Как умирают колдуны черной магии. Как умирают колдуны
Часто есть такое утверждение, что ведьмы сложно умирают. Что «грехи» вниз тянут, что темными вещами занимались и т.д.
Начну по порядку:)
Зачастую такое мнение бытует среди деревенских жителей, мораль среди которых весьма проста. Темный (злой) - это любой чья этика отличается от нашей, особенно если они еще и не видят почему человек делает те или иные действия. Волк – кушает овец, он плохой. Овец кушаем мы, они хорошие. Соседние парни из деревни – плохие, могут девушек наших на танцах увести. Мы – хорошие, особенно если удалось увести девушек на танцах у них, у тех из другой деревни.
Колдуны никогда не отличались этикой схожей с человеческой, следовательно «своими» для сельских жителей их можно было назвать с большой натяжкой. Поколотить их конечно тоже не получалось, т.к. боязно, но не любить за глаза это запросто. Естественно, что при подобной морали, все кто не мы – плохие. Вызывает духов – значит тееемная ведьма. На самом деле не ведьма темная, а голова у тех кто ничего не понимает в том кого вызывают и зачем. Сказать, что ведьмы порч не делают, будет не правдой. Но и от этого «темными» или «грешными» (что вообще сугубо человеческий термин, да еще и христианский) они никак не становятся. Деревенский мужик тоже периодически кому-то морду бьет, и на охоту ходит, но темным или злым от этого себя считать не начинает.
Ведьмы, чья этика и логика совпадает с человеческой, обычно считаются - хорошими и «добрыми». Остальные - злыми. Ведьмы вообще злые, но и среди них бывают исключения. Действительно ведьма имеющая мораль совпадающую с человеческой - большая редкость.
Но хвала Богам, мир устроен немного иначе. И даже самый злой волк или медведь умирает спокойно, и уж никак не страшнее «хорошей» овцы или коровы на скотобойне.
Мир живет не только человеческой моралью. И парни из соседней деревни бывает играют свадьбы с девушками. :)
Так почему же ведьмы плохо умирают? Причем чаще всего подобные слухи ходят про деревенских ведьм, или живущих на природе.
Часто говорят, что приходится крышу разбирать, или хорошо, если ведьма перед уходом свою Силу отдаст кому-то (откуда и появился термин «Дар»). А иначе лежит мучается, «не уйти ей никак». Не редко рассказывают, что потом в виде призрака колдуны приходят, все никак не успокоятся.
Тут все очень просто. Подобное возвращается в подобное. Что было сделано из тонких частот возвращается туда, что было сделано из грубых (вплоть до материи) возвращается туда.
Как говорится, душа – на небо, а тело - в землю.
Так вот та самая Душа у этих ведьм обычно никак уйти и не может И тянет ее вовсе не «темнота» и не «грехи». А обычный, перекаченный по сравнению с верхами - астрал.
Деревенские ведьмы большую часть магии творят низами (низкочастотными потоками энергии) в следствие чего астральное тело настолько развивается, особенно совсем «нижний» астрал (например у работающих с мертвыми), что является сосредоточением гораздо большей Силы, чем та самая «Душа» (высокочастотные энергии). А так как именно астральное тело является буфером между Душой и телом, и тем, кто их связывает вместе, то при получении собственного сознания и большой Силы, оно может очень долго удерживать эту связь. В итоге сущность (душа) уже давно наигралась на Земле и хочет уйти, а астрал думая, что без Души он не выживет, ее держит. И если их не расцепить (не добавить силы сущности), то все может закончится для сущности плачевно, придется пожить еще. Иногда правда если у астрального тела настолько много энергии, что ему уже сущность не нужна, то оно может ее и отпустить, а само продолжить дальше управлять телом. Такой колдун уже не мучается, а превращается в совершенно другую форму существования. Откуда и идут легенды про нежить, ведьм живущих по несколько сотен лет и имеющих вид не очень аппетитный. Верха ушли, красота их свечения тоже, но низ остался, и уж существует как может, конечно, внешность будет не приглядной. :)
Но это все-таки исключения, чтобы астральное тело настолько раскачалось, что могло управлять телом материальным совсем без Души.
Чаще или удается сущность еще подзадержать, или если общими усилиями ее все-таки высвобождают, то астральное тело выходит и продолжает существовать самостоятельно.
И тогда мы имеем тех самых призраков (призраки как раз состоят из низкочастотной энергии столь сильно развитой за время жизни, или имеющей такой заряд эмоций, например при тяжелой насильственной смерти, что могут еще и сотню лет просуществовать). У народов имеющих своих шаманов, часто говорят, что шаман после смерти становится Духом реки или леса, горы и т.п. Опять таки сами частоты у Духов природы очень похожи на астральные. Шаман в течение жизни в основном развивающий у себя именно эти навыки после смерти имеет настолько сильное астральное тело, что умереть само по себе оно не может, как и быть съеденным другими Духами. Это уже весьма самостоятельная единица, которая и находит себе какое-нибудь место обитания, например пруд, лес, гору и т.д. При этом собственная память у подобного Духа весьма развита. Поэтому часто к нему и обращаются по имени, которое было у шамана при жизни. Это у сущности имен немеряно (она живет ведь уже далеко не одну жизнь), а у астрала (астрального тела), каким родился, как назвали, такое и имя.
Вроде с этой частью «страшных смертей» разобрались. Раскачивайте при жизни и верха тоже, чтобы не было такого астрала, который перебивает собой все, и все будет нормально. Религия часто предлагают не следовать желаниям астрала, держа его в голодном теле, это очень помогает тем, у кого верха слабые, т.к. тогда под них предлагается и слабый астрал.
Но лучше все-таки развиваться спокойно и равномерно по всем частотам. Тогда перекосов и «плохих» смертей не будет.
Теперь по поводу того, что колдун может свою Силу отдать. Кто возьмет обычно болеет неделю – две, а потом сам колдуном становится. А отдавший колдун быстро и легко умирает. Почему это так. Просто он сливает свои низы, которые жить то очень даже хотят. И не важно в чьем теле. Почему же люди не спешат брать такой «Подарок»?
Вроде все так хорошо, ты ничего не делаешь, поболеешь недельку и все – колдун.
Не так все просто. И дело тут именно в болезни и причине ее вызывающей.
Что происходит с низами «Дар» взявшего? Они ведь у него до общения с колдуном тоже были. Так вот они подавляются гораздо более раскаченным астральным телом колдуна. В лучшем случае происходит смешивание низов взявшего и низов взятых. Но такое бывает далеко не всегда, для этого надо самому обладать не дюжей силой. Чаще низы взявшего просто подминаются и заменяются астральным телом колдуна. Фактически хорошая такая подселенка. В человеке теперь живет другой. Поэтому и меняются так те, кто «силу взял».
Поэтому и не очень любит народ у колдунов силу забирать.
Если вы сами колдун, и ваше астральное тело настолько сильно, что полностью переварит астрал умирающего, то наоборот берите не задумывайтесь. Только сильнее станете, если конечно сможете переварить и к себе прибавить.
Резюмируя могу сказать, что большая часть рассказов про «тяжело умирающих колдунов» к каким-то гипотетическим грехам отношение имеет слабое. Развивать себя надо просто равномерно. А иначе из-за не пропорциональности можно и физическое тело довести до «зеркальной болезни». ;)
281Колдун/ведьма, умирая, хочет передать свою силу другим людям
Ведьма у них в селе была, она на кого из людей посмотрить, тот хвораеть. Животных много гибло. А умирала она целую неделю. Уже и крышу открыли и крест на нее положили, а она никак не умреть. Повторяла все одно: «Возьми, возьми». Вот у нас Рай-ка-то и взяла, правда, ведьмой не стала. Только тогда ведьма и померла, когда отдала свой «дар».
Про бабу Танюшу, по прозвищу Чечетка, ходили слухи, что она и в самом деле колдунья. Когда она умирала, возле неё стояли её дети и родственники. Она протянула руку, сжала её в кулак и стала кричать: «Нате, возьмите!» Но никто не решался к ней подойти. Наконец, одна из дочерей подошла к ней, взяла что-то у неё из руки.
Потом она (дочь) вышла в сени и зашвырнула то, что у неё было в руке, на чердак.
Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Титовой М.М.,1924 г.р. Запись Титовой Н.В., 1999 г. АКТЛФ
В селе был дед, колдун, который у сына родного творил: как сеять - лошади дохнут. А ведь тогда лошадь - это было всё. Поехал тогда сын в прибыток, а там дед был и говорит: «Найдите место во дворе, где лошадь жеребилась, и раскопайте послед*, который дед-колдун закопал». Нашли этот послед. Тогда дед-колдун залез напаличку* и кричал не своим голосом: «Что вы надо мной сделали? Вы у меня всё нутро вынули». Пошла я к ним в гости на Рождество. И вот он всё кричал: «Нате! Нате!» И никто у него не брал. А потом пришла дочь: «Пап, давай!» И выломали доски, где труба, и тогда колдун стал умирать.
Записано в с. Запрудское Каширского р-на Воронежской обл. от Еренковой Евдокии Николаевны, 1941 г.р., Запись Большаковой Е., Самойлович Е., 2004 г. АКТЛФ
В одном селе Воронежской области жила женщина, которую все считали ведьмой, колдуньей. Её все боялись и обходили её дом стороной. Когда она состарилась, то заболела. Но никто к ней не подходил, так как знали, что прежде чем умереть, старуха должна передать свою силу кому-нибудь.
Но родители одной маленькой девочки оставили ребёнка, гуляющего, одного. Когда девочка проходила мимо дома старухи, та позвала её и попросила у неё воды. Когда девочка подавала ей воду, то старуха прикоснулась к ней и, отдав свою силу, умерла.
Когда девочка выросла, то за ней стали замечать странные вещи. Говорят, что она превращалась в собаку и гонялась за людьми, и кого она кусала, тот тяжело заболевал.
Записано в с. Терновое Острогожского р-на Воронежской обл. от Сотниковой Е.И., 1932 г.р. Запись Алёхиной Н., 2002 г. АКТЛФ
Когда я была маленькой, то мама запрещала мне ходить на ту сторону пруда. Да и не только мне, а и все боялись туда ходить, всех предостерегали, так как на той стороне пруда жила ведьма. Она вечно делала какие-то пакости людям. А, когда пришло время умирать, она не умирала (По преданию ведьмы должны перед смертью передать кому-то своё мастерство, а жила она одна) Ей уж за сто перевалило, а она всё жила, мучалась.
Вся иссохлась. Многие, кто был на той стороне пруда, говорят, что видели её. Она, словно призрак, ходит до сих пор, не может умереть.
Записано в с. Красновка Таловского р-на Воронежской обл. от Варнавской Варвары Николаевны, 1917 г.р. Запись Арсентьевой Е.А., 1998 г. АКТЛФ
У меня бабка в Матрёновке рассказывала, дом у них есть, там колдунья умерла. А они, колдуны, когда умирают, им плохо. Они мечутся и кричат: «Возьмите! Возьмите!» И никак она не умирала. И кто-то сказал, что надо матицу* пошевелить. Три дня она умирала, силу свою отдать хотела, чтобы с чистой душой на тот свет уйти, а никто не брал. И только когда матицу потрогали, она умерла. А в этом доме, где она умирала, теперь скот всё время болеет и умирает. Наверное, это её сила в доме осталась.
Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р., уроженки с. Соловец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ
Ведьмы тяжело умирают, долго - по 3-4 дня, по неделям. Они кричат: «Нате!» (силы свои отдают). Люди говорят: «Воткни в стенку».
Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г.р., переехала из г. Караганда. Запись Нашатырёвой С. и Дюжаковой С., 2005 г. АКТЛФ
Говорят, что на Чижовке в переулке жила ведьма. Все её боялись. Она сидела по вечерам около дома и что-то шептала. Может, это от старости губы шевелились. Но все считали её колдуньей.
И вот, когда она умирала, а, говорят, колдунья умереть не может, то кричала: - Нате, возьмите, нате, возьмите!
Всё боялись подойти. И тогда одна женщина подошла, взяла её за руку и говорит: -Ну что, ну что, давай, давай, давай. Колдунья посмотрела на неё и умерла.
С тех пор эту подошедшею женщину считали колдуньей. Записано в г. Воронеже от Шевцовой Клавдии Ильиничны, 1930 г.р., уроженки Новой Усмани. Запись Л.Горожанкиной, И.Назаровой, И.Шевелёвой, Ю.Яковлевой, 1993 г. АКТЛФ
Умирал как-то старик, а рядом мальчик оказался. Он ему веник подарил.
Мальчик принёс веник домой, да он не знал, что старик колдуном был. И ночью стала к мальчику нечистая сила являться, и жуткие вещи творились, пока родители к бабкам не обратились, те и рассказали в чем тут дело. Веник и сожгли. Больше, вроде, к нему никто не приходил.
Записано в г. Воронеже от Никулиной Ольги, 1981г.р. студентки ВГАУ ветеринарного факта. Запись Груздовой Н., 2001 г. АКТЛФ
И что тебе рассказать-то? Даже не знаю.
Ну вот, помню, когда с дедом твоим познакомились, он тогда с девкой другой гулял. Ох, и злющая она была, а мать её - та ведьма. Но я молодая была, ума не было. Ну, предложение мене твой дед сделал, я и согласилась. А мать мене той девки-то и сказала: «Тебе это боком выдет». Ну, вот... свадьбу сыграли, картохи объедались, в дом мужа пошли. Только спать улеглись - вдруг грохот, сверху упало что-то, посыпалось - это банка упала, немножко до постели до нашей не достала. Страсть как страшно. Деду-то Пашке тогда 26 было - ему ничего, а мне-то 18, ох, я испугалась. А потом поняла - это та колдунища нас прибить хотела.
А года через 2 она умирать начала. Долго мучилась, пока дочь досиделась. Ведьма ведь силу свою пока не передаст кому, умереть не может. Да и Нинка (дочь) не хотела грех на душу брать. Ох, та кричала, как зверь загнанный. Но пришлось Нинке к матери подойти, а та ей что-то сказала, за руку взяла, и тут же умерла. Вот страсть-то какая.
Записано от Бородиной Марии Алексеевны, 1930 г.р. в с. Троицкое Липецкой обл. Запись Батраковой В.Е., 2001 г. АКТЛФ
Ведьма не может умереть, пока не сделают отверстие в потолке
Лет 50 назад на Непочетовке дом стоял, старый дом, заброшенный дом давно, но жила в нем старуха, звали Галей. Никто с ней не разговаривал, никто не ходил, только баба Настя, соседка, изредка захаживала. Жила эта старуха одна, детей у нее не было.
Говаривали, будто ведьма она, ведьмачит. Она по молодости ходила, всё землю в мешочках с кладбища таскала. А как умирал кто, ходила у родных умершего выпрашивала воду, в которой мертвого-то купали. В церковь эта баба Галя не ходила никогда. Один год, помню, падёж был, умирали коровы, половина стада повымерла. На нее все грешили. Ну, а что ж оно, люди думают, а никто ж ничего не докажет. Бабы говорили, что некому было ведьмачество-то свое передать. Бабе Насте она б его не отдала
Та уж старая стала, а больше и некому, никто к ней не ходил, ее боялись все.
Стала умирать эта ведьма, начала кричать. Прибежала соседка - баба Настя, что делать
Не знает. А ведьма кричит и кричит. Ну, местные и подсказали, что надо батюшку позвать.
А она кричит: «Не надо батюшку!». Тут знающие это дело говорят: «А вы крышу-то раскройте, она и умрет. Небо ей покажите».
Ну что ж делать, полезли мужики крышу раскрывать, сами чуть не умерли, дом-то старый, крыша ветхая. Мужик один упал, ногу сломал. Раскрыли, значит, крышу. Говорят, увидела бабка эта небо голубое и умерла сразу. Правду говорят, тяжело они, ведьмочки, умирают, мучаются. Господь их за это и наказывает.
Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Мягковой А.Т. 1918 г.р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ
Это было где-то около тридцати лет назад. В нашем селе жила колдунья Акулька. Она и добрые дела творила и злые: и порчу могла навести, и от сглазу вылечить. Были такие, которые её ненавидели, и такие, которые были ей благодарны. Но расскажу я не об этом, а о том, как она умирала, ох, и страшная у неё была смертушка. Говорят, что колдуны перед смертью обязательно должны передать свои навыки и умения кому-то; своим детям, племянникам или ученикам, а потому, как Акульку за её деяния с родного хутора изгнали давным-давно, родные от неё отреклися, замуж её брать мужики боялись, в общем, оказалась она одинока ко дню смерти, некого было научить всему, что она умела, да и охотников не нашлось перенять у неё силушку нечистую. Так вот, когда умирала она, рядом не оказалось никого, а у неё начала выходить сила нечистая, её корёжило всю, билася она то об пол, то об стены. Если б кто прорубил бы потолок в её хате, вся нечисть бы ушла через трубу, а так как некому было это сделать, она своим горбом билась об потолок, пока не пробила его, благо хата её соломенная была. Людей, живших по соседству, всю ночь страх брал от звуков, доносившихся из дома колдуньи, а утром нашли её изуродованное тело на полу, всё вокруг в крови было замарано, а в потолке дыра.
Так вот, тогда поговаривали, что это кто-то расправился с Акулькой за её злодеяния, а апосля узнали о том, что надобно было бы ей передать своё колдовство, и она померла бы в покойствии.
Записано в с.2-е Селявное Лискинского р-на Воронежской обл. от Неврюевой Татьяны Стефановны, 1938 г.р. Запись Мешковой Л., 1997 г. АКТЛФ
Я бы никогда не поверила, что есть ведьмы, если бы не видела своими глазами. Вечерами жители нашей деревни видели огромную свинью. Я ее тоже видела несколько раз. Свинья как свинья, только уж слишком большая. Откуда она взялась, никто не знал. Она появлялась после 12 ночи, приставала к людям, которые возвращались домой, после 12 ч. Никто старался не выходить за околицу. Однажды ночью собрались мужики, кто посмелее, и пошли на окраину. Поймав свинью, они ее сильно избили и оставили подыхать. Наутро придя туда, свиньи не нашли. В этот же день одна женщина зашла в дом, она не сразу узнала свою соседку - она лежала на кровати вся в синяках, ушибах, ссадинах, с перебитой головой, с переломанными руками и ногами. На вопрос: «Что с тобой случилось?» она ответила: «Я упала в погреб». Женщина позвала других баб и мужиков. Мужики, увидев соседку, рассказали бабам о том, что они вчера ночью поймали свинью, сильно избили, а на утро она пропала. Бабы начали понимать, что их соседка - ведьма. На ведьму пришла посмотреть вся деревня. Я тоже там была. Женщина лежала, мучалась, но умереть не могла. Она всё время говорила «На, возьми». Но никто ничего не говорил ей в ответ. Пришла старушка из другой деревни и сказала, что она не умрет, пока не передаст кому-то свое ведьмовское дело или пока не сделают в потолке 7 дыр. Мужики принялись делать дыры, и, когда сделали последнюю 7-ую дыру, ведьма испустила свой дух.
Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Назарьевой Пелагеи Николаевны, 1934 г.р. Запись Турбиной Е. В., 2003 г. АКТЛФ
Известно, что занимаясь магией, женщине приходится развивать свою астральную сущность - именно эта энергия помогает при различных ритуалах и заклинаниях. Когда приходит время умирать, астрал не отпускает душу, пока ведьма не передаст силу кому-нибудь.
Когда близкие или знакомые видят, как умирает ведьма, вряд ли кто-нибудь захочет идти по её стопам, взяв от неё силу. Встречаются, впрочем, такие люди, которые учились у неё колдовству и, желая стать сильнее, дотрагиваются до руки умирающей.
Часто говорят, что ведьмы творят только зло, и поэтому не могут умереть спокойно. Но что можно считать злом, а что добром? Эти понятия весьма относительны. Волк, убивая какое-то животное хочет всего лишь поесть, но его называют злым. Человек уничтожает в войнах себе подобных, а его объявляют героем. У ведьм свои понятия о добре и зле, не всегда совпадающие с общепринятыми. Они общаются с миром духов, с нечистью, у них другие моральные устои и совсем другая жизнь. Возможно, некоторые из женщин, занимающихся магией, в начале своего пути отреклись от христианства и стали жить по иным законам, которые включают в себя использование сил стихий и вообще природы.
Обвиняя ведьму в грехах, люди просто стараются снять вину с себя. Ведь это они приходят к чародейке и просят навести порчу на врага или заговорить от разных напастей. Это ведь тоже не вяжется с проповедями священников, которые говорят, что всё в мире - и счастье, и неприятности - зависит только от желания Бога и нельзя Ему противиться. Колдунья, выполняя просьбы людей, неизбежно задействует низшую силу, которая со временем берёт всё большую власть над ней. В конце жизни происходит борьба между астралом и той субстанцией, которую называют душой. Видя, как умирают ведьмы, люди думают, что это наказание за тёмные дела, совершённые при жизни, а это просто борьба энергий.
Низшая энергия, которая сильно развилась и окрепла за время жизни ведьмы, не отпускает от себя более тонкую душу, считая, что без неё не сможет существовать. В большинстве случаев так и получается - душа отрывается от тела и улетает в высший мир, а астрал погибает, но не сразу, он способен ещё в течение долго времени жить отдельно от тела, превращаясь в призрак. Поэтому в доме умершей чародейки невозможно жить - случаются внезапные смерти живущих здесь, убийства и самоубийства. Избавиться от этого можно, пригласив священника, чтобы тот провёл определённый обряд, который изгонит дьявола или колдуна.
Когда ведьма чувствует, что скоро умрёт, она старается найти человека, который принял бы из её рук волшебную силу и, тем самым, избавил её от мучений на смертном одре. Желательно, чтобы это была молодая незамужняя девушка, кровная родственница. Колдунья обучает её всем секретам своего ремесла, а при смерти держит за руку и энергия перетекает к молодой ведьме. Если такого не происходит, то умирание протекает несколько суток и очень мучительно. Низшая сила не хочет отпускать душу и старается удерживать её в теле. Иногда астрал настолько развит, что и после ухода души способен поддерживать видимость жизни в теле.
В результате тело без души остаётся жить, но сильно изменяется - получается та самая злобная баба яга, о которой говорится в русских сказках. Чтобы такого не произошло, нужно знать, как облегчить смерть ведьмы. Знающие люди советуют разобрать потолок над постелью старой женщины. Тогда смерть наступает достаточно быстро и избавляет ее от мучений.
Обычно нельзя хоронить колдунью на общем кладбище, её не отпевает священник, а чтобы тело не встало из гроба и не стало зомби, его кладут лицом вниз, в некоторых случаях протыкают осиновым колом. Но это худший из вариантов, потому что энергию колом не проткнёшь, она высвободится и будет существовать в виде призрака в жилье ведьмы.
Если находится ученица ведьмы, или просто смельчак, решивший взять силу у колдуньи, он может долго болеть, пока не уравновесится дар ведьмы с душой и астралом взявшего. Если энергия у человека и своя достаточно развита, бояться нечего, он станет только сильнее, но слабому лучше этого не делать. Вполне может получиться так, что энергия колдуньи возьмёт верх над душой человека и подчинит его себе. В таком случае ученик потеряет свою индивидуальность, а станет только продолжением чародейки. Поэтому в погоне за волшебной силой, лучше всего десять раз подумать - нужна ли она, и не превратится ли потом жизнь во что-то непотребное.
Люди, которые присутствовали при умирании ведьмы, говорят, что это очень тяжёлое зрелище. Впечатление такое, что в ней борются две силы, которые тянут ее в разные стороны. Поэтому идеально было бы передать волшебный дар подготовленному человеку, который способен принять и справиться с ним.
Смерть ведьмы происходит очень тяжело, если некому передать волшебную силу. Родственники, видя мучения старой женщины, разбирают потолок над её постелью, чтобы душе было легче покинуть тело. Говорят, в таком случае чародейка прекращает мучится и быстро умирает.
Существует множество народных примет, которые известны с давних времён. Многие из них связаны с поведением птиц. Синичка считается хорошей и доброй птичкой, поэтому и приметы, связанные с ней сулят бл...
Славяне верили, что колдунам и ведьмам непросто отойти в мир иной, магическая сила не отпускает – «черт не дает умереть» - как говорили в старину.
Рис. М. Микешин (вторая половина 19 века)
По поверью, чтобы душа колдуна (ведьмы) отошла в другой мир, нужно разобрать крышу. Славяне верили, что если заглянуть в избу через разобранное отверстие в крыше – можно увидеть, как черти мучают душу колдуна.
На чердаке, прямо над изголовьем кровати колдуна, вешали чугунную сковородку, в которую сильно ударяли три раза, чтоб на всю избу было слышно.
Говорили, что колдуны умирают несколько дней и, пытаясь отдать свою силу, кричат: «Нате! Нате!». Люди им отвечают: «Воткни в стенку».
Прикасаться к умирающим колдунам опасно, можно невольно получить их колдовскую силу.
Некоторые колдуны знали, как перед смертью самим избавиться от магической силы. Они «сажали черта в палочку» и оставляли в лесу, кто палочку найдет – тот колдовскую силу получит.
Или заламывали колосья - кто до заговоренного колоска дотронется, в душу того «черт войдет».
Рис. Лео Хао
Нельзя встретиться взглядом с умирающим колдуном, его взгляд может заставить выполнить свою предсмертную просьбу – обычно навредить кому-то.
В конце 19 века в Орловской губернии рассказывали о случае, как крестьянка встретилась взглядом с умирающим колдуном, и, повинуясь магической воле, положила к нему в гроб ржаные колосья. В день похорон колдуна началась гроза с градом, который побил все посевы. Так продолжалось три года, в день похорон колдуна начинался град. Когда селяне разрыли могилу колдуна и вынули из гроба сгнивший сноп ржи, природные катаклизмы в день его похорон прекратились.
Иллюстрация к повести "Вий" Гоголя
Рис. Э. Новиков
Люди боялись, что умершие колдуны и ведьмы ночами встают из могилы и пугают живых. Поэтому тело колдуна иногда прибивали осиновыми кольями к гробу.
Был и другой способ успокоить душу колдуна – три ночи читать молитвы над умершим. Колдун будет вставать из гроба, пытаясь помешать чтецу. Для защиты надо стоять внутри круга, обведенным стальным ножом. Черту круга колдуны не могут переступить. На третью ночь после чтения молитв, душа колдуна обретает покой, и он больше не тревожит живых.
Такой обряд ночных молитв над ведьмой описан в мистической повести Гоголя «Вий».
В старину верили, что есть «заклятые молитвы», которые священник должен прочитать после заката над умершим колдуном. На чтении присутствовали только родственники покойного. Поэтому колдунов и ведьм часто хоронили вечером.
Не всегда колдунов хоронили по христианскому обряду. Бывали случаи, когда при отпевании покойного в доме начинали двигаться предметы, а крест на кладбище падал с могилы.
Удивительно, но бытовые истории об умерших колдунах оказались очень популярны в 1920-1930 годы - разгар борьбы с «антиреволюционным мракобесием». О советских колдунах расскажу в отдельном посте, обширная тема получается.
С древних времен со смертью ведьмы связано множество ритуалов и обрядов. Считется, что когда умирает та, что сотрудничала с темными силами, нельзя находится рядом ибо можно перетянуть на себя страшный дар.
За свою жизнь ведьмы очень много грешат, ведь именно с их помощью совершаются обряды и ритуалы, связанные с нечистью, порчами, проклятьями, приворотами.
Как умирает ведьма, знает не каждый. В отличие от простого человека, та, что связана с нечистой силой, умирает мучительно и тяжело. В старину дом умирающей ведьмы заколачивали намертво и никто не присутствовал в момент ее кончины рядом. Иногда дикие вопли и крики люди слышали несколько дней и ночей подряд. Но, если ведьма перед смертью передает свой дар, то умирает она легко и быстро, без мучений.
Считается, что перед самой смертью к ней приходят души тех, кого ведьма загубила. Именно души невинноубиенных и заставляют колдунью испытывать мучения. Еще к умирающей ведьме никогда не подходили и ничего ей не подавали. Колдунья чувствовала приближеник конца и старалась облегчить себе последние минуты тем, что старалась передать свою темную силу другому человеку, даже если тот был против. А вместе с силой она передавала все грехи за сотворенные порчи, проклятья и привороты. Не редко, когда она была повинна в смерти человека и не одного. Люди по незнанию брали на себя ответственность за все сотворенное чужим человеком и после смерти держали ответ за чужие грехи на суде Божьем.
Еще существует версия, что жизнь у умирающей ведьмы поддерживают сущности, которые ей служили и выполняли черную работу. Эти духи и демонические существа не хотят оставаться без своей хозяйки, поэтому поддерживают ее тело, усиливая мучения и страдания.
Так как облегчить смерть ведьмы и уберечься от страшного дара или проклятья на последнем издыхании? Этот вопрос интересует многих людей. В старину, чтобы дух колдуньи быстрее покинул тело, мужчины разбирали крышу дома или поднимали конек, на котором установлен скат крыши. Считалось, что в замкнутом пространстве грешная душа не может найти выхода и поэтому не спешит покидать тело.
Но все эти меры хороши, если ведьма живет в частном доме и есть возможность разобрать скат крыши. А вот тем, кто проживает в квартире, умирать намного тяжелее, ведь не разберешь бетонный потолок. Но и в этой ситуации можно помочь умирающему человеку. Для этого во всей квартире нужно открыть окна и двери. Те сущности, которые были помощниками колдуньи уходят через эти своеобразные порталы. А с уходом нечисти, которая служила умирающей, ее мучения уменьшаются.
Также нужно в жилье умирающей закрыть все зеркала, чтобы ведьма не ушла в зазеркалье и не вредила людям, которые будут жить в доме или квартире после ее смерти.
Еще в старину облегчить предсмертные муки ведьмы можно с помощью веретена, которое сделано из осины. Веретено должно быть новое. Его отдавали в руки умирающей и женщина должна была проговорить все свои грехи и страшные деяния на эту вещь. После чего веретено нужно было переломить пополам и сжечь в огне. Для разведения костра нужно было использовать только еловые лапы. После того, как веретено сгорало, ведьма спокойно и без мучений испускала дух.
Еще для того, чтобы смерть человека наступила как можно быстрее, помещение в котором находится умирающая нужно окуривать благовониями. Этот запах неприятен и страшен для темных сущностей, которые не хотят уходить от своей хозяйки и продляют ее жизнь.
Не всем людям известно, как умирают ведьмы. Это долгий и страшный процесс. Если есть возможность, желательно облегчить уход грешной души, но при этом нужно опасаться передачи страшной колдовской силы.
Вернуться в начало раздела Магия
Вернуться в начало раздела Тайны кармических влияний
Многие, наверно, слышали о том, какой тяжелой смертью обычно умирают колдуны. Такой человек даже при желании не может так просто умереть. Он то уходит, то вновь возвращается. Автору приходилось видеть ведьм, находившихся в предсмертном состоянии в течение года, а то и более. Их положение было просто страшным. Они походили на живой труп с признаками полного отсутствия какого-либо собственного сознания, которым как бы руководили посторонние силы, не имеющие ничего общего с личностью данного человека. Обычно такое случается тогда, если ведьма не может передать кому-то свой дар. В чем смысл этого дара? И почему все происходит именно так?
В книгах Карлоса Кастанеды есть упоминание о «союзниках», то есть о силах, помогающих магу в работе. Чем больше маг имеет союзников, тем больше его сила. Но это чисто индейская интерпретация. В европейском колдовстве такие силы назывались спутниками ведьм, а иногда просто чертенятами. Они переходили по наследству, либо их покупали у других ведьм. В большинстве своем спутники появлялись в образе животных и очень редко - в образе людей. Конечно, это не живые существа, а некоторые астральные проекции, имеющие астральную силу. Их можно было куда-то послать с определенным заданием, которое они исполняли. Как правило, эти задания касались колдовских актов. Именно союзники придавали силу совершаемым ведьмой ритуалам. И они обеспечивали действенность порч. У колдуньи могло быть несколько союзников. Чаще всего они проявлялись в образе кошек, в основном черных. Впрочем, это не обязательно; союзник может проявиться в любом образе - животного или насекомого. Иногда его форма, доступная человеческому восприятию, не имеет ничего общего ни с одним из земных существ.
В старину не существовало понятия о различии между материальными существами и астральными проекциями. Поэтому в те времена явление духов воспринималось как нечто материальное. Четкая формула разделения этих двух совершенно разных проявлений реальности была создана лишь во времена Ньютона. Возможно, именно поэтому в старину очень часто за нечистую силу принимали совершенно реальных существ, чаще всего ни в чем не повинных животных.
Так, к примеру, страх перед тем, что все кошки являются спутниками ведьм, явился причиной почти поголовного истребления кошек в Европе в средние века. Однако обычные животные никогда не имели ничего общего с бесплотными демоническими сущностями, появляющимися в подобных им образах. Церковь всегда утверждала, что спутников давал ведьме сам дьявол. Но как же все это происходит на самом деле?
В действительности, союзника можно приобрести с помощью очень сложной шаманской медитации. Шаман (или колдун) ложится лицом вниз и входит в состояние транса. Его помощник при этом ритмично бьет в бубен. Далее шаман как бы выходит из своего тела и находит отверстие, ведущее вниз. Он спускается в него и входит в своеобразный коридор, ведущий в царство мертвых. В глубине коридора можно найти места, буквально кишащие всевозможными «нечистыми» животными - змеями, жабами, кошками.
Эти существа и являются союзниками. Они дают силу колдуну, в то же время защищая его от неприятностей и болезней. Однако, как и все демоны, союзники подпитываются духовной субстанцией, то есть кровью своего хозяина. Они же поддерживают в нем силу жизни, не давая умереть практически ни в какой ситуации. Может быть, это иногда спасает его в некоторых жизненных ситуациях. Однако когда приходит срок, именно союзники не пускают своего носителя в загробный мир, поскольку совсем не желают лишиться пропитания. Поэтому колдун и не может умереть, не передав своего дара кому-нибудь из окружающих. Впрочем, это только часть проблемы.
Большинство настоящих колдунов в действительности принадлежит к кругу. Это значит, что помимо чертенят его удерживают в этой жизни другие колдуны, живые и мертвые. В этом участвует и князь, то есть демон круга, представляющий собой не простого чертенка, а сверхмощную нечистую силу.
Колдун круга вынужден не просто кому-то передавать свою силу в свой смертный час. Он обязан передать се ближайшему родственнику. Таким образом, если колдун принадлежит к кругу, то вся его семья становится собственностью дьявола, и род нередко погибает при попытке обрести свободу от нечистой силы.
Возможно, кому-то покажется, что под покровительством дьявола люди живут неплохо. Может, это и так. Правда, те из колдунов круга, с кем приходилось встречаться автору в своей практике, не очень радовались такому покровительству, а также его побочным эффектам: алкоголизму, наркомании, вступлению в ряды «сексуальных меньшинств», периодическим изнасилованиям и инцестивным связям, которым обязательно подвергаются женщины этого рода. И, кроме того, в материальном отношении дьявол их не очень балует, а при попытке освобождения наступает полная нищета. И это естественно, поскольку для дьявола люди - только питание.
Однако колдуны круга - особая каста. Обычные ведьмы черпают свою силу только от союзников. Следует отметить, что союзников могут иметь и обычные люди. Не так просто бывает установить, где и когда они нахватали мелкой нечистой силы, но в них она очень ясно видна. Многие имеют колдовской дар, даже не подозревая об этом, и существует феномен спонтанного колдовства - исполнение дурных пожеланий. Таким людям умереть так же трудно, как и колдунам, к которым они себя не причисляют.
Какой может быть выход из этой ситуации? Наверное, попытаться не передавать никому свой дар, а просто принять перед смертью таинство церковного причастия. Он на две недели уничтожает действие любых колдовских сил, создавая своего рода коридор, выводящий умирающего за пределы ада. Таким образом, бывший колдун может все же избежать потустороннего наказания. Правда, после этого нечистая сила нередко мстит родственникам, ввергая семью в нищету. Впрочем, иногда и с этим справляются. Но, к сожалению, редко случается, чтобы люди отважились на такую попытку. По сути, рождение колдовского дара определяется внешними силами. То, что было описано выше, - следствие более глубоких причин. Раскрывая их, можно прийти к выводу, что и колдун, в принципе, тоже жертва. Хотя порой и весьма опасная.