Как убить злую ведьму в ведьмаке 3. Как убивают ведьмы
Бегите к отметке на радаре.
2. Обыскать детскую комнату и понять, что стало с Сианной
.
Войдя в комнату, возьмите и прочитайте красную книгу. Там будут записки Изабель де Рокфор, придворной гувернантки из тех времен, когда сестры были детьми. Прочитав эту книгу станет ясно, что Сианна находится в иллюзии и Геральту надо найти способ как туда попасть.
3. Найти «Страну Тысячи Сказок»
.
Чтобы попасть в сказку, нужно найти книгу «Страна тысячи сказок» и прочитать заклинание. Книга лежит в шкафу, а ключик от него находится на стене за картиной.
4. Пройти по дороге из желтого кирпича
.
Оказавшись в иллюзии бегите по дорожке, пока не встретите Сианну и злую ведьму. Сианна в этой сказке своя, и поэтому на нее местные обитатели нападать не будут. А вот Геральт чужак, так что придется сразиться с ведьмой.
5. Победить злую ведьму
.
В этом видео я показываю как победить злую ведьму. После сражения Геральт и Сианна выяснят, что чтобы выбраться из сказки им нужно найти три волшебных боба. Где они находятся может знать мальчик, который постоянно кричит волки-волки. Так же в этот момент можно будет расспросить Сианну о ее судьбе - обязательно сделайте это, чтобы получить хорошую концовку
.
6. [Дополнительно] Оседлать белого единорога
.
Чтобы выполнить дополнительное задание сядьте на белого единорога, а Сианна поскачет на розовом.
7. Найти Оську
.
Оська не только постоянно кричит волки-волки, но и вообще на любой вопрос всегда отвечает наоборот. Когда вы спросите у него где находится красный боб он скажет: «Его наверняка никто не проглатывал» - это означает, что его съел серый волк из сказки «красная шапочка». Про голубой боб он скажет: «Я слышал, кажется, он лежит в открытом поле. И его никто не стережет, три раза никто!». На самом деле этот боб находится в доме трех поросят. Про желтый боб он скажет «Хмм.. Он где-то очень, ну просто очень глубоко. Почти что совсем под землей!». В действительности же он находится в очень высоком доме Рапунцель, который видно на скрине ниже.
8. Поговорить с девочкой со спичками
.
У нее боба вы не найдете, но зато вам нужно будет купить у нее ленточку для Сианны. Это нужно для хорошей концовки.
9. Навестить дом Бабушки
.
У дома бабушки вы найдете волка. Он скажет, что он здесь находится, чтобы играть в сказке, но красная шапочка лежит на дне колодца. Вместе с охотником. Сианна скажет, что она может исполнить роль девочки, но для этого Геральту нужно выловить со дна колодца красную шапочку.
10. Найти Красную Шапочку
.
Прыгайте в колодец, на дне будет лежать нужная вам вещица.
11. Найти способ выбраться из колодца
.
Как выберитесь на берег начнется заставка, в которой Сианна оденет наряд шапочки.
12. Победить Злого Волка
.
Теперь осталось грохнуть волка и забрать у него из распоротого живота красный боб.
13. Отправиться к трем поросятам
.
Подойдите к дому и разнесите его знаком Аард.
14. Победить трех поросят
.
Убейте трех свиней 47 уровня.
15. Поискать волшебный боб в каменном домике
.
Синий боб будет лежать в доме в блюдечке на столике.
16. Поговорить с Рапунцель
.
Теперь вам нужно подняться в здание, которое видно почти из любого места в этой иллюзии.
17. Победить призрак Рапунцель
.
Войдя в комнату, в которой должна быть Рапунцель вы увидите, что она не дождалась принца и повесилась. Теперь Геральту придется убить ее дух.
18. Обыскать башню
.
Последний боб вы найдете на кровати в комнате Рапунцель. Теперь можете спускать вниз. Спустившись у вас опять появится возможность расспросить о мотивах Сианны. Сделайте это, чтобы получить хорошую концовку
.
19. Посадить волшебные бобы
.
Место, где нужно будет посадить бобы будут охранять штук 20 гномов. Убивайте их и сажайте бобы.
20. Победить великана
.
Осталось последнее испытание перед выходом из иллюзии. Вы должны убить великана.
21. Следовать за Сианной
.
С волком сразились, ведьму убили, гусыню от разбойников спасли, поросят на мясо пустили, дух Рапунцель победили - теперь можно и отдохнуть. Здесь появится возможность переспать с Сианной. Я этой возможностью воспользовался.
22. Прыгнуть в колодец
.
Прыгнув в колодец вы телепортируетесь обратно в Боклер, где вас уже будет ждать Регис. После небольшой заставки начнется следующее задание.
Следующее задание.
The Witcher-3 славится своими квестовыми линиями и обилием монстров. Однако у некоторых игроков время от времени возникают проблемы с победой над противниками. В данной статье рассказано о том, как убить злую ведьму в "Ведьмаке-3".
Как получить квест?
По основному квесту игроки уже сталкивались с такими противниками, как ведьмы. Но в новом DLC "Кровь и вино" можно столкнуться с еще одной противницей, которая является прямой отсылкой к сказке Братьев Гримм "Гензель и Гретель". Для этого нужно получить задание под названием "Давным-давно".
Как добраться до злой ведьмы в "Ведьмаке-3"?
Конечно же, она не будет ожидать Геральта сразу же по прибытию. Сначала необходимо пройти по кирпичной дорожке. Несмотря на свою разветвленность, добраться до нужного места не составит особого труда. При переходе через мост ведьмак встретит архиспора. В конце концов, он дойдет до строений, где встретит Сиану, которая пытается вызволить Джека из печи. Здесь герой в первый раз увидит нелицеприятную старуху, которая сразу же захочет пустить Геральта на гуляш. Вот здесь и возникает вопрос: "Как победить злую ведьму в "Ведьмаке-3"?".
Трудности
Так как игроки уже встречались с ведьмами, это может показаться простой задачей, но все немного сложнее. Завидев ведьмака, она сразу же начнет атаку. Перед заданием стоит запастись маслом против реликтов.
Основная проблема того, как победить злую ведьму в "Ведьмаке-3" заключается в том, что она немедленно взлетит в воздух на метле, прикрыв себя защитной сферой. При этом она наколдует плюющийся ядом цветок. Сначала необходимо заняться им, так как цветок может доставить массу неудобств. Стоит принять во внимание тот факт, что в полете ведьма полностью неуязвима.
Конечно же, в один момент сфера исчезнет, но она попытается облить ведьмака ядом из своего котелка. Поэтому нужно не подставляться под ее удары, иначе можно потерять много очков здоровья.
Можно использовать Иволгу, чтобы избежать негативных эффектов. На помощь ведьма призовет архиспору, от которой нужно избавиться в первую очередь. Ее атаки будут серьезно мешать добраться до самой противницы.
Как справиться с архиспорой?
Архиспора - это родственное растение с эхинопсом. Она наносит атаки путем обстреливания ядовитыми шипами. Растение обладает иммунитетом ко всем психическим воздействиям, поэтому знак Аксий здесь будет совершенно бесполезен - оглушить ее не получится. Необходимо сразу наносить силовые атаки. При возникновении проблем можно отойти, потому что архиспора неподвижна, но следует остерегаться шипов. К тому же, не стоит забывать о присутствии основного противника.
Защититься от ее ударов можно знаком Аард. Еще данный вид растений очень уязвим к огню. Так что, Геральт может сжечь ее знаком Игни, прикрывшись Аардом. После победы стоит сразу переключить стиль игры под то, как победить злую ведьму ("Ведьмак-3").
Тактика против врага
После того как пропадет защитная сфера, лучше всего начать атаку с арбалета. Не лишним будет использование знаков Аард и Игни. Тут действует та же схема, что и с другими летающими противниками. Получив повреждения, ведьма упадет. Тогда-то и стоит начинать атаку с мечом. Но и здесь не все так просто. Метла тоже начнет нападать на Геральта, поэтому нужно стараться ее разрубить, обезвредив саму злобную ведьму знаком Аксий.
Если разобраться с метлой не получится, то ведьма снова взлетит и призовет пантеру. Убейте ее, используя быстрые атаки и масло против зверей. Затем сбейте ведьму с метлы теми же способами, что были описаны выше. Атакуйте ее, периодически оглушая ее Аксием. Главное - нанести как можно больше урона, до того как ведьма снова взмоет в воздух. В этом и заключается весь процесс того, как победить злую ведьму в "Ведьмаке-3".
После победы квест продолжится. Сиана незамедлительно обыщет ее тело и откроет печь. За спасение Джека она потребует у него бобы, которых, конечно же, у него не окажется. Бобы нужны ей для того, чтобы выбраться из иллюзорной страны. После этого у Геральта с Сианой состоится разговор, где персонажи договорятся о взаимопомощи. Не рекомендуется пропускать реплики диалога, так можно пропустить много интересной информации.
Чтобы найти искомые бобы, придется отыскать Оську. Для этого необходимо пройти дальше по желтой дорожке. По пути расправьтесь с гномами, которых на пути встретится немало. Также можно будет оседлать единорогов, так как Плотва в страну вместе с Геральтом не попадет. Оська будет в окружении волков, с которыми тоже придется разделаться. Это не составит особого труда. После разговора с мальчиком придется посетить шесть основных сказок, где и найдутся нужные предметы.
После их посадки в указанном Сианой месте вырастет огромный бобовый стебель, который приведет к логову великана. После победы Сиана предложит ведьмаку снять напряжение известным всем способом. Вне зависимости от его решения квест "Давным-давно" завершится, и начнется новое задание.
» нам необходимо будет обязательно пройти непосредственно связанный с ним квест «Шепчущий холм ». В данном квесте стоит обратить внимание на то, что сделанный нами выбор точно будет иметь весьма значимые последствия. Ситуация осложняется тем, что в данном случае вы заранее даже не представляете, к чему приведет тот или иной выбор. Многие здесь будут задаваться вопросом «Как поступить?» и это обязательно повлияет на завершение квестов «Хозяйки леса» с историей ведьм с Кривоуховых топей и «Дела семейные» с историей Кровавого барона и его жены. Далее будут подробно описаны последствия выбора в Ведьмак 3 при прохождении данного квеста.
В процессе прохождения квеста «Шепчущий холм» в пещере под Шепчущим холмом мы встретим некий заточенный там дух. Он попросит нас освободить его, тогда он обещает спасти живущих на болоте детей от ведьм. Здесь перед нами предстает тот самый сложнейший выбор, от которого в последствии будут зависеть жизни многих людей. Нам предстоит или убить дух, или освободить его. Наш выбор отразится на дальнейшей судьбе следующих персонажей:
- Детей из приюта на Кривоуховых топях;
- Жителей деревни Штейгеры;
- Жены Кровавого барона Анны, которую мы ищем по квесту «Дела семейные»;
- Самого Кровавого барона, знакомого нам по уже упомянутому квесту «Дела семейные».
Если решаем убить дух, то получим следующую картину:
- Детей постигнет печальная судьба, их съедят ведьмы с Кривоуховых топей;
- Многих жителей деревни на болоте повесят охотники за чародеями, наведывавшиеся сюда с дочерью Кровавого барона в поисках жены Кровавого барона Анны;
- Ведьмы останутся довольны женой Кровавого барона Анной за то, что откармливала и присматривала за детьми для них, она останется жива, но сойдет с ума;
- Кровавый барон отправится со своей женой к знахарю, а в его отсутствии простые крестьяне в округе замка барона будут подвергнуты грабежу и насилию со стороны почувствовавших вольность людей барона.
Если решаем помочь духу и освободить его, то последствия выбора будут следующие:
- Дети, которые живут с бабушкой в приюте на болотах, будут спасены, в подтверждение этого их в последствии можно будет обнаружить в Новиграде в приюте Марабеллы (наведаемся в данное заведение в рамках квеста «Список блудниц»);
- Дух все же убьет сельчан из деревни Штейгеры и в деревни поселятся призраки;
- Ведьмы разозлятся на Жену Кровавого барона Анну за то, что не усмотрела за детьми и дала духу их забрать и освободить от ведьм, и наложат на нее заклятие. Ее можно будет расколдовать, но она все равно умрет, успев напоследок увидеться с Кровавым бароном и своей дочерью;
- Кровавый барон повесится, не перенеся случившегося горя.
Для полного разъяснения стоит отметить, что спасти одновременно и детишек из приюта, и многострадального Кровавого барона с его женой не получится. Можно попробовать пройти сначала квест «Шепчущий холм» с вариантом освобождения духа до посещения приюта с детишками в рамках квеста «Хозяйки леса», но и в этом случае все спасены не будут. Тогда освобожденный дух не будет обещать спасти детей, так как в приют на болоте мы еще не наведывались и о положении детей не в курсе. При данном стечении обстоятельств барон и его жена останутся живы, так как дети достанутся ведьмам, и эти самые ведьмы не будут держать зла на Анну. Также при этом дух убьет всех жителей деревни Штейгеры из-за того, что они пытались от него избавиться.
Внимание! Данный гайд устарел и является неполным. Максимально подробное прохождение квеста Давным-давно доступно по ссылкам чуть ниже. Там вы найдете информацию о способах получения магических бобов, услугах девочки со спичками, блуждающих огоньках, побочном задания "Гуси-гуси, га-га-га!", а также узнаете ответы на вопросы: Кто живёт в Стране Тысячи Сказок? Как победить Облачного Великана? Что нужно сделать, чтобы соблазнить княгиню-отступницу?
Отсылки к сказкам, уникальные предметы и прочие, незаметные на первый взгляд вещи, описаны там.
Найдя дневник Изабель де Рокфор , придворной гувернантки, опекунши Сианны и Анны-Генриетты, Геральт и Регис решают, что его непременно стоит прочитать. Помимо особенностей характера сестёр они узнают ещё кое-что интересное... Дословно из дневника: "Сегодня я в первый раз сопровождала девочек в Стране Тысячи Сказок. Мы провели там полдня." Регис было подумал, что гувернантка писала дневник под действием галлюциногенов, но всё оказалось иначе. Услышав имя Арториуса Виго, главные герои начали догадываться, что это не просто чья-то галлюцинация. Прочитав дальше, старые друзья узнают, что это мастерски созданная иллюзия и чтобы попасть в неё требуется открыть книжку "Страна Тысячи Сказок" и произнести вслух заклинание: "Expecto ludum!"
Добравшись до книги, хранившейся под замком, Геральт и Регис, произнеся заклинание, отправляются прямо в иллюзию. К сожалению ведьмака, Региса с ним не оказывается.
На этом моменте квест "Долгая Ночь " подходит к концу и начинается новый, с красочным названием, "Давным-давно ".
Страна Тысячи Сказок - иллюзия, созданная Арториусом Виго, удивила даже Геральта. Глаз Нехалены, что имеется у ведьмака, после перемещения в сказочную страну начал сходить с ума. Иллюзия оказалась настолько мощной, что рассеять её не удалось.
Сразу перед собой Геральт замечает табличку: "Девочки! Добро пожаловать в Страну Тысячи Сказок! Отправляйтесь в чудесное путешествие, весёлых вам игр! Дядюшка Арториус. ВНИМАНИЕ! Заклинания будут стабильны до июня 1262 года.
Вместе с квестом Давным-давно в Кровь и Вино начинаются и наши приключения. Пройдя по дороге из жёлтого кирпича, ведьмак сразу натыкается на Сианну. Девушка пытается вызволить Джека из печки, но нарывается на Злую Ведьму.
Увидев Геральта, старуха сразу заявляет, что ему тут не место и, что из него выйдет славный гуляш. Зараза...
Как убить Злую Ведьму в Кровь и Вино?
Злая Ведьма - совсем не простой босс, как могло показаться на первый взгляд. Схватив котёл, старуха прыгает на метлу и взмывает в воздух, одновременно наколдовав плюющийся ядом цветок. Разобраться с цветком не составит труда, а вот чтобы достать ведьму, нужно постараться. Действуйте так: в момент, когда она пролетает рядом с вами, разливая свой отвар, попробуйте сбить её мечом либо арбалетом, а ещё лучше, применив знак Аард . Старуха упадёт, в этот момент и нужно действовать. Бейте, но не забывайте уклоняться. Помимо самой ведьмы, с вами воевать будет и её метла, но на неё я не обращал особого внимания, т.к. после смерти хозяйки, она просто пропадёт.Перекинувшись парой фразочек с Сианной, герои решают действовать вместе, чтобы выбраться отсюда. Для этого, по словам девушки, им понадобится три боба. Джек заявил, что Оська суёт свой нос не в свои дела и точно знает, где Аннариетта приказала спрятать бобы. Ведьмак и сестра княгини решают отправиться на его поиски.
По пути первым делом вам встретятся гномы. Убить их не составит большого труда, тем более Сианна будет вам помогать.
Увидев единорогов, девушка предлагает их оседлать. Думаю, не стоит ей отказывать. Проехав совсем немного героям встречается Оська, которого окружили волки. Разделываемся с ними и узнаём про три боба. Оська заявляет, что жёлтый боб где-то очень глубоко, красный боб никто не проглатывал, а голубой боб лежит в открытом поле.
Как победить Рапунцель
Взобравшись на башню Рапунцель, ведьмак обнаруживает труп девушки, повешанный на своих собственных волосах. Не дождалась, бедолага... Здесь и возникает призрак самой Рапунцель с воплями "Слишком поздно! Слишком поздно!!!". Убить призрак Рапунцель не составит великого труда, хоть она и будет призывать толпы рыцарей.Поднимаем жёлтый боб с кровати и продвигаем к следующей сказке. Можно выпрыгнуть из окна (внизу водоём), чтобы не спускаться.
Теперь направимся за тем бобом, что "лежит в открытом поле, а охраняет его три раза никто". По пути вы, скорее всего, снова нарвётесь на гномов.
Как победить Трёх Поросят в Кровь и Вино
Ох и доставили хлопот мне эти свинки. Подходим к домику и ̶п̶ы̶т̶а̶е̶м̶с̶я̶ ̶е̶г̶о̶ ̶з̶а̶д̶у̶т̶ь̶... применяем знак Аард. Из домика вылетят три дикие свиньи, которые то и дело будут вас бадать, брыкать и делать ещё что-то. Эффективного метода против них я не нашёл, поэтому пришлось просто сражаться, применяя всё, что имеется. После убийства трёх поросят забирайте голубой боб.Большой Злой Волк
Попав к дому бабушки, видим лежащего на пороге волколака в её наряде. Поговорив немного узнаём, что у волка похмелье и что он уже давно утопил Красную Шапочку. Сианна предлагает Геральту нырнуть за "шапочкой". Спрыгнув в колодец, Геральт добывает красную шапочку для девушки, и она надевает её, чтобы волк смог сыграть свою роль в этой сказке. После нескольких диалогов начинается битва. Сложной её не назвать. Убиваем волка, вспарываем ему живот и добываем красный боб.На этом поиски трёх бобов завершены и вы можете отправиться их сажать, но я бы на вашем месте не торопился. Стоит наведаться к Девочке со Спичками. Почему? Читайте в гайде
Способ №1
Самый первый и, наверно, самый банальный способ - просто сжечь Ведьму. Такой способ пользуется популярностью у новичков, но нельзя говорить, что он только для них. Бывают ситуации, когда кроме огня ничего подходящего не имеется.
Чем жечь? Без разницы. Подойдёт как Молотов, так и канистра. Особо хитрожопые игроки, не имея огня, нарочно агрят Ведьму и заводят её в какой-нибудь костёр поблизости. Рискованный ход, но результат стоит того.
Способ №2
Дамы и господа, позвольте представить вам фаворита любого инквизитора Ведьм:
Его Величество дробовик. Пожалуй, самый главный аргумент против этой когтистой груды костей. Чем он заслужил такую славу? Всё очень просто. Дробовик позволяет убивать Ведьму всего лишь одним выстрелом в голову. Применимо как для помпового, так и для автоматического дробовика. Разница только в их скорости. Автодробовик полезен тем, что он именно автоматический. Если не удалось сразу попасть в голову, можно дослать ещё несколько очередей дроби, и тогда наша подруга точно окочурится. С помповым посложнее. Так как ни о какой автоматике здесь и речи не идёт, то надо целиться ТОЧНО в голову. Если хоть чуть-чуть отклонится от траектории, часть дроби уйдёт в шею, тобиш Ведьма останется жива. На Эксперте это чревато мгновенной смертью, так что осторожнее.
Как убивать? Ничего сложного, нужно только немного практики. Для начала подходим к Ведьме вплотную. Именно вплотную, нельзя оставлять ни одного шага между вами. Рекомендуется заходить "лоб в лоб", но можно и сзади(тут будет чуть сложнее, т.к. её голова будет в пол-оборота). И вот тут мнения расходятся. Настоящие мастера не дожидаются, когда ведьма встанет. Они просто подсаживаются к ней и стреляют в подбородок. Но нужно помнить, что подсадка действует только при встрече "лоб в лоб". Если заходите сзади, то нужно подождать, пока она встанет во весь рост, и только тогда стрелять. В целом, это можно применять и спереди, но тут уже каждому своё(кто как привык).
Способ №3
Тоже довольно распространённый способ. Особенно часто применяется в версусе. Бывает так, что дробовиков нет, но зато есть снайперская винтовка. Как быть здесь? Всё дело в том, что выстрел из снайперки способен на некоторое время контузить Ведьму, если выстрелить прямо в голову. Примерно 5 секунд она будет просто отшатываться назад, и эти 5 секунд нельзя терять ни в коем случае. Тут есть два пути:
Первый - если снайперские винтовки у всей команды. В этом случае всё проще пареной репы. Один из команды стреляет Ведьме в голову. Пока та шатается, подключаются остальные и просто расстреливают её издалека. 4 снайперки обладают достаточной мощью, чтобы не дать Ведьме очнуться.
Второй - если снайперская винтовка только у одного. В этом случае надо, чтобы у кого-то было рукопашное оружие. Снайпер так же стреляет в голову. Второй в этом момент подбегает и начинает убивать Ведьму по принципу "Приклад - Удар", т.е. сначала ударяем прикладом, и только потом атакуем. И так до конца. Постоянные удары прикладом не дадут Ведьме очнуться, а каждая атака с рукопашного снимает около 250 хп(всего у Ведьмы 1000 хп). Учитывая то, что у неё ещё и пуля во лбу, убийство не займёт много времени.
В целом, со снайперки можно уложить Ведьму и в одиночку, следите только за точностью. Пара выстрелов мимо - и вам придётся помогать остальным.
Способ №4
Этот способ не для повседневного использования, т.к. он уникален и всё зависит от удачи.
В чём суть - "Режиссёр" имеет привычку иногда подшучивать. Спавнит мобов в убежище, Танка в огне и т.д. Бывает и так, что Ведьма сидит прямо у пропасти. Несложно догадаться, что если её туда скинуть, то проблема решена. Здесь так же может помочь снайперка. Но что если нет ни снайперки, ни дробовика, ни даже огня? Баллон. Газовый баллон. Довольно часто в локациях с пропастями можно найти газовые баллоны(как бы невзначай, ага). При встрече с Ведьмой подкидываем баллон под ноги и взрываем. Та же контузия на несколько секунд, но тут главное, чтобы взрывная волна отнесла Ведьму именно к пропасти. Некоторые на радостях могут кинуть баллон прямо перед Ведьмой, и тогда её просто унесёт назад, а не в пропасть. В итоге, про ный баллон и аптечка. Оно вам надо?
Кстати, таким же способом можно скидывать танков, но это уже другая история.
Заключение
Данный гайд призван помочь новичкам, которые ещё толком не освоились в этом прекрасном кооперативном шутере. Если кого-то распирает от щедрости и доброты, можете подкорректировать: что не так, может что-то добавить или убрать. Если знаете ещё что-то об инквизировании Ведьм - в комментарии. На этом всё. Спасибо за внимание.