависит от того, как развернется борьба за наследство Саввиной и кто станет претендовать на опекунство над ее сыном.
О смерти своей матери Ии Сергеевны Саввиной ее сын Сергей узнал не сразу - через два дня. Впрочем, для него, 54-летнего мужчины, который так и остался на всю жизнь пятилетним ребенком по уровню психического развития, она была мамой Ией. Сейчас про таких говорят: он не такой, как все, но диагноз от этого не становится мягче - болезнь Дауна.
Сначала я не хотел ему говорить о смерти Ии, - рассказывает Анатолий Васильев, вдовец актрисы. - А потом понял, что он приедет в пустой дом и начнется непонятная реакция. Все лето Сережа жил на даче, за ним присматривает пожилая женщина, местная жительница по имени Маша. Мы ее наняли, когда Ие стало тяжело справляться с хозяйством. Я попросил Машу: "Скажи ему все, пожалуйста". Ведь такую весть как-то проще сообщить, когда находишься рядом. И убедил ее вроде. А потом она позвонила и говорит: "Не могу, скажите сами". Пришлось мне говорить. Сережа взял трубку, я спросил, как жизнь. Он ответил, что все хорошо, ему там нравится. Ну и тогда я собрался с духом: "Несчастье случилось: мама Ия умерла 27 числа". А он числа хорошо запоминает, помнит дни рождения всех близких. В ответ молчание. "Сереж, ты понял, что я сказал?" А он только и произнес: "Понял, я поставлю свечку". Я попросил Машу: объясни ему, мол, мама на небе. А потом спросил ее: как он? Она говорит, что Сергей спокойно себя ведет. Вот такая реакция… Ну что тут поделаешь. Обидно как-то, ведь все-таки мать умерла… Особенно когда Ия болела, а он такой веселый прискакивал: "Здравствуйте, здравствуйте!" - "Видишь, мама болеет". Но ему как бы все равно… Сложно, объяснить до конца его поведение нельзя…
То, что за упокой надо ставить свечку, для Сергея вполне естественно. Он ходил с отцом Всеволодом Шестаковым каждое воскресенье в храм Христа Спасителя. Но в марте нынешнего года отец скончался. С тех пор сын Саввиной сам ходил в храм Власия, что неподалеку от московского дома. Слушал проповеди часа по три…
Сейчас, спустя полторы недели после смерти матери, Сергей живет на даче под Костромой. Ия Сергеевна покупала этот деревенский дом специально подальше от столицы, чтобы летом полностью отдаляться от дел. Дом приспособлен и для жизни в нем зимой. Но с началом осеннего ненастья оттуда сложно выбраться даже на машине, а в холода и вовсе заносит так, что не проехать. Поэтому через месяц-другой сына актрисы привезут в Москву.
Сергею на даче действительно хорошо, - продолжает Анатолий Исаакович. - К Маше он привык. Она боевая тетка, заставляет его двигаться, он там огурцы пропалывает, поливает. Чувствует себя нормально, только жутко полнеть стал в последнее время. Мы пытались с этим бороться, но ничего не помогает, какие-то гормональные сдвиги, живот перевешивает его. Хорошо, Маша его заставляет бегать.
По словам Васильева, Сергей, несмотря на свою болезнь, приучен ухаживать за собой. Он может подогреть еду в микроволновке, разбирается, как пультом управлять бытовой техникой, обожает смотреть сериал про "Мухтара". Его с детства приучили спать днем, а просыпаться к девяти часам вечера - так было удобно Саввиной, ведь актриса возвращалась со спектаклей и съемок поздно. До четырех утра Сергей бодрствует - и снова спать. Но конечно же нуждается в присмотре, как неразумное дитя. Прежде в дни занятости в театре Ию Сергеевну выручали подруги - оставались с Сережей. Но это было редко, ведь в последние годы она нечасто играла на сцене, а в кино и вовсе не снималась. Как быть теперь с Сергеем - сейчас это главный вопрос для Васильева.
По словам Анатолия Исааковича, Ия Сергеевна не оставила распоряжений насчет Сергея, сопротивлялась изо всех сил мыслям о смерти. Их отношения длились около 15 лет.
Поначалу они жили одним домом. Но потом все чаще возникали противоречия. Однажды у актрисы не выдержали нервы, и она даже стукнула гражданского мужа стулом, выгоняя его из квартиры. В последние годы Анатолий Исаакович, по свидетельству многих, был скорее другом Саввиной, нежели супругом.
Васильев к Ие Сергеевне далеко не каждый день захаживал, а лишь периодически. Он не супруг в обычном понимании. Он был другом, помощником, - говорит Олег Голубев, адвокат, который до недавнего времени представлял интересы актрисы. - Васильев, конечно, порядочный человек. Но нельзя сказать, что у них был реальный брак.
Но тем не менее Анатолий Васильев уверяет, что буквально в последние месяцы они с Саввиной зарегистрировались. Но пока не понятно, будет ли опекуном ее больного сына именно он.
Надо привезти Сережу в Москву и тогда смотреть, как дальше быть, - говорит Анатолий Исаакович. - Но у меня же работа с 11 утра до 11 вечера. Вот про что я. Думаю, как теперь сделать, чтобы всем было хорошо. Ситуация не из легких.
И это понятно: 72-летний Анатолий Исаакович - режиссер Театра на Таганке, он действительно занятой человек. После смерти обоих родителей Сергея он сейчас для него единственный из близких.
Но Васильев немолод. Поэтому многие из его окружения склоняются к тому, что ситуацию надо решать кардинально, чтобы Сергею не пришлось ломать привычный уклад снова. Учитывая сложившиеся обстоятельства, вариантов и правда немного. Можно нанять сиделку, но это временный ход. Или же определить сына актрисы в интернат, и тогда его опекуном станет государственное учреждение.
Нанимать сиделку для Сергея Васильев не хочет. Говорит, что в семье уже был печальный опыт. Несколько лет назад за Сережей ухаживала Заира Мешвелиани.
…Ия Саввина развелась с первым мужем, отцом Сергея Всеволодом Шестаковым, и ушла, оставив больного ребенка на свекровь, та сама настаивала на этом. Завел новую семью и Шестаков. Однако через несколько лет свекровь серьезно заболела. Актриса искала помощницу в дом, которая бы согласилась ухаживать за разбитой инсультом пожилой женщиной и больным сыном. Заире негде было жить. Она согласилась, при этом платой за проживание в квартире стала ее забота о двух подопечных.
Переселившись, Заира обнаружила в доме странные порядки.
Сережа просыпался в 16 часов, бодрствуя всю ночь, - рассказывает Заира. - В его комнате стоял комод. В его ящиках я обнаружила коробочки с фасолью, горохом, гречкой. Оказалось, больного ребенка заставляли пересчитывать горошинки и крупу, дабы он был занят делом и не шумел. Подобные методы воспитания меня потрясли. Несмотря на болезнь, Сергей - понятливый, добрый. Выяснилось, что он обожает играть на пианино, но ему редко удавалось добраться до инструмента, ведь ночное музицирование раздражало соседей. Постепенно приучила его просыпаться в 10 утра. Сережа привык к раздраженным окрикам. Не осуждаю никого: с таким ребенком очень трудно. Но я обращалась к нему только ласково. Страшно было смотреть на его пальцы - с длинными отросшими ногтями, как у пещерного человека, ладони - в глубоких трещинах. Приучая внука к самообслуживанию, бабушка заставляла его мыть за собой посуду. Тарелку он натирал мылом по полчаса, подставляя при этом под сильную струю слишком горячей воды. Я освободила его от этой обязанности.
По словам Мешвелиани, Ия Сергеевна навещала сына часто. Она удивлялась, что Заире удалось навести порядок, поражалась, как привязался к ней Сережа, и даже ревновала.
Надо же, я его родила, воспитала, а он ни разу меня не поцеловал, а тебя так обожает, - говорила Саввина.
Между женщинами даже завязалась дружба. Заботливая Заира произвела хорошее впечатление на Всеволода Михайловича. После смерти второй супруги он женился на ней.
Саввина забрала Сергея. Всеволод Михайлович прописал молодую жену в свою квартиру. Однако после 13 лет счастливой жизни между ними случился разлад. Шестаков развелся с Мешвелиани и выписал ее из квартиры. Дабы она не могла претендовать на жилплощадь, подарил жилье Саввиной и сыну. После этого в суд от имени актрисы поступило заявление на выселение Заиры. Когда Мешвелиани узнала, что ее выселяют из квартиры от имени Саввиной, она обратилась к ней с просьбой приостановить процесс. Но актриса сказала, что не будет ввязываться "в эту грязь", дескать, ее именем всего лишь воспользовался адвокат мужа.
Я вышла замуж за Шестакова цветущей сорокалетней женщиной, а теперь он выкидывает меня на улицу, - умоляла ее Заира.
Саввина же, по словам Заиры, вздохнув, сказала: "Да, ты заслужила это жилье, но я ничем помочь не могу!"
Мешвелиани выселили из квартиры в мае прошлого года. Но суды до сих пор продолжаются - за имущество, которое осталось там. Заира уверяет, что в квартире находится принадлежащая ей дорогая мебель.
Со смертью Ии Саввиной борьба за эти квадратные метры разгорится с новой силой.
Впрочем, не только за эту квартиру. Престижное жилье на Фрунзенской набережной - это только часть совместного наследства актрисы с сыном. Ей принадлежала шикарная квартира в Большом Власьевском переулке, в ней дорогая антикварная мебель XVIII века, ценные картины и предметы старины, которых, как говорят друзья семьи, полон дом, дача под Костромой и дорогой автомобиль "Исузу Трупер".
Я убеждал Ию Сергеевну заранее оформить завещание, но она не думала о смерти, поэтому писать его не стала, - говорит адвокат Олег Голубев. - Сейчас квартира на Фрунзенской набережной должна быть оформлена на ее сына и других наследников Саввиной. Как и все остальное жилье. А наследников у Ии Сергеевны, кроме Сергея, несколько. И это не только ее муж Анатолий Васильев. Ведь у Ии Сергеевны есть родная сестра и к тому же жива мать! А с мамой и сестрой у нее при жизни были очень плохие отношения, как у кошки с собакой.
Из-за чего они рассорились? - не смогла сдержать своего удивления я.
Ия Сергеевна была сложным человеком, она подражала во всем своему кумиру Фаине Раневской, а та, знаете, тоже не отличалась кротким нравом. Так что уверен: там будет драчка! Но самое главное, чтобы при этом не пострадали интересы Сергея. Если опекуном станет не государство, а кто-то из родных и близких, многое будет зависеть от их порядочности. Ведь опекун получит право распоряжаться и наследством Сергея. Боюсь, охотники найдутся.
И это действительно так. О своих претензиях "Только звездам" уже заявила Заира Мешвелиани.
Надо как следует разобраться, как заключался брак Васильева с Саввиной, - говорит она. - Ия Сергеевна 15 лет не расписывалась с ним, а тут вдруг в срочном порядке… К тому же она была серьезно больна, осознавала ли она свои действия, сама ли ставила подпись? Я готова взять на себя опекунство над Сережей. Мы могли бы жить вместе в квартире на Фрунзенской набережной, я бы даже не претендовала на оформление ее в собственность… Ведь Сергей так любит меня, и Ия это не раз говорила, об этом знают ее друзья. Пусть его спросят, с кем он хотел бы жить. Я уверена: он выберет Заиру!
К тому же у нее есть основания подать новый иск в суд по поводу незаконности ее выселения.
Впрочем, в искренности Заиры сомневается сам Васильев. Он считает, что спорное жилье должно отойти последней жене Шестакова, на которой тот женился после развода с Заирой и прожил едва ли около двух лет.
Я полез в эти судебные бумаги, и голова пошла кругом. Там почему-то прописан представитель Шестакова - Голубев… Моя адвокат спросила меня, чего бы мне хотелось. Я сказал, что нужен нулевой вариант: это квартира Севы и его последней жены. А потом будем разбираться.
Но ведь Шестаков подарил ее Сергею и Ие Сергеевне.
Для меня эта история пока не ясна, - ответил Васильев.
А ведь еще неизвестно, с какими претензиями выступят сестра и мать актрисы…
Похоже, что адвокат первого мужа Саввиной прав: будет драчка. И хорошо, если всех претендентов на наследство актрисы объединит общая цель - забота о ее сыне Сергее.
Сама актриса, видимо, понимала это. Недаром же в одном из своих интервью она сказала, что хотела бы умереть в один день с Сережей…
Ольга Ульянова, "Только звезды №35"