Как выглядит мэрилин. Мерилин монро была лесбиянкой и ненавидела секс
Первая информация о том, что один из крупнейших промышленных холдингов Северо-Запада «Технология металлов» меняет собственника, появилась у «Псковской губернии» в декабре 2016 года. В холдинге информацию комментировать отказались, дружно скрываются от журналистов и представители властей. Однако, несмотря на попытки максимально скрыть информацию о произошедшем, что же всё-таки происходит в холдинге можно говорить довольно определённо. «ПГ» об одной из крупнейших сделок в истории области.
Автором первого официального подтверждения информации о продаже «Технологии металлов» (далее «ТМ») стал глава города Иван Цецерский . Глава Пскова подтвердил «Псковской губернии» продажу на традиционной встрече с главными редакторами псковских СМИ в середине января 2017 года. Он даже обмолвился, что едет в Москву на встречу с новыми владельцами. Однако увидеть руководство холдинга ему, по информации «Псковской губернии», так и не довелось. Комментировать изданию ситуацию вокруг холдинга Цецерский тоже не стал, об интересантах сделки «Псковская губерния» узнала из открытых источников.
И нефть, и газ
Сделку по «ТМ» начали готовить задолго до января 2017 года. 5 октября 2016 года на экономической карте России появилось ООО «Нефтегаз групп». Уже в январе компания вложила в «ТМ» немалую сумму денег. Дата это слишком уж близка к сделке с «ТМ», поэтому можно с большой долей уверенности утверждать, что создана была фирма специально под эту сделку. Из открытых источников известно, что юридически фирма прописана в Москве, на 22-м километре Киевского шоссе.
Учредили фирму сразу два человека: 95% «Нефтегаз групп» принадлежит Алексею Роговицкому , ещё 5% - Татьяне Давыдовой . Уставной капитал компании - миллион рублей. Однако, несмотря на столь значимую сделку, эти люди поразительно неизвестны. Ранее они не участвовали ни в каких хоть сколько-нибудь значимых сделках. И хоть и не хочется называть их «фиктивными владельцами», но вряд ли они действительные бенефициары «ТМ».
Борис Федюк начал передавать заводы «Технологии металлов» новому владельцу ещё осенью 2016 года / Фото: ПАИ
10 января 2017 года на сайте АО «Псковкабель» появилось сообщение для акционеров. Завод собирал своих владельцев, чтобы обсудить вопросы дальнейшего развития предприятия. В середине повестки дня спрятался и «Нефтегаз групп». 31 января акционеры завода приняли несколько судьбоносных решений. Во-первых, «Псковкабель» решился занять у ООО «Нефтегаз групп» 300 млн рублей на 8 лет по ставке не более 9% годовых. Сразу же после этого акционеры решили заключить договор новации. Такой договор обычно заключают, когда фирма не вернула кредитору долг: тогда его можно перевести в векселя и передать их кредитору. «Псковкабель» сразу же перевёл всю сумму в процентные векселя и передал их «Нефтегаз групп». Срок их погашения - не ранее 1 января 2025 года.
На официальном сайте «Псковкабеля» эта операция была названа «стратегическим партнёрским соглашением, которое предусматривает крупные инвестиционные вливания в холдинг». При этом речь идёт именно о холдинге, а не об одном «Псковкабеле», поэтому мы можем предположить, что общая сумма сделки должна составлять более миллиарда рублей.
Причём стратегическое соглашение с ООО «Нефтегаз групп» в «ТМ» заключили ещё в декабре, то есть «Псковкабель» вскочил на подножку поезда последним. Именно эту «вексельную сделку» мы вместе с Иваном Цецерским и будем в дальнейшем называть продажей «ТМ»: хотя официально этой продажи нет. Поэтому и встречи Цецерского с новыми владельцами так и не произошло: пока есть не владельцы, а стратегические партнёры из «Нефтегаз групп». Холдинг же в то время, как заключались партнёрские контракты, переходил новому владельцу по частям: эту часть соглашений никто не афиширует.
Зря связались с «Роснефтью»
Причиной сделки стали долги холдинга, которые тянутся за «ТМ» с конца 2014 года. Холдинг обязался поставить нефтегазовым компаниям, в том числе «Роснефти» и «Газпромнефти», оборудование. Для того чтобы выполнить обязательства, «ТМ» взяла кредиты на большую сумму в «ВТБ» и Сбербанке, но пока не вернула. В ситуации экономического кризиса «ТМ» не выполнила обязательства перед банками, на рубеже 2014-2015 годов на «Псковкабеле» произошли сокращения.
Не лучше дела и у «Псковэлектросвара»: сокращений на заводе в последний год не было, но уже в конце осени 2016 года предприятие, по информации «Псковской губернии», перешло на четырёхдневную рабочую неделю, заказы, которые сейчас есть у завода, не позволяют даже в полном объёме выплатить зарплаты сотрудникам предприятия. Однако руководство находит средства: долгов по зарплатам предприятие не имеет.
С 2009 года «Технология металлов» регулярно получала налоговые льготы от администрации Псковской области / Фото: pskov.ru
31 января собрание руководства предприятия состоялось не только на «Псковкабеле», но и на «Псковэлектросваре». О предыдущем владельце «ТМ» Борисе Федюке на нём и речи не шло, хотя официальной смены владельца, напомним, нет. Бал правил новый директор - Иван Крючек . Одним из первых решений новых владельцев завода стала смена директора «Псковэлектросвара»: Дмитрия Гудкина на этой должности сменил директор «Псковкабеля» Вячеслав Стрелин . Гудкин в свою очередь стал директором «Технокабель М». Как новое руководство успело за месяц решить, что Гудкин им не по нраву, а лучше пусть будет Стрелин? Не логично ли было назначить на должность нового человека, либо оставить на время старого?
Нелогично, если руководство это не такое и новое.
Федюки уходят на второй план
3 февраля 2017 года в Пскове появилось новое предприятие с говорящим названием - ООО «Технология металлов». Его директором значится всё тот же Иван Крючек. И если по учредителям «Нефтегаз групп» вычислить новых владельцев «ТМ» невозможно, то вот учредитель ООО «Технология металлов» - человек чуть более известный. Зовут его Андрей Пачаджи .
Пачаджи аффилирован с двумя предприятиями - ООО «Техэлектрокаскад» и ООО «Столица». Оба предприятия в открытых документах названы среди акционеров «Псковкабеля». Учредитель у предприятий один - Залим Маршенкулов . Ещё Маршенкулов учредитель «Гисприбор-М», которое также входит в «ТМ». В сентябре 2016 года «Гисприбор-М» из закрытого акционерного общества стал обществом с ограниченной ответственностью. При этом ЗАО «Гисприбор-М» ещё в 2001 году учредило АО «ИАФ Технология металлов», учредителем которого в свою очередь были Борис, Владимир, Вера и Марина Федюки . А вот ООО «Гисприбор-М» уже принадлежит Залиму Маршенкулову. Ещё один штрих: АО «ИАФ Технология металлов» находится в стадии реорганизации, что ещё раз говорит о том, что Федюки больше не владельцы «ТМ».
Продолжаем: учредителями «Псковэлектросвара» значатся два предприятия: ООО «Геофизтехгрупп» и ООО «Техэлектрокаскад». Директор и учредитель первой - всё тот же Андрей Пачаджи, аффилированный с Маршенкуловым. Директор второго предприятия - тоже Пачаджи, а учредитель с 29 декабря 2016 года - Маршенкулов.
Кто вы, мистер Маршенкулов?
Мистер Залим Замутдинович Маршенкулов родился в ноябре 1981 года, сейчас ему 35 лет. Свою первую фирму он организовал в Великобритании в 2004 году, тогда ему было только 23 года. Компания называлась Ruthenia Ltd. Единственный человек с постсоветского пространства, с которым Маршенкулов работал - это украинец Евгений Касевин ( Yevgeny Kasevin), и хотя общий бизнес у них был давно, затем пути бизнесменов не разошлись: скорее всего, их связывает как минимум дружба.
По данным на 19 июля 2016 года Маршенкулов был действующим руководителем трёх компаний, 16 его фирм были уже не активны. Сейчас он значится директором компаний Ridgenc Limited, Symbolic Asset Ventures Limited, Avintell Investments Limited. Согласно открытым источникам британских компаний, все фирмы зарегистрированы в Лондоне, их учредил единолично Маршенкулов. Он связан лишь с одним британцем - Джоном Уильямсом Инглом (John William Ingle) через Ridgenc Limited, в которой Ингл работает на руководящей должности. В последних отчётных документах компаний, Залим Маршенкулов называет себя подданным королевы Виктории, ранее он указывал российское гражданство.
Также Маршенкулов упоминается в интернете как основатель «Клуба друзей Северного Кавказа» в Лондоне. Клуб был создан в марте 2014 года, а 25 июля того же года провёл в столице Великобритании вечер памяти Владимира Высоцкого. Представителем организаторов в СМИ назывался всё тот же Евгений Касевин.
Отметим, Залим Маршенкулов уже был в Пскове, на заводе его называют одним из новых владельцев.
С фунтов стерлингов на рубли
Организатору «Клуба друзей Северного Кавказа» в Пскове придётся поработать серьёзно. Его британские компании, судя по отчётностям на английских сайтах, последние годы работали с прибылью, правда прибыль эта не превышала полумиллиона рублей в переводе на российскую валюту. Впрочем, одна компания Маршенкулова показала 600-процентный рост. При этом ни один из заводов «ТМ» не входил в 250 крупнейших предприятий Северо-Запада России по версии журнала «Эксперт» ни в 2014, ни в 2015 годах,. И это притом, что в рейтинге немало компаний из Новгородской области, Карелии, и несколько компаний из Псковской области.
По данным регионального комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике, планы стратегического развития производства сейчас продолжают составляться, и будут известны не ранее второго квартала 2017 года. Отметим, руководитель комитета Андрей Михеев сообщил «ПГ», что не располагает данными о смене собственника в «ТМ». Тумана вокруг продажи холдинга не меньше, чем в Лондоне.
Однако появление в феврале ООО «Технология металлов» ясно говорит о том, что изменения в структуре собственников компании продолжаются прямо сейчас. «Псковская губерния» продолжит следить за ситуацией в холдинге.
СПРАВКА: за период с 2009 по 2016 годы ГК «Технология металлов» были предоставлены налоговые льготы из средств бюджета Псковской области на сумму 37,3 млн рублей.
* фото на иллюстрации: «Псковская правда»
5 декабря 1952 года произошло одно из самых страшных экологических событий в истории Англии. «Великий смог» (англ. Great Smog) плотно окутал Лондон на четыре дня и рассеялся только к 9 декабря. Случившееся стало настоящей катастрофой, в результате которой погибло 12 тысяч человек и пострадало более 100 тысяч, что послужило, как считается, отправной точкой современного природоохранного (экологического) движения.
Спонсор поста:
1. В начале декабря 1952 года холодный туман опустился на Лондон. Из-за крайне низкой температуры горожане стали использовать для отопления уголь в большем количестве, чем обычно. Примерно к этому же времени завершился процесс замены городского электротранспорта (трамваев) на автобусы с дизельным двигателем.
2. Запертые более тяжелым слоем холодного воздуха, продукты горения в воздухе в считаные дни достигли чрезвычайной концентрации.
3. Туман был таким густым, что препятствовал движению автомобилей. Были отменены концерты, прекращена демонстрация кинофильмов, поскольку смог легко проникал внутрь помещений. Зрители иногда попросту не видели сцену или экран из-за плотной завесы. К вечеру пятницы туман сгустился настолько, что предел видимости сократился до пяти метров. Некоторые горожане, выйдя из дому, не могли найти дорогу обратно; сбитые с толку непроницаемым смогом, они могли идти, лишь держась рукой за стены ближайших домов.
4. Многие люди носили специальные маски из марли, а некоторые закрывали лица обычными платками или шарфами, но ни то, ни другое не помогало - дышать было нечем.
5. Поначалу реакция горожан была спокойной, поскольку в Лондоне туманы не редкость. В последующие недели, однако, статистические данные, собранные медицинскими службами города, выявили смертоносный характер бедствия - количество смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями достигло четырех тысяч человек. Еще около восьми тысяч человек умерло в последующие недели и месяцы.
6. Неприятный непроницаемый туман был одной из отличительных особенностей Лондона на протяжении веков. О туманах английской столицы писал Диккенс, который называл его «частью личности Лондона», писали Конан Дойль в рассказах о Шерлоке Холмсе и Роберт Стивенсон в «Странной история доктора Джекила и мистера Хайда». Туман - это такое же достояние Англии, как архитектура старого Лондона или королевская семья.
7. А вот слово «смог» (ядовитая смесь дыма и выхлопных газов с туманом) появилось всего лишь за сорок пять лет до описываемых событий и было введено в оборот в 1905 году доктором Генри де Во.
8. В субботу, 6 декабря 1952 года, в театре Садлер Веллс «Травиату» прервали на середине из-за того, что зрители внезапно начали кашлять. Густой едкий туман медленно наполнил зал, и увидеть сцену с галерки стало практически невозможно.
9. В те дни «великого смога» больницы Лондона быстро наполнились пострадавшими с заболеваниями дыхательных путей, начала расти смертность в городе. Сначала эти факты не получили огласки, но через несколько дней оказалось, что у гробовщиков закончились гробы, а у торговцев цветами - траурные венки. Машины скорой помощи не успевали доехать к больным - весь город встал в одной большой пробке, не в силах сдвинуться с места. Люди умирали от удушья.
10. Шок, вызванный этим жестоким уроком, заставил людей изменить отношение к загрязнению воздуха. Бедствие со всей очевидностью продемонстрировало всему миру, что данная проблема представляет собой непосредственную угрозу жизни людей. Были приняты новые экологические стандарты, направленные на ограничение использования грязных видов топлива в промышленности и на запрет сажесодержащих выхлопных газов. Среди принятых мер - введение в действие Закона «О чистом воздухе» (редакции от 1956 и 1968 годов) и аналогичного Закона города Лондона (1954 год).
В начале декабря 2012 года Лондон "отмечал" шестидесятую годовщину одной из ужаснейших катастроф своей современной истории. В 1952 году над столицей Туманного Альбиона на протяжении нескольких суток висел "Великий смог". На город он опустился 5 декабря, а рассеялся только 9-го. Из-за него в последующие недели и даже месяцы погибло 12 тысяч человек, около 100 тысяч оказались на больничных койках. Это событие считается отправной точкой в истории экологического природоохранного движения.
Фотограф американского журнала "Life" сумел запечатлеть те события.
А начиналось всё совершенно обыденно. В начале декабря на Лондон опустился туман. Стало холодно и жители начали с усердием топить угольные печки. Так совпало, что как раз в это время городские трамваи были заменены на дизельные автобусы. Продукты горения угля и дизельного топлива, накрытые тяжёлым слоем холодного воздуха, в считанные дни достигли немыслимой концентрации.
Туман был настолько плотный, что препятствовал какому-либо движению. Смог проникал всюду, даже в закрытые помещения. Уже через пару суток видимость снизилась до пяти метров. Горожане передвигались на ощупь, держась за стены. Многие блуждали в знакомых доселе местах и не могли найти дорогу.
Люди стали надевать марлевые повязки, наматывать платки и шарфы, но это не спасало. Дышать всё равно было трудно.
Поначалу лондонцы даже внимания на туман не обратили. Кого в Лондоне удивишь туманом? Этот город на протяжении всей своей истории славился этим явлением. О нём писали Конан Дойль, Роберт Стивенсон, Диккенс.
Его называли "частью личности". Лондонский можно с уверенностью назвать национальным достоянием наряду с королевской семьёй или Биг Беном.
Но тут забили тревогу медики. За какие-то пару недель смертность среди младенцев, стариков и людей, страдающих болезнями лёгких, достигла огромной отметки - 4 тысячи человек. От отравления и осложнений погибло в последующие месяцы ещё около 8 тысяч.
Само слово "смог" в значении "смесь выхлопных газов, дыма и тумана" появилось в 1905 году благодаря доктору Генри Антуану де Во.
6 декабря в театре Садлер Веллс был прерван показ "Травиаты" из-за того, что и зрители и артисты начали сильно кашлять. Разглядеть, что происходило вокруг, было практически невозможно.
Смертность в городе начала расти, а больницы наполнились пациентами, страдающими от удушья. Сначала никто не представлял себе масштабы трагедии. Но, когда через несколько дней у ритуальных фирм закончились гробы и венки, всем стало действительно страшно. Из-за плохой видимости на дорогах образовывались пробки, медицинские бригады не могли доехать вовремя и оказать помощь, люди мучились от удушья и, в конце концов, умирали. Всё происходящее можно было назвать апокалипсисом в отдельно взятом городе.
Когда весь этот ужас закончился, люди решили изменить своё отношение к тому, чем дышат. Эта катастрофа натолкнула жителей крупных промышленных центров на мысли о постоянно нависающей над ними угрозе. Незамедлительно были разработаны новые экологические стандарты, которые ограничивали использование "грязного" топлива как в промышленности, так и в транспорте. Полностью запретили сажесодержащие выхлопные газы.
В 1956 году был введён в действие Закон "О чистом воздухе", в 1968 году он подвергся некоторым изменениям.
До того, как стать известной на весь мир Мэрилин Монро, эту очаровательную девушку звали просто Норма Джин. Она была не очень счастливым подростком, который скитался из семьи в семью. Она даже жила у подруги своей матери, так как мать загремела в психиатрическую лечебницу. Уже в 16 лет Норма вышла замуж за Джеймса Эдварда Догерти, и пошла работать на авиационный завод. Как ни странно, именно там началась ее карьера модели. В 1946 году Норма развелась с мужем, отправившись покорять Голливуд. Тогда она уже стала Мэрилин Монро и быстро нашла 33-летнего любовника по имени Андре Де Диенес. Он был фотографом и часто снимал Мэрилин в ее естественном виде, без макияжа и пышных причесок. Позже эти фото с Малибу принесли Андре славу, так как на них Мэрилин была такой, какой ее редко видели. А он заплатил ей за эту фотосессию лишь 200 баксов…
На этих снимках Норме Джин всего 20 лет, а на ее молодом лице нет и капли косметики.
Мэрилин Монро выбрана символом Каннского фестиваля-2012 – таким образом организаторы отдали дань памяти актрисе в год пятидесятилетия ее смерти. «Фестиваль является храмом гламура, и Мэрилин представляет собой его идеальное воплощение. Вместе они являют идеал простоты и элегантности», – говорится в сообщении организаторов.
Даже спустя полвека образ Монро не выходит из моды. В январе в США состоялась премьера нового сериала «Успех», речь в котором идет о страстях во время репетиций бродвейского мюзикла о жизни Мэрилин Монро . Можете себе представить масштаб проникновения ее личного мифа в современное сознание,если сейчас, спустя 50 лет после ее смерти, у огромной аудитории есть потребность смотреть даже на фильмы или постановки о жизни самой Монро, а целые сериалы о том, как толпа народу страдает и веселится, играя спектакль о ней. А уж то, что регулярно в Америке, Италии, Франции снимают фильмы или о ней, или о том, как все женщины хотят быть ею, – это так, рутина, подобные картины и не переставали выходить.
Про Монро принято писать, снимать и петь одно и тоже: ранимая застенчивая женщина всего лишь хотела тихого семейного счастья, но была вынуждена изображать гламурную сексуальную богиню и по ночам от одиночества запивать таблетки бурбоном. Все, конечно, так, но это ни чем не отличает Монро от десятков кинодив с похожей судьбой.
В сюжете про бедную девушку без связей, приехавшую в Голливуд и ставшую звездой только для того, чтобы спиться или покончить с собой, нет ни чего нового, и уж точно им не исчерпывается миф Мэрилин. Остальных киностудии контролировали еще жестче, заставляя выходить замуж по контракту и подсаживая на вещества, которые стали считаться наркотическими гораздо позже. В истории Голливуда, причем и в эпоху Монро, были актрисы и покассовее, и поталантливее. Действительно, великих фильмов с ее участием – единицы. Конечно«В джазе только девушки». Меньше помнят «Как выйти замуж за миллионера», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Зуд седьмого неба». Еще меньше – фильм «Принц и певичка», история съемок которого стала основой недавней картины «7 дней и ночей с Мэрилин».
И тем не менее, у большинства людей именно Монро первой появляется перед глазами, когда произносят «Голливуд», «секс-символ» и «история кино». Почему она? Потому что первой прошла по опасной грани флирта со зрителями, который до 60-х был запрещен на экране, а в 70-е оказался повсюду. Она не занималась на экране сексом, она его изучала. И подкрепляла высказываниями вне экрана: «Цензоров смущает, что у актрис есть грудь. Их должно было бы смущать ее отсутствие».
Забавно, что когда слово «секс-символ» пришло в русский язык в середине 80-х – в ту пору в СССР наконец стал появляться секс, – все решили, что речь идет о сексуальной привлекательности звезды. В Голливуде 30-х оно имело совсем другой смысл и означало сумму внешних признаков, определяемых как «идеальные мужские» и «идеальные женские». Спенсер Трейси и Джон Уэйн были идеальными мужчинами и, соответственно, символами настоящей мужественности, а не «самыми сексуальными мужчинами года по версии People», как сейчас. С актрисами тоже самое. Джин Харлоу считалась идеальной блондинкой 30-х, а Лана Тернер – 40-х, и хотя они были красивыми и талантливыми, студии их оценивали с точки зрения попадания в аудиторию. Тогда не было принято говорить о том, что мужчины «хотят» звезду. Сейчас и Харлоу, и Тернер рассматривают как предшественниц Монро – настолько её слава затмила их популярность. Хотя это, конечно, современное искажение – они были героинями своего времени, и зрители толпами ходили на них в кинотеатры. В мемуарах Тернер с горечью писала, что Монро «украла» ее образ из фильма «Почтальон всегда звонит дважды». Но цензура 40-х позволяла Тернер сыграть секс лишь взглядом и длинными ногами в белых шортах, Монро же в конце 50-х имела целый арсенал разрешенных временем приближающейся свободы средств, чтобы сыграть именно секс, а не быть «секс-символом», каким была, например, другая знаменитая блондинка ее поколения Грейс Келли .
Известно, что в истории остаются первопроходцы и революционеры, чья судьба, как правило, печальна: их или убивают враги в последней попытке сохранить старый миропорядок (как в случае с любовником Монро, Джоном Кеннеди), или они становятся жертвой нового миропорядка (к созданию которого сами приложили руку), потому что не смогли сделать следующий шаг. Можно сказать, что Монро предвосхитила сексуальную революцию 60-х, сместив акцент в определении «секс-символ» на первое слово. Но погубило ее и прошлое в лице разваливающихся голливудских киностудий, находившихся к началу 60-х в упадке, и новое время, которому нужны были свежие герои.
Кинозвезды 50-60-х плохо пережили 70-е. Марлон Брандо перешел на неглавные характерные роли и подолгу не снимался, многие – Джеймс Дин , Монтгомери Клифт , Натали Вуд – просто умерли молодыми или перестали работать, как та же удачно вышедшая замуж Грейс Келли . Помните актрису Дорис Дэй, фильмы с которой били все кассовые рекорды с 1953 по 1962 год, как раз в эпоху наивысшей славы Монро? Она до сих пор жива, но не снимается с 1970-го, потому что примерно тогда на ее место пришло новое поколение актрис. Возможно, с Монро было бы то же самое.
Выжившие и оставшиеся в профессии были вынуждены играть жестче и современнее, как Элизабет Тейлор , получившая свой второй и заслуженный «Оскар» за роль в фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии Вульф?». Ради смачной роли Марты одна из первых красавиц мира состарилась лет на пятнадцать. Невозможно представить, чтобы Монро решилась на такой шаг. Слишком много денег она приносила и слишком законченным был ее образ, чтобы дать ей возможность играть серьезные роли, за которые ее современницы получали награды. У нее так и не оказалось возможности доказать, что она может стать «настоящей актрисой», а не той женщиной-ребенком, которую любила публика 50-х. Все ее попытки изменить к себе отношение и заставить коллег и зрителей смотреть на нее как на драматическую актрису – занятия в «Актерской студии», брак с интеллектуалом Артуром Миллером – не принесли плодов.
Для кинодив время идет по-другому. Индустрия дает им на период расцвета десятилетие. Монро умерла в 36. Всего через 10 лет после ее смерти, в 1972-м, в год «Крестного отца», в эпоху хиппи и актрис с реалистичной жесткой манерой игры – Джей Фонды и Фэй Дануэй – Монро с ее фирменными ужимками выглядела бы жалким анахронизмом, а пресса растоптала бы ее как нелепого динозавра.
И все же ей удалось остаться. Как настоящий миф, а не как состоявшаяся актриса, она осела в массовом сознании не только ролями, но и слухами, фактами и отношением к жизни, которое подхватило пост-феминистское поколение женщин, не только стремящееся к равенству и независимости, но и желающее выглядеть на миллион и нравиться. На миф работало все. И легенда о бедной девочке с завода, ставшей всемирно известной. И браки со знаменитостями – спортсменом Джо Ди Маджио и писателем Артуром Миллером. И романы с братьями Кеннеди – кто сейчас помнит, что через год после того, как Монро прошелестела «Happy Birthday, Mister President», ему так же пела Одри Хепберн? Если говорить о главных женских кинообразах начала и середины 20 века, Монро нашла свое место между холодной нордической маской Греты Гарбо, силуэтом Марлен Дитрих в смокинге и сигаретном дыму и хрупкой фигурой Одри Хепберн с мундштуком. И выясняется, что из них всех она самая живая, из плоти и крови, смеющаяся и одновременно пытающаяся усмирить взвившееся платье в сцене из «Зуда седьмого года».
Удел звезд – быть недосягаемыми, поэтому их сейчас почти не осталось. Монро была одной из немногих, кто не «играл» трогательность, беззащитность и легкость бытия. В отличие от большинства в ней есть та плотская витальность, которой Ричард Бартон объяснял свой уход из семьи к другой кинодиве Элизабет Тейлор: «Еще чуть-чуть, и ее образ скатится в порно, ее невозможно не хотеть 24 часа в сутки». Но Тейлор, как и Монро, никогда не скатывалась в порно – они обе обещали секс, а не предлагали. В наше время, когда порно можно получить, просто включив компьютер, а на кране происходит иногда настоящий, а не «сыгранный» секс, это обещание и есть последняя киноиллюзия.